Новости кто играл сталина в советских фильмах

Последний раз таким смельчаком был Михаил Геловани, который в 40-е годы играл Сталина в ряде фильмов. Ещё один актёр, который удивил меня, сыграв роль Сталина Игорь Кваша снялся в образе Сталина в фильме «Под знаком Скорпиона».

Слишком красив для Сталина

Актер Андро Кобаладзе сыграл Сталина в 15 фильмах. Не даром его называют Сталиным номер один советского и российского кино. Не даром его называют Сталиным номер один советского и российского кино.

Кто играет Сталина в сериале Власик? Чем известен актер?

Рекордсменом является Георгий Саакян: он сыграл Сталина в 36 фильмах. Ниже фильм, в котором актёр Михаил Геловани сыграл свою первую роль Сталина. Интересные факты Играющий Сталина Анатолий Дзиваев появился в этой роли на экране девять раз менее чем за десять лет Сергей Газаров уже играл Лаврентия Берию в фильме «Шпион». Список всех фильмов с Иосифом Сталиным. Итало-американский фильм с советским участием снял старший брат Никиты Михалкова (о нём ниже) на волне популярности темы.

Сыгравший Сталина актер Игорь Гузун стал бездомным и попал в дом престарелых

Среди непонятных актеру черт своего героя он нашел в образе Хрущева то, что его подкупило. И он [Хрущев] стоит, этот старик, и думает: «Как же так? Они же все получили от этой Родины, и почему же они так ее не любят? Честно говоря, из-за этой фразы я и решил, что буду это играть», — рассказывал Баринов. Актер на тот момент был очень занят и отказывался сниматься, однако его просто заставили это сделать. Говорили, что на премьере картины супруга Леонида Ильича была изумлена внешним сходством и вроде бы не сразу поверила, что на экране был не «настоящий вождь». Чтобы сыграть убедительно он пересмотрел всю кинохронику, где Леонид Ильич был запечатлен молодым. За это его любили все окружающие», — говорил Ваха. Пожилого Брежнева сыграл Сергей Шакуров, который сказал: «Я его любил, как и весь наш советский народ. Ну как его можно было не любить?

Да, смешной немножечко, обаятельный такой Винни-Пух». Еще на пробах всей съемочной группе стало ясно, что Шакуров в образе Леонида Ильича — прямое попадание в образ. Актер сделал самого человечного вождя в отечественном кино. Навигация по записям.

В 2012 году актёр удостоился звания "Заслуженный артист России". Актёр из "Балканского рубежа" Захаренков умер, не дожив до 40 Ранее сообщалось, что на 77-м году жизни умер поэт Лев Рубинштейн.

Поэту сделали операцию, у него, в частности, диагностировали сильную гематому головного мозга в острейшей стадии, раздробление таза, а также переломы скуловой и височной костей.

Бухути Закариадзе в роли Сталина. Сталин 1924. Сталин Иосиф Виссарионович редкие кадры. Арчил Гомиашвили Сталин. Гомиашвили в роли Сталина. Арчил Гоголашвили в роли Сталина. Николай Власик.

Тень Сталина 2015. Власик Николай Сидорович. Власик тень Сталина 2017. Серго Закариадзе в роли Сталина. Сталин в фильме освобождение. В роли Сталина в фильме освобождение. Депардье играет Сталина. Гела Месхи в роли Василия Сталина. Гела Месхи в фильме сын отца народов.

Тень Сталина сериал актёры. Дзиваев, Анатолий Гаврилович Сталин. Александр Домогаров убить Сталина. Убить Сталина сериал 2013. Домогаров Пореченков. Трубинер убить Сталина. Власик тень Сталина. Телохранитель Власик. Начальник охраны Власик.

Генерал Власик сериал. Василий Сталин. Василий Иосифович Джугашвили. Сын Сталина Василий. Василий Иосифович стали. Михаил Ульянов звезда эпохи. Ульянов Михаил в роли Сталина. Михаил Ульянов освобождение 1970. Михаил Ульянов Маршал Жуков.

Власик тень Сталина сериал. Тень Сталина сериал кадры. Телохранитель Сталина фильм. Сын вождя народов сериал. Арчил в роли Сталина. Сталинград фильм, 1989 Сталин. Орхан Абдулов Сталин. Троцкий сериал Сталин. Орхан Абдулов Троцкий.

Коба фильм про Сталина. Владимир Щербаков актер. Владимир Щербаков Берия. Газаров Берия. Щербаков, Владимир Александрович актёр. Враг народа Бухарин фильм. Враг народа Бухарин 1990. Рамаз Чхиквадзе Сталин. Андро Кобаладзе Сталин.

Власик Константин.

Партийное руководство также предупреждали о том, что Сталин добровольно из Москвы не уедет. Отказался он и от смены фамилии, пояснив: если ему не будут созданы соответствующие условия, «молчать он не будет» и расскажет всем, что осудили его в свое время необоснованно. Кроме того, Сталин не исключил новой попытки обращения в китайское посольство. Учитывая такую возможность, первые лица Советского Союза «в порядке исключения из действующего законодательства» постановили отправить Сталина в ссылку сроком на пять лет. Стены «Лефортово» Василий покинул 28 апреля 1961-го. Видя теперь в 39-летнем Сталине всего лишь поникшего старика с тяжелыми заболеваниями, фактически инвалида, ему «великодушно» позволили выбрать место своего изгнания.

Запрещалось только оставаться в Москве или ехать в Грузию. Сын «отца народов» предпочел закрытую для иностранцев Казань. Вместе с ним поселилась медсестра Мария Нузберг, докладывавшая чекистам о каждом шаге ссыльного. Сталин знал эту женщину еще по госпиталю и, очевидно, испытывал к ней чувства. По иронии судьбы, человек, когда-то награждавший спортсменов квартирами, дачами и машинами, отныне был вынужден ютиться в маленькой «однушке» на окраине столицы Татарской АССР. Если верить историку Алтеру Литвину, первому получившему доступ к секретному делу Сталина, он выбрал Казань из-за большого количества проживавших там летчиков — сотрудников Казанского авиазавода. Вопреки распространенному заблуждению, это не было захолустье.

Напротив, четыре дома сформировали во второй половине 1950-х обширное дворовое пространство и стали частью жилого квартала «Авиатор», который задумывался в 1930-х для рабочих предприятий авиастроения, а затем расширился и для офицерского состава. Все деревья, растущие сегодня в симпатичном дворе, были высажены жильцами в 1960-е годы. Василий Сталин в Казани Фото: «Ватаным Татарстан» Жизнь большинства обитателей была связана с небом: здесь жили летчики-испытатели, инженеры-конструкторы, командиры экипажей, работники казанского авиационного завода имени Горбунова и Казанского моторостроительного производственного объединения КМПО. Совершивший 26 боевых вылетов и сбивший в воздушных боях три немецких самолета Василий Сталин был среди них своим в доску. Кому-то даже довелось служить под его началом. Прежде в отведенной Сталину квартире проживал заводской инженер Соколов. Как-то раз к нему явились люди из домоуправления в сопровождении милиционера.

Предложили «двушку» в обход общей очереди. Сказали: остальное — не твое дело. Соколов согласился и съехал. А квартиру напичкали устройствами для прослушки. И вскоре жильцы начали замечать незнакомца, который им кого-то явственно напоминал. Вчера ко мне приходил Васька Сталин! Потом приходит другой летчик-испытатель — Анвар Каримов, сосед Исаева: "Ребята, Василий Сталин в нашем подъезде поселился, вчера ко мне приходил, мы с ним посидели".

Каримов в войну служил в дивизии Сталина. Может быть, Василий из каких-то источников об этом узнал». Василий Сталин в кабине Як-9 Фото: из архива С. Он не любил вспоминать о летной работе и не интересовался делами действующих летчиков. Лишь один раз Сталина видели в Казани, облаченным в летную форму, — на похоронах Каримова, погибшего на Ту-16 при дозаправке в воздухе. Со слов Балакина, он тогда заявил: «Пусть что хотят говорят и что хотят со мной делают, а друга я буду хоронить в генеральской форме». Жительница Казани Людмила Кутузова, дочь фотографа в газете стройтреста, к которому однажды пришел Сталин, запомнила неожиданного визитера как худощавого, рыжеватого мужчину с тросточкой и в очках в тонкой оправе, какие в городе тогда не встречались.

Как подчеркивала Кутузова, Василий не был похож на пьющего человека, несмотря на ходившие слухи о его увлечении спиртным. Он долго отказывался, поясняя: «Я родился и умру Сталиным». Но в конце концов все же согласился: нелегко было подниматься на пятый этаж с больной ногой и палкой, а за сговорчивость обещали выдать новое жилье — пониже и попросторнее. И все же добиться от Василия покорности властям не удалось.

Анатолий Дзиваев - биография, новости, личная жизнь

Шенгелая , « Партийный билет » 1936 г. Пырьев и «Высокая награда» 1939 г. Шнейдер , « Честь » 1938 г. Червяков и « Мужество » 1939 г. Калатозов , «Ночь в сентябре» 1939 г. Барнет и « Шахтеры » 1937 г. Предшествовал им снимавшийся еще в 1934 г. Эрмлера «Крестьяне». Поимка диверсанта или вредителя становилась обязательным атрибутом даже лирических кинокомедий. Напомним « Девушку с характером » 1939 г.

Юдин , « Аринку » 1940 г. Кошеверова и Ю. Музыкант , « Светлый путь » 1940 г. Как сегодня оценить тот факт, что сценарий низкопробного фильма « Ошибка инженера Кочина » написал по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина «Очная ставка» столь стойкий и благородный писатель, как Юрий Олеша? Нет, не был «Великий гражданин» только «глубоко личным» фильмом Ф. Эрмлера, он носил и «придворно-конъюнктурный характер». Об этом наглядно свидетельствует никогда не публиковавшееся ранее письмо Сталина в адрес руководителя кинематографического ведомства тех лет Б. Шумяцкого год спустя он был расстрелян как «враг народа» : «Б.

Сценарий т. Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны. Имеются, однако, ошибки. Это нетипично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами — пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов и революционером Желябовым. Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии.

Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова — Радека. Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа — за победу социализма в СССР, за ликвидацию всех остатков капитализма, за независимость и территориальную целостность СССР, за антифашизм и сближение с нефашистскими государствами против фашистских государств, против войны, за политику мира; другая программа — за реставрацию капитализма в СССР и свертывание социалистических завоеваний, против независимости СССР и за государственное расчленение СССР в угоду фашистским государствам, за сближение с наиболее сильными фашистскими государствами против интересов рабочего класса и в ущерб интересам нефашистских государств, за обострение военной опасности и против политики мира. Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий[ 1. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по всему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека. С ком. Эту сталинскую концепцию, столь четко выраженную в письме, следует рассматривать на фоне той истеричной вакханалии «охоты на ведьм», которая развернулась в стране — на страницах газет, на собраниях, на киноэкранах. Ровно неделю спустя после сталинского письма относительно «Великого гражданина» передовая статья «Правды» провозглашала: «Ни одна неполадка, ни одна авария не должны пройти для нас незамеченными. Мы знаем, что агрегаты сами не ломаются, котлы сами не взрываются. За каждым таким актом спрятана чья-то рука.

Не рука ли это врага — вот первый вопрос, который должен возникнуть у каждого из нас в тех случаях». И горе тем, кто, по мнению Сталина и его ближайшего окружения, разоблачал «скрытых врагов» и агентов, их жен и детей недостаточно энергично. Так, летом 1937 года в статье о перевыборах в комсомоле, указав, что они прошли уже в более чем полторы тысячи первичных организаций, «Правда» угрожающе констатировала: «Между тем по пальцам можно пересчитать собрания, где остро, боевито обсуждались вопросы комсомольской работы, где в ходе обсуждения кандидатур были разоблачены отпрыски фашистских агентов, пробравшиеся в комсомол». Только с учетом условий тех лет, когда нарастал чудовищный террор против собственного народа, когда население страны ежедневно отравлялось ядом подозрительности, когда процветали вопиющие беззакония, пытки, когда в потоке взаимного доносительства невозможно уже было отделить обезумевших от страха обывателей от беспринципных карьеристов, следует анализировать фильм «Великий гражданин» и письмо Сталина относительно первого варианта его сценария. Отдельные пункты сталинского письма, то есть отдельные конкретные указания, были учтены авторами фильма. Относительно первого — о нетипичном противопоставлении возраста представителей ЦК и «оппозиции» — можно прочитать в воспоминаниях одного из авторов сценария Михаила Блеймана кстати, подвергнутого в конце 40-х годов жестоким обвинениям в космополитизме. Он мог и не ведать, что установка исходила лично от Сталина. Наказы сценаристам могли исходить опосредствованно, через какого-либо чиновника киноведомства. В 70-е годы Блейман рассказывал в книге с символическим названием «О кино — свидетельские показания»: «Работали мы трудно, нам мешала найденная вначале произвольная концепция сюжета — удобная и неверная.

Шла борьба между отцом и сыном, причем сын был прав, а отец — нет. Вольно или невольно борьба в картине становилась борьбой поколений. Это было исторически неверно. Хотя и удобно. Мы пошли за правдой и отказались от этой схемы». Что касается удаления портрета Желябова — сталинского указания не допустить сравнения террора троцкистов и зиновьевцев с народовольцами , то еще на процессе Зиновьева , Каменева и других летом 1936 года государственный обвинитель Вышинский опровергал, видимо, набиравшую популярность идею о сравнимости действий оппозиции и народовольцев: «Проводить сравнения с периодом террора народовольцев поистине бессовестно. Преисполненный уважения к памяти тех, кто во времена Народной воли честно и искренне боролся против царского самодержавия, за свободу, — правда, своими особыми, не всегда безупречными методами, — я категорически отвергаю эту кощунственную параллель». Этот факт еще раз доказывает, сколь скрупулезно совмещал Сталин свои консультации по киносценариям и режиссуру процессов над ленинскими соратниками. Картину увидели миллионы советских патриотов одновременно с тем, как в Октябрьском зале Дома союзов прокурор СССР от имени свободных народов великой страны подводил судебный итог беспримерным преступлениям грязных изменников.

Третье сталинское указание как будто свидетельствует о скромности вождя. Действительно, лицемер Сталин мог себе позволить такое, да и следовало попридержать чрезмерно ретивых авторов сценария — мол, не со Сталиным все-таки, а с ЦК боролись фракционеры. Но это тот редчайший случай, когда конкретную установку Сталина можно было и обойти. И наоборот, оказаться наказанным, если следовать ей буквально. В фильме — множество реплик, посвященных Сталину, портрет вождя — и в спальне Шахова, и на заводских стенах. Одна из сцен в опубликованном в 1942 году сценарии — ночью в кабинете Шахова прообразом которого, как было указано в титрах, послужил С. Киров два посетителя. Уполномоченный КПК и одновременно талантливый изобретатель Кац и второй секретарь крайкома Земцов который впоследствии окажется провокатором, засланным в партию еще царской охранкой, а теперь связавшийся с иностранной агентурой. Рассеянный, задумчивый хозяин кабинета вдруг преображается — он настойчиво начинает спрашивать: крепка ли Советская власть?

Я вас спрашиваю, могут или не могут?! Он об этом говорит из года в год, на каждом съезде, предупреждает все время…! Научиться думать и работать по-сталински». И действительно, бдительность Шахова — поистине сталинская. Например, в одной из дискуссий скрытый враг Карташов возражает Шахову: «Я этого не говорил». Шахов останавливается на секунду: «Но так получается: ты, очевидно, так думал». Или заключительные кадры фильма — под звуки траурного марша Кац произносит слова прощания у гроба Шахова, убитого врагами народа. Он вспоминает, как бдителен был Шахов еще десять лет назад, когда решался вопрос «кто — кого», — «в годы, когда партия начинала новое великое наступление, когда человеческое отребье всех мастей и оттенков шипело, каркало, клеветало, пытаясь нас остановить, смутить, запугать. Как чертей от ладана, их корежило и кривило даже от одного имени — Сталин.

За этим именем пошли миллионы, и передовую когорту бойцов народная молва нарекла простым и почетным званием — сталинцы. И верным сталинцем — мужественным и честным борцом за народное дело — был наш дорогой… такой дорогой Петр Михайлович Шахов». Далее Кац напоминает сказанные еще в 1925 году слова Шахова: «Партия большевиков строит новую жизнь, осуществляет вековую мечту человечества! И всякого, кто встанет на ее пути, всякого, кто попытается остановить нашу работу, — народ уничтожит! Священная беспощадность к единицам во имя счастья миллионов подчеркнуто мною. Умер Петр Михайлович Шахов. Он был такой же, как мы, — только чуть выше… У него были такие же глаза, как у нас, — только немного зорче… Он думал о том же, о чем думаем мы, — только гораздо глубже… У него были великая любовь, великая вера и великая ненависть. И это он нам завещал — великую ненависть к врагам, великую веру в нашу победу и великую любовь к народу, к партии, к Сталину». Раненый Ленин обращается к профессору Минцу: «Доктор, вы коммунист и должны говорить прямо.

Если это конец, я должен сделать распоряжение. Вызвать Сталина». На съемках возникло сомнение относительно текста заключительной сцены: Ленин, еще не оправившийся от ранения, суетливо усаживал молодого и здорового Сталина в мягкое кресло, а сам садился на стульчик. И тогда руководитель кинематографии С. Дукельский без слов вынул из сейфа экземпляр сценария, на последней странице которого была начертана резолюция: «Очень хорошо. Мелкой придиркой на фоне событий того периода покажется, наверное, такой факт. В письме от 27 января 1937 года Сталин пишет, что преступления, показанные в сценарии, бледнеют перед фактами, вскрытыми процессом Пятакова — Радека , и что сценарий следует переделать, чтобы отразить «все то основное», что вскрыто этим процессом. Но ведь приговор обвиняемым был вынесен лишь 30 января. Что касается образа Пятакова , то его фамилия отсутствует во всех опубликованных вариантах сценария.

А в фильме он тем не менее налицо! И наиболее гнусная фигура: рассказывает о связях с зарубежными центрами, передаст приказы Троцкого , планирует проведение под прикрытием «стихийных бедствий» чудовищных диверсий. И все-таки «высшей точкой сценария», вопреки Сталину, оказалось убийство Шахова! Медленно поворачивается дверная ручка — Шахов идет навстречу гибели. И на экране искаженное ужасом лицо нового директора завода Нади Колесниковой в исполнении репрессированной впоследствии Зои Федоровой. Как оценивать фильм в наши дни? Думаю, ни о каком другом фильме, о процессе съемок его, кроме, может быть, « Чапаева », не написано столько статей и воспоминаний, заметок и откликов. И сегодня следует признать — фильм талантлив, сделан на высоком профессиональном уровне, подобран ансамбль замечательных актеров. И тем не менее в корне неверны разбросанные по различным страницам изданного в 1986 году «Энциклопедического словаря кино» дифирамбы в адрес «Великого гражданина».

Что этот фильм имеет принципиальное значение для развития искусства социалистического реализма в кино с. Что, несмотря на то что «фильм не был свободен от некоторых ошибок в изображении классовой борьбы начала 30-х гг. И наконец, что «в исполнении Н. Боголюбова Шахов стал одним из памятных героев, воплотив на экране тип политического деятеля ленинской формации» с. Свое выступление перед съемочным коллективом второй серии фильма «Великий гражданин» Ф. Эрмлер начал с пассажа: «Я не намерен да, к сожалению, я этого и не могу открывать Америки. У меня есть только одна мысль, и мысль не новая. А фильм оказался «большой ложью». Это выпукло показано в работе безвременно скончавшегося Макса Бременера «Испытание правдой.

Размышления о фильме Ф. Эрмлера «Великий гражданин» Искусство кино. Разные взгляды высказываются по поводу личности режиссера Ф. Конечно, плохая услуга, на мой взгляд, оказана памяти режиссера в недавнем заявлении известной актрисы Э. Быстрицкой , что «Эрмлер был честным художником, несгибаемым человеком и, конечно, в сталинские годы был в опале», то есть работал не за страх, а за совесть. Но нельзя забывать главный девиз тех страшных лет: «Кто не с нами, тот против нас», и даже маленький шажок в сторону рассматривался как попытка к побегу — выстрел следовал без предупреждения. А на «верноподданных» сталинской тирании сыпался дождь поощрений и наград. Получив Сталинскую премию за «Великого гражданина», Ф. Судя по его статьям тех лет, «сталинский наказ» он выполнял с рвением, профессионально, ему помогало то, что в кинематограф он пришел из органов ЧК.

Хотя, нет сомнений, и над ним, как и над каждым советским человеком, висела угроза репрессий.

Ему «посчастливилось» умереть еще в 1919 году и таким образом избежать ярлыка «врага народа» во время сталинских партийных чисток. После XX съезда все упоминания о Сталине из сюжета были удалены. Как и «Выборгская сторона», «Человек с ружьем» изображает Октябрьскую революцию глазами простого большевика Ивана Шадрина, который по ходу действия неоднократно встречает Ленина. Сталин, естественно, представлен как его ближайший сподвижник, заменяющий собой всю партию.

Лента входит в каноническую лениниану, поскольку образ вождя революции занимает в сценарии центральное место. Ленин — мудрец, подобный Лао-цзы, и в то же время лучший друг любого рабочего. Он с отеческой теплотой общается с Шадриным, когда тот охраняет Смольный отсюда и название пьесы , в другой сцене ест с Шадриным и его другом картошку. Во время выступления на Путиловском заводе Ленин изображен как бесстрашный борец с капитализмом, будущий основатель самого справедливого государства. Товарищ Сталин присутствует почти в каждой сцене с Лениным.

Образ Сталина в советских фильмах 1930-х оставался практически неизменным. В первую очередь он — главная опора Ленину в революционной работе, но также будущий хранитель его наследия и продолжатель партийного дела. Начинает складываться и его образ отца народов. Сталин по-отечески добр и непосредственен в общении с Шадриным, сочувствует его нуждам, дает ему веру в себя, прощает минутную слабость при столкновении с белым генералом, замечая, что «в другой раз солдат перед генералом не оробеет». Подлинным триумфом сталинианы стал выход фильма Михаила Чиаурели «Великое зарево» к очередной годовщине Октябрьской революции в 1938 году.

Чиаурели работал на провинциальной Тбилисской киностудии, которая его стараниями быстро стала центром кинопропаганды. Режиссер был лично знаком с советским лидером, персонаж Сталина появляется в четырех его фильмах. Также Чиаурели выступил одним из режиссеров «Великого прощания» — хроникальной картины, посвященной траурным мероприятиям в связи со смертью Сталина. Это неудивительно, ведь иначе пришлось бы вырезать половину фильма, включая финал, в котором по-буддистски спокойный Сталин произносит «это великое зарево», наблюдая с набережной залп «Авроры» по Зимнему дворцу. Михаил Геловани, один из постоянных исполнителей ролей Сталина наряду с Алексеем Диким и Андро Кобаладзе , добился под руководством Чиаурели удивительной органики.

Образ Сталина в «Великом зареве» вроде бы повторяет основную концепцию киновоплощений генералиссимуса 1930-х. Сталин и в «Великом зареве» — ближайший сподвижник Ленина, его правая рука, непосредственный проводник в жизнь ленинских решений. В то же время Чиуарели удалось очеловечить Сталина, не потеряв при этом в монументальности. Во всех сценах, где требуется хладнокровно принимать решения, персонаж невозмутим.

Он вспоминает, как бдителен был Шахов еще десять лет назад, когда решался вопрос «кто — кого», — «в годы, когда партия начинала новое великое наступление, когда человеческое отребье всех мастей и оттенков шипело, каркало, клеветало, пытаясь нас остановить, смутить, запугать. Как чертей от ладана, их корежило и кривило даже от одного имени — Сталин. За этим именем пошли миллионы, и передовую когорту бойцов народная молва нарекла простым и почетным званием — сталинцы. И верным сталинцем — мужественным и честным борцом за народное дело — был наш дорогой… такой дорогой Петр Михайлович Шахов».

Далее Кац напоминает сказанные еще в 1925 году слова Шахова: «Партия большевиков строит новую жизнь, осуществляет вековую мечту человечества! И всякого, кто встанет на ее пути, всякого, кто попытается остановить нашу работу, — народ уничтожит! Священная беспощадность к единицам во имя счастья миллионов подчеркнуто мною. Умер Петр Михайлович Шахов. Он был такой же, как мы, — только чуть выше… У него были такие же глаза, как у нас, — только немного зорче… Он думал о том же, о чем думаем мы, — только гораздо глубже… У него были великая любовь, великая вера и великая ненависть. И это он нам завещал — великую ненависть к врагам, великую веру в нашу победу и великую любовь к народу, к партии, к Сталину». Раненый Ленин обращается к профессору Минцу: «Доктор, вы коммунист и должны говорить прямо. Если это конец, я должен сделать распоряжение.

Вызвать Сталина». На съемках возникло сомнение относительно текста заключительной сцены: Ленин, еще не оправившийся от ранения, суетливо усаживал молодого и здорового Сталина в мягкое кресло, а сам садился на стульчик. И тогда руководитель кинематографии С. Дукельский без слов вынул из сейфа экземпляр сценария, на последней странице которого была начертана резолюция: «Очень хорошо. Мелкой придиркой на фоне событий того периода покажется, наверное, такой факт. В письме от 27 января 1937 года Сталин пишет, что преступления, показанные в сценарии, бледнеют перед фактами, вскрытыми процессом Пятакова — Радека , и что сценарий следует переделать, чтобы отразить «все то основное», что вскрыто этим процессом. Но ведь приговор обвиняемым был вынесен лишь 30 января. Что касается образа Пятакова , то его фамилия отсутствует во всех опубликованных вариантах сценария.

А в фильме он тем не менее налицо! И наиболее гнусная фигура: рассказывает о связях с зарубежными центрами, передаст приказы Троцкого , планирует проведение под прикрытием «стихийных бедствий» чудовищных диверсий. И все-таки «высшей точкой сценария», вопреки Сталину, оказалось убийство Шахова! Медленно поворачивается дверная ручка — Шахов идет навстречу гибели. И на экране искаженное ужасом лицо нового директора завода Нади Колесниковой в исполнении репрессированной впоследствии Зои Федоровой. Как оценивать фильм в наши дни? Думаю, ни о каком другом фильме, о процессе съемок его, кроме, может быть, « Чапаева », не написано столько статей и воспоминаний, заметок и откликов. И сегодня следует признать — фильм талантлив, сделан на высоком профессиональном уровне, подобран ансамбль замечательных актеров.

И тем не менее в корне неверны разбросанные по различным страницам изданного в 1986 году «Энциклопедического словаря кино» дифирамбы в адрес «Великого гражданина». Что этот фильм имеет принципиальное значение для развития искусства социалистического реализма в кино с. Что, несмотря на то что «фильм не был свободен от некоторых ошибок в изображении классовой борьбы начала 30-х гг. И наконец, что «в исполнении Н. Боголюбова Шахов стал одним из памятных героев, воплотив на экране тип политического деятеля ленинской формации» с. Свое выступление перед съемочным коллективом второй серии фильма «Великий гражданин» Ф. Эрмлер начал с пассажа: «Я не намерен да, к сожалению, я этого и не могу открывать Америки. У меня есть только одна мысль, и мысль не новая.

А фильм оказался «большой ложью». Это выпукло показано в работе безвременно скончавшегося Макса Бременера «Испытание правдой. Размышления о фильме Ф. Эрмлера «Великий гражданин» Искусство кино. Разные взгляды высказываются по поводу личности режиссера Ф. Конечно, плохая услуга, на мой взгляд, оказана памяти режиссера в недавнем заявлении известной актрисы Э. Быстрицкой , что «Эрмлер был честным художником, несгибаемым человеком и, конечно, в сталинские годы был в опале», то есть работал не за страх, а за совесть. Но нельзя забывать главный девиз тех страшных лет: «Кто не с нами, тот против нас», и даже маленький шажок в сторону рассматривался как попытка к побегу — выстрел следовал без предупреждения.

А на «верноподданных» сталинской тирании сыпался дождь поощрений и наград. Получив Сталинскую премию за «Великого гражданина», Ф. Судя по его статьям тех лет, «сталинский наказ» он выполнял с рвением, профессионально, ему помогало то, что в кинематограф он пришел из органов ЧК. Хотя, нет сомнений, и над ним, как и над каждым советским человеком, висела угроза репрессий. Ведь в процессе создания фильма «Великий гражданин» были арестованы четыре члена творческой группы, двое из них погибли в сталинских застенках. Впечатляют свидетельства Ф. Эрмлера и других авторов сценария о том, как они не могли найти исполнителя на роль «одного из главарей троцкистско-зиновьевской банды» — Карташова: «Актеры отказывались играть врага. Они боялись этой роли, боялись ненависти зрителя».

И пришлось потом долго уговаривать подобранного для этой роли И. Берсенева, ибо тот наотрез отказывался: «А ежели сыграешь хорошо, нельзя будет показываться в трамвае. Мальчишки непременно проломят череп булыжником». В 1938 году Ф. Эрмлер писал, что в образ врага актер начал входить путем изучения закрытых материалов судебных процессов 30-х годов, работ Сталина. В 60-е годы он уже утверждал, что большую роль сыграли «Бесы» Достоевского, которые были переданы актеру. Мы старались проследить ход его мыслей, рождение его выводов и прогнозов». Авторы сценария «Великого гражданина» вынуждены были играть неблаговидную роль в той трагедии, которая постигла все руководство «Ленфильма» во главе с Адрианом Пиотровским, расстрелянное в 1938 году.

В том же году Ф. Эрмлер и другие авторы сценария на страницах журнала «Искусство кино» утверждали: «Мы получили наглядный урок классовой борьбы на опыте постановки собственной вещи. Сценарий не давали снимать, потому что он якобы нуждался в доработке; сценарий не давали снимать, ставя вдруг под сомнение его политическую актуальность. Расчет был на то, что мы… сдадимся… потому что прямо запретить постановку враги народа боялись, не могли». И все-таки вряд ли стоит изображать Ф. Эрмлера этаким «исчадием ада» в ряду своих коллег. Ведь много похожего вынуждены были говорить, писать и делать в те страшные годы и другие наши ведущие деятели кинематографа, портреты которых ныне украшают фойе Центрального Дома кино Союза кинематографистов. Задача — взять это дело в свои руки» [2].

Поставленную задачу Сталин выполнил «буквально» и с лихвой: как свидетельствуют очевидцы, начиная с конца 30-х годов, он лично осуществлял контроль над производством и выпуском на экран практически каждого советского фильма. Как известно, 13 томов Собрания сочинений Сталина вышли в свет при его жизни. Чтобы разобраться во всех ужасах сталинщины, обществоведам необходимо вновь и вновь обращаться к сталинским работам. Уже после его смерти были подготовлены к печати заключительные 14-йи 15-й тома. Появились сигнальные экземпляры, но тираж в свет не вышел. Причину разгадать нетрудно — в руководстве партии шла борьба накануне XX съезда, издание заключительных томов Собрания сочинений Сталина, комментированных в апологетическом духе, противоречило бы линии на развенчание культа личности. В наши же дни сохранившиеся отдельные сигнальные экземпляры последних томов представляют огромную ценность. Особую роль в понимании событий периода с лета 1934 по весну 1953 года играют те сталинские работы, которые никогда не публиковались, их планировали включить в 14-й и 15-й тома с примечанием: «Печатается впервые».

Поразительный факт: составители 14-го тома, размещая сталинские работы в хронологическом порядке, не смогли под рубрику «1940 год» найти ни одной сталинской строчки, кроме трех работ по кино, точнее сказать — по отдельным киносценариям. Если судить по Собранию сочинений, Сталин в течение этого года лишь читает киносценарии и дает им оценки. По поводу одного из фильмов проводит даже специальное совещание. Наибольший интерес, на наш взгляд, из нескольких сталинских работ по кино имеет датированная 9 сентября 1940 года краткая запись «Из выступления на совещании о фильме «Закон жизни». Конечно, сам факт беспощадной критики Сталиным сценария фильма «Закон жизни» теперь уже широко известен — достаточно обратиться, например, к опубликованным в 1988 году в журнале «Знамя» воспоминаниям Константина Симонова « Глазами человека моего поколения ». Вчитаемся внимательно в текст этого документа. Сначала я хочу сказать по вопросу, не имеющему прямого отношения к сценарию Авдеенко , — о подходе к литературе. Есть подход к литературе с точки зрения ее правдивости, объективности.

Значит ли эта правдивость и объективность, что литератор может быть и должен быть беспристрастным, просто срисовывать, фотографировать? Можно ли приравнять живого человека, литератора, который хочет быть правдивым и объективным, можно ли его приравнять к фотографическому аппарату? Никак нельзя. Значит, правдивость, объективность должна быть не бесстрастная, а живая. Писатель — это живой человек, он кому-то из своих героев сочувствует, кого-то недолюбливает. Значит, правдивость и объективность — это есть правдивость и объективность, которая служит какому-то классу. Плеханов говорил, что литература не может быть тенденциозной, а когда расшифровал это, вышло, что литература должна служить какому-то классу, какому-то обществу. Поэтому литература не может быть каким-то фотографическим аппаратом.

Не так надо понимать правдивость. Не может быть литературы без страсти, она всегда кому-то сочувствует, кого-то ненавидит. Я считаю, что с этой точки зрения мы и должны подходить к оценке литературы, — с точки зрения правдивости и объективности. Требуется ли, чтобы произведения показывали нам врага лишь в его главнейшем, отрицательном виде? Это правильно или неправильно? Есть разная манера писать, например, манера Гоголя или Шекспира. У них есть выдающиеся герои — отрицательные и положительные. Когда читаешь Гоголя или Грибоедова, то находишь героя с одними отрицательными чертами.

Все отрицательные черты концентрируются в одном лице. Это другая манера письма. Я бы предпочел, чтобы наша литература показывала врагов не как извергов, а как людей, враждебных нашему обществу, но не лишенных некоторых человеческих черт. У самого последнего подлеца есть какие-то человеческие черты, он кого-то любит, кого-то уважает, ради кого-тохочет жертвовать. Я бы предпочел, чтобы наши писатели изображали врагов в таком виде, врагов сильных. Какой же нам будет плюс, если мы шумели, если была классовая борьба, борьба капитализма с социализмом, и вдруг оказалось, что мы замухрышку разбили. И враги много шумели, не так уж слабы они были. Разве не было среди них сильных людей?

Почему Бухарина, каким бы он ни был чудовищем, не изобразить так, что у него были и какие-то человеческие черты. Троцкий — враг, но он был способный человек, бесспорно, — изобразить его надо как врага, но имеющего не только отрицательные черты. Нам нужна правдивая литература, изображающая врага полноценно — не только отрицательные, но и положительные черты, которые у него были, например, упорство, последовательность, смелость идти против общества. И не в том дело, что тов. Авдеенко дает врагов в приличном свете, а в том, что победителей, которые разбили врагов, повели страну за собой, он оставляет в стороне, для них красок у него не хватает. Вот в чем дело. В этом его основная необъективность и неправдивость. Много говорили здесь о том, что не надо потакать молодым, начинающим писателям, не надо их рано выдвигать вперед, потому что от этого голова кружится у людей и они портятся.

Это, конечно, верно, но нельзя проповедовать и какую-то цеховщину в профессиональной литературе. Раньше смотрели так: и ученик может быть способный, но ему положен срок. Подмастерье может быть на три головы выше мастера, но раз положен срок, то он должен его отработать.

Иронично, что искусство фоторетуши, которым активно пользовался сталинский режим, стремясь не только расстрелять неугодных вождю, но стереть саму память о них, было позднее применено и к самому Сталину. Другим известным фильмом 1930-х с участием персонажа Сталина, который был перемонтирован после XX съезда, стала «Выборгская сторона» Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

Эта лента тоже посвящена революционным событиям 1917 года, но, в отличие от «Ленина в Октябре», фильм рассказывает частную историю большевика Максима, который борется с врагами революции в Петрограде и даже раскрывает заговор против Ленина. Так как Козинцев и Трауберг не претендовали на документальность, им не было нужды сверяться с очередным изданием истории КПСС. Сталин присутствует рядом с Лениным по вполне понятной причине — не один же Владимир Ильич направлял толпы рабочих и крестьян на свержение самодержавия. Остальные сподвижники Ленина к концу 1930-х, как мы уже сказали, были разоблачены как враги народа. По той же причине в ленте Козинцева-Трауберга появился Я.

Свердлов, один из ключевых деятелей Октябрьской революции. Ему «посчастливилось» умереть еще в 1919 году и таким образом избежать ярлыка «врага народа» во время сталинских партийных чисток. После XX съезда все упоминания о Сталине из сюжета были удалены. Как и «Выборгская сторона», «Человек с ружьем» изображает Октябрьскую революцию глазами простого большевика Ивана Шадрина, который по ходу действия неоднократно встречает Ленина. Сталин, естественно, представлен как его ближайший сподвижник, заменяющий собой всю партию.

Лента входит в каноническую лениниану, поскольку образ вождя революции занимает в сценарии центральное место. Ленин — мудрец, подобный Лао-цзы, и в то же время лучший друг любого рабочего. Он с отеческой теплотой общается с Шадриным, когда тот охраняет Смольный отсюда и название пьесы , в другой сцене ест с Шадриным и его другом картошку. Во время выступления на Путиловском заводе Ленин изображен как бесстрашный борец с капитализмом, будущий основатель самого справедливого государства. Товарищ Сталин присутствует почти в каждой сцене с Лениным.

Образ Сталина в советских фильмах 1930-х оставался практически неизменным. В первую очередь он — главная опора Ленину в революционной работе, но также будущий хранитель его наследия и продолжатель партийного дела. Начинает складываться и его образ отца народов. Сталин по-отечески добр и непосредственен в общении с Шадриным, сочувствует его нуждам, дает ему веру в себя, прощает минутную слабость при столкновении с белым генералом, замечая, что «в другой раз солдат перед генералом не оробеет». Подлинным триумфом сталинианы стал выход фильма Михаила Чиаурели «Великое зарево» к очередной годовщине Октябрьской революции в 1938 году.

Чиаурели работал на провинциальной Тбилисской киностудии, которая его стараниями быстро стала центром кинопропаганды.

Миры Валтасара: как изображали Сталина в кино

На роль был утвержден артист Малого театра Алексей Дикий, который до этого уже дважды играл Сталина в кино: "Рядовой Александр Матросов" и "Третий удар". Александру Збруеву играть Сталина, в годы правления которого был расстрелян отец актёра, было очень непросто. В советском кино еще много кто играл вождя, но, пожалуй, чаще всего эта роль доставалась Михаилу Геловани.

Фильмы и сериалы про Иосифа Сталина

Первым исполнителем роли Ленина в Советском кино стал непрофессиональный актёр, рабочий Василий Никандров в фильме С. М. Эйзенштейна «Октябрь», 1927. Он активно снимался в сериалах и кино, самой его заметной работой стала роль в картине «Зоя», где артист сыграл Иосифа Сталина. Кстати, фильм этот практически не упоминается в современных исследованиях о советском кино 30-40-х годов. Сыграл сталина. Анатолий Дзиваев Сталин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий