Таким образом, иерей в православной церкви сыграл важную роль в обществе и церковной жизни, служа как духовным наставником, священником и пастырем для верующих.
Вертикаль православной власти: кто на самом деле руководит в РПЦ
Церковные саны православной церкви Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего. Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе.
Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается. Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение.
Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15—20 лет. Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях. Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец».
В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями: совершать богослужения и другие таинства; нести учение людям; проводить причащение. Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой. Этот сан дается в награду за какие-то заслуги.
Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев. Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве.
Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью. Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет. Черное духовенство К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон". Это человек, который является священником.
Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию наделение человека правом совершать таинства. Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря.
При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения. Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла — посоха.
На этот счет существует обширная православная литература, но для краткости сошлемся здесь лишь на Священное Писание. Апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» 1 Петр. Апостола Павел говорит пастырям Ефесским: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею… Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» Деян. О сем же он говорит в Послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» Тит.
Не так давно РПЦ вела диалог с разными протестантскими церквами по поводу недопустимости женского священства, которое в ряде этих церквей практиковалось. И тогда наши богословы пришли к выводу, что в Священном Писании нет указаний на то, что священником иереем, пастырем, пресвитером может быть только мужчина. Не знаю, как эти «великие» богословы читали Священное Писание, но вот же есть апостольское: таковым может быть только «муж одной жены» Тит. Мы можем даже опустить «одной жены», и тогда останется, что священником может быть только муж, то есть мужчина… Но это так, к слову. Он должен быть непорочен, то есть обладать высокими нравственными качествами. Чего в наш грешный, развращенный век, к сожалению, днем с огнем не сыскать. Впрочем, это не смертельно, если у кандидата в иереи по-церковному, ставленника есть твердое желание и воля от всего сердца послужить Пастыреначальнику в качестве пастыря овец православных — сокращенно ПОП.
Тогда благодать Божия «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» , подаваемая таковому в Таинстве Священства , восполнит его немощи и научит его не только тому, как пасти стадо Христово, но и как спасти собственную душу. Откуда берутся недостойные священнослужители Правда, нравственный уровень нынешнего православного священства все равно оставляет желать лучшего. Что вызывает множество нареканий со сторон мирян. Но им можно ответить примером из жития одного Оптинского старца. Как-то некий послушник спросил его: «Отче! А почему сейчас так мало хороших монахов»? Ведь первые, то есть монахи, происходит из последних, то есть из послушников».
Итак, миряне, почему сейчас так мало хороших священников? Правильно: потому что мало хороших мирян. Ведь первые, то есть священнослужители, происходят из последних, то есть мирян! Как ни странно, ныне проблемой является и уже упомянутое «муж одной жены». Сейчас пошла очень плохая «мода» среди матушек жен священнослужителей бросать своих батюшек, о чем раньше и слыхом не слышали. Раньше это было единичные, исключительные случаи. А сейчас, как я узнал недавно, около 20 процентов браков священнослужителей заканчивается разводом!
И чаще всего по вине матушек. Правда, бросают они, в основном, диаконов. И зачем далеко ходить. На том приходе, где я служу последние 10 лет, сменилось 7 диаконов, из них трое ушли из-за того, что их бросили супруги. Самый «выдающимся» был последний случай. К нам на приход назначили молодого диакона — красивый, высокий, видный парень, и к тому же толковый, службу знал хорошо и хорошо служил. А с ним пришла молодая 17-летняя жена они из-за ее «малолетства» расписались через суд.
Как только они пришли, я, зная предыдущие истории «брошенных» диаконов, решил, так сказать, превентивно побеседовать с этой молодкой, кстати говоря, ученицей каких-то наших катехизических курсов. Никогда я его не брошу, я его люблю больше жизни» и т. И что же, прошло каких-то полгода, и наш диакон сообщает, что жена уходит от него под каким-то предлогом.
Старшие из иеромонахов, которым обычно поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами. Игумен греч. В древности, и в настоящее время во многих Поместных Церквах, игумен это начальник монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже его стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера. В ряде Поместных Церквей, звание игумен используется как иерархическая награда.
В Русской Православной Церкви так было до 2011 года. Архимандрит греч. В древности так назывались лица, возглавлявшие несколько монастырей, напр. В особых случаях это звание дается как иерархическая награда. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера. Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве — иеродиаконы. Диаконы не совершают Таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами, а старшие из иеродиаконов в монастырях — архидиаконами.
Эти звания означают, первенство чести, а не власти. Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы то есть помощники диакона ; чтецы псаломщики ; алтарники свещеносцы или пономари.
Кто это и чем он отличается от иеромонаха? Стоит отметить, что само слово с греческого языка переводится как "жрец", в Русской церкви - это священник, которого в монашеском чине называют иеромонахом. В официальной или торжественной речи к священникам принято обращаться "Ваше Преподобие". Иереи и иеромонахи имеют право возглавлять церковную жизнь в городских и сельских приходах и называются они настоятелями. Подвиги священников Иереи и иеромонахи в эпоху великих потрясений ради веры жертвовали собой и всем тем, что у них было. Именно так подлинные христиане держались за спасительную веру во Христа.
Их настоящий подвижнический подвиг церковь никогда не забывает и чтит со всеми почестями. Не каждый знает, сколько иереев-священников погибло в годы страшных испытаний. Их подвиг был настолько велик, что невозможно себе даже представить. Окончив гимназию с серебряной медалью, он пошел учиться в Московский университет на медицинский факультет, но потом перевелся на историко-филологический факультет и окончил его в 1917 году. В годы студенчества он посещал богословский кружок имени Иоанна Златоуста. В годы войны 1914 года Мечев работал в санитарном поезде братом милосердия. В 1917-м он часто бывал у патриарха Тихона, который с особым вниманием относился к нему. В 1918 году он получает благословение принять священство от После этого, будучи уже отцом Сергием, никогда не оставлял своей веры в Господа Иисуса Христа и в самые сложные времена, пройдя лагеря и ссылки, даже под пытками не отказался от нее, за что и был расстрелян 24 декабря 1941 года в стенах Ярославского НКВД. Сергия Мечева причисли к лику святых новомучеников в 2000 году РПЦ.
Получив семинарское образование, он был посвящен в сан священника и стал служить в одном из сел Запорожья. Так бы и трудился он в своих смиренных молитвах, если бы не революция 1917 года. В 1920-1930-х годах его особо не коснулись гонения советской властью. Но в 1936 году в селе Тимошовка Михайловского района, где он жил с семьей, местные органы закрыли церковь. Ему было уже тогда 64 года. Тогда иерей Алексей пошел работать в колхоз, но как священник продолжал свои проповеди, и везде находились люди, которые готовы были его слушать. Власти не смирились с этим и отправляли его в дальние ссылки и тюрьмы. Иерей Алексей Усенко безропотно терпел все лишения и издевательства и до конца дней был верен Христу и Святой Церкви. Запорожская епархия обратилась в Священный Синод УПЦ, чтобы рассмотреть вопрос причисления иерея Алексея Усенко к лику местночтимых святых.
Священномученик Андрей Иерей Андрей Бенедиктов родился 29 октября 1885 года в селе Воронино в Нижегородской губернии в семье священника Николая Бенедиктова. Его вместе с другими священнослужителями православных церквей и мирянами арестовали 6 августа 1937 года и обвинили в антисоветских разговорах и участии в контрреволюционных церковных заговорах. Иерей Андрей виновность свою не признал и против других показаний не давал. Это был настоящий священнический подвиг, он умер за свою непоколебимую веру в Христа. К лику святых был причислен Архиерейским собором РПЦ 2000 году. Василий Гундяев Он был дедом российского патриарха Кирилла и тоже стал одним из ярчайших примеров настоящего служения православной церкви. Родился Василий 18 января 1907 года в Астрахани. Чуть позже его семья переехала в Нижегородскую губернию, в город Лукьянов. Василий работал в железнодорожном депо механиком-машинистом.
Он был очень религиозным человеком, в страхе божьем воспитывал и детей своих. Семья жила очень скромно. Однажды патриарх Кирилл рассказывал, что, будучи еще ребенком, спрашивал у деда, куда он дел деньги и почему ничего не скопил ни до, ни после революции. Тот ответил, что все средства отправлял на Афон. И вот, когда патриарх оказался на Афоне, он решил проверить этот факт, и, что, в принципе, неудивительно, это оказалось чистой правдой. В монастыре Симонометра есть старые архивные записи начала ХХ века на вечное поминовение иерея Василия Гундяева. В годы революции и жестоких испытаний иерей отстаивал и сохранил свою веру до конца. Он провел в гонениях и заточениях около 30 лет, за это время просидел в 46 тюрьмах и 7 лагерях.
Православная церковная иерархия: все о духовных санах и чинах
священник в православной церкви. В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи). священник в православной церкви.
"Сомнений не было": о священническом пути молодого иерея из Ульяновска
В эти дни он просыпается в 6:30 — 7:00, читает определенные молитвы перед службой и, не позавтракав, едет в храм. Он совершает службу, допустим, до 11 утра, после обычно трапеза если успеет , а затем в храме могут быть крестины, отпевания, кто-то ждет Причастия на дому, кто-то просил освятить квартиру. Если это суббота или воскресенье, священник может преподавать в воскресной школе или проводить беседы с прихожанами. Если будние дни, священник может посещать больницы, школы, детсады, СИЗО, другие приходы иногда к одному приходу может быть приписано несколько храмов, где нет своих отдельных священников.
Вечером также в храме может быть богослужение. Если в этот день у священника нет богослужений, помимо всего вышесказанного, он может готовить статьи для журналов или сайтов, заниматься документацией прихода, воскресной школы, заниматься подготовкой мероприятий и многим другим. Бывают и свободные дни, когда священник должен больше времени уделять семье, ведь большинство священнических семей многодетные, и матушке тоже нужна помощь супруга.
В нее, как и в обычный вуз, можно поступать сразу после школы. В диаконский сан человек может быть рукоположен после трех завершенных курсов обучения, а в священнический — только после завершения учебы. Многие священники имеют высшее светское образование и даже кандидатские степени, но духовное образование и для них является обязательным.
Кроме того, есть несколько светских вузов, в частности, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , окончание некоторых факультетов которого дает право на рукоположение в сан. Студенты изучают философию, историю России и т. Но в семинарии есть и такие предметы, как Священное Писание Нового и Ветхого Завета, история Церкви, сравнительное богословие, история религии, литургика богослужение.
При каждом приходе обычно существует воскресная школа для детей и взрослых, а семинарии существуют даже не при всех епархиях. Семинарии нужны там, где будет достаточное количество учащихся. Например, на территории Москвы и области есть Коломенская духовная семинария , Московская духовная академия , Сретенская духовная семинария , Николо-Перервинская и Николо-Угрешская духовные семинарии.
К примеру, можно заняться пением в хоре, церковным искусством, церковным строительством, образованием, журналистикой в каком-либо церковном или светском издании. В его рамках кратко рассказывается обо всем, даются основы веры. Кроме того, нужно знать определенные молитвы и получить рекомендации духовника, у которого исповедуется этот школьник.
Обычно человек идет учиться от какого-то прихода, а потом служит либо в этом приходе, либо где-то поблизости. У меня экономическое образование, я долгое время работал в области программирования и баз данных, затем создал с партнерами логистическую компанию.
Протоиерей — высокопоставленный священник, имеющий опыт служения Русской Православной Церкви. Иерей с греческого переводится как «священник».
Он может: совершать таинства и службы; нести христианское учение прихожанам; участвовать в верующих. Раньше более популярным было имя «поп» от греческого «папос» — отец. Священник сегодня — глава православного прихода или общины. Протоиерей Это достоинство получает священник в награду за духовные заслуги.
Это следующий шаг в православной иерархии, который может сделать священник. Кто старше по чину?
Сан позволяет стать настоятелем храма, он главнее иерея. Получить звание можно по прошествии 5 лет после получения наперсного креста носится поверх одежды , через 10 лет после служения иереем, после назначения на руководящую церковную должность либо после 25-летнего служения в должности иерея. Отличие между иереем и протоиереем Протоиереи занимают должность настоятеля храма, к ним прихожане обращаются: «Ваше Высокопреподобие». Подчиняются епископу. Сан иерея ниже, обращение к нему отличается, принято обращаться «Ваше преподобие». Разница между ними в том, что протоиерей может претендовать на более высокую должность, как правило, это более опытный и пожилой священнослужитель. Есть ли схожие черты Священники относятся к белому духовенству, могут иметь семью и детей. Их обоих можно называть «батюшками» или обращаться по имени, например, «отец Алексий».
Это и есть магическое восприятие Таинства. Благодать священства, как и всякая благодать вообще, действует только тогда, когда мы ей со-действуем; сама, «автоматически», она не действует и, будучи так воспринимаема и, следовательно, пренебрегаема, подходом таким оскорбляется, попирается и служит так относящимся к ней людям в суд и осуждение. Необходимы нравственные усилия как пастыря, так и его паствы в раскрытии благодатного действия этого дара Божия. В самом деле, если человек гордый, глупый, невежественный, невоспитанный — никакая благодать автоматически не превратит его в смиренного, тактичного, просвещенного: он сам должен потрудиться над этим, — а благодать будет помогать, немощное укреплять, недостающее восполнять, но при обязательном условии личной нравственной деятельности. Для этого нужно и духовное руководство, назидание от старших, более опытных, чтобы новорукоположенный пастырь не варился сам в себе, а воспитывался в духе Церкви; немалую пользу может оказать и просто общее нравственное, интеллектуальное и культурное воспитание. Сейчас пастырь не может быть «от сохи»: он должен быть культурным, воспитанным, порядочным человеком. Замечу в скобках, что у нас в Православии приходится часто встречаться с противоположными взглядами: считается почему-то, что как только ты вошел в Церковь, нужно отбросить всю культуру, вежливость, уважение к другим, порядочность, тактичность, деликатность как мирское, грешное, фальшивое и лицемерное и жить только «духовным». Но нельзя построить чердак, не положив фундамента и не выстроив этажей; так же не может быть никакой духовности, если человек не состоялся как просто нравственная личность. Вообще ведь труднее всего быть просто нормальным человеком: это требует больших усилий.
Итак, если пастырь сам не изучит веру Церкви, сам не будет жить по заповедям Христовым, а будет рассчитывать на действие благодати само по себе, то он будет не пастырем, а требоисполнителем, или, другими словами говоря, не священником, а жрецом, совершающим требуемые от него и воспринимаемые магически действия; и, конечно, никого и ничему научить не сможет. То же можно сказать и о послушании, которое в этой системе взглядов воспринимается как обратная сторона процесса: автоматически действующая «благодать священства», якобы сама по себе, независимо от духовного состояния священника наставляющая человека, что ему делать, а чего не делать, воспринимается автоматически же действующим слепым нерассуждающим послушанием, при котором излишни нравственные усилия человека, а результат гарантирован в силу самого факта послушания. Типичный пример магического подхода к духовной жизни! Считают так: «Пусть батюшка не разумеет тот или иной вопрос, но за мое послушание Бог откроет ему; и если я без рассуждения поверю ему, то независимо ни от чего мне благодать сделает то, что надо». Но Господь не сказал: если есть двое слепых, но второй верит, что первый не слепой, то первый упадет в яму, а второй за эту веру не упадет. Нет, Господь сказал: если слепой ведет слепого, оба упадут в яму см. Вера в истину спасает, говорит свт. Игнатий, а вера в ложь, принимаемая автоматически, в силу просто факта веры, тоже есть ложь, и губит. В Церкви нет ничего слепого и автоматического.
Послушание, в частности, естественно рождается из устроения Церкви. Слушать мы должны Христа — послушание Ему только и может быть абсолютным; слушать мы должны Церковь в лице пастырей но опять же — Церковь, а не то, что тот или иной пастырь от невежества или от страстей и немощей своих считает Церковью ; но ни Христос, ни Церковь Его никак не требуют от нас ничего нерассуждающего, автоматического и слепого. Послушание есть добродетель в некотором смысле производная, оно вытекает из любви и уважения к священнику, разумеется взаимному, и является естественным выражением того, что старшие в Церкви помогают младшим, заботятся о них, несут их на себе, образно говоря. Игнатий много писал о правильном прохождении добродетели послушания — что все духовные советы нужно принимать с рассуждением, поверяя их Священным Писанием и учением Святых Отцов. Нельзя путать послушание и церковную дисциплину. Часто эти понятия смешивают, и тогда происходит подмена: вместо послушания Церкви — рабство у человека. Причинами магически-автоматического подхода к действию благодати священства и послушания являются, с одной стороны, нежелание нравственно трудиться и даже неосознание необходимости этого, т. И здесь опять необходимо напомнить, что наша духовная христианская церковная жизнь есть синергия, сотворчество Бога и человека, сотворчество людей в Церкви, старших и младших, каждый в своем чину, на своем месте, и все это — во Христе, в Духе Святом, для созидания тела Церкви в любви, для спасения и жизни вечной. И в этой благодатной реальности нет и не может быть насилия, господствования одних над другими, подавления личности, превозношения и чванства и всяческой несвободы, выражаемой в том числе в магическом и автоматическом восприятии пастырского служения.
Итак, как же в свете всего вышесказанного должны строиться отношения человека и духовника, паствы и пастыря? Сначала, когда человек только входит в Церковь, ему желательно найти духовника, пастыря, с которым он сможет обговаривать всю свою жизнь, вплоть до мелочей. Сразу скажу, что я обозначаю идеальное положение вещей: в жизни такого почти не бывает, приходится довольствоваться малым, частным, восполняя недостаточность духовничества, почти повсеместную, духовными книгами, которые тоже еще нужно правильно подобрать. Это нужно для того, чтобы человек правильно воцерковился, чтобы не заблудился в дебрях псевдоцерковности. Этот процесс совершенно подобен воспитанию малого дитяти: его нужно научить ходить, разговаривать, читать, писать, жить в обществе... Так же и новоначальный христианин должен быть научен, как молиться, как исполнять церковный чин, что и как читать, как строить жизнь по началам благочестия, и т. А то начитается человек книжек, и давай поститься: не спать, не есть и проч. Тут и нужно его предостеречь: не перегни палку! Не увлекайся внешним!
Ищи свой путь, соразмеряй силы, определи свою меру поста, молитвы, церковной жизни. Духовник здесь должен быть заботливым опекуном, воспитателем, педагогом, имея целью, чтобы сегодняшний новоначальный развился в сознательного христианина, приобщенного духовной жизни Церкви, ответственного и самостоятельного. Дух этого опекунства — уважение и любовь пастыря к новоначальному, раскрытие христианства и Церкви не как схемы, а для него лично, применяясь к устроению его; со стороны же новоначального — доверие и послушание. Иоанн пишет: вы имеете помазание от Святого, и знаете всё... Помазание, которые вы получили от Него Христа , в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте 1 Ин. Помазание, о котором здесь речь, есть дар Духа Святого, тот залог, который мы получаем в Таинстве Миропомазания; и как раз задача новоначалия — с помощью опытного пастыря раскрыть в себе действие этого благодатного дара, найти незаблудный, узкий и тесный путь правильной христианской жизни. Цель новоначалия, говоря словами ап. Павла, — чувства, которые навыком приучены к различению добра и зла Евр. Опять повторю, что речь идет об идеале; в жизни этот процесс большей частью ложится на плечи самого новоначального.
Жатвы много, делателей мало, как говорит Господь. Когда этот период кончается, то отношения с пастырем меняются, не по существу, конечно, но по форме: они становятся отношениями совета, взаимного шествия по пути христианской жизни, взаимного, как бы уже на равных, доверия, уважения, сотрудничества. Здесь нужно избегать двух ошибок: 1 когда новоначальнические отношения излишне затягиваются. Это — некое рабство человека у пастыря, рабство добровольное, вызванное нежеланием жить ответственно самому. Нелепо, когда после 15 лет духовных отношений человек караулит священника, чтобы спросить его, можно ли ему завтра поехать на дачу или сократить в случае усталости правило. Не делайтесь рабами человеков 1 Кор. Павел; 2 когда, по окончании новоначалия, отношения становятся потребительскими, фамильярными. Мы вообще должны стараться избегать всякой наглости и потребительства в отношениях с людьми, а особенно с нашими пастырями, которым мы обязаны рождением в жизнь вечную. Отношения эти должны стать хотя и более взрослыми, более «на равных», сотрудническими, лишенными уже элемента опеки, но всегда почтительными — все же мы остаемся младшими и обязанными воздавать священнику должные честь и почет, — ради благодати Христовой, которую он носит, и ради личного достоинства нашего духовника как христианина и пастыря.
И в любом случае нужно твердо помнить, что жить нам нужно христианской жизнью самим. Феофан удачно сравнивал духовника со столбом с указателями, стоящим на перепутье; а путь никто другой, кроме самого идущего, за него не совершит. Пастырю принадлежит лишь право совета — большего в новоначалии, более свободного — во взрослом, так сказать, состоянии, но жить нам; а атмосфера, в которой совершаются духовные пастырские взаимоотношения, суть взаимные доверие и любовь, взаимное рассуждение, и никогда — не подавление, не насилие, не обман, не ложь, не потребительство, не командование. Но вот вопрос: где бы нам взять такого пастыря? Мы с вами говорим об идеале — что пастырь должен быть совершенным христианином, усвоившим учение и дух Церкви, быть смиренным, тактичным, мудрым и гибким служителем Христа Спасителя, чтобы живо и творчески, а не формально и схематически дать доверившейся ему душе то, что Христос хочет дать именно этому человеку. Но все люди, и пастыри в том числе, далеки от идеала, только лишь ищут его, все немощны, слабы, грешны. Все мы в этой жизни должны терпеть друг друга, снисходить, носить немощи, тяготы ближних — и пастырей в том числе. Но есть некий критерий, который я все же дерзну предложить — как выбрать себе духовника. Сразу скажу, что здесь не идет речь об осуждении или разделении пастырей на «достойных» и «недостойных».
Мы не должны осуждать никого, а тем более священство; ради чести благодати Христовой всех священников нужно благоговейно почитать. Речь здесь идет только о выборе духовника: это же очень серьезно, ведь мы, в некотором смысле, доверяем человеку свою жизнь! И в качестве критерия можно предложить две вещи: 1 способность к диалогу — т. Это не значит панибратство — нет, церковный чин отношений младших и старших остается; а это значит — общение в духе того, что перед Богом все мы равны. Прекрасно говорил Старец Силуан, что каждый человек в земной жизни проходит свое послушание — один царя, другой — патриарха, третий — какой-нибудь последней уборщицы; но более высок у Бога будет не носитель высокого сана, а тот, кто больше любит Бога. И действительно, у священника нет властительских преимуществ, а — ответственность служения. Если человеку посчастливится найти такую духовную атмосферу во взаимоотношениях с пастырем, тогда и благодать священства, и послушание обретут ту почву, на которой они смогут правильно развиваться. Противоположная ситуация — когда пастырь за Бога решает и точно «знает» всё, относящееся до человека, еще до узнавания его, и властительски подавляет человека под предлогом: я лучше знаю, я опытнее, я духовнее, а ты — ничтожество. Обычно такое настроение называется и считается особою «духовностью», но от такой духовности нужно решительно удаляться: это — схематичность, формальность, фарисейство.
Результат такой «духовности» бывает, как правило, плачевным. По плодам их узнаете их Мф. Опять же это не значит подозрительно за всеми следить, но, по слову Апостола, всё испытывая, доброго держаться. Как искать духовника? У одного батюшки поисповедаться, у другого, послушать, что один говорит, другой, третий — и выбрать себе: к кому сердце лежит, а главное — от кого есть польза душе. Это должно быть поставлено во главу угла. Только нужно избегать излишнего нездорового мистицизма в этом вопросе; например, спрашивают: можно ли менять духовника, если нет пользы душе от общения с ним? Конечно, можно. Ничего в этом нет такого «автоматически-магического».
Кто такой иерей?
Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре, храме. Неофит греч. Патриарх греч. Патриархи Русской Православной Церкви Пресвитер греч. Приход — церковная община, объединенная вокруг одного храма. Протодиакон — первый или главный диакон в епархии. Протоиерей — старший иерей священник , обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью. Святитель - архиерей. Священник — служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств : крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. Семинария лат.
Синод Русской Православной Церкви — совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов. Синод Святейший Правительствующий — орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник — обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество. Степени священства - установленные апостолами три степени священной иерархии: диаконская, пресвитерская священническая и епископская.
Митрополит с греч.
Церковная область называется — епархия. Епархия греч. В Римско-католической Церкви епархии называются — диоцезами. Епархия разделена на благочиния, состоящие из некоторого количества приходов. Если епархию возглавляет митрополит, то её обычно именуют — митрополия. Титул митрополита является почетным званием как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви , следующим после титула архиепископа, а отличительной частью облачения митрополита является белый клобук и зеленая мантия. Архиепископ греч.
В Древней Церкви сан архиепископа был выше митрополичьего. Архиепископ управлял несколькими митрополиями, то есть был главой крупной церковной области и митрополиты, управляющие митрополиями, были подчинены ему. В настоящее время в Русской Православной Церкви архиепископ это почетный титул, предшествующий еще более почетному сану митрополита. Епископ, управляющий небольшой областью называется просто епископом греч. Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными. Вторую степень священства составляют священники пресвитеры, от греч. Среди священников различают белое духовенство — священники, не приносившие монашеских обетов; и чёрное духовенство — монахи, рукоположенные в священный сан.
Пресвитеры белого духовенства носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры.
Белое и черное духовенство В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия. Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака. Иерархия белого духовенства Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны.
Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. Такие звания надо заслужить.
В церкви почти никого не было, и я не мог понять, кому же кланяются священнослужители.
Другие программы.
Митрофорный протоиерей
Протопресвитер Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси. Это высший сан в белом духовенстве. В него входят: Иеродиакон и архидиакон Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить Таинства и совершать службы. Иеромонах Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные Таинства.
Игумен игуменья Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Архимандрит Это один из самых высоких санов в православии. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Иерархия черного духовенства Духовенство Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием.
Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом.
Иерей Андрей виновность свою не признал и против других показаний не давал. Это был настоящий священнический подвиг, он умер за свою непоколебимую веру в Христа. К лику святых был причислен Архиерейским собором РПЦ 2000 году. Василий Гундяев Он был дедом российского патриарха Кирилла и тоже стал одним из ярчайших примеров настоящего служения православной церкви. Родился Василий 18 января 1907 года в Астрахани. Чуть позже его семья переехала в Нижегородскую губернию, в город Лукьянов. Василий работал в железнодорожном депо механиком-машинистом. Он был очень религиозным человеком, в страхе божьем воспитывал и детей своих. Семья жила очень скромно. Однажды патриарх Кирилл рассказывал, что, будучи еще ребенком, спрашивал у деда, куда он дел деньги и почему ничего не скопил ни до, ни после революции. Тот ответил, что все средства отправлял на Афон. И вот, когда патриарх оказался на Афоне, он решил проверить этот факт, и, что, в принципе, неудивительно, это оказалось чистой правдой. В монастыре Симонометра есть старые архивные записи начала ХХ века на вечное поминовение иерея Василия Гундяева. В годы революции и жестоких испытаний иерей отстаивал и сохранил свою веру до конца. Он провел в гонениях и заточениях около 30 лет, за это время просидел в 46 тюрьмах и 7 лагерях. Но эти годы не сломили веру Василия, он скончался восьмидесятилетним старцем 31 октября 1969 года в селе Оброчном Мордовской области. Святейший патриарх Кирилл, будучи студентом Ленинградской академии, участвовал в отпевании своего дедушки вместе со своим отцом и родственниками, которые тоже стали священниками. Его название - "Иерей-сан". У зрителей сразу же появилось много вопросов.
Случилось религиозное событие в 957 году, когда правительница приехала с визитом в Византию и приняла верование. Но официально Киевская Русь стала религиозной в 988 году, в период правления Владимира Великого. Данному верованию служит 300 миллионов человек со всего мира, оно является третьим по численности после Протестантизма и Католицизма. Задаваясь вопросом, как вообще устроена наша иерархия Православной Церкви и кто в ней главный? На эти и другие вопросы мы дадим ответ в сегодняшней статье. Также, вы узнаете: Иерархия, структура православия. Какие есть православные церкви? Кто самый главный в церкви? Кому подчиняется русская православная церковь? Интересный факт: Самый большой колокол церкви был создан Александром Григорьевым в 1655 году, его вес составлял 128 тонн. Повешен на звонницу в Кремле в 1668 году, но во время пожара в 1701 году — упал и разбился, к сожалению, восстановить масштабное изделие никому не удалось. Структура православной церкви в мире, и что такое иерархия? Хотите воспринимать информацию легче? Поэтому предлагаем узнать, что такое православная иерархия и, как она влияет на положение церковных деятелей. Церковная иерархия — должности и чины снизу вверх в порядке подчиненности. Насчитывается всего 17 церковных должностей, начиная от самых низов: люди служат при церкви и выполняют поручения, религиозные обязанности, читают молитвы и носят жезлы отцов. Заканчивая главным назначением: Патриарх — старший отец всей религии, который имеет полную власть в своей епархии. Всего в мире 15 Московских патриархов православия, они отвечают за различные церкви во всех мировых точках. На самом деле не все так просто, как кажется, ведь церковная иерархия — имеет 3 священных степени со священнослужителями, которые подразделяются на звания. Так, например: у Епископа есть несколько званий: Архиепископ — главный служитель. Митрополит — епископ центрального города страны или области. Викарий — помощник епископа. Патриарх — глава Православной Церкви. Список православных церквей В мире насчитывается 15 основных православных церквей. До 2018 года считалось, что центром православной церкви считается Константинополь, но на момент 2020 года Константинополь потерял этот статус вследствие конфликта, вызванного трениями между украинским верованием и российским.
Иерархия духовенства: чины в православной церкви, степени
Иерей (греч. Ἱερεύς — жрец), в Русской православной церкви — рукоположённый женатый священник, пресвитер — вторая степень православного священства. В Русской Православной Церкви сан архидиакона также дается старшему диакону, не обязательно монашествующему, который служит при Патриархе. Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан. Иерей – священнослужитель Православной Церкви, посвященный во вторую степень священства — во пресвитера. Иерей Андрей. Его вместе с другими священнослужителями православных церквей и мирянами арестовали 6 августа 1937 года и обвинили в антисоветских разговорах и участии в контрреволюционных церковных заговорах.
Иерей кто это и какую роль он играет в церкви?
Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями. главный епископ в Поместной Православной Церкви. Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии. Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Завершая беседу, я бы хотел через РИА Новости передать нашим бойцам и военным священникам на передовой благословение, а также заверить в молитвах всей Русской Православной Церкви.