За богослужениями Его Преосвященству сослужил наместник обители, архимандрит Александр (Арва), настоятель петербургского подворья Коневского монастыря иеромонах Давид (Алексеев), братия обители и духовенство Выборгской епархии. РПЦ не успела опомниться от скандальной истории со схиигуменом Сергием, который создал православную секту на территории Среднеуральского женского монастыря, как над золотыми куполами Московского патриархата вновь прогремел гром. Правила посещения православного храма (Монастыря). 27 апреля 2024 года священноархимандрит Коневского Рождество-Богородичного монастыря епископ Выборгский и Приозерский Варнава возглавил заседание Духовного собора обители.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Указом святейшего патриарха Кирилла от 1 мая 2020 года в дополнение к несомым послушаниям назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря города Москвы. Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец. СБУ задержала настоятеля Святогорской лавры 24 апреля, в самой обители прошли обыски. Богородицкий мужской монастырь, именуемый ныне Рождество-Богородицкий, основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1620 года копию Владимирской иконы Богоматери. Церковный суд лишил сана Алексея Уминского, бывшего настоятеля московского храма Троицы в Хохлах.
Сыщики нашли убийцу игумена Даниила. Теперь его ждёт и суд братвы
Новости ставропигиальных монастырей. Богородицкий мужской монастырь, именуемый ныне Рождество-Богородицкий, основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1620 года копию Владимирской иконы Богоматери. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения на Украине карательной мерой властей против публичных спикеров Украинской православной церкви (УПЦ).
Монашеский постриг
Сыщики нашли убийцу игумена Даниила. Теперь его ждёт и суд братвы | По окончании литургии настоятель храма отец Игорь обратился к владыке Никандру с приветственным словом, в котором поблагодарил его за общую молитву. |
В СИЗО за веру. Арест наместника Киево-Печерской лавры вызвал международный скандал | «Да, я действительно считаю недопустимым присутствие среди росписей православного храма символов советской эпохи. |
Обращение Святогорской братии в связи с арестом митрополита Арсения | За богослужениями Его Преосвященству сослужил наместник обители, архимандрит Александр (Арва), настоятель петербургского подворья Коневского монастыря иеромонах Давид (Алексеев), братия обители и духовенство Выборгской епархии. |
Серапионова пустынь - Новости монастыря | 28 апреля, в день празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в. |
Синод РПЦ сменил наместника московского Донского монастыря
Косовская полиция депортировала настоятеля монастыря | Затем был объявлен перерыв в заседании, после которого Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви продолжило свою работу. |
Косовская полиция депортировала настоятеля монастыря | Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец. |
Арсений стал архимандритом Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря | Настоятель Воскресенского («Афганского») храма УПЦ в Киеве, первый проректор Киевской духовной академии и семинарии протоиерей Сергий Ющик отправляется на фронт, чтобы передать танкистам 50 специализированных комбинезонов. |
В Лазареву субботу митрополит Исидор совершил Божественную литургию в Болдином мужском монастыре | За богослужениями Его Преосвященству сослужил наместник обители, архимандрит Александр (Арва), настоятель петербургского подворья Коневского монастыря иеромонах Давид (Алексеев), братия обители и духовенство Выборгской епархии. |
Митрополит Банченский Лонгин обратился к Владимиру Зеленскому из-за захватов храмов УПЦ
«Да, я действительно считаю недопустимым присутствие среди росписей православного храма символов советской эпохи. Москва призывает международные организации принять меры в связи с арестом на Украине настоятеля Святогорской лавры. Божественную литургию в Успенском соборе монастыря возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност. Он также стал ректором созданной при монастыре духовной семинарии, руководителем издательства Сретенского монастыря и интернет-портала «».
В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Савва совершил Литургию
Ехал туда, куда меня посылали. Где-то в паломничестве был. А с инспекцией всего несколько обителей посещал. Это лучше не ко мне, а к владыке Феогносту, у него более полная картина. Так что за все русские монастыри говорить не могу, но за те, что видел — могу, я рад, что это места спасения. И за женские, и за мужские — рад.
Потому что есть люди, которые, действительно, ищут Бога, идут на трудности, и эти трудности их не смущают. Эти люди молятся, ищут Бога в молитве, послушании, труде. И это замечательно! Вы говорите о скорбях, а он уточняет, откуда они, собственно. Что мы там в этой книге найдём?
Прочитаем, что братья, которые не любили его, подсыпали ему на коврик перед кельей вредных насекомых, блох, вшей, мочились на его постель. Как он распинался на послушании в гостинице, служа странникам до изнеможения. Мы прочитаем, что телесные труды при правильном отношении приводят монаха к важнейшей духовной добродетели — смирению. Возьмем другой патерик. Прочитаем, что там старец, не в том смысле, как мы его сейчас воспринимаем, а старец, как начальствующий, издевался над своим учеником Акакием, творившему ему безусловное послушание и довел его до смерти.
Однако когда он его похоронил, другой старец ему открыл, что его послушник не умер, и когда у могилы он вопросил его, Акакий ответил ему, что делатели послушания не умирают. Этот старец раскаялся и в добром житии провёл остаток дней у могилы послушника. Тоже довольно странно думать, что только сейчас, в XXI веке, у нас возникли скорби от начальствующих. А что, в XIX веке их не было? Извините, а кто был начальствующими в ХХ веке-то?
Я был в одном монастыре, опять же, не буду называть, хотя уже умер этот наместник, который мог и по лицу ударить… — А вы кем там были? Этот монастырь сейчас широко известен, благодаря одной популярной книге. Наместник на меня почему-то ополчился и с руганью чуть ли не погнался за мной. Конечно, я в полном шоке и ужасе был. Он подозвал какого-то старичка-служащего и говорит: «Видишь этого типа, вот отведи его за ворота, и чтобы ноги его здесь больше не было», — а зима была лютая, у меня даже места не было, где переночевать.
Ты его как увидел, так и бяжи-бяжи». Вот это мой опыт общения с игуменом советского времени. Этот наместник увидел во мне московского шпиона. Я учился тогда, был студентом в семинарии, он решил, что меня из Москвы послали туда на каникулы шпионить. В советские годы, когда ездил по монастырям, я был уверен, что монахи все суровые, злые и грубые.
Думал, что у них такая работа, что ли. Всякое было… И старцы, и самодуры. А в XIX веке, если мы начнем смотреть в архивах… Да даже изданные письма святителя Игнатия Брянчанинова о современном ему монашестве и христианстве. Думать, что монастыри всегда были идеальными такими, нет, конечно же. И в старину они были разными, так скажем.
Если взять средние века, то там все ангелами были братия, все игумены были такие прекраснодушные и любвеобильные? Всегда приходилось терпеть. Просто не надо ждать, что в монастыре у человека будут только радость и блаженство, надо быть готовым к испытаниям, к трудностям. К тому, что ты вступаешь на путь узкий и тернистый, путь вслед за Христом, а ведь этот путь ведёт на Голгофу, на Крест. А слово о Кресте мир не может принять; и само монашество, в основе которого Крест тоже, по сути, не понятно для мира и в житейском смысле даже не нормально.
В самом деле, для человека светского нормально иметь семью, имущество, жить, как он хочет. А монах от всего этого отрекается. Для многих святых подвижников отказ от мира и его благ был абсолютным и ненормальным с точки зрения обывателя. Конечно, это не значит, по слову преподобного Паисия Святогорца, что игумен должен превратиться в Диоклетиана, мучителя христиан. У того же Аввы Дорофея есть прекрасное поучение наставникам, и у многих других отцов других много сказано о том, каким должен быть игумен.
Я думаю, начальствующим надо почаще читать это и вспоминать в своём служении. Больше самому сокрушаться о своих недостатках, а не сокрушать других. Как раз после того, как вас выгнали? Вам показалось там лучше? У меня на Афоне было личное духовное переживание, некий опыт внутренний, который мне был дорог и очень дорог до сих пор.
Поэтому, собственно говоря, и захотел там остаться. Я так же и в пустыне в свое время стремился жить. Это уже совершенно другая история. Вовсе не из-за того, что у нас плохие были порядки в наших монастырях. На самом деле, даже в советские годы спасались люди.
И разделение между братией и начальствующим — наследие советского времени, это оттуда идет. Братии могло повезти, игумен-администратор мог хорошо к монахам относиться, создавать условия для того, чтобы они могли жить духовной жизнью. А могло такого и не быть. Хотя разделение это даже не с советского времени, оно из более раннего периода, потому что и в императорской России уже назначались игумены монастырей сверху. Исторически всегда монастырь создавался вокруг какого-то духовного руководителя, старца, святого.
Это актуально до сих пор. Должен быть авторитет у игумена, уважение братии, а в идеале — любовь. Пока у нас, конечно, идут в основном назначения. Хорошо, если сейчас выбор епархиального архиерея, священноначалия совпадает с мнением братии. Но, думаю, рано или поздно, будут все-таки выбирать.
В зрелой обители, где достаточно много серьезных и ответственных братьев, могут избрать авторитетного для себя человека или предоставить на утверждение архиерея двух или трёх лучших, по мнению братии. Это было бы наиболее правильным. Но так можно делать только в зрелом монастыре, не во всех. Где-то есть люди совсем неопытные и которые совсем недавно собрались… В общем, для благоустроенного и крепкого монастыря — почему нет? Однако здесь тоже есть опасность выбора игуменом человека слабого — потаковщика или, наоборот, ревнителя не по разуму.
Я никогда не стремился к начальству. Ну и что же, значит, не заслужил. Хотя по правде говоря, у нас с братией единство, а в обители мир, и стараемся уважать и любить друг друга. Конечно, есть и недостатки, не без этого. Возвращаясь к вопросу выбора, многое зависит от архиерея.
Он же наблюдает за своей епархией и видит, где монастыри хорошие, зачем ему со стороны кого-то приглашать, если есть достойные кандидаты. Он может сам предложить. Я так думаю. Тогда в этом случае, конечно, кого выбрали, того и выбрали уже. Даже на Афоне необязательно, что вы выбрали человека, который будет вам во всем угоден, и будете теперь всю жизнь только радоваться.
Я знаю один афонский монастырь, например, там игумен был простым человеком. Очень хороший молитвенник, но простой. Даже, по-моему, неграмотный. Наступили уже другие времена, у всех высшее образование, какие-то программы Европейского Союза приняты были. Реставрация масштабная, инвестиции многомиллионные, отчеты.
На богослужении присутствовали советник директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества О. Шабуневич, глава Волоколамского городского округа М. Сылка, руководители местной администрации. За богослужением владыка Феогност рукоположил насельника Иосифо-Волоцкого монастыря инока Фотия Белишко в сан иеродиакона.
Вместо получения удостоверения он был фактически арестован, подвергся допросу в грубой форме и после этого был депортирован под угрозой, что в случае отказа подвергнется тюремному заключению. Монастырь Девине Воде Рашко-Призренская епархия Сербской Церкви уже назвала произошедшее грубой дискриминацией по национальному и религиозному признаку и сообщила, что обратится с протестом во все возможные инстанции. Отец Фотий в миру Александр Костовский родился 25 августа 1981 г.
Господь призвал — я принял. И с его помощью несу свою службу. Восприняли нормально. Матушка и дети прекрасно понимают, что священник в какой-то степени сам себе не принадлежит. В Серпухове предстоит большая работа: в муниципалитете — 45 храмов, некоторые из них еще не действующие и требуют восстановления. Понятно, что у меня свободного времени практически не останется. Но семья принимает это с пониманием и поддержкой. Какими они должны быть, чтобы семья была крепкой? Мы каждый вечер собираемся вместе за ужином и рассказываем друг другу то, что происходило за день, делимся своими переживаниями, наблюдениями. Для семьи, как мне кажется, подобная практика очень важна и полезна. Подобные встречи укрепляют внутрисемейные ценности. Являясь председателем Подольского епархиального отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей, отец Дионисий отметил особое место Серпухова в деле по утверждению трезвости. В святые обители этого древнего города приезжают паломники со всей страны, чтобы преклониться к святому образу Богородицы «Неупиваемая чаша». Многим страждущим перед этой иконой даруется и исцеление. По мнению нового благочинного, наш город примечателен и своими духовными традициями. Посещал и серпуховские школы.
Синод РПЦ сменил наместника московского Донского монастыря
Отец Фотий в миру Александр Костовский родился 25 августа 1981 г. Окончив музыкальную академию в Софии Болгария , он посвятил себя монашеской жизни. До 2009 г.
Глухую тишину нарушал свист ветра и бесконечный гул гусей, доносившийся из-за соседнего забора. Эта территория тоже принадлежит монастырю, как и все ее обитатели. Вот только кто с этими гусями нянчился, было неясно, так как забор и там довольно высокий, хоть и несколько проще. Неоднократные попытки достучаться до кого-нибудь из обители ничего не дали. Даже несмотря на то, что в график работы монастыря я вписывался, открывать всё равно никто не хотел. Посему крепость эта казалась поистине неприступной. К счастью, местные жители все-таки нашлись.
Небольшая компания пожилых людей в теплых куртках и валенках с галошами беседовала возле дороги. Едва я начал разговор, как они тут же поняли, зачем я здесь: — Вы, наверное, из новостей, да? Когда полиция сюда приезжала, я стала одной из понятых, представление об этом заведении имею. RU — Кто-нибудь из вас был в монастыре? Что там вообще происходит, за этой стеной? Они постоянно закрыты даже для местных жителей. Туда вообще никак нельзя попасть, если ты не свой человек. Сейчас у них звонок есть, а вот раньше они стучали в эти огромные ворота — отбивали определенный ритм, чтобы отсеять своих от чужих. Все строения, принадлежащие этой «организации», расположены на большом частном участке, который она приобрела в конце девяностых или в начале нулевых.
И с тех самых пор они никого к себе не впускали. Я считаю, что это неправильно. Они каким-то отшельничеством занимаются. Знаете, такое ощущение, что монастырь — это просто прикрытие для чего-то не очень хорошего. Помню, когда еще только переехал, хотел посетить церковь на территории монастыря и говорю одной служащей, мол, можно войти? Она мне ехидно и даже с некоторой насмешкой ответила: «Ну попробуйте, попробуйте». Войти я, разумеется, так и не смог. Со временем я осознал, что это нереально. А вот в последнее время у них причина появилась — начали на карантин ссылаться.
Тонированные джипы, всякие иномарки и так далее. К ним выходит парень, открывает эти огромные врата, они заезжают на территорию — и врата закрываются. Причем это происходит в любое время — и днем, и ночью, и в будни, и в выходные, и в праздники. Еще бывает, что к ним фуры приезжают. Они разгружаются и сразу же уезжают. Что им привозят? Кто к ним туда заезжает? Нам ничего рассказывать не хотят и вообще сторонятся нас, не желая вступать в контакт. Он у них там шофер, катается на легковом автомобиле.
Очень дорогой автомобиль, между прочим, и он у них там такой не один. Когда оперативники назвали цену этого автомобиля, я, честно говоря, немножечко ошалела. У них там и ящики с алкоголем, и сауна своя, и катакомбы — фэн-шуй.
Это люди аккумулируют церковный капитал. Среди них много больных шизофренией, которая развилась на фоне религии. Многие попали в дурдом. Глупо отрицать этот факт.
Духовные искажения, всё то безумие, которое есть в религиозном сознании, — это не тотальное явление. Повторюсь, есть здравомыслящие, рациональные религиозные люди. К ним я отношу своих преподавателей из духовной семинарии, некоторых коллег-священников, просто религиозных людей. Поэтому я выступаю за то, чтобы церковь стала открытой для общества и государства — только так можно решить вышеназванные мною проблемы. Это я хотел донести в своём обращении. Читайте также : Русская православная церковь могла разориться Из храма — в люди Я не ожидал, что вокруг обращения возникнет такой ажиотаж. Что дальше?
У меня есть гражданская специальность: я бакалавр религиоведения, магистр социальной философии и юриспруденции. В ближайшее время буду защищать кандидатскую. Я надеюсь, что шум, возникший вокруг меня, не помешает найти мне работу. Безусловно, мне немного тревожно из-за этого теперь. Что будет дальше — пока не знаю. Вместо эпилога По мнению пользователей социальных сетей, отец Роман заслуживает того, чтобы его восстановили в сане священника. Некоторые верующие просят патриарха Кирилла вмешаться в судьбу бывшего служителя храма блаженной Ксении Петербургской в Новочебоксарске.
По словам известного церковного публициста, богослова, иеромонаха Макария Маркиша , святейший не имеет права вмешиваться в конфликт между отцом Романом и правящим архиереем. В беседе с корреспондентом ForPost он осудил молодого батюшку за попытку посчитать деньги митрополитов и патриарха. Первое — это десятая заповедь Моисеева закона «Не завидуй». В начале XX века во многом забвение этой заповеди послужило катализатором русской катастрофы. Это важно! Второе замечание заключается в том, что в цивилизованном обществе финансовые сведения являются конфиденциальными и приватными. Они не подлежат публикации и оглашению, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.
Данное требование священника можно сравнить с просьбой ответить на вопрос: «Какого цвета я ношу нижнее бельё? Он подчеркнул, что отстраняет священника от службы дисциплинарная комиссия при правящем архиерее. Если человек кается и исправляется, его восстанавливают в духовном сане. Собеседник ForPost отметил: «Нет не прощаемых грехов, есть грехи нераскаянные». Если отец Роман покается, то, теоретически, ему могут разрешить служить в храме. Для этого он должен осадить правящего архиерея. На это есть Собор, но по такому поводу он собираться не будет.
К патриарху поступают сотни жалоб, которые учитываются и направляются обратно в епархию. Да, святейший может спросить митрополита, что за ситуация сложилась. Ему объяснят, что было так-то и так-то — вопрос решён. Это дело архиерея, дисциплинарной комиссии, церковного суда, но никак не патриарха», — уточнил иеромонах Макарий Маркиш. Когда-то Пифагор сказал, что «есть три реальных угрозы человечеству: материализм учёных, невежество священников и хаос демократии».
Были изучены заключения более 430 судебных экспертиз. На причастность к убийству было проверено более трёх тысяч лиц, в том числе и при помощи полиграфа. Это само окружение игумена, наркозависимые, ранее судимые за преступления на объектах религиозного культа и другие... Так оперативники вышли на 31-летнего Александра Авдеева, который отбывал наказание в Саратовской области за аналогичное преступление и в августе 2018 года был приговорён к шести годам лишения свободы. После проведения всех необходимых анализов и следственных действий Авдеев частично признал свою вину. По данным следствия, преступник пришёл в Свято-Троицкий Данилов монастырь непосредственно с целью убийства и ограбления настоятеля. Для этого обвиняемый проник в его келью и нанёс игумену более десяти ножевых ударов, от которых тот скончался. По некоторым данным, Авдеев когда-то был трудником в этом монастыре. И знал, что игумен получает немалый доход с пчеловодства. Обыскав келью, Авдеев похитил у убитого 1,1 миллиона рублей, деньги потратил на свои нужды. О завершении расследования сообщил епископ Переславский и Угличский Феоктист ещё 26 июля, а сегодня информация появилась на главном сайте Следственного комитета. Если Авдеева признают виновным, ему грозит наказание в 15 лет лишения свободы.
Обращение Святогорской братии в связи с арестом митрополита Арсения
«Игумен, педофил и мошенник». Детали дела против настоятеля монастыря Святой Троицы | Страница, посвященная настоятелю Николо-Берлюковского монастыря игумену Евмению (Лагутину). |
Telegram: Contact @readovkanews | Руководитель паломнической службы монастыря приняла участие в рабочей встреча с представителями паломнических служб ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви. |
Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
Новости Казанской епархии, Казанская епархия, новости Казани, Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Татарстан. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Альметьевская епархия, Чистопольская епархия, новости, новости. Указом святейшего патриарха Кирилла от 1 мая 2020 года в дополнение к несомым послушаниям назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря города Москвы. После ответного благодарственного слова настоятельницы монастыря были провозглашены уставные многолетия.
Отшельники
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Свято-Троице Серапионова мужская пустынь
- Что еще почитать
- Актуальная аналитика
Задайте свой вопрос:
- Курсы валюты:
- «Игумен, педофил и мошенник». Детали дела против настоятеля монастыря Святой Троицы -
- Свято-Троице Серапионова мужская пустынь
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ
- ❗Настоятель нашего храма принял монашеский постриг. |
Please wait while your request is being verified...
В такой монастырь, конечно, лучше не идти совсем. Не иди туда, и не будет процветать такая обитель. Я рассказывал вам уже обитель, где осталось две монахини. Ставропигиальный между прочим тогда был монастырь, две или три монахини осталось, все разбежались. Вот и все! Какой вывод делать священноначалию? Раз разбежались все, значит что-то не так, значит надо навести порядок? Может быть, правильней поменять одного, начальствующего там человека, чем ждать, пока монастырь вдруг почему-то наполнится насельниками? Правильно поступили насельники этого монастыря — просто покинули его, раз кроме ругани и тычков, да непосильного труда ничего не видели. Ехал туда, куда меня посылали.
Где-то в паломничестве был. А с инспекцией всего несколько обителей посещал. Это лучше не ко мне, а к владыке Феогносту, у него более полная картина. Так что за все русские монастыри говорить не могу, но за те, что видел — могу, я рад, что это места спасения. И за женские, и за мужские — рад. Потому что есть люди, которые, действительно, ищут Бога, идут на трудности, и эти трудности их не смущают. Эти люди молятся, ищут Бога в молитве, послушании, труде. И это замечательно! Вы говорите о скорбях, а он уточняет, откуда они, собственно.
Что мы там в этой книге найдём? Прочитаем, что братья, которые не любили его, подсыпали ему на коврик перед кельей вредных насекомых, блох, вшей, мочились на его постель. Как он распинался на послушании в гостинице, служа странникам до изнеможения. Мы прочитаем, что телесные труды при правильном отношении приводят монаха к важнейшей духовной добродетели — смирению. Возьмем другой патерик. Прочитаем, что там старец, не в том смысле, как мы его сейчас воспринимаем, а старец, как начальствующий, издевался над своим учеником Акакием, творившему ему безусловное послушание и довел его до смерти. Однако когда он его похоронил, другой старец ему открыл, что его послушник не умер, и когда у могилы он вопросил его, Акакий ответил ему, что делатели послушания не умирают. Этот старец раскаялся и в добром житии провёл остаток дней у могилы послушника. Тоже довольно странно думать, что только сейчас, в XXI веке, у нас возникли скорби от начальствующих.
А что, в XIX веке их не было? Извините, а кто был начальствующими в ХХ веке-то? Я был в одном монастыре, опять же, не буду называть, хотя уже умер этот наместник, который мог и по лицу ударить… — А вы кем там были? Этот монастырь сейчас широко известен, благодаря одной популярной книге. Наместник на меня почему-то ополчился и с руганью чуть ли не погнался за мной. Конечно, я в полном шоке и ужасе был. Он подозвал какого-то старичка-служащего и говорит: «Видишь этого типа, вот отведи его за ворота, и чтобы ноги его здесь больше не было», — а зима была лютая, у меня даже места не было, где переночевать. Ты его как увидел, так и бяжи-бяжи». Вот это мой опыт общения с игуменом советского времени.
Этот наместник увидел во мне московского шпиона. Я учился тогда, был студентом в семинарии, он решил, что меня из Москвы послали туда на каникулы шпионить. В советские годы, когда ездил по монастырям, я был уверен, что монахи все суровые, злые и грубые. Думал, что у них такая работа, что ли. Всякое было… И старцы, и самодуры. А в XIX веке, если мы начнем смотреть в архивах… Да даже изданные письма святителя Игнатия Брянчанинова о современном ему монашестве и христианстве. Думать, что монастыри всегда были идеальными такими, нет, конечно же. И в старину они были разными, так скажем. Если взять средние века, то там все ангелами были братия, все игумены были такие прекраснодушные и любвеобильные?
Всегда приходилось терпеть. Просто не надо ждать, что в монастыре у человека будут только радость и блаженство, надо быть готовым к испытаниям, к трудностям. К тому, что ты вступаешь на путь узкий и тернистый, путь вслед за Христом, а ведь этот путь ведёт на Голгофу, на Крест. А слово о Кресте мир не может принять; и само монашество, в основе которого Крест тоже, по сути, не понятно для мира и в житейском смысле даже не нормально. В самом деле, для человека светского нормально иметь семью, имущество, жить, как он хочет. А монах от всего этого отрекается. Для многих святых подвижников отказ от мира и его благ был абсолютным и ненормальным с точки зрения обывателя. Конечно, это не значит, по слову преподобного Паисия Святогорца, что игумен должен превратиться в Диоклетиана, мучителя христиан. У того же Аввы Дорофея есть прекрасное поучение наставникам, и у многих других отцов других много сказано о том, каким должен быть игумен.
Я думаю, начальствующим надо почаще читать это и вспоминать в своём служении. Больше самому сокрушаться о своих недостатках, а не сокрушать других. Как раз после того, как вас выгнали? Вам показалось там лучше? У меня на Афоне было личное духовное переживание, некий опыт внутренний, который мне был дорог и очень дорог до сих пор. Поэтому, собственно говоря, и захотел там остаться. Я так же и в пустыне в свое время стремился жить. Это уже совершенно другая история. Вовсе не из-за того, что у нас плохие были порядки в наших монастырях.
На самом деле, даже в советские годы спасались люди. И разделение между братией и начальствующим — наследие советского времени, это оттуда идет. Братии могло повезти, игумен-администратор мог хорошо к монахам относиться, создавать условия для того, чтобы они могли жить духовной жизнью. А могло такого и не быть. Хотя разделение это даже не с советского времени, оно из более раннего периода, потому что и в императорской России уже назначались игумены монастырей сверху. Исторически всегда монастырь создавался вокруг какого-то духовного руководителя, старца, святого. Это актуально до сих пор. Должен быть авторитет у игумена, уважение братии, а в идеале — любовь. Пока у нас, конечно, идут в основном назначения.
Хорошо, если сейчас выбор епархиального архиерея, священноначалия совпадает с мнением братии. Но, думаю, рано или поздно, будут все-таки выбирать. В зрелой обители, где достаточно много серьезных и ответственных братьев, могут избрать авторитетного для себя человека или предоставить на утверждение архиерея двух или трёх лучших, по мнению братии. Это было бы наиболее правильным. Но так можно делать только в зрелом монастыре, не во всех. Где-то есть люди совсем неопытные и которые совсем недавно собрались… В общем, для благоустроенного и крепкого монастыря — почему нет? Однако здесь тоже есть опасность выбора игуменом человека слабого — потаковщика или, наоборот, ревнителя не по разуму. Я никогда не стремился к начальству. Ну и что же, значит, не заслужил.
Хотя по правде говоря, у нас с братией единство, а в обители мир, и стараемся уважать и любить друг друга. Конечно, есть и недостатки, не без этого. Возвращаясь к вопросу выбора, многое зависит от архиерея. Он же наблюдает за своей епархией и видит, где монастыри хорошие, зачем ему со стороны кого-то приглашать, если есть достойные кандидаты.
По окончании богослужения во внимание к усердным трудам во благо Русской Православной Церкви насельники монастыря иеромонах Герасим Матросов и иеромонах Антоний Сапёлкин были награждены медалями в честь преподобного Авраамия Смоленского.
Будут и падения, и восстания, и вновь падения, но главное — с этого пути не сходить. Это и есть монашеский путь. Не бойся, стой твердо, стой уверенно, да не поколеблется твое сердце, аминь», — отметил владыка по завершении богослужения.
Будни монастыря — Как проходит повседневная жизнь монастыря? Братский молебен, утренние молитвы, полунощница. Божественная литургия, молебен перед иконой Божьей матери «Всецарица». У всех есть своё послушание — малое, большое или великое. Те, кто исповедуют — остаются исповедовать, кто читает — читают. Те, кто несёт послушание в трапезной — идут в трапезную, кто несёт послушание в свечной — идут в свечную.
Братии немного у нас — на все виды работ, которые у нас производятся, у нас мало из послушания. Большей частью братья уже преклонного возраста, некоторые — болеют. И слава Богу, что могут. А остальное, что у нас остаётся — сотрудники, рабочие. Тем не менее люди здесь собрались, и на это воля Божья, для чего-то они есть. Сотрудники монастыря — большей частью верующие люди, ходят в храм, причащаются, и это отрадно.
У нас есть ответственное послушание — келарь. Тот, кто занимается обеспечением братьев едой, продуктами. Без келаря и еды не будет — это ответственное послушание. Ещё ответственное послушание — благочинный. Он заботится о богослужебной деятельности — чтобы братья посещали службы. Докладывает обо всех возникших проблемах, кто заболел, не пришёл.
Эконом, который занимается строительными делами — на котором вся стройка, материальное обеспечение монастыря. Но не только на экономе: беседа прерывается телефонным звонком по хозяйственной части. Должны привезти стройматериал, владыка диктует адрес, просит прислать образцы по электронной почте. Хотелось бы просто, чтобы в этот день утешились все — богомольцы, гости. Если самому человеку нравится стиль, уклад жизни — он остаётся. Если не нравится — уходит.
Никакого давления на выбор, на свободу нет — живите и думайте, решайте сами. Все наши насельники общаются с родителями, молятся за них. Сам преподобный Сергий заботился о своих родителях. Многие преподобные пред тем, как уйти на какой-то высший подвиг, сначала дожидались преклонного возраста родителей, помогали им, затем уже, когда те умирали, принимали монашество. У каждого человека своя внутренняя потребность, желание, внутренняя готовность. Есть те, кто могут в 21, или в 20, или в 18 осознавать и считать, что они хотят посвятить жизнь монастырю.
А есть те, кто и в 50 лет не знают, чего они хотят. Я исполнил его благословение, о чём не жалею, да и, надеюсь, не пожалею никогда. На тот момент просто я уже закончил Московскую Духовную Семинарию, где видел примеры монашеской жизни. Благословение митрополита я принял как волю Божию. Остальные женились, приняли священный сан, имеют хороших матушек и прекрасных детей. У некоторых по 4-5, у кого-то уже и 8.
И стараемся поддерживать отношения с однокурсниками. Не со всеми. Но вот с моим другом по парте — священником Михаилом Вахрушевым, он преподает в МДС, с отцом Александром Курнасовым, с моим одноклассником протоиереем Алексеем Кирилловым — он в Ярославле. Азы — Смирение, послушание, искушение и благословение. Как вы, применительно к реалиям сегодняшней жизни, могли бы объяснить эти слова? Что вы вкладываете в их смысл?
Для меня — это самое важное слово, самая важная добродетель. Смирение — это не склонение головы пред сильными века сего, старшими по сану или в плане административном, или чисто физическом. Смирение — это осознание своего недостоинства. Если есть смирение, то будет у тебя и послушание, и ты можешь выполнить любое благословение. Господь говорит в Евангелии, что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. То есть, если благодать у нас будет, то нам не страшны никакие послушания и никакие благословения.
Нельзя назвать смирением, когда мы говорим о том, что — «ну и ладно, пришли враги на Отечество, склоним свою голову…». Это равнодушие, это духовный кризис человека.