Юрий Соломин на съемках фильма «Чайка» Маргариты Тереховой, 2003 год / Викимедиа.
Юрий Соломин: Без культуры и искусства нет нации
Народного артиста СССР Юрия Соломина планируют выписать из больницы на следующей неделе, сообщила его внучка. Юрий Соломин прославился не только своим участием в кинокартинах, но и выступлениями на театральной сцене. Ю́рий Мефо́дьевич Соло́мин — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, театральный педагог и государственный деятель. 11 января ушёл Юрий Мефодьевич Соломин.
Биография Юрия Соломина: «Адъютант его превосходительства», Малый театр и брат Виталий
Биография Юрия Соломина: «Адъютант его превосходительства», Малый театр и брат Виталий | Юрий Соломин прославился не только своим участием в кинокартинах, но и выступлениями на театральной сцене. |
Какое наследство оставил Юрий Соломин | Юрий Соломин за эту роль был награжден в номинации «За лучшую мужскую роль». |
Юрий Соломин — биография | Юрий Соломин стал широко известен, после выхода на телеэкран многосерийного фильма «Адъютант его превосходительства». |
Юрий Соломин: «Без искусства нет народа»
Юрий Мефодьевич, четверть века назад вас коллектив театра избрал своим художественным руководителем – какие эмоции вы испытали, когда узнали результаты голосования? Интеллигент с железным характером: почему Юрия Соломина лишили его звездного часа. Юрия Соломина похоронили рядом с женой согласно его воле.
Биография Юрия Соломина: личная жизнь, слухи о смерти, фото
Она работала в кукольном театре, позднее вышла замуж и уехала жить в Казахстан. У Соломиных был домашний оркестр, в котором Юрий играл на ложках. Но по стопам родителей ни он, ни его брат Виталий не пошли, мальчиков больше привлекала актерская стезя. Юрий занимался в театральном кружке для детей при Дворце пионеров, участвовал практически во всех его постановках. Как-то в кинотеатрах Читы показывали документальный фильм «Малый театр и его мастера». Посмотрев его, Юра открыл для себя этот театр. Дримлинг people. Юноша отправил аттестат в Москву и получил рекомендации для поступления в Щепкинское училище. С этой бумажкой Соломин и отправился в далекую Москву. Родители разделились в вопросе образования старшего сына: мама мечтала увидеть Юрия хирургом, а отец поддержал его творческие устремления.
Мефодий Викторович поехал в столицу вместе с сыном. Патриотичный репертуар не вязался с внешностью щуплого, среднего роста 178 см парнишки — педагоги от души смеялись и допустили его ко второму туру. Комиссию тогда возглавляла Вера Пашенная. Она внимательно выслушала абитуриента и ответила: «Оставайся». Так Юрий Соломин стал студентом Щепкинского училища. Спустя 4 года после окончания театрального вуза молодого человека пригласили туда преподавать. В это же время в Щепкинское училище поступил младший брат Юрия — Виталий Соломин. Так случилось, что мужчину обокрали. У него вытащили все деньги, документы и обратные билеты в Читу.
Нужно было срочно принимать какое-то решение. И выход нашелся! Папе Юрия Соломина помогли получить билет знакомые читинцы. Юноша все рассказал в приемной комиссии. Театр Юрий Мефодьевич всю жизнь посвятил родному Малому театру. Впервые на его сцену он вышел, когда учился на 2-м курсе. Актер сыграл ремесленника в постановке «Иван Грозный». Дальше последовали другие роли, маленькие и большие, но каждый раз он выкладывался на сцене на 150 процентов, набирался опыта, оттачивал мастерство, раскрывал талант. Уже в молодости Юрий Соломин стал одним из ведущих актеров театра.
Переломной ролью для него стал Хлестаков из комедии Николая Гоголя «Ревизор».
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Не меньшим успехом пользовалась «Зимняя вишня». Братья не раз снимались вместе: «Даурия», «Летучая мышь», «Сны о России». Долгие годы они также работали в одном театре, - Малом. В 1986 году Виталий оттуда ушел в Театр имени Моссовета. Но в 1988 Юрий стал художественным руководителем Малого и уговорил брата вернуться. Новое время возвело между братьями стену. Они были слишком разными, но в чем-то одинаковыми. Оба с «холодком», не любили пускать в душу посторонних. Оба максималисты, отстаивающие свое мнение до последнего. Вот что рассказывала дочь Виталия.
Вне стен театра братья практически не общались. Юра к нам приходил, лишь пока была жива бабушка Зина. Кстати, она откровенно больше любила старшего сына. Показывая Юрины фотографии, всегда добавляла: «Какой красавец! Когда я родилась, мама написала из роддома письмо: «У нас очень красивая девочка, копия Виталия». Бабушка засме-ялась: «Тоже мне красавец! Он неоправданно много работал. Артист поставил под себя мюзикл «Свадьба Кречинского», - очень физически выматывающий человека, которому под шестьдесят. Играл он его без замены, хотя неоднократно просил ввести на эту роль кого-то еще. Руководство во главе с братом просьбы игнорило.
Ни к чему хорошему это не привело. Прямо во время спектакля Виталия свалил инсульт. Со сцены его отвезли в институт Склифосовского. Через месяц он умер. В день его похорон я квасил с одним товарищем, который вдруг в лицах рассказал, что братья в тот злополучный день подрались. Ага, прямо перед выходом Виталия на сцену старший брат его побил. При этом, надо сказать, что товарищ мой от театральных дел далек неимоверно в театре не был ни разу! На мой вопрос, с какого перепугу он это взял, товарищ ответил: «Все говорят». Не знаю, что там говорят все, но, сколько бы журналисты эту тему не мусолили, как бы не «кололи» Юрия каких-то жареных фактов не прибавляется. Несколько лет назад один из блогеров, правда, выступил с утверждением, что братья банально не поделили дачу.
Но и это, на мой взгляд, вилами по воде писано. Но тема противостояния братьев Соломиных нет - нет да и мелькнет. Вон Валерий Баринов прямым текстом заявляет, - знаю, мол, по какой причине они друг с другом не разговаривали, но никому не скажу. Выйдет ли когда правда наружу? На месте Юрия Соломина я бы не молчал. Поскольку ведь понанесут к решеткам памяти посвящений и воспоминаний дрянь. Любимец публики, талантливый актёр, трепетный и галантный на экране... Почему же обаятельного Ватсона называли Каменнным Цветком? Обаятельный, восторженный и добродушный на экране, в жизни он был совсем другим. Его друзья и близкие утверждают, что за кадром он часто был угрюмым, замкнутым, бескомпромиссным и жестоким.
Правда, таким же застенчивым, как и во многих своих фильмах. Юрий и Виталий Соломины Говорят, из-за непростого характера у Виталия Соломина даже был конфликт с родным братом, не менее известным актером Юрием Соломиным. Во всех интервью Юрий отказывался говорить о брате. Их семьи не общаются друг с другом. Зрители постоянно сравнивали братьев, хотя поводов для зависти или конкуренции между ними никогда не возникало — оба были в равной степени талантливы, успешны и популярны. За это он и получил от него прозвище Каменный Цветок. Когда доктору Ватсону нужно было по сценарию поцеловать героиню, процесс застопорился — Соломин не мог преодолеть стеснение. Возможно, именно благодаря двойственности характера актеру одинаково хорошо удавались и комедийные, и драматические роли. Виталий Соломин в роли доктора Ватсона Василий Ливанов и Виталий Соломин Ролью, которая принесла актеру всесоюзную популярность, стала роль доктора Ватсона. Поначалу у Виталия Соломина и Василия Ливанова на съемочной площадке отношения не ладились — оба отличались твердостью характера и упрямством, оба исполняли главные роли в фильме и считали нужным объяснять режиссеру и друг другу свое видение тех или иных сцен.
Но в процессе съемок они превратились в настоящий творческий тандем, и после этого их самих и членов их семей связывали теплые дружеские отношения. Василий Ливанов признается: «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился». Жена признается, что дважды ей пришлось прощать его измены. Во многом актер повторил судьбу своего героя из «Зимней вишни»: он тоже влюбился, будучи женатым, и тоже так и не решился уйти из семьи. У Соломина было два бурных романа с актрисами. Жена не только прощала, но и оправдывала мужа: говорила, что это было для него источником вдохновения. В семье был требовательным, категоричным и бескомпромиссным, диктовал свои условия и ожидал беспрекословного подчинения. Он настоял на том, чтобы его жена оставила актерскую профессию. Причем это условие он поставил, когда делал предложение.
А моей — сделать так, чтобы всем членам семьи дома было хорошо. У нас был домострой, но по обоюдному согласию», — признается Мария. А однажды, когда жена после работы задержалась за разговором с подругой и не предупредила об этом, Соломин спустил ее с лестницы и захлопнул дверь перед ее носом. Виталий Соломин с семьей Виталий Соломин с женой и детьми Впрочем, требовательным актер был не только к близким, но в первую очередь к самому себе: страдая от повышенного давления, Соломин не щадил себя и до последних дней выходил на сцену.
Является членом Союза кинематографистов России, членом Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии», президентом Ассоциации русских драматических театров и президентом Фонда «Покровский собор на Красной площади». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Путина на Украине и в Крыму. Юрий Соломин В апреле 2019 года Министерство культуры подписало с Соломиным бессрочный контракт на продолжение работы в должности художественного руководителя Малого театра. Болезнь и смерть Юрия Соломина 6 ноября 2023 года Юрий Соломин перенёс инсульт в лёгкой форме.
Находился в больнице, в палате интенсивной терапии. Его выписали из больницы 9 января 2024 года. Умер 11 января 2024 года. Рост Юрия Соломина: 178 сантиметров. Они познакомились, когда были студентами театрального училища. В этом браке имеет дочь Дарью 1965 г. И это заслуга моей жены — Ольги Николаевны. Она со мной с 4-го курса театрального училища, ей многое пришлось пройти, и никакие беды нас не разлучили", - говорил Юрий Соломин.
Юрий Соломин биография причина смерти | По следам призраков
У журналистов появились сомнения по поводу родства актеров из-за слов Юрия Мефодьевича. Однажды он заявил, что Виталий на него ни капли не похож, к тому же у них совершенно разные характеры. Позже Борис Щербаков в эфире программы «Последний день», которая была посвящена Виталию Соломину заявил, что актеры вовсе не были родными братьями. Мефодий Соломин, второй муж Зинаиды Ананьевны, усыновил мальчика, но никакого различия между сыновьями не делал», — шокировал публику актер. Примечательно, что Юрий Соломин никак не отреагировал на эту информацию, породив еще больше слухов.
Я читал, читал... И когда она меня вызвала, сказал: «Я не знаю, почему, я не выучил». Ну, она не стала глубоко копаться, почему я не выучил — она поняла. Вообще были хорошие люди педагоги.
RU — А одноклассники? Он был очень хороший художник у нас в Чите, и он рисовал на каких-то бумажках кадры, кадры. А я уже их прочитывал. И вот мы устраивали такое… И нам доставалось от педагогов, что мы не слушаем. Но вот таким образом я стал артистом, а он — художником. Он был в Союзе художников у нас. Потом я как-то приезжал после училища, ещё просил Владьку, чтобы он следил за могилой отца, и вот он ее подкрашивал. Хороший парень.
После первого курса, после второго, после третьего курса училища. Ехал шесть суток на поезде. Всё было очень сложно, денег было не так много, отец болел очень сильно, он уже лежал, когда я заканчивал. К тому времени и Виталий тоже стал поступать в училище. Хотя он человек очень спортивный был, занимался спортом: боксом, коньками, хоккеем, но проявился он вот так. Елизавета Ивановна — А почему вы в Москву уехали поступать? Я увидел фильм «Малый театр и его мастера» в 49 году. И меня потрясли и театр, и артисты, и театральное училище имени Щепкина.
А больше я не знал куда. По физике и химии я не был специалистом. По литературе, истории — да, а это — нет. И вот, она такая была... Вся такая из себя... Подойдет к окну на четвертом этаже, смотрит туда... Я чего-то пишу, весь в мелу... Она не глядя поворачивается: «Ну, ладно, хватит».
Шла к столу, брала ручку, открывала журнал и так же, не глядя на меня: «Тебе тройки хватит? RU Когда я получил диплом об окончании школы, свернул его в трубочку и пошел на почту. И вдруг навстречу мне Елизавета Ивановна. А у меня вот здесь, сейчас не видно, был огромнейший жировик, такой красно-синего цвета. И она смотрит на меня и говорит: «С такой рожей? Там, напротив почтамта, с другой стороны штаба округа, был какой-то госпиталь. А муж у нее был главный хирург госпиталя. И она меня за руку ведет через площадь.
А после просмотра научно-популярного фильма «Малый театр и его мастера» Соломин решил во что бы то ни стало стать студентом высшего театрального училища имени Щепкина. После окончания школы они с отцом сели на поезд и отправились на экзамены в Москву. Причём до столицы добирались шесть дней, а в пути абитуриент учил монологи и басни. Юрий Соломин успешно прошёл два экзаменационных тура, через несколько дней был должен был быть последний, третий тур. Но тут случилось непредвиденное — у отца Юрий украли документы и деньги. Жить оставшиеся до экзамена дни в Москве им было не за что. Соломин обратился в приемную комиссию и рассказал о случившемся. Ему пошли навстречу и проэкзаменовали в этот же день, вне очереди. Счастью Юрия не было предела, когда ему сказали, что он зачислен в театральное училище.
Девушка с длиной косой по имени Оля прибежала в театральное училище на занятие перед самым его началом. Свободное место было только одно — рядом с Соломиным. На последнем курсе Юрий и Ольга решили пожениться. Даже на скромную свадьбу с минимальным количеством гостей у молодых средств не было, поэтому они создание семьи они отметили вдвоем в кафе, наслаждаясь мясом в кисло-сладком соусе. Их семейная жизнь была полна бытовых сложностей, однако супруги были счастливы. Их объединяла любовь друг к другу, творчеству и к животным. Мы их растили, а потом пристраивали к хорошим людям», — рассказывал актёр «Комсомольской правде».
Цыганков — Джентльмен 1959 — «Веер леди Уиндермиер» О. Режиссёр-постановщик: В. Комиссаржевский — Молодой джентльмен 1959 — «Почему улыбались звезды» А. Равенских — Юрий 1959 — «Карточный домик» О. Режиссёр-постановщик: Д. Вурос — Веселый сотрудник 1959 — «Свои люди — сочтемся» А. Режиссёр-постановщик: Л. Волков — Тишка 1960 — «Иванов» А. Бабочкин — Петр, Гость 1960 — «Живой труп» Л. Волков — Зритель в суде 1960 — «Любовь Яровая» К. Тренева, режиссёры-постановщики И. Цыганков — 2-й конвойный 1960 — «Неравный бой» В. Режиссёр: Д. Вурос — Слава 1961 — «Взрыв» И. Режиссёр-постановщик: Е. Велихов — Лопатин 1961 — «Весенний гром» Д. Бабочкин — Аркадий 1962 — «Коллеги» В. Аксенова, Ю. Режиссёры-постановщики: Б. Бабочкин и В. Коршунов — Сержант 1962 — «Маскарад» М. Варпаховский — Танцующий 1962 — «Веер леди Уиндермиер» О. Комиссаржевский — Сесиль Грехем 1962 — «Ярмарка тщеславия» В. Цыганков — Исидор 1962 — «Палата» С. Режиссёр: Л. Верпаховский — Миша 1963 — «Перед ужином» В. Режиссёр: В. Монахов — Гриша 1963 — «Нас где-то ждут» А. Режиссёр-постановщик Е. Симонов — Федя 1964 — «Украли консула» Г. Монахов — Пэпино 1966 — «Ревизор» Н. Режиссёр-постановщик: Г. Монахов — Валерий 1973 — «Пучина» А. Режиссёр: П.
Первый гонорар – кусочек сахара
- Юрий Соломин: биография, личная жизнь и семья, карьера и награды
- КРАЖА ДОКУМЕНТОВ
- Читайте также
- Неизвестное интервью Юрия Соломина, с которым сегодня прощается Россия
- «Юрка, достань Витальку!»
Содержание
- Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
- К экзаменам готовился в поезде
- Юрий Соломин: «Без театра — нет нации» - Всемирный Русский Народный Собор
- Неизвестное интервью Юрия Соломина, с которым сегодня прощается Россия
- Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
Юрий Соломин — биография
соседей, одноклассников Юрия и Виталия, друзей и даже дальних родственников. Юрий Соломин появился на свет 18 июня 1935 года на территории Читы. 11 января в своей квартире в Москве умер 88-летний Юрий Соломин, народный артист СССР и худрук Малого театра. Юрий Соломин на интервью с главредом «» Екатериной Шайтановой.
Биография Юрия Соломина: личная жизнь, слухи о смерти, фото
Юрий Соломин обменивался подарками с королевой Елизаветой, снимался в фильме, получившем «Оскар», покорял Арктику с Шоном Коннери. Окончательным признанием заслуг стало то, что в 1988-м Юрия Соломина назначили худруком Малого театра. Родился Юрий Соломин 18 июня в 1935 году в городе Чита. Новости. Видеоигры.
Юрий Соломин: актер, поразивший королеву
Своему театру народный артист был предан всю жизнь — с 1961 года он преподавал там актерское мастерство, а в 1988 года занял кресло художественного руководителя Малого. Лучшие роли Юрия Соломина в кино В научно-фантастическом фильме «Лунная радуга» Юрий Соломин предстал в образе руководителя Комиссии службы космической безопасности Никольского Legion media Роман с кинематографом развивался у артиста стремительно. В социальной драме Исидора Анненского «Бессонная ночь» он сыграл инженера Павла Каурова, которому поручили руководить портовыми кранами в далеком городе Сибирске. После этого фильмы, в которых снялся Юрий Соломин, вышли на экраны через пять лет, в 1965-м. Это были картины «Музыканты одного полка», «Сердце матери», «Погоня». Актер сыграл свыше шестидесяти ролей, среди которых порядка двадцати главных. Самые известные работы Юрия Соломина — Павел Кольцов, капитан, старший адъютант генерала Ковалевского в пятисерийной ленте «Адъютант его превосходительства», майор Алексей Звягинцев в советской киноэпопее «Блокада», композитор-дирижер Илья в мелодраме «Белые ночи», Иван Телегин в исторической картине «Хождение по мукам». Удалось артисту примерить на себя образ ученого, писателя, исследователя Владимира Арсеньева. Картина о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таежным охотником Дерсу Узала, созданная советскими и японскими кинематографистами, вышла в 1975 году. Юрий Соломин считает, что режиссер Куросава сделал лучший фильм о человеке и природе. Приключенческая драма «Дерсу Узала» удостоилась премии «Оскар» за лучший иностранный фильм.
В драме «Дерсу Узала» Юрий Соломин сыграл ученого и путешественника Владимира Арсеньева Legion media Помимо ролей в исторических, военных, драматических картинах, Юрий Соломин известен участием в комедиях и музыкальных лентах. Каждому советскому близки «Летучая мышь» и «Обыкновенное чудо». Но все же одними из своих любимых образов артист называл лейтенанта Штубе в фильме «И был вечер, и было утро... Режиссер подчеркивал, что ему не стыдно за все, что он делал. Другой вопрос в том, что фильм может быть популярен, а может и не быть. Не могу отказаться от фильма «Сильные духом», где я сыграл гестаповца… Пусть это отрицательная роль, но я ведь не играл отрицательного немца. Они стали классикой советского кинематографа, их продолжают пересматривать миллионы поклонников творчества Юрия Мефодьевича. Будущая жена была старше Юрия Соломина на четыре года. Девушка работала журналистом, ее повести и очерки были собраны в книгу «Белокосовый платок». Потом Ольга Николаевна преподавала вместе с мужем в училище и работала с ним художественным руководителем курса.
Наследница великого артиста стала пианисткой, окончила консерваторию и начала преподавать в Лондоне. Но после двадцати лет жизни за границей вернулась в Россию.
Правда, чтобы добраться до этих хором, нужно было отстоять в очереди на автобус, а потом два часа трястись в переполненном салоне. К тому времени Соломина уже узнавали на улице, и народ в автобусе с любопытством поглядывал, на спящего стоя знаменитого актёра. Право на прыжок …Судачили, что он с ревностью относился к успеху младшего брата Виталия, известность к которому пришла значительно раньше, чем к нему. Злые языки утверждали, что отношения между звёздными родственниками были довольно сложные. И последние 10 лет жизни Виталия Соломина они практически не общались.
В своё время актёр Малого Борис Клюев сетовал, что Юрий Соломин, уже будучи худруком, не даёт постановок своему талантливому брату и вообще относится к нему жёстко. Сам Юрий Соломин уверял, что все разговоры об их ссорах с Виталием — чистые выдумки. Так или иначе, но Виталий Соломин, приехавший покорять Москву по следам старшего брата, практически всю свою жизнь проработал именно в Малом театре, худруком которого был Юрий Соломин. Он стал первым руководителем Малого, которого на эту должность выбрала труппа. Некоторые корифеи, правда, были против его назначения. Так, знаменитая актриса Руфина Нифонтова опасалась, что новый руководитель будет орать на всех. С улыбкой?
Говорят, он был жёстким, но справедливым руководителем. Многое мог простить за талант. Кроме подлости. Старался решать бытовые проблемы коллег — ходил, просил, договаривался. Его называли рыцарем сцены и последним защитником традиций русского театра. Эти качества он умудрился сохранить даже на посту министра культуры. Правда, Соломин сразу поставил условие, что из театра не уйдёт.
Так и совмещал — до шести вечера заседал в чиновничьем кабинете, а после шести бежал в родной театр. Своё решение объяснил тем, что «нельзя работать, когда тебя не слышат».
Подписка Отписаться можно в любой момент. С 1988 года Юрий Соломин является художественным руководителем Малого театра. Он всегда с теплотой говорит о людях, благодаря которым он стал актёром. Среди них есть и человек, не имеющий никакого отношения к искусству — Елизавета Ивановна. Она была учителем химии в читинской школе, где получил Юрий Соломин среднее образование. Как родилась мечта Юрий Соломин в детстве. Его родители — музыканты, впрочем, мама вполне могла бы стать известной певицей, а отец — знаменитым дирижёром, если бы не стечение обстоятельств.
Зинаида Рыбина подавала большие надежды, у неё было потрясающее низкое меццо-сопрано, а Мефодий Соломин мечтал стать дирижёром. Молодые люди поступили в Ленинградскую консерваторию, но проучились там всего полгода. Внезапно Зинаида Рябцева заболела, и у неё после этого оказались повреждены связки. На вокальной карьере можно было поставить крест, поэтому она решила забрать документы из консерватории и вернуться назад в родной город. Вместе с ней отказался от дальнейшего обучения Мефодий Соломин и отправился за Зинаидой в Читу. Юрий и Виталий Соломины с родителями и двоюродным братом. Он сам играл на всех струнных инструментах, а по всем окрестным сёлам собирал колхозников, игравших кто на чём, и из них создал прекрасный ансамбль. Зинаида Аркадьевна занималась хором во Дворце культуры и дома часто работала над репертуаром, советуясь с мужем. Правда, он иногда мог задремать, пока жена играла на рояле и пела.
Зато он всегда одобрял её выбор, а вот многочисленные слушатели, собравшиеся под окнами дома, где жили Соломины, дарили Зинаиде Аркадьевне бурные аплодисменты. Она на самом деле прекрасно пела. Юрий и Виталий Соломины с отцом. Юрий Соломин и ноты выучил, и музицировать мог, но никак не влекла его музыка в качестве профессиональной деятельности, он всё время норовил сбежать с очередного урока, который собиралась дать ему мама. И сбегал при первой же возможности.
Мы продаём билеты по таким ценам, потому что мы работаем для людей небогатых, стараемся, чтобы материальные возможности не были непреодолимым препятствием для приобщения человека к искусству. Когда был объявлен Год ребёнка, мы подумали: чем мы можем помочь? Просто объявить и один день попраздновать? Мы провели такую акцию: если семья папа с мамой или один родитель решила пойти в театр, то ребёнок от 5 до 14 лет может пойти бесплатно.
В этом заключается наше понимание Года ребёнка. Мы — государственный театр, получаем дотации от государства. Но мы зарабатываем и сами, как можем. В театре нужны изменения как таковые? В последние годы то и дело всплывает тема театральной реформы. Но ни один крупный театральный руководитель не поддерживает идею такой реформы. Вдруг о ней спонтанно заговорят, потом возникает отпор, тут же замолкают, потом опять пробуют шары катать. Я уверен, что эту реформу придумали не работники театра и не зрители. Эта реформа коснётся не только работников театра, но прежде всего — зрителей.
Так инициаторы реформы хотят помочь зрителю? Или наоборот? Искусство не может быть самоокупаемым. Много творческих людей, деятелей искусства и наших, и зарубежных уже высказались совершенно определённо, что искусство не может быть самоокупаемым! Могут быть антреприза, новые частные театры, я и не возражаю, и никто не возражает, наоборот, пусть будут, если есть своя тема, свои возможности, пусть работают. Но те государственные театры, что уже существуют, особенно в маленьких городах, не надо рушить под видом реформ. Что такое театр для маленького города? Я родился в Чите, это небольшой город с небольшими пригородами, красиво расположенный в чаше среди сопок: кругом сопки, и внизу город. Когда я стал учиться в Москве, оценил, какие в нашем городе были театральные традиции.
У нас театр был центром культуры. Уже когда стал учиться в Москве, узнал, что в этом нашем театре работало много эвакуированных московских актёров и театральных коллективов. В то сложное время работников культуры спасали, эвакуируя в тыл. Например, Константин Александрович Зубов, главный режиссёр Малого театра, прекрасный артист, при котором я поступил в театр, в своё время там работал. Познакомившись с Олегом Лундстремом, узнал, что тот тоже из Читы. Мои родители, музыканты, говорили: "Ой, у нас была очень хорошая консерватория". И называли имена ребят, с которыми учились, дружили. Это был и писатель Николай Задорнов. Я не очень верил, думал: ну это известный писатель, они, наверное, немного… А когда решил на Свердловской киностудии снимать картину "Капитан Невельской" по роману Николая Задорнова, написал ему в Ригу, что, мол, хотел бы по Вашей книге снять фильм… Он ответил мне, рассказав о дружбе с моими родителями, и дал полное право пользоваться книгой и писать сценарий по ней.
К сожалению, эта картина на Свердловской киностудии не получилась. Маленький город, но какие люди оттуда вышли! И сейчас есть такие городки, которые сохранили своё лицо. И мне бы хотелось, чтобы на театры этих городков, как на центры культуры, обращали особое внимание местные руководители: и губернаторы, и власти города. Часто больше внимания уделяется заезжим звёздам. Но те один день отыграют и уезжают. А это — своё. Я за ту гордость, которую мы испытали с победой нашей футбольной команды. И давайте передадим её в маленькие города, где существуют и художники, и писатели, и театры.
Чтобы была гордость за своё! А возьмите музеи маленьких городов. Они прекрасны. Это всё нужно со-хра-нить, а не раз-ба-за-ри-вать. То новое, что приходит к нам с Востока или Запада, должно быть пропущено через сердце народа, к которому приходит. Нельзя бездумно повторять и копировать. Каждый повтор хуже, чем оригинал. А мы почему-то в последнее время пользуемся повторами. Какие у нас были ансамбли!
Свои, особенные, ни на кого в мире не похожие! Коллектив Игоря Моисеева, "Берёзка", ансамбль Александрова. Это была наша гордость! Я — за достоинство. А оно воспитывается с детского сада, со школы. Когда набирал курс в щепкинское училище, проводил собеседование. И я задаю вопрос: "Кто "Каштанку" написал? Задал второму. Тот что-то промычал и сказал, по-моему, "Муму".
Это артисты будущие! Понимаете, какая штука, одно без другого порой не может существовать. Когда китайцы стали уничтожать воробьёв, это к совершенно непредсказуемым последствиям привело. Потому что это природа. Не вами сделано — не трогайте. Но китайцы быстро поняли, а мы всё понять не можем. Закончив театральное училище в 1957 году, вы в 1960-м пришли туда преподавать. Отличается ли преподаватель Соломин образца 2008 года от Соломина образца 1960-го? Конечно, отличается.
Во-первых, я был совсем неопытным и учился по ходу преподавания. Вообще, на педагога выучиться невозможно, особенно на театрального. Нет такой кафедры. У нас берут в ассистентуру, помощником. Подготовить театрального педагога очень тяжело. Так судьба распорядилась, и 40 с лишним лет преподаю. Тогда было больше сил. Желание и тогда было, и сейчас есть, но тогда не было опыта, сейчас опыт есть. Нет чего-то другого.
Чего, не буду говорить, и так ясно: тяжело. Очень тяжело с условиями работы. Я бы отнёс это ко всем вузам культуры: и консерватории, и академии живописи, и библиотечных институтов касаются эти проблемы — условия.