Великий пост в 2024 году для многих время душевного и физического очищения посредством календарь питания по дням до праздника Пасхи все 7 недель. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Каждая неделя Великого поста имеет название и значение.
У православных христиан – мясопустная неделя
Отсюда название Великого поста — Четыредесятница. Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Великий пост делится на две части. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В Великий пост первая неделя самая строгая, в первый день придется отказаться от любой пищи. Великий пост для христиан — это семь недель (седмиц) напряженного духовного труда. Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024.
Великий пост 2023: запреты и традиции второй седмицы
У православных христиан - мясопустная неделя | То, как называются недели Великого поста, имеет давнюю историю, – например, вторая неделя, с 25 по 31 марта 2024 года, названа в честь святителя Григория Паламы. |
Питание в Великий пост в 2024 году по дням | статья на кулинарном сайте |
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года - Погода | В 2024 году время Великого поста — с 18 марта по 4 Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. |
Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания | Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. |
Что в Великий пост можно есть и пить тем, кто хочет очистить тело и душу перед Пасхой | важное время для верующих православных христиан, которые приняли решение держать пост до Светлой Пасхи. |
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
Кроме того, верующие воздерживаются от рыбы и морепродуктов, а в определенные дни — от растительного масла и вареных блюд. Тем, кому это по силам, церковь благословляет отказываться от пищи вплоть до хлеба и воды в первый день Великого поста и в Страстную пятницу. Остальным рекомендуется обойтись сухоядением — отказаться от вареной, тушеной, жареной еды. Питание по дням Принципы питания на протяжении Великого поста в 2024 году различаются по дням. Особенная строгость присуща первой седмице.
Все стихиры имеют окончание: «Господи!
Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с греч. Этот первый из акафистов составлен в VII в.
В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы — ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием. В субботу шестой седмицы — ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф.
Этот праздник называется Неделей ваий ветвей , Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами. Иоанн Дамаскин Начало праздника восходит к глубокой древности. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим. В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
Существует несколько степеней поста. Насколько строго поститься каждый решает сам, можно посоветоваться со своим духовником. Ниже дан календарь питания в дни постов 2024 года. Мы даём его в строгом варианте и в более упрощённом — для мирян. Строгий вариант поста 6 степеней используют монахи и глубоко воцерковленные люди, для мирян чаще всего допускаются некоторые послабления 3 степени. Православный пост в январе 2024 Год начинается с Рождественского поста, который продлится до 6 января 2024 года включительно. Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 3, 5, 6 и 18 числа 2024 года можно только растительную пищу. Но можно рыбу. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу в дни Рождественского поста: 1 января - горячая пища без масла 2 января - горячая пища без масла 3 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 4 января - горячая пища без масла 5 января - строгий пост, «хлеб и вода и сим подобная» 6 января - Рождественский Сочельник, строгий пост, рекомендовано сухоядение Крещенский Сочельник 18 января 2024 года Крещенский Сочельник. В этот день православные соблюдают строгий пост.
До заката солнца рекомендуется только пить воду, после заката — «голодная кутья» на воде с сухофруктами. Однодневные посты 17 января 2024 года, среда 24 января 2024 года, среда 26 января 2024 года, пятница 31 января 2024 года, среда В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в феврале 2024 Нестрогий вариант поста для мирян 3 степени 2, 7, 9, 14, 16, 21 и 23 февраля 2024 года запрещены мясные и молочные блюда, яйца. Строгий вариант поста 6 степеней Что разрешено принимать в пищу: С 20 по 26 февраля 2024 года запрещается употреблять только мясо; можно кушать растительную пищу, молочную продукцию, яйца, рыбу. Однодневные посты 2 февраля 2024 года, пятница 7 февраля 2024 года, среда 9 февраля 2024 года, пятница 14 февраля 2024 года, среда 15 февраля - Сретение Господне, четверг 16 февраля 2024 года, пятница 21 февраля 2024 года, среда 23 февраля 2024 года, пятница В однодневные посты можно употреблять рыбу. Православный пост в марте 2024 18 марта 2024 года начало Великого Поста. Начинаются строгие ограничения.
Преподобный Ефрем Сирин Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах нх около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского. В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике. Освящение колива иначе кутий совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору. Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией от лат. Совершается он на повечерии в пятницу или за вечерней в воскресенье в первую, вторую часто со второй , третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы — «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других — и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». Первая Неделя воскресенье Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским 842 — 846. Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся.
Великий пост 2023: запреты и традиции второй седмицы
На второй-шестой неделях в понедельник, среду, пятницу положено сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — горячая пища с маслом, немного вина. На седьмой, завершающей, неделе разрешено только сухоядение, а в пятницу, 14 апреля, положено по посту полностью отказаться от пищи. Днями, когда можно есть рыбу и морепродукты, считаются 7 апреля — Благовещение, 8 апреля — Лазарева суббота разрешена еще икра , 9 апреля — Вербное воскресенье. Что можно и нельзя делать? Нельзя в Великий пост, как и любой другой период и день злиться, ссориться, ругаться, раздражаться, обижать родных и близких, унывать, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья, не утраивать больших празднований. Суть и смысл поста заключается в том, чтобы стать духовно лучше и чище, победить слабости, пороки, осмыслить свою жизнь. Одно из главных правил духовного очищения — молитва.
Считается, что в пост важно посещать храм, помнить о покаянии, уделять время близким, заботится о них, совершать добрые дела, помогать малоимущим, одиноким и нуждающимся.
Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то. Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем ещё хотя бы один день в будни. Фото: globallookpress. Учимся бороться с грехами.
Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом подругой третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова. Или держать старую обиду на родственника начальника, учительницу, соседа и т. Как это победить? Ежедневно молиться за него.
Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо. Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4.
Каждая неделя Святой Четыредесятницы имеет свое название и символическое значение: верующие вспоминают какое-либо важное событие или подвиг святого человека. Церковь вспоминает византийскую императрицу Феодору Константинопольскую. Название она получила от особенностей службы: в воскресенье третьей недели священнослужители выносят из алтаря украшенный цветами крест для поклонений. Он находится посреди храма до пятницы четвертой недели Великого поста.
Для христиан он является примером духовной смиренной жизни, а его труд «Лествица», спустя несколько веков, остается одной из самых известных и читаемых книг у православных. Ими люди устилали путь Христа перед входом в Иерусалим. На Руси пальмовые листья заменили ветвями вербы, поэтому сам праздник получил название Вербное воскресенье.
Определенное воздержание в трапезе и развлечениях касается многодневных православных постов: Великого — в 2024 году он начнется 18 марта, а закончится в субботу перед Светлой Пасхой, 4 мая; Петрова — его длительность меняется в разные годы, в 2024-м он будет совсем коротким — с 1 по 11 июля; Успенского — по строгости равен Великому, длится с 14 по 27 августа; Рождественского — начнется 28 ноября, а закончится уже 6 января 2025 года. Великий наиболее строгий и длительный — он начинается за семь недель до Пасхи.
Непосредственно к Четыредесятнице добавляется Страстная седмица, поэтому общая продолжительность постных дней — 48. Не благословляется употреблять продукты животного происхождения: молоко во всех видах, включая творог, сметану, сыр, простоквашу, кефир; мясо и мясные изделия; яйца. Кроме того, верующие воздерживаются от рыбы и морепродуктов, а в определенные дни — от растительного масла и вареных блюд.
Сплошные седмицы
Сюжет Пасха Когда начнётся? В 2024 году Страстная неделя начнётся после Вербного воскресенья — в понедельник, 29 апреля, и продлится до Великой субботы, 4 мая. Сразу после этого дня, 5 мая, верующие люди начнут отмечать Пасху. На протяжении последней недели перед Пасхой в храмах устраиваются службы, но запрещено празднование дней святых и поминок, венчания и крещения. Такие ограничения связаны с тем, что все священнослужители проводят обряды, посвящённые только подготовке к Пасхе. Что означают дни недели?
Страстной седмицей называется неделя перед Пасхой, во время которой вспоминаются сюжеты из Библии и страдания Иисуса Христа. Страстная неделя не зря носит именно такое название, поскольку слово «страсти» на славянском языке христианского богослужения означает страдание. Каждый день седмицы имеет свой собственный смысл: в Великий понедельник священнослужители вспоминают о патриархе Иосифе, которого родные браться продали в рабство. Считается, что этот отрывок из Ветхого завета напоминает страдания самого Иисуса Христа. Патриарх также на протяжении трёх дней варит особое ароматическое масло под названием миро, которое используют во время крещения; в Великий вторник в храмах и церквях рассказывают о разговоре Иисуса с людьми в Иерусалимском храме: ученики Христоса услышали истории о втором пришествии и о десяти девах и о талантах; в Великую среду верующие вспоминают, как Иуда Искариот хотел продать Иисуса за 30 серебренников.
Накрываем пленкой и даем ему время промариноваться специями. Тесто делим на четыре части, каждую подкатываем в шар, накрываем и оставляем на 10 минут. Лук отжимаем прямо руками от выделившегося сока и перекладываем в другую миску. Тесто раскатываем в очень тонкую лепешку, сверху смазываем маслом и посыпаем луком. Сворачиваем тесто с начинкой в рулет, немного его приминаем, скручиваем улиткой, а хвостик подгибаем вниз. Перекладываем лепешки на противень с пергаментом, руки смазываем маслом и начинаем их разминать.
Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем растительным маслом. Только в праздник Благовещения , если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы. На все время Великого поста запрещаются мясные и молочные продукты, яйца Фото: Kiselev Andrey Valerevich, по лицензии Shutterstock. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
Однако большая часть христиан в то время считала подвигом поститься на протяжении недели и продолжала придерживаться традиции отказа от пищи в течение до сорока часов. Уже в IV-V веках церковь считала обязательным соблюдение Великого поста для всех христиан. Любой христианин, который не соблюдал пост, мог быть отлучён от церкви на неопределенное время. Начиная с V века продолжительность Великого поста начинает увеличиваться — он становится сорокадневным. Первая неделя поста и Чистый понедельник. Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается ещё в воскресенье вечером, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается, так скажем, церемония взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью и с прощения друг друга. В Чистый понедельник, как и в последующие два дня, соблюдается очень строгий пост. Верующие воздерживаются от пищи, усерднее молятся, а также борются с греховными страстями. Именно с Чистого понедельника начинается Первая седмица Великого поста, которая считается самой строгой. На протяжении всей Первой седмицы, кроме Чистого понедельника, верующим позволяется употреблять в пищу лишь хлеб, овощи и сухофрукты. Называется этот пост сухоядением и продолжается вплоть до 24 марта, когда разрешается употреблять пищу с растительным маслом. Вторая и третья недели поста. Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы 30 марта — день поминовения усопших. Третье воскресенье поста называется Крестопоклонным и посвящено Кресту Господню 7 апреля , а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих. Суббота третьей седмицы 6 апреля — день поминовения усопших.
Начало Великого поста
Вторая неделя Великого поста: что можно и что нельзя делать | Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. |
История и смысл Великого поста | Онлайн-журнал Эксмо | На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. |
Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения | В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. |
Читайте также
- Начало Великого поста
- Первая неделя
- Великий пост: история, смысл и ответы на главные вопросы
- История и смысл Великого поста
- Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
Четвертая Седмица и третья неделя Великого поста 2024
Отсюда название Великого поста — Четыредесятница. Приближается Страстная седмица — последняя неделя Великого поста, следом за которым начинается Пасха. Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. Во 2-ю Неделю Великого поста празднуется память святителя Григория Паламы, митрополита Солунского, жившего в XIV веке.
Великий пост в 2024 году
Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". 4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту. Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года.
Что в Великий пост можно есть и пить тем, кто хочет очистить тело и душу перед Пасхой
Так в солидарность с оными крещенные христиане тоже соблюдали пост и сугубо молились о спасении всего мира. Пост был установлен не одномоментно, практика и опыт пощения приобретались в течение многих лет. И сейчас современный устав обязывает чад Церкви поститься 47 дней. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим.
Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно.
Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо.
Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии.
Именно утром этого дня рекомендуется причаститься после исповеди накануне. В четверг также рекомендуется наводить дома порядок, красить яйца и печь куличи. А вот Страстная пятница — это самый скорбный день не только Страстной недели, но и всего церковного календаря. Именно в этот день произошло Распятие и Крестная смерть Иисуса Христа. Пятничный день проводят в мыслях о Христе и стараются избегать мирских забот. В Великую субботу после утренней литургии по традиции освящают куличи, пасхи, крашеные яйца, которые появятся на праздничном столе после пасхальной службы, которая пройдёт в ночь с суботы на воскресенье. Великий пост и Страстная седмица заканчиваются на Пасху, которая в этом году выпадает на 5 мая.
В этот день уже не постятся, а празднуют Воскресение Христа.
В эти семь дней перед началом Великого поста православная церковь отмечает неделю о Страшном суде, которому только ещё предстоит произойти после второго пришествия Иисуса Христа. Для нас это напоминание необходимо прежде всего для того, чтобы не предаться беспечности и нерадению о своём спасении в надежде на милость Божию.
Церковь призывает нас уже сейчас покаяться и обратиться к Богу, пока это ещё не поздно сделать», — говорит иеромонах Алипий из Свято-Введенского Макариевского Жабынского мужского монастыря. В мясопустную неделю можно есть и любые молочные продукты, так же как яйца, выпечку и, конечно же, блины — главное блюдо следующей седмицы.
Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет.
В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.
Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя.
О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии.
Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест.