седмицей и НЕДЕЛЕЙ СВЕТОТВОРНЫХ ПОСТОВ, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. За Неделей Торжества Православия следует вторая седмица Великого поста, которая носит название «седмица светотворных постов». Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы.
Неделя 2 Великого поста. Свт.Григория Паламы
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Во время второй недели Великого поста, с 25 по 31 марта, следует соблюдать особые правила. Вторая седмица Великого поста, завершающаяся воскресеньем святителя Григория Паламы, в православной традиции именуется Неделей светотворных постов.
Вторая седмица Великого поста, святителя Григория Паламы
С 15 по 21 апреля идет пятая календарная неделя Великого поста — она посвящена Преподобной Марии Египетской, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». С 15 по 21 апреля идет пятая календарная неделя Великого поста — она посвящена Преподобной Марии Египетской, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». Третья Седмица (неделя) Великого поста с точки зрения питания в точности повторяет вторую Седмицу, в ней нет дней, когда положено голодание. Главная > Новости благочиния > Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю Великого поста. Шестая неделя Великого поста известна как Вход Господень в Иерусалим.
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Помните эту Евангельскую историю о десяти прокажённых, из которых вернулся поблагодарить лишь один? Один из них, как только увидел, что исцелен, возвратился, громко прославляя Бога. Он пал к ногам Иисуса и благодарил Его. И этот человек был самарянином. Почему никто из них, кроме этого чужеземца, не возвратился, чтобы прославить Бога? Евангелие от Луки 17:15-19 Мы обманываем себя, думая, что, конечно же, мы будем тем самым единственным исцелённым, который придёт сказать «спасибо» Господу. Но, скорей всего, мы забудем о Его чудесах и благословениях.
Такова наша человеческая природа. Единственный способ не забывать — это постоянно себе напоминать о том, что Бог сделал в нашей жизни.
И он каждому из нас присущ — этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня. Вот в чем смысл учения Григория Паламы об образе Божием в нас, неуничтожимом и обладающем силою Божественной энергии. Раз мы знаем об этом, то следующую седмицу будем идти еще легче, чем шли до сих пор. Так вот что мы имеем внутри себя, вот что мы можем раскрыть! Вернусь к святому Серафиму Саровскому. Святой Серафим Саровский имел ученика — Мотовилова. И когда Мотовилов увидел этот свет в Серафиме Саровском, ему тоже стало так же хорошо.
Именно потому, что этот свет — божественный свет, отблеск, луч божественной славы, явленной на Фаворской горе. Он нам присущ, каждому из нас он дан в образе Божием, который вписан в каждого человека. Вот кто такой человек, вот что такое человек! Среди слушающих меня сейчас есть люди, занимающиеся литературой, музыкой, искусством, и они лучше меня знают, конечно, как много больших, самых больших умов человечества отмечало, что смысл жизни человека заключается в том, чтобы человек нашел самого себя. Герой этого великого классического писателя стал героем и известного музыкального произведения тоже северного музыканта Грига напомню вам об этом для того, чтобы вам было легче ориентироваться в том, о чем я говорю. Это значит как раз найти в себе, увидеть в себе причастность Божеству и свою жизнь построить так, чтобы эта причастность Божеству была осуществлена. Она осуществляется тогда, когда идет человек путем веры в Бога и веры в человека, которую проповедует Церковь. Эта причастность раскрывается, этот образ осуществляется человеком на том самом пути, о котором говорит молитва святого Ефрема Сирина. Мать-Церковь по-матерински берет за руку каждого из нас и ведет по тому пути, на котором человек непременно находит самого себя в самом высоком смысле слова, находит причастность Божеству в глубине своего существа.
Конечно, Царство Божие существует объективно вне нас, но никогда не забывайте: Христос сказал, что Царство Божие также внутри нас. Вот, чтобы раскрыть его в себе, нужно послушаться Церкви, нужно принять материнское ее руководство, нужно отдать свои руки Матери-Церкви. И она, за эту руку тебя взявши, приведет непременно к счастью раскрытия в себе всего самого лучшего, самого святого, что может быть, — причастности Божеству. Поскольку вы здесь...
Здесь нет ни особых богослужебных дней, ни доминирующих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице. В песнопениях Триоди продолжают звучать мотивы пользы поста и акцента на духовной его стороне.
Можно отметить широкое использование образов из Ветхого Завета для иллюстрирования тезиса о необходимости поста. При этом иногда встречаются ссылки на такие эпизоды Ветхого Завета, которые более нигде не упоминаются в других песнопениях. Богослужебные особенности седмичных дней Службы 2-й седмицы поста — самые стандартные представители великопостного чина, не имеющие ни единой специфической которая была бы характерна только для этой седмицы или для данного дня богослужебной особенности. В то же время так как это первая будничная седмица, то здесь появляются некоторые практические моменты, которые потом проявляются в течение последующих седмиц вплоть до 6-й. Отметим следующие нюансы: Каноны Минеи на повечериях.
Проповедь после причастного стиха произнес иерей Максим Рыженков. Накануне архипастырь совершил Всенощное бдение в Введенском кафедральном соборе.
Митрополит Никодим совершил Божественную литургию в неделю 2-ю Великого поста
Каким же путем? Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека Свой образ, Свою икону. Каждый человек носит в себе живой образ Божий. И вот, вступив во вторую седмицу Великого поста, мы уже хорошо знали, что образ Божий в нас есть. И этот образ Божий имеет в себе свойства Самого Бога. И цель устремления поста, устремления всех наших подвигов — покаянного, молитвенного, просьб наших — есть устремление к раскрытию в нас образа Божия, который вписан в нашу природу, в наше естество рукою Самого Бога-Творца. Легче стало дышать, лучше стало жить, мы чище становимся, видя, куда мы идем, и зачем мы идем, и о чем просим Бога.
Так шла вторая неделя Великого поста и привела нас к сегодняшнему воскресенью. В чем же он? Каков он? Что он такое? И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей.
Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ — этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.
Вот в чем смысл учения Григория Паламы об образе Божием в нас, неуничтожимом и обладающем силою Божественной энергии.
Святитель Григорий Палама жил в 13 веке, во времена, когда были преодолены все богословские неясности и ереси, и люди стремились уже к высшему познанию Бога через аскетику, исихазм, созерцания Божественных энергий, Фаворского света. Григорий Палама богословски обосновал практику исихазма: углубленное Богопознание через познание себя, через сердечную молитву, через внутреннее сосредоточие сил, самоконтроль, через очищение ума и сердца. Именно Григорий Палама глубоко обосновал термин «синергия», что означает совместное действие Божественной благодати и человеческой свободной воли в деле спасения.
В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться.
Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся. В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях.
В субботу поминают умерших. Самоограничения должны быть посильными. Особенно служители церкви не рекомендуют лишать себя пищи беременным и кормящим женщинам, а также болеющим прихожанам. Особенно тем, кто страдает онкологией, диабетом и болезнями желудочно-кишечного тракта. Вторая седмица поста может показаться верующим легче, чем первая. Особенное предписание в этот период - ограничивать себя в лишних разговорах, пустословии.
Вторая седмица Великого поста, святителя Григория Паламы
Неделя вторая Великого Поста. Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Во вторую неделю Великого поста Церковь отмечает два переходящих праздника: святителя Григория Паламы и преподобных отцов Киево-Печерских.
Вторая Неделя Великого поста
Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. В воскресенье 31 марта, в неделю 2-ю Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в храме святого апостола Филиппа в Шардже, была отслужена Литургия Василия Великого. Дорогие мои, великим помощником в этом труде над собой, труде ведущем человека к духовному совершенству, является пост. Во время второй недели Великого поста, с 25 по 31 марта, следует соблюдать особые правила.