23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост". Террористический акт на Дубро́вке — захват заложников на Дубровке в Москве, начавшийся 23 октября и продолжавшийся до 26 октября 2002 года.
Беслан, Норд-Ост и Буденновск: самые громкие теракты в России и СССР
«Норд-Ост»: фотохроника трагедии | Из 900 с небольшим зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» погибли 130 человек. |
Сколько человек погибло в терактах: Крокус Сити, Норд-Ост, 11 сентября | Вестник Кавказа | В результате теракта погиб 41 человек, не считая самого террориста. |
Теракты в Москве: кто стоял за преступлениями 2000-х | 26 октября — день памяти жертв теракта во время мюзикла «Норд-Ост» в Москве. |
Теракт на Дубровке 16 лет назад. Как это было
В это время в ДК шел мюзикл «Норд-Ост», в зале находились более 700 человек. Взрывы домов, теракты в метро, Беслан и Норд-Ост: вспоминаем самые громкие теракты в России за последние четверть века. Как живут и что вспоминают бывшие заложники «Норд-Оста» через двадцать лет после теракта. После "Норд-Оста" было необходимо сохранить все в тайне, но этого не сделали и получили такое количество жертв в Беслане.
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
В основном люди погибли из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. Организаторами террористического акта, по данным следственных органов России, выступали житель Чечни Руслан Эльмурзаев, убитый в ходе штурма здания на Дубровке, а также житель Ингушетии Асланбек Хасханов. Взрывы в поездах "Кисловодск — Минеральные воды" Теракты на этом маршруте произошли дважды за 2003 год. Суд признал виновным жителя Чечни Ибрагима Исрапилова. Погибли 44 человека и еще 156 пострадали, включая 62 детей.
Организатором снова признали Ибрагима Исрапилова, его приговорили к 20 годам лишения свободы. Среди заложников были дети, их родители и учителя, которые пришли на школьную линейку. Свыше двух суток террористы удерживали в заложниках около двух тысяч человек. В результате теракта и штурма погибли более 330 человек, включая 172 ребенка.
Всего в бою в Беслане погибли 27 сотрудников силовых структур, в том числе 12 офицеров ФСБ и 15 милиционеров. Это крупнейшие потери спецназа российской госбезопасности за всю историю его существования. Всех террористов уничтожили в ходе штурма. Единственный выживший получил пожизненное лишение свободы.
Фото: wikimedia Взрыв в московском аэропорту "Домодедово" 24 января 2011 года в зале международных прилетов одного из крупнейших московских аэропортов в действие привел взрывное устройство террорист-смертник. Взрыв произошел в толпе встречающих, погибли 38 человек, еще 116 пострадали.
Бандиты три дня удерживали более 800 заложников. Потом спецназ пошел на штурм и уничтожил всех боевиков. В результате теракта погибло 130 человек, более 700 пострадало.
Артем Афонский 2017-10-23 16:38:00 Поделиться: Ветеран спецподразделения ФСБ Вячеслав Гудков рассказал сайту телеканала «Звезда» о том, как проходил штурм «Норд-Оста», захваченного террористами в 2002 году. Мы сразу подключили МЧС, всех официальных и, так называемых «чёрных диггеров», но никто из них не смог нам помочь и объяснить, как можно попасть внутрь» - рассказывает спецназовец. По словам Гудкова, помощь пришла неожиданно. В группу боевого управления пришёл старший оперуполномоченный райотдела ФСБ, который принес две «кальки-схемы», по которым были обнаружены коллекторы, ведущие внутрь дома культуры. Один из коллекторов выходил под сцену, таким образом стало понятно происхождение непрерывного стука в районе сцены - террористы готовили путь для отступления.
Все выходы из коллекторов были немедленно заблокированы силами бойцов Внутренних войск. Все, до места расположения последней мины знали.
Но в себя я пришла уже в больнице. То есть ни штурма, ни газа я не видела, потому что мой сон плавно перешел в кому. Пришла в сознание в реанимации. Нас было двое, женщина молодая, которая лежала со мной в реанимации, она с мужем была в партере. К одной руке был привязан монитор, который следил за работой сердца, к другой капельница.
Знаю, что была остановка сердца, очень сильно болела грудная клетка, делали непрямой массаж сердца, как я понимаю. Всего погибло около 130 заложников, большинство — уже после операции по освобождению. Поэтому то, что касается самой спасательной операции... Правомерность применения газа вызывает у меня большое сомнение. И мне кажется, что это было испытание газа но это мои домыслы, я четко отделяю факты от домыслов. Были идеальные условия. Большое помещение, люди разных возрастов.
Дети, мальчики, девочки, мужчины, старики, женщины. То есть идеально для проведения испытаний. Сразу такой большой группы. Однако 15 лет прошло, а мы до сих пор не знаем состава газа, врачи не могут лечить меня, они не знают, какие последствия, чем травили и какие последствия. Просто не знают. У меня проблемы с костями, суставами. Такое ощущение, что организм разваливается, а что происходит, я не понимаю.
Позже, поскольку было плохое самочувствие, делала томограмму. Оказалось, что у меня был инсульт. Этот газ воздействует на определенные участки головного мозга, и у меня это вызвало инсульт. Что касается моих близких, то 27-го я узнала по радио, что Саша погибла. Хотя о том, что она погибла, было известно уже сразу, 26-го. Практически в 10 утра было известно, что она погибла. Но, тем не менее, только 27-го, до этого всё время говорили, что погибших детей нет.
Только 27-го сказали о том, что погибла Саша. О том, что погиб Сэнди, я узнала от представителей американского посольства 28-го. Практически сразу Сашу опознали. Еще сидя в зале, она написала на руке фамилию и имя и номер телефона моей знакомой. И что касается Саши, то меня очень долго мучило, мне нужно было узнать, как она погибла. Еще первое расследование, которое организовал Немцов, там один из членов комиссии, женщина-врач, сказал, что был случай, что в полных автобусах возили людей и раздавили девочку. И меня почему-то это зацепило.
А позже я наткнулась на статью в газете о том, как в Первую градскую больницу приехал Пазик, рассчитанный на 12 мест, который был набит заложниками. Было запрессовано 32 человека, и на дне этой кучи лежала моя дочь. Что касается Сэнди, то он попал в число тех людей, которым вообще никакая медицинская помощь не оказывалась. Сашу врачи пытались спасти. Пытались ее реанимировать. Но несколько раз сердце останавливалось. В конце концов, они, в общем-то, не смогли ее спасти.
А к Сэнди рука врача не прикасалась. И после этого мне говорят, что они сделали всё, чтобы спасти заложников? Книгу, в которой была бы информация о каждом. Друзья мои встретили это с большим скептицизмом. Однако нашлись те, которые поддержали. Был создан сайт, на котором собиралась информация, сначала только о самом событии и о погибших, а потом стали добавлять информацию о том, что происходит сейчас, в настоящее время. И в 2011 году эта книга была издана.
Она называется «Мы не умрем». Мы очень долго мучились с названием. Среди погибших есть Даша Фролова, 13-летняя девочка, которая на руке своей написала: «Мы не умрем, только пусть больше никогда не будет войны». Эта фраза стала названием книги. На сайте nord-ost. Три года назад Роман рассказал о тех страшных днях в интервью изданию «Мел». Роман Шмаков kino-teatr.
Кто-то из детей участвовал в спектакле в тот день, а кто-то, в том числе и я, репетировал номер для большого концерта "Мировые мюзиклы в гостях у "Норд-Оста"". Оставив меня там, мама отправилась по своим делам, вернуться собиралась к окончанию репетиции. Но потом у неё случилось что-то вроде предчувствия. Как мама потом рассказывала, она была дома, мыла посуду и вдруг чётко осознала — надо поехать за мной пораньше, подождать в фойе. Сорвалась, приехала на Дубровку и почти сразу случился захват — её террористы тоже завели в зал, к остальным заложникам. Когда человек в маске ворвался и крикнул: «Все в зал! Казалось, что нас пытаются от чего-то спасти — может быть, несчастный случай в здании или авария.
В зале стоял тревожный негромкий гул, люди сидели с опущенными головами и руками на затылках. Кто-то рядом сказал, что это захват и мы теперь в заложниках. Тогда была популярна компьютерная игра Counter-Strike, в ней как раз были все эти террористы, маски, штурмы. И для меня происходящее выглядело как перенос игры в жизнь — абсолютно сюрреалистическое ощущение. Связи с близкими не было. Вдруг кто-то сказал: «Ром, твоя мама здесь! Ей тоже потом показали, где я.
Первые двое суток мы сидели раздельно, но переглядывались и были как бы на связи. Чувство времени быстро пропало. До сих пор помню жуткие звуки, которые доносились из помещений за кулисами — разлетался потолок от выстрелов, стекло падало, а в самом зале стоял непрерывный тихий гул голосов. На фоне всего этого ты иногда как-то отключаешься, проваливаешься в сон. Потом с огромным трудом просыпаешься, выбираешься обратно, как из глубокой-глубокой ямы. Свет начинает входить в поле твоего восприятия он был такой специфический в том зале , опять эти звуки, гул, и ты понимаешь: «Это не сон. Я здесь, ничего не поменялось».
Чувствовалось, что эти женщины в исступлении, в отчаянии и из-за этого как-то по особенному агрессивны. Они будто бы сотрясали пространство своим присутствием. Мужики были более расслабленными, такими шакалистыми, что ли. Чувствовали себя хозяевами положения. С ними было несколько запоминающихся контактов. Один раз я отсел на свободное место, хотел подремать, но чувствую — как-то мне некомфортно.
В 2002 году в Москве проводилась юношеская Олимпиада. Соответственно, эти рынки на олимпийские события были закрыты. Фактически нам нечем было заниматься две недели, и компания ушла в отпуск. Я, пользуясь случаем, нашел себе путевку на Алтай, в горы. В том походе произошел ряд мистических событий, которые помогли мне переоценить жизненный путь… К чему это все? Из поездки я приехал переполненный жизненной энергией. Находясь под впечатлением, я стал изучать мистические аспекты культур Северной Европы и соседней — кельтской — культуры. Это привело меня тем же летом на фестиваль шотландской культуры, где я познакомился со своей будущей женой. Это знакомство не оставило мне выбора, и я записался за компанию с ней в школу ирландского танца «Иридан». При чем здесь ирландские танцы? Какое отношение это имеет к «Норд-Осту»? Самое непосредственное. Репетиционная база «Иридана» находилась в то время в здании Дома культуры завода «Московский подшипник» — именно здесь пройдет мюзикл «Норд-Ост», который даст название известным печальным событиям. Таким образом, в это здание меня привело не простое стечение обстоятельств, а цепь событий — по большому счету, у меня не было шансов избежать попадания туда. Обычный танцевальный зал. Нас занималось в тот день человек тридцать… Эпизод 2 30 пар ног, обутых в степовую ирландскую обувь, бьют троечки и четверочки, кто в лес, кто по дрова. Шум неимоверный. Застрочит рядом пулемет — никто не услышит. Двери в зал открыты. По коридору бежит бальная студия здание уже захвачено. Бегут кто в чем, вещи в руках… Ни один из бегущих, пробегая мимо открытых дверей, не делает попытку что-либо сообщить. Куда бегут? Почему бегут? У меня в голове проскальзывает мысль: опаздывают куда-то на выступление. Здание-то театральное. Мы, чтобы нас не отвлекали бегущие люди, что делаем? Правильно, закрываем двери и спокойно продолжаем отстукивать учебные упражнения. Грохот ног заглушает все внешние звуки, в том числе и стрельбу. Он приглушает музыку, отвечает, говорит в трубку: «Что? Нет, у нас все в порядке… В каком здании? Как в хорошем динамичном спектакле, синхронно с ним, когда он выходит из одной двери, в другую дверь заходят два человека в масках и с автоматами. Полный сюрреализм… Заталкивают обратно Игоря. Звучит выстрел в потолок — все падают на пол, я остаюсь стоять посреди зала с глупой улыбкой на лице. В моем представлении происходящее — чья-то шутка. Мы ведь в театральном здании. Плюс звонок, после которого синхронно выходит Игорь и входят люди в масках, придает уверенность в розыгрыше. С двух сторон меня тянут наши девчонки вниз, а я стою и лыблюсь на террориста. Тот уже начинает нервно тыкать в мою сторону автоматом, я, делая одолжение, подыгрываю шутке — сажусь на корточки и закладываю руки за голову… Позже, общаясь с нашими девчонками, узнаю, что только я посчитал выстрел холостым. Большую часть наших обдало побелкой с потолка, и у них сразу появилось убеждение, что дело не шуточное. Эпизод 4 Нас гонят по коридору в основной зал. У меня нет на ногах обуви, только носки. В тот день я забыл танцевальные ботинки, а в кроссовках крайне неудобно бить степ. Человек в маске стреляет в стеклянную дверь, у меня в голове: «Вот долбаные шутники, босиком гонят через битое стекло». Эпизод 5 Загоняют нас в зал. Рассаживают на последние ряды. Маринка оказывается на два ряда впереди. Мне очень хочется пересесть туда, но я не знаю, как это сделать… Проходит немного времени. Девушка из нашей танцевальной группы начинает мерзнуть, я отдаю ей свою футболку. Террористы эмоционально взрываются, начинают на меня орать на смеси русского, арабского и чеченского. Из всего этого я понимаю, что нарушил дресс-код по Корану, согласно которому мужчина не должен оголять торс в присутствии посторонних женщин. На меня насильно надевают куртку одного из террористов. На мои возражения, мол, дайте куртку девушке, а я надену свою футболку, не реагируют… Уже после окончания событий я понимаю, что эта куртка мне едва не стоила жизни при освобождении: все мужчины в масках приехали в одинаковых черных куртках, именно эту куртку на меня и надели, чем создали видимость для внешних наблюдателей, что я один из террористов. Она ведет себя абсолютно невменяемо, ругается на собравшихся зрителей и террористов, через слово проскальзывает мат… Девушку весьма грубо выталкивают через переднюю правую дверь в фойе, через минуту слышны выстрелы. Один из террористов возвращается в зал и сообщает о том, что ее расстреляли и так будет с каждым, кто не будет подчиняться их требованиям. У меня по-прежнему убежденность в ирреальности всего происходящего: если хотели бы расстрелять, то расстреляли бы у нас на глазах я не знал, что с передних рядов сцену расстрела было видно. Эпизод 7 Террористы самые задние ряды начали освобождать для своего отдыха. Я смог перебраться к Маринке. Одновременно с этим началось минирование зала. У меня в голове только и крутилось: «Вот сволочи телевизионщики, устроили тут «За стеклом», а ведь кому-то завтра на работу. Что они себе позволяют? Мне завтра на таможне груз получать! Чем выделялся? Тем, что он ходил без маски и без оружия. Он играл роль «хорошего полицейского» и, подсаживаясь в разных углах зрительного зала, стравливал давление. Он говорил с людьми. Говорил, что они лично нам плохого не желают. Как только наше правительство примет решение о выводе войск из Чечни, они нас всех отпустят… Звали этого «добряка» Ясиром. Он был не чеченцем.
Какие теракты на концертных площадках устраивали в России?
Время, по ее словам, не лечит. С трагедии на Дубровке прошло 17 лет, Александра получила высшее образование, стала актрисой, женой коллеги по сцене Дениса Шведова, дважды мамой. Но воспоминания о пережитом мелькают до сих пор: лица тех, кто сидел рядом, и звук скотча, которым боевики приматывали бомбы к спинкам стульев. Александра Розовская. Ей в год теракта было 14 лет. Многим его коллегам, находящимся за сценой, удалось сбежать: артисты спрятались в гримерках, заперлись, ночью спустились из окна по связанным костюмам. Марат не успел — и оказался в кресле на первых рядах.
Три дня в заложниках он почти не спал, не ел и хотел лишь одного — выжить. Понимал, что если умру, мои родители этого не переживут. Поэтому даже мыслей о смерти не было. Были люди, которые смирились с участью. Они погибли. Те, кто отчаянно сопротивлялись, выжили».
Тайны расследования теракта на Дубровке Абдрахимов — один из немногих, кто смог покинуть зал самостоятельно.
Это был первый в истории современной России крупный теракт, прервавший почти 20-летнюю эпоху безопасности, если не брать в расчет потрясений путча 1993 года. После этого в 90-х ещё были серии жутких терактов — взрывы домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в 1999 году, при которых погибло 100 и 124 человека соответственно. Но XXI век стал ещё более страшным. Теракты во время культурных мероприятий Первая ассоциация, которая приходит при упоминании «Крокуса» — это захват террористами Театрального центра на Дубровке во время премьеры мюзикла «Норд-Ост».
Тогда в зале находилось 900 зрителей, которых террористы удерживали более 3 дней почти без еды воды. Действия спецназа по освобождению заложников после вызвали массу вопросов: применение усыпляющего газа перед штурмом театрального зала привело к гибели 120 заложников — люди к тому времени были истощены и физически, и морально. Но все террористы были уничтожены. Во время ликвидации террористов погибли 120 заложников «Норд-Оста» Фото: вдпо. Тогда погибли 16 человек и ещё около 50 были ранены.
Теракт на фестивале «Крылья» унёс жизни 16 человек Фото: jsa-stage. Самодельное взрывное устройство мощностью 800 г тротила, начинённое винтами и шурупами, унесло жизни 13 человек. Пострадали 100 человек. Ответственность за взрыв на себя официально никто не взял, заказчиков и исполнителей не нашли. Ни исполнители, ни заказчики теракта в переходе на Пушкинской площади так и не были найдены Фото: вдпо.
Подозреваемыми тогда стали два уроженца Грозного, но с совсем нечеченскими фамилиями Масин и Кашинский.
На сцене и балконе были размещены баллоны с осколочно-фугасными снарядами и поражающими элементами, охраняемые смертницами. По периметру зал охраняли террористки с «поясами шахидов». Некоторым заложникам разрешили позвонить родным, чтобы сообщить о захвате и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек. Затем у заложников отобрали мобильные телефоны, им почти не давали есть и пить, некоторых не выпускали в туалет. Сразу после захвата здания части актеров и сотрудников Театрального центра удалось бежать оттуда через служебные помещения. Ночью террористы отпустили 15 маленьких детей и нескольких иностранцев.
Когда информация о захвате дошла до правоохранителей, к зданию были направлены милиция и военнослужащие внутренних войск, а также бронетехника и бойцы из отряда спецназа «Альфа». Первая попытка установить контакт с террористами была предпринята 24 октября — ночью в здание центра пришел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. В ходе этих встреч боевики отпустили более 20 человек. Тем не менее в итоге террористы объявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников. Штурм с применением газа Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор. Чтобы предотвратить массовые жертвы, решили использовать нервно-паралитический газ. В ночь на 26 октября одна из групп спецназа проникла на первый этаж здания — в технические помещения, куда террористы не спускались из-за снайперов.
Были сделаны отверстия для доступа к вентиляции, а также установлены видеокамеры. Силы спецназа, милиции, внутренних войск и бронетехнику стянули к Театральному центру. Штурм начался раньше запланированного срока. В ночь на 26 октября у одного из заложников не выдержали нервы, и он бросился к смертнице, находившейся рядом с основной бомбой. В результате мужчина был расстрелян, еще двое людей — ранены, один из них позже скончался.
Пусть в эти печальные дни, когда мы о них вспоминаем, на сердце тяжело, но всё же сама память про них — светлая.
Это главное. Мы всем актерским составом хотим, чтобы проект возродился. Спектакль ведь сам по себе светлый, чистый — настоящее произведение искусства. Поэтому хотелось бы его снова видеть на сцене. Попытки поставить его уже были, но он всё же прочно ассоциируется у людей с трагедией. Мы пытались доказать, что постановка несет в себе другое чувство, но пока ничего не вышло.
Поклоны на первом спектакле передвижной версии 24 сентября 2004 года одна из попыток возродить мюзикл Источник: «Норд-Ост. Мы любим, мы надеемся! Она мечтала увидеть другую постановку — «Нотр-Дам», но билетов на нее не оказалось, и в кассе предложили «Норд-Ост». О жизни своего мужа и последних днях в зрительном зале Татьяна Николаевна написала книгу «Комета моей судьбы». С разрешения автора публикуем отрывок из нее. Началось второе действие.
На сцене лихо отплясывали летчики, и вдруг как гром среди ясного неба раздались автоматные очереди. На сцену и одновременно во все двери зала ворвались вооруженные автоматами люди в камуфляжной форме, на головах — черные маски с прорезями для глаз и рта. Среди них несколько женщин, одетых во всё черное с ног до головы. Лица тоже до самых глаз закрыты черными повязками. В руках — пистолеты. Соседка слева, еще не понимая, что происходит, наклоняясь ко мне, прошептала: — У Каверина я такого не помню.
Это что-то новое? Понимая, что произошло самое худшее, и сжав твою руку, я почти выдохнула: — Нас захватили! Юрий и Татьяна Жаботинские на отдыхе, 5 октября 2002 года. Снимок подписан: «Последний отдых вместе» Источник: книга «Комета моей судьбы» Под дулами автоматов террористы согнали со сцены в зал всех артистов. На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым. Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни».
Тем временем двое боевиков прикрепили на сцене лозунг на арабском языке. Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям. Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск. На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах. Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка.
Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать. Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку. Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму.
Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии. Если время истекало, доступ в яму прекращался. И это была пытка.
В пытку превращалось и само посещение этой ямы. Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом. Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее. Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах.
Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках.
«Нам отсюда уже не выйти». Истории выживших и погибших в «Норд-Осте»
Влаха опознали лишь полгода спустя и лишь тогда исключили из списка предполагаемых террористов: поначалу следствие приняло его за одного из боевиков. А сын Влаха, как оказалось, на мюзикл не ходил. В частности, убедить террористов остановиться пытались депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов и сенатор Руслан Аушев. Я когда вошел, боевики спросили: «Кто такой смелый? Бараев вел себя крайне аморально. Он все время хватался за автомат, угрожал, что расстреляет.
Я сказал им: «Вы не чеченцы, вы отбросы. Никогда чеченцы детей и женщин не захватывали». Бараеву это не нравилось, и он все время угрожал меня расстрелять. Я сказал: «Ты меня убить можешь, запугать не сможешь». И тут тот, который сзади сидел, сказал Бараеву: «Закрой рот!
У нас с тобой разговора не получится» Асламбек Аслаханов, в 2002 году — депутат Госдумы от Чеченской Республики Позже террористы потребовали приезда представителей Красного Креста и организации «Врачи без границ». При этом ключевым условием было то, что среди представителей этих организацией не должно быть граждан России. Ранним утром 24 октября 2002 года на переговорах с Бараевым и его сообщниками побывали два представителя Красного Креста — граждане Швейцарии , директор Института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Артист вел беседу с Абу-Бакаром: он объяснял, что весь мир услышал о террористах, но на уступки им вряд ли кто-то пойдет, — вывести такое количество войск из Чечни за пару дней невозможно. Я сказал им: «Ребята, вы такие молодые, вам бы еще жить и жить».
А он [Абу-Бакар — прим. И умереть мы хотим больше, чем вы жить» из интервью Иосифа Кобзона, 2005 год После этого Абу-Бакар подозвал к себе одну из смертниц со словами: «Зуля, покажи, какая ты богатая». Та продемонстрировала Кобзону пояс шахида и пульт от него. Позже артист убедил Абу-Бакара отпустить самых маленьких детей. Одна из девочек начала плакать: в зале осталась ее мама.
У меня пошли слезы, сентиментальный — старость не радость. Я говорю: «Абу-Бакар, зачем тебе мамка без детей или дети без мамы? Дела у заложников стали еще хуже к вечеру 24 октября, когда две девушки попросились в туалет, вылезли через окно на улицу и сбежали. Террористы стали стрелять им вслед, один из бойцов спецназа открыл ответный огонь, чтобы прикрыть отход заложниц, и был ранен. По воспоминаниям заложников, после этого случая террористы стали грубее.
Смертницы стали прямо говорить заложникам, что те, скорее всего, погибнут. Между тем вечером 25 октября на переговоры с боевиками отправился Григорий Явлинский, которого и Бараев, и Абу-Бакар знали как противника войны в Чечне. С ними разговор не получался. Это поколение, выросшее за десять лет войны с другим представлением о жизни. Скоро мне стало понятно: они не знают, чего хотят.
Это меня сильно озадачило. Я стал придумывать, чего они могут хотеть в таком положении и кого на это можно обменять. Я спросил их: «Зачем вы захватили этих людей, в чем они виноваты? Я сказал, что мои избиратели против войны, а вы и их [захватили]. Все, тупик.
В итоге даже ощутимо двинули мне в ухо автоматом из интервью Григория Явлинского Состояние многих заложников в ночь на 25 октября стало ухудшаться. Террористы отпустили беременную женщину и разрешили Леониду Рошалю принести заложникам лекарства. В течение суток террористы продолжали отпускать небольшие группы заложников, однако в целом ситуация не разрешалась. Бараев грозил, что в случае начала штурма он устроит взрыв. В 15:30 глава ФСБ Николай Патрушев предложил террористам сдаться и отпустить заложников, пообещав, что сохранит им жизнь.
В ответ на это Бараев отправил послание через ветерана Чечни, режиссера Сергея Говорухина сына режиссера Станислава Говорухина , который принес заложникам воду. Заложники вспоминали, что боевики стали сгонять их с задних рядов на передние, поближе к бомбам из газовых баллонов. Террористы стали коллективно молиться, а их пленники думали, что вот-вот будет взрыв. Одни плакали, другие брались за руки, ожидая неминуемой смерти. Вечером на переговоры с боевиками отправился глава Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков , но никаких результатов это не принесло.
Ближе к ночи Бараев потребовал переговоров с представителями президента России, уполномоченными принимать решения. Террорист заявил, что отныне его люди будут убивать всех, кто приблизится к Театральному центру без согласования с ними. Чтобы успокоить боевиков, им пообещали встречу с генералом Виктором Казанцевым утром 26 октября. Но состояться ей было не суждено. Они прибыли на место событий к полуночи 24 октября.
Снайперы залегли на крышах и верхних этажах соседних домов и вели непрерывное наблюдение за Театральным центром. Наши офицеры подобрали здание дома культуры «Меридиан», которое по своим характеристикам соответствовало Театральному центру на Дубровке. Там два дня велись тренировки. Благодаря сбежавшим из здания заложникам и сведениям, полученным от заходивших в здание Кобзона, Аушева, Рошаля и других, удалось понять, что там около 40 боевиков Сергей Гончаровпрезидент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Помог спецназу и свой человек в здании. Бывшие спецназовцы на условиях анонимности рассказали «Ленте.
Он пояснил, что вместе с коллегой спрятался в подвале здания в момент захвата. Мужчине удалось незаметно выбраться в одно из подсобных помещений, где не было боевиков, и позвонить по обычному городскому телефону в оперативный штаб. Изучив карту, спецназовцы поняли, что террористов в той части здания, откуда звонил сотрудник, по-видимому, в самом деле нет. В какой-то момент они оказались под лестничной площадкой, на которую вышел поговорить по телефону один из террористов. После разговора боевик осмотрелся и зашел обратно, а спецназ смог пройти внутрь, встретиться со звонившим и благополучно его эвакуировать.
Впрочем, по словам журналиста Игоря Надеждина, это был не единственный помощник силовиков в Театральном центре, снабжавший оперативный штаб ценнейшей информацией. Долго держался в секрете тот факт, что в здании на Дубровке в момент захвата находился офицер московского управления ФСБ, технический сотрудник. Ему удалось скрыть телефон — и он долгое время тайно передавал информацию из зала в штаб. Вернее, в один из штабов — тогда их почему-то развернули несколько, и они между собой не контактировали Игорь Надеждинв 2002 году — редактор отдела новостей издания «Большой город» Благодаря этой информации в ходе тренировок на аналогичном объекте спецназ смог пошагово отработать детали будущей операции и оценить возможные последствия различных сценариев штурма. Нужно понимать ту обстановку.
Мы только спросили, где этот ДК, отвезли в гостиницу ребенка, покормили его, оставили для связи телефон, ключи и поехали туда. От первого действия мы были в восторге, это была радость и эмоциональный подъем. В начале второго действия был танец летчиков, такой музыкальный, патриотический. А когда прямо посреди танца в зале внезапно включили свет, на сцене появились вооруженные люди, а в проходах между рядами стояли женщины в черных одеждах и со странными поясами на талии. Было непонятно, как они зашли, как они вообще могли появиться здесь, в центре Москвы. Здание ДК на улице Мельникова, где террористы захватили заложников. Мы сидели в третьем ряду в партере, я увидела лица артистов на сцене — по их выражению было видно, что это не задумка режиссера. После первой автоматной очереди на меня с потолка посыпалась штукатурка, стало понятно, что стреляли не холостыми.
Одну бомбу установили на сцене, вторую в зрительном зале. От них шли провода — мы поднимали ноги, а они протягивали что-то по полу, наверное, эти бомбы соединяли. Они озвучили свои требования и велели звонить родным — говорить, что это захват. Я позвонила в Калининград родителям и сказала, что это либо надолго, либо навсегда. Попросила забрать ребенка из гостиницы. Бойцы спецназа на улице Мельникова. Это было унижение человеческого достоинства. Мы ходили в туалет в холл, а потом в оркестровую яму, и это приходилось делать на глазах у зрительного зала.
Особенно тяжело было карабкаться в эту яму пожилым женщинам. Когда один мужчина с первого ряда попытался помочь женщине перелезть, террористы ударили его прикладом. У меня пропала память после штурма, а возвращалась кусками и неожиданно. Например, год спустя на спектакле в Калининграде, когда зрители аплодировали актерам, я неожиданно вспомнила, что точно так же люди в зале хлопали Бараеву, когда он решил отпустить группу детей. Я собрала большой архив по новостям, публикациям и сюжетам, чтобы восстановить последовательность событий. Мне было важно вспомнить, попрощалась ли я с мужем, какой была наша последняя ночь. Когда по телевизору впервые показали документальный фильм с кадрами из зала, я неожиданно увидела себя, активно жестикулирующую о чем-то в разговоре с Бараевым. Моя мама была в шоке, когда это увидела.
Я вспомнила, как пыталась ему объяснить, что обращаться с нами так нелогично, что нас надо кормить и поить, если они хотят, чтобы мы тут просидели до того момента, как войска выведут из Чечни. Изрешеченный пулями террористов центральный вход в здание на улице Мельникова. И они разрешили. В сопровождении вооруженного террориста мы пошли в гардероб. Я взяла одежду свою и мужа и всё, что висело рядом, раздала это людям. Сидеть стало гораздо теплее. Юрист рассказал об ответственности за пропаганду терроризма в Сети Я понимаю, что выделяться так было опасно — могли расстрелять. Но мы сами не знаем, на что способны, пока не случится критическая ситуация.
Я благодарна людям в зале за то, что они вели себя как единый организм — все зрители сидели спокойно, поддерживая друг друга. Один раз мужчина сорвался — в истерике он побежал по спинкам кресел, в него начали стрелять, но не попали, а попали в сидевших на своих местах мужчину и женщину. Женщина говорила, что истекает кровью, ее позже оттуда вынесли наружу. Просидеть 58 часов на одном месте, когда колени упираются в спинку кресла, — это сейчас кажется невероятным. За всё время к нашим ногам упала лишь одна крошечная шоколадка. Это были «Сказки Пушкина» из театрального буфета, который разграбили террористы. Когда принесли воду и соки, мне достался мультифруктовый сок, который я не пью — меня от него тошнит. Позже была информация, что якобы в эти коробочки с соками кололи антидот, чтобы организм мог противостоять газу, который пустили в ходе штурма.
Но я этого не знала и сок не пила. Дети — первые из освобожденных заложников, находившихся в здании ДК на Дубровке.
Мне вспоминается один момент, ещё до штурма. Двое девушек, которые были в заложниках, попросились в туалет. Террорист, который их сопровождал, не стал заходить с ними. Девушки выпрыгнули в окно. По ним начали стрелять из автомата. Сотрудники спецназа в прямом смысле укрыли их своими спинами, один из них получил ранение.
Один из участников операции по освобождению заложников, ветеран "Альфы" Станислав Мамошин уверяет — сотрудникам не до нервов: — Никто в таких ситуациях не нервничает. Подразделение — единый организм. Мандража никогда нет. У нас есть единый настрой на победу. Впрочем, то, что произошло в октябре 2002-го, оказало влияние даже на опытных сотрудников. Хотя мне много раз приходилось прибывать в отдел по боевой тревоге. Время отсчёта у меня пошло с того момента, как мы погрузились в автобус.
Ему предлагали 500 тыс. Президент России Владимир Путин назвал произошедшее варварским терактом. Теракт на Дубровке, получивший название «Норд-Ост», произошёл осенью 2002 года. По официальным данным, его жертвами стали 130 человек. Теракт в «Крокусе»: переход красных линий и тёмная полоса в истории Пятница 22 марта никак не должна была стать чёрным днём в Москве.
«Норд-Ост»: фотохроника трагедии
В тот день в 2002 году во время мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре был совершен теракт. Во время ликвидации террористов погибли 120 заложников «Норд-Оста». "Я сразу вспомнила "Норд-Ост", как они неделю мучились", – признается Екатерина Дегтярева. Афиша мюзикла "Норд-Ост" на здании театрального центра на Дубровке, которое захватили чеченские террористы в октябре 2002 года. Во время захвата «Норд-Оста» руководила группой женщин-террористок.
Жертвы "Норд-Оста": Власть врет нам все 17 лет
Отметим, что сейчас число жертв уже превысило количество погибших в результате теракта на Дубровке 23–26 октября 2002 года, когда боевики удерживали в течение трёх дней заложников из числа работников, зрителей и актёрского состава мюзикла «Норд-Ост». это захват чеченскими террористами переполненного театра на Дубровке в Москве 23 октября 2002 года, в результате которого было захвачено 912 заложников. Трагедия "Норд-Оста" показала и расчеловечивание общества, сформировавшегося в безумные 90-е годы, когда русским показали, что якобы можно всё. 1 вместо норд-оста поехали в большой театр на балет. были очень удивлены, когда новости в машине услышали. По официальным данным, в общей сложности погибло 130 человек, общественная организация «Норд-Ост» называет 174 погибших. Теракт на Дубровке — террористическая акция в Москве, длившаяся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которой группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на.