Павел Николаевич Филонов умер от голода во время блокады Ленинграда, и похоронила его пережившая на несколько недель жена. К тому же Филонов обладал могучим грудным басом очень красивого тембра и говорить умел – увлекал, убеждал слушателей». В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» к 140-летию художника Павла Филонова (1883–1941) открылась выставка его работ. Да и сам Павел Николаевич еще в 1912 году в своей статье "Канон и закон" пишет о том, что в отличие от кубистов он, обобщая, анализирует частное, стремится ее постичь, не отрываясь от природы вещей. Павел Николаевич Филонов — российский советский живописец, график, художник театра и педагог, член Ленинградского Союза художников[1], одна из фигур, определившая лицо ленинградской живописи 1910-1930-х годов ленинградской школы живописи[2].
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов
В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея будут представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Но мы уверены, что выставка в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — отмечает куратор выставки Сергей Тиханов. В экспозицию войдут 18 живописных работ мастера и 41 графическая. Второй раздел 48 работ знакомит с творчеством самых преданных его учеников и последователей, которые самоотверженно шли за ним, поддерживая его мастерскую аналитического искусства, среди них — Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Всеволод Сулимо-Самуйло, Павел Кондратьев и другие.
Павел Николаевич Филонов 1883 — 1941 — один из ярких представителей русского авангарда. Он сформулировал свою концепцию аналитического искусства в 1914 году. В чем неповторимость его метода в сравнении с другими художественными системами — супрематизмом Казимира Малевича, конструктивизмом Владимира Татлина, теорией и практикой расширенного смотрения Михаила Матюшина? Какова связь «Мирового расцвета» — главной идее его творчества с утопическими идеями авангарда и социально-политическими воззрениями того времени — об этом пойдет речь на лекции. Школа Павла Филонова в контексте ленинградской культуры 1920-30-х годов.
Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше, и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин его собственные «удлиненные» даты - особенная проблема для исследователей , интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Вопросы большой сложности - происхождение искусства мастера, то есть источники и ресурсы творчества, сформировавшие его тематическое и стилистическое развитие, о которых он почти не упоминает в своих письмах и дневниках. Это особенно досадно, поскольку видимые разнобразные оттенки влияния на его творчество работ Босха, Брейгеля, Кранаха, Микеланджело, Леонардо да Винчи - только предположения, редко поддержанные документальными свидетельствами. При оценке места Филонова в истории русского авангарда мы должны напоминать общие места, которые, поскольку они общие, часто исключаются из серьезного обсуждения. Филонов был фанатически убежден, что «аналитическое искусство» - единственно законная, революционная система, и он высказывал свои аргументы и мнения, чтобы продвигать и вводить в действие эту систему. Даже в те времена, когда политический конформизм и уравниловка достигли вершины, Филонов рвался спорить со Сталиным и НКВД, а на своих лекциях он даже смел противостоять диктату Карла Маркса, о чем позже вспоминал Григорий Серый: «Маркс говорил... А Филонов говорит...
Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка - «я пишу инком»4. Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни «я не люблю говорить о жизни своей» 5, но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или временами предполагая то, о чем «молчал» Филонов. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве.
Известно, в первом десятилетии 20-го века 1900-1910 , Филонов трижды безуспешно пытался поступить на обучение в Петербургскую Академию художеств, пока в 1908 году не был принят вольнослушателем , однако уже в 1910 году он демонстративно бросил учёбу, недовольный преподавательским составом и их видением искусства. С 1910 года Павел Николаевич Филонов начал регулярно участвовать в различных выставках авангардного искусства, а к 1914 году вместе с товарищами сформировал манифест "аналитического искусства", которое противопоставлялось как традиционному академическому рисунку, так и другим авангардистам Малевич и тому подобные. Художник принимал активное участие в революции.
В 1919 году принимал участие в "Первой Государственной свободной выставке произведений искусств" в Зимнем Дворце. Произведения Филонова активно продвигались усилиями писателя и критика Виктора Шкловского, однако в начале 1920-х годов Шкловский из-за своего поведения впал в немилость у Советской власти и Филонов прекратил сотрудничество с писателем. Впоследствии Павел Филонов продвигал своё имя собственными силами, даря некоторые свои произведения различным государственным музеям. Продавать свои картины художник категорически отказывался, держа большую их часть в своей собственной коллекции — Филонов жил мечтами о создании "Музея аналитического искусства", а потому хранил свои картины для "будущей экспозиции". Филонову не удалось получить обширного общественного признания. Вопреки домыслам некоторых провокаторов от мира искусства, художник и его творчество не подвергались критике со стороны государства Филонов активно поддерживал идеи социализма и коммунизма , но и поддержки не получал, так как его творческое видение внешне не совпадало с художественным курсом «социалистического реализма». Филонов Павел Николаевич скончался 3 декабря 1941 года в Ленинграде.
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
«Культура» рада представить читателям главу № 32 «Павел Филонов» из книги художника, философа Максима Кантора «Чертополох и терн», которая выйдет в августе в издательстве АСТ. Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло. Вот, собственно, все, что я могу рассказать о криминальных событиях, развернувшихся вокруг творчества Павла Николаевича Филонова. Новости Фотогалереи Видео Совет молодых депутатов СМИ о нас. [Отпечатано для выставки «Малевич-Филонов» в Париже] Филонов Павел Николаевич (1883–1941) Литография «Масленица» с оригинала 1913-1914 годов из коллекции Русского Музея.
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов
Но от этого большинства конца XIX века, тесно интегрированного с городской жизнью через сезонное «отходничество» на заработки в городе, а то и просто живущего, как нынешние мигрантские массы, на два дома, — семья Филонова вряд ли чем-то отличалась. Павел Филонов. Было в жизни этого городского пролетариата одно, самое светлое обстоятельство, которого почти начисто была лишена сельская жизнь. В ней был шанс на изменение своей социальной судьбы: реже — шанс на подъём и выход в купеческое состояние, чаще — шанс на достижение личной социальной свободы на военной или гражданской службе, интеллигентной работе, равно открывавшихся после получения среднего и специального образования, возможность которого давал только город. Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. Сколь мало бы ни было его художническое образование, он в полной мере овладел рисовальным ремеслом, для художников не частое дело — рисовальщиков среди живописцев немного. Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — тогда, когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт.
Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц. Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее.
После смерти матери жил с 1897 в Петербурге в доме старшей сестры А. Филоновой и её мужа А. Гуэ, известного инженера, совладельца электротехнических предприятий и петербургских электростанций. В 1901—1903 в составе бригады под руководством художника Н. Рубцова выполнял декоративные росписи по заказам канцелярии Императорского двора имение принцев Ольденбургских Рамонь под Воронежем и другие. Работая в печатной рекламе, держал экзамены в АХ 1903, 1906 , занимался в частной студии академика Л. Дмитриева-Кавказского 1903—1908 , участвовал в показах ученических летних этюдов. Путешествовал по Шексне и Волге 1905 ; дважды 1907, 1909? В поездках для заработка часто писал многочисленные натурные виды и портреты, иконы. Был вольнослушателем в АХ 1908—1910 , среди педагогов особенно выделял Я. Через соученика по АХ художника В. Матвея познакомился с новыми направлениями в искусстве, был в числе первых и постоянных членов объединения «Союз молодёжи» 1910—1914. Осенью 1910 добровольно покинув АХ и, удалившись в пригород Петербурга, создал первые работы в духе мистического символизма «Герой и его судьба», «Головы». Участвовал в выставках общества 1910, 1911, 1912, 1913—1914 , диспутах и издании сборника «Союз молодёжи» 1912. Созданием композиции «Перерождение интеллигента» 1912? В духе общих авангардных тенденций сделал попытку теоретически обосновать свою профессиональную позицию и критическое отношение к существующим в искусстве способам передачи предметов и явлений, сводимым, по мнению художника, к изображению лишь внешней формы предметов. Текст «Канон и закон» [1912] — рукопись, авторизованная запись слов Филонова. Впервые опубликован: Филонов 2006. Крестьянская семья Святое семейство. Холст, масло. ГРМ П. Бумага, масло. Восток и Запад. Бумага, масло, темпера, гуашь. Пир королей. Около 1930. Победа над вечностью. Фанера, масло. Зверь Животные. Картон, масло. Человек в мире. Бумага, холст, масло. Композиция Яблоки. Поездка вызвала увлечение западным Средневековьем и французской готикой, проявившееся в сюжетах «Мужчина и женщина». По возвращении стал экспонентом членом? Осенью 1913 совместно с И. Школьником выполнил к футуристическому спектаклю «Владимир Маяковский» декорации ко второму акту, утрачены по трагедии В. Маяковского, состоявшемуся в театре Луна-парка 2 и 4 декабря 1913. После конфликта в «Союзе молодёжи» 6 декабря 1913 подписал коллективное письмо в поддержку Л. Во время фактического раскола «Союза молодёжи» в начале 1914 выступил с инициативой создания нового общества, обращался с предложением к М. Матюшину и К.
Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Трансграничная передача персональных данных Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.
Сам Филонов был убежден, что искусство принадлежит народу, поэтому не соглашался продавать свои произведения западным коллекционерам и галереям. Они же по-настоящему охотились за его творчеством, интерес к которому не угас и спустя десятки лет: в 1980-е из Русского музея были похищены 8 рисунков, которые позже обнаружились в парижском центре Помпиду. История кражи вдохновила сценаристов телесериала «Криминальный Петербург», а один из рисунков — «Пропагандист» — представлен на выставке в Новосибирске. Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, художник противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции.
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова | Меня же вдохновляет Павел Николаевич Филонов. Я нахожу в его картинах глубокий родной смысл. |
Прекрасный и страдальческий Павел Филонов | Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года. |
Павел Филонов | Новости Фотогалереи Видео Совет молодых депутатов СМИ о нас. |
Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов | Павел Николаевич Филонов появился на свет в семье крестьянина Тульской губернии, села Раневка 8 января 1883 года. |
Павел Филонов
Author of Filonov, Pavel Filonov, Pavel Filonov, Dnevnik, Pavel Nikolaevich Filonov, Pavel Filonov, ochevidets nezrimova, Analiticheskoe iskusstvo, Pawel Filonow und seine Schule (German Edition). Павел Николаевич Филонов – самая крупная, неоднозначная и трагичная фигура русского авангарда 20-х годов прошлого века. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Главные новости о персоне Павел Филонов на Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Человек в мире Павел Николаевич Филонов 1925 107 × 71.5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
Идеи Филонова вызывали интерес у учащихся АХ, во время каникул Филонов занимался с группой студентов в стенах АХ июнь—октябрь 1925. К 1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. Школа Филонова» 1927—1930, формально до 1932 , о чём свидетельствует заказ на оформление зала Дома печати и спектакля по комедии Н. Гоголя «Ревизор» в постановке И. На представлении в Доме печати мог состояться один из последних контактов Филонова с Маяковским, присутствовавшим на спектакле. По количеству участников и объёму выполненных работ проект МАИ для Дома печати — самый масштабный ансамбль русского авангарда.
Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим от графика, но формально не участвовал в проекте, и его имени нет среди участников выставки в Доме печати; в составе МАИ он не экспонировался и на других выставках 1928—1929, 1930. Во время конфликта между членами МАИ май 1930 произошёл раскол, и Филонов вышел с группой единомышленников из состава коллектива. Примерно с этого времени начался отсчёт самых ожесточённых публичных дискуссий о личности и творчестве художника, подробности которых стали известны благодаря сохранившейся части его дневника 1930—1939. В 1927 произведения Филонова были включены в экспозицию новейших течений Русского музея, подготовленную Пуниным. Решение ГРМ провести персональную выставку Филонова не было осуществлено в полной мере: экспозиция из более двухсот произведений провисела в залах в период с осени 1929 до декабря 1930, но так и не была открыта для публики.
Состоялось несколько общественных просмотров и обсуждений неоткрытой выставки. Хотя каталог и был выпущен, но в нём была заменена статья В. Аникеевой, согласованная с Филоновым. Открывать выставку было официально запрещено, в художественной жизни СССР это стало первым случаем идеологического вмешательства. Негативный эффект от всей истории был несколько сглажен руководством музея предоставлением на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» 16 июня 1932 — февраль 1933 в Ленинграде отдельного зала для восьмидесяти произведений Филонова, и для тридцати произведений — в Москве.
Полученный заказ издательства «Academia» на оформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей за собой название «Школа Филонова». В 1931—1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги и в память о коллективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» с абстрагированными портретами своих учеников 1933. За успехом книги последовало приглашение участвовать в выставках: «Выставка портрета» март 1933. Ленинградский областной дом художника ; «Выставка художников-туристов» май—июнь 1933. Ленинградский дом учёных.
Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция на общих собраниях Горкома художников 1934—1935 способствовала его дальнейшей изоляции, и он был вынужден даже прервать визиты учеников к себе домой. При полном безденежье в 1930—1938 художник получал редкие заказы по искусству. Оформив работу на имя своего пасынка П. Серебрякова, Филонов вместе с ним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды находился в Исаакиевском соборе , в реалистической манере писал портреты, в том числе вождей. Продолжал работать по методу «аналитического искусства» «Первая симфония Шостаковича»; «Лики».
Когда в 1938 были репрессированы оба пасынка художника, сослан его друг большевик Н. Глебов-Путиловский, парализована жена, основное время художника было отдано заботам о ней. Он продолжал работать и после большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны в экспозиции «Выставка живописи и скульптуры ленинградского Горкома художников» 16 марта — 16 апреля 1941. Дом искусств им. Выражением высочайшего морального авторитета Филонова в художественных кругах довоенного Ленинграда может служить косвенное свидетельство его почитания.
После его смерти в первые месяцы блокады Ленинграда, по ходатайству сестёр и при помощи учеников и Горкома художников, он был погребён в гробу в отдельной могиле на Серафимовском кладбище, слева от входа в храм Св. Серафима Саровского. Литература: Павел Николаевич Филонов. Praha, 1966; Павел Николаевич Филонов. Из истории русского авангарда П.
Мислер, Д. Аналитическое искусство. Под ред. Очевидец незримого. Реальность и миф.
Басина и Б. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих... Был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ. В советское время печатался... Первоначальное художественное образование Терешкович получил в частных студиях К. Экспонент выставок...
В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея будут представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Выставка непроста для восприятия — по цвету, по форме, по расшифровке тайного послания, которое Павел Николаевич Филонов дает в каждой своей работе.
Но мы уверены, что выставка в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — отмечает куратор выставки Сергей Тиханов. В экспозицию войдут 18 живописных работ мастера и 41 графическая.
Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к. Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно.
Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова
Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Интересно, что посткрестьянская природа Филонова, купеческая природа другого великого аналитика живого слова Алексея Ремизова, крестьянское происхождение Сергея Есенина, приведшего живую русскую крестьянскую речь в поэзию, равно выросли в «отходнической» Москве, где сделали фактами высокой общенациональной культуры своё рязанско-тульское прошлое. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег.
И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года.
Прохиндеями вроде твеновских Герцога и Короля, которые впарили свихнувшимся от денег толстосумам вместо «Королевского жирафа» - «Черный квадрат». И на выставки их ходить не любят. Что там смотреть — цветные пятна? А я вот люблю авангардиста Павла Филонова. Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный. В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен.
И исключительно по своей вине. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад. Сам не продавал, и ученикам запрещал. Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно России, стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям. Головы, 1910. Так и писал в своем дневнике: "Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берёг годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берёг с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их". Филонов вообще был странным человеком.
Человеком, который мог появиться и вызреть только в эпицентре той мировой бури, тех экспериментов поистине космического масштаба, которые развернулись в начале XX века на одной шестой.
Выдающийся художник прожил в нищете, отказываясь продавать свои работы в западные частные коллекции. Его живопись должна была остаться на Родине. В 1929 году состоялась знаменитая персональная выставка Павла Николаевича в Русском музее. К выставке был подготовлен подробный каталог, объясняющий аналитический метод работы художника. Однако перед открытием тираж буклета выставки был уничтожен, искусство Филонова объявилось не подходящим молодому СССР. На закрытый показ были приглашены представители рабочих, ожидалось, что им в первую очередь непонятная живопись Филонова окажется чуждой.
Однако рабочие высказались за открытие выставки. Картина Павла Николаевича «Германская война» произвела особенное впечатление на участников войны. Аналитический метод как нельзя лучше передаёт разруху, бессмысленный и беспросветный ужас военных действий. Среди известных работ Павла Филонова — «Автопортрет» 1911 , «Мужчина и женщина», «Крестьянская семья» 1910 , «Пир королей» 1913 , «Святое семейство», «Цветы мирового расцвета», «Формула весны» и т. В противовес статике супрематизма, цвет и форма у Филонова разложены на отдельные составляющие, картины производят эффект мозаики. Все картины словно являются частью какой-то высшей композиции, предполагая бесконечность за пределами холста.
Можно сказать, что у Павла Филонова была своя школа, он имел последователей. Но в 30-е годы было не безопасно называться учеником Филонова. Художник свои работы не продавал за границу. Все картины он хотел оставить партии и правительству. Но произведения опального художника в то время не нужны были ни партии, ни правительству. Интерес к работам художника проснулся у КГБ, когда за границей нашлись его пропавшие рисунки. Об этом рассказывается в следующем фильме. Павел Филонов. Возвращение "блудных" рисунков Фильм «Павел Филонов. Возвращение «блудных» рисунков создан в 2000 году. Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Евдокии Николаевне Глебовой, которая после смерти художника перевезла на санках более 200 работ художника с Петроградской стороны ул. Литераторов, дом 19 и передала их на временное хранение в Русский музей. К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей рассказывает в фильме директор Русского музея В.
Филонов Павел Николаевич
«Павел Филонов и его ученики» | В этом смысле нынешняя выставка Павла Филонова в "Зарядье" удивительно перекликается с проектом, который сейчас показывает Центр Вознесенского. |
Захватывающая картина Павла Филонова «Пир королей» | Мужественно пережил Павел Николаевич Филонов начало войны, и даже ленинградская блокада не вынудила его покинуть заставленную картинами и рукописями крохотную комнатушку. |
Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина | Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. |
Филонов Павел | Павел Филонов − русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве. |
Павел Филонов — последние новости
Павел Николаевич обжаловал решение о своём исключении и даже добился успеха, но вскоре, поняв, что в Академии учиться ему больше нечему, оставил учёбу добровольно. Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда. Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года. Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете.
СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
Захватывающая картина Павла Филонова «Пир королей» | Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. |
Филонов Павел Николаевич | В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» к 140-летию художника Павла Филонова (1883–1941) открылась выставка его работ. |
К 130-летию Павла Филонова » Сайт Владимира Кудрявцева | Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». |
«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов | Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего "Пропевня о проросли мировой" (так называлась его книга 1915 года). |
Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее | | Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. |
Содержание
- Другие публикации
- Художник Филонов Павел Николаевич и его творчество:
- Владимир Кудрявцев
- Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове
- «Павел Филонов и его ученики»: выставка из коллекции Русского музея
- «Павел Филонов и его ученики»
Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина
Вернувшись в Россию, он с новой энергией принимается творить. То был один из самых плодотворных периодов его творческой жизни. Знаменитые картины «Мужчина и женщина», «Россия после 1905-го года», «Пир королей» именно оттуда. Попробовал он себя и книжной иллюстрации, правда, не очень удачно. Во время Первой мировой войны Филонов продолжал творить, пока не был мобилизован в армию. До своего призыва он успел написать такие свои работы, как «Германская война» и «Цветы мирового процветания». Осенью 1916 года он был направлен на румынский фронт, но провоевал недолго — после Февральской революции его избрали в дивизионный комитет, а затем и вовсе отправили в Петроград. Советская власть, казалось бы, сняла препоны к творческой деятельности — она на первых порах лояльно относилась к подобным художникам, считавшимся революционерами от искусства. В 1919 году в Зимнем дворце на Первой государственной свободной выставке произведений искусства Филонов представил свой цикл из двадцати двух работ под общим названием «Ввод в мировой расцвет». Произведения его оценил по достоинству сам нарком просвещения Анатолий Луначарский — человек образованный, с широким кругозором.
Он сказал, что Филонова трудно понять, но в будущем он станет гордостью страны. Надо сказать, что и сам Филонов был очарован социалистической романтикой. В 1920-х годах он пишет одну за другой картины на революционную тематику: «Формула петроградского пролетариата», «Формула периода 1905-1921 годов» и так далее. В 1923 году художник выступил с «Декларацией мирового расцвета», где он развил свои идеи, базируясь на прежних принципах, которым оставался верен до самого конца своей жизни. Власть его продолжала привечать, дала ему мастерскую в Академии художеств, право обучать студентов и даже предложила сделать профессором, но тот отказался от такой чести. По воспоминаниям, он был очень терпеливым педагогом, способным по многу раз объяснять и простые, и сложные вещи ученикам. Филонов со своими учениками оформлял Дом печати в Москве, рисовали декорации к спектаклям театров и к творческим вечерам Владимира Маяковского. В 1929 году ожидалась персональная выставка — желанная мечта любого художника. Но к тому времени руководство государства стало закручивать гайки, в том числе и в сфере искусства.
Социалистический реализм провозглашался единственно верным стилем, в котором должны были творить все — художники, скульпторы, литераторы, композиторы и прочие представители творческих профессий. Филонов вновь стал испытывать нужды. Он принципиально не продавал свои картины, хотя ему порой предлагали за них большие деньги. По его словам, «картины — это мои дети, а детей не продают». Зарабатывал он лишь тем, что создавал на заказ.
Тем более что предыдущая "персоналка" классика происходила еще в 1988 году, так что "старожилы" не припомнят, а молодые искусствоведы вообще толком не знают его работы, основной корпус которых томится в запасниках ГРМ, переданных туда по воле автора его сестрой. И тем более что выставку сопровождает 400-страничный академический каталог, в котором "альбомно-сувенирный" размах иллюстраций уравновешен исследовательскими статьями и новой атрибуцией многих вещей. Так что инициатива Русского музея, поддержанная компанией "Proactive PR" генеральным партнером столичных гастролей стала еще группа компаний "Метрополь" , могла бы считаться лучшим проектом года в сфере истории искусства, если бы этой сферой и ограничилась. Но для пущего размаха к экспозиции подключились и дизайнеры, и музыканты, и ученые-технари, и даже представители contemporary art. Получился внушительный синтетический Gesamtkunstwerk - эффектный и пафосный в Петербурге, слегка скукоженный и лаконизированный в Москве, - за которым стала, однако, теряться фигура самого виновника торжества, Павла Николаевича Филонова. Аскета-отшельника, чуждого публичных коммерческих эффектов, углубленного в себя мыслителя, создавшего философию "аналитической живописи", художника-пророка, в самом деле готового если не переделать, то переосмыслить мир средствами искусства. В Петербурге сложнейшие картины-формулы Филонова, в которых реальность жестко и жестоко расщепляется до мельчайших кристаллов, с тем чтобы заново воскреснуть обновленной художник предрекал грядущий "мировой расцвет" на руинах урбанистическо-буржуазной цивилизации и как бы иллюстрировал его в своих работах, к которым относился как к живым существам, развивающимся по органическим законам - так вот эти картины-иконы, картины-лабиринты, картины-криптограммы на выставке в ГРМ вывесили в абсолютно темном зале, подсветив их так, что превратились они в яркие, таинственно мерцающие, но абсолютно декоративные витражи. Другим кураторским ноу-хау стал довесок к экспозиции в виде странного электронного инструмента, синтезатора АНС "Александр Николаевич Скрябин".
Павел Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде в 1941 году. Недоедая и до начала Второй мировой войны, Павел Николаевич стал одной из первых жертв блокады. До конца своей жизни Филонов неустанно занимался живописью. После смерти выставки работ Филонова были запрещены. Сестре удалось сохранить большинство его работ и передать их в Русский музей, как и хотел художник. Все советские годы музей продержал его картины в запасниках. Интерес к Павлу Филонову возобновился в конце XX века. Спустя долгое время, была организована его ретроспективная выставка в 1988 году. В настоящее время Павел Николаевич Филонов считается одним из важнейших художников русского авангарда начала XX века, наряду с Ларионовым и Гончаровой и т. Павел Филонов — сегодня всем известное имя на мировом художественном рынке, значительная коллекция работ русского авангарда немыслима без яркого аналитического реализма Филонова. Его работы сравнительно редко встречаются в частных коллекциях, стоят сотни тысяч долларов и пользуются широким спросом у самых влиятельных коллекционеров мира.
Он выстроил увеличенную до трех метров модель детской игрушки, фигурки льва, выкрашенной в синий цвет. Лев кланяется, крутится на шарнирах, то приседает, то кивает головой и при этом читает автобиографию Филонова. То есть это взгляд на художника-демиурга, на полного внутренней убежденности Автора, на профета эпохи модернизма из шутовского постмодернистского настоящего. Своего рода вызов современника своему символическому отцу, хоть и сделанный с достоинством и пиететом. Сейчас в Москву привезли и льва, только поставив его на улице прямо перед входом в Музей личных коллекций, и синтезатор АНС, старательно запрятав его на спиральный второй этаж над открытым атриумом. А залы автор нового дизайн-проекта Борис Мессерер затемнять не стал, и работы Филонова развешаны по-классически просто, без всяких модных экспериментов. Лишь в самом атриуме парят в воздухе в стальных рамах-каркасах двухметровые полуабстрактные холсты-панно "Формула периода 1904 по июль 1922" и "Формула весны и действующие силы". То есть в столице к творчеству Филонова отнеслись вроде бы с большим пиететом, желая предоставить его самому себе — насколько это возможно в рамках концептуального питерского проекта.