Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января. На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту. Две недели Святок относятся к отдыху и веселью. 6 января начинаются Святки – один из самых весёлых, массовых, народных праздников. Продолжаются гуляния вплоть до Крещения, 19 января. Когда начинались и заканчивались святки на Руси.
Святки в 2024 году
Карл Брюллов. Фото: худ. Карл Брюллов А Церковь боролась и с "бесчинными гуляниями", и с гаданиями. Постановление VI Вселенского собора 680 г. Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, но, похоже, это мало кого останавливало. В народе придумали поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. И все же Церковь пыталась не запретить, а просто обуздать неуемное желание радоваться, понимая, что безграничное веселье приводит к разнузданности. А от разнузданности один шаг до непотребства.
В своем идеале Церковь всегда защищает человека - в том числе и от самого себя, от тех страстей и стихий, которые в нем живут. Ведь она и знает-то об этих страстях и стихиях гораздо больше, чем сам человек - еще бы! При этом, как заметил знаменитый святой XIX века митрополит Московский Филарет, "Дух Христов не враг благозаконных радостей", но именно "благозаконных". Смотрите, как была организована жизнь верующего: сначала мы готовимся телесно, духовно к празднику Рождества долгим сорокадневным постом. Так человек вводится в духовное напряжение праздника. Потом вот он, праздник - Рождество Христово, кульминация духовного и физического движения человека туда, вверх, максимальная высота напряжения. Что дальше?
Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым. Ряженье служит символом обновления природы. Святочные гадания Главным обрядом, выполнявшимся на Святки, были знаменитые святочные гадания. Молодёжь гадала о своей судьбе. Обычно гадали девушки.
Девушки надеялись узнать, когда они выйдут замуж и каким будет их жених. Они уединялись в помещениях, распускали волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания — это гадание по воску свечи, по травам и цветам, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего суженного. Темы гадания была различны — об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека. Парни интересовались характером будущей невесты, её красотой.
Гадали на вечеринках, посиделках, в банях и около церквей. Приведём несколько примеров. Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас.
Само собой, до наших дней дошли также и различные традиции, связанные с язычеством. Сюда можно отнести гадания. Церковь этого не одобряет, но если не слишком заигрываться с гаданиями на суженого, ничего страшного не произойдет. Ранее мы, кстати, уже рассказывали о самых популярных гаданиях на любовь. Во время Святок люди старались помнить о самых главных правилах и приметах: нельзя убираться. Если выметать мусор в это время, можно потерять деньги и успех в грядущем году; важно совершать больше добрых поступков.
Было важно, чтобы в это время хорошее настроение было у всех, в том числе у рабов, нищих и даже заключенных. Поэтому на Святки верующие приносили угощения в тюрьмы и больницы, а также помогали бедным. Традиция дарить подарки на Рождество тоже восходит к преданию о волхвах. Ведь они первыми принесли дары — золото, ладан и смирну — новорожденному Иисусу. Считается, что по этой же причине сегодня дарят подарки и на дни рождения близким людям. Как отмечали Святки на Руси На Руси православные обычаи тесно переплелись с языческими обрядами. Историк и поэт Николай Карамзин писал, что до принятия христианства в период Святок славяне чтили Коляду — божество, олицетворяющее Молодое Солнце и Новолетие. В фольклоре древних славян Коляда — сын и один из ликов бога Солнца — Даждьбога По другой версии, слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом, колесом, солнцем. А в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца». Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый. Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят. Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски. Иногда мужчины одевались в женскую одежду. В таком виде ряженые ходили по улицам, распевая песни и часто вытворяя «озорства». Например, они заливали водой печную трубу соседей, затаскивали сани на крышу дома и устраивали погромы. Логично предположить, что традиция петь колядки как раз пошла от песнопений ряженых. Люди верили, что в период Святок, когда ночи особенно длинные, по Земле ходят существа из потустороннего мира, в том числе и предки. Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания.
Святки после Рождества: когда будут в 2022 году и можно ли гадать и играть свадьбы в это время
Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (6 января) и завершаясь на Крещение Господне, 19 января по новому стилю. Главная роль «внутри» Святок отводилась Рождеству Христову, нынешнему Старому Новому году (Васильев день) и Крещению. В книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и масленицу» (1895), электронная копия которой размещена на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что празднование Святок пришло из Греции. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Святые дни между праздниками Рождества и Крещения
Поделись с другим - ближним, дальним. Об этом говорят в храмах, во время богослужений, при чтении Евангелия, к этому побуждало когда-то и все общество. Святки не знали сословных различий - барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами. Русское милосердие, конец XIXв.. Павел Шмаров. Павел Шмаров В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. Например, к канун Рождества Христова 1855 г. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу".
Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет! Их приход был как подарок - еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню - значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня - своего рода откуп от грядущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит.
Нижнеудинский у.
А в более ранние времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко». На Новый год дети «подпевали» по избам. Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество. Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков славильщики, славцы, окликальщики, окликалы отмечается специалистами на основе обширного материала.
Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов тропарей, кондаков , колядок, духовных стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые». Иногда по дворам ходили группы мужчин. Их называли «пожилые» — в Пинеге, «старики» — в Поморье Холмогорский район , «взрослые мужики» — на Мезени, в Вятской и Енисейской губ. В их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у.
При обходах дворов наряду с колядками исполнялись религиозные песни — тропари, кондаки — также в Поволжье, на Сумщине и Псковщине. В тех местах, где особенно велика была роль старообрядчества, обходы дворов обычно сопровождались только христианскими песнопениями. У семейских Забайкалья в первый день Рождества, после службы в молитвенном доме, грамотные старики и те из молодежи, кто стоял на клиросе, ходили по домам партиями по 5 — 6 человек «славить Христа». Грамотность имела значение потому, что исполнялись духовные песнопения, подготовленные по письменным текстам. За один день в одном и том же доме могло побывать от 6 до 10 таких групп. Хозяева подавали христославщикам деньги, а в некоторых домах угощали их завтраком или обедом.
Колядки имели разнообразные местные названия — коляда, овсень, таусень, щедровка, рацейка, волочебная. Величальный их характер часто сочетался с шуточным и лирическим. В некоторых местах было принято, чтобы славильщики ходили с большой самодельной звездою. Все понимали этот символ — ведь звезда взошла над Вифлеемом, когда родился Христос. Дети пели в рождественском кондаке: «Волсви же со звездою путешествуют», а иногда и изображали волхвов, пришедших приветствовать Христа. Хождение колядовщиков с «вертепом» ящиком, в котором представляли сцены, связанные с Рождеством Христа у великоруссов было менее распространено, чем у малороссов и белорусов.
В Шенкурском и Вельском у. Вологодской губ. Пришедши под окны дома, сперва поют они тропарь и кондак празднику, а затем виноградье; между тем звезда беспрестанно круговращается. Пропев виноградье, поздравляют хозяина и хозяйку с праздником, наконец восклицают: на славу Божию; этим они просят себе подачи. Тогда хозяин приказывает одному из славильщиков войти к себе и дает ему денег». Колядовщиков нередко сопровождала толпа любопытствующих.
Остроты, пение, сценки исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке зрителей, а значит, и общественного мнения селения. Оценивалось мастерство исполнителей, их юмор, щедрость или скупость хозяев, разъяснялись намеки или прямые выпады, прозвучавшие в импровизациях. В обстановке колядования раздвигались границы допустимого в поведении: нельзя было обижаться на упреки, насмешки или озорство колядовщиков. Дополнительное оживление в обходы вносили встречи разных групп участников. Традиция вводила в определенные художественные формы и эту ситуацию. Встретившиеся партии останавливались; начинались взаимные загадки, исполнявшиеся в виде коротких песен.
Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее. Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей.
Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней.
На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе.
Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски.
При всем том, однако ж, она никак не хочет, чтоб мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но, исстари наименовав дни сии святками, требует, чтоб самое веселие наше во время их было свято, как святы дни. Чтоб не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу Христа Рождшегося, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней их занятия.
Славьте Христа. Нет… Но если помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликните: слава Тебе, Господи, что родился Христос,— этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж, небеса и внидет во уши Божий. Желал бы я видеть всех вас радующимися сею именно святою радостию и не хотящими знать других радостей. Но не все сущие от Израиля суть Израиль. Начнутся у вас увеселения пустые — буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим сие сколько ни говори: укротитесь,— они затыкают уши свои и не внемлют, и всегда доведут светлые праздники до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: мерзость Мне все эти празднества ваши. И на деле так есть, что многие из наших увеселений общественных суть воистину мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены из языческого мира, а другие, хотя и позже произошли, пропитаны духом язычества.
И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира — мучителю своему, противнику Божию повод говорить к Богу: что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением?!. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища не знающих Бога — нечестивцев и развратников. Святитель Феофан Затворник Хочу в святки молиться за умерших близких, а в этот период поминовение усопших за богослужением не совершается. Как быть? Вы можете подать поминальную записку о здравии и упокоении дорогих вам людей на Божественную литургию на проскомидию , а также попросить о милости Божией к живым и усопшим в личной домашней молитве.
Некогда Рождество и Крещение праздновались в один день, но в четвёртом веке они были разделены, а время между важными церковными событиями стало называться Святками. В эти дни россияне традиционно встречаются с друзьями, дарят друг другу подарки, оказывают помощь малоимущим, что также является данью древней традиции. Главным святочным событием является семейный обед с кутьёй, сбитнем, ореховым печеньем и другими яствами.
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Святочные традиции В 2023 году традиции не изменятся. В период Святок важно будет проводить больше времени в окружении близких и друзей. Это время веселья, ведь начинаются Святки со встречи праздника Рождества. Не следует проводить это светлое время в грусти и унынии, встречая приход Мессии в мир негативом. Само собой, до наших дней дошли также и различные традиции, связанные с язычеством. Сюда можно отнести гадания.
Церковь этого не одобряет, но если не слишком заигрываться с гаданиями на суженого, ничего страшного не произойдет.
Среди двенадцати Святочных дней довольно много церковных праздников: 7 января — Рождество. Святочные дни — самое подходящее время для гадания. Молодые девушки гадают на суженого — каким он будет и скоро ли ожидается свадьба.
Гадание с носком В ночь перед Рождеством, Старым новым годом или Крещением девушка ложится спать, одев на левую ногу носок. При этом нужно сказать: «Суженый-ряженый, приходи сегодня ночью меня разувать». Кто во сне придёт к девушке, за того она и выйдет замуж. Гадание на картах Перед сном кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне».
Если приснится пиковый король — жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый — жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый — от желанного.
На Руси девушка в полночь шла в баню. Обнажалась и вставала перед зеркалом. Нельзя оборачиваться, но говорят, что в отражении появится образ суженого. В Святки открывается «портал», поэтому можно просить помощи предков и не забывать молиться.
Существует множество способов гадания : с зеркалом, по книге, с кольцом и предметом одежды. По словам ясновидящей, некоторые гадания не такие уж безобидные.
Поэтому даже в Святки лучше проводить легкие обряды, пишет ria. К слову, при помощи воска не возбраняется гадать круглый год, а не только в зимние праздники. В какой-то степени это способствует снятию негатива и восстановлению благоприятной ауры», - пояснила Марина Ермолаева. Ворожить таким образом достаточно просто: просто подготовьте свечу и воду и имейте при себе список толкований на каждую фигурку, отлитую воском. Подожжённую свечу поднимите над водой, поднесите к центру емкости с водой и позвольте раскаленному воску туда капать, образовывая на поверхности фигурки, которые и требуют толкования. Так, согласно поверьям, эмбрион или пуповина из воска предвещает что-то новое или «зарождение» какого-то дела. Гриб — знак, предвещающий сюрпризы и неожиданности. Цветок пророчит, что заветное желание сбудется, а обезьяна — символ, предостерегающий вас от обмана и хитрости со стороны близких людей.
Можно ли жениться на святки В старину говорили: «На Святки только волки женятся». Считалось, что в святочные дни венчаться и связывать себя узами брака — плохая примета. До Крещения не играли свадеб и не засылали сватов в дом невесты.
Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки
Святки 2023 — какого числа у православных начинается «святой» период. Начинаются святки в ночь с появления на небе первой звезды 6 января и продолжаются до утренней церковной службы 19 января. С 6 января начинаются зимние Святки. Святки: что это за дни и что нужно в это время делать? 6 января начинаются Святки – один из самых весёлых, массовых, народных праздников. Продолжаются гуляния вплоть до Крещения, 19 января. В 2023 году Святки начинаются 6 января, на который приходится Рождественский сочельник. Праздник начинается момента восхождения на небе первой звезды.
Святки - самое время погадать на...варениках
Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). Согласно традициям, Святки начинаются с восходом первой звезды на небе 6 числа. В 2025 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Эти праздничные дни именуются у славян «от звезды до воды». В 2023 году Святки начинаются 6 января с появление первой звезды и заканчиваются поздним вечером 18 января, перед Крещением. Эти праздничные дни принято начинать отмечать с добрых дел. Святки — что это за праздник и как его отмечают. Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа. На Святки начинаются «Колядки» — гадали и рядились.