Новости венчание на царство грозного

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял.

«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного

Царь Иван Грозный, 1897 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея В 1556-м в Казани произошло восстание, в результате которого татары вырезали весь русский гарнизон, базировавшийся в городе. Последствия этого мятежа для казанского населения были катастрофическими. Иван IV утопил бунт в крови. Казанский кремль фактически штурмовали второй раз. В итоге было уничтожено всё мужское население города.

Уцелели только маленькие дети. А в обиход вошло выражение «сирота казанская». После покорения Казани Иван Васильевич отправил военные отряды в устье Волги и присоединил к Русскому царству Астрахань и земли вокруг неё. Без войны подчинилась московскому государю Ногайская Орда. В 1557-м завершилось присоединение Башкирии.

Сибирский хан признал зависимость от Москвы ещё в 1555-м. К 1556-му Россия окончательно овладела Волжским торговым путём , вышла к берегам Каспия, добилась возможности торговать с Ираном, Индией и Китаем, открыла себе пути на Средний и Южный Урал, в Сибирь. В конце 16-го века началось завоевание Сибири. В 1581-м казачий отряд из 800 человек под предводительством атамана Ермака, снаряжённый купцами Строгановыми , вторгся в Западную Сибирь, владения Сибирского ханства. Казаки одержали ряд побед.

Но в 1585-м Ермак погиб в одном из сражений на реке Иртыш. Однако начало завоеванию Сибири было положено. Собрав крупные силы, царь развернул боевые действия против Ливонского ордена. Начало войны было успешным. Русские войска заняли Нарву, Дерпт, Мариенбург.

Магистр ордена был пленён. Государство братьев-рыцарей пало, а вскоре и вовсе перестало существовать. Целители были бессильны. Не стало Анастасии, и теперь некому было успокоить, удержать мятущуюся душу Грозного.

Оно является временем полнейшего переворота в государственном строе России, а именно окончательного превращения раздробленной на мелкие удельные княжества Руси в Московское государство.

Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки. Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел. По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав», с его электронной версией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Кроме того, новое государство при Иване Васильевиче не только защищало свои границы, но и расширило их: были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды. В память завоевания Казанского ханства в 1555 году царь велел построить в Москве церковь, которая до сих пор стоит на главной площади страны и известна под именем храма св. Василия Блаженного.

В 1509 году первый венчанный на царство правитель скончался, и традиция почти на сорок лет была забыта.

Трон Ивана Грозного в Оружейной палате Источник: pinterest. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена в Петербург. Иван IV сохранил титул Великого Князя, но именовал себя в первую очередь царем — как в дипломатических бумагах, так и в документах, связанных с внутренней политикой Российского государства. Иван IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 1547 года Источник: runivers. Летом 1547 года в Москве произошло несколько крупных пожаров.

Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского. Разгневанная толпа двинулась в село Воробьево, где находился царь. Решившись на переговоры с восставшими, Иван Васильевич смог уладить конфликт и обещал править в согласии со своими подданными. Символом его обещания стал первый Земский собор, названный «собором примирения».

Получив народную поддержку и невиданную ранее самодержавную власть, Иван IV приступил к серьезным преобразованиям: принял новый Судебник, провел административную реформу, создал стрелецкое войско.

Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри.

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

16 января года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe. Лента новостей. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича. Этот кризис не был преодолён и после венчания на царство Ивана IV Васильевича Грозного (16.1.1547).

Иван Васильевич, ставший Грозным

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при Федоре Ивановиче. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть.

Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. Шапкой Мономаха принято было венчать на царство каждого нового русского царя. Первая шапка Мономаха была так названа в честь византийского императора Константина Мономаха, который и подарил головной убор князю Владимиру. До сих пор доподлинно неизвестно, кто изготовил этот уникальный шедевр ювелирного искусства.

В стране установился новый политический порядок. За царем было признано право наказывать «непослушников» вплоть до смертной казни и конфискации имущества по своему единоличному решению, не считаясь с мнением Боярской думы. Епископы не могли больше «печаловаться» за опальных. Страна была разделена на 2 части: личное владение царя, получившее название опричнины, и остальную территорию, прозванную земщиной. Для организации жизни в царском уделе «на подъем» на земщину была наложена контрибуция 100 тыс. В опричнине создавались свои органы управления, двор, войско. Раздел страны сопровождался делением на 2 части и дворянского сословия.

На территории опричнины могли находиться только бояре и дети боярские, к-рых царь удостоил своим доверием и принял в опричный двор. Отбор производился на смотрах, где приближенные царя тщательно изучали родственные связи кандидатов. Люди, не удостоенные доверия, должны были покинуть территорию царского удела. Их земли отбирались, вместо этого им предлагалась компенсация в земщине. Жившие в уделе дети боярские назывались опричниками и должны были отличаться от земских детей боярских даже внешним видом. Опричники ходили в черной одежде, к сбруе их коней прикреплялись песьи головы, к седлам были приторочены метлы в знак того, что опричники должны выслеживать и «выметать» из страны изменников. Контакты между опричниками и земскими были ограничены: они не должны были разговаривать друг с другом, опричник не мог посещать родителей, живущих в земщине.

Опричники были наделены особыми правами и привилегиями. Судьям предписывалось решать все дела в пользу опричников. Опричное войско должно было стать опорой царя в борьбе за утверждение в стране его неограниченной власти. Верхушка опричного двора ок. Этот уклад подразумевал присутствие на многочисленных богослужениях, чтение текстов из Миней за трапезой. Жизнь опричников протекала под постоянным надзором главы братства - царя-игумена. Так И.

Членам братства царь поручал казни изменников. Террор стал характерной чертой опричного режима с начала его существования. Царь активно пользовался своим правом казнить изменников и конфисковывать их имущество. Первые казни прошли сразу по возвращении И. Опричный террор имел особенности. Уже в 1-м послании Курбскому царь четко выразил свое убеждение, что все, кто препятствуют ему в выполнении его миссии, являются врагами не только власти, но и веры, «отступниками», которые заслуживают самых суровых наказаний. Таких людей, по мнению И.

Трупы их не разрешалось хоронить, по ним запрещалось давать заупокойные вклады. Главным объектом репрессий стали княжеские роды потомков Рюрика, занимавшие высшее место в древнерусской социальной иерархии. Так, еще до начала опричнины И. Сразу после учреждения опричнины был казнен наиболее выдающийся из суздальских князей - А. Горбатый-Шуйский, Суздаль вошел в опричнину. В 1565 г. Поволжья ростовских, ярославских и стародубских князей, а их вотчины стали «отписывать» на государя.

Гравюра Н. РГБ В 1566 г. Царь согласился возвести на митрополичью кафедру после смерти митр. Афанасия игум. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря св. Филиппа Колычева , хотя тот добивался отмены опричнины. Была возвращена часть владений кн.

В кон. Большая группа детей боярских использовала созыв Собора, чтобы подать царю коллективную челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были сурово наказаны, и царь вернулся к прежней политике. В янв. Осенью 1567 г. Отряды опричников ездили по стране, уничтожая принадлежавшее «изменникам» имущество. Апогеем репрессий стал разгром в нач.

Новгорода, жителей которого обвинили в том, что они хотели перейти под власть вел. Литовского и польск. Сигизмунда II Августа. Были казнены многие сотни людей, их дома разрушали, имущество уничтожали или конфисковывали, были разграблены церкви и монастыри. В июле 1570 г. Политика массового террора негативно сказалась на способности страны к активной внешней деятельности. Когда в 1561 г.

Ливонский орден заключил с Сигизмундом II договор о присоединении Ливонии к Великому княжеству Литовскому, в Москве приняли решение сосредоточить все силы на борьбе с этим гос-вом. С Данией и со Швецией были заключены соглашения, по к-рым за этими странами фактически признавались занятые ими части Ливонии, а И. В февр. Тем самым был перерезан значимый торговый путь из этого гос-ва в Ригу. Однако в 1564 г. Война затягивалась, не принося успеха ни одной из сторон. В 1570 г.

Ход войны показал, что, не обладая флотом, Русское гос-во вряд ли сможет подчинить своей власти главные порты Прибалтики - Ригу и Ревель Таллин. В данных условиях возник план добиться этой цели мирным путем - созданием в Ливонии вассального, зависимого от России Ливонского королевства. Во главе этого политического образования должен был стать брат датского кор. Фредерика II Магнус. В июне 1570 г. Магнус прибыл в Москву, принял вассальную присягу и обручился с племянницей И. Особой жалованной грамотой Ливонскому королевству была предоставлена широкая автономия, обязанности Магнуса по отношению к царю ограничивались посылкой небольшого отряда для участия в военных действиях.

Жителям ливонских городов, если они подчинятся Магнусу, И. Предполагалось, что королевство образуется в основном за счет присоединения тех земель в Прибалтике, на к-рые распространялась шведская власть. Расчеты эти оправдались лишь отчасти. Многие ливонские дворяне стали служить Магнусу, но горожане Ревеля отказались ему подчиниться. В авг. Магнус вместе с русским войском осадил Ревель. Однако датский король не только не прислал флота, но и заключил в дек.

Осада Ревеля закончилась безрезультатно весной 1571 г. Вовлечение Русского гос-ва в многолетнюю войну в Ливонии способствовало ослаблению позиций России на др. Ухудшилось положение на Сев. Кавказе, где тесть царя Темрюк терпел неудачи в борьбе с противниками, которых поддерживал крымский хан. Возобновились набеги крымских татар на юж. В 1571 г. На начавшихся переговорах хан требовал передать ему Казань и Астрахань.

Его действия поддерживала Османская империя. В 1572 г. Воротынский, нанесла поражение этому войску в битве при Молодях 30 июля - 2 авг. В условиях многолетней войны, шедшей на неск. Бедствия усугубили голодные годы 1569-1571 , разразившаяся в 1571 г. В нач. Предписание И.

Это вело к дезорганизации внутреннего положения в стране, действия опричников сталкивались с вооруженным сопротивлением населения. Царю поступал поток жалоб, в которых опричники выглядели не лучшим образом. Борьба за власть и влияние в опричном дворе вела к тому, что соперники обвиняли друг друга в измене. Жертвой таких доносов стал один из инициаторов опричнины - Басманов. Во время набега татар в 1571 г. Осенью 1572 г. Портрет неизвестного художника.

Музей-заповедник «Александровская Слобода» Продолжался такой порядок сравнительно недолго. В окт. Он выделил себе особый удел, названный теперь двором, в состав к-рого вошли и бывш. Во главе др. Такое решение вызвало беспокойство части приближенных, обратившихся к царю с прошением не возводить на трон «мимо своих чад иноплеменника». Ответом стали казни авторов челобитной на Соборной площади Кремля в нояб. Через год Симеон Бекбулатович был сведен с великокняжеского стола и управление земщиной было поручено, как и в годы опричнины, земской Боярской думе.

Разделение страны снова сопровождалось отбором детей боярских для службы на территории удела и массовым выселением с этих земель неугодных. На землях двора были созданы свои органы управления во главе с дворовой думой. Такое разделение страны сохранялось до смерти И. В эти годы большое влияние на государственные дела приобрела группа возвышенных царем худородных детей боярских, введенных им в состав дворовой думы в чине думных дворян, наиболее видной фигурой среди них был Б. Рост опасности для Великого княжества Литовского со стороны России в годы Ливонской войны способствовал тому, что Литва и Польша, связанные ранее между собой только династической унией, в 1569 г. Литовский Сигизмунд II. На ставший вакантным трон наряду с др.

Среди польской шляхты у него нашлись сторонники, рассчитывавшие при его помощи ослабить власть магнатов. Они пытались вступить в контакты со своим кандидатом. На переговорах с посланцами из Речи Посполитой И. По-видимому, царь рассчитывал на то, что запутавшиеся в борьбе партий магнаты и шляхта будут вынуждены обратиться к нему, а он продиктует свои условия. Такой путь, однако, не мог привести его к успеху. В 1572-1576 гг. К 1577 г.

Под русскую власть перешли такие города на балтийском побережье, как Гапсаль Хаапсалу и Пернов Пярну. В 1576 г. В 1577 г. Двины, занятые в годы Ливонской войны литов. Небольшие гарнизоны находившихся здесь крепостей капитулировали, не оказывая сопротивления. Двины, кроме Ревеля и Риги. Ссылаясь на достигнутые успехи, И.

Царь полагал, что новый польский король, бывший правитель небольшого княжества, не решится вступить с ним в спор из-за Ливонии, но ошибся. К 1578 г. Против нее фактически сложилась враждебная коалиция из Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крымского ханства, страна должна была вести войну одновременно на нескольких фронтах. Открытая враждебность Крыма, который вел переговоры о союзе даже со Швецией, заставляла держать на южной границе войска, к-рые были остро нужны на западе. Вместе с тем к кон. По разным подсчетам, в Новгородской земле к нач. Это сказывалось на размерах дворянского ополчения - главной военной силы страны - и на его способности нести службу.

В последние годы Ливонской войны уклонение детей боярских от службы стало приобретать массовый характер. Приходилось посылать специальные отряды, чтобы собирать ополченцев и отправлять их на войну. В королевской ставке стали возникать планы оторвать от Русского государства весь северо-запад с его главными центрами - Новгородом и Псковом. В Новгород была послана грамота, призывавшая жителей города поднять восстание против «тирана», а захват Пскова стал целью нового похода Батория, в авг. Эти крайне неблагоприятные для царя события совпали по времени с личной драмой: 19 нояб. В тяжелой ситуации, сложившейся внутри гос-ва, царь пытался искать помощь даже в Риме. Обещая в будущем папе союз против османов, И.

Папский посредник иезуит Антоний Поссевино прибыл в Москву, когда уже началась осада Пскова. Героическая оборона города сорвала планы политиков Речи Посполитой, но в стране, истощенной войной, не было сил на то, чтобы отбросить от Пскова польско-литовскую армию и добиться победного окончания войны. Пока шла осада Пскова, Русское гос-во потерпело еще одно поражение. Бросив все силы на борьбу с Баторием, И. Затем шведы заняли лежавшие на др. Наровы новгородские пригороды. Гравюра с рис.

XIX в. РГБИ 15 янв. Речь Посполита вернула занятые польско-литов. Вопрос о ливонских землях, занятых шведами, в договоре был обойден молчанием. Но планы эти осуществить не удалось. В Казанском крае началось широкое восстание марийцев, которое сумели подавить лишь после смерти И. Уже осенью 1582 г.

Плюссе было заключено перемирие со Швецией на 3 года, по условиям к-рого Швеции отошли не только земли в Ливонии, но и рус. По-видимому, И. В 1582-1583 гг. По монастырям рассылались списки таких людей, содержавшие многие сотни имен. Перед смертью И. Боусом, рассчитывая заключить союз с Англией против Батория, чтобы вернуть под свою власть Полоцк и «Лифлянскую землю по Двину». Очевидно, царь был намерен со временем возобновить Ливонскую войну.

В последние годы правления И. Пользуясь ослаблением Русского государства в годы Ливонской войны, сибирский хан Кучум перестал платить дань и стал предпринимать набеги на пограничные русские земли. Страдавшие от набегов солепромышленники Строгановы наняли в нач. Ермак разбил войско Кучума и захватил его столицу, подчиненное хану население признало власть Ермака и стало выплачивать ему дань. Летом 1583 г. Казакам было послано жалованье деньги, сукно , атаманам - золотые. Так было положено начало вхождению Сибири в состав Русского гос-ва.

Значение деятельности И. Верхушка дворянства - родовая знать - превратилась в знать служилую, землевладение бояр и детей боярских складывалось теперь гл. Верхи городского сословия - гости, члены гостиной и суконной сотен - должны были нести различные службы для пополнения гос. Выборные земские органы на местах к концу правления И. Особое место среди них занимают ответы царя на вопросы чеш. Рокиты , приезжавшего в Москву с польско-литов. В ответах ярко проявилось отрицательное отношение И.

В 1-м послании Курбскому 1564 нашли отражение представления царя о характере и природе его власти, о желательном типе отношений между монархом и подданными, его знания древнерусского и визант. В послании кн. Александру Полубенскому 1577 И. В письмах английской кор. Елизавете I и швед. Юхану III см. Иоанн III отразилось присущее И.

В послании братии Кириллова Белозерского монастыря 1573 царь писал о том, каким должен быть распорядок жизни в общежительной обители. Михаила Всеволодовича Черниговского. Царь покровительствовал мастерам хорового пения, некоторые из них работали по его заказу в Александровой слободе. По повелению царя было создано многотомное иллюстрированное изложение всемирной и древнерус. С 1547 г. Оно проявилось уже при решении вопроса о царском венчании И. Когда после пожара в 1547 г.

Макарий нашел приют в московском Новинском монастыре, туда для обсуждения разных вопросов приезжал И. В попытках найти выход из охватившего страну внутриполитического кризиса царь и его советники искали поддержки у архиереев, к-рые выступали посредниками в контактах между сторонами и гарантами достигнутых договоренностей. На созванном в февр. Соборе примирения царь и бояре каялись перед иерархами в своих винах, по «прошению» митрополита и епископов царь простил боярам их проступки, а затем и «кормленщики со всеми землями помирилися во всяких делех» Емченко. На этом Соборе иерархи дали благословение на составление нового Судебника. В 1551 г. Судебник вместе с некими «уставными грамотами» был представлен на рассмотрение церковного Собора.

В 1550 г. Макарий с освященным Собором, и здесь при участии духовенства по прочтении адресованного войску поучения митрополита было принято решение, что воины в походе должны нести службу «без мест». Подготовленный в 1550 г. В 1552 г. Макарию было снова поручено «наказывать» бояр, остававшихся в Москве. Во время похода свт. Макарий обратился с «посланием учительным» к войску, а затем к царю.

Митрополит убеждал, что войско и правитель добьются успеха, если станут бороться со своими пороками и вести образ жизни, достойный христианина. Царя митрополит призывал соблюдать «евангельские заповеди»: «... Эти известия отражают, однако, лишь одну сторону отношений молодого царя и духовенства. Более полную и всестороннюю картину дает текст решений Собора 1551 г. Стоглав в сопоставлении с рядом документов, исходивших в эти годы от рус. Эти тексты позволяют выявить новые области сотрудничества и те сферы, где имел место конфликт интересов. Царь председательствовал на Соборе, его вопросы, адресованные участникам, определили проблематику соборных обсуждений.

Царь не только хотел устранить непорядки в церковной жизни, следуя «правилом святых отец», но и предлагал священнослужителям выступить против него, если он отступит от этих правил: «Аще преслушник буду, воспретите ми без всякого страха». Он выражал готовность обсуждать с отцами Собора не только церковные дела, но и «земские нестроениа»: «И мы вашего святительского совета и дела требуем и советовати с вами желаем» Емченко. При активном участии царя был принят ряд решений, направленных на искоренение недостатков в жизни приходского духовенства. Из протопопов и поповских старост были созданы органы, которые должны были наблюдать за тем, как приходские священники выполняют свои обязанности и какую ведут жизнь, наставлять и поучать их. Подчеркивалось, что архиерей должен рукополагать в священный сан только добродетельных и грамотных людей, не считаясь с иными пожеланиями прихожан. Решения Собора предусматривали создание во всех городах уч-щ для обучения буд. Архиереи должны были надзирать за перепиской книг.

Богослужебные книги следовало исправить, писцы должны были при переписке использовать «правленые» книги. От этих решений Собора шел путь к созданию книгопечатания в нач. Архиереям также следовало наблюдать за деятельностью иконописцев и признавать «мастером» только такого ученика, который пишет «искусно» и следует установленным иконографическим образцам. Предусматривалось, что иконописцы, не подчиняющиеся архиерею, «царскою грозою накажутся». Царь и отцы Собора исходили из того, что новое, добродетельное и грамотное, духовенство станет активно воспитывать паству, бороться с пороками. В этой работе духовенство могло рассчитывать на поддержку царской власти, задачей которой было оградить страну от вредных внешних идеологических влияний. Власть должна была бороться с деятельностью «лживых пророков», запретить занятия астрологией и чернокнижием; в решениях Собора дважды отмечено, что власть призвана бороться с сохранявшимися среди сельского населения языческими обычаями.

Эту функцию власти царь относил к кругу своих важных обязанностей. Об этом говорят как активное его участие в Соборах «на еретиков», созывавшихся в сер. Программа воспитания духовенства и общества должна рассматриваться как свидетельство достаточно глубокого сотрудничества светской и церковной властей в России в сер. В других вопросах такого совпадения интересов не было. Недовольство церковной иерархии вызывала практика выдачи царем несудимых грамот, когда клир приходского храма или братия монастыря освобождались от суда архиерея и уплаты налогов в его казну и подчинялись только суду монарха. В результате усилий иерархов в ст.

Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве. В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря 12 января. ЛИИ от лат. То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках. На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий — «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников. На сиденье лежали подушки с овальными концами. После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка — ханской грамоты на право занятия «стола» — они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом». Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий. Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г. ХА» — одна из регалий великокняжеской и царской власти. Согласно легенде, «шапка Мономаха» входила в состав даров византийского императора Константина Мономаха, присланных киевскому князю Владимиру Мономаху: император снял с шеи животворящий крест, с головы «венец царский» и, положив их на «золотое блюдо», отправил в Киев. Версию о византийском происхождении даров разделяют далеко не все историки. По мнению искусствоведов и историков, «шапка Мономаха» была изготовлена в кон. Ее тулья составлена из восьми золотых пластин отсюда и ее другое название «золотая» , покрытых тонким ажурным узором, и увенчана золотым крестом. Отороченная собольим мехом шапка позже была украшена драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и жемчугом. Позже была изготовлена еще одна шапка — «Казанская». В ее оформлении отчетливо прослеживаются восточные мотивы, сочетающиеся с традициями русского прикладного искусства. Как и «шапка Мономаха», «Казанская шапка» украшена камнями — жемчугом, голубой бирюзой, розовыми альмандинами и опушена соболем. Помимо «Мономаховой» и «Казанской» известны еще три более поздние шапки — «Астраханская», «Сибирская» и «шапка с пелепелами», т. Еще одна шапка — копия «шапки Мономаха» была изготовлена в 1682 г. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага. В 16—17 вв. Георгий почитался как покровитель киевских затем владимирских и московских князей, поэтому московские князья иногда изображались на монетах в виде всадника без нимба, характерного для изображений святых , поражающего копьем змея. Чтобы уточнить, что всадник символизирует именно великого князя, изображение сопровождалось буквами «К», «К-Н». Уже в 16 в. В западноевропейских книгах рядом с портретом Василия III, сидящего на троне, помещался гербовый щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Новую печать ввел в 1561 г. С этого времени преобладающей стала печать с двуглавым орлом. Новая эмблема — единорог древний символ силы и власти до этого времени на Руси почти не использовался. Предания о единороге попали в русские земли вместе со сборником христианской зоомифологии «Физиолог» ок. Но изображения единорога появились лишь в кон. Как символ верховной власти единорог не утвердился. На верительной грамоте 1578 г. Большая государственная печать Ивана IV: двуглавый орел со всадником, расположенным в центральном щитке на груди орла на обратной стороне — единорог , окружены 24 эмблемами земель Российского государства по 12 с каждой стороны. Вокруг эмблем расположены надписи: «Печать царства Казаньского, печать псковская, печать Великаго княжества Тверского, печать пермская, печать болгарская, печать черниговская, печать Новагорода Низовскимя земли, печать вяцкая, печать югорская, печать Великого княжества Смоленского, печать царства Остороханского, печать наместника Великого Новагорода»; на оборотной стороне: «печать полотцкая, печать ярославская, печать удорская, печать кондинская, печать арфибископа рижьского, печать города Кеси, печать маистра Лифлянския земли, печать сибирьская, печать обдорская, печать белоозерская, печать ростовьская, печать рязаньская». На печати Великого княжества Смоленского изображена эмблема — княжье место с лежащей на нем шапкой.

Московское княжество воспринимало себя как преемник Византии. Первым венчался на царство Иван IV. Венчание на царство обозначило особую духовную связь народа с царем и преемство Москвы по отношению к Византии. Согласно летописям, идею венчаться с принятием титула царя высказал сам молодой великий князь Иван Васильевич. Он сказал об этом митрополиту Макарию, другим представителям духовенства, приближенным ко двору боярам. Не все ученые соглашаются с этим, выражая сомнение, чтобы юноша шестнадцати лет высказал идею венчаться с принятием титула царя. В науке существует мнение, согласно которому идея венчаться московскому князю с принятием титула царя могла быть высказана митрополитом Макарием. Согласно сведениям источников, сам Иван IV осознавал себя как верховный носитель власти именно по православному учению. Например, в известной переписке с Андреем Курбским он подробно излагает свое понимание царской власти согласно с Библией. Обряд венчания Венчание на царство первого царя проходило в Успенском соборе Кремля шестнадцатого января 1547 года. Он приложился к иконам, ему пропели многолетие, глава русской православной церкви благословил его. Служился молебен, читались молитвы.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Инфоурок › История России ›Презентации›Венчание на царство Иоанна Грозного и его реформы. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Некоторые исследователи утверждают, что венчание на царство Ивана IV Грозного стало стартом для многих лет насилия и жестокости. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен.

О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России

Войско выступало под его командованием, и воодушевленные присутствием царя и предварительной, грамотно проведенной, военной организацией похода войска вскоре заняли Астрахань и Казань, а после этого в составе государства российского появились сибирские земли. В 1553-м Иван Грозный приступил к налаживанию торговых отношений с Англией, а в 1558 году пошел войной на Великое княжество Литовское, но вышел оттуда не только с громким поражением, но и остался без части земель русских. После такого сокрушительного поражения, монарх пытался найти виновных в фиаско, прекратил сотрудничество с Избранной радой и действовал по принципу самовластия. В это время и начались репрессии, казни и опала для всех, кто был хоть немного не согласен с его политикой. Опричнина Второй этап правления монарха характеризуется еще большей кровавостью и жесткостью. В 1565-м в России появилась особая форма правления, разделившая государство на опричнину и земщину. Опричники полностью поддерживали государя, принесли ему клятву верности, и считались в его полной власти. Они не общались с земскими, которые должны были отдавать почти все свои доходы в виде налогов государю. Опричнина Ивана Грозного Опричнина располагала многочисленным войском, которое дислоцировалось в ее поместьях. Грозный дал им полную свободу действий, они могли грабить и громить бояр по своему усмотрению, а если те чинили отпор, то были немедленно казнены, причем опричники не несли за это никакого наказания.

В 1571-м Русь подверглась нападению крымского хана Девлет-Гирея. И восхваляемые Иваном Грозным опричники абсолютно не смогли ему противостоять, они были слишком избалованными и неуправляемыми и отказались идти воевать. Многочисленная армия не участвовала ни в одном бое, монарх едва сумел набрать военных для формирования одного полка, но и тот был бессилен против войска хана. Результатом этого стала отмена опричнины, людей перестали убивать, по всей Руси составили списки людей, которые были казнены опричниками и в каждом монастыре молились за упокой их душ. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни. Он постепенно приходит к пониманию, что за годы его правления совершено столько ошибок, причем как внутри страны, так и во внешнеполитической деятельности, что в конце своего правления монарху не оставалось ничего другого, как просто каяться. В это время у него часто случались приступы ярости, в один из которых монарх стал убийцей родного сына и единственного наследника престола Ивана Ивановича. Отчаяние после содеянного чуть не привело Ивана Грозного в монастырь. Личная жизнь В личной жизни царя все было так же непросто, как и во всей его биографии.

Историки утверждают, что у Ивана Грозного было семь жен. Первый раз он пошел под венец в 1547 году с Анастасией Захарьиной-Юрьевой. За время семейной жизни у них родилось шестеро детей, но выжить удалось только Ивану и Федору.

В январе 1560 года армия под командованием князей Шуйского , Серебряного и Мстиславского взяла крепость Мариенбург Алуксне. Очевидец писал: «Угнетённый эст скорее согласен подчиниться русскому, чем немцу» [96]. По всей Эстонии крестьяне восстали против немецких баронов. Возникла возможность быстрого завершения войны. Однако воеводы царя не пошли на захват Ревеля и потерпели неудачу в осаде Вейсенштейна [96]. В Феллин был назначен Алексей Адашев воеводой большого полка , однако он, будучи худородным, погряз в местнических спорах со стоявшими выше его воеводами, попал в опалу, вскоре был взят под стражу в Дерпте и там умер от горячки. В связи с этим покинул двор и постригся в монастырь Сильвестр , а с тем пали и их более мелкие приближённые — Избранной раде настал конец [30]. Осенью 1561 года была заключена Виленская уния об образовании на территории Ливонии герцогства Курляндия и Семигалия и переходе прочих земель в состав Великого княжества Литовского. В январе-феврале 1563 года взят Полоцк [97]. Здесь по приказу Грозного был утоплен в проруби Фома [98] [99] , проповедник реформационных идей и сподвижник Феодосия Косого [100]. Скрынников считает [101] , что расправу над полоцкими евреями [102] [103] [104] [105] [106] поддержал сопровождавший царя игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид. Также по царскому приказу татары, принимавшие участие в военных действиях, перебили бывших в Полоцке бернардинских монахов [103]. Религиозный элемент в покорении Иваном Грозным Полоцка отмечает также Хорошкевич [107]. Шуйского, двигаясь в сторону Минска и Новогрудка, неожиданно попала в засаду и была наголову разбита войсками Н. Радзивилла [108]. Грозный немедленно обвинил в предательстве воевод М. Репнина и Ю. Кашина героев взятия Полоцка и велел убить их. Курбский в связи с этим укорял царя, что он пролил победоносную, святую кровь воевод «во церквах Божиих» [109] [уточнить] [110] [111]. Несколькими месяцами спустя в ответ на обвинения Курбского [112] Грозный прямо писал о совершённом боярами преступлении [113]. Период опричнины 1565—1572 Основные статьи: Опричнина и Опричник Причины введения опричнины По мнению советских историков А. Зимина и А. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной [114]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» в особенности, Адашева о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе [115]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 году» [116] и в итоге был отправлен в отставку. Подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Николай Костомаров видит истинную подоплёку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады», напротив, оценивает весьма высоко [28]. Кобрин также полагал, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады» [117]. Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам [118]. По мнению Р. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы [119]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных дьяков : «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих» [120]. Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством [121]. В начале декабря 1564 года, согласно исследованиям Шокарева [122] , была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего» [123]. Учреждение опричнины Григорий Седов. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола [124]. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти [125] , но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан [126]. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П. Лобан-Ростовский и др. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124]. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132]. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133]. Аполлинарий Васнецов. Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134]. По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Будучи опричным « игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене , в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день [135]. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г.

Произошло это не просто так — «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя». Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина венчания Иоанна IV не оставляют сомнений: он стал первым русским Государем, при венчании которого на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания. Помазание Царей святым миром благовонным маслом особого состава имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных Царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и Царством.

Кто был первым царем на Руси 13 декабря 1546 года Иван Васильевич, высказал митрополиту Макарию намерение жениться. Но перед этим митрополит предложил юному правителю венчаться на царство. И уже 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя. День 25 января в истории Мировое значение царского титула Венчание на царство стало для Руси актом политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул соответствовал европейскому титулу «принц» или «великий герцог».

Венчание на царство

А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю).

«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного

16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг. Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. 4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле. Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий