крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов. согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе.
Русский ямщик – а вы знали, что…
крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов. Селение Тосненский ям, современный город Тосно, основано ямщиками православного вероисповедания. Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской. Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе.
Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск
За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Их освобождали от уплаты податей и воинской повинности. Само же слово «ямщик» происходит от тюркского «ям», что означает — «дорога».
Благодарим, что вы обратили внимание на эту тему, и предлагаем посещать этот сайт чаще, чтобы узнавать и удивляться новым интересным фактам и знаниям! А вам нравится исследовать разную информацию? Поделитесь в комментариях!
В 1550 г. Подчинялись ямщики непосредственно Ямскому приказу. В 1650 г. Курские ямщики поддерживали связь Курска с Москвой, Киевом и др.
Согласно М. История Н. Тройка зимой Ямщики были кучерами , на государственной службе , выполнявшие ямскую повинность , установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд [6]. Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи. В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надежность и быстрота доставки были не на должном уровне [7]. В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы , городовые казаки и пушкари. Они жили возле городов в специальных «ямских» слободах и получали от казны денежное и пороховое жалование. Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными. При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв.
Что такое ямщик
Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов. Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска.
Кто такой ямщик
Как стать ямщиком? Существует несколько путей, которые можно пройти, чтобы стать ямщиком и заняться этой древней и важной профессией: Образование. Один из способов получить профессиональное образование в данной сфере — поступить в колледж или университет, где обучают ямщиков. Такое обучение позволяет получить фундаментальные знания и навыки, необходимые для работы в этой области. Другой путь — начать свою карьеру с нуля, выполняя различные задачи, связанные с работой ямщика. Важно найти мастера, который согласится принять вас на стажировку и обучить всех тонкостей этой работы. Получение лицензии. В некоторых странах существует специальная лицензия, которую нужно получить, чтобы работать в качестве ямщика. Для этого требуется пройти определенные экзамены и соблюдать определенные требования. Независимо от выбранного пути, важно овладеть не только практическими навыками работы с лошадьми и колесницами, но и иметь хорошую физическую форму, а также ясно представлять свои обязанности и ответственность за безопасность пассажиров и лошадей.
Роль в современном обществе Хотя в современном мире использование транспортных средств, таких как автомобили и грузовики, стало широко распространенным, роль ямщика до сих пор остается востребованной и важной. Во-первых, ямщики и их услуги необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения инфраструктуры в хорошем состоянии. Ямщики выполняют различные работы, которые позволяют избежать аварийных ситуаций и снизить риск возникновения поломок. Эти специалисты занимаются обслуживанием и ремонтом дорог, выполняют работы по заполнению ям, выравниванию покрытия и осуществлению других мероприятий по поддержанию дорожной безопасности. Их опыт и знания помогают обеспечить плавный и безопасный проезд для всех участников дорожного движения. Кроме того, ямщики также играют важную роль в экологическом аспекте. Они выполняют работы по установке и обслуживанию систем дренажа и очистки воды. Это позволяет предотвратить сброс загрязненной воды в природные водоемы, что способствует охране окружающей среды и сохранению природных ресурсов. Таким образом, роль ямщика в современном обществе заключается в обеспечении безопасности на дорогах, поддержании инфраструктуры и сокращении негативного воздействия на окружающую среду.
Их важная работа оказывает значимое влияние на нашу жизнь и позволяет нам наслаждаться комфортным и безопасным передвижением по дорогам. Примеры известных ямщиков Аркадий Борисович Волож — известный бизнесмен и инвестор, руководитель одной из крупнейших компаний в России. Волож также выступает как ямщик и принимает участие в соревнованиях по ямщику.
За доставку почты ямщик отвечал головой: за каждый час опоздания он получал удар кнутом, зато за досрочное прибытие ему могли поднести чарку водки. Строго было наказано почтовых людей подбирать честных и трезвых, чтобы они могли «день и ночь письма везти бережно, в мешках за пазухой, чтобы от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить». Зачем ямщик Гаврила к императрице ездил Один из городов Ярославской области носит имя легендарного ямщика Гаврилы. По старинной легенде, в 40 верстах от Ярославля существовала некогда ямская станция, где делами заправлял удалой ямщикбогатырь по имени Гаврила. Родился он слабеньким, однако мать по совету знахарки стала одевать мальчика в льняную рубашку, и с тех пор обнаружилась у Гаврилы недюжинная сила. Лихо управляясь с ямщицкой тройкой, он побывал во многих уголках России, попадал во множество переделок и всегда выходил победителем.
Легенда рассказывает, будто бы бывал наш ямщик даже при императорском дворе. Екатерина II решила удивить австрийского императора Иосифа скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Она велела доставить к ней самого лучшего ямщика. Позвали, конечно же, Гаврилу. Строго взглянув на бородатого детину, императрица спросила: «Довезешь высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов? Только не уверен, что довезу его душу», — отвечал ямщик. Поездка не состоялась: ямщик оказался благоразумней Екатерины! Быль это или выдумка, судить не нам. Cуществовала Ямская слобода и в Ярославле.
Уже в XVII веке здесь проживали 185 ямщиков. Даже местная церковь была посвящена святым Флору и Лавру — небесным покровителям лошадей.
Здесь я училась, здесь и пригодилась… Тот же зов крови предков — вольных ямашинцев, вероятно, вселился в сегодняшних молодых ребят из села. Всё больше среди них появляется любителей горных мотоциклов. Даже нынешний День Победы они отметили мотопробегом. Зимой эти ребята пересаживаются на снегоходы и покоряют дальние заснеженные расстояния. И теперь во многих деревнях жители временные — дачники, живущие в старых родительских домах с весны по осень. Садись, поболтаем. Поболтать и мы не прочь. Присоединяемся к дачницам.
Слушаем: — Раньше-то здесь жизнь кипела. Детей полно было. Теперь чуть больше ста в местной средней школе учится. Да и те не все ямашинские, привозят детишек из Борискино, Берёзовки. Детский сад тоже есть, но детей всё меньше становится, к сожалению. Приезжаем сюда, на свежий воздух, подальше от города весной и живём до осени. Для жизни здесь есть всё — газ, вода, дороги. Магазинов только пять штук продуктовых и один хозяйственный. Почта, врачебная амбулатория, частная пекарня, сельская библиотека, даже музей есть, краеведческий, в сельском доме культуры, который сейчас ремонтируют с помощью нефтяников. Живи и радуйся.
А вот то, что молодые из деревни уезжают, что ж тут хорошего? По сути, бывший колхоз стал многоотраслевым хозяйством, имеющим зерновую и мясо-молочную направленность. В 2003 году ямашинцы стали вторыми по производству молока в Альметьевском районе, а в 2004 году — первыми. Здесь был даже свой сыродельный цех. Силами нефтяников строились коттеджи для работников совхоза, дороги, пекарня, оздоровительный центр, пилорама, склады, столовая, гостиница, сельский дом культуры… В апреле 1997 года подсобное хозяйство НГДУ было преобразовано в ООО «Ямашинское», которое в 2011 году ликвидировали.
Выращиваем всё, чем живут люди на селе: картофель, свеклу, морковь, капусту, в теплице вызревают помидоры и огурцы. В сезон заготавливаем грибы и ягоды. Помимо туризма, ведём активную культурную деятельность — устраиваем на селе фольклорные праздники, стараемся поддерживать народные традиции, пропагандировать нашу ямщицкую культуру».
Сегодня туристический комплекс семьи Яйлиян известен как в Якутии, так и за её пределами. В этом сезоне «Ямщицкое подворье» часто принимает туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Приезжают на реку Синяя и гости из-за границы — так, недавно подворье принимало туристов из Германии и Мальты. Гостей привлекает уникальная природа этих мест, величественные виды Синских и Ленских столбов, а также самобытная культура потомков государевых ямщиков. Турбаза имеет хорошую коллекцию старинных предметов культуры и быта этого регионального субэтноса. Часть экспонатов была собрана хозяевами в ходе этнографических экспедиций, часть перешла Лидии Яйлиян по наследству.
«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной
А если покойник при жизни тебя оскорблял, унижал или бил? Какие могут у тебя быть по отношению к нему обязательства? Тут надо быть святым чтобы передать семье своего мучителя ценности в целости. Однажды прочитал в газете историю. Умер мужик, привезли его на кладбище и тут вдова вспомнила что забыли венки. А венки стояли в гараже. Она дала деверю ключи от гаража. Тот уехал, провожающие остались ждать. Долго деверя не было, уже начали за него бояться — не попал ли он в аварию, или может плохо стало… Наконец он появился с венками, отдал ключ от гаража, а на вопрос вдовы почему задержался, ответил что-то невразумительное. Покойника похоронили, вдова погоревала 40 дней, начала дела в порядок приводить.
Зашла в гараж — там шаром покати. Пока его ждали на кладбище, деверь вывозил из гаража запчасти и инструмент брата. Показать полностью.
В 1395 году по самой «велицей дорозе Володимерьской» из Владимира на Москву прошла чудотворная Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Руси. По Владимирскому тракту в 1552 году двигалось 150-тысячное войско Иоанна Грозного, чтобы покорить Казанское ханство. По этой дороге шли на Русь торговые караваны из Бухары, Китая, Индии… Вот почему на некоторых ямах находилась специальная военная охрана. По мере освоения и экономического развития этого края, разветвлялась и сеть дорог, где «гоняли ямщину» как предки будущих тосненских ямщиков, так, со временем, и они сами. Основной маршрут дороги, вокруг которой вращалась жизнь ямщиков — тосненских переселенцев — обозначен такими пунктами: Москва — Владимир — Муром — Нижний Новгород — Козмодемьянск — Казань — Ижевск — Егоршино — река Чусовая — верховья реки Туры … Это был летний путь в Сибирь. Из Москвы в Нижний Новгород добирались через Муром. Вьезжали в Нижний с ополья — Муромско-Московской дороги — в том месте, где находились ямские слободы и государев постоялый двор.
Многие ямские слободы и станы Казанской и Нижегородской губерний сложились преимущественно в результате миграции русского населения на юг и восток, что происходило по мере расширения границ Руси в связи с присоединением к ней территорий исчезнувшей с исторической арены Золотой Орды. На протяжении веков ямские станции на трактах являлись проводниками государевой воли Великих русских князей. Ямщики селились в новых краях, как правило, в одно время со стрельцами или сразу вслед за ними. Так возникли, например, города Козмодемьянск, Алатырь и др. Окрестные жители поставляли на ямы корм для лошадей, подводы, нанимались в работники к ямщикам, так как тем за гоньбой было некогда обрабатывать свои земли. Ямскую службу в восточных районах России осуществляли православные русские люди, держась обособленно от местного населения других вероисповеданий и племен. Ямщики по городам даже среди русского населения жили в особых, так называемых «не тяглых» слободах, селились отдельно от посадских людей. В XIX веке, когда империя набрала силу, поменялась ситуация и с национальным составом ямщиков. Изъездивший всю Россию в исторической обстановке В. Даль, пишет о том, что ям — это татарское селение, «коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, …станок».
Подобные свидетельства о ямщиках местных национальностей можно встретить в путевых заметках и воспоминаниях многих русских знаменитостей этого времени, проезжавших по Чувашии, Мордовии, Башкирии… Но в начале XVIII века государевыми ямскими охотниками были только русские или перешедшие в Православную веру инородцы. Необходимо отметить, что после того, как Петр отказался использовать в своих военных целях татарскую конницу, привыкшие к лошадям татары взяли на себя Сенные рынки в Казани и Нижнем. Они пригоняли табуны лошадей и в Петербург, использовались на петербургских пастбищах для «сторожбы и паствы лошадей до их раздачи в полки» [79] , что подтверждается документами, в которых фигурируют татарские имена и фамилии. Татары прибывали в Петербург на определенное время, но насильно сюда не переселялись. Эта участь досталась в петровскую эпоху русским. Выходцы из Казанской и Нижегородской губерний в списках ямщиков-переселенцев основавших Тосненский ям оказались лишь с православными именами, что говорит само за себя. В документах петровского времени на Тосненском Яму встречаются Константин Панов, Козма Вологженинов и другие подобные этим имена. Хотя нельзя не вспомнить, что в 1715 году царь Петр издал указ о насильственном переходе татар Казанской и Азовской губерний в Православие под угрозой лишения имений. Но трудно себе представить, чтобы мусульмане могли подчиниться этому указу в массовом порядке. Да и к этому времени, осенью 1714 г.
Не исключено, что после их отъезда освободившиеся станции могли занять татарские, чувашские, мордовские и т. Не лишним будет подчеркнуть, что с петровского времени по Владимирке погнали в Сибирь арестантов. Часто в исторической литературе встречается утверждение, что ссылка в Сибирь на каторгу или поселение началась при императрице Анне Иоанновне, когда знаменитый Владимирский тракт был переименован в Сибирский. На самом деле отправка преступников и пленных в Зауралье началась еще при Петре I. Глава Сибирского приказа Виниус посоветовал царю отправлять в Сибирь военнопленных и преступников. Царь и приказал использовать труд ссыльных на разных работах, в том числе и для доставки почты по рекам в дальние углы Сибири. Сосланных в этот суровый край сажали в лодки «для гребли в цепях, чтобы не разбежались и зла никакого не учиняли». Так было до 1707 года, после чего каторжан и пленных стали использовать на вновь открытых рудниках. Да, западная цивилизация насаждалась в России окровавленными руками. Когда будет написана полная и объективная история царствования Петра Первого, не исключено, что и разбой вдоль русских дорог будет осмыслен исследователями как стихийное народное сопротивление царю, строившего Россию по чертежам исконных врагов нашего Отечества.
Но вернемся к родным краям тосненских ямщиков. Не удивительно, после всего сказанного, что у ямских охотников Владимирского тракта в те годы появился обычай при рождении ребенка выходить на дорогу и спрашивать имя у первого арестанта и этим именем называть новорожденного. Об этом обычае писал в XX веке в своих воспоминаниях выдающийся русский художник Константин Коровин, происходивший из потомственных ямщиков знаменитой Рогожской слободы [80]. Русь народная относилась к петровским колодникам, как к страдальцам, мученикам, понимая, что в большинстве случаев именно за свое благочестие, за приверженность к отеческому мироустройству стали эти люди гонимы царем. Тогда и возникли у населения, живущего вдоль Владимирской дороги, обычаи подавать бредущим в Сибирь арестантам еду и теплые вещи, называть своих новорожденных детей их именами, жалеть несчастненьких — именно такое общее наименование закрепило за узниками сострадательное русское сердце. Свидетелями того, как тянулся по дороге угонявшийся в Сибирь, закованный в кандалы русский люд, стали и будущие тосненские переселенцы. Ямщики, жившие у Владимирки, как, может быть, никто другой, понимали, что им, возможно, тоже будет уготована подобная участь. Переселение ямщиков из Казанской губернии на Тосненский Ям Возвращаясь к истории основания Тосненского Яма, надо сказать, что в 1714-1716 годах между губерниями и столицей шла по ямщицкому вопросу оживленная переписка. Писали в столицу и губернаторы из губерний, переселявших ямщиков «на половину до Волхова», т. Петр Салтыков, губернатор Казанской губернии, высланные в разное время из Канцелярии Сената упоминавшиеся выше указы и приговоры, получил 23 июля и 19 августа 1714 года.
Уже через месяц, 19 сентября, направил он в Петербург доношение, в котором сообщал, что «для переведения в С. Писал губернатор по начальству и о том, что «подможныя деньги с оставшихся ямщиков… собраны»; что «с теми деньгами для получения об отводе земли ведомости и строения дворов» отправился в Петербург из Казани «комиссар Иван Полеологов»; что казанский комиссар привезет списки, «которых городов и кто именами ямщики на переведение выбраны, и что у них детей и других свойственников, и по чему на выти дворов». Салтыков, — в С. Меньшиковым, а, возможно, и самим Петром Первым, не ранее 13 октября 1714 года. Вскоре П. Салтыков послал в Сенат из Казани очередное доношение, в котором сообщал, что переселяющиеся выти «выбраны из тех, которые наперед сего в службе не бывали, а детей у них и братьев и наемщиков в драгунскую и солдатскую службу не взято». Губернатор доводил до сведения Сената, что «подможные деньги с оставшихся ямщиков 820 рублей собраны». Иван Полеологов ехал в столицу без плотников и «плотничьих снастей», как требовал того указ. На это была причина: «по скаске ямских старост» среди «выборных ямщиков плотников» не оказалось. Так и объяснял в своем доношении П.
Салтыков Сенату причины невыполнения некоторых пунктов полученного указа. Казанский губернатор заканчивает свое доношение вопросом: «Об отводе тем ямщиком земли и о дворовом строении и о выдаче оному коммисару подможных денег, которыя определены взять Сибирской губернии с ямщиков, 211 рублей Прав. Сенат что повелит? Доношение от губернатора Казанской губернии было рассмотрено в Сенате в тот же день и по нему было принято определение, дающее возможность считать, что в декабре 1714 года ямщики из Казанской губернии на Тосненском Яму еще не поселились. Приговор Сената был сформулирован так: «…о показании под то строение мест писать к генералу фельт-маршалу, светлейшему князю, и при том письме послать ведение, сколько… той губернии ямщиков поселить велено; а о заплате с Сибирской губернии денег выписать без мотчания». Приговор Сената «1715 года февраля в 4 день», принятый по доношению казанского комиссара, приказывал «помянутые денги 211 рублев 2 алтына 4 денги, к строению ямов на подмогу Казанской губернии отдать» И. Полеологову «из наличных денег с распискою…» [85] Нельзя не отметить, что Иван Полеологов оказался «пробивным» человеком, и всю казну, причитающуюся к строительству яма для казанских ямщиков «на полпути до Волхова», сумел собрать. Пока строились дома для переселенцев, потянулись из Казанской губернии на Тосну обозы, на которых со своим нехитрым скарбом ехали семьи ямщиков, включая ветхих стариков и грудных младенцев. Можно себе представить, с какой тревогой «лучшие и семьянистые лошадные люди, добрые и пожиточные», переселялись на новое место. Лишь с упованием на милость Бога, предав себя и свои семьи Его святой воле, отправлялись ямщики в невозвратный путь, в неизведанный северный край, исполняя указы царя и его правительства.
Ивану Полеологову удалось выстроить ямской поселок на реке Тосне [86] уже в первой половине 1715 года, где и поселились прибывшие ямщики-переведенцы. Среди дел по ямщицкому вопросу, которые рассматривал Сенат в первом полугодии 1715 г. Это дело приоткрывает поспешность и поверхностность, с какими губернские власти высылали ямщиков с насиженных мест в новую столицу. Причем, подобное положение прослеживается и по другим губерниям. Во всех встречающихся делах по переселению ямщиков чувствуется торопливость и нервозность тех, кто за это переселение отвечал. Итак, 30 мая 1715 года ямщик Козма Вологженинов из города Козмодемьянска Казанской губернии подал в Сенат свое прошение об отъезде назад, в родной дом. Он писал, что по царскому указу должны были выслать из их города лучших ямщиков, «а он, Козма, …стар и дряхл и бездетен». И просил ямщик Козма сенаторов «для его старости и одиночества отпустить в Козмодемьянск». Рассмотренные выше дела дают возможность относительно точно установить время расселения ямщиков на Тосненском Яму: между 4 февраля и 30 мая 1715 года.
Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье. Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров. До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире.
Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода. Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна. Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть. А еще приходилось опасаться набегов разбойников. Поэтому служба требовала от ямщиков терпения, отваги и большой силы. После появления в России первых железных дорог количество конных почтовых станций сильно сократилось. Тем не менее, ямщики в России выполняли свою нелепую службу до начала XX в.
Владивосток готов сказать веское слово в новом направлении туризма – филатуризме
- Что значит слово «ямщик»?
- Ямщик, не гони...: ural_ga — LiveJournal
- На ямах и в ямских слободах. История отечественной почты. Часть 1.
- Крестовская застава. Как жили ямщики? | Культура | ШколаЖизни.ру
Определение и задачи
- Большой современный толковый словарь русского языка
- Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
- Кто такой ямщик
- Ямщик – это. Значение и происхождение слова “ямщик”
- Ямщик — Энциклопедия
- Большой современный толковый словарь русского языка
Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?
Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов. Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов.
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах.
Почтовые станции и станционные смотрители
Известный европейский путешественник Марко Поло, бывший в Азии во второй половине XIIIстолетия, говорит, что от Камбалу Пекин , тогдашней столицы великого хана монгольского, во все концы монгольского мира, вплоть до самых отдаленных земель и орд, подвластных великому хану, имелись по дорогам через каждый 25 миль особенные дома, называемые «яили» что значит место для лошадей , в которых содержались лошади для разъездов ханских курьеров. Установив свою власть над Русью, монголы ввели и у нас точно такой же способ сообщения, какой существовал в Англии. Теперь уже доставка лошадей для ямской гоньбы стала обязанностью всех жителей. Когда рухнуло владычество татар, то ямские учреждения и ямские дворы все же остались и, как мы уже сказали, еще очень долго служили с вою службу. Наши великие князья понимали необходимость и значение ямов и заботились об их поддержании и улучшении. В XV столетии ямы были преобразованы. Когда с ослаблением монгольского владычества и с усилением Владимирского, а затем Московского Великого Княжества, сношения различных частей России стали оживленнее и правильнее, то очувствовалась надобность в улучшении наших почтовых учреждений. Это выполнил великий князь Иоанн III.
Тогда были установлены и постоянные дороги для почтовых сношений, и постоянные почтовые пункты, на которых всего удобнее было переменять лошадей. Прежде ямскую повинность несли все жители почтовой полосы, которые должны были во всякое время давать подводы в натуре и отвлекаться от хозяйства, превращаясь на время в ямщиков. Реформа же XV столетия облегчила тяжесть ямской повинности и дала возможность окрестным жителям избирать из своей среды особливых людей, которые должны были селиться в определенных местах и производить за всех ямскую гоньбу. Эти люди получили название «ямских охотников» или «ямщиков», а места их поселения — «ямских слобод», или просто «ямов». Все те лица, которые прежде несли ямскую повинность в натуре, теперь должны были уплачивать особый сбор в казну, и этот сбор служил источником жалованья и прогонов, которые стали выдавать специально избранным ямщикам. Такое устройство ямских учреждений существовало уже при Иоанне III и было им распространено повсюду, став предметом его особенных попечений. Даже в духовном завещании Иоанн IIIнаказывал детям: «а сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне… а дети мои по своим отчинам держат ямы и подводы…».
Из книги: Ю. Беседы о русской культуре. Особенно правильный и единообразный вид «ямы» получили при Борисе Годунове, который заводил «ямы» и «ямщиков» даже в Сибири. Значительно было улучшено ямское дело также и при Михаиле Федоровиче. Платежу ямских денег, а также поставке ямщиков, подлежали все посадские и уездные люди, кроме только тех, которые были освобождены от этих повинностей особенными царскими грамотами. К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи.
При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился. Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу. Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды. По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты. Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации.
Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева. Из книги: А. Мир альбомного рисунка. Наши ямы, до их превращения в почту, предназначались исключительно для правительства. В ямских учреждениях почти отсутствовали те признаки, которые характеризуют почту в современном ее значении. Ямские лошади служили для перевозки иностранных послов и гонцов, различных лиц, посылавшихся по делам государственным, по делам государевой казны, для собирания различных местных податей и естественных произведений, требовавшихся для царского стола, т.
Кроме того, при существовании ям не было постоянных курсов, не было и постоянных почтарей. Рассылка государевых грамот и всей правительственной корреспонденции производилась при посредстве нарочных гонцов, а поэтому трудно предположить, чтобы частные люди могли пересылать свои письма при посредстве ям; торговые люди и вообще все те, кто нуждался в отправке писем, нанимали, видимо, своих гонцов. Иоанн Грозный позволил сделать исключение для английских купцов, разрешив им пользоваться ямами, но лишь в случае крайней нужды. Указанные недостатки наших ямских учреждений и несоответствие их с интересами народившейся торговли и промышленности, да и вообще с культурным и политическим состоянием России, уже, так сказать, готовившейся к преобразованиям Петра Великого, были причиною тех коренных реформ, которые начались в царствование Алексея Михайловича. При нем, в целях лучшей организации дела, почта была передана в частные руки. В 1668 году почта эта передана была иноземцу Леонтию Марселиусу с тем, чтобы она ходила ы продолжение посольства от Москвы до Курляндии, а по окончании его — через Смоленск в Вильну, но уже на ямских подводах. Это обстоятельство, без сомнения, было последствием того условия, которое вошло в заключенный в Москве между российским и польским послами договор, по которому для облегчения политических сношений между государями , «а наипаче для преумножения обоим государствами торговых пожитков», постановлено было, вместо гонцов, учредить правильную почту: от пребывания короля до местечка Кодина на границе принадлежавшего Польше Мстислаского воеводства и из Москвы чрез Смоленск в соседнее с Кодиным местечко Мигновичу пограничное с поступившим под державу русскую Смоленским воеводством.
За перевозку частной корреспонденции предполагалось назначить соразмерную плату. Из книги: Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского Дома. Том II. Почта фан-Сведена ходила два раза в неделю в Вильну и Ригу и постольку же раз получалась в Москве. Кроме писем, с этой почтой получались как печатные, так и писаные голландские, гамбургские и кенигсбергские ведомости.
Одна лишь одежда, согласно документам 1628 года, обходилась ямщику в 6,4 рублей: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб. Для сравнения — корова в то время стоила 2 рубля. Стихи, романсы, улицы Профессия ямщика требовала храбрости и силы духа: в дороге можно было заблудиться, приходилось бороться с холодом, разбойниками, дикими зверями. Но самым страшным было одиночество, сопровождавшее ямщика в пути.
Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение — Ямской приказ. Стать ямщиком было много желающих — ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование.
Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.
Вдоль по Тверской-Ямской «Тройка». Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков — особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке ». В случае нарушения целости сургучных печатей на государственных письмах ямщика ждало предварительное заключение и доставка в Москву на допрос а значит, снова пытки.
А за каждый час опоздания ямщикам полагался один удар кнутом. В общем, служба была не из легких. Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами.
Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин.
Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г.
Так, сбившись с пути холодной ночью, можно было замерзнуть насмерть. А еще приходилось опасаться набегов разбойников. Поэтому служба требовала от ямщиков терпения, отваги и большой силы.
После появления в России первых железных дорог количество конных почтовых станций сильно сократилось. Тем не менее, ямщики в России выполняли свою нелепую службу до начала XX в. Служилые люди В допетровское время ямщики считались «служилыми людьми», точно так же, как и пушкари, стрельцы и городовые казаки. К середине XVI в. Так ямщики стали особой частью русского общества.
Изба ямщика След в культуре Конная почтовая связь давно канула в Лету, однако образ ямщика сохранился во многих произведениях русской литературы, искусства и народного творчества.