Новости зачем раскольников приходит к соне

Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»).

По следам «Преступления и наказания. II

Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Раскольников приходит к Соне, чтобы найти некий ответ на свои проблемы и осознает, что Соня способна разгадать его тайны. Как ведет себя Соня? Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»). девушка с чистыми помыслами, понимающая людей, готовая на все ради того, чтобы помочь ближнему. Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпения, «ненасытного страдания», её стойкости, истоки которой ему непонятны.

Первая встреча Раскольникова и Сони в романе «Преступление и наказание»

1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.). Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение. Взаимоотношения Раскольникова и Сони помогают автору более отчетливо показать бесчеловечность теории главного героя. В первую встречу Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату. Раскольников стоит спиной к Соне, ему невероятно тяжело, он задумчив и мрачен. Почему же именно к Соне пришёл Раскольников?

Первая встреча Раскольникова и Сони в романе «Преступление и наказание»

Грехопадение Сони не делает ее черствой, злой, она остается добрым светлым человеком. Героиня не озлобилась на весь мир. Большую роль в этом сыграла вера в бога, в основе которой лежит любовь. Раскольников в начале произведения скептически относится к Богу. Он скорее атеист, нигилист, ученый, он далек от веры. Совершив убийство, он каждый день испытывает муки совести. Ему требуется поддержка, он приходит к Соне.

Герой просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Это его первый шаг к исцелению. Соня дает понять Раскольникову, что жертвуя собой, совершая грехи ради спасения чужих жизней, не нужно забывать о Боге. Достоевский вкладывает свои убеждения в уста Сони. Она нигде не училась, не создавала умных теорий, но она умеет любить, прощать и верить. Это стоит намного дороже всех знаний мира.

Это на уровне подсознания осознает и герой. Он идет к девушке за спасением, исцелением. По его признанию, он «сам не вынес и на другого пришел свалить». Она согласна быть с ним до конца, но при условии, что он прилюдно раскается в преступлении. Героиня считает причиной случившегося то, что Раскольников отошел от Бога. Соня, действительно, не оставила любимого.

Она пошла за ним на каторгу и разделила с ним все тяготы. Ее образ олицетворяет деятельную, всепрощающую любовь, перед которой преклоняются отчаявшиеся и страдающие герои. Благодаря ее доброму сердцу, оттаяло и сердце Раскольникова. Любовь и вера стали опорой для падшей души героя. Он сначала был раздражен присутствием Сони, грубил ей. Время шло, он привык к их свиданиям, стал скучать, когда она не приходила по каким-то причинам.

Наконец, настал тот день, когда какая-то сила бросила его к ее ногам. Соня поняла, что он «бесконечно любит ее». Они не могли разомкнуть рук, впереди их ждала новая жизнь.

Взять на себя страдание он понимает именно как героический поступок, ведущий к свободе и власти.

Разумеется, брачное предложение, сделанное столь нетрадиционно, причем сразу после чтения Евангелия, когда Соня ожидала прямо обратного — смирения и раскаяния, и вскоре после того, как Раскольников поцеловал ногу девушки, — могло бы смутить и менее впечатлительную натуру. Что уж говорить о Соне, которая затем промучилась в полубреду всю ночь и весь следующий день. Но что именно ее мучило? Кому-то может показаться — что-то неопределенное и сложное из области духовной жизни или загадочной психологии.

На самом же деле суть проста: девушке нужно дать ответ на предложение молодого человека. Это именно предложение, на которое Соня затем дает согласие второй разговор — повторение предложения, но в более понятной для Сони форме. Господь помог все же ей разобраться в душе этого бедного молодого человека. Иначе если не понять это как предложение Сонино участие в судьбе Раскольникова выходит недостаточно мотивированным и попахивает католико-протестантской благотворительностью.

Нет, Соня едет не за каторжником, которому помогает из сострадания, в целях благотворительности, а за женихом, которого любит и судьбу которого всецело разделяет. Между прочим, когда Раскольников впервые входит в ее комнату символ понятен: библейские «и вошел к ней Иаков»; «он вошел к Агари, и она зачала» , Соне и тошно, и стыдно, и сладко. Потому что к ней вошел ее жених. Но никакой ошибки нет.

Она ждала Его каждый день и каждый день убирала свою комнату. Но Он приходит внезапно и застает ее врасплох, такой, какая она есть. От этого ей тошно и стыдно. Он увидит, как и чем она живет.

От Его взгляда не укроется и то, отчего ей тошно и стыдно. И она будет дрожать в страхе, точно перед судьей и решителем своей участи. Но она ждала Его и готова открыть Ему свою тайну, свое сокровище, свою глубину. Там, в глубине, всегда жил Он.

Он был ее тайной, ее сокровищем. Теперь Он вошел и откроет ее, и узнает в ней Себя. И от этого ей сладко. Внутренность комнаты — это сам человек.

Каморка Раскольникова — это Раскольников. Комната Сони — это Соня. Раскольников входит к ней. Своим безбожием он искушает ее.

Но вместе с ним Соню посещает Господь. II Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил. III Желание помочь матери и сестре закончить университет «Ох, это не то! IV Убил вошь, бесполезную, гадкую, зловредную «Это человек-то вошь!

V Озлился на мир и людей «Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот у них и правее! Так доселе велось и так всегда будет!

Только слепой не разглядит! VI Захотел осмелиться и убил «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Стоит только посметь. Тварь я дрожащая или право имею?

VII Дьявол смущал? Оказывается, разум неспособен открыть истинную причину преступления. Называя семь причин, по которым, как он думал в разное время, была убита старушка, Раскольникову так и не удается сказать настоящую правду. Между тем истина самоочевидна.

Она не нуждается в доказательствах. Человек, пребывающий с Богом Соня , либо человек, которому Бог открывает свой промысел Порфирий Петрович , знает истину. Герои, являющиеся носителями истины, всегда способны отличить ложь от правды. Важнейший итог разговора, что до сознания Раскольникова доходит: «Я себя убил, а не старушонку, а старушонку эту черт убил, а не я».

А Соня как будто только и ждала этого вопроса. Ее ответ, с точки зрения Раскольникова, есть чистый абсурд, воистину слово о кресте для погибающих. Перекресток есть крест. Крест, который Раскольников должен взять на себя.

Перекресток — открытое с четырех сторон место. Раскольников должен поклониться всему свету, всему миру. Это спасет его, так как является противоположным тому, что он совершил. В своем убийстве он закрылся, отгородился от света и мира.

Выйти на перекресток — значит раскрыться миру, позволить миру что-то сделать с собой, а не думать, что бы такое сделать с этим миром. Необходимо извиниться перед всем миром, перед землей и небесами. Важно произнесенное слово, которое Бог и мир услышат. А Раскольников в соответствии со своими поврежденными понятиями думает, что это значит донести на себя.

С приходом Христа эта идея преобразилась, раскрывшись в своей истине: кто хочет быть бoльшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом Мк 10, 43-44. Отсюда идея «двух Градов» Августина: жители Небесного Града невидимы, срастворены с градом земным. Являясь носителями этого Града, носителями истины, они, разумеется, не станут требовать себе на земле больше прав и привилегий, тем более отделять себя от «тварей дрожащих». Католицизм, исходящий прежде всего из Августина, переосмыслил идею двух Градов.

Западная Церковь всегда активно боролась за права и привилегии, отделяла себя от остального мира, в том же духе воспитывая своих чад, что вначале привело к Реформации, а впоследствии — к романтическому противопоставлению я и окружающего. Голос этого романтического, наполеонического я и спрашивает Раскольникова: кто он, обыкновенная тварь или борец за свои права? И Раскольникову не приходит в голову, что само разделение людей на группы есть уже незаконное дело, дозволенное одному Богу, есть уже искажение идеи «двух Градов». Избранные Богом есть, но они избраны на служение — они не возносятся над миром, но, напротив, приносят себя ему в жертву.

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих Мк 10, 45. Раскольников, обучаясь на факультете права, исподволь усваивая западный образ мысли, неосознанно приходит к выводу, что невидимая, духовная брань, которая идет между небом и землей, имеет вполне зримое выражение, что это вполне реальная война с пролитием крови, где «избранники» «право имеют» приносить кого-то в жертву ради спасения остальных. Идея, вдохновлявшая и Великого Инквизитора. Для Порфирия очень важное понятие «быть в настроении».

Это значит улавливать сигналы, которые поступают к нему как к следователю — человеку, который занимает определенное место, — уметь правильно расшифровывать, связывать «случайные» факты. Эти факты так бы и остались «случаем», если бы Порфирий не был «в настроении». Улики же, то есть явные следы, о которых больше всего заботится Раскольников, для Порфирия вторичны. Порфирий строит свое обвинение на неявном, неочевидном, которое тем не менее стало явным и очевидным для него и является таковым для Раскольникова.

Раскольников упирает на логику, на права, где он неуязвим, а Порфирий делает ставку на мистику, пытаясь доказать Раскольникову, что никакой тайны нет, но есть истина, очевидная для них обоих. Порфирий осознает, что избран, чтобы разоблачить Раскольникова: «Черточку-то эту я и тогда ведь нашел-с, послал Господь», — и он выполняет это назначение. Образ Порфирия помогает выразить главную идею романа: все тайное становится явным, нет того, что можно было бы скрыть, утаить ото всех. Заблуждение думать, что можно совершить нечто тайком.

Это может быть лишь временно, и в свое время любая человеческая тайна раскрывается. Сам божественный миропорядок таков, что истину утаить невозможно. Все чувствуют, догадываются и в конце концов узнают ее. Даже мысли человека не составляют тайны, но читаются, угадываются другими.

Разумихин, Соня, Порфирий в определенные минуты читают мысли Раскольникова. Символична такая деталь: Раскольников, стремящийся отъединиться, скрыться от всего мира, живет в каморке, дверь которой не закрывается, и туда может заходить практически любой — там побывал и Порфирий, туда легко заходят Лужин, Свидригайлов и другие. Памятуя, что каморка образует единство с самим Раскольниковым, незапирающаяся дверь показывает, как легко зайти к нему внутрь. Но уйти от мира некуда.

Покаяние избавляет от вредной иллюзии, что можно что-то скрыть. Все видно, все люди связаны невидимыми нитями, все поступки людей происходят в совершенно открытом пространстве, и если их не замечают, то только разве потому, что никому нет до них дела или на это нет Божьей воли, которая до времени предпочитает оставлять нечто в тайне. Признание Раскольникова Соне Инфошкола Первая попытка признания в убийстве. Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера.

Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря. Она читала, и Раскольников понимал, что это для нее самое святое, что она раскрывает перед ним свою веру и хочет, чтобы и он поверил. После чтения он немного помолчал, а затем поведал, что бросил своих родных и не пойдет больше к ним, что теперь у него и Сони — общая дорога, одна цель.

Еще он говорил, что надо что-то делать, надо взять власть над собой и над всеми. Соня была напугана. Уходя, Раскольников пообещал, что придет к ней завтра и расскажет, кто убил старуху и Лизавету. Соня посмотрела на него как на помешанного и всю ночь провела в полубреду..

Вторая попытка признания в убийстве. На следующий день Раскольников отправился выполнять данное вчера Соне обещание. В глазах Сони отразился ужас, и Родион осознал, что у нее такое же выражение лица, какое было у Лизаветы, когда он приближался к ней с топором. Видно было, что она все поняла.

Внезапно Соня обняла его и сказала, что пойдет за ним на каторгу.

Это единственная заметная вещь в убогой комнате девушки. Какой-то внутренний импульс заставляет Раскольникова открыть Евангелие, а мысли сами обращаются к притче о Лазаре. На самом деле все происходящее нельзя назвать случайным. Со дня совершения убийства проходит ровно 4 дня, преступление становится медленным и мучительным самоубийством, и вот наступает момент духовной смерти главного героя. Лазарь, который 4 дня мертв физически «четыре дни, как он во гробе» , восстал и воскрес.

В подобном, только внутреннем воскрешении нуждается Родион. Но пока у него нет для этого главной опоры — веры, что понимает и Соня. На его просьбу прочесть вслух притчу, она возражает: «Ведь вы не веруете? Именно поэтому она решается доверить страдальцу свою «тайну», «все свое», как подчеркивает автор романа. Дрогнувший голос, «горловая спазма» выдают Сонино волнение, но слова вечной книги дают ей силу. Фразы Евангелия были для нее «своими», и это чувствовал Родион.

Искренне произносила она слова, с которыми всегда была безоговорочно согласна: «верующий в меня, если и умрет, оживет». Соня ниже Раскольникова по интеллектуальному развитию, но, бесспорно, выше его духовно, нравственно. В этот момент она подсознательно понимает, какой сильной моральной поддержкой могут оказаться для несчастного «слепого» строки из великой книги. Читая, девушка «дрожала от радостного ожидания», и ее волнение передавалось Раскольникову. Кроме этого душевного трепета, Родион ощущает благодарность. Он понимает, что Соня готова разделить с ним страдание, хотя и сама несет страшное бремя греха и унижения.

Так возникает незримая связующая нить между двумя страдающими грешными существами, и эта близость подчеркивается в романе почти символической сценой совместного приобщения к вечной книге. Борьба света и тьмы в нездоровом сознании главного героя здесь приобретает особый смысл. С этого момента начинается самый важный виток внутреннего конфликта. Человек, бросивший сестру и мать, перечеркнувший, разорвавший все прежние связи с социумом, ищет в Соне духовной опоры, она же указывает ему единственно верный, по ее убеждению, путь к спасению. Это в полной мере согласуется с религиозно-философской концепцией самого Достоевского. Идеолог почвенничества — популярного в то время в России направления передовой мысли, Достоевский считал, что грешника, человека, преступившего законы Бога и общества, не может переделать и спасти тюрьма, ссылка или всеобщее осуждение.

Он был убежден в действенности нравственного, внутреннего совершенствования падшего. Потому автор и ведет героя по всем кругам ада, заставляя вновь продумать и прочувствовать слабость антигуманной теории «крови по совести». Так, например, Евангелие, которое читает Соня, принадлежит Лизавете. Невинная жертва как будто незримо присутствует при этой сцене. Получается, бессловесная сестра Алены Ивановны тоже участвует в деле спасения Раскольникова. Писатель усиливает этим философское и психологическое звучание эпизода, показывая столкновение двух разноплановых идеологий — вечного гуманного закона добра и всепрощения, страдания и самопожертвования с индивидуалистической теорией вседозволенности.

Вторая встреча Раскольникова с Соней — это один самых волнующих и насыщенных эпизодов романа Достоевского. В этом эпизоде впервые Раскольников перед другим человеком сознается в своем преступлении и решает поделиться своей теорией. Он ведет себя грубо и едко. Соня в замешательстве, просит его не «мучить ее» и рассказать, в конце концов, зачем он пришел. Сначала он говорит о том, что знает, кто убил старуху и Лизавету, говорит, что он знаком с этим человеком. Соня с ужасом слушает его откровения и вдруг понимает, что убийца перед ней и это он — Родион Раскольников.

И вот здесь проявляется вся сущность Сони — человека очень тонко чувствующего, жалеющего и берущего на себя весь ужас этого мира. В ней нет осуждения, есть только бесконечная жалость к Раскольникову. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! После этого Раскольников начинает рассказывать Соне о своей теории, о своем «праве», о том, что «хотел сделаться Наполеоном». Но все это звучит как-то мелко и неубедительно в сравнении с горем Сони и ее ужасом перед преступлением и болью за Раскольникова.

Почему Раскольников из всех выбрал Соню?

Третья встреча - это поддержка двух близких людей — Студопедия Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму?
Анализ эпизода: Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней (3 примера) Раскольников понимает, что помогает Соне выживать, пошатнулись его принципы, принял решение –признаться.
Почему именно к Соне Мармеладовой пришел Раскольников после совершения преступления? Раскольников сообщил, что Свидригайлов приходил к нему и сделал некое предложение, а его жена оставила Дуне наследство.
Почему Раскольников признается Соне в преступлении Почему именно к Соне приходит Раскольников чтобы рассказать о преступлении?
Почему Соня хочет дать Раскольникову крест? Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались.

Почему именно Соне Раскольников рассказал об убийстве?

Как ведет себя Соня? первого визита Раскольникова к Соне. зачем после преступления раскольников пошёл к соне мармеладовой. Выбор Раскольникова прийти к Соне был обусловлен не только его поиском истины и пониманием границ морали, но и эмоциональной связью между ними. В разговоре с Соней, Раскольников неожиданно для себя осознает, что не смотря на всю тяжесть положения в котором находится девушка, она сумела сохранить чистоту души. Именно благодаря ее влиянию Раскольников приходит к пониманию, что истинное освобождение возможно только через искреннее раскаяние и принятие собственных ошибок.

Зачем раскольников приходит к соне

Глава 2. Дуня разрывает помолвку Раскольников сказал Разумихину, что Свидригайлов очень странный и от него надо оберегать Дуню. Затем оба отправились к Пульхерии Александровне, куда уже явился Лужин. Реклама Разговор зашёл о смерти жены Свидригайлова. Лужин сообщил, что Свидригайлов уже в Петербурге, ищет Дуню. По сведениям Лужина, помещик был не только шулером, но и душегубом, он изнасиловал и убил 15-летнюю глухонемую девочку, племянницу немки-процентщицы, и его жена спасла его от каторги. Женщины перепугались. Раскольников сообщил, что Свидригайлов приходил к нему и сделал некое предложение, а его жена оставила Дуне наследство. Говорить при Лужине о предложении Свидригайлова Раскольников отказался.

Лужин обиделся. Дуня попыталась примирить жениха и брата, но у неё ничего не вышло. Лужин повёл себя отвратительно, обвинил Пульхерию Александровну в том, что она искажает его мысли в своих письмах к сыну. Лужин считал, что Дуня должна любить его сильнее, чем брата. Он всё больше злился и договорился до того, что грязно намекнул на связь Дуни и Свидригайлова. Разочарованная в женихе девушка разорвала помолвку. Лужин был ошеломлён тем, что эти нищие восстали против его власти, и заговорил про издержки, которые понёс из-за них, и о своём благородстве: ведь он хотел жениться на девице с подмоченной репутацией. Реклама Раскольников не выдержал и выгнал Лужина из квартиры.

Глава 3. Планы на будущее. Раскольников покидает родных Лужин не собирался так просто сдаваться. Он всегда мечтал о красивой, образованной и очень бедной жене, которой мог бы беспрепятственно помыкать. Отыскав такую невесту, он решил «попробовать Петербурга» и немного подняться по социальной лестнице. Теперь все планы Лужина рухнули. Спускаясь по лестнице, он размышлял, как вернуть Дуню, уничтожить её заносчивого братца и устранить Свидригайлова. Тем временем Пульхерия Александровна и Дуня радовались разрыву с Лужиным, а Разумихин был на седьмом небе от счастья.

Только Раскольников сидел мрачный и рассеянный. Он рассказал о предложении Свидригайлова, и Дуня категорически отказалась от его денег. Затем Разумихин предложил женщинам остаться в Петербурге и открыть с ним пополам небольшое книжное издательство — в этом деле он неплохо разбирался, а деньги мог занять у дяди. Раскольников в обсуждении не участвовал. Внезапно он заявил, что на время хочет расстаться с матерью и сестрой, остаться один, и вышел. Реклама Догнавшему его Разумихину он поручил заботиться о женщинах. Разумихин почти догадался, что его друг совершил нечто непоправимое. Вернувшись к женщинам, он попытался их успокоить, списав поведение Раскольникова на лёгкое помешательство из-за болезни, и «стал у них сыном и братом».

Глава 4. Она жила в большой тёмной и сырой комнате с низким потолком. Он заговорил с ней об отце и мачехе и спросил, что будет с детьми, когда Катерина Ивановна умрёт от чахотки.

Достоевского «Преступление и наказание». Сонечка входит в число персонажей, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Девушка наделена особым даром: любовь и бескорыстие даны ей от Бога, они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков. Впервые мы узнаем о ней от Мармеладова, который рассказывает Раскольникову о том, как она ради денег впервые пошла на панель, а вернувшись, отдала деньги мачехе и легла лицом к стене, «только плечики да тело ее вздрагивают». Казалось бы, Сонечка — проститутка, порочная девушка без надежды на исправление, бедная и опустившаяся. С первого взгляда ее тоже можно принять за преступницу, как и Раскольникова. С той лишь разницей, что Родион убивает других, а она постепенно губит себя, продавая свое тело за деньги.

Раскольников переступил через других ради себя, а Сонечка — через себя ради других. Но, как оказалось позже, Соня обладает душой, она изо всех сил старалась помочь семье, хотя та была ей не родной, и даже отправилась в Сибирь на каторгу вслед за Родионом. Она оказалась способной любить и ради любви делать все, что было в ее силах. У Сони Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу, включая даже каторгу. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Этот эпизод является очень важным в раскрытии образов героев, они разговаривают о вере, о Боге. Одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была? Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избирает другой путь — молитву. У Раскольникова люди делятся на две категории: «власть имущие» и «твари дрожащая», он мучительно пытается ответить на вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?

Смогу переступить или не смогу! Сонечка подталкивает Раскольникова к раскаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Соне они относятся с любовью и уважением. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока к нму самому не приходит наконец озарение, и тогда Родион понимает, что ближе ее нет у него на земле человека. Через любовь к Соне и через ее любовь к нему Раскольников как бы перерождается, воскресает к новой жизни: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Раскольников пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Роман «Преступление и наказание» содержит в себе глубокий социальный и философский смысл. Из него мы узнаем о жизни людей в Петербурге 19 века, проникаемся атмосферой прошлого, понимаем, какие мысли и идеи витали в головах интеллигенции.

Но все же одной из главных сюжетных линий является любовь Раскольникова и Сони, и, можно сказать, вокруг нее строится вся книга. Любовь, в основе которой лежит готовность к самопожертвованию и сострадание, может быть выше всего: действительности, каторги, бедности и несчастья. Она способна переродить человека, даже преступника, и только тогда любовь станет по-настоящему глубокой и искренней. Достоевский начинает работу над романом »Преступление и Наказание» и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения — преступление, »идейное» убийство. Главных героев романа — Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать свое тело. Их души еще не стали черствыми, они обнажены для боли — своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним, а она — не согласилась. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от »теории», воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от ее отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у нее умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у нее самой было три маленьких ребенка. Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашел работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадежном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и »принуждена была взять желтый билет». Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня »переступила», чтобы спасти от голодной смерти сестер, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу — отца. За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что »люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших обыкновенных … и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Почему Раскольникова не любили другие каторжане? Нескрываемым равнодушием, гордым умом герой ещё больше провоцирует их на ненависть: «Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась…». Именно такое поведение героя заставляет каторжан видеть нем безбожника: «Ты в бога не веруешь! Почему каторжники не принимают Раскольникова но принимают Соню? Ссыльные каторжники невзлюбили Раскольникова, а к Соне относились с нежностью. Причины столь разного отношения каторжного люда к Раскольникову и Соне в том, что Родион относился к ним высокомерно, ставил себя выше всех. Сонечка же была доброй, постоянно совершала благие поступки. Что помогло Раскольникову возродиться к жизни? Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она отправляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться. В чем заключается жизненная драма Раскольникова? Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость. В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность.

Но все же одной из главных сюжетных линий является любовь Раскольникова и Сони, и, можно сказать, вокруг нее строится вся книга. Любовь, в основе которой лежит готовность к самопожертвованию и сострадание, может быть выше всего: действительности, каторги, бедности и несчастья. Она способна переродить человека, даже преступника, и только тогда любовь станет по-настоящему глубокой и искренней. Достоевский начинает работу над романом »Преступление и Наказание» и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения — преступление, »идейное» убийство. Главных героев романа — Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать свое тело. Их души еще не стали черствыми, они обнажены для боли — своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним, а она — не согласилась. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от »теории», воссоединиться с людьми и жизнью. Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от ее отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у нее умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у нее самой было три маленьких ребенка. Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашел работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадежном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и »принуждена была взять желтый билет». Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня »переступила», чтобы спасти от голодной смерти сестер, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу — отца. За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что »люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших обыкновенных … и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Отнеся себя к »высшему разряду», Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников »переступил» через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию. После убийства Раскольников идет к Соне, считая ее человеком, который поймет его, ведь она совершила не менее тяжелый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Ее Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на позор и унижение. Она смиряется и страдает. Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задает ей коварный вопрос: что лучше — подлецу »жить и делать мерзости» или умирать честному человеку? Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живет только верой в Бога. Именно »в отходе от Бога» видит Соня причину преступления Раскольникова: »От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал! Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но все равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится все более и более откровенным, и, в конце концов, он признается Соне в совершенном убийстве. Сцена признания очень напряженная. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство. Первая причина оказалась банальной: »ну да, чтоб ограбить». Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если »хотел помочь матери». Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что »хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: »Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?

Анализ эпизода: Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней (3 примера)

Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю множество различных персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным путем содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, являющейся главной причиной его преступления. Я думаю, что человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Соня Мармеладова. Ведь главная идея романа состоит в том, что только сострадание и вера способны открыть человеку путь к духовному возрождению. Судьба жестоко и несправедливо обошлась с Соней и ее близкими. Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила Сонин моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь — самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание.

Неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить именно Софье Семеновне.

Почему Раскольников просит прочитать притчу о воскрешении Лазаря? Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Это желаннее Раскольникова — попытка принять что то божественное, возможно он захотел освободиться от греха и встать на путь исправления.

Что Раскольников понял о Соне? Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь?

После встречи с Раскольниковым Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню, где Дуня чуть не убивает его выстрелом из пистолета. Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством. Почему Раскольников просит Соню читать Евангелие? Читайте также Почему видео не попадают в рекомендации?

Как Раскольников относился к Соне? Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью.

Соня читает о воскрешении Лазаря. Какой выход видит Раскольников для Сони? Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.

Почему Раскольников выбрал именно Соню Что у них общего? Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, "убив себя", а Раскольников -- ради абстрактного человечества, "убив других". Поэтому Соня - нравственный ориентир автора.

Почему Родион пошел к Соне? Вскоре Раскольников решает открыть Соне свою страшную тайну, чтобы облегчить свою душу. Почему именно Соне? Потому что он видит в ней родственную душу, грешную и глубоко страдающую, как и он сам. Почему Соня читала легенду о воскрешении Лазаря?

Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя.

Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство.

Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи — понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».

Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. В конце романа герой принимает путь Сони: «... Как это произошло?

При первой встрече Раскольников поддается обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в ее лице: «… припав к полу, поцеловал ее ногу... Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони; 3.

На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «... Так, утверждая «правду» Сони, Достоевский хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне? Какой сон приснился Раскольникову на каторге?

Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных — тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же властелины по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми.

Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это — люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели.

В свое время идея Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть старухи-процентщицы — смерть Лизаветы — болезнь и смерть матери — почти смерть Раскольникова мысли о самоубийстве. Сон подчеркивает и наметившиеся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «...

Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды поизносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их на поминках. Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением. Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными.

Для многих заманчиво желание ощутить себя лучше других. Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?

Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов.

Почему Раскольников из всех выбрал Соню?

История отношений сони и раскольникова За что же Раскольников решает прийти к Соне, дочери Мармеладова?
Встречи раскольникова с соней мармеладовой цитаты почему Раскольников признался в своем преступлении именно Соне Мармеладовой? (преступление и наказание).
Преступление и наказание. Часть 4 · Краткое содержание по главам Сцена встречи Раскольникова и Сони, их разговора о вере в Бога становится решающим моментом, началом спасительного пути героя к очищению, покаянию и, как мы знаем, к дальнейшему его духовному возрождению.
Преступление и наказание - краткое содержание романа по частям и главам " Преступление и наказание". В этом видео мы постараемся понять, для чего Родион Раск.

Три встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой, визиты, посещения | "Преступление и наказание"

почему Раскольников признался в своем преступлении именно Соне Мармеладовой? (преступление и наказание). Почему Раскольников приходит к Соне в первый раз почему разговаривает безжалостным тоном? На следующий день после смерти Мармеладова Соня приходит к Раскольникову в его каморку. первого визита Раскольникова к Соне. Почему Раскольников признается в убийстве Соне цитаты? Раскольников объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях. Соне не нравится его теория, она понимает, что он сделал, но не осуждает его.

Зачем раскольников приходит к соне

Сочинение на тему раскольников и соня в романе преступление и наказание | Раскольников приходит к Соне, чтобы понять что-то важное для себя.
Зачем Раскольников приходит к Соне? История главного героя "Преступления и наказания" (6 видео) Раскольников приходит к соне в первый раз(он считал,что в последний),чтобы сказать,что он бросил всех своих у него осталась одна Соня,что он выбрал её,доверяет её.а с родными связь порвана.

Разделы сочинений:

  • Почему Раскольников из всех выбрал Соню? - Ответы на вопросы
  • Раскольников: Первые встречи с проституткой
  • Преступление и наказание - краткое содержание романа по частям и главам
  • Преступление и наказание. Часть 4 · Краткое содержание по главам

Почему Раскольников со своим страданием приходит к Сони?

Еще больше пугает ее обещание Раскольникова прийти завтра и рассказать, кто убил Алену Ивановну и Лизавету. Родиону кажется, что он сумеет переубедить Соню, заставит отказаться от христианского смирения, но Достоевский не случайно подробно приводит в романе текст легенды о Лазаре, подчеркивает глубокие переживания героев во время чтения. Писатель-христианин, Достоевский показывает, что искренняя вера дает человеку опору в самых безнадежных обстоятельствах и помогает возродиться даже преступникам.

На вопрос Раскольникова что же ему теперь делать, она советует ему покаяться и предлагает ему надеть крест. Потом этот кипарисный крестик будет с Раскольниковым, когда он сознается в преступлении. Мы вместе его понесем». Этими словами она бескорыстно и искренне предлагает ему разделить с ней последствия преступления, предлагает помощь и раскаяние. Но Раскольников еще не готов для раскаяния, он уходит к себе. Признание Соне не облегчает его состояние, он пока ничего не может решить.

Решение придет только после третьей встречи с Соней. Причем здесь герои меньше разговаривают и больше действуют. Раскольников решается признаться в своем преступлении. Но сделать это ему по-прежнему очень трудно и он ищет близкого человека, который был бы рядом. В семье он не может найти такого человека и, видимо, сам не хочет нанести такой удар по семье.

И дело тут, конечно, не в деньгах, которые он ей задолжал.

Деньги, как всегда у Достоевского, лишь повод, метафора. Дело в том, что Раскольников боится «даже всякой встречи», встречи вообще, встречи как таковой, поскольку суть встречи — изменение. Вот почему Раскольников так панически остро переживает, что пьяный проезжий обратил внимание на его шляпу, — он воспринимает это вовсе не как указание на свою нищету, но как символическую деталь: это взгляд другого, извне, то, чего Раскольников больше всего боится. Шляпа уличает его. Улика и улица — разные транскрипции одного и того же слова. Уличить — значит установить лицо, то есть приобщить улице, открыть со всех сторон.

Раскольников, живя в себе, не желает быть частью улицы; живя в каморке, не предназначенной для человека, не желает быть частью человечества — он хочет оставаться незамеченным, совершать действия и быть невидимым — невидимкой, которому все позволено. Как ребенку, который закрывает глаза и думает, что его не видно, Раскольникову в его «мечтах» кажется, что он исчез для мира, и вдруг «какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь» возвращает его вовне. Раскольников боится за себя, за свою «мечту», боится, что внешний мир, другой человек отнимут у него то сокровенное, чем он живет. Нельзя не посочувствовать герою в этом его страхе — однако, чем он живет, какая у него «мечта»? Бродить по улицам, не замечая внешнего мира, значит подвергать себя опасности быть ведомым недоброй волей. Через рассудок, предоставленный самому себе, действует посторонняя, внушающая сила.

Привыкнув жить внутри себя, Раскольников воспринимает все, что происходит во внешнем мире, как знаки, относящиеся лично к нему. При таком сознании, естественно, он живет мыслью о собственной исключительности, избранности. Ненавидит себя за бездействие. Избранность должна быть подтверждена — поступками. И поскольку, во-первых, ему уже почти все равно, что это будут за поступки, а во-вторых, он ненавидит мир, «мечта» Раскольникова приобретает уродливые, фантастические формы. Раскольников всерьез думает, что, убив старушку, он, с одной стороны, удивит и накажет мир, победит его, с другой же стороны — спасет себя, своих близких от унизительного существования.

Через рассудок, через «мечту» в сердце Раскольникова проникает дьявол. Роль Мармеладова по отношению к Раскольникову судьбоносна, и это сразу же чувствуется. Мармеладов посылается Раскольникову еще до совершения преступления. Это первая его встреча. Это встреча другого сознания. Это способ подачи знаков человеку.

После настоящей встречи, когда лицом к лицу сталкиваются два бытия, оставаться таким, каким был до встречи, — невозможно. Мармеладов выражает еще одну, чрезвычайно важную для автора мысль: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Идет речь о необходимости для человека общества, «света», поддержания связи с миром других людей. Без этого человек консервируется, впадает в иллюзию отъединенности. Раскольников, выходящий из дома, больше всего боится встречи, боится вторжения в свой внутренний мир. Он давно утратил живую связь с людьми и не хочет ее восстанавливать.

Но некая сила, вопреки его воле, влечет его к людям — хоть каким-нибудь. Лишиться общения — это наказание, Достоевский доказывает это. Человека, замкнувшегося на себе, он называет «подпольным человеком», то есть человеком, живущим ниже пола, ниже человеческого уровня, в темноте и тесноте, в удушье. Такой становится внутренняя жизнь, если не выходить наружу. Человеку нужно бывать в себе, это бесспорно, но жизненно необходимо также выбираться из себя, из подполья — на свет. Вот что значат слова Достоевского вздохнуть в другом мире.

И точно так же, как воздух, необходимо инобытие, мир иной для здешней жизни. И то инобытие, что раскрывается в любом другом человеке, и то инобытие, которое после смерти. Без этого человек задыхается здесь, уходит в глухое подполье, искажает свой божественный лик. Вот почему Свидригайлов, Порфирий в один голос говорят, что Раскольникову нужно «воздуху-с». И таким воздухом для Раскольникова становится Соня, а затем — каторга. Первый же вздох в другом мире оборачивается для Раскольникова опровержением его теории.

Он, правда, не придает значения словам Мармеладова. Обычное для него чувство отвращения к людям лишает его внимательности. Прислушайся Раскольников — он мог бы не совершить преступления. Для этого и посылался ему Мармеладов. Вообще все это «святое семейство» послано Раскольникову во спасение. И Мармеладов, и Катерина Ивановна, и, конечно, Соня, и даже Полинька — все так или иначе помогают Раскольникову спастись.

Что же раскрывает Мармеладов Раскольникову в первом их разговоре? Да главную идею романа, евангельскую истину: все тайное становится явным. В речи Мармеладова вообще постоянные, прямые и косвенные отсылки к Священному Писанию. Заканчивает свою речь Мармеладов молитвой: Господи, да приидет Царствие Твое! Восклицание выражает всего Мармеладова. Этот человек отверг надежду на земную справедливость.

Он больше не верит ни в себя, ни в людей, ни в целый мир, но это дает ему силу верить в мир иной, в справедливость Царствия Небесного. Как и Соня, его дочь, Мармеладов берет на себя страдание: пью, ибо сугубо страдать хочу. Он пьет потому, что излишне чувствителен: он страдает от несовершенства этого мира и ничего не хочет от мира взять. Это человек, которому ничего не остается, кроме веры. Мармеладов — нищий духом. Как и у Раскольникова, у него практически нет жизни, нет исхода.

На Раскольникова, потерявшего веру, религиозное утешение Мармеладова не действует. Примечательно, однако, что после смерти Мармеладова, которая становится событием для Раскольникова, он разговаривает с его младшей дочерью Полинькой как с полноценным другом, оставляет ей свое имя и адрес. То есть открывается. Здесь не только гордыня индивидуалиста, схизма грешника, одиночество преступника, но и уединение отшельника, самоотречение аскета. Каморка могла стать и кельей — при условии если бы Раскольников не потерял веру, не отступил от Бога. То, что Раскольникову присущи аскетизм, презрение к суете мира, — очевидно: он может по нескольку дней ничего не есть, «насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься».

Он готов пожертвовать всем ради матери и сестры. Подобно монаху, он хочет совершить подвиг и победить мир — но, не будучи с Богом, он не знает ни целей этого подвига, ни пути к победе. Он не знает, что подвиг победы над миром может быть только подвигом любви. И от этого все его благие намерения переворачиваются, обращаются в свою противоположность. То, что он совершает, есть подвиг наизнанку, антиподвиг, как и его голодание накануне убийства — антипост. Как всякая отступившая от мира уединенная душа, Раскольников восприимчив к инобытию, видит знаки, но он не имеет веры, а значит, и благодати их истолковать.

Как всякий неверующий, он суеверен: не различает Божьего промысла и дьявольского искушения. Для него все знаки равны и судьбоносны, но читатель с помощью автора, если захочет, отличит волю Божью от иной воли. Так, сон, который видит Раскольников накануне убийства, — безусловно, Божественный знак, весть из истинного мира. Это предупреждение Раскольникову и указание причины его ожесточения, притча о мировом зле, которое невозможно ни устранить, ни разумно объяснить: детский вопрос, задевающий сами основы бытия «Папочка! За что они бедную лошадку убили? Поэтому так легко и естественно обращение Раскольникова к Богу после сна, который наполняет его свободой, разрешает от многомесячного бремени, действует как благодать.

На душе его становится «легко и мирно», он сам принимает решение не убивать и сам отрекается от «проклятой мечты», «от колдовства, обаяния, от наваждения». То есть, по сути, отрекается от сатаны. В то же время подслушанные слова о том, что старуха останется дома одна, напротив, лишают его «рассудка и воли». Раскольникова затягивает в какой-то страшный механизм, где человек уже не рассуждает, не выбирает, а просто, как марионетка, совершает управляемые извне действия: «Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Однако Достоевский показывает, что не может быть такого предопределения — убивать.

Истинное предопределение — промысел Божий — пытается Раскольникова уберечь. Убийство же он совершает по «своей» воле, вопреки предопределению. В день убийства Раскольников просыпает нужное время, опаздывает — это очевидная о, — но Раскольников, понукаемый иной волей, идет до конца. Когда Раскольников задается вопросом, кто столь активно помогает ему в осуществлении его замысла, он легко получает ответ: «Не рассудок, так бес! Как видно, он получает даже удовольствие от совершения темной миссии. Он хочет нарисовать перед ней безнадежную картину, где есть только три дороги: 1 это — путь самого Раскольникова, путь активной борьбы со злом мира, путь человека, который не остановится ни перед чем в достижении своих целей по спасению мира; 2 это — самоубийство, путь Свидригайлова, трагического, экзистенциального героя; 3 это — «разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце».

Светлого, чудесного исхода Раскольников не допускает, потому что утратил веру. Он приходит к Соне не затем, чтобы раскаяться, но чтобы утвердиться в правильности выбранного им пути. И Соню он хочет увлечь за собой, доказав, что никого и ничего спасти нельзя и ее жертва напрасна, да и Бога, пожалуй, никакого нет для Раскольникова Зло, несомненно, существует, а мысль о том, что Бог допускает Зло, равносильна признанию отсутствия Бога. Защищаясь от Раскольникова, Соня повторяет: «Бог этого не допустит», то есть не доведет до такого состояния, когда верить станет уже невозможно. Согласно святым отцам, Бог дает каждому испытание по силам. Раскольников и Соня сходятся потому, что оба находятся на грани гибели, оба не раз задумывались о том, чтобы «кончить все одним разом», но если Раскольников все же решается на этот опрометчивый поступок, то Соню удерживает от этого ее вера.

Вера Сони с точки зрения Раскольникова — род помешательства. И со своей точки зрения он абсолютно прав: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия 1 Кор. Это еще один путь, представляемый его безблагодатному сознанию — путь сумасшествия, возможность которого он вполне допускает и для себя. Раскольников еще не понял, что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков 1 Кор. Он превыше всего ставит свой разум, умение логически мыслить, это самое главное в нем, на это именно Соня говорит: «Ты от Бога отступил». Но Божия немощь Соня, Лизавета гораздо сильнее мощи его человеческого разума.

Мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их 1 Кор. Перед чтением Евангелия Раскольников целует у Сони ногу. Он пришел доказать ей неискоренимость зла, а встретил с ее стороны глубочайшую веру в Бога.

Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то старуху-то убили». Илья Петрович раскрыл рот. Раскольников повторил свое показание». Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему.

Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий