Это фильм-повесть — одна из последних бесед с популярным режиссером, отрывки из печатных интервью разных лет и, главное, личных дневников Балабанова. «Алексей Балабанов.
Сообщить об опечатке
- Алексей Балабанов - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Режиссёр Андрей Богатырёв: о «Красном призраке», Балабанове и нелюбви к русскому кино
- Алексей Балабанов - лучшие фильмы и сериалы
- Фильмы Балабанова выйдут в повторный прокат в российских кинотеатрах
- Фильм «О живом Алеше» снимут в Петербурге в память о кинорежиссере Алексее Балабанове
Продюсер Сельянов рассказал о нереализованных проектах Алексея Балабанова
Главное, что книжка произвела впечатление. Гамсуна очень люблю. По нему даже сценарий написал. Это семья? Никто кино никогда в жизни не смотрел. Папа — редактор документального кино, а вообще он газетчик, журналист. С техническим образованием. Номенклатура все это.
Он как к таковому к кино никогда отношения не имел. Номенклатура — это люди, которые назначались на определенные посты, не имея никакого… Если бы папа в свое время поехал главным редактором комсомольского органа Казахстана, то он бы сейчас где-нибудь в Москве сидел. Люди назначались, не имея отношения никакого к профессии. Папа никогда журналистике не учился, хотя писал, будучи главным редактором. Закончил юридический факультет. Мама закончила медицинский, она тоже была административным работником, начальником, ездила на XXV съезд партии с Ельциным. Я хулиганом был.
Тогда не было «золотой молодежи». Я в карты в подвалах играл. Из рогатки стрелял, бомбы делал. В кино я всегда ходил. Раньше все ходили. Просто ходили, смотрели кино. А я пристрастился, уже будучи в институте.
Видео тогда не было, ничего не было — что показывали в кино, то мы и смотрели. Ну а в армии я уже точно решил, что не буду работать по профессии. После армии сразу приехал в Свердловск и устроился ассистентом режиссера в документальное кино. Папа меня устроил, и я пять с половиной лет там пробегал. И пошел на курсы учиться на сценаристы документального. Хотя до этого я снял два игровых фильма. Наше показывали.
Американское иногда показывали. Вчера ночью по телевизору была « Оклахома, как она есть ». Я первый раз в жизни на свидание с девушкой пошел на этот фильм, в кино, в восьмом классе. Мне за нее потом в десятом классе два зуба выбили. У нас не было мажоров в принципе. В основном в футбол играли, в хоккей, в карты. В основном, из хулиганов.
Не было у нас деления такого. Школа была районная, обыкновенная, школа номер два. Была номер один, через парк, чуть подальше, меня отдали в ту, которая поближе, вот и все. Вторая спецшкола была, я учил английский со второго класса, с восьмого еще дополнительно преподаватель у меня был. Я тогда вообще не знал, кем я буду, никем не хотел быть. Родители хотели, чтобы я знал языки и, в общем, выбился в люди. Отдали меня в институт [иностранных языков], в Горький.
Ткнули — мне все равно было, где учиться. Я в Политехнический собирался, потому что все туда шли из школы, хотя в физике вообще ничего не понимал. Ни в физике, ни в химии. Но все поступали в УПИ, Уральский политехнический, он самый большой, целый город. Но родители решили по-другому — я им благодарен. Я не помню, где. Я потом уже, когда в институте учился, по-английски прочитал.
Там в Африку посылали или на самолеты. Я не хотел в Африку ехать, поэтому скрыл, что у меня зрение плохое. Я таблицу выучил наизусть, мне записали «единицу» и послали в авиацию — зато я в стране жил. И в Анголу летал, и в Эфиопию летал, и в Сирию. Много где летал. В каких-то странах пускали в города, в каких-то — только на аэродроме. Студентом, наверное, еще.
Нет, школьником. Экскурсия была какая-то на каникулах. Классе в восьмом или седьмом. Мои картины любительские Сельянов Герману показал. Герман решил меня запустить [на «Ленфильме»], и я снял черно-белый фильм «Счастливые дни». Сценарий там был — это наполовину постановочное кино. Просто я их провоцировал — я их хорошо знал, мы жили фактически вместе.
Это одна команда была. Я с музыкантами все время жил и про них фильмы снимал. В «Насте и Егоре» кадры из моих любительских фильмов есть. Там много постановочного. Я моделировал ситуации, пространства. Баню, например. Я их знал.
Я специально провокатора посадил, Олега Лаевского, который тоже мой друг был. Он завлит ТЮЗа, очень умный человек, он с ними беседовал, а они ему отвечали. А так… Все с концертами, все взрослые стали — нет потребности общаться. Я из Англии пластинок навез. Стажировка была студенческая, студенческий семестр. В Манчестере. Это была шоковая терапия.
Мы поехали с минчанами. С нами был гэбист, руководитель. Уже там нам сказали, что минчане остаются в Лондоне, а горьковчане едут в Манчестер. Ну, этот кагэбист, он английский плохо знал, хотя нам представился как преподаватель одного из московских вузов. В общем, они остались в Лондоне, а нас одних — семь человек — отправили в Манчестер. Преподаватель, руководитель должен был в Лондоне остаться. Мы же строем ходили.
У нас было семь инстанций отбора, для того чтобы поехать. Каждого проверяли-перепроверяли. Комсомольские, партийные ячейки. И в Москве, и в ЦК партии нас даже проверяли. С каждым беседовали. Воспринималось это абсолютно как норма. Мы приехали туда, а там — хочешь ходи на занятия, хочешь не ходи.
Тебе интересно, ты учишься. Тебе неинтересно — ты не учишься. Вот и все. С нами беседовали как с равными. Нас приглашали преподаватели к себе домой, поили чаем, поили вином. У нас был преподаватель один, мистер Салмон, лосось такой, типичный англичанин, с длинным худым вытянутым лицом, нос крючком. Он пришел в первый раз, снял пиджак, бросил на пол, положил ноги на стол и сказал: «Ну что парни, о чем поговорим?
И вот он давал нам разные ситуации, мне было очень интересно, потому что он пьески разыгрывал. Надо было развивать ситуацию. Он часто бывал председателем [коллегии] присяжных в суде, поэтому давал нам сценки из зала суда. Я у него всегда был преступником. Он придумывал какую-то ситуацию, мы ее разыгрывали и где-то минут через двадцать входили в роль, а он сидел и хохотал. Ему страшно нравилось. Он себя хлопал по коленке.
Важно было, как ты обманешь, придумаешь, с адвокатом договоришься. Я узнал, что такое присяжные, никто у нас тогда не знал. Я много чего узнал. Главное, что нам потом две недели каникул устроили в Лондоне, и одного нашего товарища кагэбист в Гайд-парке поймал, одного. По одному запрещалось ходить, мы про это забыли совсем, по одному ходили. Кто куда хотел, тот туда и ходил.
Но барьер менталитетов оказывается непреодолим, в отличие от языкового. Об экшен-сценах говорить лишний раз не будем — каким бы ни был Балабанов интеллектуалом, но на первом месте для него всегда было ремесло, и даже самую сложную мизансцену со взрывами и вертолетами он разводил так, как, наверное, никто из современников. Но и это не самое главное. Как это было во многих фильмах, важнейшее для режиссера прячется где-то на втором плане.
Персонаж Сергея Бодрова — младшего — последняя его роль у Балабанова — это парализованный осколком капитан Медведев, своеобразная версия того, кем бы мог стать доппельгангер актера, Данила Багров. Если бы судьба сложилась иначе, он бы не стал киллером из-за манипуляций его родного брата, а, может быть, оказался как раз на дне злосчастной чеченской ямы, без движения и еды, в грязи, но не потерял бы истинное благородство. Вообще вопрос того, как иначе могла бы сложиться судьба, безусловно, центральный в фильме «Война» — недооцененном, и сейчас, в 2022-м, открывающемся на совершенно другом уровне. Оценка: 8 «Река» 2002 У Балабанова было немало незавершенных или даже не начатых, а просто задуманных проектов — чего стоит только «Американец», главный актер которого запил прямо на съемках в Норильске. Но вряд ли хотя бы у кого-то даже не в российской истории — в мировой! Может быть, разве что на съемках «Ворона», когда случайно погиб Брэндон Ли, или недавно было что-то похожее, когда Алек Болдуин застрелил оператора будущего фильма «Ржавчина». С другой стороны, это всё же не «Река». Единственный среднеметражный фильм в карьере Балабанова существует только в виде куцей раскадровки, но всё равно поражает — причем именно воображение, поскольку картину приходится додумывать, но так даже лучше. Всё потому, что якутская актриса Туйара Свинобоева погибла вследствие ДТП прямо во время съемок — машину вел извечный балабановский оператор Сергей Астахов. По-настоящему депрессивный сюжет о колонии прокаженных, куда жена приходит навестить больного мужа, где выясняется, что он уже спутался с другой женщиной, беременной от него, обрывается на том месте, когда обычно всё только начинается.
Главные герои гибнут в пожаре, причина которому — банальная ревность. И единственная выжившая, маленькая девочка, берет с собой новорожденного ребенка и отправляет его по реке, подальше от смерти. Какое бы великое роуд-муви могло начаться с такой завязки — но нет. Вообще это очередной балабановский фильм о вероломности судьбы, вышедший сразу после «Войны». Но данная картина вышла вопреки всему на качественно новый уровень — нехорошо такое писать, но именно благодаря трагедии, которая случилась на съемках. Потому что выдуманный сюжет, основанный на романе этнического поляка Вацлава Серошевского «Предел скорби», невероятным образом срифмовался с действительностью. Оценка: 9 «Жмурки» 2005 В России очень любят Гая Ричи — кажется, даже больше, чем Тарантино, хотя его британский коллега, безусловно, может претендовать на сравнение с автором «Криминального чтива» лишь на правах жалкого эпигона. Тем не менее «Жмурки» скорее смахивают именно на «Карты, деньги, два ствола» или на «Большой куш», чем на «Бесславных ублюдков». Что особенно любопытно, потому что Балабанова, по его словам , насилие в кадре не волновало: «Никакого специального и личного интереса к насилию у меня нет: оно — сюжетная необходимость, не более того». Но никогда ни до этого, ни после этого Балабанов не позволял себе такой уровень гротеска и живописной жестокости, хотя снимал опять про свои любимые девяностые, которые он уже к тому моменту мог показать совершенно как угодно — но сделал именно так, с малиновыми пиджаками, отчаянно, как в последний раз, переигрывающим Михалковым, абсурдными гримасами и авантюрным сюжетом.
И вывел эпоху, им же самим мифологизированную, на новый уровень. Удивительный дуэт Панина и Дюжева после грандиозного кровавого карнавала в излишне дидактичном, как это часто бывает у Балабанова, финале превращается в новую российскую власть, полностью легализуется, осуществляя тем самым переход из стадии первоначального накопления капитала в новую форму жизни, из грязи в князи. Но еще это переход экзистенциальный — словно из первичного бульона, из крови и разбрызганной по стенам плоти нескольких поколений, герои, глупый и умный, переходят в нулевые без особых последствий, жизнью смерть поправ. Тем самым режиссер, кажется, хотел лишь сказать, что, как пела группа «Рубль», «девяностые были непростые, но гораздо … [лучше], чем … [гадские] нулевые». Но в итоге спустя два десятилетия картина смотрится, как и вся фильмография Балабанова, совершенно иначе. Это еще и пророчество на последующие века — в России силу вечно будет легко обменять на власть, а любые грехи бог простит. Оценка: 8 «Мне не больно» 2006 Если пытаться проводить какие-то аналогии между фильмографиями Балабанова и Дэвида Линча дело, понятно, гиблое, но всё же , то «Мне не больно» — это как бы балабановская «Простая история». Даже и не поймешь, почему уже прижизненно превращенный в классика режиссер «Брата», «Войны» и так далее взялся за сценарий загадочного Валерия Мнацаканова, у которого в послужном списке больше в целом ничего нет. Текст смехотворный, да и завязка сюжета явно слизана с «Трех товарищей» — действие перенесено в 90-е, но, кстати, другие, не как в «Брате». То есть тоже ненастоящие, но в данном случае куда более припудренные.
Трое нищих друзей Яценко, блистательно переозвученный Мироновым — Балабанов почему-то часто отнимал у своих актеров голоса, — Дюжев и непотребно комикующая Оболдина ходят по богатым квартирам и пытаются представляться архитектурным бюро, причем двое из них даже профи из МАрхИ, но что толку, если их первая клиентка Литвинова всё равно не та, за кого себя выдает. Трепетный герой Яценко, почему-то играющий здесь быстро победневшего интеллигента в очочках, начинает спать с заказчицей по ее воле. Выясняется, что у нее есть спонсор Михалков в лучшем виде — в полосатых семейниках и майке-алкоголичке , но благодетель с ней не спит, а квартиру ей снимает и деньги дает потому, что она смертельно больна. В общем, несусветная чушь — и Балабанову всё это, кажется, вовсе не интересно. Он заплетает какой-то странный узор вокруг этой куцей канвы, и у него что-то получается только благодаря искренним стараниям Ренаты Муратовны, которая выкручивает свою извечную литвиновщину куда-то на уровень пародии Максима Галкина признан в РФ иностранным агентом. С другой стороны, на уровне подтекста режиссер, кажется, первый и последний раз формулирует собственную патриотическую концепцию подлинно русского мира. Не в том смысле, не в националистическом, речь скорее об утопии для всей страны, которая невозможна, но очень хочется — все герои милые и бестолковые, обитают, разумеется, в Питере а где еще жить, сказал бы Балабанов , тихонько пьют на балконе, ездят на дачу, где шашлычок под коньячок — вкусно очень, и именно там Маковецкий провозглашает, что главное в жизни — «найти своих и успокоиться». Это на фоне проклятых девяностых, когда, казалось бы, жизни никакой не было. Впрочем, находятся и покалеченные эпохой — бывший десантник, персонаж Дюжева, кажется, ключевой для самого Балабанова, хочет убить сослуживца наверняка по Чечне , стрелявшего по своим. И здесь, конечно, становится понятно, что это очередной фильм в балабановской киновселенной, история, параллельная «Брату».
И благодаря данной зрительской теории «Мне не больно» наконец удается понять, принять и немного простить. Даже слово «лучший» к этому фильму неприменимо — слишком громкое. Эмоциональный эффект от «Груза 200» начинается не сразу, но до финала, да и долгое время после него, не уходит, впрочем, воздействие здесь монотонное, последовательное — даже знаменитая сцена с трупом солдата на кровати и мухами не убивает наповал, а воспринимается как то, что и должно было случиться, и в этом-то самый кошмар. Балабанов, который на съемках много пил и некоторые сцены снимал, даже не глядя на происходящее, ориентировался лишь на те истории, которые видел и слышал сам. Он сплетает воедино эпоху позднейшего черненковского застоя, страшную сказку о Гражданине Икс, глубокую антивоенную риторику и тотальный распад человеческой личности в условиях позднесоветской социальной деструкции. Вообще, довольно бесполезно описывать эту картину — она сама говорит за себя всё, что нужно, любому, кто осмелится ее посмотреть.
Сериал «Галка» расскажет о медсестре Галине Ксения Гусева , которая считает себя счастливым человеком: работает в больнице, мечтает поступить в медицинский вуз и собирается замуж за своего парня Сергея Иван Клещевников. Но однажды она узнает невероятную тайну своего рождения, и это переворачивает всю ее жизнь. Много лет назад, чтобы скрыть свою измену мужу, Тамара пошла на отчаянный шаг: поменяла детей в роддоме — свою темноволосую дочку на светловолосую Галку. Не в силах простить мать, Галка бросается на поиски своей настоящей семьи. Теперь она обязана узнать, что у нее отняли, и как же на самом деле должна была сложиться ее судьба… Главная героиня многосерийной мелодрамы «Не разбей мое сердце» студентка Алёна Павлова Анна Мельникова мечтает иметь детей, любимое дело и верного любящего мужа. Но когда-то девушке сделали необычное предсказание: как только Алёна полюбит кого-то, к ее избраннику тотчас же придет слава и богатство, но он сразу же ее бросит. А рядом с Алёной останется лишь тот, кому нужна она сама, а не ее дар. Алёна не верила в предсказание, пока оно не начало сбываться и приносить несчастья… Сериал «Острое блюдо» познакомит зрителей с Ириной Рублёвой Екатерина Данилова , которая собирается отпраздновать свой день рождения в турецком отеле, куда ее семью пригласили друзья — супруги Люда Анна Бачалова и Борис Егор Баринов.
Остальные видеофрагменты были взяты из множества архивов съемок фильмов Балабанова, а также тех самых эпизодов его общения с Аркус. Важных кадров, разговоров и подробностей из жизни Алексея Октябриновича оказалось так много, что общий хронометраж картины составил почти два часа. Все помнят лишь его появление в финале «Я тоже хочу», где он в общении с бандитом представляется «членом Европейской киноакадемии». В этот раз мы увидим максимальное количество кадров с участием Балабанова из разнообразных локаций: такого никто еще не видел. К слову, об одной из них, что вошла в название фильма: через 40 дней после кончины мастера колокольня Запогостской церкви, в которой частично снимался фильм, обрушилась. Режиссер Алексей Балабанов перед показом фильма «Я тоже хочу» в рамках 69-го Венецианского международного кинофестиваля во Дворце Кино. Многолетний товарищ Балабанова и руководитель кинокомпании «СТВ» рассказал множество подробностей не только о творчестве своего соратника, но и его дружбе с Бодровым-младшим: по словам Сельянова, их отношения можно было назвать братскими. Кроме того, в кадре появится вдова режиссера Надежда Васильева, которая участвовала во многих его фильмах как художник по костюмам и художник. Кроме них, мы увидим и услышим других близких людей. За четверть века в нашей стране выросло так много поклонников творчества Балабанова, что каждая деталь его жизни вызывает огромный интерес у любого, даже сильно искушенного зрителя.
Не только «Брат»: мрачные, но важные фильмы Алексея Балабанова
А дальше начинается питерский Балабанов, начиная с полнометражного игрового дебюта «Счастливые дни» (1991) до последнего фильма режиссера «Я тоже хочу» (2012). Это фильм-повесть — одна из последних бесед с популярным режиссером, отрывки из печатных интервью разных лет и, главное, личных дневников Балабанова. После демобилизации Балабанов вернулся домой и устроился ассистентом режиссера документалок на Свердловскую киностудию. Представляем вам все фильмы Алексея Балабанова — полный список. Сергей Сельянов, основатель кинокомпании СТВ и продюсер многих фильмов Алексея Балабанова, рассказал в интервью «Ведомостям» о нереализованных проектах режиссера. В цикл бесплатных показов на Ленфильме вошли фильмы Балабанова, а также важнейшие дебюты режиссеров, когда-то начавших свой путь в игровом кино благодаря кинокомпании «СТВ»: «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, «Сестры» Сергея Бодрова, «Мама не горюй!».
Рассказ без рассказа
- Фильм про режиссера Алексея Балабанова выйдет в кинотеатрах в декабре
- Алексей Балабанов
- Он видел судьбу Европы еще 15 лет назад: как фильмы Алексея Балабанова предсказывали будущее
- Алексей Балабанов: «Так оказалось, что я здесь живу»
Секс, наркотики и рок-н-ролл: 10 фильмов Алексея Балабанова
Балабанов – не самый легкий режиссер, изначально мы не ставили целью сделать легкое, смотрибельное кино. Для Балабанова фильм — его личный «Сталкер», и, поверьте, смотрится он занимательнее Тарковского. Это фильм, созданный в память о режиссёре, фильм-напоминание о творческом наследии и масштабе личности Алексея Балабанова, и важно успеть увидеть именно в кинотеатре. Девять лет назад скончался легендарный режиссер Алексей Балабанов. 55-летнего уроженца Екатеринбурга называют автором главных фильмов о 90-х. Оглушительный успех и всесоюзную славу режиссер Алексей Балабанов узнал после выхода его картины «Брат». Фильм самого обсуждаемого и, похоже, самого лучшего на сегодня российского режиссера Алексея Балабанова по сценарию Сергея Бодрова-младшего.
В Санкт-Петербурге состоялась премьера байопика про режиссера Алексея Балабанова
Его купила компания Леонида Ярмольника «L-Club», он занимался видеодистрибуцией некоторое время, недолго. Мы проделали большую работу для всей индустрии. Поняли, что картинка, в общем-то, интересна зрителям. Пусть ты ее и недорого делаешь — до 200 тысяч долларов. Алексей Балабанов и Никита Михалков на съемках фильма «Жмурки». Год-полтора эта схема работала, а потом рухнула в 1998-м, потому что с дефолтом рухнуло все. Но несколько фильмов мы сделали таким способом, в их числе — «Брата».
Поскольку сценарий никому не нравился, а Балабанов не делал до этого таких хитов, как, скажем, Рогожкин, то получить за него тысяч сто было, конечно, абсолютно нереально. Но всем хотелось делать кино, все в съемочной группе были друзьями. Работали за совсем небольшие деньги, снимали в своих квартирах, в том числе у Балабанова, сами снимались в эпизодах. Приносили реквизит — кто что мог. Надя Васильева жена Балабанова, художник по костюмам одежду для съемок находила на каком-то вещевом рынке, в частности этот свитер Данилы Багрова купила рублей за 30. У меня все расходы поместились на листе А4.
Мы знали, что «Брат» будет хорошим кино. Но что оно станет настолько нужным… Мы начали продавать его на VHS 5 июня 1997 года — у меня плохо с датами, но эту почему-то запомнил. И цифры росли, росли. К концу лета мы поняли, что сделали что-то очень нужное для соотечественников. Нет, без Сережи он бы не стал делать этот фильм. Это же внутреннее предательство какое-то.
Хотя Витя Сухоруков однажды придумал очень хорошую идею для «Брата-3» и уговаривал Балабанова сделать фильм в память о Сереже. Замысел такой: выходит старший Багров из американской тюрьмы, отсидев свою десятку, возвращается в Россию и ищет брата. Все время идет по его следам, по следам каких-то состоявшихся историй. Вот только что брат был тут и что-то сделал. Не получается найти брата, но он где-то рядом. Хорошая идея, она могла бы получиться в таком виде — присутствие через отсутствие.
Но для Леши было чрезвычайно тяжело даже думать об этом. Сергей Бодров и Алексей Балабанов на съемках фильма «Брат». На площадке с группой, в поле, что называется, работает исполнительный продюсер, а мне там делать нечего. Я заезжаю из вежливости: это мои коллеги, друзья, они делают кино, к которому я имею отношение. В 90-е годы непременно подходили водители-осветители и что-то там сопели: «Тут это, два доллара не додали, нам положено». Это просто разорительно было смеется.
А потом, я просто мешаю. На меня все отвлекаются. Главное, не ошибиться с режиссером, с исполнительным продюсером и другими важными людьми. Они все сделают лучше меня. Маленький фильм в качестве исполнительного продюсера я еще смогу провести, а средний и большой — нет. То есть я проведу, но наделаю ошибок, лишние деньги истрачу.
Легким был «Брат». При всех непростых обстоятельствах, при том, что денег не было. Просто как-то хотелось, жилось. А самым тяжелым был «Брат-2». Не потому, что это самые известные фильмы в коллекции компании «СТВ», просто так вышло. Фильм большой.
И по хронометражу, и по масштабам — съемки в Америке, на Красной площади. Я не сомневался, что найду партнера. После успеха «Брата» рассчитывал хотя бы половину денег найти. И у меня было много потенциальных партнеров. Я чувствовал себя в полной безопасности. Мы разговаривали, обсуждали.
А потом они все исчезли. Не физически, конечно, а как соинвесторы. Шел подготовительный период к съемкам, а я остался один на один с картиной, которую уже не мог остановить, потому что это не в моих принципах.
По словам актера и Максима Виторгана, фильм «Я тоже хочу» был прощанием режиссера. Максим Виторган: «Я видел последний фильм Балабанова и отказывался его как-то оценивать и разбирать, потому что это было прощание». Министр культуры Владимир Мединский заявил , что в последней картине режиссера действительно «была какая-то мистика». Уже во время съемок «Я тоже хочу» Балабанов не раз говорил, что его дни сочтены и это будет его последней работой. Минувшей зимой режиссер сделал страшное признание. Алексей Балабанов, режиссер: «А мне сказали полгода назад, что я умру.
Наблюдая за реакцией, Балабанов, похоже, получал удовольствие. Не зря же постоянно влезал в дискуссию вокруг фильма. То вдруг растолковал, что его фильм — про пионеров кинематографии. То объявлял, что фильм, на самом деле, очень светлый — про любовь, а все герои, даже мерзкие порнографы, на самом деле очень хорошие. То говорил про конец века и рубеж времен, когда происходит слом всего и вся еще бы не говорил, пережив кинокризис после распада СССР. То и вовсе выступал в функции просветителя: объяснял, что порка по-научному — флоггинг была самым модным сексуальным извращением XIX века, поскольку детей и подростков всю дорогу секли, и в конечном счете от прилива крови к эрогенным ягодицам они начинали получать наслаждение и желали повторений во взрослом возрасте. Как мне кажется, сняв «Про уродов и людей», Балабанов стал автором одной из лучших художественных шуток в истории мирового кино. Балабанову каким-то образом удалось снять панорамы абсолютно пустого Петербурга — без людей и машин. Герои обитают в голом городе — лишь изредка появляются другие случайные персонажи, причем сразу толпами. Это главным образом и отсылает к Кафке. Суждения о фильме до сих пор диаметрально противоположны. Одни говорят, что более омерзительного зрелища кинематограф еще не порождал. Другие обнаруживают массу достоинств — говорят, например, о смердяковщине, о сологубовщине, о том, что фильм приоткрывает изначальную связь кинематографа с пороком. Самое интересное, что и этот фильм я во время его каннского показа не принял. Но прошел год, и я в ТВ случайно обнаружил «Брата» — и не смог оторваться. После этого я пересмотрел фильм раз десять — и понял, насколько это умное, тонкое, истинно художественное и социально актуальное произведение. Если бы у нас был тогда развит цивилизованный прокат, «Брат» стал бы первым российским кинобестселлером. По-американски — блокбастером. Это редкая отечественная картина, которую следует признать культовой. Сколько миллионов пиратских кассет «Брата» появилось на подпольном рынке, теперь не сосчитать. Полагаю, именно «Брата», а вовсе не «Аватар» следует считать рекордсменом российского кинорынка за всю его историю[За постсоветское время «Брат 2» стал единственной российской лентой в десятке лидеров проката по данным бизнес-аналитика С. Лаврова — прим. При этом адекватно «Брата» не поняли: ни гопники, ни интеллектуалы. Между тем это концептуальный фильм интеллигента о новом для России и нередком для мира потерянном поколении. Данила Багров в фантастическом исполнении Сергея Бодрова — младшего, чья ранняя гибель, как говорят близкие Балабанова, всерьез подкосила Алексея Октябриновича, не только солдат-супермен, но и отчаянно запутавшийся в непонятной новой жизни русский мальчик. Именно в «Брате» впервые проявились противоречивые политические взгляды Алексея Балабанова — русского режиссера, метавшегося в своих раздумьях об участи страны и народа от впитавшейся в кровь русофилии до отчаянной, обусловленной талантом и наблюдениями русофобии. Чехов, Бунин, Набоков — величайшие из великих талантов России — были, пожалуй, в той же степени русофилами и русофобами одновременно. После «Брата» пошла череда балабановских картин, в которых он четко выразил то, что думает о российской власти. В «Войне», «Жмурках», «Мне не больно», «Кочегаре», «Я тоже хочу» он равно ненавидит братков и ментов , а также гэбистов, являющихся оплотом скверного для него российского режима. Он всегда за одиночек-маргиналов, которые пытаются сопротивляться общественной системе. И еще — он за военных. За русское офицерство. Вот кому он всегда отдавал честь. Увы, в «Брате 2» ,который как кино я тоже часто пересматриваю, режиссер Балабанов и его продюсер Сельянов пошли за толпой, решили соответствовать ее устремлениям — и сделали не трагический фильм о поколении, каким был первый «Брат», а конъюнктурную фигню о том, как наш брат мочит ненавистных ура-патриотам долбаных америкосов. Или антипатриот Дополнение к предыдущей главке. Патриот, говорите? Через кордоны пропускают только за взятки, даже если необходимо спасти людей, взятых на Кавказе в заложники ради выкупа. Причем среди заложников могут оказаться как русские, так и иностранцы. Но официальные органы помогают спасти их лишь на словах. После чего продолжают убивать. Наконец, «Река» — легендарно незаконченная работа Алексея Балабанова 2002 года в автокатастрофе погибла исполнительница одной из главных ролей — фильм про любовные страсти в среде якутов конца XIX века, которые вдобавок загнаны в гетто, поскольку больны проказой. Якутов при этом успели обратить в православие. У фильма есть короткий смонтированный вариант. Коллега Михаил Трофименков написал примерно следующее: более антиколониального фильма в мировой истории не было. Вы все еще считаете Балабанова ксенофобом? Его невозможно загнать в концепцию. Хотя я это сейчас и пытаюсь сделать. Концепция, собственно, в том, что Балабанов всегда оставался самостоятельным, никому не подвластным, в меру злым, абсолютно невоспитанным, иногда неподвластным самому себе талантливым автором. Вторым стал снятый спустя год «Морфий». Дело происходит в провинции 1984-го. Это страна без прикрас: с кошмарно дымящими заводами и убогим Черненко. Девочка лет 17, дочь партбосса сдуру приходит на танцульки, где связывается с другом своей подруги. Тот ходит в майке с надписью «СССР». Это кажется проколом фильма: в те годы не ходили в майках с «СССР». Это не было крутым: все равно что заявиться на дискотеку с комсомольским значком. Да и маек столь высокого коттонового качества тогда не существовало. Но для Балабанова, как потом понимаешь, майка имеет концептуальный смысл. Скотина в майке «СССР», будущая фарца, из которой выросли политики и бизнесмены 90-х — 2000-х, напившись, везет девушку за добавкой на хутор, где торгуют самогонкой. В итоге юная и глупая становится пленницей мента-маньяка, убийцы-импотента.
В итоге получился уникальный эффект — как будто ты сидишь рядом с великим режиссером, и он вместе с тобой вспоминает счастливые и грустные моменты своей жизни, рассуждает о Боге, вспоминает друзей, ну и, конечно, говорит о кино. Как оказалось, это стало одним из последних и по сути — пророческим интервью режиссера. Жители любимого режиссером города на Неве смогут увидеть фильм еще до начала официального проката. Это, по задумке создателей киноленты, должно стать данью уважения Алексею Балабанову. С 25 сентября по 5 октября предпремьерные показы фильма пройдут на киностудиях «Ленфильм» и «Лендок», в кинотеатрах Аврора и «Родина». Узнать о графике показов фильмов фанаты режиссера смогут на сайте киностудий и кинотеатра.
Алексей Балабанов, неоконченное: фильмы великого режиссёра, которые мы не увидим
В киноклубе «Сине Фантом» в Электротеатре Станиславский 2 октября состоится специальный показ фильма, после которого участники смогут обсудить картину с режиссером и съемочной группой, а также коллегами Алексей Балабанова. Попасть на него можно будет через сайт киноклуба. Отдельные специальные показы будут организованы в Нижнем Новгороде, в том числе для студентов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова, который в 1981 году окончил кинорежиссер. После показов зрители смогут поговорить не только с режиссером, но и с однокурсниками Алексея Балабанова и узнать каким был великий режиссер в студенческие годы. В широкий прокат в кинотеатрах страны фильм выйдет с 5 октября.
Уставший от этого народ, увидел в исполненном Сергеем Бодровым герое надежду на окончание беспредела, на возможность отомстить всесильным бандитам, разоряющим страну. Разбор скрытых смыслов и аллюзий, вложенных Балабановым в простую криминальную историю, заслуживает отдельной статьи. Добавим лишь, что фильм был отмечен на множестве европейских фестивалей, в том числе и на Каннской программе «Особый взгляд». Саундтрек фильма полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius. Действие происходит на сто лет раньше, чем в фильме «Брат» и его действие происходит в предреволюционном Петербурге, пока ещё не охваченном пламенем революции и тонущем в распутстве. Фильм рассказывает о небольшом предприятии, создающем фотографии садомазохистской направленности. На фоне этого «бизнеса» разворачиваются истории нескольких людей: самих фотографов, семьи доктора и проживающей вместе с ними пары сиамских близнецов… Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника» и других всемирно известных фестивалей. После успеха первой части, Балабанов планировал создать продолжение в двух частях, но в конце концов объединил сценарии в один. Так и получился фильм «Брат 2» 2000.
Эта картина одна из немногих в истории кинематографа, что может соревноваться в популярности с оригиналом. Отпраздновав своеобразный «реванш» на родине, зрители получили следующую порцию удовольствия — Багров нивелировал геополитическое поражение СССР и постперестроечной России — он отправился мстить обидчикам своего друга в самое сердце «вероятного противника» — США. При этом, не меньше чем недругов он находит среди простых американцев новых друзей, помогающих Даниле лучше собственного брата, в очередной раз наплевавшего на родственные узы. Его Данила, при всей харизматичности и эпичности, сочетает в себе черты героя и антигероя, точнее, он выступает, ни много ни мало, неким орудием судьбы. Стоит вспомнить слова немца-бомжа Гофмана из первого фильма о том, что имя Данила означает «Бог мне судья». Однако Балабанов отличается от многих «умных» режиссёров тем, что умеет фасовать свои идеи в красивые и увлекательные обёртки, чтобы зритель сам мог выбирать, что ему нравится: первое, второе или всё вместе. Зрелищный динамичный фильм занял первое место по продажам на видеокассетах в России, обогнав всех зарубежных конкурентов. Фильм «Война» 2002 касается ещё одной болевой точки в истории России — Чеченской войны. Главный герой — отсидевший чеченском плену и чудом выпущенный на волю солдат Иван Ермаков возвращается с затянувшейся для него войны и никак не может устроиться в новой жизни. Бывшая возлюбленная не вызывает прежних эмоций, пьяные посиделки с бывшими друзьями не веселят.
Именно в этот момент его находит сидевший с ним в плену англичанин Джон Бойл. Возлюбленная Джона находится в заложниках у ожидающих выкупа чеченцев и он, испробовав все дипломатические пути в Англии и в России находит Ивана, чтобы предложить опасное путешествие, целью которого является освобождение любимой. Иван соглашается, надеясь заодно выторговать свободу для сидящего там же русского капитана.
Как оказалось, это стало одним из последних и по сути — пророческим интервью режиссера. Жители любимого режиссером города на Неве смогут увидеть фильм еще до начала официального проката. Это, по задумке создателей киноленты, должно стать данью уважения Алексею Балабанову. С 25 сентября по 5 октября предпремьерные показы фильма пройдут на киностудиях «Ленфильм» и «Лендок», в кинотеатрах Аврора и «Родина». Узнать о графике показов фильмов фанаты режиссера смогут на сайте киностудий и кинотеатра.
И с этим очень сложно не согласиться: один только созданный им в соавторстве с незабываемым актером Сергеем Бодровым-младшим образ Данилы Багрова явил нам главного героя отечественной публики 90-х и 2000-х. Переплюнуть отважного мстителя-путешественника по узнаваемости и популярности до сих пор никому не удалось. Умение мастера передать боль и рефлексию простого человека через другие фильмы, включая «Морфий» и «Кочегар», а также показать внутренний мир нелюдей через «Про уродов и людей» и «Груз 200» тоже можно считать непревзойденным. В этот раз мы увидим самого Балабанова в работе — фанатично трудящегося, пребывающего в постоянном творческом поиске, командующего и размышляющего. Вы наверняка либо слышали про ее документальные фильмы, либо знакомились с ее киноведческими материалами, либо помните ее эпизодические роли, которые даже при кратких появлениях оставляли неизгладимое впечатление. Достаточно вспомнить ее двухминутную роль в «Кококо» или работу в позднесоветском фильме-анекдоте «Фонтан», не забывая про недавнюю фантастическую драму «Петровы в гриппе». И все же ее самая известная работа, которую сложно ограничить только режиссерством, — документальная лента о парне-аутисте «Антон тут рядом». Популярность и признание фильма оказались настолько мощными, что вскоре появился одноименный центр обучения и реабилитации для людей, живущих с аутизмом. Режиссер Алексей Балабанов на премьере своего фильма «Кочегар». Мало кто мог бы заняться этой лентой, кроме нее: как известно, неповторимый екатеринбургско-петербургский творец был максимально непубличным человеком с атрофированной тягой к славе и деньгам.
Незавершённые проекты Алексея Балабанова
Жаль», — сказал Сельянов. Как отмечает Сельянов, фильм должен был быть не столько про Гарина, сколько про ученого Манцева, который погиб в поисках «оливинового пояса» на Камчатке. Под этим поясом должны были находиться гигантские запасы расплавленного золота. Также среди нереализованных планов режиссера, умершего в 2013 году, Сельянов назвал экранизации романа Владимира Набокова «Камера обскура» 1933 и пьесы Ольги Погодиной «Глиняная яма» 2007 , а также фильм «Мой брат умер».
Но хуже всех пришлось Туйаре. У девушки открылось сильнейшее внутреннее кровотечение. В Кандалакше ей сделали операцию, которая длилась пять часов. Однако спасти девушку не удалось.
К моменту трагедии Алексей Балабанов успел отснять уже треть материала. Но продолжать съёмки фильма режиссёр отказался. Ни огромная предварительная работа, ни потраченные силы значения для него уже не имели. Через год Балабанов всё же смонтировал отснятый материал в короткий 47-минутный фильм. Сам режиссёр «фильмом» получившуюся картину не называл: для него это был «продукт». Тем не менее, получившийся материал создаёт впечатление вполне цельное — и очень сильное. Сцены, которые не были отсняты, Балабанов заменил закадровым повествованием, которое ведёт он сам.
Премьера состоялась на фестивале «Белые Столбы». Перед тем, как приступить к съёмке, Балабанов прочитал роман — и почти полностью переработал сценарий. Значительно меньше в нём стало этнографических мотивов, намного больше — человеческой трагедии, натянутых чувств и боли. Но работа над «Рекой» не прошла впустую. Близкое знакомство с культурой якутов помогло Балабанову снять другую картину — «Кочегар». Главным героем стал отслуживший в Афганистане как и сам Балабанов майор в отставке, а ныне кочегар Якут. В свободное время герой набирает на печатной машинке оп памяти рассказ «Хайлах» того самого Вацлава Серошевского… «Американец»: искусство против алкоголя Через три года после трагедии в Кандалакше, сразу по завершении съёмок фильма «Война» Балабанов приступил к новой картине — «Американец».
Но и эта работа так и не была завершена. Как и в прошлый раз, причиной отказа от съёмок стало отсутствие актёра. Правда, в этот раз история оказалась далеко не такой трагической. Главным героем в новом фильме Балабанова должен был стать — вполне логично — американец. Бумаги подписаны, и вдруг выясняется аккурат на следующий день после заключения договора , что сибирское предприятие — банкрот. Да, в этой картине за поиск правды брался американец — должен был получиться эдакий «Брат 2 наоборот». А помогали американцу, по сценарию, русская учительница Катя, её брат Лёша — зэк, сбежавший из иркутской колонии, киллер из Китая, «браток» из Азербайджана и ещё целый ряд колоритных персонажей.
Кроме того, и в этом фильме Балабанова не отпускал столь впечатливший его сибирский колорит. В картине должны были фигурировать тофалары — представители малочисленного сибирского народа. Роль одного из них, к слову, была отдана актёру Михаилу Скрябину, который ранее снимался в «Реке». Алексей Балабанов всегда отличался стремлением к искренности и правдоподобию. А потому для главной роли в этой картине, конечно же, нужен был настоящий американец. Выбор режиссёра пал на Майкла Бина, снимавшегося в «Терминаторе» и «Чужих». Первая часть картины была отснята в Нью-Йорке.
Там, по воспоминаниям продюсера Сергея Сельянова, Балабанов серьёзно впечатлил актёров своей дотошностью и скрупулёзностью.
Текст песен Музыканта предельно примитивен и ориентирован, очевидно, на массового потребителя поп-культуры. Искатели счастья пьют водку и с трудом выражают свои мысли примитивными словосочетаниями. Они даже не могут вспомнить чего-то яркого или забавного в жизни, поскольку сама их жизнь примитивна. Она, собственно говоря, вообще не жизнь, а выживание — стремление добыть денег для покупки еды, водки, квартиры, машины. Эти люди никогда не развивали интеллект, поскольку он им не был нужен для примитивного обустройства. И главное. У Балабанова вообще не может быть героя вроде Сталкера — человека, который верит в идеалы. Бандит, Музыкант и Проститутка хотят воспользоваться ситуацией, то есть случайно подвернувшейся возможностью попасть в счастливый мир.
Каждый из них — сам за себя. Тарковский застал эпоху разочарования в коммунистических идеалах и, судя по «Сталкеру», тяжело переживал наступившую в 1970-х эпоху неверия. Балабанов, судя по фильмам, вообще не видел людей, имевших хоть какие-то идеалы: ни в позднем СССР, ни в пореформенной России, которые для него в равной степени жестоки и циничны. Снимая кино, режиссер знал, что сильно болен. Скончался он вскоре после того, как фильм вышел в прокат. Сегодня исполнилось десять лет с того печального дня». Балабанов подарил России путь, по которому нужно двигаться Однако, в эту годовщину Балабанова вспоминают не только как гениального режиссера, но и как боевого русского офицера, который прошёл Афганистан, был в военных командировках в Азии и Африке, закончил службу в ВМФ. Вспоминают его знаменитую тельняшку. То есть его пытаются привлечь на свою сторону и непримиримые противники российских демократов, Вот что пишет о наследии Балабанова военный корреспондент Кирилл Имашев: «Давайте вспомним его самые популярные фильмы и посмотрим, как они воспринимаются в сегодняшние дни.
Ведь через призму Балабанова можно рассматривать реальность, понимая её куда чётче.
Я не хотел в Африку ехать, поэтому скрыл, что у меня зрение плохое. Я таблицу выучил наизусть, мне записали «единицу» и послали в авиацию — зато я в стране жил. И в Анголу летал, и в Эфиопию летал, и в Сирию. Много где летал. В каких-то странах пускали в города, в каких-то — только на аэродроме. Студентом, наверное, еще. Нет, школьником. Экскурсия была какая-то на каникулах. Классе в восьмом или седьмом.
Мои картины любительские Сельянов Герману показал. Герман решил меня запустить [на «Ленфильме»], и я снял черно-белый фильм «Счастливые дни». Сценарий там был — это наполовину постановочное кино. Просто я их провоцировал — я их хорошо знал, мы жили фактически вместе. Это одна команда была. Я с музыкантами все время жил и про них фильмы снимал. В «Насте и Егоре» кадры из моих любительских фильмов есть. Там много постановочного. Я моделировал ситуации, пространства. Баню, например.
Я их знал. Я специально провокатора посадил, Олега Лаевского, который тоже мой друг был. Он завлит ТЮЗа, очень умный человек, он с ними беседовал, а они ему отвечали. А так… Все с концертами, все взрослые стали — нет потребности общаться. Я из Англии пластинок навез. Стажировка была студенческая, студенческий семестр. В Манчестере. Это была шоковая терапия. Мы поехали с минчанами. С нами был гэбист, руководитель.
Уже там нам сказали, что минчане остаются в Лондоне, а горьковчане едут в Манчестер. Ну, этот кагэбист, он английский плохо знал, хотя нам представился как преподаватель одного из московских вузов. В общем, они остались в Лондоне, а нас одних — семь человек — отправили в Манчестер. Преподаватель, руководитель должен был в Лондоне остаться. Мы же строем ходили. У нас было семь инстанций отбора, для того чтобы поехать. Каждого проверяли-перепроверяли. Комсомольские, партийные ячейки. И в Москве, и в ЦК партии нас даже проверяли. С каждым беседовали.
Воспринималось это абсолютно как норма. Мы приехали туда, а там — хочешь ходи на занятия, хочешь не ходи. Тебе интересно, ты учишься. Тебе неинтересно — ты не учишься. Вот и все. С нами беседовали как с равными. Нас приглашали преподаватели к себе домой, поили чаем, поили вином. У нас был преподаватель один, мистер Салмон, лосось такой, типичный англичанин, с длинным худым вытянутым лицом, нос крючком. Он пришел в первый раз, снял пиджак, бросил на пол, положил ноги на стол и сказал: «Ну что парни, о чем поговорим? И вот он давал нам разные ситуации, мне было очень интересно, потому что он пьески разыгрывал.
Надо было развивать ситуацию. Он часто бывал председателем [коллегии] присяжных в суде, поэтому давал нам сценки из зала суда. Я у него всегда был преступником. Он придумывал какую-то ситуацию, мы ее разыгрывали и где-то минут через двадцать входили в роль, а он сидел и хохотал. Ему страшно нравилось. Он себя хлопал по коленке. Важно было, как ты обманешь, придумаешь, с адвокатом договоришься. Я узнал, что такое присяжные, никто у нас тогда не знал. Я много чего узнал. Главное, что нам потом две недели каникул устроили в Лондоне, и одного нашего товарища кагэбист в Гайд-парке поймал, одного.
По одному запрещалось ходить, мы про это забыли совсем, по одному ходили. Кто куда хотел, тот туда и ходил. А те — строем, минчане, по двое. Там такой скандал был страшный. К свободной жизни быстро привыкаешь. Нам 11 фунтов выдавали в неделю, плюс кормежка. На карманные расходы, на пиво 11 фунтов в неделю хватало. Еще пластинки покупали, книжки. Я книжек много привез. Там сэкондхэндовские пластинки очень дешево стоили.
Они очень хорошего качества были, по фунту, по полтора. Я в «Жмурках» часть снял. После Англии, конечно, по-другому все стало. Во-первых, мы были очень популярные. Вокруг нас сразу народ собирался, разные рассказы, показывали вещи. Я сразу стал дискотеки со своими пластинками устраивать на девятом этаже. Диск-жокеем стал. Уже по-другому жизнь пошла. Девушки, всякая легкость. Там интересно бывает иногда, если что-то делать.
Мне люди неинтересны, с ними скучно. Я там интересных людей фактически не встречал. Девушка мне там одна понравилась, студентка. Но я ее, в общем, не заинтересовал. Мы с ней походили по галереям картинным, поговорили про жизнь, пива выпили, и все. На Гарри Миллера южноафриканский джазовый музыкант. Там в пабах очень много музыки было, фактически бесплатно, за копейки, а некоторые просто так выступали. Алексей Балабанов — После института и армии вы поступили на Высшие курсы сценаристов и режиссеров? Я поступил во ВГИК на сценарный игровой, к одному придурку, забыл, как фамилия. Я написал рассказ «День рождения», привез ему, он прочитал… Герой там проснулся с похмелья, а у него на кухне вода разлилась холодная.
И у меня была фраза: «Вода обжигала ноги». Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги? Уехал с сессии и больше не приезжал. Чего у придурка учиться? Можно очень хорошие деньги на студии Горького заработать». Я махнул рукой, и все. А потом уже мы с Сашей Ильинским поехали поступать [на курсы] — у меня товарищ такой был, мы ассистентами вместе бегали. Он к Гуревичу поступил, я к [Льву] Николаеву. Поступили оба.
В общем, везде я был. На Севере, на Индигирке, я не говорю уже про Ледовитый океан. И очень много [времени] на хронике провел, был специалистом по отбору. Много сидел в Белых Столбах. На научно-популярном кино работал. Примерно через год [курсов] Витя Косаковский — известный документальный режиссер, он таким косноязычным тогда казался, хотя и не был косноязычным на самом деле, просто артист хороший, парень непростой — встал и сказал, что мы на самом деле не хотим быть только сценаристами, а мы на самом деле хотим быть режиссерами и снимать фильмы по своим сценариям. Долго-долго это говорил, из себя выдавливал по капле. Эта была правда, потому что мы это обсуждали все время. Но никто не решался сказать. А он взял и сказал.
Мы все поддержали, конечно, Витю. Это он сделал режиссером меня, честно сказать, и себя тоже. И нам дали по 12 тысяч рублей.
Продюсер Сельянов рассказал о нереализованных проектах Алексея Балабанова
Еще одной памятью о режиссере станет книга "Балабанов", вышедшая в издательстве журнала "Сеанс". Представляем вам все фильмы Алексея Балабанова — полный список. Сегодня 61 год мог исполниться Алексею Балабанову — одному из главных постсоветских режиссеров, поэту аутсайдеров и неудачников.
Документальный фильм «Алексей Балабанов. Послесловие…» покажет Первый канал к юбилею режиссера
Последней работой Балабанова стал фильм "Я тоже хочу", который показал, как недостижимо абсолютное счастье. Последние новости о персоне Алексей Балабанов новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Свой первый фильм Балабанов снял в 26 лет.
Алексей Октябринович Балабанов
И об этом в интервью тоже есть. Алексей Балабанов у себя дома. Послесловие» Возможно, кому-то эта лента поможет понять фильмы Балабанова или, наоборот, перестать добиваться этого понимания. Несколько эпизодов чётко дают понять, что не надо придумывать за режиссёра ответ на хрестоматийный вопрос, что хотел сказать автор.
Что хотел — то и сказал: вот плохие, вот хорошие, что было — то было. А честный человек рано или поздно угадывает вещи, которые важны не только ему, но и обществу. Наверное, это с ним и произошло.
И плюс многое совпало: единомышленники, время, место, Бодров совпал — но это всё совпадает, когда человек знает свои цель и задачу. Он знал. И поэтому он остаётся актуальным, несмотря на то, что уже достаточно давно умер, — объясняет секрет Алексея Балабанова режиссёр Константин Смилга.
Документалист Сергей Дебежев прочит новой ленте успех у молодёжи.
SPb , помимо личности актера, Балабанов говорил и о фильмах, и своей жизни, и людях, а также предсказал свой ранний уход. Тогда материала вышло на четыре часа. До 5 октября показы документальной картины также состоятся на киностудии «Лендок», в кинотеатрах «Аврора» и «Родина». Далее зритель сможет увидеть фильм в широком прокате.
Иногда кажется, что хозяин квартиры и забывал о том, что она включена. Когда бы ещё режиссёр столь откровенно рассказал о том, что выбрал на главную роль не того актёра. Этот материал — четыре часа съёмок — ждал 11 лет, потом полгода он монтировался, потом полгода ещё перемонтировался, месяц озвучивался. В итоге получился фильм чуть более чем на час: склейки интервью в парадной на 12-й линии В. Тут и хрестоматийные «В чём сила, брат? И вот он сидит, с улыбкой рассказывает о своих фильмах, вспоминает о жути, которую видел сам, о том, что ему рассказывали ветераны афганской и чеченской войн, бандиты, с которым он дружил и которых снимал, и кажется, что своим позитивом он будто компенсирует весь невыдуманный мрак своих же сюжетов. Сам Балабанов также вспоминал о своём друге Сергее Бодрове. По мнению режиссёра, именно неискоренимый оптимизм и свет актёра делали его однозначно отрицательных персонажей положительными, столь притягательными и позитивными. И об этом в интервью тоже есть. Алексей Балабанов у себя дома. Послесловие» Возможно, кому-то эта лента поможет понять фильмы Балабанова или, наоборот, перестать добиваться этого понимания.
Его любили и любят широкая публика, любители авторского кино и критики. Вот только за совершенно разные фильмы. Вспоминаем о 10 картинах большого мастера, доказывая, насколько разносторонним автором он был. И без ранних лент режиссера понять, откуда взялась его стилистика и как она развивалась трудно.