Ежедневные новости российской и зарубежной литературы, литературные исследования, важные литературные события, рекомендации экспертов, интервью с писателями. Однако Достоевский не отчаивался и написал «На первое июля 1855 года». Достоевским были уже написаны "Идиот", "Преступление и наказание" и "Игрок", он готовился приняться за главную книгу своей жизни. В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» (1849).
Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие
Однажды на отдыхе в Баден-Бадене Достоевский проиграл так много, что забрал у своей подруги все наличные, за что ему было очень стыдно. Ради выплаты долгов Достоевский подписал договор с издательством на написание книги «Игрок» за 26 дней. Однажды, когда у Достоевского не шло с написанием романа, его жена отдала ему почти последние деньги 120 талеров. Она знала, что он проиграет, но это прибавит ему энергии для написания нового произведения. Достоевский проиграл 180, но написал жене: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно.
Теперь же все кончено! Во время поисков информации я наткнулся на различные ресурсы, которые полны лжи! Некоторые пишут: «Достоевский был лудоманом всю жизнь». Не верьте! Достоевский пользовался услугами проституток. Федор Михайлович действительно пользовался услугами легкомысленных девушек, но в молодости.
Вот что Фёдор пишет в письме своему брату: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь. Эти господа уж и не сознают, как любить меня, влюблены в меня все до одного.
Каждый человек, при всем разнообразии характера и положений, имеет образ Божий, который, облекшись в свойства его индивидуальной природы, должен создать индивидуальный, но в то же время и идеальный характер. Однако осуществление этого идеала или накопление и уничтожение его зависит от самого человека. Достоевский прозревал в каждом этот его идеальный образ и умел полюбить его - это так называемая любовь человека в Боге, любовь христианская в отличие от мирской, которая относится к наличному состоянию человеческого духа.
Последняя выражается в простом стремлении к любимому существу, а первая - в стремлении воссоздать в нем его идеал; она есть любовь воспитывающая. Эта-то любовь не только научила Достоевского найти искру добра во всяком заблуждающемся, во всяком злодее, но она возвышала его анализ над творениями даже тех талантов европейской и американской литературы, которые поставили себе целью описывать святые чувства в самых бессердечных типах.
Об этом глава Республики Крым Сергей Аксёнов написал у себя в Telegram-канале в связи с 200-летием со дня рождения классика. Писателя интересовали и темы, связанные с Крымской войной и Крымом, хотя сам он на полуострове не бывал», — написал политик. По следам героев Достоевского: из Петербурга в Скотопригоньевск Например, Достоевский пишет, что во время Крымской войны «шелудивые русские либералы» радовались успехам врагов и поражениям России.
Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения в пользу издателя Ф. Стелловского , Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину.
Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы. Последние годы жизни. Смерть и наследие[ ] Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 — роман «Подросток», 1876 — рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей.
Федор Михайлович Достоевский
Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку.
Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой.
Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!
Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти.
Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей.
Язык: Русский Федор Михайлович Достоевский 1821—1881 - русский писатель, философ и публицист; один из самых читаемых авторов в мире. Пройдя сложный жизненный путь, он подарил миру множество произведений, отличительной чертой которых можно назвать невыносимо глубокую печаль поистине русской души. В первом опубликованном романе Ф.
Об этом Достоевскому поведал, приехавший к нему брат Сниткиной в Дрезден. Сюжет романа мало чем отличается от сложившейся на то время ситуации.
Петр Верховенский прототип Нечаева — создатель и дальнейший лидер революционного кружка. Под маской человека, который стремится привнести свободные и новые идеи в общество, скрывается лицемерный и ищущий выгоду интриган. В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев». В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий. Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича. Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут?
В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71.
В эти годы писатель работал над романами «Идиот» 1868 и «Бесы» 1870 — 71 , который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину 6 июня, в день рождения великого поэта , где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Фантастическое в творчестве В творчестве Ф. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях. Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование представляет собой поток сознания главного героя. В наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического». Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881)
В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Пушкин в своё время написал, что гений и злодейство несовместимы. Достоевский сумел доказать обратное.
Новости по теме: Федор Достоевский
Это был список произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица): романы, повести, рассказы и стихотворения писателя. Бицилли П.М. Почему Достоевский не написал "Жития великого грешника" [1932] 14k Публицистика, Критика. В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Известно, что умер Федор Достоевский от горлового кровотечения в результате ДостоевскогоНаследие Достоевского не очень большое. Федор Достоевский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений [в четырёх томах] / Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание.
Библиография Фёдора Михайловича Достоевского
Анекдоты Произведения Начало творческого наследия Достоевского Ф. Успех этого произведения был предрешен благожелательностью критиков Н. Некрасов, В. Это моментально принесло славу автору, называемому теперь не иначе как «новым Гоголем». Однако, последующие произведения, повести и рассказы Федора Достоевского: « Двойник », « Хозяйка », « Белые ночи », « Неточка Незванова », не были должным образом оценены критиками и читателями.
Произошло нечто подобное Голгофе: воскресли мертвые духом, били себя в перси отступники, исповедуя божественное достоинство дотоле отвергаемого ими Христа, о Котором учил умерший... Да, эпитафия с заглавия "Братьев Карамазовых", перенесенная на памятник Достоевского, в день смерти его осуществилась явно.
И мы тогда видели и свидетельствуем, что не стадное увлечение толпы, но ясное пробуждение совести отражалось на лицах, они плакали и молились. Объяснить эти явления, скажем, эти события, по существу, значит - покушаться на самую характеристику писателя. Обратим внимание только на главную причину, по которой эта смерть была для каждого чем-то своим, каким-то переворотом во внутренней жизни.
Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи.
Автора романа «Бедные люди» и повести «Двойник» арестовали вместе с петрашевцами — членами подпольных кружков в Санкт-Петербурге, увлекавшимися идеями утопического социализма. Достоевского судили за публичное чтение запрещенного письма Белинского к Гоголю, высказывания против цензуры и недонесение на других членов кружка. Его и еще четырнадцать человек приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. В последнюю минуту, когда первую тройку людей уже привязали к столбам, было объявлено, что Николай I заменил казнь на четырехлетнюю каторгу и последующую службу рядовым «солдатчина», как тогда говорили. Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума. Достоевский же, напротив, преобразился. Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат! Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма. Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам. Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль. Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности". Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии. Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома". Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может". Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд.
«Космополитизм и безбожие — два важнейших, по мысли Достоевского, греха»
Говоря про отношение Достоевского к Петербургу, его правнук отметил, что писателю город мог действительно не нравиться: "Ну не строили русские города на болотах!". Известно, что умер Федор Достоевский от горлового кровотечения в результате ДостоевскогоНаследие Достоевского не очень большое. Шпион Антонелли в своих доносах написал в полицию, в Третье отделение, что Достоевский это Письмо читал и глаза-то у него горели.
«Стеклянные "Бѣсы": роман Ф. М. Достоевского в амбротипиях Павла Титовича»
Сохранилась их живая переписка того времени, из которой ясно, что оба нисколько не вдохновлялись математикой и инженерными науками, а грезили исключительно литературой. Тем не менее, Фёдор в 1843 году окончил училище и даже поступил в столичную инженерную команду, однако вскоре бросил военную службу и решил целиком посвятить себя русской словесности. Начало писательской деятельности Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище. После выхода в отставку Достоевский занимался переводами, а в 1845 году завершил свой первый роман «Бедные люди», получивший успех у публики. Достоевский присоединился к кружку В. Белинского, постепенно обрастая литературными знакомствами. Впрочем, все соратники Белинского, да и сам знаменитый критик, не сумели оценить второе произведение начинающего писателя — повесть «Двойник». Достоевский рассорился и с Белинским, и с Некрасовым, и с Тургеневым и покинул общество редакции «Современника». С 1846 года он публиковался в «Отечественных записках» и продолжал расширять круг своих литературных связей — познакомился с И. Гончаровым, присоединился к литературно-философскому кружку Бекетовых и Майковых.
Арест и ссылка В середине 1840-х гг. В 1846 году он познакомился с М. Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота. В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент. После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь».
Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома». После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск. Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года. Арест и годы, проведённые в ссылке, перевернули сознание Достоевского. Из Сибири Фёдор Михайлович вернулся глубоко верующим человеком, для которого до конца жизни будет важен поиск идеалов христианства и приближение к заветам Иисуса Христа.
Достоевский в русской критике.
Сбокник статей. Белкина Лесков Н. О куфельном мужике и пр. Проблемы творчества Достоевского. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. Фридлендер Г. Реализм Достоевского. Мейер Г.
Свет в ночи: О «Преступлении и наказании» : Опыт медленного чтения. Достоевский: Библиография произведений Ф. Достоевского и литературы о нём: 1917—1965. Кирпотин В. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». Захаров В. Проблемы изучения Достоевского: Учебное пособие. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика.
Топоров В. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Одиноков В.
При всем при этом нужно отдать должное: американская школа славистики и в частности достоевсковедения — едва ли не лучшая в своём деле. Мы очень многим обязаны американским авторам в познании того, как «сделана» проза Достоевского. Однако это упорное и открытое желание выбросить «Дневник писателя» за борт современности не может не беспокоить. Ведь оно свидетельствует о прямо противоположном — о научной недобросовестности. Авторский дух — это прежде всего целостность, а значит все письменные документы автора надлежит интерпретировать в их связи между собой. Это ведет к очень простому выводу: «Дневник писателя» и «Братья Карамазовы» написал один и тот же человек.
И у этого одного и того же человека прекрасно укладывались в голове и «шовинизм», и «гуманизм». Более того, Достоевский — писатель великой саморефлексии, это понятно каждому, кто хотя бы немного знаком с его рабочими тетрадями. И едва ли писатель мог позволить себе впасть в столь серьёзное и очевидное противоречие. Куда вероятней предположить, что против истины грешит не он, а грешим мы, подбирая неадекватные концепции и термины для описания его наследия. И что нет у него ни шовинизма, ни гуманизма, а есть что-то другое. Возможно, только возможно, что это другое — искренний поиск христианской правды. Нет пророка в своем отечестве Однако и мы, русские, тоже повинны в подобной «контекстуализации» Достоевского. Если западным коллегам писатель нужен только как гуманист, то нам — как националист и великодержавец. Это тоже было понятно довольно давно, если, например, послушать, как трактуют Достоевского отечественные авторы государственнического толка.
Вот ровно так же, как его трактует и североамериканское общество, лишь переставляя местами акценты: панславист — хорошо, гуманист — ну ладно, потерпим.
В последнюю минуту, когда первую тройку людей уже привязали к столбам, было объявлено, что Николай I заменил казнь на четырехлетнюю каторгу и последующую службу рядовым «солдатчина», как тогда говорили. Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума. Достоевский же, напротив, преобразился. Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат! Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее.
Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма. Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам. Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль.
Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности". Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии. Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки.
Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома". Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам.
После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле?
Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может". Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать.
Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены. Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша. Несмотря на клятву больше не играть, Достоевский все равно срывался.
«Космополитизм и безбожие — два важнейших, по мысли Достоевского, греха»
Ну кто же со страху плачет? Я и не думал, чтоб от страху можно было заплакать не ребенку, человеку, который никогда не плакал, человеку в сорок пять лет. Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? Надругательство над душой, больше ничего! Сказано: «Не убий», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя. Вот я уж месяц назад это видел, а до сих пор у меня как пред глазами. Раз пять снилось. Князь даже одушевился говоря, легкая краска проступила в его бледное лицо, хотя речь его по-прежнему была тихая. Камердинер с сочувствующим интересом следил за ним, так что оторваться, кажется, не хотелось; может быть, тоже был человек с воображением и попыткой на мысль.
А мне тогда же пришла в голову одна мысль: а что, если это даже и хуже? Вам это смешно, вам это дико кажется, а при некотором воображении даже и такая мысль в голову вскочит. Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь.
Последние восемь лет жизни были наиболее удачными и светлыми годами Достоевского. В это время им написаны такие романы как «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др. Личная жизнь Женат дважды. Первый раз на Марии Дмитриевне Констант, вдове надзирателя Исаева.
Второй раз женат с 1867 г. От этого брака имел детей: Софью, умершую во младенчестве от воспаления легких; Любовь, писательницу; Федора, коннозаводчика; Алексея, умершего во младенчестве от эпилепсии. Смерть Умер в Петербурге. Род Достоевского продолжается, его потомки живут в Санкт-Петербурге. Автор статьи: Анастасия Соловьева.
В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди». Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо? При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник». Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И. Тургеневым и Н. Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике». Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках». Арест и каторга Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году. Он так и не успел насладиться успехом романа «Белые ночи», вышедшего годом ранее. Восемь месяцев, на протяжении которых велось следствие, Достоевский провел в Петропавловской крепости. Военный суд вынес приговор — смертная казнь. Казнь оказалась инсценировкой: перед началом исполнения писателю зачитали указ об изменении меры наказания. Ему предстояло отбыть восьмилетнюю сибирскую каторгу через месяц этот срок уменьшили вполовину. В романе «Идиот» Достоевский отразил чувства, которые пережил в ожидании казни. Фото: wikipedia. Он страдал от одиночества и отчуждения: другие арестанты не принимали его из-за дворянского титула. В отличие от других каторжан писатель не был лишен гражданских прав. Четыре года он читал единственную книгу — Евангелие, которое подарили ему жены декабристов в Тобольске. Это стало причиной духовного перерождения писателя, изменения убеждений. Достоевский стал глубоко религиозным человеком. Воспоминания о каторге были использованы писателем при создании «Записок из Мертвого дома» и других рукописей. Вступление на престол Александра II принесло романисту помилование в 1857 году. Ему было разрешено публиковать свои произведения. Расцвет литературного таланта Новый этап в творчестве писателя связан с разочарованием в социалистической идее. Его интересует философская составляющая социальных вопросов, проблемы духовного бытия человека. Он помогает брату Михаилу издавать альманах «Время», а после его закрытия в 1863 году — журнал «Эпоха». На страницах этих изданий появились романы Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья».
Сделав эти оговорки, нужно согласиться с тем, что главные сочинения Федора Михайловича Достоевского — не просто великая литература и яркая публицистика, они — наше национальное священное писание, а их автор — наш национальный пророк. Не в том смысле, что он создатель какой-то новой религии хотя так думали Рильке и Шпенглер , и не в том, что все его предсказания сбылись сбылось только то, чего он больше всего боялся, а надежды и упования пошли прахом , а в том, что он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность русского самосознания. В чем же эта сущность состоит? Ответ прост и сложен одновременно: в христианстве. Опять-таки, дело не в том, какой процент русских людей в ту или иную эпоху ходил в храмы и держал посты, а в том, что психология подавляющего большинства из них была и остается новозаветной, а жизненным идеалом сознательным или бессознательным, неважно являлся и является Христос. Разве весь наш быт с его походной неустроенностью, почти ирреальной зыбкостью, фантастическим свойством «линять в два дня» не свидетельствует о том, что мы града земного не имеем, а взыскуем града нездешнего? Даже атеисты, «по определению» обязанные отрицать все нематериальное, говорят «о душе» и «по душам» не меньше, чем «церковники», а презрения к стяжательству у них порой гораздо больше. Русская песня уносит в небо почти так же высоко, как и молитва. О «природном» христианстве России еще раньше Достоевского писал Тютчев, гениально схвативший образ русского Христа — страдающего, униженного, «голгофского» Федор Михайлович, продолжая Федора Ивановича, напишет позднее, что одна из наиболее характерных черт русской «психеи» — неизбывная потребность в очистительном страдании, то есть, в сущности, желание сораспяться со Христом , и это никакая не метафизика, это факты.