Что такое обряд соборование в православии Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Оно относится к семи Таинствам в христианской церкви и совершается, чтобы избавить верующего от духовных и телесных заболеваний. Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения. «Сила Таинства Соборования в том, что им прощаются в особенности грехи, забытые по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здоровье телесное, если воля Божия на то будет», — писал прп.
Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться
Потому что как бы хорошо не молились о нем другие, без его личной веры и молитвы таинство не окажет должного действия. Обычно общие Соборования в храмах проводят в период Великого поста. В чинопоследовании таинства церковнослужители испрашивают у Господа отпущение грехов соборующимся. Имеются ввиду те грехи, которые человек забыл по своей немощи и не принес за них покаяния. Ведь даже самый малый и незначительный грех наносит душе рану, отделяя ее от Бога. Учителя Церкви говорят, что такие грехи словно «греховная пыль покрывают людские души, и когда этот греховный слой становится очень ощутимым, дыхание человеческой жизни затрудняется». Однако ни в коем случае нельзя считать, что соборование может заменить таинство исповеди. Как проходит Соборование? Традиция массового Соборования появилась во второй половине прошедшего столетия.
До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг. Это четверг Страстной Седмицы. Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так. Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем. Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста. Этот обычай переняла и Древняя Русь, но со временем вместо 1 помазания каждую неделю поста стали совершать 7 помазаний за один раз.
О том как совершается таинство вышеназванный священнослужитель рассказывает: «Из чего состоит таинство Соборования? Из чтения ряда молитв, в которых мы просим Господа освятить елей… Далее мы семь раз читаем фрагменты из Посланий Апостольских, семь раз читаем Евангелие и многократно читаем молитвы об исцелении болящих. Произносим Ектеньи, в которых просим Бога исцелить болящих. И, знаете, результат, действительно, есть. Все это не символические действия. Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления». В центре храма устанавливают аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница.
В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни. Соборование в Донском мужском монастыре г. Москвы Священнодействие начинается с обыкновенных начальных молитв, после которых произносятся псалом, тропари и мирная ектенья. Церковнослужители возносят прошения Создателю освятить елей и избавить собравшихся от их немощей. Затем следуют канон, Апостольское Послание и фрагмент Евангелия, после которых звучат вновь прошения об освящении масла и о здравии немощных при этом произносятся их имена. Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств. После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв.
Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия.
Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью.
Еще одно расхожее мнение гласит, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи, которые не были произнесены на исповеди. Если мы посмотрим на последование Елеосвящения, то действительно можем найти в молитвах этого таинства особые прошения о том, чтобы Господь простил нам забвенные грехи, однако это не значит, что специализация Соборования — это прощение забытых прегрешений. В Таинстве Святого Елея мы просим не только о прощение забвенных грехов, но и о прощении всех грехов, которые отчасти могут являться причиной телесных недугов.
Грех — это болезнь души и в Таинстве Елеосвящения мы испрашиваем у Бога благодать, исцеляющую душу и тело. Существует мнение, которое предписывает перед Соборованием, обязательное участие в Таинствах Исповеди и Причастия, однако это не является обязательным моментом. Без какой-либо особой подготовки к Елеосвящению могут приступать все православные христиане, за исключением младенцев и детей до семи лет, которые еще не имеют грехов. Однако участие в Таинствах Евхаристии Причащения и Покаяния Исповеди до или после Соборования, можно только приветствовать. В больших городских приходах в течение Великого поста Соборование может совершаться один раз в неделю или даже более одного раза, так некоторые особо «благочестивые» прихожане приступают к Таинству Святого Елея по два, три и более раз, такой подход является неверным.
До этого оно проводилось лишь раз в году в Великий Четверг. Это четверг Страстной Седмицы.
Многие думают, что Чистый Четверг называется так потому, что в этот день нужно перед Пасхой убрать дом: вымыть пол, смести паутину, вытереть пыль на иконах. Это, разумеется, не так. Чистый Четверг называется так потому, что в дореволюционных соборах именно в этот день совершалось таинство духовного исцеления для всех желающих соборование. Этот обычай существовал до 1917 года, и народ прозвал этот обычай Чистым соврем. Интересный факт Известно, что в Х столетии в Византии елей освящали в каждую из 7 недель Великого поста. Этот обычай переняла и Древняя Русь, но со временем вместо 1 помазания каждую неделю поста стали совершать 7 помазаний за один раз. О том как совершается таинство вышеназванный священнослужитель рассказывает: «Из чего состоит таинство Соборования?
Из чтения ряда молитв, в которых мы просим Господа освятить елей… Далее мы семь раз читаем фрагменты из Посланий Апостольских, семь раз читаем Евангелие и многократно читаем молитвы об исцелении болящих. Произносим Ектеньи, в которых просим Бога исцелить болящих. И, знаете, результат, действительно, есть. Все это не символические действия. Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления». В центре храма устанавливают аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница.
В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни. Соборование в Донском мужском монастыре г. Москвы Священнодействие начинается с обыкновенных начальных молитв, после которых произносятся псалом, тропари и мирная ектенья. Церковнослужители возносят прошения Создателю освятить елей и избавить собравшихся от их немощей. Затем следуют канон, Апостольское Послание и фрагмент Евангелия, после которых звучат вновь прошения об освящении масла и о здравии немощных при этом произносятся их имена. Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств.
После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв. Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч.
Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия. Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью. Соборование дополняет таинства исповеди и причастия.
Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати.
Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям.
Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.
Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Вопрос: Какие грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения?
Ответ: Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление. Важно при этом понимать, что соборование не заменяет собой исповедь и причастие.
Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования
Верующие держат свечи в руках и пользуются салфетками, чтобы вытирать масло. Им мажут лоб, ноздри, уши щёки , уста под губами , грудь под шеей или грудную клетку и руки с обеих сторон. В знак исцеления наших 5 телесных чувств, в знак прощения злых дел рук. Как соборуют тяжелобольных, умирающих Батюшку зовут в дом или больницу, и он соборует, проводит таинство над одним человеком. На протяжении одной болезни собороваться можно только один раз. Обычно общие соборования проходят в храмах во время Великого поста.
Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома". Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви.
Цель соборования — исцеление от духовных и телесных болезней. И священник, и человек, над которым совершается соборование, просят об исцелении от болезни. Стоит помнить, что к соборованию нельзя относиться как к ритуалу, который заставляет Бога исцелить страждущего. Согласно православному учению, у таинства соборования есть еще одна важная сторона. То есть человеку прощаются грехи, которых он не осознавал и поэтому не мог в них покаяться.
Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5]. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния.
В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится?
Стол, покрытый чистой скатертью. Блюдо с зернами пшеницы при отсутствии можно воспользоваться другими злаками: рожью, просом, рисом и т. Сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. Семь стручцов палочек, обернутых ватой. Семь свечей. Чистый елей оливковое масло , а при его отсутствии вазелиновое, подсолнечное или другие растительные масла в отдельном сосуде. Небольшое количество красного вина, которое после освящения вливают в елей. На упомянутый стол священник из числа совершающих Таинство кладет Святое Евангелие и требный крест с Распятием. Облачение священнослужителей составляет епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. В ходе чинопоследования Таинства Елеосвящения используются кадило, ладан и угли для каждения храма и предстоящих. Совершается Таинство по чину, изложенному в Требнике. После того как Таинство совершено, рекомендуется, обычно, оставшийся елей употреблять для помазания больным частей тела, непосредственно подверженных болезни. Делать это необходимо с верою и благоговением. Кроме того, елей, оставшийся после совершения Таинства, может быть просто сожжен в лампадке. Если в течение какого-то времени елей загустеет, его надо поместить в чистую бумагу или новую льняную или хлопковую тряпицу и сжечь; полученный пепел должен быть закопан в «непопираемом месте», то есть там, где земля не затаптывается людьми или животными. Сейчас в очень многих храмах есть специальные печи для сжигания «обветшавших», то есть тех, что уже не годны для естественного употребления, святынь. Прихожанам таких храмов можно отдавать пришедший в негодность елей «на сжигание» в церковной печи. Стручцы также должны быть сжигаемы или в церковной печи, или в том же доме, где совершалось Елеосвящение. Сжигать их нужно после совершения богослужения. С пеплом поступают так же, то есть закапывают его в «непопираемом месте». О приступающих к Таинству Елеосвящения К Таинству Елеопомазания могут приступать при определенных условиях все христиане православного исповедания, достигшие семи лет. Таинство не совершается 1 над больными , находящимися в бессознательном состоянии ; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Сейчас широко практикуется совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием и одним елеем. Таинство над больными людьми обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего может быть преподано и на дому. Когда Соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповедании, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Таин. В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Оно считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в последовании части тела. При отсутствии смертельной опасности для больного Таинство Елеосвящения с Причащением Святых Христовых Таин не соединяют, хотя предварительная Исповедь при этом желательна. О месте и времени совершения Таинства Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости в доме больного или в помещении больницы. Временем его совершения может быть любой день церковного года и всякое время дня и ночи. В случае смертельной опасности для больного Таинство должно совершаться священником незамедлительно. О веществе Елеосвящения и его употреблении в чинопоследовании Таинства Веществом Таинства является елей масло , который для древних был особой субстанцией, имеющей в их жизни исключительное значение. О елее уже говорилось прежде, в главе «Освящение елея» в Таинстве Крещения. Здесь можно добавить лишь то, что его уникальные природные свойства, такие, как текучесть, горючесть, смягчающие и консервирующие качества, несмешиваемость с водой, определили его широчайшее использование в различных областях жизнедеятельности древнего человека — от кулинарии до медицины. Как видно из сочинений Галена и Цельса, древние греки и римляне придавали большое значение натираниям различными маслами для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла использовались как одно из средств очищения прокаженных См.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом). Соборование – таинство, которое проводит православный священник, совершая семикратное помазание лба, щек, губ, груди освященным елеем. Действительно, таинство Соборования совершается вне зависимости от времени и места; это полноценное таинство, совершенно равнозначное другим шести таинствам Церкви. Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века.
Протоиерей Алексий Борискин: Соборование – это Таинство веры, а не заклинания и обряды [ИНТЕРВЬЮ]
В храме святого Иоанна Русского тоже совершается Елеосвящение – для тех, кто приступает к Таинству впервые, мы составили небольшую памятку с ответами на часто задаваемые вопросы. В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. Соборование (Елеосвящение) – это одно из семи Таинств Православной Церкви. Эти слова из Послания апостола Иакова легли в основу таинства Исцеления души и тела, которое называется в Церкви Соборованием. Что такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словами.
Как объясняется название?
- Часто задаваемые вопросы о Соборовании – Александро-Невский храм
- Соборование - значение, правила, особенности | Православиум
- Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
- Навигация по записям
- Кратко о важном. Что такое соборование? - ПРО-ВОЛХОВ
- Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл
Соборование (или Таинство Елеосвящения) — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Таинство называется Соборованием, так как данное священнодействие совершается несколькими священниками (собором священников), однако Соборование может быть совершено и одним священнослужителем, при этом действенность Таинства не зависит от. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования. Очевидно, что свое название соборование получает именно оттого, что здесь требуется собор священников, соборная молитва Церкви. Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Таинство Елеосвящения или Соборования (одно из семи Таинств Церкви) в наших храмах чаще всего совершается Великим Постом. Существует благочестивая традиция собороваться во дни многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.
Соборование. Таинство для болящих и не только
Причиной приступить к Таинству могут быть любые телесные болезни, а так же душевные, такие как скорбь, уныние, печаль, поскольку эти недуги зачастую появляются по причине нераскаянных грехов. Конечно же, в каждой болезни нет надобности приступать к Таинству, ведь и сама молитва не короткая и священников не хватит не всех больных. Поэтому оно совершается над тяжелобольными людьми. Остальным же рекомендуется приступать к Соборованию раз в год. Для этого обычно во всех храмах Рождественским и Великим постом совершается Таинство Соборования.
Поэтому к нему относятся как к некоему предсмертному напутствию. Правильно ли это? Это мнение не имеет ничего общего с церковным учением о Соборовании. В начале передачи я вам привел слова апостола Иакова.
Что он говорит? Он не говорит: «Умирает ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви», но говорит: «Болен ли кто из вас…». Такое отношение к Таинству сложилось по той причине, что умирающего обязательно перед смертью исповедуют, причащают и соборуют. В обязанность каждого христианина входит забота о том, чтобы умирающий был напутствован таким образом.
Однако, этот факт никоим образом даже не намекает на употребление Соборования исключительно перед смертью. Иначе причащаться и исповедоваться можно только перед смертью. Но это абсурд. Да, сила этого Таинства в том, что в нем прощаются грехи, за которые человек не принес покаяние по забывчивости.
Ведь мы грешим ежечасно и ежеминутно, а запоминаем только большие свои ошибки. А все эти грехи потихоньку складываются, и набирается их целая гора. Человеку кажется, что за ним нет ничего плохого, а на самом деле пора принимать решительные меры. В помощь нам Господь дал Таинство Соборования.
Однако, каждый должен усвоить два основных принципа.
Помимо этого посещающие на таинство церковь люди должны строго придерживаться поста. Они не должны совершать грехов, пока идет Великий пост, а также не вступать в интимную связь, пока он не закончится. Если же самостоятельно человек не способен явиться в церковь по причине тяжелой болезни, то в храм обращается его близкий человек — родственник или друг, который приглашает батюшку прийти и провести таинство в доме. Во время Великого поста священнослужители церкви разрешают больным людям не соблюдать строго все предписания, поскольку это не считается в их случае греховным деянием. Какие молитвы стоит читать перед соборованием Наравне с вопросом, что такое соборование и для чего это нужно, люди также спрашивают, какие молитвы лучше читать перед Таинством Соборования. Этот процесс тесно связан, как уже упоминалось ранее, с покаянием в грехах и прошением у Бога простить их. Поэтому перед тем, как посещать в назначенный день храм, верующему человеку советуется пройти и Таинство Покаяния.
Тем не менее, это не является обязательным условием. Перед соборованием в течение поста необходимо произносить утренние молитвы, а также ежедневно читать каноны.
Таинство укрепляет душу и избавляет от временного наказания за грехи. Восстановление телесного здравия является дополнительным и случайным эффектом, к-рый подается, когда физическое исцеление служит высшему благу человека. Главным является приготовление к небесной славе. Не следует пренебрегать таинством. В случае бессознательного состояния умирающего Е. Повторение таинства возможно в той же болезни при опасности смерти.
При подготовке II Ватиканского Собора нек-рыми епископами был поднят вопрос о повторном или более частом совершении таинства Е. В результате обсуждения наименование таинства «Помазание больных» было признано более удачным, поскольку «Последнее помазание» не может повторяться. Это решение нашло отражение в соборной конституции «Sacrosanctum concilium» 1963. Однако условием совершения таинства осталось состояние близкой смерти по причине болезни или старости. Собор санкционировал разработку нового чина Помазания больных, отдельного от чина посещения больных и виатика. Согласно новому Катехизису католич. Церкви, в таинстве Е. Таинство восполняет в христианине недостаток Страстей Христовых ср.
Оно носит литургический и общинный характер и содействует благу народа Божия. Оно служит подготовкой к последнему переходу. Принимающий таинство должен иметь серьезную болезнь или физическую немощь. Таинство может совершаться перед хирургической операцией и в старости, когда нет сил для совершения дел славы и благодати. Исцеление совершается силой Пасхи Христовой. Таинство сообщает душевную набожность, физическое исцеление является чудом. Разрешается помазывать детей после 7 лет после Конфирмации , если они понимают, что дарует это таинство. Можно помазывать находящихся в бессознательном состоянии, но запрещается помазывать умерших и нераскаявшихся в смертных грехах.
Таинство дозволено преподавать не только католикам, но еще и православным и принадлежащим к нехалкидонским Церквам. Также и католики в случае крайней необходимости могут просить у клириков упомянутых Церквей совершения над ними таинства Е. Протестанты допускаются к таинству только при наличии веры в таинство. Елей освящается епископом на мессе в Великий четверг вместе со св. Разрешается использовать только растительное масло, а масло животного или минерального происхождения использовать запрещено. В случае нужды дозволяется благословение елея священником, но остатки елея после совершения таинства должны быть уничтожены. Помазание совершается рукой, если нет риска инфекции. Совершителем таинства является епископ или священник.
Могут быть сослужители, как в практике вост. Если миряне совершают помазание освященным елеем, то это считается не таинством, а сакраменталией. Однако в большинстве общин он практически вышел из употребления. К таинствам Е. У яковитов чин Е. Sakramententheologie bei den syrischen Monophysiten. Считается, что помазание не только исцеляет от болезней, но и прощает грехи. По свидетельству Иакова , еп.
Эдесского, елей освящается на алтаре во время Евхаристии, а помазание совершается одним священником Ibid. Заболевших женщин в древности помазывали диакониссы Ibid. У коптов и эфиопов чин совершается после исповеди. Для помазания используется не елей, а св. Согласно Коптскому Ритуалу патриарха Александрийского Гавриила V, помазывается не только болящий, но и совершающие таинство. В совр. Однако оно было известно в арм. Церкви уже в V в.
В нач. Ованнес III Одзнеци говорит об освящении елея для больных, которое совершается священниками Oratio synodal. Последние упоминания о Е. Сисского Собора 1243 говорит о вопросах со стороны католич. В 1246 г. В 1342 г. Сисский Собор повелел не смешивать таинство Е. У несториан чин освящения елея для больных упоминается в 19-м прав.
Синода Мар Йосепа 554. Пример совершения таинства на практике встречается в «Хронике Сеерта» PO. В Номоканоне Григория Бар Эбрея 6. Однако в восточносир. Иакова соответствующие стихи не связываются с Е. О нек-рых церк. Таинство Елеосвящения. К истории правосл.
Lyon, 1942; Didier J.
Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер... В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости… … Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Хочется добавить, что в чинопоследовании таинства ничего не говорится про использование того, что приносят верующие. В Требнике священникам предписывается сжигать после соборования все остатки масла и пшеницы как святыню в церковной печи. Поэтому нет необходимости приносить масло, крупы и, тем более, другие продукты — соль, мед, варенье.
Это — народный обычай, а не обязательное требование… Да будет воля Твоя Допустим, человек в болезни прибег к таинству Елеосвящения. Но исцеления не произошло. Как к этому относиться? Может быть, плохо помолился, больше глазел по сторонам. А, может, воля Божия об этом человеке такова, что ему нужно спасаться терпением болезни. Принять болезнь, а не бегать собороваться снова и снова. Протоиерей Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время!
Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» «За жизнь мира». Нью Йорк, 1983. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, в лекции, посвященной соборованию, указывает на недопустимость формального похода к таинству. Он считает: «Есть обычай: сначала поисповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин. Однако когда мы соборуем 500 человек, то, конечно, поисповедовать их перед этим, а потом пособоровать, — это просто нереально. И мы не требуем этого, а требуем другого: нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью. Если ты давно не исповедался, то перед соборованием должен исповедаться за несколько дней.
Конечно, когда собрались 500 человек, то тут исповедовать начинать невозможно. Значит, исповедаться нужно заранее, незадолго перед соборованием. Из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина Господь не отверг отвергающих Его, а ждет и стучится в сердце именно в тот момент, когда оно способно открыться Ему навстречу. Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачевство — Таинство соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу.
Соборование — значение, правила, особенности
Ведь, даже при первом помазании, Таинство уже совершается. А само по себе масло не имеет никакой силы. Значит, не нужно бояться его смыть. Единственным объяснением этой традиции я вижу в благочестивом отношении к святому маслу. Ведь, если человек помоется сразу после Таинства, то обильно пребывающий елей на его коже может смыться и попасть в канализацию, что не совсем хорошо. В таком случае, конечно, лучше дождаться, пока все впитается. Не оскорбит ли это Бога, и нельзя ли это расценить, как неверие в силу Таинства? В Таинстве устраняется духовная причина болезни, иногда этого бывает достаточно и помощь врачей уже не требуется. Но часто случается, что после Соборования приходится обращаться за врачебной помощью.
В этом нет ничего плохого. Апостол Лука, написавший третье Евангелие, был врачом. Святой великомученик Пантелеимон лечил обычными средствами, только усиливал их действие с помощью молитвы. Профессия врача — всегда угодная перед Богом, потому что она всегда сопряжена с милостью. А, если врач, еще и молится, то его заживо можно канонизировать. Шутка, конечно. Вот скажите, что греховного в том, если человек попал в болото и просит помощи? Что ж, он должен помолиться и ждать, когда к нему придет Ангел-Хранитель, а помощь окружающих отклонять?
Не правильнее ли помолиться и ожидать любую помощь от Бога? Не будет ли грехом, если мы указываем Богу, какую помощь нам подать? А Господь очень часто через человека посылает Свою помощь. Еще хочу сказать, что Соборование нужно отличать от Миропомазания и от помазания святым елеем на Всенощном бдении. Миропомазание совершается один раз в жизни при Крещении.
Поэтому многие думают, зачем здоровому человеку собороваться?
Несколько лет назад я обратилась с этим вопросом к схиархимандриту Даниилу Сарычеву. Считается, что молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет божья воля. И человек получает прощение грехов — за этим и приходят на соборование. По православному канону в этом таинстве должны участвовать семь священников. Но не всегда есть возможность пригласить столько иереев на службу. Поэтому даже если таинство совершает один батюшка, соборование считается состоявшимся.
Служитель за свечным ящиком записывает ваше имя, чтобы священник мог за вас помолиться. Начинается служба. Во время соборования читают канон, выдержки из Евангелия, апостольские послания и произносят молитвенное обращение к богу об отпущении грехов больного. Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом. В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела». Такой цикл молитв повторяется семь раз.
В конце службы на головы присутствующих опускают Евангелие, и священник читает заключительную молитву таинства.
Как писал протоиерей Георгий Флоровский, «только в таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью». Согласно учению Церкви, таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию. Соборование — это церковное таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Преподобные оптинские старцы для исцеления болезней душевных и телесных советовали своим духовным чадам прибегать к этому спасительному церковному таинству, которое, по словам преп.
Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?
Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15. Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк. И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему. Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают.
Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному. О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей.
В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией.
По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 — 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу. Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.