Если говорить о правилах поста православной церкви, то там указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон. это самый главный, продолжительный и важный из всех постов. Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. У православных христиан Великий пост длится семь недель и заканчивается перед Пасхой.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Вот памятуя об этом, в православной традиции накануне Великого Поста поётся страстный псалом – 136-й псалом “На реках Вавилонских”. В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. 18 марта, заканчивается 4 мая. Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая.
Великий пост. История и особенности
В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него. Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты. Ограничение рациона не главная составляющая поста. Иоанн Златоуст, один из известных христианских богословов, писал: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста?
Не говори мне, что "я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту", но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Другой вопрос — какова цель поста у неверующего. Великий пост — это время серьёзной духовной работы над собой... Важно понимать, что пост — это не диета. А диета назначается врачом. Мы ограничиваем себя в еде по нескольким причинам: чтобы пища не отягощала тело, а душа, обратившись к Господу, возвысилась в молитве.
Но чтобы у них хватало сил на такое собранное, внимательное отношение к своей духовной жизни, им помогала вся община, говорит Маргарита Шилкина. И община брала на себя особые задания — не только связанные с ограничениями в пище и в брачных отношениях. Прежде всего, нужна была усиленная молитва, и дела, которые помогали свидетельствовать о Христе окружающим. Поэтому пост — это особые усилия ради Бога, это защита церкви, общины, человека от духов злобы — от зависти, ненависти, ревности — от всего того, что мешает человеку очистить свое сердце, чтобы с радостью и вдохновением встретить Пасху», — утверждает Шилкина. Что делать и чего не делать в пост Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Великого поста, чтобы изменить себя? Некоторые люди специально берут на пост дополнительные задания — например, что-то важное прочитать, или завершить какое-то доброе дело — не для себя, для другого. Или исправить что-то в своих отношениях с конкретным человеком», — рассказывает священник Георгий Кочетков. Конечно, постом надо ограничивать и развлечения, и особенно — пребывание в социальных сетях, виртуальном пространстве, во всём, что связано с вредными привычками, зависимостями и грехами. Но никто не говорит, что в пост нельзя, например, праздновать день рождения. Просто делать это нужно скромнее и сдержаннее», — говорит священник.
Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т. Если этого не было, то осознать, что день прожил зря. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу. Протоиерей все объясняет достаточно доступно, главное же — это начать, пусть и с малого. Ну и, наконец, стоит сказать о том, что в современном мире пост, как и другие церковные установления, может потерять смысл или стать бесполезным. И причина этого в том, что многие верующие недооценивают значимости поста, поэтому соблюдают его чисто формально. Забывается, что в постах заложен церковью и верой христианской глубинный смысл. Он заключается в работе над собой, духовной работе и в исправлении своих мыслей и чувств. Во время поста глубоко чувствуется, в чем нужно измениться или раскаяться, чтобы стать лучше. На практике это, конечно, получается далеко не у всех. Ведь не есть мясо и молоко не так уж сложно, а вот затронуть глубинные духовные проблемы - сложный и кропотливый труд. Самое главное, чтобы соблюдение поста было для всех «не в тягость, а в радость». Взвесьте свои силы Ну и, конечно, сегодня важно понимать, что нет возможности формально установить единый канон поста, который бы был одинаково приемлем для монашествующих, духовенства и мирян, для здоровых и болеющих, для детей и пожилых людей. Если говорить о правилах поста православной церкви, то там указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон. Поэтому мы обратились за рекомендациями Управления Роспотребнадзора по Тверской области, каких правил следует придерживаться при питании в это время. И узнали следующее. Прежде всего, следует учесть, что к посту следует подходить разумно и поэтапно. Ведь никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30. Так и здесь, не стоит рисковать, чтобы невзначай не подорвать свое здоровье. Следует также помнить, что, несмотря на то, что значительное внимание уделяется пищевым ограничениям, пост не является диетой и это не лечебное голодание. Смысл соблюдения поста - в его ограничительной составляющей, что имеет особое значение в контексте напряженной духовной работы православного человека над собой. Иначе нет никакого смысла в соблюдении пищевых ограничений. В последнее время все большее число православных россиян живут активной и осознанной церковной жизнью. Поэтому давайте расставим акценты на физической составляющей поста, а именно - правилах питания, которых необходимо придерживаться.
Вареная пища с растительным маслом, немного вина Воскресенье Вареная пища с растительным маслом, немного вина Вторая неделя Великого поста - Святителя Георгия Паламы, с 18 по 24 марта. И третья неделя Великого поста - Крестопоклонная, с 25 по 31 марта: питание такое же, как в первую неделю. Четвертая неделя Великого поста - Святого Иоанна Лествичника, с 1 по 7 апреля. В воскресенье празднуют Благовещение, поэтому можно рыбу. Пятая неделя Великого поста - Преподобной Марии Египетской, с 8 по 14 апреля: питание такое же, как в первую неделю. Шестая неделя Великого поста - Вход Господень в Иерусалим, с 15 по 21 апреля: В субботу можно есть икру. На 21 апреля выпадает Вербное воскресенье, поэтому можно рыбу. Седьмая неделя Великого поста - Страстная седьмица. С 22 по 25 апреля - сухоядение, в пятницу 26 апреля - полный отказ от пищи, в субботу 27 апреля - сухоядение.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. Вели́кий по́ст — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года. Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Литургия по будням не служится, великопостная утреня вместе с полунощницей занимают по времени не менее пяти-шести часов. В содержании богослужения господствуют покаянные воспоминания и покаянные молитвы. Вечером на первой седмице читается Великий покаянный канон Андрея Критского , который замечателен тем, что является самым объемным из всех существующих канонов и состоит из 266 тропарей. Этот канон раскрывает нам библейскую историю Ветхого и Нового Завета, рассказывает как о грешниках, так и о праведниках, через страх Божий и покаяние удостоившихся райского блаженства. В пятницу первой седмицы после заамвонной молитвы совершается молебен с освящением колива кутьи в память о чуде святого великомученика Феодора Тирона.
Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя. По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, то есть вареным зерном из прежних своих запасов. Святые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами.
Икона «Торжество Православия». Византия, Константинополь, 14 в. Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля. Третья неделя Великого поста — крестопоклонная.
Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг. В четвертое воскресенье Великого поста прославляется преподобный Иоанн Лествичник , который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути.
Преподобный Иоанн Лествичник В четверток на утрени пятой недели Великого поста — особого рода служба, которая называется «Марьино стояние». В этот день полностью читается весь великий канон Андрея Критского с земными поклонами, общее число которых по Триоди — 798. Читается также житие преподобной Марьи Египетской, удивительным образом показывающее, как из самой бездны падения можно достигнуть равноангельской чистоты. Следующая воскресная служба посвящается памяти преподобной Марии.
Далее — Вербное воскресенье и Страстная седмица, которая считается уже отдельно от прочих дней Великого поста и последовательно говорит нам о крестных страданиях и Воскресении Спасителя. Духовное значение Великого поста Безусловно, постное время надо посвящать и для особенно усердного прилежания к церковным богослужениям, чтобы понять всю глубину духовных его песнопений, составленных святыми и богопросвещенными отцами Церкви. Сия же богодухновенная и душеправительная книга, трудолюбное снискание, и богомудрое собрание, преподобных и богоносных отец, Феодора и Иосифа, и Феофана исповедника, и Андрея архиепископа Критскаго, и прочих святых и духоносных отец, еже есть Триодь Постная имянуема Послесловие к Триоди Постной.
Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г.
Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе.
С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней.
Подобный же пост соблюдался и в других местах.
В арм. По мнению А. Рену Renoux. Это следует из того, что в цитируемом прп. В основанных на антиохийской и иерусалимской практике груз. Писания для готовящихся к принятию таинства Крещения в Великую субботу чтения соответствуют огласительным беседам свт.
Кирилла Иерусалимского ; для сред и пятниц В. Антифоны после чтений заимствуются из псалмов, но обычно не по порядку их расположения в Псалтири хотя начиная с пятницы 4-й седмицы антифоны заимствуются по порядку: Пс 82, 83, 84, 85, 87. Сведений о чтениях воскресений В. В груз. Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели термин «мясопустная» соответствует греч. В субботу сырную последнюю субботу перед В.
В воскресенье сыропустное последнее перед В. В субботу 1-й седмицы В. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье В. Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне Лк 15. В 3-ю субботу память св. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18.
В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских. В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине Лк 10. В 5-ю субботу - память св. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре Лк 16. В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия. Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм.
Лекционарии Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570. Основу В.
На все эти вопросы один ответ: Hовая Жизнь, котоpая почти две тысячи лет томy назад воссияла из гpоба, была дана всем веpyющим в Христа. Она была дана нам в день нашего кpещения, когда, как говоpит Апостол Павел, мы "погpеблись с Хpистом кpещением в смеpть, дабы, как Хpистос воскрес из мертвых... Итак, на Пасхy мы пpазднyем Воскpесение Хpистово как что-то, что cлyчилось и пpодолжает слyчаться с нами; потому что каждый из нас полyчил этот даp новой жизни, полyчил способность пpинять ее и жить ею. Даp этот pадикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смеpть. Он дает нам возможность pадостно утвеpждать: "Смеpти нет! Hо мы веpим, что Своей собственной смеpтью Хpистос изменил самyю сущность смеpти, сделал ее пеpеходом, пасхальным пpаздником, Пасхой - пеpеходом в Цаpствие Божие, пpевpащая величайшyю из тpагедий в окончательнyю победу, "смеpтию смеpть попpав" pастоптав, yничтожив Своей смеpтью смеpть. Он сделал нас соучастниками Своего Воскpесения. Вот почему в конце Пасхальной yтpени мы говоpим: "Хpистос воскpес, и жизнь цаpствyет! Хpистос воскpес, и меpтвых больше нет". Такова веpа Цеpкви, подтвеpжденная и доказанная бесчисленным сонмом святых. И все же pазве мы не видим ежедневно на собственном опыте, что мы очень pедко действительно имеем этy веpy, что мы постоянно теpяем и изменяем той новой Жизни, котоpyю мы полyчили, как даp, и что в сyщности мы живем, как бyдто Хpистос не воскpес из меpтвых, как бyдто это единственное по своемy значению событие ничего не значило для нас? Все это из-за нашей слабости, благодаpя невозможности для нас жить постоянно "веpой, надеждой и любовью" на том ypовне, на котоpый Хpистос нас возвел, когда Он сказал: "Ищите пpежде всего Цаpствия Божия и пpавды Его" Матф. Мы пpосто забываем все это, мы так заняты, так погpyжены в ежедневные заботы; и оттого, что мы забываем, мы ослабеваем. Из-за этой забывчивости, падений, гpеха наша жизнь становится опять "стаpой" - мелкой, темной, лишенной всякого смысла: бессмысленное пyтешествие к бессмысленному концу. Мы yмyдpяемся даже забыть о смеpти, и вот внезапно, сpеди нашей такой пpиятной жизни, она пpиходит: yжасная, неизбежная, бессмысленная. Иногда мы сознаем pазличные наши гpехи и каемся в них, но мы не отдаемся той новой жизни, котоpyю Хpистос откpыл и даpовал нам.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
Во время Четыредесятницы в среды и пятницы, в четверг пятой седмицы, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В первые 4 дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского. Канонические предписания о Великом посте 69-е апостольское правило предписывает обязательный сорокодневный пост для всех, кроме случаев телесной немощи. В современной практике, пост соблюдается верными в разной степени, по мере сил каждого и с благословения священника. Кратко о Великом посте Великий пост — многодневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, состоящий из поста св.
Четыредесятницы и Страстной седмицы. Этот пост называется Великим как ввиду его духовной значимости, так и по причине его продолжительности. Великий пост — образ сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне перед Его выходом на проповедническое общественное служение. Пост — это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к Дню Святой Пасхи.
По большому же счёту правильное соблюдение церковных постов вообще способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному соединению с Богом и ближними. Соблюдение Великого поста и не только Великого нельзя сводить исключительно к ограничениям в пище. Пост — не диета в банальном понимании этого слова. В период Великого поста уместно особенно тщательно заниматься христианско-духовным деланием. Дни Великого поста суть дни особого сокрушения о грехах.
С этим обстоятельством связаны и некоторые особенности великопостного богослужения: в эти дни по возможности отлагается торжественность и веселье; реже отверзаются Царские врата; реже слышится пение и больше чтение; меньше возжигается светильников; звон кроме субботних, воскресных и праздничных дней бывает редким и заунывным; полная Литургия совершается по субботним и воскресным дням, а вместо неё, по средам и пятницам, Литургия Преждеосвященных Даров. Постясь, следует помнить: тело убивается не разумными ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них обжорством, пьянством и пр. Что касается людей, страдающих заболеваниями, требующими специального питания, пищевой рацион для них в постные дни может быть согласован индивидуально со священником или епископом. Исповедоваться только в Великий Пост — не очень хорошая традиция: о спасении нужно думать и за пределами Великого Поста. Великий пост подразумевает не только телесное воздержание, но воздержание от всего суетного, препятствующего реализации христианином своего высшего призвания и предназначения: от развлечений, излишних, второстепенных занятий, праздных разговоров.
И самое главное в посте — не количество мяса, от которого мы отказываемся, а приобретенный духовный опыт. Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако конкретные: запретительные и повелительные. Повелительная заповедь была — возделывать и хранить Эдемский сад, а запретительная — не вкушать от одного из деревьев сада, от древа познания добра и зла. Поэтому «не вкушай» — это первая запретительная заповедь человеку. Необходимо вписать свой пост в контекст этой заповеди. Нужно отказаться от определенных родов пищи, с тем чтобы истончить свою телесную природу, несколько ослабить ее влияние на душу. Чтобы рабство души телу если не исчезло, то ослабилось, и чтобы душа расправила крылья. Правильный пост — это борьба за человеческое в самом себе.
Он — попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» то есть душа будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек.
Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней.
Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа.
Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились.
Раз в месяц сообщаем о всех важных событиях и собираем лучшие материалы из блога вам на почту. Подписывайтесь на рассылку , чтобы ничего не пропустить! Как правильно выйти из поста? Но врачи рекомендуют быть осторожными и следовать этим советам: В первую очередь вводите в рацион кисломолочные продукты. В Пасху съешьте не более одного яйца. Сначала верните в рацион рыбу, затем — птицу, и только после этого — мясо. Выбирайте нежирные сорта мяса, приготовленные на пару. В первые дни после поста ешьте часто, но маленькими порциями; при этом добавляйте мясные продукты, яйца и рыбу только в один приём пищи. Из сладких пасхальных блюд лучше отдать предпочтение творожной пасхе. Пейте больше воды и не забывайте о физической активности. Добиться этого одной диетой невозможно; священники советуют придерживаться этих рекомендаций: Чаще посещайте храм и регулярно читайте молитвы. Старайтесь больше помогать нуждающимся и заботиться о близких. Пройдите через исповедь. Старайтесь больше радоваться и не унывать. Не настаивайте, чтобы за компанию с вами постилась вся семья. Не навредите своему здоровью чрезмерными ограничениями. Весна — период авитаминоза, поэтому желательно поддержать организм витаминами и минералами. Великий пост и дети Многие верующие задумываются, стоит ли детям соблюдать пост, насколько это безопасно и есть ли особые правила Великого поста для детей. Мы постарались разобраться в этом вопросе.
Что такое пост и для чего он нужен
Они погружались в молитвы, читали проповеди и изучали религиозные тексты. Как правило, обряд крещения проводили в Рождество или Пасху, кульминацией которой была Великая Суббота. Выражая единство с теми, кто собирался стать частью христианской общины, православные приняли на себя обязательства Великого поста, что особенно было заметно во время Страстной недели. Наши предки показывали готовность к самопожертвованию и духовному возрождению. Так он готовился к своему земному предназначению, объяснила Наталия Фоминых. В течение 40 дней, подвергаясь искушениям диавола и воздерживаясь от пищи, Спаситель оставался непоколебим. По истечении этого времени, испытывая голод, он столкнулся с тремя коварными соблазнами, которыми злой змей стремился склонить Сына Божьего к греху. Несмотря на эти испытания, Иисус остался верен своим идеям и Господу.
Именно им было запрещено вкушать от древа познания добра и зла запретный плот. Отсюда пошла христианская традиция», — объяснила собеседница «360». Это время для духовного очищения, ухода от привычек и мыслей, которые не служат росту и развитию. В течение 40 дней верующим стоит усиленно молиться, исповедоваться и приходить на службы. Важно понимать, что без искреннего раскаяния и обращения мыслями к Богу пост теряет свою суть, превратившись в обычное воздержание от вредной пищи. Священнослужители все чаще советуют избегать переизбытка информации, ограничив бездумное времяпровождение в социальных сетях. Православным лучше сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании и духовном обновлении.
Богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий писал: «Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».
Если после строгой «диеты» резко навернете порцию жирной, напичканной специями и соусами свинины, ваш ЖКТ не обрадуется. Строгого поста придерживаются только священнослужители. Обычный человек, который ежедневно ходит на работу, а вечером в спортзал, не обязан жестко поститься. Моральное поведение и чистота мыслей гораздо важнее. Более того, главное мерило строгости поста — здоровье! Кому точно не нужно соблюдать все правила: беременным и кормящим женщинам; людям с заболеванием ЖКТ или диабетом; онкобольным; тем, у кого есть хронические болезни; пожилым.
В целом каждому лучше проконсультироваться с врачом перед тем, как поститься. И оценить, не скажется ли смена питания на вашей жизни, работе, хобби. Упадок сил, головные боли и другие симптомы могут появиться из-за «диеты». Оплачивайте поход к хорошему врачу, анализы и лекарства Халвой.
Потому что ты делаешь это не столько для того, кто просит помощи, сколько для своей души приобретаешь большую пользу», — поделился игумен. Священнослужитель приводит слова покойного владыки Феофана, митрополита Казанского и Татарстанского: «Пост — это время открыть книгу заповедей божьих, и открыть книгу своей жизни, и мысленно сопоставить — что там и что здесь. И вперед — трудиться». Тем, кто на поле боя, разрешаются послабления Тем, кто болеет, беременным и детям пост разрешается не держать.
Что касается юных верующих, все индивидуально, объяснит игумен. Строгие предписания им давать неправильно, потому что у детей тоже бывают разные состояния и разное здоровье. Если насильно заставлять их держать пост, можно только отбить желание жить церковной жизнью. К сожалению, такие случаи тоже были, когда дети ополчались уже в подростковом возрасте, когда их принуждали поститься, а они считали это насилием. Тут важно сохранить христианскую и родительскую мудрость, чтобы не перегибать палку и не отступать от того, чему учит церковь», — отметил отец Пимен. И момент, который особо актуален сейчас, — пост не для воинов, обратил внимание настоятель монастыря. Послабление поста для них не воспринималось так, как будто они согрешили. Они себе не принадлежат — что дали, то и вкушай», — объясняет отец Пимен.
Не стоит думать о пище, которую они едят, лучше больше времени уделить разговору с Богом. Они в особых условиях, вся Церковь за них молится ежедневно, и я думаю, что многие наши прихожане и дома молятся, тем более что у многих либо близкие, либо знакомые находятся в зоне СВО», — поделился отец Пимен. В завершение нашей беседы священнослужитель отметил, что с каждым годом становится все больше и больше желающих вступить на этот путь, держать пост. И, как оказалось, даже они делают себе некие послабления. Мы пообщались со старшим по монастырской трапезной, келарем отцом Прохором. Отец Прохор: «Пост — это не только физическое воздержание, но и вкусовое. Можно и соевую колбасу есть, но зачем обманывать себя? Уровень поста, как правило, определяется духовником, а у нас — игуменом.
Понятно, что в пост мы не едим ни рыбу, ни мясо.
Шестая неделя Великого поста - Вход Господень в Иерусалим, с 15 по 21 апреля: В субботу можно есть икру. На 21 апреля выпадает Вербное воскресенье, поэтому можно рыбу. Седьмая неделя Великого поста - Страстная седьмица. С 22 по 25 апреля - сухоядение, в пятницу 26 апреля - полный отказ от пищи, в субботу 27 апреля - сухоядение. Источники: морепродукты, которые разрешаются по благословению духовника, крупы, соя и продукты из нее, бобовые и орехи, грибы. Смузи из овсянки и фруктов: Заливаем геркулес холодной водой на ночь.
Утром добавляем 1-2 чайных ложки меда и нарезанные кубиками свежие фрукты — банан, киви, апельсин. Взбиваем блендером, добавляя воду при необходимости. Для приготовления смузи можно использовать другие фрукты и любые ягоды.
Что такое пост и для чего он нужен
Почему в Церкви четыре поста? | Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. |
Великий пост 2024: когда начинается, суть, что можно и нельзя есть, календарь питания по дням | Что такое — Великий Пост? Какова история его появления в нашей православной традиции? |
Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения | Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. |
Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение | Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. |
Суть Великого поста | Правмир | 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. |
Великий пост
Великому посту предшествует подготовка которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Пост в Православной Церкви — это не просто ограничения в еде. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Первое воскресенье Великого поста носит название Торжество Православия.
Почему в Церкви четыре поста?
Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова. Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. Сегодня у православных верующих начался Великий пост — самый строгий и продолжительный в году.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
Строгий запрет на прием пищи сменили серьезные ограничения в питании — все православные верующие во время поста должны питаться очень скромно и малыми порциями. Считается, что воздержанием от пищи можно ослабить тело, в результате чего душа станет более восприимчивой к общению с Богом. Великий пост 2023: начало и конец — даты Даты Великого поста меняются каждый год. По православным канонам этот священный праздник начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается на протяжении 48 дней. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. За несколько недель до заветной даты можно сократить употребление мяса.
В этот же день происходит одно из величайших религиозных чудес — схождение благодатного огня в Иерусалиме. Во время специального богослужения из Гроба Господня выносится огонь. Вынос Святого огня или Света символизирует воскресшего Иисуса Христа. До Всенощной положено полностью воздерживаться от еды и разговляться только после завершения службы.
ПасхаПасха или Христово Воскресение - самый значимый праздник в христианстве, который символизирует собой воскрешение Иисуса Христа. Главными символами Пасхи являются: огонь, пасхальные куличи, крашенные яйца и зайцы. В церквях проходит ночное богослужение. Христиане приветствуют друг друга фразой "Христос воскресе" и отвечают "Воистину воскресе! Люди обмениваются крашеными яйцами и "бьются" ими. История Великого поста 2023Великий пост был установлен в апостольские времена и первоначально длился всего лишь от 24-х до 40 часов. В этот период христиане полностью отказывались от какой-либо пищи. Для очищения были выбраны среда и пятница. Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века, как воспоминание о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа.
Часть христиан при это все равно продолжала поститься примерно 2 суток. Уже в IV-V веках церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. Тот, кто не соблюдал Великий пост, мог быть на некоторое время отлучен от Церкви — такие случаи упоминаются в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов. Продолжительность Великого поста с V века постепенно увеличилась до 40 дней как подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение, поскольку раньше крестили только несколько раз в год, в том числе и перед Пасхой. Вначале 40 дней постились язычники, которые хотели креститься и стать христианами. После к ним в Страстную Седмицу присоединились верующие, проповедовавшие готовящимся к крещению людям. Поэтому Великий Пост имеет миссионерское происхождение - это знак солидарности в особое для молитв время. Строгости в питании во время поста были связаны с основной идеей воздержания — питание должно быть дешевым и быстрым в приготовлении, а сэкономленные деньги и время нужно использовать для милосердия, благотворительности и участия в богослужении. Денежную разницу в стоимости между обычным и постным обедом отдавали нищим.
После стало понятно, что для большинства прихожан пост оказался слишком жесткими. Тогда в правила питания включили горячую овощную пищу на масле и рыбу. Суть Великого поста 2023Великий пост — это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. За семь недель до Пасхи верующий очищает свое тело и душу от всего негативного, земного и пытается приблизиться к чистому, небесному. Многие воспринимают Великий пост прежде всего как период ограничения в питании, но это неверно. Самое главное - это внутренняя работа над собой: освобождение от больших и мелких обид и боли, прощение врагов, очищение разума от плохих мыслей и страстей, попытка максимально приблизиться к состоянию всепрощения, любви и доброты ко всем людям. Строгая диета и отказ от развлечений призваны лишь помочь перестроить мысли человека в правильное русло. Слово "пост" имеет в русском языке, как и в латыни, два смысла. Пост как время воздержания и пост как место, где стоит караульный.
Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин очищает душу и не впускает зло в сердце. Каждый человек в той или иной степени живет в плену своих страстей. Великий пост дает возможность осознать это, встрепенуться душой, обратиться к Богу и всеми силами попытаться освободиться из этого плена через молитвы. В Великом покаянном каноне Андрея Критского, который читается в храмах в первые дни Великого поста, неслучайно многократно повторяется обращение "Помилуй мя, Боже". В этой фразе заключена сама суть православия. Слова "помилуй" и "милость" созвучны со словом "масло".
Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. На протяжении поста у верующих принято воздерживаться от мяса, молока, яиц.
Рыбные блюда только в определенные дни.
Ведь проблема лицемерных постов не в дне недели, а в самих лицемерах. А если лицемеры будут поститься во все дни, то для "настоящих христиан", получается, места не останется? Просто нелепо! Да и разве в Великий пост по вторникам и пятницам поститься не надо, раз церковь закрепила эти дни за лицемерами? Сколько времени нужно поститься? Если вернуться к происхождению Великого поста, то первое его упоминание можно найти у Иринея Лионского в письме Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий. Именно это место часто приводят в доказательство древности этой традиции. Но на самом деле там не говорится ничего про Великий пост и что нужно поститься сорок дней: Ибо, некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста. Евсевий Кесарийский Один хитрый переводчик перевёл слова сорок часов как сорок дней, и теперь "благодаря" его обману многие православные ссылаются на Евсевия, как на доказательство древности происхождения Великого поста.
Однако современная наука уже давно доказала правильность перевода в сорок часов. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней Лионский примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней, а только в 40 часов, и то не в повсеместном распространении. Когда появился великий пост? Нет его там, как и слова Троица, как и много чего другого, что сегодня церковь возвела в ранг догматов, обязательных к исполнению.