Родительская суббота – это дни, в которые совершается общецерковное, «вселенское» поминовение усопших христиан. В родительские субботы молятся о прощении грехов за мёртвых, ведь самостоятельно они уже не могут этого сделать.
Близкие понятия
- Вселенская родительская (мясопустная) суббота
- Традиции и приметы мясопустной субботы
- Родительская суббота – что нужно делать?
- Что такое родительская суббота в православии?
- Мясопустная родительская суббота – 2024: кого поминают
- Родительские субботы — какого числа в 2024 году?
Вселенская родительская суббота 9 марта 2024 года, что нельзя делать в поминальный день
Вселенская родительская суббота: как поминать родных и что нельзя делать | Главная Новости Стиль жизни Вселенская родительская суббота предваряет Мясопустную неделю: как правильно поминать усопших 9 марта 2024 г. |
Когда Вселенская мясопустная родительская суббота в 2022 году и как правильно поминать умерших? | ближайшая родительская суббота, день, когда в храмах служат Парастас и Панихиду - Вселенская, мясопустная: поминальные молитвы об усопших дома, в православной церкви и что делать на кладбище - в статье. |
Вселенские родительские субботы Великого поста: что нужно сделать 25 марта 2023 года
Чин Вселенской субботы содержит просьбы упокоить с миром даже тех, кто не успел принять Христову веру. Вселенская родительская (мясопустная) суббота Родительская суббота — день для всецерковного поминовения усопших (Фото: Alexander Ryabintsev, по лицензии ). Среди них выделяют Вселенские родительские субботы, когда в молитвах поминаются все крещеные христиане. Нельзя во Вселенскую родительскую субботу ссориться, ругаться, обижать окружающих, сплетничать и злословить. Для воцерковленных христиан Троицкая родительская суббота начинается в храме, где в этот поминальный день совершают заупокойное богослужение – особую вселенскую панихиду. Роди́тельская суббо́та (греч. Παράσταση — «ходатайство», греч. Ψυχοσάββατο — «суббота душ», рус. поминащая суббота, серб. мртва субота, задушнице, укр. поминальна субота.
Родительская суббота 26 февраля 2023 года: что нужно сделать
Мясопустная родительская суббота 9 марта 2024 года: кого и как поминают | Запретов во Вселенскую родительскую субботу было много. |
Вселенская родительская суббота — Русская вера | В Беларуси православные отмечают Вселенскую Родительскую субботу 9 марта. |
Родительская суббота – когда вспоминают умерших | Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. |
На какое число в 2024 году приходится Родительский день
Троицкая — вторая из Вселенских родительских суббот, считается самым значимым днем почитания всех умерших. Рассказываем, какого числа будет родительский день в 2024 году: суть, когда будут еще дни поминовения, Радоница в России. Вселенская родительская суббота, отмечаемая перед Масленицей (неделей перед Великим постом), известна как зимняя или мясопустная.
Что можно и нельзя делать во Вселенскую Родительскую субботу 9 марта, которую называют Мясопустной
В вечер 8 марта и утром 9 марта в православных церквях и храмах проводится великая панихида парастас , в ходе которой верующие молятся о милости Божией для всех усопших. Тем, кто не смог присутствовать в церкви в этот день, разрешается помолиться о своих усопших родственниках дома. После службы принято посещать могилы своих близких. В Мясопустную субботу обычно готовят блины. Первый блин оставляют перед иконой, а второй — на подоконнике. Некоторые из них можно отнести в церковь или раздать бедным. В Родительскую субботу принято встречать чистотой в доме, но уборку проводят заранее, за день до субботы. Что запрещено во Вселенскую родительскую субботу В этот день запрещено употреблять мясные продукты, поскольку это последний раз до Пасхи, когда разрешается есть мясо в воскресенье. В поминальную субботу не рекомендуется слишком огорчаться по поводу умерших, так как они уже находятся в Царствии Небесном. Как и в любой другой православный праздник, следует воздерживаться от ругани, ссор, злых мыслей и даже споров.
В этот день категорически запрещено: Работать, особенно если это мешает молитве и посещению храма. Все внимание желательно уделить духовным практикам. Отказывать в помощи нуждающимся. Нищих и бедных, которые просят помощи в виде денег или продуктов, следует попросить помолиться за усопших. Злоупотреблять спиртными напитками. Приходить на кладбище в состоянии опьянения недопустимо.
Заметим, что этими шестью родительскими субботами церковь не ограничивает молитвенного поминовения тех, кто уже по ту сторону дыханья - о них молятся и на Сретенье Господне, совпавшее с днем вывода наших войск из Афганистана 15 февраля - за воинов, погибших, выполняя интернациональный долг, и 9 мая, и на Радоницу 14 мая. И два раза в году во время богослужения мы молитвенно поминаем не только тех усопших, память о которых еще жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех "от века усопших православных христиан".
Причем, "как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви". Вот эти дни и называются вселенскими. Теперь про слово "мясопустная" в названии субботы 9 марта 2024 года. Церковнославянское слово "мясопуст" эквивалентно греческому глаголу, который переводят как "мясо оставляю", "мясо отпускаю", то есть ем его последний раз. И так как следующий, воскресный день - последний, когда верующие позволяют себе "вкушать мясо", день, когда мы "мясо оставляем", то есть "мясопустный", субботу накануне тоже называют "мясопустной" - для того, чтобы отличить ее от другой вселенской родительской субботы - Троицкой. И все-таки в этот день для верующих главное не предстоящие пищевые ограничения Великого поста 18 марта - от 4 мая , начинающегося через неделю, после Масленицы 11 - 17 марта. Главное - наша молитва за усопших. Завтрашнее воскресенье будет посвящено Страшному суду и сегодня, во время богослужений Вселенской мясопустной родительской субботы, церковь поминает "всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере".
Это день, когда церковь особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы: "узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша".
И кто перечтет перечислит все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви».
Ад, где твоя победа? Конечная цель жизни праведника — попасть в Царствие Божие, построив его в своем сердце «Царствие Божие внутри вас есть» Лк 17:21.
Божественный Павел не велит скорбеть нам об умерших «как и прочие люди, которые не имеют упования и веры» 1Сол 4:13. Неимение веры и упования и наличие скорби — все это должно быть чуждо христианину, который живет, надеясь на Бога, на то, что у Бога все во Христе живы и все будут вместе. Поминовение усопших — это исполнение сразу нескольких заповедей. Конечно же, это почтение своих родителей и прародителей «почитай твоих отца и мать» — гласит пятая заповедь. Следом же идет заповедь Нового Завета, данная Господом: «Вторая заповедь, подобная первой возлюби Господа Бога твоего — прим. Если желаешь себе Царствия Небесного, спасения, то и желай его ближнему.
Кроме того, молиться друг за друга предлагает и апостол Иаков в Иак 5:16: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может молитва праведного». Если же нужно молиться за живых, которые имеют плоть, чтобы совершать покаяние и другие добродетели, то тем более следует молиться о тех, кто оставил плоть и уже не имеет никакой возможности покаяться, то есть об усопших. Молитва за упокой — это не просто прошение у Бога за умерших. Молитва за них успокаивает наше сердце, наделяет его уверенностью, что Бог будет иметь попечение о них. Если они уже сподобились Царствия Божия, то как мы молимся за них тут, так и они предстоят в лике праведных там, перед Богом, и молятся о нас. О поминовении усопших, учении Церкви о загробной жизни и многом другом можно прочесть в книге «Панихидник».
Поминание совершается в нескольких молитвенных правилах — утром и вечером молитвы утренние и вечерние в церковном календаре-книжке. В семьях принято молиться о здравии и за упокой после обеда и ужина там же, молитвы после обеда и ужина. Так же существуют специальные соборные службы о почивших. Им отдаются, как правило, субботние дни или будни, в которые по уставу должна быть заупокойная составляющая. Суббота — день перед Воскресением. Чаще всего такие службы приходятся на период Триоди.
Период богослужебного круга от Недели «о Мытаре и Фарисее» до праздника Недели Всех Святых называется Триодью, которая включает в себя две главы — Постная и Цветная, включающие, собственно, Великий пост, Пасху.
Вселенская родительская суббота
В такие дни поминаются все умершие христиане, которые когда-либо жили на земле. Жители Руси во Вселенскую субботу чтили погибших воинов, и данная традиция ныне сохранена. В обычные родительские субботы христиане поминают только своих родственником и близких людей. Но даже в эти дни не запрещено молиться за совершенно посторонних усопших. Все даты поминовения усопших в 2023 году В течение 2023 года дней поминовения усопших будет несколько.
Это также «родительские» субботы.
Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там осуществляется в первую очередь поминовение всех преждепочивших и вместе с ними, как бы в дополнение к ним, наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших». В 49-й главе Типикона уставная богослужебная книга в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения.
Если кто-либо из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни не следовало совершать посреди седмицы когда не бывает полной литургии , а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали проводить с молениями за их усопших родственников, а затем и всех усопших христиан.
Конечная цель жизни праведника — попасть в Царствие Божие, построив его в своем сердце «Царствие Божие внутри вас есть» Лк 17:21. Божественный Павел не велит скорбеть нам об умерших «как и прочие люди, которые не имеют упования и веры» 1Сол 4:13. Неимение веры и упования и наличие скорби — все это должно быть чуждо христианину, который живет, надеясь на Бога, на то, что у Бога все во Христе живы и все будут вместе. Поминовение усопших — это исполнение сразу нескольких заповедей. Конечно же, это почтение своих родителей и прародителей «почитай твоих отца и мать» — гласит пятая заповедь. Следом же идет заповедь Нового Завета, данная Господом: «Вторая заповедь, подобная первой возлюби Господа Бога твоего — прим.
Если желаешь себе Царствия Небесного, спасения, то и желай его ближнему. Кроме того, молиться друг за друга предлагает и апостол Иаков в Иак 5:16: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может молитва праведного». Если же нужно молиться за живых, которые имеют плоть, чтобы совершать покаяние и другие добродетели, то тем более следует молиться о тех, кто оставил плоть и уже не имеет никакой возможности покаяться, то есть об усопших. Молитва за упокой — это не просто прошение у Бога за умерших. Молитва за них успокаивает наше сердце, наделяет его уверенностью, что Бог будет иметь попечение о них. Если они уже сподобились Царствия Божия, то как мы молимся за них тут, так и они предстоят в лике праведных там, перед Богом, и молятся о нас. О поминовении усопших, учении Церкви о загробной жизни и многом другом можно прочесть в книге «Панихидник». Поминание совершается в нескольких молитвенных правилах — утром и вечером молитвы утренние и вечерние в церковном календаре-книжке. В семьях принято молиться о здравии и за упокой после обеда и ужина там же, молитвы после обеда и ужина.
Так же существуют специальные соборные службы о почивших. Им отдаются, как правило, субботние дни или будни, в которые по уставу должна быть заупокойная составляющая. Суббота — день перед Воскресением. Чаще всего такие службы приходятся на период Триоди. Период богослужебного круга от Недели «о Мытаре и Фарисее» до праздника Недели Всех Святых называется Триодью, которая включает в себя две главы — Постная и Цветная, включающие, собственно, Великий пост, Пасху. В этот период времени, охватывающий практически треть нашей церковной жизни, совершается наибольшее количество заупокойных служб.
Молитвы на родительскую субботу 2022 года Многие светлые даты Русской православной церкви имеет одну и ту же сакральную традицию. Речь идет, конечно же, о прочтении молитвы.
Именно эта традиция позволяет православным верующим почтить память святым и простых христиан, попросить прощения и помощи у Господа Бога — все это возможно, если помнить о нескольких правилах. Каждое из них требует определенных усилий: Без сомнений, самое главное, чтобы ваше обращение к Всевышнему было честным. Ни в коем случае нельзя молиться Господу Богу с кривой душой. Не пытайтесь солгать Небесам и ложью добиться желаемого. Обмануть Бога невозможно. При прочтении молитвы категорически запрещается любая попытка пожелать зла ближнему. Это касается даже тех ситуаций, когда вы можете стать счастливым. Строить счастье на костях — грешно.
Не относитесь к прочтению молитвы как к простой условности.
Когда Вселенская мясопустная родительская суббота в 2022 году и как правильно поминать умерших?
Вселенская родительская суббота. Ее значение, смысл, и за кого в этот день можно молиться? | Что означает Вселенская родительская суббота. Среди поминальных дней есть два, которые выделяются среди прочих и называются Вселенскими — Мясопустная и Троицкая родительские субботы. |
Родительская суббота 26 февраля 2022 года: что нужно сделать | Вселенская родительская суббота – один и даров Господа, когда можно просить Его о даровании прощения своим близким. |
Вселенская родительская суббота: как поминать родных и что нельзя делать | Вселенская родительская (мясопустная) суббота Родительская суббота — день для всецерковного поминовения усопших (Фото: Alexander Ryabintsev, по лицензии ). |
Вселенская родительская суббота 2023: какого числа, 10 суровых запретов особого дня | Мясопустная суббота — первый в году Вселенский родительский день, который наступает в субботу Мясопустной недели или Недели перед страшным судом. |
Вселенская родительская суббота. Ее значение, смысл, и за кого в этот день можно молиться? | Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей. |
Когда Вселенская родительская суббота в 2023 году
Вселенская родительская суббота, которая еще известна под названием мясопустной и Малой масленицы, приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В Беларуси православные отмечают Вселенскую Родительскую субботу 9 марта. Осенью 2022 года родительские субботы, или Дни поминовения усопших, приходятся на следующие даты.
Вселенская родительская суббота 2023: какого числа, 10 суровых запретов особого дня
Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. «Родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Кроме того, в синаксаре про вселенскую родительскую субботу написано: «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Тексты богослужения Вселенской мясопустной родительской субботы раскрывают нам "богословие смерти и воскресения". Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту. Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) — это суббота за неделю до начала Великого поста.
Когда Вселенская мясопустная родительская суббота в 2022 году и как правильно поминать умерших?
Молитвы на родительскую субботу 2022 года Многие светлые даты Русской православной церкви имеет одну и ту же сакральную традицию. Речь идет, конечно же, о прочтении молитвы. Именно эта традиция позволяет православным верующим почтить память святым и простых христиан, попросить прощения и помощи у Господа Бога — все это возможно, если помнить о нескольких правилах. Каждое из них требует определенных усилий: Без сомнений, самое главное, чтобы ваше обращение к Всевышнему было честным. Ни в коем случае нельзя молиться Господу Богу с кривой душой. Не пытайтесь солгать Небесам и ложью добиться желаемого. Обмануть Бога невозможно. При прочтении молитвы категорически запрещается любая попытка пожелать зла ближнему. Это касается даже тех ситуаций, когда вы можете стать счастливым. Строить счастье на костях — грешно. Не относитесь к прочтению молитвы как к простой условности.
Перед тем как сесть за стол принято совершать литию, ну или, в крайнем случае, следует прочитать молитву «Живые помощи» и «Отче наш». Великая родительская суббота — время для того, чтобы посетить церковную службу и помолиться, вспомнив о близких. Нельзя поминать усопших вином, поскольку этот напиток является символом земной радости. Что нужно делать во Вселенскую мясопустную субботу Священнослужители берут на себя обязанность молиться в этот день за всех умерших христиан, но что должен делать верующий в этот день?
Во-первых, следует сходить в храм, и желательно отстоять всю службу, молясь вместе со священником. Также, следует заказать об усопших обедню либо поминовение. Если по каким-то причинам не получается сходить в храм, то помолиться за умерших можно дома, выбрав тихое и спокойное место, чтобы никто не прервал молитву. Специальные молитвы на Вселенскую мясопустную неделю можно найти в церковных календарях, либо в молитвенниках, также можно прочитать «Отче наш».
В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню. Традиции на родительскую субботу В этот день традиционно готовят кутью — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи.
Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир. Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов.
Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь. Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне... Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.
И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос... Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.
И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась... Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак. И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания.
Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет? И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну... И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка... Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна.
Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий. Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой.
Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца! О смерти У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней. Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление конечно, не сразу, а много спустя — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал.
И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть! Какая это ложь! Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа... Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим. Смерть я видел очень много.
Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни. О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь.
Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь. Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны. Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале.
У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь? Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать.
На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них. В современной богослужебной практике зачастую опускается. Обычно празднуется в субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября.
Источик журнал "Фома".