Новости что значит наурыз

Но это не значит, что народная память замолкла. Наурыз считается главным праздником для большинства тюркских народов и означает обновление, приход Нового года, новых надежд. В древности его отмечали в течение месяца, он считался религиозным праздником зороастризма. В 1991-м Наурыз обрел официальное признание: в Указе Президента РК день весеннего равноденствия 22 марта был объявлен днем народного праздника весны Наурыз мейрамы. С астрономической точки зрения Наурыз – это день весеннего равноденствия. Новости. Мировые часы.

Навруз – как празднуют самый древний Новый год?

Наурыз отражает гармонию религий и традиций на казахской земле. С этого года в Казахстане принята новая концепция празднования Наурыза, но это не означает, что в Казахстане больше не будут отмечать Новый год, сказал президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального курултая в Атырау. Наурыз – главный праздник Великой степи, время весны и обновления. И не случайно его испокон веков называли Ұлыстың ұлы күні – Великий день народа. Наурыз, или с персидского Nowruz – это название иранского Нового года. Как национальный праздник Наурыз отмечается в некоторых регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкирия и других. Главная» Новости» Здравоохранение» Наурыз мейрамы: символ обновления, плодородия и любви. Наурыз несет в себе истинные ценности и традиции, объединяющие многонациональный народ Казахстана, передает , со ссылкой на

День весеннего равноденствия

  • Наурыз в Казахстане: История, факты и реальность - Бюллетень ЖКХ ИНФО
  • Новруз байрам: что это за праздник? | Вестник Кавказа
  • Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
  • Наурыз: страны и традиции
  • Наурыз в Центральной Азии: особенности, цвета, краски |
  • Какого числа Наурыз в Казахстане в 2024 году. Сколько дней отдыхаем на Наурыз 2024 в Казахстане

Наурыз пять тысяч лет назад: люди надевали шапки солнца и ночи и водили хороводы

Навруз Байрам 2024: как празднуют, традиции и обычаи народного праздника Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств — открытости, сердечности, отзывчивости и милосердия.
Как мусульмане отмечают Новруз-Байрам — что означает праздник у тюркских народов существуют разные названия и традиции этого праздника.
Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника Что означает праздник? В переводе с персидского языка слово Новруз означает "новый день".
Наурыз в Казахстане: История, факты и реальность - Бюллетень ЖКХ ИНФО Самым главным праздником казахов является Наурыз – приход Нового года, который наступает 22 марта, в день весеннего равноденствия.
Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты БОльше новостей.

История происхождения

  • Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз
  • Какого числа Наурыз в Казахстане в 2024 году. Сколько дней отдыхаем на Наурыз 2024 в Казахстане
  • История Навруза
  • Навруз: что это за праздник и где его отмечают
  • Когда отмечается Навруз в 2023 году и кто его празднует?

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз

Наурыз пять тысяч лет назад: люди надевали шапки солнца и ночи и водили хороводы Как пишет известный исламский историк религии Мухаммад Алимчулов, Навруз, символизирующий начало весны (и Нового года), отмечается в начале второй декады марта, в период весеннего равноденствия. В переводе с персидского слово означает «новый день».
Наурыз пять тысяч лет назад: люди надевали шапки солнца и ночи и водили хороводы это один из главных праздников в Казахстане, который отмечается 21-23 марта каждого года.

Наурыз – праздник на­родной души

Праздник весны, поскольку именно в этот день весна приходит на смену зиме. Слово Наурыз в казахском языке имеет несколько значений. В древности на востоке Наурыз назывался «Муххарам», что означало, что в этом месяце нельзя загрязнять природу, запрещались преступления.

Что такое Навруз и как отмечают один из старейших праздников человечества

Праздник весны и возрождающейся природы Наурыз принадлежит к старейшим на Земле, он связан c весен. Хотя Наурыз — праздник с тысячелетней историей, официально он празднуется с 1991 года и носит название «Наурыз мейрамы» или «Народный праздник весны». Хотя Наурыз — праздник с тысячелетней историей, официально он празднуется с 1991 года и носит название «Наурыз мейрамы» или «Народный праздник весны».

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз

Интересно, что это сугубо светский праздник. Он не имеет отношения к религии и не является мусульманским. Это, скорее, национальное торжество народов Средней Азии. С этого года в Казахстане Навруз отмечают в новом формате, пишет Tengrinews. В Министерстве культуры и информации Казахстана обратили внимание на то, что "исторически празднование Нового года продолжалось 8—9 дней и называлось "Наурызнама". Упоминания об этом имеются в трудах великих философов".

Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкортостан и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него.

В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин.

Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15]. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17].

Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М.

Он заходит только в те дома, жильцы которых встают рано утром, поэтому дети просыпались на Наурыз очень рано, а юноши и девушки бодрствовали всю ночь.

Отсюда возникла пословица «Один из сорока — Кыдыр», то есть любой путник может оказаться божеством — отказать в ночлеге нельзя. На утро 22 марта люди дружно ходили друг к другу в гости и встречали рассвет. Никто никого не звал — двери обязательно должны быть открыты.

Младшие в семье получали от старших бату напутствие, благословение на хорошую жизнь. Молодёжь участвовала в традиционных играх: скачках, асыках, борьбе. Моей любимой всегда была «кыз куу».

Суть в том, что молодой человек и его возлюбленная садятся на коней. Его задача — догнать девушку. Если не догнал, то у неё есть полное право несколько раз ударить плёткой непутёвого наездника.

Бабушка признавалась, что в 1954—55 году отмечать Наурыз запрещали. Его считали религиозным праздником. Люди встречались друг с другом тайком, звали родственников будто бы в гости.

Целый аул молчал о таком важном событии.

Наурыз бата Наурыз бата — один из видов благословения. Сохранилось немало устных памятников, связанных с этим обычаем: «Славься, день Наурыз! Пусть твой дом обогащается! Благословление во время тоя считается добрым предзнаменованием. Птицу подкармливают, никто не прогоняет и старается не спугнуть. Первыми этот гул ощущают овцы — выходцы из рая — и их пастухи могут узнать об этом. В такой день вся природа, животные и люди обретают жизнь. Считается, что в этот день нельзя стричь волосы и ногти, чтобы не заболеть параличом.

Девушки и джигиты устраивали состязания, айтысы, разгадывая загадки, сочиняя на ходу стихи. Наурыз шешек Так называют цветок — подснежник. Такое название он получил, потому что первым расцветает в марте. Масло цветка имеет целебные свойства: в горных регионах Казахстана растут несколько разновидностей подснежника и все они включены «Красную книгу» среди редких растений. Саумалык В день прихода нового года — Наурыза — принято петь песни «Саумалык».

Кто украл Наурыз?

праздник весеннего обновления в Казахстане. По восточному календарю Наурыз - первый день нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. «Наурыз» означает «рождение весны». Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у ира. Nowruz, буквальный перевод «новый день») - это название иранского Нового года, также известного как Персидский Новый год, который отмечается во всем мире иранцами, наряду с некоторыми другими тюркскими и мусульманскими группами. В древности на востоке Наурыз назывался «Муххарам», что означало, что в этом месяце нельзя загрязнять природу, запрещались преступления. В переводе с персидского «навруз» означает «новый день».

Когда отмечается Навруз в 2023 году и кто его празднует?

В 1991-м Наурыз обрел официальное признание: в Указе Президента РК день весеннего равноденствия 22 марта был объявлен днем народного праздника весны Наурыз мейрамы. Наурыз мейрамы вообще полон символов. Особое значение имеет цифра 7. Семь ингредиентов в наурыз-коже, семь чаш, поданные мудрым аксакалам, семь гостей в каждом доме, причем не только в своем, а каждый должен также посетить семь домов. Наурыз; 21 марта) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям[6]. В Наурыз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. В 1991-м Наурыз обрел официальное признание: в Указе Президента РК день весеннего равноденствия 22 марта был объявлен днем народного праздника весны Наурыз мейрамы.

Посадить дерево, обнять человека

  • Наурыз – встреча нового года
  • Навруз 2023: какого числа, кто и как отмечает праздник
  • Наурыз: семь интересных фактов об истории праздника - Качественный Казахстан
  • Наурыз – праздник на­родной души

Наурыз в Казахстане: История, факты и реальность

По некоторым преданиям, он представляется старцем с цветущим посохом. В ночь на 22 марта восточные народы ждут его прихода, это время называется «ночь благословения». Назови имя Существует поверье, что родившиеся в Наурыз дети будут отмечены расположением высших сил. Поэтому при наречении им давалось имя, связанное с праздником. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль.

Известно немало батыров с подобным именем: Наурызбай Кутпанбай улы 1706-1781 , Наурызбай Касымулы 1822-1847. В Золотой орде правил хан Наурыз. Слова назидания По существующей традиции в этот день мудрые старейшины-аксакалы дарят молодым Слово-благословение, то есть Наурыз-Бата. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: «Пусть будет благополучным народ!

Пусть будет много светлого молока! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!

Все дела, которые не успеешь выполнить до праздника, могут растянуться до самой зимы.

Казахские национальные игры и обряды Всех традиций и обрядов, которые связаны с празднованием Наурыза, не перечесть. Некоторые затерялись во тьме веков, но немало и тех, что живы и по сей день. Вот некоторые из них: Наурыз бата — благословение, полученное от аксакалов, которые посетили дом в праздничные дни. Считается, что такое пожелание обязательно сбудется. В переводе звучит как «C рождением весны!

Айтыс - импровизированное состязание акынов, которое начинается, как правило, ближе к вечеру и продолжается до восхода солнца. В случае победы мужчина мог просить руки своей визави, а в случае проигрыша обязан был исполнить любое ее желание. За неделю нужно было успеть обойти всех родственников а в давние времена это были, зачастую, очень большие расстояния. Как перезимовал? Связанные с Наурызом поверья и народные приметы - Накануне праздника было принято наполнять все имеющиеся в доме емкости молоком, айраном, ключевой водой и зерном — чтобы год был урожайным, чтобы не случилась засуха и было достаточно молока. Как отметить Наурыз дома с семьей По давней традиции на праздник в доме собирается вся семья, все поколения — от стариков до малышей.

Во всех странах мира ночь во время весеннего равноденствия практически равняется дню. Промежуток между двумя одинаковыми равноденствиями называется тропическим годом, который в наши дни и принят для исчисления времени. Тропический год насчитывает приблизительно 365 целых и 24 сотых солнечных суток. Именно из-за этого "приблизительного" значения весеннее равноденствие каждый год приходится на разное время суток, смещаясь год от года примерно на шесть часов вперед. В 2017 году этот день выпадает на 20 марта. Весеннее равноденствие отмечали практически все древние народы. На территории нынешней России это был языческий праздник, имя которому Комоедица. Комоедица появилась ещё во времена волхвов, и отмечали её вплоть до XVI века. Праздник символизировал полную победу весны над зимними стужами.

Ярило-Солнце вступало в свои права — начинался новый годовой цикл. И лишь с приходом православия Комоедица заменилась Масленницей, которая никак не привязана к весеннему равноденствию и отмечается каждый год в разные даты в зависимости от православного календаря. Многие связывают Наурыз с днём весеннего равноденствия. Наши предки понимали это, не имея часов, и несказанно радовались приближающемуся теплу. В древние времена каждый год давался с трудом, и если человек дожил до равноденствия — значит, пережил зиму.

Талибу р. Хазрет Али спросил его: — «Что это? Тогда сахаба Али р. Аль-Якуби в своей исторической книге писал: «Сахаба Мугауия в бытность халифом направил письмо главе Басры Абдуррахману ибн Аби Бакру, в котором наказывал принести ему подарки к наурызу». Если бы праздник Наурыз был харам то есть запрещенным , то и подарки в честь него тоже должны были быть харам.

Необходимо понимать, что любая традиция историчеки ассимилируется, приспосабливаясь под религиозные верования народа. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Наурыз полностью адаптировался под традиции и религию нашего народа. Наурыз и международное сообщество В 2009 году праздник был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества как культурная традиция многих народов наряду с другими 76 элементами нематериального наследия со всего мира. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. По данным ООН, ежегодно Наурыз празднуют более 300 миллионов человек по всему миру. Празднование Наурыза в Казахстане С 1926 года Наурыз был запрещен в Казахстане, его считали «пережитком прошлого», считая его религиозным праздником исламским, каковым он не являлся. Назарбаева «О весеннем народном празднике Наурыз» вышел три года спустя, 20 марта 1991 года. Он гласит: «День равноденствия — 22 марта следует объявить национальным праздником — Наурыз». В 2020 году празднование Наурыза началось с 14 марта и завершилось 22 марта. В 2021 году общественное празднование Наурыз впервые за 30 лет Независимости пришлось отменить из-за пандемии.

Самые необычные факты о главном весеннем празднике - Наурызе

Можно предположить, что прародиной этого праздника является не какая-либо страна, не какой-либо один народ и его культура, а человек и активно взаимодействующие народы эпохи, которая вбирала и генерировала опыт поколений, преображая его в духовно-символическую матрицу бытия. Краткий экскурс в теорию праздника. Вестник Челябинского государственного университета. Как считает востоковед Ш.

Смысл, образ, форма. Статьи разных лет. С этим мнением трудно не согласиться.

Наурыз издревле формировался в культурной жизни как оседлых, так и кочевых народов, принимая свои формы бытования в мифологически подкрепляемых обрядах, верованиях, в художественно-прикладной и трудовой практике, музыкально-поэтическом творчестве, охватывая все сферы их духовно-практического опыта. Фактом, свидетельствующим об общечеловеческой значимости этого праздника, является и то, что в 2009 году Наурыз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И все же не оставляет в покое вопрос: почему именно этот праздник для многих народов до сегодняшнего дня животворен, не потерян в перипетиях многих исторических перемен?

Ответ на эти вопросы не может быть простым, поскольку рождение народных праздников, как и самого их феномена, - сложный процесс антропогенеза, культурогенеза, этногенеза, социогенеза, в единстве которых находит свое место и экзистенциальная природа человеческого духа. Универсальность его сопряжена с вопросами рождения и смерти, бытия и небытия и их производными.

Ибо долговечный народный праздник - это всегда символически означенное средоточие духовно-эстетического, мировоззренческого, экономического, хозяйственного, экологического опыта народа. Это также особая форма коммуникации, поднимающая человека над обыденностью, возвышающая его добродетель, передающая каждому новому поколению жизнеутверждающую эстафету бытия. С момента запрета Наурыз не праздновался всенародно вплоть до 1988 года, что, естественно, влекло за собой потерю целостного понимания смысла этого праздника и, более того, отчуждение нескольких поколений от ключевых элементов своего культурного наследия.

Тем не менее народная память сохраняла и поддерживала некоторые практические навыки, сопровождавшие празднества Наурыза: приготовление ритуальных блюд наурыз-коже , исполнение обрядовых песен жарапазан и другие обрядовые действа в их региональном исполнении. Следует заметить, что этот день как составляющая Наурыза иллюстрирует еще одну важную особенность феномена праздника, унаследованную функцию архаического ритуала, - социальное упорядочивание путем коммуникативного структурирования. Этот праздник удивительным образом, искони символизируя рождение нового дня и обновления, в своем возрождении в независимом Казахстане проецируется на смысл рождения новой страны. Для молодого поколения, рожденного в независимом Казахстане, он уже органично вписан в календарь общенациональных праздников. Из года в год, начиная от робких шагов первых лет празднования Наурыза, накапливая знания о нем, изучая его, собирая культурно-исторические сведения, казахстанцы постепенно приходят к потребности понимания его значения и значимости.

Безусловно, важнейшими факторами укрепления жизнеспособности праздника Наурыз в нашей стране являются общегражданская устремленность и прилагаемые усилия сообщества по возрождению и укреплению его в общественном сознании и в практике его празднования. Этому способствуют активизация интеграционных процессов в сфере культуры и расширение международного сотрудничества Казахстана со странами, народы которых празднуют Наурыз. Это сотрудничество соответствует духу самого праздника, основным принципом которого является устремленность к установлению долговечности братства, дружбы, добрососедства, взаимообмена. Конвенция также обязывает принять меры по обеспечению наследия жизнеспособности: идентификация, документирование, исследование, сохранение, защита, популяризация, повышение его роли, его передачу - главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение его различных аспектов.

В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17]. Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г.

Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет. Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [19]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [20]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились.

Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [21]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [22]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [23]. Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. В Самарканде тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек [24] А. Негмати писал, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю Навруз [25]. После захода Солнца люди разжигают костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества.

Они прыгают через разведённые костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий. Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой и ставили в особое место [20].

Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника

Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха. То есть ни в коем случае действия, одобряемые исламом, не должны корреспондироваться с языческими верованиями, чтобы не было искушения связывать их с идолопоклонничеством. Более радикальное изречение пророка Мухаммада, прямо касающееся языческих верований, сводится к тому, что проклятие Аллаха ожидает каждого радетеля привносящих нововведения в ислам — то есть все неисламские праздники Навруз тоже суть неповиновение канонам этой религии. В 70-х годах ХХ века предпринимались попытки официального запрета празднования Навруза в Иране, но они не нашли поддержки. Как нерелигиозный Новый год Навруз там отмечается до сих пор. Нет его в официальном календаре у иракских и сирийских арабов в Сирии Навруз официально под запретом до сегодняшнего дня. В Турции этот праздник запрещали более 60 лет, до 1991 года. С 1992 года он празднуется 21 марта как народный, не имеющий отношение к религии, и этот день в стране не выходной.

Это древний праздник весны, который символизирует возрождение природы и начало нового года по восточному календарю. В этот день люди собираются вместе, чтобы поздравить друг друга с праздником, обменяться подарками и насладиться различными традиционными блюдами. В течение дня на улицах можно увидеть множество культурных мероприятий, игр и конкурсов, в которых принимают участие как местные жители, так и туристы.

Как празднуют Навруз На праздничный стол, за которым по традиции собирается вся семья, подают блюда из курицы, баранины, рыбы и яйца, крашенные в зеленый цвет, а также сладкий плов и традиционные сладости. Ассортимент блюд в зависимости от региона отличается, но есть продукты и магические предметы, которые должны быть в обязательном порядке повсюду, так как символизируют свет, обилие, непорочность, счастье и плодородие в Новом году. В частности, на стол по традиции обязательно ставят семь продуктов — это пророщенные зерна, маслина, яблоко, барбарис, чеснок, уксус и шпинат. В праздник обязательно едят ритуальное лакомство — солодовую халву, которую готовят из сока пророщенных зерен пшеницы с добавлением муки и сахара. На праздничный стол также ставят коран, зеркало, свечи по числу членов семьи, которые сами должны догореть, сосуд с розовой водой и пиалу с водой, в которой плавает зеленый лист.

Гостям, пришедшим в Навруз, хозяин, по обычаю, протягивает блюдо с проросшим зерном, поедание которого символизирует присоединение к возрождению всего живого. Повсюду в Навруз царит праздничное настроение — проводятся уличные представления, выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни и шутки. В некоторых странах, по обычаю, проводят конные скачки и спортивные мероприятия. А дети в праздник ходят по домам, распевая песни и получая за это сладости. Материал подготовлен на основе открытых источников.

Важным аспектом этого праздника является идея прощения и помирения, которая входит в его символику. В этот день люди просят прощения у друг друга за все проступки и обиды, которые могли случиться в прошлом году. Это помогает создать атмосферу взаимопонимания и укрепляет связи между людьми.

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз

Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна.

И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15]. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси.

В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17].

Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа.

По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет. Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [19].

Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [20]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [21]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [22].

Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [23]. Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. В Самарканде тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек [24] А.

По обычаю им не полагалось видеть друг друга до истечения 40 дней с момента рождения своих детей. Считалось, что от этого новорождённые могут заболеть чесоткой. Поэтому роженицы встречались только спустя какое-то время. При этом каждая из них приходила, имея при себе сверток с угощениями. Сноху, пришедшую первой, хозяйка юрты проводила на почётное место и садила лицом к стене.

Вторую же, подошедшую немного позже, усаживала спиной к уже сидящей", — пишет автор. Потом, рассказывает Ералы Оспанулы, по условному сигналу хозяйки, они брали свёртки в левую руку, пропускали под правой ногой и правой рукой одновременно передавали друг другу. Затем раскрывали подарки, чтобы отведать угощения и только после этого, обернувшись, радостно здоровались. Некоторые из них могли быть даже неким испытанием для их участников. Например, это касалось сватов, которые приезжали в аул невесты.

Вдоволь потешившись над сватами, женщины помогали гостям привести себя в порядок, после чего провожали на почётное место, а сами по нескольку человек усаживались вокруг каждого из них", — пишет Ералы Оспанулы. Затем, дав немного угоститься едой, они начинали задавать разные вопросы с заковыркой, загадкой, просили повторить скороговорку или продолжить недопетую песню. При этом, желая сбить с толку, огорошивали всякими пустяками и когда сват терялся, выводили наружу и в наказание окатывали водой с ног до головы. Некоторым привязывали на шею верёвку и водили по аулу. Особо не угодившим набрасывали на голову платок или, надев саукеле — головной убор невесты, связанного сажали задом наперёд на вола и выгоняли в степь.

Затем, увидев, как тот трясется в седле и, проскакав какое-то расстояние, беспомощно скатывается на землю, смеялись от души", — пишет автор книги. В этот момент мало кто не хотел попытаться различить в невнятном детском лепете собственное имя или слово, с которым обращались к нему.

Наурыз — встреча нового года В своей книге, которую, кстати, Ералы Оспанулы сам проиллюстрировал более чем 90 рисунками, автор расписал в деталях то, как жители казахской степи отмечали Наурыз — праздник весны и новой жизни. Оспанулы рассказывает, что перед Наурызом люди приводили в порядок свои дома и хозяйство. Женщины ставили по две свечи, выбрасывали посуду, имеющую сколы и изношенную одежду.

После чего на Наурыз в каждом ауле в один огромный казан сливали и перемешивали приготовленное каждой семьёй традиционное блюдо наурыз коже, которое варилось из семи компонентов. Празднуя, люди заходили друг к другу в гости, отправлялись в соседние аулы и желали всем встречным всего наилучшего в новом году. Обычай этот назывался селт еткiзер — "чтобы вздрогнула". Варили его в молозиве с добавлением остатков мяса, заготовленного ещё осенью", — пишет автор. Затем молодёжь отправлялась веселиться — пели, катались на качелях, играли в разные игры допоздна.

День заканчивался тем, что после праздника к ручкам большого казана, чтобы тот "не осерчал", подвязывали куски белой материи и, положив в него яства уже в качестве угощения, возвращали казан непосредственно его хозяину. Бата — благословение Широко известный обряд бата, пишет Ералы Оспанулы, невозможно переоценить в жизни казахов. И самым распространённым бата было благословение дастархана. Но кроме этого были и необычные бата, такие как, например, жана айга бата — "благословение молодому месяцу, когда его просили оберегать, а убывающую луну быть великодушной. Бата делали с использованием пословиц и поговорок, и часто в стихах".

Когда у беременной женщины начинались схватки, то одна из близких родственниц принималась готовить одно из быстро приготовляемых блюд. Кроме того, за что бы она ни бралась, она старалась делать это как можно громче. С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой. После того, как ребёнок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо", — пишет Ералы Оспанулы в своей книге.

Наурыз издревле формировался в культурной жизни как оседлых, так и кочевых народов, принимая свои формы бытования в мифологически подкрепляемых обрядах, верованиях, в художественно-прикладной и трудовой практике, музыкально-поэтическом творчестве, охватывая все сферы их духовно-практического опыта. Фактом, свидетельствующим об общечеловеческой значимости этого праздника, является и то, что в 2009 году Наурыз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

И все же не оставляет в покое вопрос: почему именно этот праздник для многих народов до сегодняшнего дня животворен, не потерян в перипетиях многих исторических перемен? Ответ на эти вопросы не может быть простым, поскольку рождение народных праздников, как и самого их феномена, - сложный процесс антропогенеза, культурогенеза, этногенеза, социогенеза, в единстве которых находит свое место и экзистенциальная природа человеческого духа. Универсальность его сопряжена с вопросами рождения и смерти, бытия и небытия и их производными. Следует принять во внимание, что инициационный элемент архаического ритуала в каждой новой культурной эпохе подвергался трансформации, расширялся его семантический строй, наполняясь новыми значениями и смыслами, но не исчез окончательно: его след остался в потаенных глубинах структуры праздника. Но, к сожалению, современность такова, что в ней, как соль в воде, растворяется исконный смысл того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия, как духовный стержень своей картины мира. Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения.

Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека. Праздник - время высвобождения от жестких правил социальных запретов и установлений той или иной общественно-политической, хозяйственно-экономической и порой даже религиозной системы. Это особенно очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, где коммуникация снимала все социальные установки и осмеянию могли подлежать даже служители церкви. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий