В конце диктанта предлагаются ответы на грамматические задания, что позволяет ученикам самостоятельно проверить свои результаты. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; (ПРЕДЛОЖЕНИЯ Всераспространены И ВЫРАЖАЮТ Идеи О Различных ЯВЛЕНИЯХ) не знаешь, куда идти.
Диктант: деревня где-то за лесом грамматические задания с ответами
Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по бо(1)льшой дороге(2), нужно отмахать не один де(3)сяток километров; если пойти ле(4)сными тропинками, путь урежется вдвое. Сборник диктантов по русскому языку для четвертого класса по ФГОС и УМК. Деревня, куда направлялись люди и которая, по словам паромщика, находилась, во-первых, в четырех верстах, а во-вторых, была незначительна. Я не нашла свой диктант у меня совершенно был другой диктант поэтому пожалуйста добавьте этот диктант. 11-17): 11, 13. (11) На лес наваливаются сумерки, дороги совсем не видно. (13) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 9. Сложносочинённое предл. (среди предл. Ночь в лесу. Деревня была где-то за лесом.
Диктант: деревня была где-то за лесом. Грамматические задания с ответами
Диктанты за I полугодие в 9-10 классах | Кое-где на фоне черного леса клубился в сыром воздухе дымок, и искры вылетали и таяли во тьме. |
Нужен текст в горном лесу диктант - вопрос №7906744 от ZLATA0061 11.07.2022 18:30 | Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. |
Итоговые диктанты за 3 класс | Тотальный диктант состоялся 9 апреля 2022 г. Автором Тотального диктанта — 2022 стала писательница Марина Степнова. |
Диктанты по русскому языку за 4 класс | Диктант 6. Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. |
Нужен текст "в горном лесу" диктант | 11-17): 11, 13. (11) На лес наваливаются сумерки, дороги совсем не видно. (13) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 9. Сложносочинённое предл. (среди предл. |
Информация
Диктант 3 класс по русскому языку. Деревня была где то за лесом диктант. Диктат для подготовки к ВПР. В конце диктанта предлагаются ответы на грамматические задания, что позволяет ученикам самостоятельно проверить свои результаты. Предлагаем материалы для проведения контрольных диктантов в 9-11 классах. с грамматическими заданиями.
Каталог статей
Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху. После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно. Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым. Последние хрустящие остатки льда на дороге. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой. На этом желтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.
Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. Так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Продолжите повествование несколькими предложениями. Последний день перед Рождеством прошел.
Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа1. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкой, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег.
Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц.
Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали. Утром туман начал слегка расползаться. Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.
Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль.
Живые примеры использования диктанта в обучении Письменная практика. Диктант помогает учащимся отработать правильное написание слов и выражений. Учитель может предложить диктант, который соответствует теме, которую они изучают в данный момент, чтобы закрепить новые слова и грамматические конструкции. Исправление ошибок. После написания диктанта учитель может попросить учащихся обнаружить и исправить ошибки в своем тексте. Это упражнение помогает развить навыки самоконтроля и самокоррекции. Аудирование и понимание речи. Диктант можно применять для обучения учащихся слушать и понимать русскую речь.
Учитель может читать текст диктанта вслух, а учащиеся должны записать его. Затем они могут проверить свои записи и узнать, насколько точно они поняли слова и фразы. Развитие словарного запаса. Диктант можно использовать для изучения новых слов и выражений. Учитель может предложить учащимся диктант, содержащий некоторые незнакомые слова, и попросить их найти их значения в словаре. Учитель может организовать конкурс по написанию диктанта, чтобы сделать занятие более захватывающим.
Также важно ознакомиться с диктантами предыдущих лет, чтобы понять, какие темы и задания могут встретиться в диктанте. Это поможет подготовиться к возможным сложностям и укрепить свои знания по нужным темам. Не стоит забывать о регулярной практике — только постоянное повторение и тренировка помогут закрепить знания и повысить навыки письма.
Необходимо регулярно выполнять задания по правописанию, проводить уроки диктанта и практиковаться в составлении предложений и текстов. Важно не только подготовиться к диктанту, но и сохранить спокойствие и концентрацию во время его проведения.
Диктант помогает учащимся отработать правильное написание слов и выражений. Учитель может предложить диктант, который соответствует теме, которую они изучают в данный момент, чтобы закрепить новые слова и грамматические конструкции. Исправление ошибок. После написания диктанта учитель может попросить учащихся обнаружить и исправить ошибки в своем тексте. Это упражнение помогает развить навыки самоконтроля и самокоррекции. Аудирование и понимание речи.
Диктант можно применять для обучения учащихся слушать и понимать русскую речь. Учитель может читать текст диктанта вслух, а учащиеся должны записать его. Затем они могут проверить свои записи и узнать, насколько точно они поняли слова и фразы. Развитие словарного запаса. Диктант можно использовать для изучения новых слов и выражений. Учитель может предложить учащимся диктант, содержащий некоторые незнакомые слова, и попросить их найти их значения в словаре. Учитель может организовать конкурс по написанию диктанта, чтобы сделать занятие более захватывающим. Учащимся предлагается написать диктант в ограниченное время, а победителю дается награда.
Контрольные диктанты в 9 классе Незнакомая усадьба (входной диктант)
Перевал Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами. В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на побережье тесного залива, который всё расширялся и обнимал полнеба. Но в горах уже наступила ночь. Темнело быстро, я шёл, приближаясь к лесам, - и горы вырастали всё мрачней и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен.
В статье также предлагаются ответы на задания, которые помогут проверить правильность выполнения задания. Это позволит читателю самостоятельно проверить свои знания грамматики и улучшить свои навыки владения русским языком. Данный диктант будет полезен не только школьникам и студентам, но и всем, кто желает совершенствоваться в знании грамматики и письменной речи. Пройдя данный диктант, вы сможете уверенно использовать правильные грамматические формы слов и избегать распространенных ошибок в русском языке. Приступайте к диктанту и проверьте свои знания уже прямо сейчас! Теоретическая часть Русский язык является одним из сложнейших языков в мире и обладает множеством грамматических особенностей. В русском языке существуют падежи, которые определяют роль слова в предложении и его синтаксическую функцию.
Разберите словосочетания. Выполните полный синтаксический разбор предложения: В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколок стекла. Осенние воспоминания Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг все это скользнёт с яблони - и тень упадёт по всей аллее. Поздней ночью, шурша по сухой траве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете! Бунину Грамматические задания Открыть мини-сайт на портале Pandia для ведения проекта. PR, контент-маркетинг, блог компании, образовательный, персональный мини-сайт. Регистрация бесплатна 1. Найти сложносочинённое предложение, составить его схему, графически объяснить пунктуацию : в котором оба простых предложения двусоставные - 1-й вариант в котором хотя бы одно из простых предложений односоставное - 2-й вариант 2. Выпишите по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи, разберите их. Выпишите 2 слова разных частей речи, в суффиксах которых имеется н или нн, обозначьте условия выбора того или иного написания. Произведите синтаксический разбор предложения: Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи. Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв. Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо.
Бильфельду Ночь в лесу Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда. Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы. Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти. Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
Ребят, помогите нужен текст "В горном лесу" диктант СРОЧНО!!!!
Диктант деревня была где то за лесом грамматические задания с ответами | Диктант 6. Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. |
Диктант: деревня была где-то за лесом. Грамматические задания с ответами | Деревня была где-то за лесом. |
Ребят, помогите нужен текст "В горном лесу" диктант СРОЧНО? - Русский язык | Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по бо(1)льшой дороге(2), нужно отмахать не один де(3)сяток километров; если пойти ле(4)сными тропинками, путь урежется вдвое. |
Диктант №1458
Диктант "Деревня, была где-то за лесом": грамматические задания с ответами | бу, где были построены и сдавались небольшие дачи. |
Ребят, помогите нужен текст "В горном лесу" диктант СРОЧНО? | Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. |
Остались вопросы?
На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти. Кое-где на фоне черного леса клубился в сыром воздухе дымок, и искры вылетали и таяли во тьме. Предлагаем материалы для проведения контрольных диктантов в 9-11 классах. 11-17): 11, 13. (11) На лес наваливаются сумерки, дороги совсем не видно. (13) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 9. Сложносочинённое предл. (среди предл. Диктант «Деревня была где-то за лесом» содержит несколько сложных грамматических конструкций, которые требуют особого внимания и понимания.
Итоговый контрольный диктант, 8 класс. Диктант поздней осенью в городе на волге шли бои
Правильный ответ на вопрос: (1) Деревня была где-то за лесом. Сейчас деревня колыхала рябинами, отблескивала чистыми окнами. Новости,статьи,диктанты, сочинения44 Методические пособия и разработки по русскому языку для учителей, конкурсы, статьи, диктанты, сочинения, конспект урока. Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик.
Контрольные диктанты в 9 классе Незнакомая усадьба (входной диктант)
Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу. Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи.
Деревня, оказывается, была совсем рядом.
Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы. Осенний день как свеча: тлеет — тлеет тусклым огнём и угаснет.
На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти. Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна.
Шукшин 3 Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. Майлин 4 Черная вода озера была настолько тяжела, что, поглощая солнечный свет, не отражала его. Константинов 5 То, что я собираюсь рассказать, всем послушать будет полезно.
Яковлева 5 Я три раза нажимала на кнопку звонка, прежде чем за дверью послышались признаки какой-то жизни. Яковлева VI. Константинова 2 А этот лес выглядел так, словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья. Семенова 3 Жизнь стала б скучной, серой, вялой, когда бы в ней наук не стало. Константинова 4 Они могли ехать рядом лишь по краю болота, где тайга рассыпается.
Казанцев 5 Комья мокрого снега били в лицо, словно началась пурга. Казанцев VII. Маршак 2 Запомнить это оказалось неожиданно тяжело, хотя на память он не жаловался никогда. Семенова 3 Но среди проходивших мимо, сколько он ни напрягал зрение, не было ни одного знакомого лица. Яковлева 5 Слышно было, как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы.
Казанцев VIII. Казанцев 2 Оставляя за собой цепочку следов, он бежал ровно и легко, словно ноги не увязали в сыпучем песке. Казанцев 3 За всеми этими делами он не заметил, как прошло обеденное время. Мясников 4 Деревья стояли настолько плотно, что лунный свет сквозь них почти не проходил. Казанцев 5 Они не стали разводить костра, так как надеялись поохотиться и не хотели пугать дичь запахом дыма.
Семенова IX. Стругацкие 2 За то время, что я провела в квартире старого коллекционера, на улице еще сильнее похолодало. Яковлева 3 В большой светлой комнате, куда мы вошли, вдоль стен стояли шкафы с книгами. Пелевин 5 Котловина, в которую мы спустились, была не очень велика. Ефремов Предупредительный, объяснительный диктант 1 Как мы ни бодрились, но после всех дневных передряг еще два часа подъема показались очень тяжелыми.
Поэтому все обрадовались, когда подковы лошадей зазвякали, высекая искры из камней, и показалась почти плоская вершина отрога. Мы приблизились к одному из самых больших порогов, мощную силу которого не смогли укротить даже пятидесятиградусные морозы. Ефремов Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными А. Надо сказать, что и Кукла [лошадь], несмотря на свою дикость, любила по-своему дядю. Искандер 2 Вполне возможно, что мы никогда так и не узнаем, кто написал «Слово о полку Игореве», если не будет сделана какая-либо неожиданная находка.
Искандер 4 «Хорошей дороги», — сказал дядя и отпустил поводья только после того, как лошадь тронулась, чтобы не казалось, что хозяин спешит избавиться от своего гостя. Искандер 5 После того как путешественники вышли к озеру, повалил снег, который очень быстро превратился в жестокую пургу. Малов 6 С отрядом из шести человек Арсеньев поднимался вверх по одной из рек, чтобы исследовать перевалы в горном узле, откуда брали начало сразу четыре таежные реки. Малов 7 Старшина пошел сам, потому что предводители должны идти первыми, когда угрожает опасность. Семенова 8 Стихи, к которым он раньше не питал никакой склонности, до такой степени потрясли его, что несколько недель он не мог думать ни о чем другом, а потом начал писать сам.
Пелевин 9 Теперь, когда луну закрыл каменный гребень, приходилось ощупью находить ветки, чтобы схватиться за них. Пелевин 10 Через несколько десятков метров, когда тропинка превратилась в узкий карниз, под которым не было ничего, кроме стометровой пустоты и моря, остатки сна слетели с него окончательно. Пелевин 11 Я опять закрыл глаза, чтоб отдать себе, не двигаясь, отчет в том, как это я очутился здесь, под открытым небом, на берегу плещущей речки. Короленко 12 Никогда его в Лозищах умным не считали, и парни нередко издевались над ним, может быть, потому, что он, несмотря на свою необычайную силу, драться не любил. Короленко 13 Пришлось сочинить длинный рассказ, который мало соответствовал тому, что случилось с ним на самом деле.
Белоусов 14 Сначала я не вникала в суть долетавшего до меня разговора, но очень скоро невольно прислушалась, хотя и не могла бы определить точно, что именно меня насторожило. Яковлева 15 Беззвучно проплывали облака, которые от собственной тяжести спускались к руслу извилистой медленной реки, чтобы сопровождать ее до самого океана. Крестовский 16 И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ. Шукшин 17 Описывая местную флору и фауну, он думал о том, как научиться бережно хранить живую природу и в то же время брать у нее все, что надо человеку. Малов 18 Всего же более он был благодарен за то, что они больше не расспрашивали его, куда он подевал меч.
Семенова II. Однако у повара не было выбора. Он в очередной раз приготовил императору курицу и так «замаскировал» разными приправами, что Наполеон просто не узнал ее. А поваров, которые готовили вкусную еду, сбрасывали со скалы. Кудашева Б.
Кругом стояла ничем не нарушаемая тишина и темень. Земля была на ощупь еще теплой, как недавно протопленная печь, дневной жар в воздухе еще не потух, не рассосался в темноте. Несмотря на полное безветрие, время от времени уныло шелестели зеленые пока колосья, словно жаловались кому-то на беспощадное, знойное лето, в которое они уродились, проклюнулись из земли и выросли, да неизвестно, сумеют ли они в такой испепеляющей жаре налить зерна, ради которых люди переносят такие муки. Иванов В. Розы — самые прекрасные из цветов — были известны много тысячелетий назад.
В Древней Индии каждый, кто преподносил царю розу, мог просить все, что захочет. В Китае пять тысяч лет назад император приказал уничтожить половину розариев, чтобы освободить хоть немного земли для посевов зерна. Царица Египта Клеопатра, принимая Марка Антония, велела покрыть весь пол зала, где должен был проходить пир в его честь, ковром из розовых лепестков толщиной в полметра. В Греции роза считалась символом красоты. Особой любовью пользовался этот цветок у римлян.
Воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз, считая, что они надежнее защитят их и вселят в души мужество и отвагу. Некоторые патриции, отправляясь на прогулку на галерах, усыпали лепестками роз водную гладь. Однажды таким образом была покрыта поверхность огромного озера. Черкасовой Г. Тексты состоят из букв, однако для понимания текстов одних букв недостаточно.
Чтобы буквы и слова не сливались в сплошное пятно, текст нужно разделить на слова и части, для чего используются поля, интервалы между словами и строками, а также отступы, заглавные буквы и другие средства. Цепочки слов в строках разделяются на отдельные слова при помощи пробелов. Не будь их, нам при чтении пришлось бы все время спотыкаться в поисках границ между словами. В таком тексте мы чувствовали бы себя, как в густом, темном лесу, где деревья стоят стеной и где нет ни дорог, ни тропинок, и уверенно идти по нему может только человек, хорошо знающий этот лес. По «Энциклопедическому словарю юного филолога» Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением I.
Хруцкий 2 В руке намертво был зажат наган с последним патроном, и он хотел сейчас только, чтоб немцы скорее повстречались и чтоб он успел свалить еще одного. Васильев 3 И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнул их и когда понял, что навстречу идут свои. Васильев 4 Она преданно и чистосердечно смотрела своими чудесными глазами, давая понять, что готова чем угодно помочь ему и что на нее он может всецело положиться. Адамов 5 Это был самый недобрый час ночи, когда холод и тьма зловеще смыкаются над землей и не верится, что наступит рассвет. Семенова 6 А вот, дыханье затаив, я слышу стон плакучих ив, что ствол свой низко наклонили и ветви в воду уронили.
Константинова 7 Спускались они молча, потому что тропинка была очень узкой и идти по ней надо было осторожно. Пелевин 8 Вершина оказалась небольшой плоской площадкой, где росло несколько мелких кустов боярышника и торчал стальной шест маяка. Пелевин 9 Когда стало светать и закричали первые петухи, во дворе появилась большая полосатая кошка. Семенова 10 Это непривычное состояние было настолько мучительно, что сердце остановилось и он проснулся. Стругацкие 11 Когда мы вышли из автобуса, шел неприятный косой дождь и было холодно.
Пелевин 12 Едва я успел сделать несколько шагов, как берег подо мной провалился и я оказался по пояс в ледяной воде. Трофимкин 13 На седьмой день пал на море такой страшный туман, что нос парохода упирался будто в белую стену и едва было видно, как колышется во мгле притихшее море. Короленко 14 Я слушаю, как снежный ком растет и вечность бьет на каменных часах. Мандельштам 15 В том месте, где лес незаметно становился парком и начинался пригород, стоял старинный особняк. Когда, например, мы считаем, что русский язык красив, когда мы называем его богатым, великим, то наше право на это основывается не на том, будто русский дательный величественнее и красивее, чем соответствующие формы других языков, или будто в русском языке больше слов, чем в других языках, а только на том, что формы и слова русского языка — это формы и слова великого народа, корифеев русской литературы, создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры.
Именно поэтому и становится такой притягательной силой и таким мощным воспитательным источником правильная речь для русских людей. Винокур III. Песков Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными с союзами и союзными словами, стоящими рядом 1 Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. Гончаров 2 Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и когда писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. Майлин 3 Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись.
Константинов 4 Больше всего на свете мне хотелось спать, потому что я чувствовал, что если я достаточно быстро засну, то проснусь опять самим собой. Пелевин 5 Однако он хорошо понимал, что, если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. Погорелов 6 Вы действительно согласны с тем, что, когда вас ударят по правой щеке, нужно подставить левую? Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении.
Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» 2 стихи. Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв. Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя свободно и независимо.
Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою... Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем. Ему — молодому зодчему, немало построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение — Лицей. Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий.
Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. Третьи считали, что это злостные затеи Сперанского, который втерся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы. Но что бы ни толковали в столичном обществе, в начале 1811 года был опубликован указ об основании Лицея, и вот ему, зодчему Стасову, предложено немедленно осмотреть здание, в котором будет находиться Лицей, и решить, как наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения. Все готовились к 19 октября — дню, когда будет торжественно открыт Лицей. Приехал граф Разумовский — министр просвещения.
Все осмотрел и приказал провести в его присутствии репетицию предстоящего торжества. Ему поставили кресло. Он сел, сумрачно наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь. Зал, где проходила репетиция, был небольшой, но красивый. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, которые были окрашены под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену.
Именно здесь предполагалось впоследствии устраивать публичные экзамены и другие торжества. Зодчему, который переделывал здание, приспосабливая его к нуждам учебного заведения, приказано было сделать так, чтобы помещение это имело парадный вид. Стены зала были искусно расписаны. Воинские доспехи, знамена, сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки, через которые входили в актовый зал.
Мебели в зале не полагалось, потому что воспитанники должны были здесь заниматься фехтованием, а по вечерам — играть. Басиной IV Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чем прелесть этого необыкновенного сооружения.
Трудно сказать, когда лучше любоваться им. Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. В темных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников. На рассвете, когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Покров надо видеть и в дождь, когда огромная туча словно останавливается, чтобы полюбоваться храмом.
Храм в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека. Осетрову V В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера.
Оно манило прозрачностью и глубиной. Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды. Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой.
Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей. Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов.
Осетрову VI Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Все казалось, что кто-то крадется к землянке. Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. Потом поднимала голову, прислушивалась.
Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет. С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше.
Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь. Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего. Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи.
Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. Марков VII В восемнадцать лет невозможно быть оседлым, и однажды ты вдруг почувствуешь неодолимое желание соприкоснуться с неизведанным, неизвестным. Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые прощаются с землей и уходят в море, в какую-то новую, удивительную, ни с чем не сравнимую жизнь. Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содрогаться от работы упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами, со световыми бликами вода, вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить берег с темной толпой провожающих на причале. Поплыли, туманясь, портовые огни, убегая все дальше и дальше в глубь материка, желтея там, вдали, а веселые звезды стали приближаться, иные, казалось, висели прямо на реях, и их можно было, как бабочку, снять рукой.
И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза. Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров, гордых и печальных, неподвижно сидящих и вповалку храпящих прямо на палубе. Я был один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, отправлявшейся в далекое и неизведанное плавание. Ямпольскому VIII На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение. Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.
На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет. Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета.
Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему.
Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь. Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы а это самый лучший из будильников , положите кусочек сала обязательно несолёного — постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена. Это соседство людям совсем не в тягость.
Человеку легче живётся в холода и в ненастье, если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. Всякое проявление жизни рядом питает душу... Осенью около дома собирается немало живности. Ласточки перед отлётом, скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают гнездо или родную скворечню — сидят, посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. И на земле приглядитесь: явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями.
А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день на виду. Услышишь их — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься. Надлежало начинать Лермонтову. Он выстрелил в воздух, желая кончить глупую эту ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику своему и выстрелить ему прямо в сердце. Удар был так силен и верен, что смерть была столь же скоропостижной, как выстрел.
Несчастный Лермонтов испустил дух. Удивительно, что секунданты допустили Мартынову совершить этот зверский поступок. Он поступил против всех правил чести, благородства и справедливости. Ежели бы он хотел, чтобы дуэль совершилась, ему следовало сказать Лермонтову: «Извольте зарядить опять ваш пистолет. Я вам советую хорошенько в меня целиться, ибо я буду стараться вас убить». Так поступил бы благородный, храбрый офицер. Мартынов поступил как убийца.
С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась. Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника. Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.
Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.
Тихо было на небе и на земле, только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу. Снег хрустел под ногами; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову. Только далеко на горизонте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом. А кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши.
Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать. Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты ; как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний.
Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга. Для меня с детства несёт она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово — от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие? По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать?
Думалось, какое же это счастье — побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там. С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости. Многое меняется, а радуга остаётся неизменной.
И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных спокойно спали. Утром туман начал слегка расползаться. Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.
Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль. Эта ночь была менее спокойной, чем предыдущая: дул легкий ветер, ледяные поля задвигались, напирая друг на друга, трещали и ломались. Клубившийся туман не позволял различать путь, и приходилось быть настороже, чтобы не оказаться зажатыми льдинами. День тоже прошел в большом напряжении: утром усилился ветер и туман разогнало, однако льды пришли в движение. К счастью, окраины ледяных полей были сильно поломаны, айсберги отсутствовали, и только иногда гряды мелкого льда, нагроможденные местами на полях, представляли серьезную опасность. Например: крепостной, смерд, юнкер и другие. Ушли в прошлое предметы — вышли из употребления слова.
Изменения в общественной жизни выводят из активного словарного запаса множество слов, но они вспоминаются тут же, как только мы заглядываем в прошлое. Поэтому без историзмов не обойтись в трудах по истории: далеко не все в прошлом может быть названо сегодняшними словами. Так, бояре как сословие ушли в историю, и в этой самой истории их можно назвать только этим словом. Вспоминаются историзмы, естественно, и в художественной литературе, когда она обращается к истории. Заменять их современными словами просто безграмотно. Так, стрельца сегодня мы не назовем солдатом, оброк — налогом, квартального — участковым. Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов.
У архаизмов же всегда есть вполне современно звучащие синонимы: ветрило — парус, ланиты — щеки. Архаизмы, являясь синонимами общеупотребительных слов, выражают, как это характерно для синонимов, разнообразные дополнительные оттенки. Они служат для создания колорита эпохи, для характеристики персонажа, используются как стилистическое средство в публицистике. Мы считаем ее сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год истреблять. Между тем это растение издавна служило человеку: из ее длинных лубяных волокон когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти. Крапива — ценное растение. В народной медицине используют изготовленный из нее настой, который улучшает состав крови; отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить десны; его втирают в голову от выпадения волос.
Собирать крапиву для лечебных целей рекомендуется во время ее цветения: в этот период в растении накапливается наибольшее количество биологически активных веществ. Весной, когда запасы витаминов в организме иссякают, полезны салаты из нежных верхушек крапивы. Их предварительно промывают под струей горячей воды, затем растирают пальцами, чтобы избавиться от жгучих иголок. Крапиву можно заготавливать на зиму, для чего ее высушивают в тени и растирают в порошок, который потом добавляют в пищу. Еще один полезный совет: хотите сохранить в жаркий летний день мясо или рыбу — плотно обложите их листьями крапивы.