Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском близ Москвы.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
15 марта, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Державная», в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря столицы Татарстана состоялось соборное архиерейское богослужение. 30 июня – праздник икон Божией Матери "Умягчение злых сердец" и "Нерушимая стена". На просторах России множатся храмы во имя Державной иконы Божией Матери, святых Царственных мучеников. В настоящее время чудотворный образ Богородицы «Державная» пребывает в Храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
15 марта — день обретения Державной иконы Божией Матери
«Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная | Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная». О, Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! |
Листая православный календарь | Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная». О, Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! |
Икона Божией Матери, именуемая "Державная" | Согласно исследованиям, Державная Пресвятая Богородица была написана примерно в конце XVIII столетия. |
День Иконы «Державная» в 2025 году: какого числа отмечают, дата праздника
Икона Божией Матери, именуемая «Державная», была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет Иверская икона Богородицы Впервые Иверскую икону Божьей Матери упоминают в IX веке, когда христиан жестоко преследовали и уничтожали святые образы. Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», бывает 2 (15) марта и 14 (27) июля.
Икона Божией Матери "Державная"
Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, которые рассылали по стране. Икону возили на молебны в разные храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед этой иконой молилась прмц. Елисавета Феодоровна с сестрами Сергиевские листки.
На коленях у Пресвятой Богородицы находился благословляющий Богомладенец. В отличие от других икон, изображающих лик Пресвятой Богородицы, на найденной иконе Богородица смотрела строгим, суровым и властным взглядом. Но глаза ее были наполнены слезами. Евдокия Андрианова была преисполнена счастья, с великой радостью и слезами она упала на колени перед Пречистым Образом Богоматери, прося отца Николая отслужить молебен. Она уверяла, что именно в этом образе она увидела Пресвятую Богородицу в своем сне. То, что явление этой иконы совпало с днем отречения Николая II от престола, способствовало тому, что весть о ней быстро распространилась. Она пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. За этим последовали массовые паломничества в село Коломенское, к иконе, которые сопровождались чудесами исцеления телесных и душевных недугов. Кроме этого, икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Николай II был человеком исключительной силы веры и молитвы. Он благоговейно почитал Божию Матерь. Среди русских людей вера в то, что именно Николай II умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника, была непоколебимой. И в тот момент, когда в России под угрозу была поставлена сама идея православно-самодержавной народной власти, Богородица явилась русскому народу в самый тяжкий момент его истории. Она приняла на Себя преемство власти державы Российской. На иконном изображении лик Пресвятой Богородицы строг и суров. Скорбный взгляд ее божественных очей наполнен слезами гнева Божественной и Материнской любви. Ее царская порфира пропитана мученической русской кровью, а ее корону украшают алмазные слезы русских истинных мучеников. Изображенный на иконе образ весьма символичен. Несмотря на то, что для русского народа он предвещает неисчислимые страдания, все же он вселяет надежду на то, что сквозь кровь и слезы, после покаяния русский народ будет прощен.
Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. В 1995 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки. В 2008 году икона посетила центры русского рассеяния в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира. Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Зарубежной Церкви США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции для участия в торжествах по случаю восстановления канонического единства. Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону твою во дни сии лукавые и лютые, яко вихрь, яко буря ветреная нашедшие в страну нашу, дни срама нашего и позора, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и языком и устнами дерзостно глаголют: «Несть Бог! Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святые Своея на скорбь и горе чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяше ныне, изнемогшие от печали, очеса наша пресладостным зрением державного образа Твоего! Помози нам! Потщися, погибаем! Се живот наш аду приближися; се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О небесная Царице, скипетром власти Твоея божественныя разсей, яко прах, яко дым, враги наша видимые и невидимые, борющие ны, хулящие Церковь нашу Православную, губящие отечество наше, сокруши горделивые замыслы их, запрети им! Вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильную удержи, Пречистая, потоки нечестия, беззакония, хотящие потопите землю Русскую в страшной пучине своей! Поддержи нас слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави!
На коленях у Пресвятой Богородицы находился благословляющий Богомладенец. В отличие от других икон, изображающих лик Пресвятой Богородицы, на найденной иконе Богородица смотрела строгим, суровым и властным взглядом. Но глаза ее были наполнены слезами. Евдокия Андрианова была преисполнена счастья, с великой радостью и слезами она упала на колени перед Пречистым Образом Богоматери, прося отца Николая отслужить молебен. Она уверяла, что именно в этом образе она увидела Пресвятую Богородицу в своем сне. То, что явление этой иконы совпало с днем отречения Николая II от престола, способствовало тому, что весть о ней быстро распространилась. Она пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. За этим последовали массовые паломничества в село Коломенское, к иконе, которые сопровождались чудесами исцеления телесных и душевных недугов. Кроме этого, икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Николай II был человеком исключительной силы веры и молитвы. Он благоговейно почитал Божию Матерь. Среди русских людей вера в то, что именно Николай II умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника, была непоколебимой. И в тот момент, когда в России под угрозу была поставлена сама идея православно-самодержавной народной власти, Богородица явилась русскому народу в самый тяжкий момент его истории. Она приняла на Себя преемство власти державы Российской. На иконном изображении лик Пресвятой Богородицы строг и суров. Скорбный взгляд ее божественных очей наполнен слезами гнева Божественной и Материнской любви. Ее царская порфира пропитана мученической русской кровью, а ее корону украшают алмазные слезы русских истинных мучеников. Изображенный на иконе образ весьма символичен. Несмотря на то, что для русского народа он предвещает неисчислимые страдания, все же он вселяет надежду на то, что сквозь кровь и слезы, после покаяния русский народ будет прощен.
Икона Божией Матери "Державная"
В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».
Автор службы передаёт нам тот ужас, который реально принесла смута в жизнь народа. Он исповедует полную невозможность нам, людям, преодолеть своими силами ту нависшую над Русской Землёй власть тьмы, которая его поработила. Но земля эта - Дом Богородицы, здесь страдает Её народ, и если только жива будет в нём вера, если примет Владычица недостойную нашу молитву, всё изменится: оживём мы, и оживёт Русская Земля под всесильным Покровом Девы. Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляемы есмы, но Ты простри десницу Твою и, яко Всехвальная, постави ны на камени веры.
Самоизмышленная пагуба покрыла есть всю землю Твою, и мрак велий воцарися днесь в вертограде Твоем. Тяжко ми есть, и рыдаю Тебе, Мати Пречистая, и, аще услышиши, ничесоже устрашуся, и воспою имя Твое, славно бо прославися. Истощание прииде на рабы Твоя, и дом наш оставися празден и пуст. Хожду и взываю, но несть ми спасающа, едина убо смерть отвещавает на глас мой, и рыдая, молю Тя и глаголю: не отвержи мене и Ты, Дево Чистая, да спасен буду. Служба говорит о том, что только Божественными силами, заступлением Царицы Небесной может быть связан сатана, поработивший Русь. Страшно есть приражение змия, клеветник бо и убийца есть искони, и того ради Тя, о Царице и Дево, молим и не престанем молящи, зане вемы о Тебе, яко о семени Твоем того глава блюдется и Держава Твоя нескончаема есть. И первый ответ на эту беду - покаяние, к которому призывал свою всероссийскую паству и святитель Тихон.
Служба эта Державной иконе - глубоко покаянная, как никакая другая служба Божией Матери. Это, можно сказать, Великий покаянный канон Богородицы. Обольсти мя змий, клеветник бо есть, и, душевредное в себе насаждая, смутися сердце мое. Яко мертв, пребываю, и киими словесы о себе возрыдаю? Но Тя молю, Владычице, молю и глаголю: обладай над ним и от греха моего очисти мя. То есть Матерь Божия имеет силу освободить душу от сатанинского плена, а значит от греха - и только тогда придёт подлинная свобода. Так изречена была духовно-державная задача на весь начавшийся период истории...
Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твёрдо знает вся Православная Россия». И ещё, несколько позже, он написал о том же: «Россия спасена, раздалось в моём сердце перед большевицким переворотом в 1917 году как откровение Богоматери во Владычней Её иконе , и я верен и верю этому завету». Когда мы оглядываемся на минувший век, то происшедшее мы можем назвать не иначе, как чудо. В самом деле. Наш народ в этом веке пережил 1-ю мiровую войну. Революционный «красный террор».
Гражданскую войну. Самую страшную в истории человечества, самую губительную для нашего народа Великую Отечественную войну. И всё это - почти подряд, без передышки. И всё-таки страна осталась жива, и поднялась после всех безчисленных потерь и страданий. Как мы выжили? Разве по-человечески это было возможно?
Спаси нас грешных! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Недавно нашла в террасе икону и поняла что это Троеручница. Икона принадлежала моей прабабке Марье. Ощутила какой-то трепет и нежность внутри. Вера живет в сердце. Спаси и сохрани всех Боже.
Икону возили на молебны в разные храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед этой иконой молилась прмц. Елисавета Феодоровна с сестрами Сергиевские листки. Один из списков в середине 20-х гг. Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. После прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие, названное Акафист акафистов.
Икона Божией Матери именуемая "Державная"
Икона Божией Матери "Державная" | Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II. |
История православного праздника в честь иконы Божией Матери «Державная» 15 марта 2023 года | в день отречения от престола страстотерпца ца. |
«Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Празднование иконе Божией Матери «Державная» совершается в день ее обретения — 15 марта (2 марта по старому стилю). |
Значение Державной иконы Божией Матери, в чем помогает образ Богородицы | В настоящее время чудотворный образ Богородицы «Державная» пребывает в Храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. |
Икона Божией Матери "Державная" | Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II. |
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
О чем молятся перед иконой Державная? Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день насильственного отрешения от престола императора Николая II — в селе Коломенском близ Москвы. На просторах России множатся храмы во имя Державной иконы Божией Матери, святых Царственных мучеников.
ДЕРЖА́ВНАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Икона Богородицы «Державная» ПРАЗДНОВАНИЕ: 15 марта. Служба и акафист Державной иконе Божией Матери были составлены с участием святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Икона Божией Матери под названием "Державная", согласно исторической справке, была найдена в день отречения Николая II от престола в 1917 году.
Икона Божьей Матери Державная — празднование 15 марта
Делать это нужно завтра, 15 марта 2023 года. О том, какую молитву читают в эту дату и в чем она помогает, сообщает портал Rsute. О чем молятся иконе и кому она помогает История и чудеса святого лика Божией Матери «Державная» История обретения иконы Богоматери «Державная» тесно связана с именем и судьбой подмосковной крестьянки Евдокии Андриановой. Однажды Евдокии приснился чудесный сон, впоследствии оказавшийся судьбоносным. Ей явилась Богородица и повелела отправиться в Коломенское, где отыскать икону, которая сейчас черная, но ее нужно сделать красной и выставить для молений, — пишет pronedra. Долго думала крестьянка над сном и не решалась отправиться в путь, пока Богоматерь не пришла к ней еще один раз, уже восседающей на белоснежном Престоле. Приснодева показала Евдокии храм, где находится образ, который надлежит отыскать.
Крестьянка помолилась и отправилась в Коломенское. Узрев храм Вознесения Господня, она обрадовалась — именно его и видела во сне. Она обратилась к настоятелю храма, отцу Николаю с просьбой отыскать «черную» святыню.
Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. После прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие, названное Акафист акафистов. Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф.
С Державной иконы Божией Матери было сделано множество списков.
Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском. По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.
Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время — в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской.
По просьбе женщины настоятель храма принялся за поиски иконы и нашел ее в церковном подвале, среди старых досок, тряпок и рухляди. Когда почерневший от старости образ промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках - откуда и произошло название «Державная». Державная икона Божией Матери Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Образ стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Икона побывала в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами.
Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.