Историки Башкортостана обсудили общую историю с коллегами из Татарстана. Историк Свистунов на примере Ирака показал опасность переданных ВСУ снарядов с обедненным ураном. 26 апреля 2024 года в Наримановском отделе МУК МЦБ Зимовниковского района в рамках Девятой Межрегиональной акции «Читаем Анатолия Митяева» был проведен литературный час «Писатель, историк, солдат», посвященный творчеству писателя, сценариста. Новость. В районе острова Большой Абако идентифицированы обломки четырнадцати затонувших кораблей, перевозивших чернокожих рабов.
Премьера спектакля «Расследование местного масштаба»
Считаете, что важна информация, а не способ подачи? Тогда подписывайтесь на телеграмм-каналы об истории, где вы найдете все: от Архея до наших дней.
Приведены статистические данные их выступлений и завоеванных ими призов. Романы, написанные внуками фронтовиков" Книга "Гроза из поднебесья" Колычева Владимира Григорьевича даст новые впечатление и мысли для развития литературного жанра «военная проза». Черное и белое, добро и зло, присутствующие антагонизмы - и не стоит их судить с точки зрения традиционной морали, все сложнее. Один из особых интересов автора - это трудности во взаимоотношениях, однако с успехом примененный в повествовании юмор, сглаживает напряженные моменты и делает чтение легким и непринужденным.
Легкое повествование, живой язык, рельефные образы… Острый Довлатовский взгляд скользит по лицам, проникает в души и выводит для нас искусный образ ушедшей эпохи. Поллианна как лучик света в мире взрослых, удручённых тяготами жизни. Она по-детски непосредственна, нереально оптимистична и, что самое главное, она заряжает этим оптимизмом других. Охотники на предателей Родины" Тема, затронутая автором произведения, достаточно сложна: поиск чужих среди своих. В романе раскрывается опасная работа контрразведки, которая отличается нечеловеческой психологической нагрузкой… В основе сюжета романа - реальная история о том, как ФСБ России вычислила, выследила и взяла с поличным шпиона-предателя.
Новый, 25-й по счету, выпуск литературного ежегодника «Коломенский альманах» увидел свет в этом году и посвящен 80-летию начала Великой Отечественной войны. Среди авторов Е. Ломако, В. Артемов, С. Грачев, В.
К юбилею Достоевского свои исследования представили: В. Викторович, Г. Прохоров и С. Прохоров; в рубрике «Родимая сторона» представлены работы коломенских авторов: Н. Ватник, В.
Ярхо, Т. Как всегда, в альманахе публикуются работы художников, участников X Всероссийского Коломенского пленэра им. Село Богородское Коломна : Лига, 2020 - 175 c. Алевтина Бондаренко 1935-2021 - коломенская писательница, автор стихотворных сборников «Озорники», «Жемчужинка», «Все это про лето», «Сказки и другие правдивые истории», «Лимерики» и др. Была членом литературных объединений «Зарница», «У Грановитой».
Повесть «Отложенное детство» - последняя книга автора. Написана она не только по воспоминаниям, но и по многочисленным послевоенным семейным рассказам о тех же событиях… Вместе с девочкой Алей вы пойдете трудными дорогами первого года войны. Разделите с нею огорчения и невзгоды, поразмышляете о жизни. На страницах этой книги будет где-то страшно, где-то интересно, где-то смешно…» Алевтина Бондаренко. Книга воспоминаний известного актера театра и кино Вениамина Смехова, приуроченная к 80-летию автора.
В книге — восемь глав, посвященных восьми десятилетиям — от 1940-го до 2020-го. Эта книга о путешествиях по годам и городам, по спектаклям и фильмам, а главное — это книга о театре — прекрасном и удивительном месте, где люди работают не на станках, а на собственном организме. Со страниц читателю улыбнутся лица кумиров, партнеров и друзей автора: В. Высоцкий, Лиля Брик, Н. Эрдман, Ю.
Визбор, А. Демидова и многие другие.
На фото: Руслан Гагкуев Помимо лекций по нескольким тематическим направлениям, а также культурной программы, участники Школы приняли разработали собстченные историк-просветительские проекты. Лучшим из них был признан проект «Наука сквозь века». Члены его команды смогут в дальнейшем претендовать на получение стипендии фонда «История Отечества» для реализации своей инициативы. Один из членов команды победителей в своей речи поблагодарил организаторов школы и отметил сплочённую работу всех участников проекта: «Спасибо всем участникам и организаторам за эту неделю, она была очень насыщенная: были очень интересные лекции, экскурсии, проектная работа была очень насыщенная.
Первая часть - это собственно иллюстрации к роману Нурихана Фаттаха "Свистящие стрелы". Картины выполнены в минималистской графической манере, в монохромном изображении, с преобладанием коричневого цвета. Вторая часть выставки - современные образы кочевой жизни, то, что мы еще можем видеть сегодня своими глазами, отголоски прошлого в быту и жизни. Я буду переезжать с выставкой из города в город, как кочевник. Сначала внутри Казахстана, а потом и в другие государства Тюркского мира. В каждом городе выставка будет длиться две-три недели. Параллельно я буду писать новые исторические и современные работы. Буду общаться с людьми, и в каждом городе создавать какую-то новую картину, предварительно собрав информацию о новом для меня месте. Петропавловск стал первым городом, в котором побывала кочевая выставка", - рассказал Арыслан о концепции проекта. Сплошной "брызгизм" Техника, в которой выполнены картины, тоже необычная.
Из Латвии вытравили последнего русского историка
Новости поискового отряда "Демянск" об осенней Вахте Памяти 2021-го года. Историк-марксист, 1940, № Олег Лобов в своем выступлении отметил лучшие ячейки Крымского республиканского отделения Российского общества историков-архивистов, которыми стали города Армянск, Евпатория, Судак, Ялта и Черноморский район.
Премьера спектакля «Расследование местного масштаба»
По словам директора ИРИ РАН Юрия Петрова, в общей сложности над проектом трудятся более 400 историков из академических и высших учебных заведений, а также музеев и ведущих архивных хранилищ. сканворд, кроссворд. Количество символов: 7 букв. Я не против прогресса, новое жилье необходимо, город должен развиваться, но и как историк не могу не зафиксировать уходящую старину.
Историк местного масштаба
20 мая на сцене МАУК «ЦД и НТ городского округа Эгвекинот» состоялась премьера спектакля «Расследование местного масштаба» по пьесе Татьяны Комылиной. Все ответы для определения Историк местного масштаба в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. В ходе лекции слушатели узнали о фактах искажения истории Якутии, также историк выделил яркие примеры необъективной трактовки исторических событий XVII века. 20 мая на сцене МАУК «ЦД и НТ городского округа Эгвекинот» состоялась премьера спектакля «Расследование местного масштаба» по пьесе Татьяны Комылиной. Грандиозное по масштабам сражение завершилось тяжелым поражением ордынцев. Популярный радиоведущий, историк и публицист Армен Гаспарян дал.
Истина и ложь в истории. О важнейших событиях истории Якутии в XVII веке
В обсуждении вопросов форума приняли участие коллеги из Москвы. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и организации архивного дела Историко-архивного института Российского гуманитарного университета Олег Санин отметил высокий уровень работы форума и внес конструктивные предложения по увеличению ее эффективности. No comments Log in or sign up to add a comment Next publication.
Премьера спектакля «Расследование местного масштаба» Самодеятельное театральное искусство всегда было и остаётся одной из главных отличительных черт культурного пространства городского округа Эгвекинот. Эгвекинотский народный драматический театр только получил 2 место на XIII заочном региональном конкурсе театральных коллективов «Театральная маска» за постановку спектакля по пьесе Е. Васильевой «Там, за Ладожским озером…», как тут же порадовал любителей театрального искусства новым спектаклем. На этот раз зрителей ожидала искрометная деревенская комедия. Лихо закрученный сюжет, полное погружение в деревенскую жизнь, замечательная игра актеров сотворили настоящий праздник на сцене.
Ну, или как минимум заслуживающими внимания. Ссылки на предыдущие статьи приведены в конце поста. И сегодня речь пойдет о Венгрии, небольшой, но при этом весьма самобытной восточноевропейской стране, которая к тому же в последние годы внезапно стала нашим главным союзником во всей Европе... Помимо таких дизайнеров, как Schiaparelli, Dior и Chanel также представили свои последние творения на подиуме. Мы показываем самые интересные моменты с подиума и звезд первого ряда. Актриса Зендея уже во второй раз демонстрирует свою стильную прическу на Неделе моды в Париже и представляет бордово-красный образ для показа Fendi. Эффектно и вызывающе. Крупное бриллиантовое колье завершает образ. Ким Кардашьян блистает в полупрозрачном платье от Maison Margiela... По количеству сбитых самолетов он уступил только не менее легендарному Ивану Кожедубу. Официально удалось доказать, что на его счету — 59 вражеских самолетов, а, по неофициальным данным - более 100.
Руководитель Серпуховского отделения Российского военно - исторического общества. Сопредседатель фонда «Ист-Патриотика, эксперт и аналитику телеканалов «Победа» и «Звезда» - Макушин Александр Владимирович; Руководитель Международного молодёжного портала «Kalinka» - Чевачин Владислав Вячеславович; Руководитель Центра правозащиты российских граждан в Абхазии, золотой призер Лидера народной дипломатии - Елена Николаевна Жилинская; 81 views.
Проведен IV Форум архивистов, историков и краеведов города Симферополя и Республики Крым
23 апреля. Новости. Из истории художественной жизни 1920-х годов» независимый исследователь и историк Михаил Бирюков задумал как биографию «амазонки. Из истории художественной жизни 1920-х годов» независимый исследователь и историк Михаил Бирюков задумал как биографию «амазонки. Историк-марксист, 1940, №
Обзор выступлений основных докладчиков на I Съезде историков России
Мы запустились и работаем. У нас учатся дети с первого по девятый класс. Это школа для русских детей, русскоязычная школа. Adriatic College сам по себе имеет местную аккредитацию, но у нас русская школа с преподаванием на русском языке, для русскоговорящих. У нас есть ученики из Беларуси, из Украины, но основная масса — русские. Большинство родителей — это люди, которые оказались в вынужденной эмиграции после начала войны. Хотя есть те, кто живет здесь много лет, и они тоже отдали к нам своих детей. Так что я рад, что у меня есть работа, что я как-то устроился и семья моя рядом. Для меня это очень важно. Периодически снятся сны, как будто бы ты проснулся и едешь на работу, а потом просыпаешься по-настоящему.
Для меня родина — это в первую очередь архангельский север, Архангельск, те люди, с которыми я там связан, которых я люблю, которые, я надеюсь, любят меня. Мне очень этого не хватает. Конечно, я с ними связываюсь периодически, но мне все равно этого не хватает. А как я с этим справляюсь... Ну, пока никак не справляюсь. Работаю, помогает работа и общение с друзьями и коллегами. Здесь оказалось неожиданно много друзей, которых я знал еще в России, и новых хороших людей. У нас прекрасный интересный коллектив, в котором собрались коллеги со всей России — от Красноярска до Москвы. Или это стоило бы мне таких душевных и эмоциональных сил и энергетических затрат, которые я бы не смог себе позволить.
Это бы меня разрушило. При этом Путин жив, прекрасно себя чувствует и война в самом разгаре. Как вам кажется, не преждевременны ли такие рассуждения?
История Тулы учит нас, что ничего не исчезает бесследно. И даже если у муниципалитета не хватает возможностей, то всегда рядом оказываются неравнодушные люди. Блогер года Илья Кошкин не только бережно сохраняет прошлое, но и щедро делится своими знаниями, своей коллекцией, своим взглядом на город и делает свой личный, но при этом значительный вклад в создание имиджа Тулы.
Поэтому в России духовность и нравственность на порядок выше, чем в других странах, таких, к примеру, как государства Европы.
Юнкоров интересовало, что вдохновляет литератора на написание книг, какие исторические периоды ему наиболее интересны, сложно ли быть не просто писателем, а ещё и историком. Первую книгу прозы — «Свадьба» он выпустил в 1982 году. Секретарь правления Союза писателей России с 1998 года. Материалы по теме.
И все, что мы знаем о деятельности общества, говорит, что эта невысокая профессиональная репутация совершенно заслужена». Урочище Сандармох обнаружили карельский историк Юрий Дмитриев и его коллеги из Петербургского «Мемориала». Последний, кстати, возглавляет местный филиал Российского военно-исторического общества. Петрозаводские коллеги ученых отнеслись к их гипотезе скептически. Ирина Такала, историк, доцент ПетрГУ: «Они пишут о тысячах [расстрелянных советских солдат] и ссылаются на новые документы, недавно рассекреченные. Я тоже видела вот эти документы, они скорее свидетельствуют о другом — о том, что не было этих тысяч и вообще массовых расстрелов». Гипотезу о невинно убитых советских военнопленных начали развивать в 2016 году. Тогда же Юрия Дмитриева взяли под стражу по первому обвинению — в изготовлении детской порнографии. В Российском военно-историческом обществе говорят, что их экспедиция никак не связана с уголовным преследованием Дмитриева. Понимаете, мы совершенно здесь отдельно и вне этого контекста находимся.
Новости истории сегодня
Наконец, поддержавший А. Мирошниченко краевед Д. Зенюк решил вывести журнальную дискуссию на административный уровень, заявив, что попросит власти «официально утвердить 21 июля 2 августа по новому стилю 1828 г. Мирошниченко и Д. Зенюк обратились к самим жителям села Стефанидинодар. Согласно официальным документам, 22 сентября 2018 г. Стефанидинодар Азовского района. Согласно заявителям данных писем — 21 июля 1828 года» пунктуация сохранена [29]. Установление исторических дат голосованием заинтересованных в них непрофессионалов выглядит откровенно новаторским методом.
Использование подобного хода в дискуссии возмутило В. Назаренко, он обратился к вышестоящим властям, и в итоге был созван круглый стол, на который, наконец, пригласили достаточно авторитетного профессионального историка, начальника отдела археологии Азовского музея-заповедника А. Он предложил датировать основание Стефанидинодара не 1828 г. В той же статье указано, что самим жителям села «не понравилось, что кто-то хочет отменить решение, принятое на сходе», а еще они «приняли сторону своего земляка» [31]. И в итоге местные депутаты выступили с таким решением снова обращаем внимание на риторику : «Оставить без изменения ранее вынесенное решение, так как оно отражает мнение жителей села, озвученное на сельском сходе 22 сентября 2018 г. Как мы видим, важнее оказались не историческая правда и не научная дискуссия, а мнение местных жителей, многие из которых, вероятно, вообще были не в курсе критики утвержденной ими даты профессиональным историком. Мы бы хотели обратить внимание и на другие детали этой истории. Прежде всего, отметим, что дискуссия между местными краеведами велась преимущественно не на страницах «Донского временника» или, тем более, научных журналов, но в местной, даже не областной, а районной азовской прессе.
Таким образом, о какой-то профессиональной редактуре и, тем более, рецензировании их работ не шло и речи. Привлечение к спору местных жителей также и администрации, взаимные обвинения в нарушении профессиональной этики и общий градус дискуссии так же свидетельствуют, что данный спор быстро перестал быть научным. Как нам представляется, началась битва амбиций, спор за право считаться первооткрывателем даты основания села Стефанидинодар. Об этом свидетельствует и крайне пафосная риторика обеих сторон. Так, выход в «Донском временнике» и двух азовских газетах пяти статей двух авторов о Стефанидодаре А. Зенюк совершенно серьезно именуют «исследовательским ажиотажем» [33]. Назаренко называет неточности при описании хода подготовки этих статей «коверканием историографии» [34]. Самое же ироничное, что при этом с научной точки зрения между всеми спорящими различий вообще нет: все они признают, что земля, на которой вскоре возникло поселение, была куплена Стефанидой Похвисневой в 1828 г.
Таким образом, все сводится к формальному вопросу о том, что считать основанием села, и кто, в зависимости от итогов этого выбора, будет считаться первооткрывателем данной даты, А. Мирошниченко или В. Выходит, что, хотя в данном случае краеведы действительно занимались исследованием, выявили новые факты в архивных материалах, вовлекаемых в научный оборот, а не сочинили их, значительная часть их деятельности оказалась откровенно контрпродуктивна и свелась к борьбе самолюбий. А еще из данного примера хорошо видна ограниченность тех «историй поселения», которые ориентируются исключительно на местного читателя, жаждущего фактов или легенд об истории родного локуса. Едва ли стороннему жителю Ростовской области, не говоря уже о России или мире в целом, принципиально важно, было основано село Стефанидинодар население по переписи 2010 г. Разумеется, микроистория и «новая локальная история» могут придавать универсальную ценность и изучению самых маленьких поселений. Так, С. Румянцева приводят слова Л.
Репиной, согласно которым научная региональная история должна быть «эффективным инструментом исторического познания» [35]. Однако, как видно из случаев В. Гладченко, А. Назаренко, рассчитанные исключительно на местного читателя «истории поселений» рискуют вообще перестать быть инструментом познания, превратившись даже не в инструменты конструирования важных для жителей локуса мифов, но в инструменты доказательства авторских концепций, ориентированных исключительно на социальный успех, а не на научное исследование. Именно поэтому, переходя от примеров очевидно проблемных «историй поселений» к примерам более удачным, мы считаем нужным начать с нарратива, лишенного столь явно выраженных недостатков и не вызвавшего серьезной критики, при этом написанного не профессиональным историком и ориентированного на местного читателя — чтобы понять, насколько успешным будет такой текст. Граф «Наш Константиновск» [36]. Исследования В. Граф востребованы примерно той же целевой аудиторией, что и работы предыдущих рассмотренных нами авторов.
Три ее книги приведены на официальном сайте Константиновского района в числе публикаций по местной истории [37]. Статью к ее юбилею опубликовал «Донской временник» [38]. В то же время ее работы не слишком востребованы в среде профессиональных историков. Впрочем, о ней упоминает известная исследовательница донской церкви А. Шадрина в статье с характерным названием-пожеланием «Краевед должен быть историком! Согласно А. Шадриной, В. Граф «замечательный константиновский краевед», но «ее поэтичные краеведческие эссе значительно выиграли бы, если бы автор указывал источники, из которых черпал информацию» [40].
Собственно, уже из этого ясно, почему более разбирающегося в исторической науке читателя нарратив В. Граф едва ли удовлетворит: сведений об источниках информации в нем мало, и поэтому он обычно не проверяем. Между тем, в нем есть серьезные ошибки и умолчания, но об этом мы подробнее напишем далее. Как мы уже видели, книга «Аксайский район: история и современность» представляла собой слабо систематизированную компиляцию, а А. Назаренко предпочли созданию единого нарратива многочисленные газетные статьи. Фрагментарность повествования характерна и для В. Граф: фактически ее книга — это сборник статей, прежде публиковавшихся в местной прессе. Последовательного описания Константиновска в ней нет: вместо этого статьи сгруппированы по трем разделам: «Константиновск исторический», «Константиновск живописный» и «Константиновск литературный» [41].
В принципе, подобное деление логически обосновано, и его можно было бы назвать удачным, если бы не крайне неочевидное членение конкретных материалов по разделам: так, статьи об истории районной журналистики включены в исторический раздел, а статьи о георгиевских кавалерах из семьи Дукмасовых — в раздел литературный при этом об их литературном творчестве в тексте упоминаний нет, только о военных подвигах [42]. Рецензирования или научной редактуры книга, судя по всему, не проходила. Для нас важно, что в одной из этих статей, о константиновском краеведе В. Крюкове, В. Граф высказывает свое мнение об общих вопросах краеведения. Однако дальнейшие рассуждения В. Граф соответствуют логике конструирования локального мифа и не имеют ничего общего с реальным историческим исследованием: «Люди хотят знать о тех местах, где они родились и выросли. Это патриоты своей малой Родины, любящие свой край» [44].
Как мы видим, ключевым качеством даже не краеведа, а КРАЕВЕДА снова становится местный патриотизм и любовь к родному локусу, а вот о необходимости для него научного профессионализма и стремления к объективности В. Граф ничего не пишет. И это не случайно. Далее в тексте краеведение уже прямо рассматривается как «средство нравственного воспитания молодежи», которое «прививает любовь к Родине, воспитывает уважение к ее истории, к мирному и ратному труду дедов и отцов, формирует мировоззрение патриота и гражданина» [45]. Это едва ли не идеальная иллюстрация к утверждению С. Маловичко и С. Румянцевой о том, что так называемая «местная история» является «социально ориентированным историописанием», связанным с «потребностями в поиске локальной идентичности», и не должна относиться к исторической науке. Однако, в отличие от разобранных выше авторов, социально ориентированный подход к истории в случае с В.
Граф не означает, что исследовательница «создает» мифические артефакты прошлого или пытается навязывать читателю социально значимые для родного локуса исторические даты. Но при этом и собственно историческое исследование, выявление достоверности описываемых фактов для В. Граф, по-видимому, не является принципиально значимым. Она в большинстве случаев ограничивается тем, что приводит информацию по различным источникам и литературе, не проводя ее научной критики, что естественным образом ведет к неточностям и спорным местам. Например, исследовательница пишет: «Народный герой Дона Степан Тимофеевич Разин, как известно, родился в Черкасске в семье донского казака» [46]. Однако в действительности точное место рождения С. Разина неизвестно: помимо Черкасска местом его рождения различные авторы называют Пять изб и Зимовейскую, причем преобладающим является именно последний вариант [47]. Далее в Константиновске обнаруживается связанный с С.
Разиным артефакт: В. Граф не «создает» его сама, но указывает, что, по мнению ростовского журналиста В. Моложавенко, «в городе Константиновске еще сохранилась груша из сада, посаженного сыном Степана на подворье Макаровых по улице Карташова» [48]. Обратившись к первоисточнику, мы можем увидеть, что В. Моложавенко не указывает, откуда ему известно, что данная груша была посажена сыном С. Разина, но часть информации об этом сыне ему сообщил хозяин участка, на котором росла эта груша, да и вообще очерк В. Моложавенко о С. Разине полон приводимых совершенно серьезно рассказов неких «старожилов» о казненном триста лет назад атамане [49].
Считает уместным приводить информацию, полученную от местных жителей, без указания на ее явную неподтвержденность и сама В. В итоге статья В. Граф о С. Разине по уже знакомым нам лекалам четко увязывает фигуру легендарного атамана с Константиновском, вовлекая его в локальную память: именно тут, якобы, растет груша, посаженная его сыном, а краевед соседней станицы нашел легендарный разинский клад. Но общий уровень достоверности приводимых сведений, мягко говоря, сомнителен, а самыми слабыми оказываются как раз те, которые работают на вовлечение С. Разина в историческую память локуса, хотя В. Граф лично ничего не выдумывает, но просто цитирует и пересказывает работающие в пользу ее нарратива тексты. Не менее любопытна статья В.
Граф о П. Она написана куда более точно в историческом отношении, а связь фигуры П. Краснова с Константиновском бесспорна: он сам писал в предисловии к роману «Амазонка пустыни», что «предлагаемый роман написан в марте 1918 года в станице Константиновской, на земле Войска Донского» [51]. Однако П. Краснов является одной из наиболее спорных фигур донской истории из-за службы А. Гитлеру в годы Великой Отечественной войны. Соответственно, проблема вовлечения его фигуры в локальную память достаточно неоднозначна в моральном плане: он может позиционироваться и как герой Первой Мировой войны, и как крупнейший казачий коллаборант Второй Мировой войны, осужденный на смертную казнь. Граф вместо разрешения этой проблемы просто от нее уходит, рассматривая П.
Краснова исключительно как писателя, и вовсе не касаясь его биографии после марта 1918 г. В итоге связанная с историей места неоднозначная, но знаменитая историческая фигура упрощается, сводясь к бесспорно положительным сторонам своей деятельности, и Константиновск обретает не противоречивого государственного и военного деятеля, а известного писателя, связанного с городом. Мы видим, что, если В. Назаренко выступают преимущественно «создателями» мифов об истории локуса, на более или менее достоверной основе выстраивая социально ориентированные историографические конструкты, то В. Граф выступает в роли «кодификатора»-потребителя подобных конструктов, не отделяя их в своем тексте от более достоверных историографических конструктов, созданных профессиональными историками, и полученной лично эксклюзивной информации. На наш взгляд, ее книга наиболее ценна именно там, где она оказывается источником, а не литературой: в статьях о современных краеведах и писателях Константиновска, которых автор знает лично. При этом конструирование мифа в данном случае произошло неосознанно, исключительно потому, что автор не владеет методологией исторической науки: В. Граф просто свела воедино обнаруженную ей информацию о Константиновске, сделав акцент на социально значимых, но не всегда достоверных и всегда трактуемых патриотически сюжетах.
Сочинение «историй поселений» непрофессиональными авторами для местной аудитории регулярно в итоге оказывается не исследованием, а мифотворчеством. Отметим, что П. Аваков и А. Шадрина в своих текстах в «Донском временнике» пришли к частично схожим с нашими выводам. Так, П. Аваков пишет о «краеведческой склонности к гиперболизации местных реалий» в смысле их возвеличивания [53]. Шадрина отмечает в качестве типичных для многих современных краеведов черт неумение выстраивать композицию нарратива и превращение его в «перечень документов или сведений из ранее опубликованных изданий»; опору не на архивные первоисточники, но на более ранние книги; отказ от проставления сносок на источники информации, что делает ее непроверяемой [54]. С учетом многочисленности разного рода «историй поселений», предлагаемых современному читателю, проблема мифотворчества об истории локуса куда важнее, чем может показаться на первый взгляд.
Во-первых, нарративы, подобные разобранным выше, создают у своих читателей совершенно ложные представления о нормальности некритического подхода к источнику информации и даже о допустимости его подлога. Яркие примеры этого уже не у самих авторов «историй поселения», но у их поклонников мы видели выше: Ю. Трущелев, М. Джунько и Э. Сокольский фактически говорят о неважности исторической достоверности мифа об истории Аксая, созданного В. Гладченко, апеллируя к социальной востребованности этого мифа. Во-вторых, подобные нарративы ведут к своеобразному обесцениванию истории и как повествования, и как науки: событие из истории локуса оказывается возможным сконструировать на заведомо недостаточной источниковой базе, а затем «доказать» его не научными, а общественно-политическими методами. Тут лучшим примером может служить то, что дату основания села Стефанидинодар в итоге определяли сельские депутаты, которые не учли замечаний профессионального историка А.
А тенденции к субъективности и социальной ангажированности повествований о прошлом, на наш взгляд, оказываются опасны уже не столько для «истории поселений», сколько для российской исторической науки в целом. Подход исследователей-любителей внезапно выглядит очень близким к тем методологическим новациям В. Мединского, которые вызывают критику у многих профессиональных историков. Напомним, что, по мнению А. Юрганова, В. Мединский желает «подчинить науку актуальностям современного идеологического сознания» [55]. Согласно С. Эрлиху, «Мединский сформулировал это четко: истина равна национальным интересам России» [56].
Как мы видим, идея того, что главной задачей истории является задача социальная, сводящаяся к удовлетворению запроса на привлекательные исторические мифы от жителей конкретного локуса, вовсе не навязана сверху, но очень распространена у авторов и читателей «историй поселений». В поисках выхода Изменить ситуацию потенциально может только смена концепции «истории поселений», сближение подобных нарративов с современной исторической наукой. Поэтому потенциально интересны обращения к социально ориентированной истории локуса профессиональных историков, имеющих определенный авторитет в научном сообществе.
Выбирайте исторический канал по душе и подписывайтесь. Обсуждайте вместе с единомышленниками посты, оценивайте контент и получайте новые знания.
Ирина Такала, историк, доцент ПетрГУ: «Они пишут о тысячах [расстрелянных советских солдат] и ссылаются на новые документы, недавно рассекреченные. Я тоже видела вот эти документы, они скорее свидетельствуют о другом — о том, что не было этих тысяч и вообще массовых расстрелов». Гипотезу о невинно убитых советских военнопленных начали развивать в 2016 году. Тогда же Юрия Дмитриева взяли под стражу по первому обвинению — в изготовлении детской порнографии.
В Российском военно-историческом обществе говорят, что их экспедиция никак не связана с уголовным преследованием Дмитриева. Понимаете, мы совершенно здесь отдельно и вне этого контекста находимся. Непонятно, что там в связи с этим делом показывать. Мы просто работаем на этой территории, чтобы уточнить границы мемориального комплекса, плотность и, возможно, найти захоронения советских воинов». То, что Сандармох во многом благодаря Дмитриеву стал символом государственных репрессий, раздражало власти Карелии. В последние годы они перестали участвовать в памятных мероприятиях.
В уникальном издании можно найти научно-техническую, военно-историческую документацию и произведения живописного искусства. Авторам необходимо было решить сложную задачу - соединить техническую документацию с общечеловеческими, общеисторическими событиями, которые интересны и доступны всем. По словам художников, их увлекает не только красота, они тоже интересуются историей, и это находит отражение в живописи.