Происшествия Преступления прошлого Забайкальский «перевал Дятлова»: четверо загадочно погибли в Сохондинском заповеднике в начале 80-х.
«Перевал Дятлова»: все, что надо знать об одной из самых загадочных историй ХХ века
Искали в основном на участке между горами Отортен и Ойка-Чакура: судя по маршруту, который утвердил в комиссии по туризму Дятлов, группа могла быть в том районе. Помимо горы Холат-Сяхыл и перевала Дятлова можно посетить другие загадочные места Северного Урала. Уральские сотрудники МЧС успокоили тех, кого встревожили новости об отсутствии связи с группой прокуратуры, которая ранее отправилась на перевал Дятлова, чтобы приоткрыть тайну трагических событий шестидесятилетней давности.
Где находится перевал Дятлова?
Следственный комитет России пришел к выводу, что все произошло из-за схода снежной лавины. Тем не менее людей продолжает манить тайна той трагической ночи. Мастер спорта по туризму Сергей Липин, который уже 10 лет подряд водит группы туристов на перевал, рассказал порталу Москва 24 о том, кто участвует в походах, почему людей так влечет это место и какие страхи охватывают ночью на перевале. Фото: личный архив Сергея Липина Официальная версия Проанализировав данные ближайших к месту трагедии метеостанций, специалисты установили, что в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года в районе перевала прошел фронт циклона.
Он сопровождался сильным снегопадом, ураганным ветром и падением температуры до минус 40 градусов. По мнению экспертов, туристы не учли погодные условия и допустили фатальную ошибку, установив лагерь на склоне горы, тем самым спровоцировав сход снежного оползня. Так, первая группа погибла у костра из-за потери возможности поддерживать огонь.
Вторая группа под руководством самого Дятлова погибла, когда пыталась пробиться к заваленной палатке. А третья отправилась на поиски более надежного укрытия, добралась до перешейка и провалилась там под снег. Следователи также отметили, что уровень подготовки группы не соответствовал сложности экспедиции: ни один из членов туристической группы не участвовал в зимних походах третьей категории сложности, сам Игорь Дятлов участвовал в таком походе лишь раз.
Плацкарт — "вахтовка" — лыжи В феврале этого года компания туристов совершила лыжный поход на тот самый перевал — он был приурочен к 60-летию со дня гибели группы Дятлова. Ребята провели ночь на 2 февраля прямо в том месте, где была найдена палатка пропавших туристов в 1959 году. По сообщению инструктора Антона Тихомирова, все прошло довольно штатно, но было очень-очень холодно, минус 40 градусов, поэтому пришлось закончить маршрут на день раньше.
Все вернулись целыми и невредимыми. Сергей Липин, руководитель турклуба, от которого был организован поход, уже около 10 лет водит группы на перевал Дятлова. В последнее время туры в этот район стали очень популярными.
Не менее 10 турклубов ежегодно выполняют туда маршруты, и это помимо студенческих организаций и автономных путешественников, которые организуют поход самостоятельно. В прошлом году от одного только клуба Сергея перевал посетили 12 групп, это больше 100 человек. Пеший поход в среднем стоит 14-15 тысяч рублей: сюда включено питание, групповое снаряжение, инструктор и трансфер на грузовике по бездорожью билеты на самолет и поезд вы оплачиваете отдельно.
В путешествии вам обещают традиционное меню, не изменившееся со времен похода группы Дятлова: гречка с тушенкой, макароны, каши на молоке со сгущенкой, супы. Все походы делятся на зимние и летние. В зимнем людей привлекает полное восстановление антуража похода "дятловцев": идут в таких же суровых условиях, на лыжах, в снег и мороз, с палаткой и печкой.
Это нечто — вероятно, какая-то техногенная катастрофа. По версии Кунцевича, туристическую группу могли найти военные. После чего просто поменяли расположение палатки. К тому же поисковики говорят о том, что на перевале было место, где садился вертолет. Оставался его след. Винт разбросал снег. Прибыли и, увидев группу, подняли тела на вертолете и сбросили в хаотичном расположении. А палатку переставили наверх, где якобы сошла лавина. Не верится.
Логичнее, что палатка была установлена внизу, — заключает Минаев. В группе во ВКонтакте «Перевал Дятлова. В стране таинственных знаков» тоже пишут, что палатка стояла не там: «Палки вокруг палатки не стояли и не лежали. Ни штабелем не лежали, ни ветром сбитые не лежали.
По крайней мере, этому могла бы поспособствовать новая версия, которую выдвинул один из жителей Верхотурья. Как выяснилось, Степочкин оказался не единственным владельцем оружия. Он же рассказал полицейским некоторые детали, которые возможно помогут в скором времени раскрыть тайну гибели туристической группы Игоря Дятлова, пишет интернет-газета Znak.
Александр Степочкин, раскрывший тайну гибели группы Дятлова. Скриншот youtube. Ханты — местный народ Верхотурья, считавший себя «хозяевами» окрестной территории и ревностно оберегавший от чужаков перевал, как священное место. Когда же студенты во главе с Игорем Дятловым проложили здесь маршрут, они случайно наткнулись на пещеру, где ханты устраивали жертвоприношения. Там были сложены золото, платина, пушнина — все это, как рассказал Степочкину представитель коренного народа, и прибрали к рукам незваные гости. Группа Дятлова. Последние фото.
Открытые источники Вот только уйти далеко группа Дятлова не смогла — ханты выследили их и решили убить. Ночью проделали дыру в палатке, и шаманы запустили туда дурман какой-то. А мы с охотниками окружили это все, и когда им там плохо стало, они стали выскакивать из этих палаток. Мы их всех поймали и угробили всех там», — пересказал Степочкин свердловским полицейским откровения участника расправы над группой Дятлова. В пользу такой версии говорят замечания правоохранителей: в деле Дятлова есть указания на то, что представители одного из шаманских родов отказывались искать группу.
Опытные туристы отвергают это предположение. В частности, против версии междоусобного конфликта выступил эксперт по выживанию в экстремальных ситуациях Виталий Волович. Что касается возможности конфликта с беглыми зэками, то у этой версии тоже есть недостатки. Не ясно, например, почему зэки не взяли деньги и ценные вещи в частности, фотоаппараты.
Кроме того, следователь прокуратуры Ивделя в те годы Владимир Коротаев говорит, что побегов в период, когда погибли дятловцы, не было. Следователь Коротаев, который изначально занимался делом дятловцев, но потом был отстранён от него Высказывается также предположение, что дятловцы встретились с офицерами МВД по всей видимости, сотрудниками Ивдельлага , занимавшимися браконьерством. Люди в погонах из хулиганских побуждений, как считают некоторые, напали на туристов, что привело к их гибели от холода и травм. Сам факт нападения якобы впоследствии был скрыт. Критики данной версии напирают на то, что окрестности горы Холатчахль малопригодны для охоты зимой и потому не слишком привлекательны для браконьеров. Кроме того, ставится под сомнение возможность полного сокрытия стычки сотрудников тех или иных спецслужб с туристами в условиях начавшегося масштабного расследования. Лавинная версия Это одна из самых разработанных версий. Она была выдвинута в 1991 году участником поисков Моисеем Аксельродом. Смысл версии в том, что на палатку сошла лавина «снежная доска».
Она придавивла её значительным грузом снега, что и стало причиной срочной эвакуации туристов без тёплой одежды и снаряжения, после чего они погибли от холода. Озвучивалось также предположение, что полученные некоторыми туристами тяжёлые травмы — это последствия лавины. Буянов указывает, что место происшествия относят к «районам с лавинами из перекристаллизованного снега». Опираясь на мнения определённых экспертов и приводя соответствующие примеры, исследователь пишет, что на палатку группы Дятлова мог сойти относительно скромный не более десяти тонн , но крайне опасный обвал уплотнённого снега — так называемая «снежная доска». Травмы некоторых туристов в версии Буянова объясняются сдавливанием между снежной массой высокой плотности и жёстким днищем палатки. Книга Евгения Буянова и Бориса Слобцова защищает «лавинную» версию Противники этой гипотезы указывают на то, что следы пресловутой «снежной доски» не были обнаружены, хотя среди участников поисков были опытные альпинисты. Отвергается и «лавинное» происхождение тяжёлых травм трёх человек — ведь почему-то следы воздействия лавины на иных членов группы и на хрупкие предметы в палатке отсутствуют. Наконец отхождение дятловцев из зоны лавинной опасности вниз, а не поперёк склона, считается грубейшей ошибкой, опытные туристы вряд ли могли так ошибиться. Согласно этой версии, несколько участников группы Дятлова были тайными сотрудниками КГБ.
Они должны были при встрече передать замаскированным под ещё одну тургруппу иностранным американским агентам дезинформацию, связанную с отечественными ядерными технологиями, а также радиоактивный свитер. Но иностранные шпионы при встрече случайно выдали себя, после чего решили уничтожить всех членов группы Дятлова. Он отметил, что западные разведки в далёкие пятидесятые реально проявляли интерес к секретами промышленных предприятий Урала и осуществляли заброс шпионов. Но зачем передавать радиоактивный свитер в столь пустынной и отдалённой местности, решительно не понятно. К тому же следы радиации можно вполне объяснить знаменитой аварией на ПО «Маяк» в 1957 году. Один из дятловцев, Георгий Кривонищенко, участвовал в ликвидации этой аварии. Наличие радиации, возможно, объясняется тем, что Кривонищенко на фото он слева, вместе с Людой Дубининой работал на ПО «Маяк» Версии о воздействии неким испытываемым оружием Некоторые исследователи считают, что группа Дятлова стала жертвой какого-то испытываемого оружия, например, ракеты принципиально нового формата. Это якобы спровоцировало поспешное бегство из палатки или даже напрямую поспособствовало гибели людей. В качестве поражающих факторов называются компоненты ракетного топлива, отвалившаяся ступень ракеты, натриевое облако, воздействие объёмного взрыва и т.
Есть версия, что на последнем таинственном кадре с одной из плёнок дятловцев изображена падающая ступень ракеты Журналист из Екатеринбурга Анатолий Гущин высказал версию, что группа стала жертвой испытаний нейтронной бомбы, после чего, чтобы сохранить гостайну, была осуществлена инсценировка смерти туристов в естественных условиях. Некоторыми исследователями также была озвучена версия о влиянии некого психотронного оружия на психику туристов, в результате чего они на время лишились разума и стали калечить друг друга. Тут следует знать, что существует такое понятие, как инфразвук — это звуковые волны ниже воспринимаемой человеческим ухом частоты. Воздействие инфразвуком вполне могло привести к панике, всевозможным видениям и к тому, что дятловцы стали совершать крайне необдуманные действия. Ключевым недостатком всех подобных версий является то, что испытания новых вооружений нет смысла проводить за пределами спецполигонов.
Тайна перевала Дятлова спустя 65 лет: причины трагедии, в которые до сих пор не верят родственники
Свежие новости расследования трагедии на перевале Дятлова в 1959 году. 1 февраля 1959 года группа заночевала на склоне горы Холатчахль (в переводе с мансийского это переводится как «мёртвая гора» или «гора мертвецов»), неподалёку от тогда безымянного перевала. в документальном фильме " Перевал Дятлова.
«Гора смерти»: зачем охотники-манси преследовали туристов группы Дятлова
По сообщению инструктора Антона Тихомирова, все прошло довольно штатно, но было очень-очень холодно, минус 40 градусов, поэтому пришлось закончить маршрут на день раньше. Все вернулись целыми и невредимыми. Сергей Липин, руководитель турклуба, от которого был организован поход, уже около 10 лет водит группы на перевал Дятлова. В последнее время туры в этот район стали очень популярными.
Не менее 10 турклубов ежегодно выполняют туда маршруты, и это помимо студенческих организаций и автономных путешественников, которые организуют поход самостоятельно. В прошлом году от одного только клуба Сергея перевал посетили 12 групп, это больше 100 человек. Пеший поход в среднем стоит 14-15 тысяч рублей: сюда включено питание, групповое снаряжение, инструктор и трансфер на грузовике по бездорожью билеты на самолет и поезд вы оплачиваете отдельно.
В путешествии вам обещают традиционное меню, не изменившееся со времен похода группы Дятлова: гречка с тушенкой, макароны, каши на молоке со сгущенкой, супы. Все походы делятся на зимние и летние. В зимнем людей привлекает полное восстановление антуража похода "дятловцев": идут в таких же суровых условиях, на лыжах, в снег и мороз, с палаткой и печкой.
Приходится идти дольше, потому что машина от ближайшего населенного пункта не может подвезти ближе к перевалу, застревает. В такое время отваживаются ходить немногие. А вот летом желающих больше раз в пять, ходить проще и доступнее.
За время похода группа должна была пройти на лыжах не менее 300 километров по северу Свердловской области и совершить восхождения на горы Отортен и Ойка-Чакур. Поход относился к третьей высшей категории сложности по классификации в конце 50-х годов. Обычно группа собирается в Екатеринбурге: любители приключений встречаются на железнодорожном вокзале, берут билеты и на плацкарте доезжают до города Ивдель, что на самом севере области.
Дорога занимает семь-восемь часов на поезде, билет в одну сторону — полторы тысячи рублей. Потом на "вахтовке" вахтовый автобус "Урал" по бездорожью добираются до реки Ауспия, это еще дальше на север, около шести-семи часов в пути. Зимой можно доехать только до небольшой деревушки Ушма, дальше дорога обычно заметена, и даже "Урал" не может туда пробраться.
Летом от пункта сброса с грузовика до перевала остается 25 километров. При хороших погодных условиях группа достигает места назначения уже на второй-третий день. Часто в маршрут включают гору Холатчахль в переводе с мансийского "Гора мертвецов", расположена на границе с Республикой Коми , а также гору Отортен.
По этой теории дятловцы забрели в запретную зону, где их убила не то сама стихия, не то потусторонние силы, не то йети такая версия рассматривалась вполне серьезно. В качестве довода приводилось, например, то, что в дневнике одного из походников была шуточная запись о йети. Сами манси горы не боялись: по ней, например, проходили их охотничьи тропы. Стоянка Известно, что до последней стоянки на Холат-Сяхыл группа добралась без всяких проблем. Об этом говорят и записи в дневниках, и фотографии, на которых поход, если не обращать внимания на жуткую погоду, выглядит вполне буднично. Восхождение на гору туристы начали довольно поздно, так как отсыпались с дороги. И поэтому палатку ставили судя по последним снимкам уже в сумерках. О том, что происходило дальше, мнения расходятся кардинально. И броситься вниз по склону.
Участники группы Дятлова Испуг Следствие быстро установило, что покидали палатку участники в спешке: все вещи, продукты, техника остались на месте. Но главная загадка смерти участников похода не в этом. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть от жестоких телесных повреждений или от переохлаждения наступила через несколько часов после того, как они покинули палатку. Тогда почему то, что напугало их у палатки, не убило их сразу? Есть, впрочем, версия, что дятловцев намеренно выгнали на улицу, заставили снять обувь и головные уборы, чтобы они умерли естественной смертью от переохлаждения. Убийцы заметали следы — пуля или холодное оружие навели бы на подозрение. Нужно было сделать так, чтобы казалось, что убила походников стихия. Палатка Когда чуть меньше чем через месяц родственники студентов начали бить тревогу, скандал пытались замять. Начальник спортивного клуба наврал секретарю парткома, что он получил от Дятлова телеграмму, в которой тот сообщает, что группа задерживается в пути.
Выяснилось также, что группа не сдала маршрутной книжки, а следовательно, где точно искать, не знал никто. Первыми на поиски отправились не следователи и профессиональные поисковики, а студенты и члены спортивно-туристического клуба. Они и обнаружили пустую разрезанную палатку, которую сразу же опознали. Палатка была сшита из двух четырехместных палаток, и один из студентов-поисковиков принимал участие в этом процессе. Только намного позже приглашенная следователями швея, бегло взглянув на палатку, сказала, что надрезы эти совершались теми, кто был внутри, а не снаружи затем это точно подтвердила экспертиза. Палатка, обнаруженная поисковой группой Личные вещи Больше всего следствие смущало, что ничего из личных вещей туристов не пропало. В палатке не было никакого хаоса. На месте были ватники, меховые куртки, все лыжные ботинки и лыжи, валенки, топоры, ножи, ведра, лекарства, мешки с сухарями, мясо. Не пропали даже деньги: всего на стоянке было найдено около двух с половиной тысяч рублей — часть в жестяной коробке в куртке Дятлова, часть в верхней одежде других участников похода.
Документы и железнодорожные билеты тоже были на месте. То есть версия, о которой следствие задумалось изначально — туристов убили беглые зэки, — выглядела как минимум неубедительно. Просто искали не документы и деньги, а улики и фотопленки, чтобы замести следы. Лыжная палка В истории со смертью группы Дятлова есть масса неопределенностей — начиная от общих концепций развития событий и заканчивая некоторыми бытовыми деталями. До сих пор, например, не выяснено, откуда в палатке возникла военная обмотка , вторая такая же была найдена рядом с одним из трупов. С помощью таких обмоток военные утепляли ноги. Но по свидетельству покинувшего группу на середине пути Юрия Юдина, ни у кого из мужчин, отправившихся в поход, таких не было. Еще одна загадка — лыжная палка, которая была обнаружена в палатке поверх всех вещей. Как неизвестно и то, куда эта палка делась позже.
Ни фотографии, ни самого предмета следствие не сохранило. Поисковая группа Манси Вторыми под подозрения следователей попали манси. Древний народ с дикими языческими традициями — и студенты, которые осквернили их священные места своим присутствием. Такая версия казалась советским следователям вполне правдоподобной. По подозрению в убийстве были даже арестованы два представителя малой народности. На пути маршрута туристов обнаружили следы охотничьей стоянки манси — значит, они могли выследить группу Дятлова и напасть на них после наступления темноты. Теория, однако, развалилась. После многочисленных допросов было выяснено, что никаких священных камней, тотемов или могил на этой горе нет , гора не считается священной и к русским туристам манси относятся вполне доброжелательно. Также следователям было сложно представить, что манси не тронули не только деньги, но даже фляги со спиртом, которые были найдены в палатке.
К очередной годовщине трагедии в Екатеринбурге выпустили объемный альманах о загадочном происшествии. Читать далее «На Урале опубликован альманах о тайнах перевала Дятлова» НЛО и снежный человек против ядерной ракеты и пьяных манси: в Екатеринбурге прошла «битва версий» по поводу гибели группы Дятлова.
Сотрудники ГП заключили, что туристы действовали правильно, но в условиях низких температур -40... Соглашение было достигнуто на полях Берлинского международного кинофестиваля European film market. Об этом заявил юрист фонда Евгений Черноусов. Участники экспедиции погибли при таинственных обстоятельствах: одни скончались от обморожения, другие — от травм неустановленной природы. Съёмочная группа Ruptly прошла по их маршруту, снимая весь путь на камеру и исследуя место трагедии в мельчайших деталях.
Я поднималась на перевал Дятлова
Овраг тянется с юга на север в направлении как течёт ручей по его дну к 4 притоку Лозьвы. Но к 26 февраля овраг уже засыпан снегом. Даже не заметно, что еще недавно тут был овраг. Видно лишь косогор, правый восточный берег ручья, который возвышался на высоту примерно 5-7 метров.
Об этом показал поисковик Юрий Коптелов. Они шли перпендикулярно скату палатки в долину притока р. Мы переходили с левого берега долины на правый и примерно через 1,5 км уперлись в стенку, высотой метров 5 — 7, где ручей делал поворот влево.
Перед нами была высота 880, а справа был перевал, который потом назвали пер. Мы лесенкой поднялись в лоб на эту стенку. Я слева, Михаил правее меня.
Перед нами были редкие низкие березки и елки, а далее возвышалось большое дерево — кедр». С достоверностью можно предположить, что место, с которого, срезались пихты и бёрезка для настила и есть те самые «редкие низкие берёзки и ёлки» из описания Коптелова. А поднимался Юрий Коптелов с Мишей Шаравиным чуть правее от стены, где стена не такая высокая и более пологая, что делает подъём лесенкой на лыжах в лоб более возможным.
Это как раз примерно напротив кедра. Трупы последних 4 туристов были обнаружены в овраге под слоем снега толщиной 2-2,5 метра. Если учесть, что дно оврага 1 февраля еще не было занесено снегом, так как именно после 1 февраля свидетели отмечают большие снегопады и метели в районе хребта Поясовый Камень их показания ниже , то падение на каменистое дно с кручи высотой 5-7 метров представляется очень опасным.
Но об этом ниже. Вернемся к тому дню, который принято считать последним днём похода. Это первое февраля 1959 года.
Согласно материалам уголовного дела, последняя запись в общем дневнике группы, которую выполнил сам Дятлов, датируется 31 января: «31 января 1959 г. Сегодня погода немножко хуже - ветер западный , снег видимо, с елей ибо небо совершенно чистое. Вышли относительно рано около 10 утра.
Идем по проторенному манси лыжному следу. До сих пор мы шли по мансийской тропе, по которой не очень давно проехал на оленях охотник. Вчера мы встретили, видимо, его ночевку, олени дальше не пошли, сам охотник не пошел по зарубках старой тропы, по его следу мы идем сейчас.
Идти сегодня особенно тяжело. След не видно, часто сбиваемся с него или идем ощупью. Таким образом проходим 1,5-2 км в час.
Вырабатываем новые методы более производительной ходьбы. Первый сбрасывает рюкзак и идет 5 минут, после этого возвращается, отдыхает минут 10-15, после догоняет остальную часть группы. Так родился безостановочный способ прокладывания лыжни.
Особенно тяжело при этом второму, который идет по лыжне, торенной первым, с рюкзаком. Постепенно отделяемся от Ауспии, подъем непрерывный, но довольно плавный. И вот кончились ели, пошел редкий березняк.
Мы вышли на границу леса. Ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета. Наст, голые места.
Об устройстве лобаза даже думать не приходиться. Около 4-х часов. Нужно выбирать ночлег.
Спускаемся на юг - в долину Ауспии. Это видимо самое снегопадное место. Ветер небольшой по снегу 1,2-2 м толщиной.
Усталые, измученные, принялись за устройство ночлега. Дров мало. Хилые сырые ели.
Костер разводили на бревнах, неохота рыть яму. Ужинаем прямо в палатке. Трудно представить подобный уют где-то на хребте, при пронзительном вое ветра, сотне километров от населенных пунктов.
Дата последней ночёвки определено в известном нам Постановлении о прекращении уголовного дела, подписанным прокурором-криминалистом Ивановым следующим образом: «В одном из фотоаппаратов сохранился кадр сделанный последним , на котором изображен момент раскопки снега для установки палатки. ГОСТ, а также принимая во внимание, плотность кадра, можно считать, что к установке палатки туристы приступили около 5 часов вечера I. Аналогичный снимок сделан и другим фотоаппаратом.
Несмотря на то что заместитель председателя Свердловского клуба туристов Владислав Карелин оценивал дятловцев как высокопрофессиональную, готовую к любым сложностям, у участников похода не хватало снаряжения, их палатки были плохо приспособлены к защите от снега и холода, отсутствовали куртки-штормовки и средства радиосвязи: эти факты перечислил в своих показаниях студент УПИ Сергей Соргин, знакомый с Дятловым и другими туристами. Все это объяснялось отсутствием соответствующего снаряжения в свободной продаже: участники группы были вынуждены экипироваться самостоятельно, в условиях дефицитной советской экономики, что и привело к недостаточной оснащенности группы всем необходимым для совершения похода и поддержания связи. По мнению бывшего следователя и альпиниста со стажем Сергея Шкрябача, который по просьбе тогдашнего руководства СКР изучил материалы дела, именно плохая подготовленность туристов к походу привела их к гибели в суровых природных условиях Северного Урала. Тем не менее 23 января 1959 года группа Дятлова выехала на поезде из Свердловска в Серов — город на севере Свердловской области. Перепето много, много песен, выучены новые, и все расходятся по местам уже в 3-м часу ночи. Интересно, что ждет нас в этом походе? Что будет нового? Да, мальчишки сегодня торжественно дали клятву не курить весь поход. Интересно, сколько же у них силы воли, смогут ли они без папирос обойтись?
Все укладываются спать, а за окнами встает Уральская тайга. Утром 24 января дятловцы прибыли в Серов, где разместились в местной школе и провели встречу с ее учащимися. Утром 25 января туристы прибыли в поселок Вижай. Днем 26 января они отправились в поселок лесозаготовителей, после ночевки в котором утром 27 января группа Дятлова встала на лыжи и вышла на туристический маршрут. В 1951 году в Ивдельлаге находилось свыше 22 тысяч заключенных, но уже к 1959 году их количество заметно сократилось благодаря хрущевской политике реабилитации жертв сталинских репрессий. Несмотря на это, Ивдельлаг еще продолжал свое функционирование, что привело к возникновению еще одной конспирологической версии гибели группы Дятлова: якобы дятловцы были перебиты бежавшими из Ивдельлага заключенными. Другая, близкая к этой, версия заключается в том, что туристы были убиты сотрудниками МВД СССР, преследовавшими зэков-беглецов и принявшими дятловцев за них. Наконец, самая маргинальная версия заключается в том, что руководство Ивдельлага периодически занималось браконьерством или устраивало охоту на людей, используя для этого заключенных, но что-то пошло не так и вместо зэков были убиты дятловцы. Ни одна из этих гипотез не нашла никакого подтверждения.
Один из участников тургруппы, четверокурсник инженерно-экономического факультета УПИ Юрий Юдин, почувствовал острую боль в ноге. Вместе с группой он прошел первый день на лыжах, но уже 28 января утром покинул тургруппу, оставив товарищам свою часть общего груза и теплые вещи. О дальнейших событиях, произошедших с группой, известно лишь по дневникам и фотографиям оставшихся участников похода. В частности, они дали жизнь версии , согласно которой группа истребила сама себя: ссора в коллективе туристов, вызванная попытками привлечь внимание двух девушек, привела к драке и гибели дятловцев. Сегодня первая наша ночь в палатке. Ребята возятся с печкой, пришивают полог из простыни. Кое-что сделав и кое-что не сделав, садимся ужинать. После ужина долго сидим у костра, поем задушевные песни. Зина пытается даже учиться на мандолинке под руководством главного нашего музыканта Русимка.
Затем снова и снова возобновляется дискуссия, причем все наши дискуссии, которые были за это время, преимущественно про любовь». Группа Дятлова совершает переход от стоянки на берегу реки Лозьва к стоянке на берегу ее притока Ауспии по тропе манси. Малочисленный угорский народ манси является коренным населением севера Свердловской области, чем пользовалась группа Дятлова, идя по санно-оленьим тропам манси. Попытка оборудовать временный склад на склоне Холатчахля не удалась из-за сильного ветра на безлесной части склона, из-за чего туристы спустились к подножию горы. Первыми о возможной принадлежности манси к гибели Дятлова заговорили следователи. Изначально основными подозреваемыми у органов прокуратуры и МВД были представители мансийского рода Бахтияровых, которые путались в показаниях относительно своего поведения в ночь гибели туристов. Сами Бахтияровы в конце 1930-х подвергались репрессиям как кулаки. Данная версия разбивается о то, что по результатам экспертизы палатка дятловцев была взрезана изнутри, но она все еще живет. В переводе с мансийского языка «Холатчахль» означает «Мертвая вершина».
В таком виде состав группы оказался в проекте маршрута, который Дятлов представил в маршрутную комиссию: Но впоследствии отсеялись Вишневский, Попов, Биенко и Верхотуров. Однако незадолго до похода в состав группы был включён известный практически только одному Игорю Дятлову инструктор Коуровской турбазы на реке Чусовой Александр Золотарёв. Как Александр он представился ребятам сам. С собой туристы намерены были взять личное снаряжение и некоторое снаряжение из спортклуба УПИ. Она помогала в последующем продвигаться к отправной точке маршрута — посёлку Вижай и дальше, придавала официальный статус туристам как участникам организованного мероприятия, а не дикого похода, при появлении группы в любом общественном месте, где требовался ночлег или попутный транспорт. Маршрут, по которому собирался пройти Игорь Дятлов с группой был новый, так еще никто из туристов УПИ и даже всего Свердловска не ходил. Будучи пионерами маршрута, туристы намеревались доехать до посёлка Вижай на поезде и автотранспортом, от поселка Вижай добраться до поселка Второй Северный, далее пройти на северо-запад по долине реки Ауспия и по притокам реки Лозьва до горы Отортен. После восхождения на эту вершину планировалось повернуть на юг и вдоль хребта Поясовый Камень пройти по верховьям истоков рек Унья, Вишера и Ниолс до горы Ойко-Чакур Ойкачахль. Согласно Проекту похода, который руководителю утвердили Председатель маршрутной комиссии Королев и член марш комиссии Новикова, Дятлов предполагал в затратить на поход 20 или 21 день.
Этому походу присваивалась высшая третья категория трудности по существовавшей тогда системе определения категорий походов в спортивном туризме. Согласно действовавшей в то время инструкции, «тройка» присваивалась, если поход длится не менее 16 суток, будет пройдено не менее 350 км, из них 8 суток по малонаселенной местности, и если будет сделано не менее 6 ночевок в полевых условиях. У Дятлова таких ночёвок было задумано в два раза больше. Выход был намечен на 23 января 1959 года. Вернуться с группой в Свердловск Игорь Дятлов был намерен 12-13 февраля. А раньше из посёлка Вижай, в спортклуб УПИ и городской спортклуб Свердловска от него должна была поступить телеграмма о том, что маршрут успешно закончен. Это была обычная практика походов и требование инструкции о докладе в спортклуб. Первоначально планировалось вернуться в Вижай и дать телеграмму о возвращении 10 февраля. Однако срок возвращения в Вижай Игорь Дятлов перенёс на 12 февраля.
Точный инженерный расчёт Игоря Дятлова претерпел изменение в графике в связи с одним чрезвычайным обстоятельством, которое стало первым сбоем в групповом мероприятии. На первой стадии похода сошёл с маршрута Юрий Юдин. Однако на 5 день похода 28 января Юрий Юдин выбывает из состава группы по состоянию здоровья. Он вышел с группой из последнего населённого пункта на маршруте — посёлка 41-й квартал и прошёл до нежилого посёлка Второй Северный, когда у него случилась проблема с ногами. Он явно бы задерживал группу, так как передвигался медленно даже без рюкзака. Он отставал. Терял строй. Однако в том переходе между этими посёлками 41 квартал-Второй Северный туристам подфартило. Рюкзаки туристов от посёлка 41 квартал до посёлка Второй Северный везла лошадь с возницей на санях.
Заболевший Юрий Юдин возвращается в Свердловск. Снаряжение в ту пору развития туризма было очень тяжёлым и не совершенным. Очень тяжёлые сами по себе рюкзаки старой конструкции, громоздкая палатка из тяжёлого брезента, печка массой около 4 килограмм, несколько топоров, пила. Дополнительное увеличение нагрузки в виде массы рюкзаков и само по себе выбытие Юрия Юдина из группы подвигло перенести контрольное время прибытие группы обратно в Вижай на двое суток. Дятлов попросил Юдина предупредить спортклуб УПИ о переносе срока возвратной телеграммы с 10-го на 12-е февраля. В описании этой версии-реконструкции содержится возможная презумпция ответственности и серьёзности намерений участников похода вернуться живыми и невредимыми. Домысливания относительно неспортивного поведения участников похода, которое стало причиной гибели группы, исключаются. С 28 января 1959 года в поход на гору Отортен продолжают идти 9 человек: Дятлов Игорь Алексеевич 13. Связи с туристами нет.
Как протекает поход, никто в Свердловске не знает. Рации у туристов нет. Промежуточных точек на маршруте, откуда туристы бы связывались с городом, нет. Туристы в Свердловск не возвращаются ни 12 февраля, ни 15 февраля, ни 16 февраля. Тогда забили тревогу родственники туристов. В то время не было структур МЧС, поисками пропавших туристов занимались спорткомы, профкомы, горкомы при поддержке внутренних войск и вооруженных сил. Поиски начались 20 февраля 1959 года. Большую помощь в поисках принимали участие студенты УПИ, спортивная общественность Свердловска, военнослужащие. Всего было набрано несколько групп поисковиков.
В составе групп поисковиков обязательно были студенты УПИ. Группы были доставлены в районы, которые группа Дятлова должна проходить по своему маршруту. Аварию и её последствия должны были обнаружить однокашники Дятлова. В том, что случилось непоправимое, организаторы поисков вряд ли сомневались. Но поиски были широко развернуты. Была задействована военная и гражданская авиация с аэропорта Ивделя. Поискам студентов уделили очень большое внимание ввиду того, что двое участников похода, выпускников УПИ, Рустем Слободин и Юра Кривонищенко были инженерами с секретных оборонных почтовых ящиков.
Пятнадцатого мая они провели в Екатеринбурге первую Всероссийскую конференцию блогеров на тему гибели группы Дятлова.
Организаторы форума представили проект нового памятника погибшим туристам , предложили эксгумировать их останки, но главное — попытались доказать, что дятловцы погибли не сами, а были убиты. Вели форум автор канала «Исторический любитель» Ильдар Гарифуллин из Уфы 29 тыс. Версия Киреева», чуть более 700 подписчиков, все посты — о гибели группы Дятлова. Киреев «прославился» версией о том, что дятловцев убили представители народа манси: в январе 2021 года он ездил с ней на программу «На самом деле». Блогер Киреев исследует дятловские места в Серове. Свердловским СМИ Киреев известен также конфликтом с руководством горбольницы Серова из-за очереди из трупов в местном морге в разгар пандемии бизнесмен руководит ритуальным бюро «Обряд». Впрочем, идеи, что участники были убиты, придерживается не только он, а все трое блогеров-«дятловедов». На склоне был сфотографирован некий чум - березовые ветки для разделки лося, найдены лосиные рога плюс информация, что одного из манси в те дни якобы задрал медведь, — и все это рядом с местом трагедии.
Следы манси там везде: туристы шли по их следам, манси видели следы лыжников». Доводы в защиту манси, которые традиционно выдвигают этнографы например, исследователь культуры манси, создатель этнопарка «Земля предков» Алексей Слепухин , о том, что манси по своему менталитету не способны на убийство туристов, блогер отметает. Но ведь есть уголовные моменты в их жизни, например, когда внук Курикова зарезал милиционера и получил год условно. У них даже между собой есть конфликты со смертельным исходом». Я и сам встретил однажды одного из семейства Самбиндаловых, который сопровождал браконьеров: он вел себя крайне агрессивно, увидев у меня камеру и подумав, что я его снимаю. Вот вам их доброта».
Турбизнес на перевале Дятлова: что манит людей на место гибели группы спустя 60 лет
Версия-реконструкция гибели группы Дятлова | Что произошло на перевале Дятлова бoльше 60 лет назад? Туристов убило проклятие, инoпланетяне, агенты спецслужб или разрушительная стихия? |
Гибель группы Дятлова: наша версия | Перевал Дятлова, документальный фильм, документалистика, смотреть в хорошем качестве, на Смотрим, бесплатно, без рекламы. |
Исследователь из закрытого города связал гибель группы Дятлова с операцией "Роза" | Более того, наши краеведы и в этом году проводили на перевале Дятлова эксперимент, имитируя условия трагедии 1959 года и пытаясь спровоцировать сход лавины. |
Все версии гибели группы Дятлова | В феврале 1959 года путешественники остановилась на ночлег на склоне горы Холатчахль или вершины «1079», недалеко от безымянного перевала, позднее названного «Перевал Дятлова». |
Итоги недели: тайна перевала Дятлова раскрыта
7 версий о том, что же на самом деле случилось на перевале Дятлова | В ночь на 2 февраля 1959 года на перевале горы Холатчахль на севере Свердловской области погибла группа туристов-лыжников под руководством Игоря Дятлова. |
Новое о гибели группы Дятлова. Обзор последних публикаций / Маяк. Сосновый Бор. Ленобласть. | на горе Благодать, там были испытания ядерной подземной лодки закончившиеся аварийным взрывом. |
Гибель группы Дятлова: загадка, не имеющая однозначной разгадки | После покорения перевала Дятлова туристы остановились в посёлке Ушма в настоящей избе манси. |
Знали и врали: Гибель группы Дятлова — грубая инсценировка | Трагедия, случившаяся более 60 лет назад на перевале Дятлова, продолжает тревожить россиян. |
Почему свердловчане смеются над сериалом «Перевал Дятлова»
в документальном фильме " Перевал Дятлова. Урочище Перевал Дятлова находится на крайнем северо-западе Свердловской области в Ивдельском городском округе. Пузрин к тому времени уже был очарован тайной перевала Дятлова, но ввязываться в самостоятельное расследование не хотел.
Все версии гибели группы Дятлова
в документальном фильме " Перевал Дятлова. Решил глянуть сериал "Перевал Дятлова", про таинственную гибель туристической группы в Уральских горах в феврале 1959 года. Пузрин к тому времени уже был очарован тайной перевала Дятлова, но ввязываться в самостоятельное расследование не хотел. 2 февраля 1959 года на Северном Урале вблизи безымянного перевала, названного впоследствии именем командира группы перевалом Дятлова, при труднообъяснимых обстоятельствах погибла группа из 9 юных туристов. К выходу сериала «Перевал Дятлова» перечисляем все, что об этом известно.
Новости по тегу: Перевал Дятлова
Евгений Масленников, сотрудник спортивной секции УПИ, на допросе рассказал, что большинство участников похода почему-то не оформили себе заслуженный второй взрослый разряд по туризму. Снаряжение группы также было вполне удовлетворительным для 1959 года: палатка на 12 мест, которой пользовались туристы, была сшита из двух обычных брезентовых палаток В ней устанавливали сделанную Игорем Дятловым печь с длинной горизонтальной трубой — неслыханной роскошью по тем временам для ее трубы в стене палатки был сделан вырез. На опытность участников группы указывают и многие другие мелочи, запечатленные на фотографиях и зафиксированные в протоколах осмотров места происшествия. Например, оставленная у входа в палатку обувь: за тем, чтобы ее снимали, опытные туристы следили строго, поскольку стирать вещи в походе было сложно. По тропе манси До 1 февраля маршрут группы Дятлова хорошо известен: и по словам свидетелей, и, главное, по дневникам участников похода — как общим, так и личным. Вечером того же дня походники на рабочем поезде так тогда называли электрички отправились в Ивдель , куда приехали около полуночи. Утром 25 января Игорь Дятлов и его товарищи на автобусе доехали до поселка Вижай — точки начала и окончания маршрута. Утром 28 января Юрий Юдин с воспаленной ногой на той же подводе отправился назад, а группа, встав на лыжи, вдоль реки Лозьва пошла на север.
Добравшись 30 января до реки Ауспия, дальше в горы туристы пошли по тропе манси. Там походники установили палатку — в 300 метрах от вершины, на склоне с фактическим уклоном 21 градус по протоколу — в 30. Вид от палатки туристов группы Дятлова Фото: из личного архива Игоря Надеждина Они вытоптали площадку и уложили ее лыжами. Затем, разложившись и поужинав, туристы стали готовиться ко сну и делали записи в дневниках. По оценкам следователей, сделанным в 1959 году, было около 20:00 по московскому времени. Правда, об этом сразу не забеспокоились, на что было несколько причин. Во-первых, руководитель группы унес с собой на маршрут тот экземпляр маршрутного задания, который должен был оставить в туристической секции.
Во-вторых, через Юдина, сошедшего с маршрута, Дятлов передал, что контрольный срок переносится на пару дней — до 14-15 февраля. А потом в Свердловске решили, что кто-то из туристов получил травму, что еще больше замедлило скорость движения группы. А тревогу в горкоме спорта и вовсе забили только в пятницу, 20 февраля. Чиновники связались с выпускающим группы, мастером спорта по туризму Евгением Масленниковым. Тот попытался успокоить начальство. Я сказал, что маршрут сложный, а группа очень сильная, заблудиться не могла, и положение следует считать сложным. Кто-то из участников мог повредить ногу — и группа его вывозит.
Или кто-то заболел — и вся группа отлеживается. По их опыту и по их снаряжению тревожиться не стоит Из показаний Евгения Масленникова, выпускающего группы Игоря Дятлова Первую поисковую группу по маршруту пропавших походников из УПИ направили в понедельник, 23 февраля. Одновременно на поиск туристов ориентировали местных геологов и три группы манси, которые в соседнем районе пасли оленей. В тот же день из Свердловска на самолете вылетела группа опытных альпинистов, но активные поиски начались только 24 февраля. Именно тогда из УПИ отправились еще три группы туристов по разным точкам маршрута, а координацию работ взял на себя Ивдельский горком КПСС, где развернули штаб. Также была запрошена помощь военных и внутренних войск МВД. Стенка палатки, обращенная вниз к склону, была разрезана, сама она почти полностью заметена снегом, а на коньке, на десятисантиметровом слое снега, лежал фонарик Игоря Дятлова.
Затерянные в снегах Поисковики не нашли пропавших туристов ни в самой палатке, ни около нее, но сразу стало ясно — они где-то поблизости: обувь всех туристов, за исключением одного валенка, осталась на месте. Именно от палатки и начали поиски, вести которые поначалу было относительно легко из-за хорошо различимых человеческих следов. По ним было видно, что люди не паниковали: они спускались вниз организованно и старались держаться вместе Правда, стоит отметить, что было обнаружено только восемь пар следов — семи босых ног и одних в валенках. Идя по этим следам, поисковики спустились вниз, на северо-восток от палатки. Там им в глаза бросился отдельно стоящий кедр, нижние ветки которого на высоте 5-5,5 метра были срезаны. Под этим кедром днем 26 февраля нашли тела 23-летнего Георгия Кривонищенко и 20-летнего Юрия Дорошенко , которого сперва приняли за другого туриста. Обложка уголовного дела группы Дятлова, 1959 год Фото: из личного архива Игоря Надеждина Через несколько минут на склоне, на прямой линии, соединяющей кедр и палатку, но в 300 метрах выше нашли тело Игоря Дятлова — он как бы приобнимал ствол маленькой березки, но не касался его.
А вечером того же дня служебные собаки отряда внутренних войск еще в 330 метрах выше по склону, на той же прямой нашли тело 21-летней Зинаиды Колмогоровой. По факту обнаружения этих четырех тел 26 февраля 1959 года прокурор города Ивдель, младший советник юстиции Василий Темпалов возбудил уголовное дело. Здесь важно сделать отступление: согласно уголовному кодексу 1923 года, который действовал в то время, уголовное дело могло быть возбуждено только при наличии явных признаков преступления Но само обнаружение тел студентов таким основанием не являлось — по меньшей мере до вскрытия. Поэтому дело почти наверняка было возбуждено лишь после согласования с райкомом и обкомом КПСС. К тому же прокурор Темпалов не мог похвастаться богатым следственным опытом — он делал карьеру как надзорник. Тем не менее следственные действия в тот момент он стал проводить лично, что сказалось на их качестве. В это время пространство между палаткой и до кедра стали прочесывать.
Для этого использовались так называемые снежные щупы — полутораметровые металлические пруты. Именно с их помощью 5 марта между телами Дятлова и Колмогоровой было найдено тело 22-летнего Рустема Слободина.
Встречаются они с таким человеком в лесу, начинают ему политику партии толкать — он им: «Да идите вы! Блогер из Новосибирска Олег Рыбаков показывает, где могли подраться манси и дятловцы По его мнению, причиной стало осквернение священного места, куда туристы заглянули но не стали писать об этом в дневниках. Находилось оно, по предположению блогера, совсем рядом с маршрутом дятловцев — на склоне горы Хоиэква или Хой-Эква, вариант перевода — «Стой, женщина» неподалеку от слияния Ауспии и Лозьвы см. Именно там, по воспоминаниям летчика ивдельского авиаотряда Геннадия Карпушина, записанных исследователем Майей Пискаревой, собирались мансийские семьи со всех окрестностей: «Слышал, что в лесу, в потаенных местах, стояли деревянные фигуры, которым поклонялись вогулы манси , делали подношения в виде пушнины, денег, мазали губы медвежьим жиром. Разорение этих капищ влекло за собой смерть.
Помогали им в этом рабочие — расконвоированные зеки. Однажды четверо этих зеков разграбили один из таких идолов. Всех их постреляли вогулы. Там в августе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огромное число манси на оленьих упряжках, которые съехались сюда из окрестных поселков. Предполагаю, что именно здесь расположено языческое капище». По предположению Рыбакова, именно на склоне Хоиэква было расположено Турам-Кан — святилище богов высшего ранга у манси: оно было перенесено туда с Молебного камня после ареста в 1938 году главного шамана манси Никиты Бахтиярова, осужденного на 5 лет лагерей. Святилище не должны были видеть женщины, но, по версии блогера, шесть из девяти дятловцев посетили это место, включая девушек.
Это якобы произошло 29 января, когда туристы прошли за день всего лишь 5 км. Гипотеза подтверждается заметками Зины Колмогоровой о том, что группа шла по свежему следу охотников манси, ее фразой в дневнике перед зарисовкой катпосов мансийских зарубок на деревьях о том, что мансийская тропа повернула строго на юг, и записью: «Сейчас мы сидим трое: Рустик, Юрка и я. Ждем остальных».
Поделиться: В январе 1959 года группа из 9 человек отправились в лыжный поход по Северному Уралу.
Поход был спланирован заранее, маршрут утвердили в Городской комиссии при Свердловском комитете по физкультуре и спорту, группу сформировали из людей, имевших походный опыт. Все, кроме одного, были студентами старших курсов и выпускниками Уральского политехнического института УПИ : восемь молодых людей и две девушки первоначально группа состояла из 10 человек. Руководитель Игорь Дятлов учился на 5 курсе радиотехнического факультета. Лишь один участник был значительно старше остальных и не из УПИ: Семену Золотареву исполнилось 38 лет, он работал инструктором по туризму, окончил Институт физкультуры.
Последний удачный снимок группы с одного из фотоаппаратов, найденных в палатке. Юрий Юдин, один из участников, вернулся домой: у него болела нога, и он понял, что пройти не сможет. Когда они не объявились и через пять дней, на поиски отправили спасателей. Долгие поиски Искали пропавших, что называется, всем миром.
Подняли авиацию, собрали несколько групп студентов, у которых был опыт походов, одну группу направили на поиски прямо с маршрута, привлекли военных, искали и местные охотники-манси. Туристов еще надеялись обнаружить живыми — с травмами, заболевшими, отсиживающимися где-то в ожидании помощи. Искали в основном на участке между горами Отортен и Ойка-Чакура: судя по маршруту, который утвердил в комиссии по туризму Дятлов, группа могла быть в том районе. После трех дней поисков, когда все еще надеялись на то, что туристы целы, обнаружили палатку Дятлова с разрезанной крышей.
Ни в палатке, ни рядом с ней никого не было, все вещи, лыжи, документы, продукты были на месте, на первый взгляд, ничего ценного не пропало. На ограбление похоже не было. Поисковиков стянули к району палатки: стало понятно, что дальше надо было прочесывать территорию там. И действительно, на следующий день увидели цепочку следов, которая уходила по склону вниз, к лесу и речке Лозьва.
Несмотря на то, что прошло несколько дней, следы были хорошо видны. Правда, их было, вроде бы, восемь пар, а туристов должно было быть девять… Двигаясь по их ходу, спасатели нашли первые два тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко. Судя по тому, как они лежали, погибшие шли не от палатки, а пытались вернуться к ней. Схема поиска группы Дятлова.
Было похоже, что они выскочили в том, в чем легли спать. Теплые куртки, перчатки, обувь, топоры, фонари — все, что могло пригодиться зимней ночью на горе, осталось в палатке.
Но за три месяца следственно-оперативных мероприятий он так и не разобрался в этом сложном деле, которое тогда осталось нераскрытым. Подозревали манси Самой первой версией криминалистов, показавшейся им наиболее правдоподобной, было убийство дятловцев, совершенное местными жителями. В преступлении заподозрили представителей коренного малочисленного народа манси. И хотя сотрудники прокуратуры впоследствии отказались от данного предположения, ряд энтузиастов-исследователей до сих пор придерживаются этой версии. Одним из них является журналист и общественный деятель из Нижнего Тагила Валентин Дегтерев. В своих интервью и выступлениях в СМИ он утверждает, что охотники-манси следили за группой туристов. К такому выводу журналист пришел в результате анализа дневников, которые вели некоторые дятловцы, и снимков, сделанных ими во время своего последнего путешествия.
Эти пленки были обнаружены на месте трагедии вместе с фотоаппаратами молодых людей. Впрочем, большинство исследователей отвергают версию причастности манси к гибели туристов. Так, известный писатель-документалист Алексей Ракитин в своей книге «Перевал Дятлова: загадка гибели свердловских туристов в феврале 1959 года и атомный шпионаж на советском Урале» покритиковал прокурорских работников за попытку быстро закрыть дело, повесив убийство на местных жителей. Автор считает, что дятловцы могли случайно стать свидетелями испытания сверхсекретного оружия, что и привело к их гибели. Отрицает причастность манси к убийству и ученый-этнограф Алексей Слепухин, который специализируется на изучении культуры и традиций коренных народов Урала и Сибири. На пресс-конференции, организованной некоммерческим фондом памяти группы Дятлова к 57-летней годовщине трагедии, этнограф отметил, что именно манси помогли следователям найти останки туристов. Если бы опытные охотники были причастны к убийству, они бы так скрыли следы преступления, что никто и никогда не сумел бы обнаружить ни трупы дятловцев, ни их лагерь. Священные места Одной из причин, почему обвинения в адрес манси не утихают, является их поклонение священным местам, которые на языке этого народа носят название «ялпынг-ма». Ни для кого не секрет, что православное крещение никак не мешает жителям Урала и Сибири сохранять свои древние верования.
Языческий культ предков и христианство прекрасно уживаются в сознании этих людей. Энциклопедия «Мифология манси», подготовленная к публикации сотрудниками Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, указывает, что священными для представителей коренного народа могут быть любые места: горы, озера, реки, рощи. Там шаманы совершают свои ритуальные действия, приносят в жертву духам головы тотемных животных, чаще всего — медведей. Поскольку ялпынг-ма исполняют роль тайных святилищ, доступ туда закрыт для посторонних.