Новости проводя научные исследования огэ ответы

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Естественно-научные вузы.

5 вариантов ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс с ответами

Задай вопрос онлайн и получи ответ на Естественно-научные вузы. Готовимся к ение стандартных функций. Вариант ОГЭ-2023. ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.

Проверка огэ 2024

Лермонтов был арестован предложение 1 2 пишет стихотворение предложение 2 3 зарисовки являются и приближают предложение 3 4 он не может обрести предложение 4 5 ощущение не оставляет предложение 5 Ответ [свернуть] ВАРИАНТ 33. З Многие из них были пущены в ход писателями и поэтами, другие впервые слетели с уст государственных деятелей, прославленных учёных, а третьи пришли к нам из народных пословиц и поговорок. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

Ответами к заданиям 2—12 являются слово несколько слов или последовательность цифр. Приобрести ответы и варианты на данную работу РЯ2390601—2390602 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Помню, бродили мы как-то по одному из ботанических садов. На табличках были написаны разные названия: эвкалипт, пальма, гранат, банан… Мы блуждали среди диковинных деревьев с развесистыми кронами, стволами в три обхвата и причудливыми листьями.

Все эти красоты поражали наше воображение, однако почему-то не трогали нашей души. И вдруг мы увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всём саду. Белое, как снег, и нежно-зелёное, как молодая травка, оно резко выделялось на общем однообразном по колориту фоне.

Белое, как снег, и нежно-зелёное, как молодая травка, оно резко выделялось на общем однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. Табличка гласила, что перед нами «берёза обыкновенная». В этот миг подумалось нам, что, быть может, и вся-то красота заморских краёв ничуть не лучше тихой прелести обыкновенного среднерусского пейзажа. Да, у берёзы нет необычных по размеру и форме листьев, даже название у этого дерева совсем простое. Но вы попробуйте лечь под берёзой на мягкую прохладную траву так, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего только не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью! А какие нашелестит ласковые слова, чудные сказки, какие навеет светлые чувства!

Запишите номера ответов. Лермонтов был арестован предложение 1 2 пишет стихотворение предложение 2 3 зарисовки являются и приближают предложение 3 4 он не может обрести предложение 4 5 ощущение не оставляет предложение 5 Ответ [свернуть] ВАРИАНТ 33. З Многие из них были пущены в ход писателями и поэтами, другие впервые слетели с уст государственных деятелей, прославленных учёных, а третьи пришли к нам из народных пословиц и поговорок.

Ответы на пробное ОГЭ по Русскому языку 9 класс 15 апреля 2024

Ответ: Наука и искусство являются важными составляющими духовной сферы жизни общества. Автор работы Е. Пестрикова Южно-Уральский государственный аграрный университет , участник регионального конкурса «Наука — это красиво» 2023 г. Ответ: Научное наставничество — это форма организации процесса привлечения и адаптации студентов и школьников в научную деятельность. Автор работы М. Саломатова Южно-Уральский технологический университет , победитель регионального конкурса «Наука — это красиво» 2023 г. Ответ: Поддержка талантливой молодежи и создание условий для её успешного участия в научной, научно-технической деятельности. Челябинска , победитель регионального конкурса «Наука — это красиво» 2023 г. Ответ: Умный город — это городская местность, в которой используется множество цифровых технологий для улучшения жизни жителей.

Предложение 2 нераспространённое. Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением. Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Ответ: 14 Прочитайте текст. Предложение 1 простое двусоставное. Вторая часть сложного предложения 3 — односоставное неопределённо-личное предложение. Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией. В последней части предложения 5 грамматическая основа — сказуемое выражено. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Предложение 1 сложное с придаточным определительным. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью. Первая часть предложения 3 — односоставное неопределённо-личное предложение. Предложение 4 вопросительное. Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Ответ: 134 Прочитайте текст. Первая часть предложения 1 — односоставное определённо-личное предложение. Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным. Предложение 3 осложнено вводным словом. Предложение 4 двусоставное. Предложение 5 содержит 2 две грамматические основы. Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом — однако. Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным неоднородным подчинением придаточных. В предложении 4 грамматическая основа — способна воспринимать цвет.

Под обществом в широком смысле слова понимают совокупность природных и социальных сил естественную среду обитания человека всё человечество в его прошлом, настоящем, будущем патриархальную семью... После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования проголодались и решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай.

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности VII-IX классы Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности VII-IX классы ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 — 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности». В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 — 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

Вариант 30 ОГЭ по русскому языку 2024 (ОБЗ)

Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Номер: EC9E72 1 935014 3.

В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 — 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

В эти сроки экзамены могут сдавать ребята, которые полностью завершили учебную программу и получили допуск к сдаче экзаменов. Также «досрочниками» могут стать школьники, которые не могут присутствовать в основной период по уважительным причинам. К ним, например, относятся необходимость пройти лечение, участие в важных соревнованиях и олимпиадах. Дополнительный сентябрьский период пройдет с 3 по 24 сентября.

В эти сроки экзамены сдают те, кто «завалил» экзамены в основной период и не получил аттестат. Согласно приказу, в этом году ОГЭ будет иметь свои особенности: на экзамен по информатике выделено не два, а три дня; на ОГЭ по математике нельзя пользоваться калькулятором хотя изначально такая возможность рассматривалась.

Лермонтов был арестован предложение 1 2 пишет стихотворение предложение 2 3 зарисовки являются и приближают предложение 3 4 он не может обрести предложение 4 5 ощущение не оставляет предложение 5 Ответ [свернуть] ВАРИАНТ 33. З Многие из них были пущены в ход писателями и поэтами, другие впервые слетели с уст государственных деятелей, прославленных учёных, а третьи пришли к нам из народных пословиц и поговорок. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

Ответы на пробное ОГЭ по Русскому языку 9 класс 15 апреля 2024

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных».

В предложении 3 грамматическая основа — проблема не решена. Предложение 4 содержит 4 четыре грамматические основы. Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ: 234 Прочитайте текст. В предложении 1 содержится составное именное сказуемое. Предложение 2 нераспространённое. Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным приложением. Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Ответ: 14 Прочитайте текст. Предложение 1 простое двусоставное. Вторая часть сложного предложения 3 — односоставное неопределённо-личное предложение. Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией. В последней части предложения 5 грамматическая основа — сказуемое выражено.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Предложение 1 сложное с придаточным определительным. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью. Первая часть предложения 3 — односоставное неопределённо-личное предложение.

Предложение 4 вопросительное. Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Ответ: 134 Прочитайте текст. Первая часть предложения 1 — односоставное определённо-личное предложение. Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

Предложение 3 осложнено вводным словом. Предложение 4 двусоставное.

Российские научные институты продолжают разработку передовых технологий использования мирного атома. Объясните, почему большинство атомных электростанций России расположено в Европейской части страны. Ответ и пояснение 18. Хозяйственная деятельность в Российской Арктике В настоящее время освоение Российской Арктики ведется по ряду направлений хозяйственного использования потенциала региона: добыча энергоносителей, промысел рыбы и морепродуктов. К приоритетным направлениям развития Арктической зоны относятся: комплексное социально-экономическое развитие, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы. По оценкам экспертов, потепление климата планеты уже к 2030 году приведёт к тому, что арктические территории будут освобождены ото льдов в летний период, что откроет новые перспективы для развития судоходства по Северному морскому пути и хозяйственной деятельности в Арктике. Назовите отрасль любую хозяйства, имеющую стратегическое значение для развития Российской Арктики.

Ответ и пояснение 19. Мессояхские нефтяные месторождения Западно- и Восточно-Мессояхское месторождения были открыты в 1983 и 1990 гг. Месторождения расположены на Гыданском полуострове в 340 км к северу от г. Новый Уренгой. Они являются самыми северными из разрабатываемых нефтяных материковых месторождений России. На сегодняшний день добыча нефти ведётся только на Восточно-Мессояхском месторождении, начало добычи нефти на Западно- Мессояхском месторождении запланировано на 2021 г. Для доставки нефти от месторождений до основной системы нефтепроводов компании «Транснефть» построен напорный трубопровод длиной 98 км. При его проектировании учитывались не только суровые природные условия, но и особенности жизни населения и ведения хозяйства в регионе. Маршрут трубопровода не пересекает оленьих пастбищ и проходит вдали от священных для коренных жителей мест.

Укажите проблему, связанную с пастбищным оленеводством, которая может возникать при создании трубопроводов в зоне тундры. Ответ и пояснение 20. Тайшет в Восточной Сибири строительство нового современного алюминиевого завода. Проектная мощность завода — 750 тыс. Выгодное транспортно-географическое положение г. Тайшета делает очень удобным и подвоз сырья для выплавки алюминия, которое будет поставляться с принадлежащего компании РУСАЛ завода QAL, расположенного в Австралии, и отправку готовой продукции потребителям. Первую продукцию завод должен дать в конце 2020 г. Производство на Тайшетском алюминиевом заводе будет отвечать самым современным международным экологическим требованиям в области производства алюминия. Объясните, какая особенность транспортно-географического положения г.

Тайшет делает удобным доставку сырья на завод и отправку готовой продукции завода потребителям. Ответ и пояснение 21. Российская компания «Объединённая вагонная компания» выиграла международный тендер на поставку в Гвинейскую Республику грузовых вагонов, предназначенных для перевозки бокситов, по запасам которых Гвинейская Республика занимает первое место в мире. Производство вагонов освоено на заводе «ТихвинСпецМаш», расположенном в городе Тихвин Ленинградская область. Первая партия готовых вагонов отгружена в Гвинею. Каким видом транспорта осуществляются поставки грузовых вагонов из региона- производителя в страну — импортёра данной продукции? Ответ и пояснение 22. Предприятие расположено в г. Полевском в Свердловской области.

Мощность производства составляет 20 тысяч тонн литья в год. В качестве исходного материала используется литейный чугун, а также вторичный лом. На предприятии установлено современное оборудование. Печь для плавки чугуна имеет замкнутый цикл водяного охлаждения. Предприятие специализируется на производстве литых изделий, которые используются при производстве автомобилей, дорожно- строительного, подъёмно-транспортного оборудования, гидромоторов и гидронасосов, бытовой техники, продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства. В ближайшем будущем планируется осуществлять поставки производимой на предприятии продукции как на внутренний рынок, так и в некоторые страны Европы. Назовите особенность хозяйства региона, в котором расположено описанное в тексте предприятие, благодаря которой обеспечивается бесперебойное снабжение производства необходимым сырьём. Ответ и пояснение 23. Алтайский край наращивает экспорт сыра Экспорт сыра из Алтайского края превысил 600 т в первом полугодии 2019 г.

Импортируют алтайский сыр Казахстан и страны Средней Азии. В 2018 г. Объёмы производства сыра растут ежегодно — только по итогам 2018 г. Объясните, какая особенность сельского хозяйства региона способствует успешному развитию производства сыра, о котором говорится в тексте? Ответ и пояснение 24. Также в Монголии разрабатывается проект «Орхон-Гоби», который предусматривает переброску воды реки по системе трубопроводов в пустыню Гоби для нужд горнодобывающей промышленности. Прошли общественные слушания, на которых обсуждались эти проекты. При обсуждении представители России заявили, что осуществление проектов может негативно повлиять на водоснабжение населённых пунктов в районе Байкала, вызвать изменение экосистемы Байкала, привести к понижению уровня воды в уникальном озере. Также были высказаны опасения, что изменение режима реки может привести к деградации почв и растительности в пойме Селенги.

После слушаний специалисты Монголии заявили, что тщательным образом оценят возможные последствия строительства ГЭС для окружающей среды и представят новый вариант проекта в 2019 г. Объясните, почему осуществление проектов, о которых говорится в тексте, может вызвать понижение уровня воды в озере Байкал. Ответ и пояснение 25. В рамках реализации проекта создаётся транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа для поставок на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Специально для проекта «Ямал СПГ» на Уралмашзаводе были разработаны и изготовлены буровые установки «Арктика», которые предназначены для работы в сложных климатических условиях полуострова Ямал. Транспортировка сжиженного природного газа будет осуществляться по Северному морскому пути СМП в условиях повышенной ледовитости.

Религия включает нормы и правила поведения.

Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ? Получение основного общего образования даёт возможность поступления в высшее учебное заведение. После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования. Нормы морали выражают представления о добре и зле. Общество заинтересовано в том, чтобы его члены выполняли требования морали. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе? Науку активно привлекают к решению многих проблем современного общества. Современная наука тесно связана с производством материальных и духовных благ.

Верны ли следующие суждения о современном образовании? Современное образование стремится учесть запросы и интересы ученика. Информационные технологии расширили образовательные возможности людей. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные национально-государственные религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. Установите соответствие между признаками и областями формами духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИЗНАКИ А получение достоверных знаний о природе и об обществе 1 наука Б обоснованность и доказательность выводов 2 религия Г вера в божественное происхождение мира и человека Д достоверность получаемых результатов 181.

Задание 2 решу ОГЭ 2023 русский язык 9 класс ФИПИ

  • Специальные программы
  • Огэ русский язык задание 2 тренировочные упражнения 2022 с ответами
  • Задание 2 ОГЭ 2023 русский язык 9 класс практика с ответами
  • Онлайн-курсы

Специальные программы

  • Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
  • Как будет проходить ОГЭ в 2023 году
  • ЧАСТЬ 1. Изложение ОГЭ
  • ОТВЕТЫ ОГЭ 2024 — телеграмм канал
  • Задание 2 ОГЭ по русскому языку. Практика
  • Ответы на пробное ОГЭ по Русскому языку 9 класс 15 апреля 2024

Задание 2 ОГЭ по русскому языку. Практика

Тренировочная работа №4 по Русскому языку 9 класс ответы и варианты. Главная» Новости» Тренировочные варианты задание 2 огэ 2024 русский язык. (1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. Ответы к сборнику ОГЭ-2024 по русскому языку под руководством И. П. Цыбулько и Р. А. Дощинского. В исследовании использовалась статистика за два года: о выборе девятиклассниками со всей России предметов для сдачи ОГЭ в 2021-м и о том, какие ЕГЭ они сдавали в 2023-м. ВАЖНО! Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.

Задание 2 (ОГЭ по обществознанию)

Русский язык 9 класс ОГЭ 2024 Цыбулько отличный результат скачать задания и ответы. (1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. ВАРИАНТ 20 (1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Тренировочные тесты ОГЭ-2020 по всем предметам для 9 класса от авторов «СтатГрада» и других экспертов. Иосифа, где проведут научные и экологические исследования, изучат.

ОТВЕТЫ ОГЭ 2024 — телеграмм канал

Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Для оба подруг приезд директора был полной неожиданностью. Замените словосочетание «сердце матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

В предложениях 18—24 найдите антоним к слову «грустно». Выпишите этот антоним.

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Петродворец располагается в 30 км от Петербурга 1 и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны 2 и 3 пожалуй 4 всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве 5 как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца 6 от других дворцово-парковых ансамблей 7 являются десятки разнообразных фонтанов 8 входящих в потрясающий по красоте комплекс. Напишите получившееся словосочетание.

Запишите номера этих ответов. Укажите номера ответов. Выпишите это слово.

Леонардо принадлежит конструкция метательных аппаратов множество других машин. Очень характерно для механики Леонардо да Винчи стремление вникнуть в сущность колебательного движения. Он приблизился к современному определению понятия резонанса.

В трудах по оптике, пожалуй, больше, чем в какой-либо другой области сказалось сочетание научного гения Леонардо да Винчи с дарованием художника. Несомненно, что Леонардо шел к вопросам оптики от живописи; теория света и теней, теория цвета привлекала его внимание, прежде всего как живописца. Но как физика его интересовала и природа сама по себе. Не случайно ему принадлежат плодотворные, прогрессивные для его времени, мысли об аналогии между распространением волн в воде и распространением света. Теория света и теней находила у Леонардо применение не только в живописи, но и в астрономии: толкуя свет Луны как отражение солнечных лучей от лунных морей бороздимых волнами. Леонардо проявлял особый интерес к законам распространения света и тьмы на волнующейся водной поверхности.

Наблюдательность и острота физического мышления Леонардо позволили ему сделать интересные наблюдения и сформулировать ряд положений и задач. Это всегда творчество и изобретение, а следовать природе — значит подражать процессу её творчества. Историки науки объясняли этот своеобразный «позитивизм» Леонардо по-разному. Одни — тем, что, касаясь в творчестве научных проблем при их решении, он оставался только художником, выражающим все понятия в наглядных образах. Другие просто отказывали Леонардо в способностях к абстрактному, теоретическому мышлению. Нам же представляется на эту тему более интересной точка зрения Б.

Кузнецова, который объясняет эмпирическую направленность и образность мышления Леонардо психолого-историческими причинами. Конт и г. Спенсер — основоположники социологии как самостоятельной … … позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а только ограничиваться … было вызвано работой А. Кетле, бельгийского математика и физика, «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей» , в которой «социальная физика» была сведена … Совершенно очевидно, подчеркивает Б. Кузнецов, что способностями к теоретическому, абстрактному мышлению Леонардо обладал, и в самой высокой степени.

Все дело в том, что в XV в. Не было инвариантов научного мышления, которые были выработаны только в XVII столетии. В эпоху же Леонардо, считает Б. Кузнецов, будущей науке прокладывали дорогу не схоластические декларации, исчерпавшие себя уже в средневековье, а перемещение центра тяжести в познании мира и человека на его сенсуальное чувственное , эстетическое познание. Сенсуализм Леонардо не был декларацией, он следовал из его творческой практики и, в свою очередь, воплощался в этой практике, реализовываясь в живописи. Яркий пример, иллюстрирующий образный строй понятий в мышлении Леонардо, предоставляют страницы его дневников и манускриптов, из которых видно, что чтение и понимание рукописи художника невозможно отделить от сопровождающих ее рисунков.

Даже общие понятия, излагаемые в них, всегда приобретают форму рисунка, схемы. В текст вплетаются чертежи и наброски, а нередко текст служит лишь пояснением к рисунку, растворяется в нем, и доказательство идеи сводится к внимательному рассматриванию рисунка или чертежа. Как в художественном, так и в техническом творчестве Леонардо форма была неразрывно связана с содержанием. Каждую свою новую техническую идею он обдумывал до мельчайших подробностей, проверял в действии, проводил многочисленные аналогии, что не могло не отразиться на форме его конструкций. Проектируя, например, летательную машину, он наблюдает полет птиц и летучих мышей, сравнивает перьевую и кожистую поверхность крыльев тех и других, рисует, строит модель и снова наблюдает и проверяет, подмечая тончайшие особенности согласования и движения частей. Не подозревая о существовании аэродинамических сил, он ищет аналогии в полете птицы; у нее заимствует внешнюю форму и форму движения.

Процесс работы Леонардо над изобретением был таким же, как у современного дизайнера: от первого чернового наброска, через тщательную проработку деталей в материале к построению действующей модели и новой ее проверке в действии. Моделирование было необходимым элементом его научной и технической деятельности; можно сказать, что без моделирования Леонардо не мыслил никакой технической конструкции или научного опыта. Леонардо да Винчи создал подлинно научный метод изучения природы, и этот метод, в котором слиты непосредственная наблюдательность художника, точный расчет ученого и мастерство практика, нашел полное воплощение в его техническом творчестве и отразился на формах машин. Уровень экспериментальных исследований Леонардо да Винчи Уровень экспериментального исследования Леонардо да Винчи можно привести в сравнении, как это уже однажды сделал знаменитый учёный Гермон фон-Гельмогольц в одной из своих блестящих популярных бесед. Он сопоставляет два славных имени — Гёте и Леонардо да Винчи — как образцы высокоразвитого дара «художественной индукции», указывая, что обладатели такого дара не только достигали великого в искусстве, но оставляли глубокий след и в науке своего времени. И тот и другой посвятили много труда занятиям научным; известно, что у них мы находим предвосхищение двух самых плодотворных идей современного естествознания — идеи эволюции у Гёте и идеи сохранение энергии у Винчи.

Место психологии религии в системе наук … философии и теологии. После этого происходит разграничение предметов наук. Говоря о месте психологии религии в системе научного знания, мы отмечаем, что она относится как к … для Отто объективной реальностью. Отто стремится подчеркнуть иррациональный аспект религиозного опыта, коренящийся в самой природе человека, анализирует содержание иррационального в религии. Глубочайшая сущность религии — … Сопоставление этих двух гигантов, едва ли не единственных, в таком масштабе, совместителей художественного и научного творчества, нельзя не признать чрезвычайно метким. Но при общем сходстве, найдутся, как увидим и черты различия между двумя художниками, и притом такие, которые, на мой взгляд, дают Винчи, как научному деятелю, значительный перевес.

Общие черты, которые я хочу наметить на первом плане, касаются как физической и духовной природы двух великих людей, так и внешних обстоятельств их жизни. Различие двух эпох, разделённых трёхсотлетним промежутком, конечно, сказалось на двух биографиях, но и с этой стороны нам представится немало сходства. Леонардо, как и Гёте, весь свой век был занят всевозможными вопросами знания и искусства, и нет предмета, которому бы он не посвятил внимания с характерным ему жаром и успехом. Тот и другой холодны и индифферентны к вопросам политики. Оба художника относятся скептически к положительной религии, оба склоняются к пантеизму: мистический финал Фауста не помешал Гёте прослыть «великим язычником», и Винчи, несмотря на религиозные сюжеты некоторых его картин, быть может, заслуживал бы того же названия. Общие черты двух эпох, черты и крупные и мелкие.

Там и здесь повседневная жизнь и узкие местные происшествия рисуют на фоне зреющего великого переворота в области идей и общественных отношений. Переворота, который в одном случаи мы называем ренессансом и реформацией, в другом революцией. Там и здесь раздробленная страна, не умеющая сплотится в сильное целое, стоит беззащитною перед мощным внешним врагом. Там и здесь увлечение интеллектуальными интересами, частью искреннее, частью напускное, меценатство магнатов, соревнование различных центров науки и искусства. Там и здесь трезвая научная метода прорывается с борьбою, то через схоластику Средних Веков, то через новейшую схоластику метафизической философии. Я уже намекнул, что в области научного мышления Винчи представляется более сильным, более многосторонним, чем творец Фауста.

Гёте всюду остаётся художником, поэтом, пророком: в этом, но и только в этом его сила в сфере науки. Гениальная интуиция, орлиный взор, с высоты охватывающая сложную группу явлений и в её кажущемся хаосе улавливающий черты закономерности, таков его приём. Дар, драгоценный на первых порах исследования — необходим для всякого крупного научного деятеля. Но один этот приём не исчерпывает научного дела. За первым охватом целого и первым смутным чаянием новой законности должна следовать собственно-научная работа, работа логического расчленения и всяческих испытаний мелькнувшей догадки, причём главным орудием является целенаправленный опыт и математический анализ. Только тогда получается полноправное, истинно-научное освещение предмета.

Гёте не владел этой второй стадией научного дела, он чуждается и боится её по натуре, отрицает её по принципу. Расчленение целого, внимание к деталям, обращение к искусственному опыту, попытка подвести естественное явление под математическую мерку, всё это кажется ему бесплодным и вредным посягательством на цельность и жизненность природы. Физика от математики должна стоять отдельно. Природа немеет на пытке» Там же, с. Можно бы думать, что таков, по самому складу своей натуры, будет всякий художник, когда он обращается к научному изучению природы. Но именно Леонардо да Винчи представляет нам блестящий пример противоположного, пример, едва ли не единственного в таком масштабе.

Первоклассный художник уживается здесь с исследователем, который восхваляет опыт, как единственную основу знания, и признаёт математический анализ необходимым горнилом истинного исследования. По своим взглядом и приёмом, Винчи, гораздо более чем Гёте, человек нового времени, и это тем изумительнее, что он жил за целый век до Френсиса Бекона, Галилея и Декарта, за два века до Ньютона. Винчи — современник Парацельса, Колумба и Коперника. Первая печатная Библия Гуттенберга является на свет в годы младенчества Леонардо, а открытие Нового Света совпадает с его зрелым возрастом и совершилось, быть может, не без его влияния. Но знаменитое творение Коперника, перевернувшее прежний взгляд на мир, явилось уже через 24 года по смерти Винчи, а затем ещё 20 лет пройдёт, прежде чем родится Галилей. При жизни Леонардо проблески новой астрономии видим только у Николая Кузанского, который смутно воскрешает древнее учение о движении земли и, снимая традиционную грань между элементным земным и астральным, провозглашает афоризм, позже повторённый Паскалем, что вселенная имеет центр повсюду, окружность — нигде.

На этом-то фоне выделяется мощная фигура человека, в котором, как в фокусе, сосредоточилась глухая и мало нам известная работа раннего возрождения науки. Историк Халам называет позднее Винчи «почти сверхъестественным». В речах и действиях его мы забываем эпоху и как бы переносимся на целый век вперёд. Эти речи ещё не могли иметь широкого влияния вокруг, как было с открытием Галилея. Рукописи Леонардо писались для себя, как материалы и программы будущих работ, как наброски исполинской энциклопедии, не доведённой до конца. В чём же состоит его научная метода?

Предваряя Бекона и Декарта, Леонардо да Винчи проповедует опыт — как исходную точку естествознания, математическую формулу — как заключительную стадию. Опыт — общая мать наук и искусств. Опыт — посредник между творческой природой и людьми. И хотя природа начинает с рассуждения причины и кончает опытом, нам надо действовать наоборот, то есть начинать с опыта и от него идти к рассуждению причины. При исследовании задач естествознания, я прежде всего делаю некоторые опыты, ибо моё намерение — поставить задачу на основании опыта и затем доказать, почему тела принуждены действовать указанным образом» Там же, с. Всегда практика должна опираться на хорошую теорию» Там же, с.

Они уже не бегали, а стояли посреди джунглей, что сплошь покрывали Венеру и росли, росли бурно, непрестанно, прямо на глазах. Джунгли были точно стая осьминогов, к небу пучками тянулись гигантские щупальца мясистых ветвей, раскачивались, мгновенно покрывались цветами - ведь весна здесь такая короткая. Они были серые, как пепел, как резина, эти заросли, оттого что долгие годы они не видели солнца. Они были цвета камней, и цвета сыра, и цвета чернил, и были здесь растения цвета луны. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой упругий матрац, который вздыхал под ними, и скрипел, и пружинил. Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и в салки, но главное - опять и опять, жмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию ик невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть, и слушали, слушали тишину, что обнимала их словно море, блаженно спокойное, беззвучное и недвижное.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий