Вслед за этим н поручил подписать прелиминарный мирный договор с Польшей в течение 3—4 дней, угрожая в случае промедления покинуть Ригу. Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов.
Навигация по записям
- ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- Рижский мирный договор между Советской Республикой и Польшей, 18 марта 1921 г.
- Самые популярные
- В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору
РИ́ЖСКИЙ МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1921
При установлении границы Смешанная Пограничная Комиссия руководствуется следующими положениями: a При определении границы на участках, проходящих вдоль рек, прохождение границы принимается: на судоходных и сплавных реках — по фарватеру главного рукава, а на реках не судоходных и не сплавных — по середине главного рукава. В случае спорности этнографической принадлежности, последняя по инициативе Пограничных Подкомиссий устанавливается опросом населения. Земли единоличных владельцев следует включать в состав хозяйственных единиц ближайших селений. Вопросы об архивах, связанных с территорией Польши, разрешаются статьей XI настоящего договора. Статья III. Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные в западу от границы, описанной в статье II настоящего договора. Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы. Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой. Статья IV. Из прежней принадлежности части земель Польской Республик к бывшей Российской Империи не вытекает для Польши по отношению к России никаких обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором. Равным образом из прежней совместной принадлежности к бывшей Российской Империи не вытекает никаких взаимных обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором, между Украиной, Белоруссией и Польшей.
Статья V. Обе договаривающиеся стороны взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета другой стороны и воздержание от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности от агитации, пропаганды и всякого рода интервенций, либо их поддержки. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ею территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. В виду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как и ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниций и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций. Находящиеся к моменту ратификации настоящего договора на территории Польши бывшие подданные Российской Империи других категорий не нуждаются в таком заявлении. Постановления об оптации распространяются также на лиц, удовлетворяющих требованиям п. Если супруги не могут прийти к соглашению, то жена пользуется правом самостоятельного выбора гражданства; в этом случае выбор жены распространяется и на детей, воспитываемых ею. За других недееспособных лиц оптация производится их юридическими представителями. Означенные заявления в те же сроки подаются и соответственным органам государства, где проживает данное лицо. Обе договаривающиеся стороны обязуются в течение одного месяца со дня подписания настоящего договора издать и распубликовать, а также довести до взаимного сведения: правила, определяющие, какие органы призваны принимать заявления об оптации.
Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства. Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя. В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта. Вывоз имущества освобождается от всяких, пошлин и обложений.
До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора. Статья VII. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь.
Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений. На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше. Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Статья IX. Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца. Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации.
Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения. Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X. Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством.
Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению. Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т.
Означенные уполномоченные, съехавшись в г.
Риге, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных достаточными и составленными в надлежащей форме, согласились в нижеследующем: Особенно удивляет выражение «почетный мир», которое вероятно больше подходит для польской стороны, однако для советской стороны главное на то время было это «дожать» Врангеля и закрепится на тех территориях, которые они контролировали на момент окончания войны, к тому же поляки этим «почетным миром» признавали власть большевиков находящихся в те годы в полной международной изоляции. Все это говорит о том что советские руководители того времени являлись жестокими и беспринципными прагматиками и поэтому весь тот национальный позор, который был расписан в пунктах рижского договора, команду Троцкого и его единомышленников особо сильно не волновал, тем более для главы советской делегации А. Иоффе это был уже второй такой «почетный мир», первый он как известно подписывал в Бресте в 1918 году. Помимо огромных территориальных потерь, закрепленных в рижском договоре, советская Россия также понесла существенные моральные и особенно экономические потери. Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года: Из Cтатьи XI [Рижского договора 1921 г. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: a всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т.
Укус гиены Европы в полной мере ощутила на себе Беларусь после президентских выборов 2020 года. В отличие от событий начала ХХ века в этот раз отгрызть Польше от Беларуси ничего не получилось.
А вот 18 марта 1918 года был заключен Рижский мирный договор на чрезвычайно выгодных для Варшавы условиях, поляки получили то, что они называют "Восточные кресы" - обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. В этом видео мы вспоминаем события 100-летней давности, которые предшествовали последнему пока разделу Польши.
Их надо было, что называется, обратить в правильную, коммунистическую, веру. Что очень активно и осуществлялось. Расчет был на то, что поляки «перекуются» и, вернувшись на родину, принесут туда «бациллу большевизма», станут исподволь влиять на политику своего государства. Что же касается военнопленных Красной армии, находившихся в Польше, то там ситуация была совершенно иная и отношение к ним было абсолютно другое. В них видели только захватчиков, пришедших с оружием на польскую землю. Кроме того, особое значение имел тот факт, что пленные красноармейцы были в основном либо православными, либо безбожниками, «нехристями».
Католическая Польша очень ловко на этом играла, представляя, что красноармейцы вообще неполноценные люди, поэтому нисколько не стоит сожалеть о том, что они находятся в плену в скотских условиях. Недальновидные действия — Вы уже упомянули, что, по условиям договора, в составе Польши оказались Западная Украина и Западная Белоруссия... На присоединенных территориях новые власти стали проводить жесткую политику ополячивания. Более успешно удавалось влиять на социальную верхушку, предоставляя ей льготы, привилегии и дивиденды. Но если верхи можно было как-то купить, то для низов все было гораздо хуже. Подобная целенаправленная государственная линия встречала ожесточенное сопротивление, особенно со стороны украинцев, — вплоть до действий националистического подполья и террористических актов против представителей польской администрации. Иногда не грех обратиться не только к архивным документам, но и к порой забытым произведениям художественной литературы. Был такой замечательный ленинградский писатель Павел Леонидович Далецкий.
Автор многих известных романов, один из которых — «На краю ночи», над ним он работал двадцать лет, с 1939-го по 1958 год. И в нем писатель очень глубоко вник в последствия отторжения Западной Украины и Западной Белоруссии, пронзительно говорил о процессе ополячивания, рассказывал о том, как трудно было в Польше неполякам, которые сохранили свою православную веру и не желали, чтобы их дети говорили по-польски... Так что и в этом смысле польская власть далеко вперед не заглядывала, жила сегодняшним днем. А это было очень недальновидно: для жителей Западной Украины и Западной Белоруссии польское государство оставалось чужим. Иными словами, Рижский договор заложил мину замедленного действия под отношения Польши с Советским Союзом, которая взорвалась осенью 1939 года. Когда Красная армия пришла в те края, ей действительно были рады, и мало кто сожалел о том, что польского государства больше не существует. Это отношение начало меняться, только когда уже в 1940 году на этих территориях начались массовые сталинские репрессии... Так и Рижский договор был временной удачей поляков, причем весьма краткосрочной, и не мог действовать долго.
Он был призван лишь как-то приглушить острую ситуацию, но со временем перестал устраивать тех, кто резко набирал силу. Прежде всего Советский Союз. Однако сегодняшние взаимные претензии, связанные с Рижским договором, кажутся нелепыми. На мой взгляд, если мы хотим добрососедских отношений, надо просто смотреть на некоторые страницы российско-польской истории как на музейный экспонат. Это то, что уже пережито и никак не исправить. У России и Польши есть хороший опыт совместной деятельности — я имею в виду тот же период Второй мировой войны, когда мы вместе сражались против нацизма, и СССР немало сделал для того, чтобы Польша выжила и была освобождена. Та Польша, которая есть сейчас, вряд ли была бы таковой, если бы не колоссальные жертвы Красной армии...
Рижский мирный договор между Советской Республикой и Польшей, 18 марта 1921 г.
Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (за себя и по полномочию правительства БССР), УССР с одной стороны, и Польской Республикой — с другой. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас. Рижский мирный договор", посвященная военному противостоянию Советского Союза и Польши и дипломатическому урегулированию этого конфликта, открылась во вторник в выставочном зале федеральных архивов в Москве.
Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше
В 1920 году Красная армия перешла в контрнаступление и дошла до реки Вислы. Разногласия Тухачевского и Сталина, возглавивших наступление, привели к дезорганизации войск. Польша, усиленная английским оружием и французскими генералами, разбила большевиков и еще глубже вклинилась в украинские и белорусские земли. Сергей Нарышкин: «Польско-советская война, развязанная Пилсудским, унесла 140 тысяч жизней и завершилась грабительским договором, по которому была отторгнута Западная Белоруссия и Западная Украина.
Восточную польскую границу сдвигают в сторону СССР. В Минской области новую пограничную линию к югу от Клецка переносят восточнее, с реки Лань на реки Морочь и Случь до Припяти. На Волыни польское государство получает местечко и станцию Ракитно. Пограничную линию в Ямпольском районе спрямляют в пользу Польши.
Польшу на Парижской мирной конференции представлял один из виднейших польских политиков Роман Дмовский, в то время как представителей России, красной или белой, на переговорах не было вовсе. Одной из констант Версаля было исключение России из числа великих держав и ликвидация правительства большевиков. Отторжение державами-победителями правительства Ленина было легко объяснимо, весь сами большевики в тот момент надеялись на начало мировой или во всяком случае общеевропейской революции, которая покончит с «империалистами». Совершенно иным было положение Польши, которая не только пользовалась достаточно большими симпатиями, как крупная европейская нация наконец-то обретавшая независимость после столетия небытия, но и рассматривалась западными политиками в качестве важного элемента нового баланса сил. Возрождённая Польша, с серьезным индустриальным потенциалом, внушительным населением и мощной армией, должна была стать гарантом нового мироустройства на Востоке Европы. Варшава была призвана сыграть особую роль в обеспечении контроля над униженной и растоптанной, но сохранявшей огромный потенциал, Германией на западе от своих границ. На Востоке Польша должна была, по мысли творцов Версаля, стать надёжным заслоном от «большевистской заразы», а, возможно, и поучаствовать в свержении советской власти. Шаг вперёд и два назад Поскольку международное положение в начале 1919 г. Внутри польского политического класса, впрочем, не утихали противоречия. Одна группа, возглавляемая Юзефом Пилсудским, стремилась к созданию восточноевропейской федерации под эгидой Польши и была поэтому против сотрудничества с «белым» генералом Иваном Деникиным. Другие, такие как Роман Дмовский и отчасти Игнаций Падеревский, ориентируясь на позицию Франции, были готовы к компромиссу с «белыми» и совместной борьбе с большевиками. Успехи Польши весной и летом 1919 г.
Повсюду, где в настоящем Договоре или его приложениях упоминается в качестве срока момент ратификации Мирного Договора, под этим понимается момент обмена ратификационными грамотами. В удостоверение сего уполномоченные обеих договаривающихся сторон собственноручно подписали настоящий Договор и скрепили его своими печатями. Составлен и подписан в г. Риге марта восемнадцатого дня тысяча девятьсот двадцать первого года. Иоффе Ганецкий Э. Квиринг Ю. Коцюбинский Л. Обмен ратификационными грамотами состоялся 30 апреля 1921 г. Том третий - М : Госполитиздат, 1959.
Почему Россия в 1921 году отдала часть своих земель Польше
Позже Владимир Ленин высказывался по этому поводу: «В последнее время мы решили еще пойти на некоторые уступки не потому, что считали это справедливым, а потому что считали важным делом сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира». Представители Белорусской ССР участия в процессе не принимали, от ее имени это сделала советская делегация. Но советская сторона согласилась только на 30 миллионов и 300 паровозов европейской колеи, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов. Кроме того, Польша обязалась предоставить украинцам и белорусам языковые и культурные права, а те в свою очередь должны были вернуть все, что вывезли с ее территории начиная с 1772 года. В том числе военные трофеи, библиотеки и коллекции произведений искусства, архивы органов власти и общественных организаций, документы и карты, научные лаборатории и приборы. Вплоть до колоколов и предметов культа. Также все стороны договорились в течение полутора месяцев начать торговые переговоры и немедленно установить дипломатические отношения. Ожидание и реальность Проблемы с выполнением пунктов Рижского договора возникли почти сразу после его вступления в силу.
Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. В 1926 г. В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс. Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился. С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство. Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса.
Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск. Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу.
Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров.
Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т.
На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг. Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия. Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих. Гражданское законодательство 1920-29гг.
Означенные уполномоченные, съехавшись в Москве, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и полном порядке, согласились в нижеследующем: Статья I.
Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается. Статья II. Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят и в виду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, — Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России. Статья III. Государственная граница между Россией и Латвией проходит: От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р.
Кухва, далее по р. Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р.
Впрочем, какую-то часть в 1921 году полякам успели перевести. Сегодня никто не может доподлинно сказать, сколько именно золота было передано тогда Варшаве. А нынешние польские политики и политологи в один голос твердят о том, что Польша вообще ничего не получила — и поэтому мы должны им выплатить 30 млн золотых рублей. Это означает, что современные Россия и Украина должны передать Польше «всего лишь» 45,7 тонны золота.
И даже если какая-то часть денег была выплачена, то мы должны понимать, что сделала это вовсе не Украина, а Москва. Какую часть в принципе должна была выплачивать Украина — сказать трудно, потому что непонятно, как считать: то ли по населению республик в границах 1921 года, то ли по вкладу в развитие экономики страны. Если представить, что отсчет нужно проводить от количества населения республик образца 1921 года, то сегодня Украина должна перечислить Варшаве 10,5 тонны золота. Казалось бы, сущий пустяк. Если нынешняя Украина прежде всего ее элита демократически настроена, ненавидит советскую власть, то ничто не должно ее останавливать от того, чтобы внести эти средства. Беда в том, что у Украины таких денег нет. Судя по официальным украинским данным, на середину 2017 года золотой запас национального банка Украины составлял примерно 25 тонн. Естественно, что никто сегодня об этом всерьез не размышляет. Впрочем, Варшава все свои претензии адресовала именно России. Украина из этой схемы выбыла, хотя в Рижском договоре она фигурировала.
Кроме того, не надо забывать позицию Запада. Очевидно, что если Польша требует золото от России, значит, заокеанские друзья, в общем, не против. Но как только возникает вопрос, а кто конкретно должен платить, разговоры заканчиваются, потому что всплывает невыгодная тема Украины. Давайте напомним еще раз Варшаве, по чьей вине не были осуществлены те самые выплаты. Польша ведь не захотела выслать Петлюру и Тютюнника. Поэтому вся вина в срыве реализации Рижского договора ложится непосредственно на ее тогдашнее руководство. Маршал Пилсудский — вот кто несет ответственность за то, что Рижский договор не был выполнен. Польское руководство, конечно, пытается сегодня так или иначе переложить ответственность на Москву — дескать, неважно, была Украина в числе подписантов или нет, ведь она являлась сателлитом Москвы, выполняла просто роль, выражаясь языком Фонвизина, имени прилагательного, потому что прикладывалась к Москве. Это все разговор в пользу бедных. Если вы я имею в виду нынешних варшавских политиков высказываете претензии по поводу того, что вам кто-то что-то должен, вы их высказываете одновременно и России, и Украине, иначе это все недействительно.
Кроме того, в гораздо большей степени следует высказывать претензии к нынешней Украине, ведь Варшава не получила обещанного ей золота только по причине того, что не захотела расставаться с этими нынешними украинскими «героями» я имею в виду прежде всего Семена Петлюру, которому недавно открыли памятник в Виннице. Понятно, что их никто не предъявит. И кстати, именно по этой причине, несмотря на громкие заявления польских депутатов парламента, сразу после того, как стали известны подробности Рижского договора, тема была снята с повестки дня.
Забытый конфликт: как польско-советская война 1919-1921 годов повлияла на ход мировой истории
- Глава 2. Почему провалился Рижский договор?
- Рижский договор (1921) — Википедия с видео // WIKI 2
- 18 марта. Подписание Рижского мирного договора
- Ошибка при обращении к данным. Исторические заметки на КГ ИСТОРИИ
- О проекте | Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор
Рижский мир: как Польша получила западные земли Украины и Белоруссии
- Request Rejected
- Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор.
- Дело о 30 миллионах золотом: Рижский договор 1921 года
- Рижский мирный договор 1921 г. 1 страница
Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор"
По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас. Крикатурное представление итогов рижского договора: «Далой ганебный рижский раздел!
Столетие Рижского мирного договора: чем закончилась советско-польская война
Новости и события Российского исторического общества. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.[1][2]. Подписан 18 марта 1921 года в Риге. 18 марта 1921 г. в Риге между РСФСР в УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, был подписан окончательный мирный договор. Рижский договор — хотя в Москве он также считался соглашением, имевшим исключительно временное значение, — это утраченное единство восстанавливал. РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Подписан 18 марта в Риге.