С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. В 1947-1949 годах С.Л. Рубинштейн пережил период гонений, обвинений в космополитизме, в преклонении перед заграницей, в недооценке отечественной науки и культуры. Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из.
Рубинштейн, Сергей Леонидович
Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
Общительны ли вы. В школе вы охотно декламировали стихи. Убегали ли вы в детстве из дома.
Кажется ли вам жизнь трудной. Бывает ли после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимо. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора.
Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто - либо обидел. Вы очень любите животных. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось.
Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что - то страшное. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво. Трудно ли вам докладывать выступать на сцене перед большим количеством людей.
Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми 54. Вы относитесь к тем, кто при каких - либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
Вам нравиться работа, требующая энергичной организаторской деятельности. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходиться преодолевать массу препятствий. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы.
Часто ли бывает вам трудно уснуть из - за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище.
Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте. Бывает ли так, что перед сном будучи в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям.
Бывают ли у вас головные боли. Вы часто смеетесь. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете.
Вы подвижный человек. Вы очень переживаете из - за несправедливости. Вы настолько любите природу, что можете назвать её другом.
Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт газ, погашен свет, заперты ли двери. Вы очень боязливы. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя.
Вы раньше охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. Часто ли вас тянет путешествовать. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным.
Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании. Долго ли вы переживаете обиду. Переживаете ли вы долгое время горести других людей.
Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в своей тетради, если случайно оставили в ней кляксу. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью. Часто ли вы видите страшные сны.
Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из него. Веселой компании вы обычно веселы. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения.
Вы менее сдержаны и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь. В беседе вы скудны на слова. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это игра.
При подсчете баллов на каждой шкале для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в "ключе" к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими.
Они характеризуются выделением ярких черт характера. Г - 7 Демонстративные х 2,: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88, " - ": 51. Леонгарду 1.
Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Возбудимый тип.
Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Тревожно - боязливый тип.
Основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративном поведении. Неуравновешенный застревающий тип.
Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей. Дистимический тип.
На основе своей целостной концепции С. Рубинштейн создал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи и т. И все это сделано в свете общефилософского принципа детерминизма; внешние причины действуют через внутренние условия, составляющие основание развития. В ходе этой работы мы более подробно познакомимся с жизнь и творчеством Сергея Леонидовича Рубинштейна. В 1908 г.
Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г. Начавшаяся «Первая мировая война» вынудила Сергея Леонидовича Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете. В апреле 1919 г. В университете Сергей Леонидович Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г.
После смерти Ланге Сергей Леонидович Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. Первая статья, которую выпустил Сергей Леонидович Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе Развитие мышления у подростков.
В 1930 г. Сергей Леонидович переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.
Принцип единства сознания и деятельности Время создания теории деятельности - 1920-1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности».
Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание -это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Теория деятельности- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.
Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20—е гг. В 1930—е гг.
Он считал, что психология должна базироваться на наблюдении и анализе конкретных фактов и явлений. Рубинштейн проводил многочисленные эксперименты и опыты, основываясь на наблюдениях и статистических данных. В своих работах он подчеркивал важность собственного опыта и практических исследований для понимания человеческой психики.
Он признавал значение внешних событий и физических стимулов для психических процессов и их изучения. В своих исследованиях Рубинштейн выделял роль сенсорного опыта и его влияния на формирование высших психических функций. Таким образом, С. Рубинштейн относился к эмпирическим методам и опытам как к главным источникам знания о психологии. Он утверждал, что только через наблюдение и эксперимент можно приблизиться к пониманию сложных психических процессов и явлений. Книги и публикации 1.
Эти и другие книги С. Рубинштейна получили широкое признание в научной общественности и оказали огромное влияние на развитие психологии. Его научные публикации также являются ценным багажом для исследователей в данной области и представляют собой обязательное чтение для всех, кто интересуется психологией. Влияние и наследие С. Рубинштейн оказал значительное влияние на развитие психологии как науки. Его концепции и идеи стали основой для многих дальнейших исследований и теорий в области психологии личности, педагогики и психотерапии.
Рубинштейн уделял особое внимание понятию активности личности, считая ее главным движущим фактором развития. Одним из главных вкладов Рубинштейна в психологию является его теория деятельности. Он утверждал, что любая деятельность человека имеет три компонента: объект, средства и мотивацию. Эта теория стала основой для разработки методов психотерапии, ведь она помогает понять мотивы и цели человеческой деятельности. Рубинштейн разработал также учение о развитии личности, которое было продолжено его учениками и коллегами. Одним из наиболее известных развитий его концепций стало учение о личностном потенциале.
Согласно этому учению, каждая личность обладает некоторым потенциалом, который может быть развит и реализован через активность и обучение. Сегодня наследие Рубинштейна продолжает оказывать влияние на современную психологию. Его идеи использованы в разработке различных психотерапевтических подходов и методик, а также в образовательной системе. В частности, учение Рубинштейна о взаимосвязи личности и общества помогает понять влияние социальной среды на формирование личности и развитие личностных характеристик.
Содержание большой семьи у Рубинштейнов было четверо сыновей требовало от отца огромных усилий. Он был известным, очень популярным адвокатом, имевшим широкий социальный, экономический, юридический кругозор. Сергей, с детства страдавший болезнью сердца, получил свое первое образование в семье — он блестяще знал мировую литературу, очень рано познакомился с русской и западной философией, увлекался математикой, свободно владел тремя европейскими языками, читал на греческом и латинском. Нравственно-этические проблемы, поставленные Л. Толстым, Ф. Достоевским, Н. Бердяевым, очень рано стали для него проблемами жизненными.
Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)
Далее поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г. Апрель 1919 г. В 1921 г. Статья, посвященная Ланге «Принцип творческой самодеятельности». Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. С 1925 г.
Его аналитический способ исследования культур отличается от теории Фрейда двумя основными чертами: отказ от пансексуализма и разработка содержания понятия "коллективное бессознательное".
Вклад Юнга в изучение культуры более разнообразен и значителен по сравнению с другими психоаналитиками культуры. Похоронен на кладбище протестантской церкви города Кюснахте. Его учителями были такие знаменитые ученые, как Г. Коген и П. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно.
Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд.
Научная деятельность Науч. Здесь он положил начало крупной науч. Область научных интересов - теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности - центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма « внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским , К.
Он предложил теорию зон ближайшего развития, которая считается одной из основных концепций современной психологии. Работы Рубинштейна в области психологии оказали значительное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной психологии. Его идеи активно внедряются в практику педагогики и лечебной психологии.
Рубинштейн считается одним из основателей советской психологической школы. Его научные работы останутся важными источниками для будущих поколений психологов, специалистов в области образования и психотерапии. Развитие психологической науки С. Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологической науки. Он разработал теорию функциональных систем, которая стала важным фундаментом для понимания человеческого поведения и психических процессов. Рубинштейн активно исследовал такие важные темы, как восприятие, память, мышление и эмоции. Он выделил три основных компонента функциональных систем: деятельность, сознание и личность. Он утверждал, что эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Рубинштейн также придал большое значение активной роли личности в ее взаимодействии с окружающей средой и осознанию ее собственных потребностей и целей.
Рубинштейн разработал концепцию психологических систем, которая стала основой для изучения различных аспектов поведения и психических процессов. Он придал большое значение роли взаимодействия между внутренними и внешними факторами, а также между индивидом и средой. Кроме того, Рубинштейн разработал методологические принципы и подходы к исследованию психологических процессов, которые с тех пор стали фундаментальными для психологии. Он подчеркивал важность комбинирования экспериментальных и наблюдательных методов и использования объективных данных. В целом, С. Рубинштейн сыграл огромную роль в развитии психологической науки, предложив новые понятия, теории и методы исследования. Его работы продолжают быть актуальными и влияют на современные теории психологии. Теория деятельности В основе теории деятельности лежит представление о человеке как активном субъекте, который активно взаимодействует с окружающей средой и преобразует ее. Человек, согласно Рубинштейну, является деятельным и творческим существом, способным к самоорганизации, саморегуляции и саморазвитию.
Основное понятие в теории деятельности — это понятие деятельности. Рубинштейн выделяет три основных компонента деятельности: цель, средства и результат. Цель — это то, к чему человек стремится или чего хочет достичь в своей деятельности. Средства — это инструменты и методы, которые человек использует для достижения цели.
Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна
Сергея Леонидовича Рубинштейна. С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества.
С л рубинштейн биография личная жизнь
С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России. Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого.
С. Л. Рубинштейн и его вклад в психологию. (1889 – 1960 г.г.) — презентация
В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа, рассматривающая с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов. Поэтому в центре его концепции оказываются прежде всего проблемы познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями психологов прежних лет - Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых также главными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.
Глава 1: Школа С. Рубинштейна Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 - начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. В этот период возникает несколько научных школ и направлений.
Так в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Узнадзе, представители которой взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений. Другое научное направление связано с именем Л.
Выготского, создателя культурно - исторической теории развития психики человека. Третья школа, которая была создана в этот период, была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Советский психолог и философ, он был одним из создателей деятельного подхода в психологии.
В плане общей психологии проблема мышления разрабатывается в цикле экспериментальных исследований, проводившихся С. Рубинштейном и сотрудниками его коллектива. Теоретические установки и экспериментальные результаты этих исследований, направленных на создание общей теории психологии мышления, опубликованы в книге С.
Рубинштейна "О мышлении и путях его исследования", а также в осуществлении под его руководством коллективном труде "Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения". Проведенные эксперименты ставили своей целью выявить самый процесс мышления, его ход и динамику, главным образом творческий аспект мышления - способность идти к новым обобщениям, - и те закономерности, которые регулируют творческий процесс. Мы уже упоминали, что деятельный подход разрабатывался и основателем психологической школы С.
Рубинштейном и был им обозначен впервые уже в начале 20-х годов, при рассмотрении принципа творческой деятельности. По словам Рубинштейна, субъект в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, еще он созидается и определяется. В теории Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность.
Деятельность - один из уровней практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Главным моментом для Рубинштейна, определяющим развитие, является деятельность. Крупнейшие последователи и ученики С.
Рубинштейна - Ксения Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский, развивают на базе идей своего учителя принцип субъективности - представление о человеке как активном преобразующим мир и самого себя существе. Психология, понятая с позиций С. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.
Школа С. Рубинштейна - далеко не единственная крупная школа в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетная. Выготским культурно - исторической концепции , принцип единства сознания и деятельности С.
Рубинштейна и его принцип развития. Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30е годы С.
Рубинштейном, А. Леонтьевым, Б. Ананьевым, Б.
Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому С. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности.
Он писал, что "деятельность и сознание - это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое - не тождество, но единство". Хотя в то время этот принцип ещё не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.
Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, её продуктов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии. Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности.
Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятельность - это внешнее. В действительности психика, сознание не является чем -то внутренним. Точно также как деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно.
Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка и результат её поведения. По определению С. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего.
Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности - протекать в форме извне наблюдаемого поведения - может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны.
Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. В "Основах психологии" Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, то есть открывать объективные закономерности психики.
Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно - научных исследований. Таким образом мы можем сделать несколько выводов.
Во - первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода. Во - вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, это не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека - это сложное явление и различные её стороны изучаются разными науками. Рубинштейн отличал деятельность от поведения, причем для Рубинштейна поведение - это особая форма деятельности.
Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно - общественных отношений. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки.
Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки.
Вот что писал С. Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии.
Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно.
Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. Значение идей ученого для современной психологической науки В 1989 г. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций, посвященных творчеству С. Рубинштейна, а также переиздание его фундаментального труда «Основы общей психологии».
Переиздание «Основ» тем более знаменательно, что эта книга, ставшая этапной в истории отечественной психологии, не издавалась у нас с 1946 г. В последнее время закономерности развития психики наиболее интенсивно изучаются в возрастной особенно — в детской и педагогической психологии. Это и понятно: становление психики в онтогенезе служит «идеальной» моделью, позволяющей вычленить общие механизмы психического развития, проследить его сложную и острую диалектику. Однако на фоне этого наметилась тенденция выхолащивания проблематики развития из других областей психологического знания, в частности из общей психологии, а методологический принцип развития в психологии стал приобретать подчас явно декларативный характер.
Для Рубинштейна проблема психического развития имеет всеобщее значение: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной частной областью психологии, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии». В единой логической канве Рубинштейн анализирует исторический, антропогенетичеекий, онтогенетический, функциональный и бытийно-биографический аспекты психического развития, то есть речь идет, по сути дела, о системогенезе психики. В каждой из глав «Основ», посвященных раскрытию сущности того или иного психического процесса, имеется раздел, в котором дается оригинальная авторская «микрокояцепция» генезиса этого процесса у ребенка каждая из таких «микроконцепций» вполне может быть развернута в стройную теорию. При этом ключевым принципом анализа закономерностей развития психики человека является принцип историзма.
Следует высоко оценить работу составителей, авторов комментариев и послесловия к новому изданию «Основ общей психологии» — К. Абульхановой-Славской [6] и А. Вполне уместными и полезными представляются «вкрапления» в текст этого издания фрагментов из более поздних работ Рубинштейна. Это дает читателю возможность проследить внутреннюю логику развития подхода автора к решению ряда фундаментальных проблем психологической науки.
В содержательных комментариях и послесловии к двухтомнику адекватно эксплицируются историко-научный контекст и современное значение многих положений Рубинштейна. Вместе с тем, в ряде работ, посвященных анализу научного наследия С. Рубинштейна не получил достаточно полного освещения вклад ученого в возрастную и педагогическую психологию. Так, в монографии К.
Абульхановой-Славской и А. Брушлинского «Философско-психологическая концепция С. Рубинштейна» генетико-психологические идеи ученого привлекаются в подавляющем большинстве случаев для иллюстрации его общетеоретических положений В сборнике «Применение концепции С. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии» только в двух статьях рассматриваются отдельные стороны психического развития ребенка.
Правда, отмеченный недостаток отчасти восполняется обстоятельной статьей И. Рубинштейном была выдвинута система оригинальных положений, касающихся соотношения обучения и развития, связи психологии и педагогической практики, становления когнитивной и мотивационно-эмоциональной сферы личности в онтогенезе и др. Теоретическое наследие Сергея Леонидовича Рубинштейна выдвигается сегодня на передний край психологической науки. Думается, что в нем больше неосвоенного, нежели освоенного.
Однако по мере его освоения психология сможет проникнуться той теоретико-методологической культурой, которая позволит выработать принципиально новое видение психической реальности, радикально отличное от традиционного. Заключение Интерес исследователей к научному наследию С. Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии.
Ученые выявляют связь наследия С.
Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание Основ общей психологии, которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в преклонении перед иностранщиной и недооценке отечественной науки. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу Бытие и сознание, опубликованную только в 1957. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах.
Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.
В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности.
А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию.
Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии.
В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии.
Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.
Рубинштейн Сергей Леонидович
В 1919 году он стал доцентом кафедры философии Новороссийского университета в Одессе, читал курсы лекций по теории познания, логике, психологии, философским основам математики и теории относительности Эйнштейна. В 1922 году он возглавил кафедру философии Новороссийского университета. Однако в середине 1920-х годов С. Рубинштейн был вынужден отказаться от работы в университете и перейти на должность директора Одесской публичной библиотеки. В 1930 году при помощи М. Басова он переехал в Ленинград, где сначала стал заместителем директора Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, а затем заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института. В 1934 году в свет вышла его статья «Проблемы психологии в трудах К. Используявпервые опубликованные в 1927-1932 годах ранние рукописи К. Маркса, Рубинштейн дал интерпретацию системы идей Маркса, изложил свою концепцию сознания и деятельности.
Рубинштейн учился в Германии с 1909 по 1913 год в университетах Фрайбурга и Марбурга и получил образование в области философии под руководством Германа Коэна и Пауля Наторпа , интеллектуальных лидеров хорошо известных Неокантианство в Марбургском университете. В 1914 году он защитил докторскую диссертацию по философии Eine Studie zum Problem der Methode по методологическим проблемам, применимым конкретно к гегелевской философии. Кроме того, он изучал естественную историю, социологию, математику, этику и эстетику. Многие из его работ, датируемых 1910-1920-ми годами, остаются неопубликованными. В 1921 году он стал профессором кафедры философии и психологии в Новороссийске. С 1922 по 1930 год он был директором Одесской научной библиотеки, затем работал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена 1930-1942.
Нравственно-этические проблемы, поставленные Л. Толстым, Ф. Достоевским, Н. Бердяевым, очень рано стали для него проблемами жизненными. Напряженный труд подорвал здоровье отца, и Сергей стал духовной, нравственной опорой семьи, помогая матери разрешать свалившиеся на ее плечи жизненные трудности. Проведенное дома детство, судьба семьи, оказавшейся в одиночестве в мелкобуржуазной процветающей среде, затем отказ царя на его прошение учиться в университетах России как лицу еврейского происхождения и вынужденный отъезд в Европу для обучения в университетах Германии — все это наложило отпечаток на его личность. Очень рано он осознал всю серьезность жизни, став старшим в семье, взяв на себя большую ответственность, пережил горечь одиночества, а с ним — привычку самостоятельно справляться с трудностями.
Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1925 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года.
Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна
С л рубинштейн биография личная жизнь | Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. |
Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна | >Статья: Биография С.Л. Рубинштейна (Психология) читать онлайн или скачать бесплатно. |
Сергей Леонидович Рубинштейн | Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого. |
Рубинштейн, сергей леонидович
Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в. способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом. Издано: нский, анова «Философско-психологическая концепция тейна.
С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня в г. 1889 г., в Одессе в еврейскую семью зажиточного местного юриста. Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии).