Канал Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 31 января 2024 года во Владимирском зале Главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке прошли заседания. На этой странице вы найдете новости про ПСТГУ.
Свято-Тихоновскую православную гимназию в Пскове хотят признать банкротом
19 декабря 2023 года магистранты первого курса кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Журнал: новости, статьи, анонсы ПСТГУ. Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет готовит специалистов в области православного богословия и истории Церкви, преподавателей Закона Божия, богословских и церковно-исторических дисциплин, миссионеров, катехизаторов, лекторов. Среди 13 выпускников Православного Свято-Тихоновского Богословского института — два обладателя дипломов с отличием.
ПРАВОСЛА́ВНЫЙ СВЯ́ТО-ТИ́ХОНОВСКИЙ ГУМАНИТА́РНЫЙ УНИВЕРСИТЕ́Т
По словам профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислава Петрушко, одновременно он должен стать предупреждением об угрозе раскола для духовенства. Гости мероприятия смогли ближе познакомиться со структурой университетской учебной жизни, получить к Смотрите видео онлайн «День открытых дверей состоялся в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете» на канале «Стихи об искусстве» в хорошем. Православный Свято-Тихоновский Университет ждет своих абитуриентов! Новости научной жизни ПСТГУ. Защита диссертационной работы В.И. Петрушко: «Развитие идеи Киевского патриархата в Украинской Греко-католической Церкви в XX веке и ее. Новости и статьи источника Православный Свято-Тихоновский гуманитарный уиверситет Москва г. Москва.
Митрополит Иларион возглавил Божественную литургию в актовый день Свято-Тихоновского университета
Первыми факультетами были: пастырско-богословский факультет, задуманный как аналог духовных школ; миссионерско-катехизаторский факультет для подготовки преподавателей Закона Божьего; педагогический факультет для преподавателей светских дисциплин; факультет церковных искусств для подготовки специалистов в области церковного пения, иконописи и архитектуры [11]. На Акте присутствовали мэр Москвы Ю. Осипов и другие почетные гости. Ректор нового института отмечал, что из-за плачевного материального положения ПСТБИ преподаватели не получали зарплаты, а студенты — стипендий, а вся жизнь и деятельность института строилась на энтузиазме студентов и сотрудников [11] Здание ПСТГУ на Новокузнецкой 7 мая 1993 года Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования [12]. В августе 1993 года открылось заочное отделение , где начали учёбу более 1000 студентов из различных епархий Русской Православной Церкви [6]. В октябре 1993 года Спасское Братство получило рядом с Николо-Кузнецким храмом небольшое здание, в котором была размещена администрация Института и учебные аудитории. Институт пользовался поддержкой МГУ, 1-й Градской больницы и больничного храма царевича Димитрия, художественными мастерскими храма святителя Николая в Клённиках , заочное отделение проводило экзаменационные сессии в помещениях храма Живоначальной Троицы на Грязех [6]. По словам ректора протоиерея Владимира Воробьёва: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ.
Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии [13]. В июле 1997 года Патриархом Алексием II был утверждён специализированный Учёный совет при ПСТБИ для защиты кандидатских и докторских диссертаций по богословским наукам и церковной истории. В совет вошли представители Московской и Санкт-Петербургской духовных школ , академики Российской Академии Наук и Российской Академии Образования , профессора и преподаватели Московского государственного университета и Богословского института [6]. В 1999 году была получена аккредитация по образовательному направлению Теология и специальностям История , Филология , искусствоведение , религиоведение. В конце 2000 года аккредитованы специальности: хоровое дирижирование, живопись , декоративно-прикладное искусство и народные промыслы , после чего все факультеты получили возможность вручать выпускникам дипломы государственного образца [6]. В 2002 году Институт прошел повторную аттестацию и аккредитацию по 13 образовательным направлениям и специальностям, в том числе по 3 новым специальностям.
В связи с очередной аккредитацией по благословению Патриарха Алексия была изменена организационно-правовая форма Института: зарегистрированный первоначально как религиозное объединение, Институт был преобразован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования с сохранением принадлежности к Русской Православной Церкви [14]. В 2003 году был открыт факультет Дополнительного образования с четырьмя отделениями. Была отлицензирована аспирантура по семи научным направлениям [6]. Первые преподаватели прошли специальную подготовку и приступили к разработке курсов Дистанционного образования.
Я изучала догматику, литургику, церковно-певческий обиход и многое другое. Всё это очень пригождается в церковной жизни. В ПСТГУ в принципе очень домашняя и теплая среда, в которой очень легко и добровольно растёшь духовно. Немаловажным является общество, в котором живёшь эти важные четыре года становления личности. Здесь люди — близкие по духу, единомышленники, очень добрые и хорошие.
На дне открытых дверей бесплатно угощали чаем и вкусняшками - бери, сколько хочешь! Это очень приятно удивило и меня, и маму, но мы не наглели от щедрого гостеприимства. Также там был батюшка, такой теплый, добрый! Отец Павел Хондзинский, декан богословского факультета. Мне очень понравилась его речь перед абитуриентами. А пока я общалась с одним преподавателем, задавала вопросы, мама подружилась с продавщицей книжной лавки, накупила себе редких книг, которые издал университет, и общалась-общалась-общалась - и про книги, и про всякое разное.
Церковь не хочет в этом участвовать никаким образом, и я не могу как ректор университета поступать иначе. Буду поступать по совести», — заявил Воробьев. Ректор отметил, что не выдаст диплом выпускнику «не потому, что я хочу неприятности сделать». Вот это была девушка, а теперь мы кому должны диплом отдать?
Митрополит Иларион возглавил Божественную литургию в актовый день Свято-Тихоновского университета
Это очень приятно удивило и меня, и маму, но мы не наглели от щедрого гостеприимства. Также там был батюшка, такой теплый, добрый! Отец Павел Хондзинский, декан богословского факультета. Мне очень понравилась его речь перед абитуриентами. А пока я общалась с одним преподавателем, задавала вопросы, мама подружилась с продавщицей книжной лавки, накупила себе редких книг, которые издал университет, и общалась-общалась-общалась - и про книги, и про всякое разное. Эта продавщица была открыта и ласкова, дружелюбна, что мне очень импонирует, а также подарила нам несколько сосулек, что тоже очень приятно, трогательно и мило.
Поздравительный адрес от Общецерковной аспирантуры и докторантуры ОЦАД зачитал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов,назвав создание университета важнейшей вехой в истории Русской Церкви в деле признания теологической науки государством. Обновление церковной аккредитации, о которой сообщил гостям мероприятия председатель ОЦАД, стало также радостной новостью к юбилею университета. В ответном слове ректор протоиерей Владимир Воробьев напомнил о добром сотрудничестве между духовными академическими школами, подчеркнув значение соработничества в религиозном просвещении. В продолжение встречи статс-секретарь — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Петр Александрович Кучеренко зачитал поздравление главы ведомства Валерия Николаевича Фалькова,в котором подчеркивается особая роль Свято-Тихоновского университета в нравственном воспитании молодежи. В преддверии наступающего года, объявленного Годом педагога и наставника, за многолетний и плодотворный педагогический труд ректору протоиерею Владимиру Воробьеву была вручена ведомственная награда Министерства — нагрудный знак «Почетный наставник». Во время мероприятия также прозвучали поздравительные адреса от государственных деятелей, духовенства и представителей общественных и учебных заведений. Заведующий Лабораторией исследований церковных институций Свято-Тихоновского университета иерей Павел Ермилов представил гостям Актовую речь.
Учащиеся МПГУ познакомились с историей и современной значимостью этого уникального в своем роде церковного места столицы, которое в настоящее время также выполняет функцию Главного корпуса ведущего православного вуза для мирян России. Помимо учебных аудиторий корпус Соборной Палаты имеет в своем составе два действующих храма — в честь Святого равноапостольного князя Владимира и в честь Новомучеников и исповедников Российских, а также отдельный Музей, посвященный памяти священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений на веру со стороны советской власти.
Ситуация, когда бывшая выпускница православного вуза требует заменить ей диплом в связи со сменой пола, является ненормальной, и нужно вносить изменения в законодательство, чтобы исключить в будущем подобные прецеденты как противоречащие традиционным ценностям России. В среду в распоряжение ТАСС поступило официальное заявление администрации ПСТГУ, в котором говорилось о том, что вуз отказался выдавать дубликат диплома на новое - мужское - имя бывшей студентке ПСТГУ, решившей сменить пол после окончания обучения в вузе. Ранее она уже получила диплом об окончании этого университета.
XXX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви. С 22 января 2024 г. по 05 февраля 2024 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоится ХХХIV Ежегодная международная Богословская конференция. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет сделался мостом между Церковью и обществом, благодаря которому православное богословие, церковная история, церковное искусство получили статус образовательных дисциплин и вновь стали доступны тем. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 4.4. 7 отзывов. Москва. Негосударственный вуз. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия второго в 1992 году.
Провокация содомитов против Церкви провалилась
Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади , и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе отца Глеба Каледу , который тогда ещё скрывал своё священство и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный.
Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы — люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» [7]. Осенью 1990 года началась работа над созданием Богословско-катехизаторских курсов. Чаще всего они собирались в приходском доме протоиерея Димитрия Смирнова рядом с только что переданным Церкви полуразрушенным храмом святителя Митрофана Воронежского.
Главной задачей курсов было соединить академическую свободу учебного процесса и каноническое послушание священноначалию. Когда устав курсов, наконец, был утверждён, патриарх Алексий II благословил их открытие [8]. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа [6] , усилиями которого для курсов были выделены помещения [7] в МВТУ. Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года [8].
Весной 1991 года протоиерей Глеб Каледа в связи с назначение руководителем сектора в новообразованном Синодальном отделе религиозного образования и катехизации попросил освободить его от должности ректора [6] , 29 мая на заседании учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор — протоиерей Владимир Воробьёв [8]. Курсы вначале имели шестерых преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций.
К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор [8].
Она сказала, что это хорошие люди, нормальные, а доносчики — непорядочные люди. И сотрудники НКВД ушли. Естественно, у нас были иконы, правда, не на самом видном месте. Конечно, ни в школе, ни на работе родители не говорили, что они верующие, пока их не спрашивали. И мы в школе не говорили, что верим в Бога, нас с детства учили конспирации, молчанию на эти темы. Единственный раз меня об этом спросили уже в университете.
Мы сидели в аудитории вдвоем с сокурсником, сыном какого-то высокопоставленного чиновника. Вдруг, не отрывая головы от какой-то электронной схемы, он мне говорит: «Володя, а ты в Бога веришь? Он: «Нет, ну серьезно». Я: «Серьезно». И сидим дальше. Минуты через три он опять: «Я тебя серьезно спрашиваю, ты в Бога веришь? Дальше сидим. На другой день в перерыве между лекциями он снова подходит: «Я тебя серьезно прошу сказать, веришь в Бога или нет?
Он отошел, так и не поверив, что я верю в Бога. Хотя могли быть вполне обоснованные подозрения, потому что я не был комсомольцем. Но я отказался. И меня все-таки приняли на физический факультет МГУ. Был только один «переросток», который вышел из комсомольского возраста. Все остальные были комсомольцами. Но заявлять о своей вере в те хрущевские годы было небезопасно. За это сразу могли выгнать из вуза.
Это был последний курс, на котором обучали еще по дореволюционным программам; он учился в последней группе, которую вел признанный теперь русский философ Иван Александрович Ильин. Почти вся группа духовно окормлялась у отца Сергия Мечёва. К тому времени, как отец окончил университет, философию в стране преподавать перестали. Поэтому до войны мой отец преподавал английский язык. После войны советская власть решила, что философия все-таки нужна, но марксистско-ленинская. Стали искать философов. Оказалось, что их почти не осталось. В результате моего отца позвали на философский факультет МГУ.
Но поскольку факультет уже был совершенно советский, то он мог преподавать только логику. Протоиерей Сергий Мечёв 1892—1942 — святой Русской Православной Церкви, яркий московский проповедник. В 1919— 1929 годах был настоятелем храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, прихожанами которого были многие представители гуманитарной интеллигенции. Подвергался арестам и ссылкам, восемь лет с 1929 года по 1937 год провел в тюрьмах и лагерях. Снова арестован в 1941 году, расстрелян в январе 1942 года. В августе 2000 года Архиерейский собор Русской Церкви прославил его в сонме Новомучеников и Исповедников Российски — Как вы познакомились с отцом Всеволодом Шпиллером, впоследствии ставшим Вашим духовником? Он дважды сидел, а потом жил с подпиской о невыезде. Он хотел поисповедоваться, но в то время нелегко было найти священника, которого можно было в таком случае пригласить домой.
Кроме того, старцу нужен был священник, близкий ему по духу, по культуре. Поиски привели к отцу Всеволоду. Он приехал к нам домой. Тогда мы и познакомились. Протоиерей Всеволод Шпиллер 1902—1984 — известный московский проповедник. Участвовал в Гражданской войне в Добровольческой армии. Эмигрировал с Врангелем, с конца 1921 года проживал в Болгарии. В Софии стал священником Болгарской Православной Церкви.
В 1951—1984 годах — настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве. Отец Всеволод создал многочисленный приход, где прихожанами были многие представители интеллигенции. Проповеди отца Всеволода записывались на магнитофон, и пленки с ними расходились по стране среди верующих. Одна из немногих церквей на постсоветском пространстве, которая никогда не закрывалась при советской власти. Когда мой духовник умер, то я обратился с письмом к замечательному старцу иеромонаху Павлу Троицкому. Я его спросил, как мне найти нового духовника. И он благословил обратиться к отцу Всеволоду, с которым сам он состоял в переписке. Когда я пришел к отцу Всеволоду в Николо-Кузнецкий храм это был 1971 год , он меня тепло принял, благословил приходить в алтарь.
И я имел счастье в течение 12 лет, до самой его кончины, быть духовным сыном отца Всеволода. Он благословил меня на священство. Что в нем было главным?
На занятиях по предмету «Основы проектирования и макетирования», студенты учатся самостоятельно выполнять проекты росписи мозаичного декора храма экстерьера и интерьера в макете. Учащиеся должны освоить составление богословской программы росписи, связать ее с архитектурой храма, выполнить сначала тональные, а затем цветные эскизы всех сюжетов и орнаментального декора.
Создание законченного проекта храма - необходимая часть дипломной работы для получения квалификации по данной Образовательной программе. В результате выполнения проекта в макете, заказчик получает визуальное представление об образе храма после выполнения росписи: расположении сюжетов, общей тональной и цветовой композиции всего интерьера. Освоение данной дисциплины дает студенту возможность дальнейшей работы в качестве автора художественных творческихпроектов росписи храмов. Дисциплина «Техника монументальной живописи…» предлагает студенту ознакомиться с техникой выполнения церковной росписи, освоить иконописный рисунок, поработать в различных стилистических направлениях.
Москвы Добавлено на 30. Москвы Фотогалерея 30 июня 2023 года на платформе «Яндекс-телемост» прошла познавательная онлайн-экскурсия по современной библиотеке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета города Москвы. Это мероприятие было организовано в рамках проекта «Православный библиогид: наставнический проект для кафедр православной литературы библиотек Смоленщины», который победил в конкурсе социально-ориентированных некоммерческих организаций на право получения в текущем финансовом году субсидий Смоленской области.
Неэффективный ПСТГУ или неэффективный рейтинг Минобра? — прот. Николай Емельянов
6 апреля 2017 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась встреча отца Ректора с журналистами российских информационных агентств, печатных изданий и телеканалов, посвященная направлениям деятельности ПСТГУ и. (c) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса Полное или частичное воспроизведение данного материала разрешается только с письменного согласия ПСТГУ. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (сокращённо ПСТГУ, полное наименование — Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 4.4. 7 отзывов. Москва. Негосударственный вуз. 30 июня 2023 года на платформе «Яндекс-телемост» прошла познавательная онлайн-экскурсия по современной библиотеке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета города Москвы. 30 июня 2023 года на платформе «Яндекс-телемост» прошла познавательная онлайн-экскурсия по современной библиотеке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета города Москвы.
Тихоновская – последние новости
Павел Хондзинский, преподаватели и сотрудники Университета в священном сане. Накануне в Князь-Владимирском храме было совершено Всенощное бдение. Среди 13 выпускников Православного Свято-Тихоновского Богословского института — два обладателя дипломов с отличием.
Подробно о школьном туре и его проведении: clck.
Регистрация для организаторов откроется 1 ноября 2023 г. Организаторами муниципального тура могут быть: — районные или окружные управления образования РУО — районные учебно-методические центры УМЦ — иные общеобразовательные учреждения, которым РУО или Департаменты образования поручили проводить муниципальный тур.
ПСТГУ yesterday 12:05 Торжественный вход Господа в Иерусалим не был каким-либо случайным, малозначительным событием в жизни Господа: он был таким событием, которое, будучи торжественно и величественно само по себе, вместе с тем обращало уже на себя взоры многих ветхозаветных пророков и предуказало великую перемену в судьбах Царствия Божия, отвержение избранного народа Божия и призвание в него язычников. В этом событии предуказан был тот путь, каким надлежало идти Спасителю мира, путь страданий и смерти, бесславных в глазах мира, но составляющих истинную, Божественную славу его Искупителя.
Особый интерес участников экскурсии вызвало то, что в рамках деятельности ПСТГУ идет подготовка учителей истории, русского языка, литературы, разных иностранных языков, а история вуза, идейным преемником которого является Свято-Тихоновский университет, начиналась с Высших женских богословско-педагогических курсов, открытых в начале XX века, что напомнило студентам историю их родного МПГУ. Сейчас Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет является крупнейшим православным вузом Российской Федерации, с сотрудниками которого преподаватели МПГУ взаимодействуют по целому ряду церковно-государственных проектов в сфере духовно-нравственного воспитания, в том числе в рамках преподавания курса «Основы православной культуры».
Свято-Тихоновскому университету исполнилось 30 лет
Канал автора «Жизнь ПСТГУ» в Дзен: Это канал Управления по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 6 апреля 2017 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась встреча отца Ректора с журналистами российских информационных агентств, печатных изданий и телеканалов, посвященная направлениям деятельности ПСТГУ и.
Содержание
- Сокурсник так и не поверил
- ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
- Читайте также
- Форма поиска
- Подписан договор о сотрудничестве между ПСТГУ и Сретенской духовной академией
- 22.11.2022 13:51:23
Актуальная аналитика
- 20 лет ПСТГУ: фотогалерея
- Статистика
- Доп баллы ЕГЭ за:
- В РПЦ призвали скорректировать законы после инцидента со сменившей пол выпускницей ПСТГУ
- Православный вуз в Москве не стал выдавать диплом сменившей пол студентке
Тихоновская – последние новости
Студенты наши тоже были подвижниками. Мы их кормили американским пюре из гуманитарной помощи. Некоторые иногородние студенты ночевали на вокзале. Все складывалось трудно, но дух был замечательный. Это время младенчества — очень чистое, светлое и радостное, хотя и очень бедное. Постепенно находились помещения.
Он в течение многих лет бесплатно пускал нас в университетские аудитории. В Первой градской больнице нам тоже давали помещения. А потом Господь послал нам благотворителей, которые стали финансировать нас уже более серьезно. Мы смогли выплачивать зарплату преподавателям — меньшую, чем в иных вузах, но все же соизмеримую с минимальными потребностями. Братство во имя Всемилостивого Спаса.
Братство возникло в 1990 году, когда для Церкви открылись новые возможности для активной миссионерской, просветительской и социальной деятельности. Оно объединило духовные общины известных московских протоиереев Владимира Воробьева, Аркадия Шатова, Димитрия Смирнова и др. Братство активно строило и реставрировало храмы, готовило новых священников и просило об их рукоположении. Очень много внимания и сил уделялось делам милосердия и благотворительности: открытие Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, благотворительной столовой, работа в больницах, помощь многодетным семьям и сиротам и многое другое. Другим важнейшим направлением работы была просветительская деятельность братства.
Священники братства читали лекции во дворцах культуры и клубах. Позже были созданы Катехизаторские курсы. Все началось с того, что наше Братство устраивало просветительские лектории. Через некоторое время слушатели стали просить сделать образование более систематичным, и мы создали богословские курсы. Первым ректором этих курсов мы выбрали отца Глеба Каледу.
Вскоре отец Глеб перешел работать в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, а ректором курсов выбрали меня. Наши курсанты стали просить, чтобы образование стало более полным. Тогда мы решили преобразовать курсы в институт. Учебные планы по богословию мы брали из духовных школ, а по светским специальностям, таким, как история, филология, философия и так далее, мы ориентировались на обычные университетские стандарты. С одной стороны, есть светские вузы, с другой стороны — духовные школы.
Наша Конституция закрепляет право людей иметь разное мировоззрение, — и образование может строиться на основе разных мировоззрений. Но этого пока практически нет, за редким исключением. Нашей целью было православное высшее учебное заведение, которое давало бы признаваемый государством диплом. Что касается духовных школ, то их главной целью является подготовка клириков, пастырей для Церкви. Они не готовят собственно филологов, историков или философов.
А Церкви нужны православные специалисты во всех областях. Для того чтобы в нашем обществе звучало слово веры, верующие люди должны быть везде — в том числе и в науке. Сокурсник так и не поверил — Отец Владимир, нынешние времена, при всей их сложности, не сравнить с временами советскими. Скажите, в юности Вы скрывали свою веру? Возможно ли было в советское время открыто говорить: я христианин?
Мой дед Владимир Николаевич Воробьев был священником, московским благочинным. Его три раза арестовывали. Он умер за веру в тюрьме в 1940 году. Через год после его смерти родился я, и меня назвали в его честь Владимиром. Мама была дочерью царского генерала, который участвовал в Первой мировой войне.
Жили мы в Москве в маленькой комнатке в коммунальной квартире. Однажды на нас написала донос наша соседка, вдова чекиста: «поповский сын женился на генеральской дочке и они вместе занимаются контрреволюцией». К счастью, может быть, по молитвам дедушки, сотрудники НКВД попались какие-то необыкновенные для того времени. Они зашли сначала в соседнюю квартиру и стали спрашивать про нас. А в той квартире жила старушка —духовная дочь моего деда.
Она сказала, что это хорошие люди, нормальные, а доносчики — непорядочные люди. И сотрудники НКВД ушли. Естественно, у нас были иконы, правда, не на самом видном месте. Конечно, ни в школе, ни на работе родители не говорили, что они верующие, пока их не спрашивали. И мы в школе не говорили, что верим в Бога, нас с детства учили конспирации, молчанию на эти темы.
Единственный раз меня об этом спросили уже в университете. Мы сидели в аудитории вдвоем с сокурсником, сыном какого-то высокопоставленного чиновника. Вдруг, не отрывая головы от какой-то электронной схемы, он мне говорит: «Володя, а ты в Бога веришь? Он: «Нет, ну серьезно». Я: «Серьезно».
И сидим дальше.
Проповеди отца Всеволода записывались на магнитофон, и пленки с ними расходились по стране среди верующих. Одна из немногих церквей на постсоветском пространстве, которая никогда не закрывалась при советской власти. Когда мой духовник умер, то я обратился с письмом к замечательному старцу иеромонаху Павлу Троицкому. Я его спросил, как мне найти нового духовника. И он благословил обратиться к отцу Всеволоду, с которым сам он состоял в переписке. Когда я пришел к отцу Всеволоду в Николо-Кузнецкий храм это был 1971 год , он меня тепло принял, благословил приходить в алтарь. И я имел счастье в течение 12 лет, до самой его кончины, быть духовным сыном отца Всеволода. Он благословил меня на священство.
Что в нем было главным? Человек высочайшей культуры, одаренный не только богословским умом, он был исключительно талантлив в разных сферах. Был выдающимся проповедником, духовником. Его приходила слушать вся московская интеллигенция, которая интересовалась Православием. Особенно замечательными в этом смысле были так называемые великопостные пассии это совершаемые в Великий Пост особые богослужебные последования, на которых читаются фрагменты из Евангелия, посвященные страданиям Христа. Отец Всеволод в конце говорил проповеди, которые были по-существу лекциями о православии, миссионерскими по своей направленности. Он серьезно готовился к ним, поднимал глубокие мировоззренческие вопросы. Когда я приходил в храм, было удивительно видеть, как стоит огромная масса мужчин, по виду профессоров, музыкантов, художников. Это было совершенно непривычно.
Обычно стояли одни старушки, а тут — много мужчин, и все они слушают отца Всеволода. Также он был наделен необычайным даром служения. Не у всех есть такой дар. Службы его были незабываемые, дышащие горячей молитвой, вовлекали в молитву весь приход. Это делало Николо-Кузнецкий храм необыкновенным духовным центром. У отца Всеволода была очень трудная жизнь. Но все же это было время, когда на открытые репрессии власти шли редко, потому что принимали во внимание мировой резонанс. Каждая такая репрессия отдавалась большим, мировым скандалом. Отца Всеволода знал весь мир, к нему постоянно приезжали люди из Америки и Европы.
Его много раз вызывали в органы, следили за ним, но репрессировать не решались. В одном из писем отца Всеволода есть такие строки: «Когда я иду в храм, то не знаю, буду ли служить». Один раз был случай, когда на его место уже назначили нового настоятеля. Он с указом о назначении приехал к воротам Николо-Кузнецкого храма на такси. Когда таксист остановил машину и предложил пассажиру выйти, тот не ответил. Шофер открыл дверцу машины и с ужасом увидел, что пассажир мертв. После этого случая нового настоятеля назначать уже не спешили… «Володя, хочешь быть дьяконом? Со стороны, наверно, складывалось впечатление, что человек специально портит себе жизнь, ставит себя в положение социального изгоя. Расскажите, как это получилось?
Я и сам чувствовал, что должен стать священником, но не представлял, что нужно делать для этого. Отец Всеволод как-то раз в алтаре после службы подозвал меня с моим другом Валентином Асмусом и спросил: «Володя, ты хочешь быть дьяконом? Он удивленно на меня посмотрел: «Почему? Он говорит: «А священником хочешь быть? Потом отец Всеволод говорит моему другу: «Валя, а ты хочешь быть дьяконом? Будешь дьяконом, но долго, лет десять». И Валентин Валентинович Асмус действительно 11 лет был дьяконом. Потом отец Всеволод сказал: «я тебя благословил на священство, но как это может получиться, я не знаю и помочь ничем не могу». В те годы, чтобы поступить в семинарию, нужно было заранее уйти со светской работы и устроиться в церковное учреждение.
Я стал искать, куда бы устроиться на работу. Пытался устроиться в разные храмы дворником, истопником или сторожем, но меня никто не брал. Штат любого московского храма проверяли. И если бы увидели, что храм взял дворником кандидата наук, то старосте, да и настоятелю пришлось бы разбираться с уполномоченным. Поэтому меня никто не брал. Потом протоиерей Александр Куликов для произнесения очередной проповеди ходил в Елоховский собор. Я алтарничал там примерно полгода, так что мои бывшие сослуживцы меня потеряли. Потом с помощью владыки Владимира, нынешнего блаженнейшего митрополита Киевского, я поступил в семинарию. Он тогда нередко приезжал в собор как ректор Московской духовной академии и семинарии.
Меня опять-таки туда не должны были принять, потому что я был кандидатом наук, но ректор — архиепископ Владимир — научил меня, как подать документы, чтобы они не попали на проверку к уполномоченному. Поэтому можно сказать, что стать священником мне помогло чудо. Однажды в метро я встретил своего бывшего начальника, кстати, очень хорошего человека. Он увидел меня и спросил: «Где вы, что вы?
Учащиеся должны освоить составление богословской программы росписи, связать ее с архитектурой храма, выполнить сначала тональные, а затем цветные эскизы всех сюжетов и орнаментального декора. Создание законченного проекта храма - необходимая часть дипломной работы для получения квалификации по данной Образовательной программе. В результате выполнения проекта в макете, заказчик получает визуальное представление об образе храма после выполнения росписи: расположении сюжетов, общей тональной и цветовой композиции всего интерьера. Освоение данной дисциплины дает студенту возможность дальнейшей работы в качестве автора художественных творческихпроектов росписи храмов. Дисциплина «Техника монументальной живописи…» предлагает студенту ознакомиться с техникой выполнения церковной росписи, освоить иконописный рисунок, поработать в различных стилистических направлениях.
Обучение ведется от простого к сложному: 1 курс — изучение архитектуры и горок и выполнение курсовой работы в технике фрески; 2 курс — изучение личного письма и выполнение копии фрески полуфигура, несложная композиция 9 -10 вв.
Православный Свято-Тихоновский богословский институт Править По ходатайству Учебного совета Патриарх Алексий II преобразовал Богословско-катехизаторские курсы в Богословский институт, оба набора курсов были зачислены соответственно на второй и третий курсы вечернего отделения Института [8] ; при этом Учебный совет был преобразован в учёный совет [6]. Первоначально дневного факультета не было, студенты учились вечером [10]. Всеволода Шпиллера», в которой активное участие принял протопресвитер Иоанн Мейендорф. Он рассказал о своем общении с протоиереем Всеволодом и преподал своё благословение Богословскому институту [6]. В сентябре того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона [11] , таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» [9].
Первыми факультетами были: пастырско-богословский факультет, задуманный как аналог духовных школ; миссионерско-катехизаторский факультет для подготовки преподавателей Закона Божьего; педагогический факультет для преподавателей светских дисциплин; факультет церковных искусств для подготовки специалистов в области церковного пения, иконописи и архитектуры [11]. На Акте присутствовали мэр Москвы Ю. Осипов и другие почетные гости. Ректор нового института отмечал, что из-за плачевного материального положения ПСТБИ преподаватели не получали зарплаты, а студенты — стипендий, а вся жизнь и деятельность института строилась на энтузиазме студентов и сотрудников [11] Здание ПСТГУ на Новокузнецкой 7 мая 1993 года Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования [12]. В августе 1993 года открылось заочное отделение , где начали учёбу более 1000 студентов из различных епархий Русской Православной Церкви [6]. В октябре 1993 года Спасское Братство получило рядом с Николо-Кузнецким храмом небольшое здание, в котором была размещена администрация Института и учебные аудитории.
Институт пользовался поддержкой МГУ, 1-й Градской больницы и больничного храма царевича Димитрия, художественными мастерскими храма святителя Николая в Клённиках , заочное отделение проводило экзаменационные сессии в помещениях храма Живоначальной Троицы на Грязех [6]. По словам ректора протоиерея Владимира Воробьёва: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии [13]. В июле 1997 года Патриархом Алексием II был утверждён специализированный Учёный совет при ПСТБИ для защиты кандидатских и докторских диссертаций по богословским наукам и церковной истории. В совет вошли представители Московской и Санкт-Петербургской духовных школ , академики Российской Академии Наук и Российской Академии Образования , профессора и преподаватели Московского государственного университета и Богословского института [6].
В 1999 году была получена аккредитация по образовательному направлению Теология и специальностям История , Филология , искусствоведение , религиоведение. В конце 2000 года аккредитованы специальности: хоровое дирижирование, живопись , декоративно-прикладное искусство и народные промыслы , после чего все факультеты получили возможность вручать выпускникам дипломы государственного образца [6].