На праздник Каргатуй варят кашу из ячменя, пшена или пшеницы, а потом угощают всех, кто пришел, а остатки угощения башкиры издревле оставляли на камнях или в кустах для грачей. Башкирские народные праздники «Йыйын» и «Сабантуй». В 2024 году в Башкирии будут отмечаться множество праздников, которые позволят гостям и жителям региона окунуться в атмосферу башкирской культуры. Ишимбайский центр национальных культур принимал народный праздник «Йыйын». Он вышел насыщенным, интересным и увлекательным для тех, кто хотел больше узнать об истории семи родов башкир, жизни и традициях древних племён.
Башкирские традиции
Башкирские народные праздники. Расписание. Новости. Фотогалерея. Видеогалерея. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Башкирские народные праздники «Йыйын» и «Сабантуй». В 2024 году в Башкирии будут отмечаться множество праздников, которые позволят гостям и жителям региона окунуться в атмосферу башкирской культуры. Смотрите видео онлайн «10 Календарные праздники башкирского народа» на канале «БГПУ им. М. Акмуллы» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 апреля 2022 года в 12:53, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE. В библиотеке прошло мероприятие под названием «Башкирские народные обрядовые праздники, связанные с природой» с участием студентов 1 курса Белорецкого педагогического колледжа.
VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу.
На этом йыйыне, где приняли участие представители семи башкирских родов, обсуждалась вражда разных башкирских племен между собой. На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. До нас дошли названия башкирских сборов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада. Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся. Многие исторические сведения о сборах хранятся в эпических произведениях народного творчества. Описание таких сборов: «Установка в середине майдана шеста ознаменовывала начало праздника.
У нас есть уже готовая программа «Акбузат», которая учит детей четырем главным столпам — это родной язык, история и культура народа, родословная и вера. Вот примерно с такими программами нужно выходить работать с детьми. Через такие детские сабантуи мы должны передавать любовь к народным традициям, к культуре, истории. Как и сегодня, сабантуи проводились много веков назад. Даже в тяжелые годы войны наши бабушки собирались вместе, пели песни, отводили так души. Здесь главное — объединяющий фактор, общение, единение, внимание», — высказала свое мнение поэтесса. Автор популярных книг, председатель Союза писателей Башкортостана Айгиз Баймухаметов отмечает, что сабантуй — это как напоминание, какое огромное значение имеет для всех нас сельский труд. Они действительно достойны этого. Огромное количество сельчан трудятся не покладая рук, чтобы оказаться на этом празднике.
Здесь главное — объединяющий фактор, общение, единение, внимание», — высказала свое мнение поэтесса. Автор популярных книг, председатель Союза писателей Башкортостана Айгиз Баймухаметов отмечает, что сабантуй — это как напоминание, какое огромное значение имеет для всех нас сельский труд. Они действительно достойны этого. Огромное количество сельчан трудятся не покладая рук, чтобы оказаться на этом празднике. Благодаря этим людям наш Башкортостан прославился как крупный аграрный регион и имеет большие успехи в этой сфере. Второй важный момент, сабантуй — это площадка для встреч земляков, для дружеского общения. Я знаю многие семьи, которые приезжают в родные деревни, районы именно на сабантуй. Это добрая традиция, которую обязательно нам нужно сохранять», — считает Айгиз Баймухаметов. Читайте нас:.
Нацпроекты В Чекмагушевском районе Башкирии организовали башкирский народный фольклорный праздник «Кукушкин чай» В рамках реализации национального проекта «Культура» и в рамках Года культурного наследия народов России в селе Каразириково Чекмагушевского района Республики Башкортостан работниками сельского дома культуры был организован башкирский народный фольклорный праздник «Кукушкин чай». Часть даров преподнесли кукушке — ее угощали с целью задабривания. Для этого под корни деревьев, на которых кукуют кукушки, лили молоко, катык и оставляли там куриные яйца, а на ветки деревьев завязали красные ленты.
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2024 году
17 июля в селе Турсугали Аургазинского района Республики Башкортостан состоялся башкирский народный праздник «Йыйын», посвященный Году культурного наследия народов России. Башкирские народные праздники Праздник по-башкирски называется байрам. Главная» Новости» Башкирские народные праздники в 2024 году календарь. Башкирские традиции: культура и обычаи, сохранившиеся с давних времен, традиционная кухня народа, обряды, быт и праздники. Наиболее древний башкирский праздник йыйын (народное собрание). Во вторую пятницу сентября, в этом году – 8 сентября, в Башкирии будут отмечать День национального костюма народов республики.
Башкирские народные обряды и праздники.
Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. В сам праздник Ураза–байрам мужчины обязаны побывать в мечети на общей праздничной молитве, для женщин это не обязательно. Башкирские народные обычаи Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. 22 июля 2023 года в 10.00 в пос. Южный муниципального района Большеглушицкий Самарской области состоится ежегодный областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН». Башкирские традиции: культура и обычаи, сохранившиеся с давних времен, традиционная кухня народа, обряды, быт и праздники. В эту субботу традиционный народный праздник в честь окончания посевной прошел в 14 муниципалитетах.
Башкирские традиции
Во время чаепития женщины рассказывали поучительные истории, сказки, поверья, связанные с кукушкой. Чаепитие заканчивалось молитвами и ритуальными песнями.
Мне нравится, что они такие нежные, лёгкие, очень красивые. У них такая красивая вышивка, они выглядят очень богато. В них ты чувствуешь себя, как королева, такая энергия чувствуется. Анелия Ганеева и София Ахтямова Аутентичные и сценические костюмы народов, проживающих в Башкортостане, показали в одном из торговых центров столицы.
Зрители смогли не только увидеть наряды, но и оценить качество материалов, из которых они созданы. Главным событием праздника стал концерт в национальных костюмах. Это грузинский национальный костюм горского народа. Особенность в том, что девушка также танцует в мужской папахе и пытается повторить мужские движения. Кристина Давитадзе Папаха и кинжал являются основными элементами и азербайджанского мужского национального костюма. А изюминкой женского наряда является аксессуар, который передается из поколения в поколение.
Основной элемент нашего костюма — азербайджанский национальный платок. Он шёлковый.
Все это укоренилось в сознании нашего народа и сохраняется до сих пор.
В советские времена был период, когда сабантуи не проводились, но любовь народа к своим традициям победила. Приятно, что сегодня начали проводить безалкогольные сабантуи. Это, я считаю, положительный пример — возвращение к иману, вере, отказу от вредных привычек».
Известная башкирская поэтесса, журналист, главный редактор республиканского детского журнала «Акбузат» Лариса Абдуллина в беседе с корреспондентом « Башинформа » поделилась, что в этом году еще не успела принять участие в народном празднике. Она сказала, что приглашена на сабантуй в Мелеузовском районе и уже настроена на поездку. Сама Лариса Абдуллина уже не первый год ратует за возрождение в Башкирии детских сабантуев.
Дети могли выезжать за пределы своих деревень, районов, общаться со своими сверстниками со всей республики, знакомиться с достопримечательностями родного края. На самом деле — дети самая благодарная аудитория, они чувствуют искреннее отношение к себе.
Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. У башкиров существует ряд запретов, о которых важно знать не только жителям их края, но и гостям. Например, зимой запрещено копать землю. Считается, что почва отдыхает в это время, а потому не стоит её беспокоить. Что-либо передавать друг другу, браться за предметы можно лишь правой рукой. У башкир есть поверье, что начинать любое дело следует с правой руки — тогда всё пройдёт успешно. Сдержанно и скромно нужно вести себя в мечети. Интересно, что переступать порог священного места следует с правой ноги, а вот выходить — с левой.
Обычаи гостеприимства Во время трапезы башкиры берут пищу тремя пальцами двумя нельзя. Представители этого народа не употребляют спиртного, не едят свинину. Даже для гостей за столом существует особое правило: хлеб нельзя резать — его можно только разламывать. Уже много веков башкиры придерживаются старинных и, несомненно, чудесных традиций гостеприимства. У этого народа есть даже поговорки о том, что гость — посланник самого Бога, а неподобающе встретить гостя — стыд для хозяина. Хозяева стремятся угостить гостей самым лучшим, что есть в доме. Особое значение уделяется молочным продуктам. Башкиры верят, что если гость попробует молока или сметаны — надои у коров будут ещё больше.
Башкирские праздники
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2016 года; проверки требуют 16 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску Праздники Башкортостана башк.
Цель праздника — возрождение, сохранение обычаев и обрядов, воспитание подрастающего поколения на традициях народной культуры. Руководитель районного курултая башкир Рауф Калимуллин коротко рассказал гостям о селе Минзитарово, о башкирском роде мин и волшебной воде реки Лобовка, которая протекает рядом с селом. С утра на территории Минзитаровской школы играла веселая музыка, звучали народные песни. Были оформлены башкирские юрты. Гостей приветствовала глава администрации района Гюзель Насырова. Она поздравила участников мероприятия с праздником, пожелала весело провести время. Минзитарово руководитель Л. Камалова Карамалинского сельского Дома культуры.
Однако у башкирского сабантуя наблюдаются черты древних праздников йыйынов, майданов, туев , проводившихся перед началом откочевки на летние пастбища, а также массовых общенародных, общеродовых собраний по решению важнейших вопросов. Современные сабантуи проводятся по советской традиции после окончания сева, как своего рода отчетно-итоговые мероприятия весенней посевной кампании, то есть утратили полностью свое сакральное значение. Башкиры как народ представляли собой союз более чем 45-50 родов, состоящих из более мелких родовых подразделений, вплоть до кланов, связанных уже кровными узами.
Сабантуй устраивался в каждом роде, в каждой деревне либо в одной наиболее крупной и главной для данного конкретного рода, так как на него съезжалась вся округа. За несколько дней до начала праздника дети и подростки объезжали верхом или обходили каждый дом в деревне, объявляя о предстоящем сабантуе и собирая подарки для участников будущих состязаний. На собранные общиной средства покупались крупные призы лошадь, корова, бараны , свой приз мог выставить какой-нибудь зажиточный башкир бай или представитель начальства туря.
Площадка для проведения сабантуя называется «майдан» у зауральских башкир сам праздник назывался «майдан» , она обычно выбиралась рядом с деревней на открытом месте. Призы в виде полотенцев и платков привязывались на всеобщее обозрение в центре майдана, привлекая людей для участия в состязаниях и для оценки мастерства девушек и молодых снох, которые их сшили. Отдельно состязались кураисты, сказители сэсэны , певцы.
Праздник начинался с утра и подчас затягивался до позднего вечера, а участвовало все население, вне зависимости от пола и возраста, социального положения. Каждому хватало место, каждому находилось состязание для проверки своих способностей. Неподалеку в тени деревьев или возле устроенных шалашей, юрт готовилась еда на всех в больших казанах.
Праздник завершался принятием пищи, люди рассаживались рядом со своими родственниками возле котлов, читали молитвы и желали благополучия в будущем, здоровья себе и тучности своему скоту, богатого урожая.
На йыйыне был заключен мир на «вечные» времена, а после заключения договора были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров. Йыйыны обычно были связаны с названиями родов или определенными территориями. До нас дошли названия башкирских йыйынов: Торатау йыйыны, Барда йыйыны, Кубэлэк йыйыны. Местом для празднества выбиралась красивая, хорошо просматриваемая и удобная для проведения состязаний поляна на ровном месте или на горе. По описанию ученых, праздничная площадь оформлялась в виде круга, который, вероятно, символизировал равенство членов рода. Обязательной частью йыйына становилась и совместная трапеза, сохранившая черты первобытного уклада. Угощение из одного котла, распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, paздача мяса тоже подчеркивали равенство собравшихся. Многие исторические сведения о йыйынах хранятся в эпических произведениях народного творчества.
Информацию из них черпают ученые. После чтения муллой намаза начинались состязания: борьба, конные скачки, прыжки, бег, игры на курае, песни, пляски. Популярным видом соревнований на йыйынах была стрельба из лука: с большого расстояния нужно было попасть в движущуюся мишень — колечко. Иногда устраивались и шуточные состязания, например, кто больше выпьет топленого масла или кумыса или кто больше всех съест жирной баранины. В состязаниях участвовали главным образом взрослые мужчины или юноши-джигиты егеты. Имеются сведения, что устраивались скачки с участием девушек, но это происходило крайне редко, обычно девушки на йыйынах показывали свое умение петь и танцевать», — так описываются йыйыны в очерке Флизы Фатыховой «Народные праздники» в книге «Башкиры: Этническая история и традиционная культура». Популярными на праздниках были те виды состязаний, которые способствовали физическому развитию подрастающего поколения и выявлению самых сильных и ловких батыров. По традиции молодежь и начинала соревнования. Победа в таких соревнованиях выдвигала юношу в число уважаемых, выдающихся личностей общины.
Он получал звание батыра, а в случае войны возглавлял отряд воинов своего рода. Современные йыйыны Ученые отмечают, что со временем йыйыны были возрождены в пределах волости или в кругу родственных деревень, но их содержание и характер изменились — вопросы политического и экономического развития перестали на них подниматься, а развлекательная часть выдвинулась на первый план.
Религиозные праздники башкортостана
В переводе с башкирский этот день так и называется — «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.
Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания.
Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Мусульмане отмечают его с глубокой древности. Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия 20-21 марта. Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года. Встреча весны Кякук сяйе - это татарский и башкирский праздник, который символизирует встречу весны. Это торжество берет свое начало еще в тот период, когда имели место доисламские верования.
Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля. Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек. Сабантуй Многие татарские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них.
Катанаева, 2007. Черемшанский, В. Губернского Правления, 1859. Уфа, пр. Октября, д. Уфа, ул. Революционная, 18 Наименование: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук Тип ответственности: Хранитель Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г. Уфа, проспект Октября, д. У, У1. Республиканский центр народного творчества занимается изучением, систематизацией всей информации о сабантуях, выпускает методические рекомендации и пособия по отдельным элементам праздника. Ученые изучают сохранившиеся локальные особенности этого праздника, занимаются анализом сакрального содержания ставших уже традиционными соревнований и состязаний. Работа в этих направлениях будет продолжена. Современное бытование Места бытования. Современное место бытования: Российская Федерация, Республика Башкортостан. Место распространения: Республика Башкортостан. Идрис и дер. Даты бытования: 1910 год Сведения об особенностях Состояние бытования Йыйыны и сабантуи проводились до 40-х гг. XX века. В послевоенное время, в 60-е гг. XX века сабантуи начали проводиться по указаниям сверху, как праздники окончания весеннего сева в колхозах и районах, а затем в и некоторых городах Башкортостана и Татарстана. Были полностью переняты древние игры и состязания, но они были лишены своего сакрального значения, а были праздниками советского труженика-колхозника. Именно в советское время сабантуй становится интернациональным праздником, частью массовой культуры двух республик. В новейшее время традиция проведения сабантуев продолжается, ежегодно проходят Федеральные сабантуи, республиканские, районные, иногда проводят отдельные колхозы или фермерские хозяйства. Состязания и их формы не менялись многие тысячелетия и, потеряв во многом сакральное значение, являют, между тем, прекрасный образец трепетного отношения к земле, природе, знания и уважения ее законов и способствуют экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках сабантуев сохранились и продолжают культивироваться народные виды спорта, особенно куреш, конные скачки байга. Сабантуи стали общенародными праздниками весны, добра и мира, плодородия и будущих успехов. Риск исчезнования самого праздника сабантуй не велик.
Символом истории башкирского народа, его культуры и быта является цветок курай. Для башкирской семьи характерен патриархат, обязанности женщины и мужчины строго распределены. Особым уважением в башкирской семье пользуются дедушки и бабушки. Старейшины организовывают праздники, регулируют конфликты и являются хранителями обычаев.
В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле. Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок. Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана. Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки.
Башкирские праздники
Такие замечательные праздники, элементы башкирской культуры надо обязательно популяризировать», — считает художественный руководитель Каразириковского сельского дома культуры Гафарова Розалия Сахиевна. Башкирский обрядовый праздник «Кукушкин чай». Ее можно видеть на башкирском народном празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана.
Традиции башкир – подарки для гостей и запросы невест
Башкирские народные праздники. В 2024 году в Башкирии будут отмечаться множество праздников, которые позволят гостям и жителям региона окунуться в атмосферу башкирской культуры. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. Народные праздники Сабантуй, или праздник окончания сельскохозяйственных посевных работ весной, празднуется только башкирами и татарами. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне. А вторая часть праздника была творческой – здесь на первый план выдвигались ловкие и сильные батыры, остроумные сэсэны, талантливые музыканты и певцы, народные умельцы. Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это Ураза -байрам,курбан -байрам.
Национальный праздник татар и башкир "Сабантуй"
За 16 лет работы в должности министра просвещения Фатима Мустафина была проводником школьных реформ 60-70-х годов в республике. Также помогла многим землякам получить качественное образование. За многолетний труд на благо республики Фатиму Хамидовну удостоили множеством наград, в том числе она награждена Орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Салимкирей Хазеев — уроженец с. Утекаево Большечерниговского района Самарской области, выпускник народного университета им. Работая более 20 лет на севере, отдавал всё свободное время живописи. Выставлялся в Самаре, Тюмени, Когалыме и других городах. В экспозиции выставки представлены пейзажи российского севера, Крыма, Башкортостана, натюрморты.
В этот день нет места унынию. Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся.
Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа. Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй — башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется — «Грачиная свадьба».
В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае.
Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд. Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга — один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов.
Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному — живой баран.
В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын — это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день летнего солнцестояния. Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины. Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена.
Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах. Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и государственные праздники.
Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Религиозные праздники Башкиры — мусульмане, поэтому они отмечают события, значимые для этой религии. Так, в Башкортостане празднуют уже упомянутые ураза и курбан-байрам, а также мавлид, сафар, день Арафат и другие.
Башкирские праздники во многом сходны с подобными событиями в Татарстане, у культур выработались очень похожие религиозные традиции. Разница состоит больше всего в песнях, костюмах, танцах, которые у башкир сохранили национальный колорит. Семейные праздники Так как семья — это самое дорогое и важное, что есть у башкир, здесь существует много сложных и уникальных традиций отмечать родовые события. Семейные башкирские праздники отличаются долгой историей и тщательно прописанными обрядами. Даже современные жители городов в день свадьбы или рождения ребенка возвращаются к своим истокам и повторяют обряды с вековой историей.
Свадьбы, рождение детей, похороны всегда отмечаются всем родом, то есть собирается 3-4 поколения семьи. Каждый праздник связан с поднесением даров, угощениями, восхвалению богов. Для каждого из этих событий существуют специальные костюмы, множество особых песен и строгая последовательность действий. Традиции народов РБ. Cемейные обычаи и обряды — неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса.
В них отражается образ жизни, общественный строй, история культуры, традиционное мировоззрение; заложен психологический, социальный и нравственный смысл. Обычаи и обряды регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни, люди верили, что здоровье и благополучие всего общества зависит от того, насколько правильно они соблюдаются. Башкирский народ Башкиры или как они сами себя называют башкорты — коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска 166 тысяч , Оренбурга 52,8 тысячи , около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия — исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.
Культура и быт башкирского народа До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет невеста , 15-16 лет жених. Картина Ф. Рубо «Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II» 1880-е г Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата кумыс или разведенный мед из одной пиалы и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных.
Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата младший брат должен жениться на жене старшего , сорората вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены. Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях. Традиции и обычаи башкирского народа Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника — это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона.
Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей. Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак блюдо из крошеного отварного мяса и лапши. Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.
Важный праздник для башкир носит название Джиин Йыйын , в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи. Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам окончание поста , и Курбан-байрам праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову , и Маулид-байрам славится Пророк Мухаммад. Татары — тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. Национальный язык — татарский, имеет несколько диалектов. Большинство татар — мусульмане.
Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой чаршау или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.
Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак. Татарские обычаи и традиции Обряды бывают календарного и семейного толка.
Первые связаны с трудовой деятельностью посев, уборка урожая и т. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.
А также проведут викторину на эту интересную тему"Обряды и праздники нашего народа ". В конце мероприятия ребята с удовольствием участвуют в башкирской народной игре "Белый клен,синий клен ".
Перепечатка допускается только по согласованию с редакцией. Ссылка на авторство газеты «Восход» обязательна. Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка на сайт газеты «Восход» обязательна.