Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Вотчина — наследственное земельное владение. Владели и управляли вотчинами бояре, монастыри, церковные иерархи, но в то же время они считались всего лишь наследственными держателями земли (а не собственниками, как в Западной Европе).
Вотчинный уклад Московского государства
Вотчина — это форма феодальной земельной собственности, которая возникла в России еще в X-XI веках. Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми). Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. господствующая форма землевладения. ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности.
решение вопроса
- Исторический контекст вотчины
- Что такое вотчина
- Определение термина вотчина — что это
- Вотчина - это что означало на Руси? ::
- Вотчина это простыми словами
Что такое вотчина кратко
ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. Вотчина (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. вид земельной собственности. Возникла в Древней Руси в X-XI вв. как наследственное владение. Широкое распространение. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность.
Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения
Если вотчина — это частная собственность, и забрать ее никто не имел права, то поместье изымалось у собственника по прекращению службы или из-за того, что оно имело неухоженный вид. Большую часть поместий занимали угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами. В конце XVI века был принят закон, согласно которому поместье могло быть передано по наследству, но при условии, что наследник будет продолжать службу государству. Производить любые манипуляции с подаренными землями запрещалось, но помещики, как и вотчинники, имели право на крестьян, с которых они взимали подати.
Так был создан новый вид собственности — имение. В заключение стоит отметить, что вотчина является более ранней формой собственности, нежели поместье. Они обе подразумевают владение земельными угодьями и крестьянами, но вотчина считалась личной собственностью с правом залога, обмена, продажи, а поместье — государственной собственностью с запретом на какие-либо манипуляции.
Для этого создавались родовые летописи и гербы, которые помогали установить и подтвердить родословную. Благодаря этому, владение вотчиной оставалось в семье на протяжении многих поколений. Такая преемственность владения вотчиной способствовала укреплению рода и сохранению его богатства и влияния. В то же время, она могла вызывать конфликты и разногласия между членами семьи, особенно в случаях, когда не было достаточного количества земли для распределения. Это приводило к появлению различных систем правления на вотчине и сложным спорам о наследстве. Условия пребывания на вотчине Пребывание на вотчине предполагало определенные условия для людей, которые на ней жили: Крестьяне, которые находились под властью владельцев вотчины, должны были работать на них и обрабатывать землю. Они были обязаны предоставлять владельцу вотчины свои продукты и услуги.
Наниматели или владельцы вотчины могли определить для крестьян свои условия проживания и труда. Они могли определить размер платы за аренду земли и распределение трудовых обязанностей между крестьянами. Владельцы вотчины имели право принимать на работу или увольнять крестьян в зависимости от своих потребностей и собственных решений. Крестьяне не имели права покидать вотчину без согласия владельца. Они были привязаны к вотчине своими обязательствами и должны были их выполнять. Помимо работы на земле, крестьянам могли быть назначены другие обязанности, такие как служба в военных отрядах или работа на мельнице, пекарнях и прочих предприятиях. Таким образом, пребывание на вотчине предполагало жесткую зависимость и подчинение со стороны крестьян по отношению к владельцу вотчины, который определял условия их проживания и труда. Влияние вотчины на социально-экономическую структуру Вотчина, как основной форма землевладения в средние века, оказывала значительное влияние на социально-экономическую структуру общества.
Ее владельцы, помещики, обладали полной властью над своей землей и народом, проживающим на ней. Власть помещика была абсолютной и безоговорочной. Он мог устанавливать законы и регламенты, взимать налоги, назначать наказания, и даже самым незначительным проступкам со стороны крестьян. Такая система социальной организации приносила огромную выгоду помещику, который распоряжался всей собранной с крестьян десятиной и оброком. Крестьяне, проживавшие на вотчинных землях, были лишены свободы и имели очень ограниченные права.
Таким образом, вотчина была особой формой собственности и социальной структуры, характерной для феодальной России. Она играла важную роль в обществе и стала одной из причин проведения реформ в стране. Происхождение и значение слова «вотчина» Вотчину можно рассматривать как предшественника современных усадеб и поместий. Это были земли, на которых располагались не только жилые дома, но и огороды, фермы, пастбища и даже церкви. Вотчина отличалась от других видов земельной собственности тем, что ее владельцы в обязательном порядке должны были служить князю или властителю страны. Вотчину можно рассматривать как форму феодального владения, когда власть и богатство концентрировались в руках небольшого числа людей, в то время как остальное население было безземельным или арендаторами земли. Вотчина имела большое значение в средневековой Руси. Она была основой для формирования феодальных связей и иерархии в обществе. Владение вотчиной давало возможность не только обеспечить свое существование, но и играть важную роль в политической и социальной жизни страны. Со временем понятие «вотчина» изменилось. В 18-19 веках, с развитием крепостного права и усиления самодержавия, вотчина стала означать участок земли, который передавался по наследству вместе со всем имуществом, принадлежащим владельцу, и слугами. Однако, со временем понятие вотчины исчезло.
Вот это любопытное выражение: "а буде продаст вотчину в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для ХVII в. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" СПб. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" М. О словаре Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — универсальный русскоязычный энциклопедический словарь, изданный в период 1890-1907 годов. Словарные статьи охватывают широкий круг вопросов, от истории России и ее науки, которым отведено два полутома словаря, до юриспруденции. Манера изложения словаря лишена привычной стилизации и некоторые статьи изложены художественным языком. В составлении словаря принимали участие именитые ученые того времени, в том числе Д. Словарь будет интересен широкому кругу читателей и полезен тем, кто хочет познакомиться с представлениями о науке и культурными особенностями России того времени. Добавить свое значение Предложите свой вариант значения к слову вотчина Отправить.
Что такое вотчина — определение и отличие от поместья
В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.
На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси - земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением - вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам. Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее. Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками , которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено - унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц. В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели. Две формы землевладения Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе ; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина".
Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин. С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин. Серьезный удар родовитым вотчинникам нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине 16 века многие крупные вотчинники продали или заложили свои земли. В результате в конце 16 века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье. С начала 17 века вотчинное землевладение вновь увеличивается. Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых вотчин. Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и вотчиной. В конце 17 века в центральных районах страны наследственное вотчинное землевладение преобладало над поместным служебным. Указом 23 марта 1714 года о единонаследии поместья юридически были приравнены к вотчинам и слились в один вид земельной собственности — имение.
Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В....
История развития вотчины
- История развития вотчины
- Вотчина и поместье
- Владенья милые мои: Вотчина и Поместье - в чем разница? 🏠 | Я знал | Дзен
- Вотчина и поместье — в чем разница
- Крупная собственность в Средневековье
«Вотчина» — что это в истории
- Еще термины по предмету «Экономика»
- Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор
- Смотрите также
- История 6 класс кратко
- Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор
- Вотчина - это что означало на Руси?
Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор
Нередко в вотчинах этого знаменитого русского рода встречались крестьяне двойной подчиненности «крепостные крепостных крестьян» и «крестьяне-фабриканты». Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Вотчина является формой древнерусского землевладения, которая появилась в X веке на территории Киевской Руси. Новости Новости.
Вотчина – это форма землевладения
Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада. Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках.
Что такое вотчина — определение и отличие от поместья
Кроме того, господин имел право продавать и покупать крестьян, передавать в наследство своих детей и использовать их в качестве залога при заключении сделок. Система вотчины носила феодальный характер и сохранялась в Русском государстве до середины XIX века, когда была отменена в результате Реформы 1861 года. Внешний вид вотчины характеризовался сосредоточенностью поселений, огороженных заборами. На территории вотчины, помимо поселений крестьян, находились также помещичьи усадьбы, церкви, амбары и другие сооружения. Вотчина играла значительную роль в экономической и социальной жизни средневековой Руси, определяя статус крестьян и взаимоотношения между верховными и низовыми слоями общества. История возникновения вотчины Вотчина — это форма землевладения в средние века, когда земля была передаваема от отца к сыну, и семья имела право на владение и использование этой земли. Вотчина появилась в Европе во время феодального строя.
В этом строе государство было организовано на основе вассальных зависимостей. Феодалы, которые обладали владениями, передавали их своим вассалам в обмен на личную верность и поддержку в военных операциях. Одной из форм такой зависимости стала вотчина. Феодал передавал своей семье земельные владения, и эти владения были связаны с обязанностями своего вассала перед феодалом. Вотчина не могла быть продана или отчуждена, она передавалась только между мужчинами из одной семьи. При смерти владельца, земля передавалась его наследникам.
Это позволяло семьям сохранять свои владения и передавать их от поколения к поколению. Вотчина имела несколько важных особенностей: Только мужчины могли быть владельцами вотчины. Владельцы вотчины обязаны были служить военной службой своему феодалу. Вотчина не могла быть разделена между наследниками, она передавалась целиком. Владельцы вотчины имели полное право на землю и все ее ресурсы. Вотчина существовала до XVIII века, когда было объявлено о прекращении феодального строя в Европе и осуществлена реформа власти.
Именно вотчина стала основой для развития феодализма и земельных отношений в средние века. Она играла важную роль в формировании социальной и политической структуры общества того времени. Особенности вотчины в средние века В средние века, вотчина была одной из основных форм собственности. В основном, это были земли и владения, которые передавались по наследству от отца к сыну. Особенности вотчины в средние века: Привилегии и признаки деревни: Вотчинные владения включали в себя не только землю, но и целые деревни, которые принадлежали владельцу вотчины.
В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов.
Самый выкуп он должен был сделать на свои деньги, а не на занятые. Это, конечно, было сделано в видах ограждения прав первого покупщика, чтобы выкуп не перешел в перепродажу из выгоды. Первоначально, в XVI в. Срок, в течение которого можно было производить выкуп, был довольно продолжительный, а именно 40-летний. Этот длинный срок был очень невыгоден для покупщика, который в течение целых 40 лет не мог иметь уверенности, что имение останется за ним Неволин III, 76 и сл. Изложенные правила выкупа взяты из Судебника 1550 г. Это "указный" выкупить. Указному выкупу предшествовала народная практика. В напечатанных собраниях древних актов находим любопытные указания на бытовую практику, которая во многом отступает от указного выкупа. Указный выкуп впервые был регламентирован в царском Судебнике 1550 г. Судебник 1497 г. Бытовой же выкуп практиковался еще до первого Судебника и, конечно, относится к явлениям очень почтенной старины. Приведем здесь дошедшие до нас указания на эту практику. Удельный верейский князь, Михаил Андреевич, в 1479 г. Если он этим правом не воспользуется, тогда противная сторона приобретает деревни в прок. Это тот же выкуп, но выговоренный в пользу одного продавца, а не его родственников. N 156, VII. Тот же князь в своей духовной 1486 отказывает монастырям и церквам села и деревни, но с оговоркой: если те села будут надобны вел. N 121. Тоже делают и частные лица. Ефрем Неклюд отказывает в 1700 г. Георгию, но если эта землица понадобится его дочери или родникам, они могут ее выкупить за 40 алтын. Наоборот, Николай Рычков в 1517 г. С безусловными запрещениями выкупа делаются продажи и частным лицам. От первой половины XVI в. Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия. Двое князей Кемских купили у дяди своего вотчину с тем, что если "будет им не до земли, и им мимо дядь своих тех земель не продать" А. Этот порядок продолжает действовать и после издания царского Судебника, и понятно почему: новые законы нескоро делались известными публике в XVI веке. Боярин И. Шереметев в 1554 г. Введеный Боярин И. Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум. I N 170. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчия с такими же условиями просто по незнанию новых законов. А продали есми ему в дернь без выкупа... А добуду яз Нечай с сыном своим сорок рублев денег на Покров Святей Богородицы 7070 года, и нам Ивану дати под те деревни та сорок рублев денег на Покров же Святей Богородицы, да и за рожь нам дати, за семена, Ивану, за бочку за всякую по 17 алтын на тот же срок, а Ивану отдати ся купчая нам назад и деревня; а не добудем мы тех денег и не дадим Ивану на тот срок, ино ся наша купчая в купчую и отводная в дернь, без выкупа" А. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. He стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом.
Учебное пособие [Электронный ресурс]. Вотчина древнейший вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное владение. Возникла в X-XI вв. С конца XV в. XVIII в. В отличие от поместья, В. Владелец В. Выделялись родовые, купленные и пожалованные В. Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права. Поскольку наравне с родовыми существовали и жалованные, выслуженные и купленные вотчины, важнее не способ приобретения, а возможность передачи вотчины по наследству. В 15 веке появилась форма поместья, но в 18 в. Филологически форма вотчина более поздняя, производна от отчина этимологически связана с родством, отечеством - ср. Источник: Исторический словарь по нотариату, проект mirnot. В дальнейшем В. Делилась на господское хозяйство домен и крестьянские держания. В пределах В. Синонимы В.