В статье обосновывается идея, согласно которой крещение Руси, состоявшееся в 988 году, и последующая за ним христианизация восточного славянства, имели решающее значение для формирования цивилизационных особенностей российского государства.
Самый древний праздник христиан. Почему принято окунаться в прорубь на Крещение
В праздник Богоявления Русская православная церковь празднует крещение Христа, которое тот принял в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Праздники, даты?list=PLHobnBtXp-CmEsqL1Z5Fgm22ZbDU2i0PC18 января – Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).19 января. Крещение Господне является значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи.
19 января – Крещение Господне: как россияне отмечают один из древнейших христианских праздников
Доклад по истории на тему крещение руси Обновлено: 26. К числу этих народов принадлежали и восточные славяне, принявшие христианство по византийскому образцу. Этот процесс был закономерен и имел в своем основании серьезные перемены в развитии общества и все более усложняющиеся международные отношения. Византийские источники сообщают, что в 860 г. В 867 г. В 957 г. Этот пример, безусловно, оказал влияние на ближайшее окружение правительницы. Однако для обращения в новую веру всех восточных славян говорить было еще слишком рано.
Как свидетельствуют источники, Святослав Игоревич подумывал последовать примеру своей матери, но опасался разгневать дружину убежденных язычников. Это говорит о том, что власть киевского князя не была абсолютной. Только при условии ее усиления могла возникнуть потребность для введения единой религии. Это случилось уже в правление Владимира Святославича. Его известная языческая реформа с постановкой во главе пантеона Перуна — первая попытка утверждения главного бога-покровителя княжеской власти. Реформа не дала желаемого результата, поэтому Владимир начинает выбирать между господствующими в соседних странах монотеистическими религиями. Результат хорошо известен: киевский князь решил принять христианство от Византии.
Главными причинами такого выбора были: наличие в княжеском окружении людей, уже обращенных в христианство; обоюдное желание Византии и Киевской Руси заключить прочный союз; серьезное византийское влияние на восточных славян и т. Отношения между Киевом и Константинополем были относительно гладкими, чего нельзя сказать о непрерывных конфликтах славян с хазарами иудаизм и волжскими булгарами мусульманство. Папский престол находился слишком далеко, поэтому принятие католичества мало бы чем помогло киевскому князю. Союз с византийским христианством выглядел более предпочтительным. Крещение князя Владимира и дружины Среди историков нет единого мнения относительно точной даты и обстоятельств крещения князя Владимира с дружиной. Согласно летописному рассказу "Корсунской легенде" , Владимир крестился в 988 г. Захватив этот византийский город, князь внезапно ослеп и пообещал принять крещение после исцеления.
Произошло "чудо", и прозревший Владимир исполнил свой обещание. После этого киевский князь посватался за сестру византийского императора Василия II Анну. Брак был заключен, так как Владимир грозился продолжить военные действия против Византии. Император был вынужден согласиться еще и потому, что сестра выходила замуж за христианина, а не язычника. Сам факт осады и взятия города киевским князем не вызывает сомнений, как и последующая свадьба с византийской царевной. Крещение Владимира произошло по разным версиям в период между 986-989 гг. Некоторые историки выдвигают версию, что было два крещения: предварительное в Киеве и официальное в Херсонесе.
Вместе с Владимиром приняли крещение и многие члены его дружины. После возвращения с Анной в Киев князь принял решение приступить к введению христианства на всей территории государства, что явно свидетельствует об усилении его авторитета и власти. Начало было положено в столице Древней Руси. Владимир приказал разрушить языческий пантеон, вслед за чем последовало массовое крещение киевлян в Днепре. Учреждение церковной организации в Киеве Владимир привез из Херсонеса в Киев иконы, священные сосуда, мощи святых. Также на Русь с ним прибыли митрополит Феодор Ефесский вскоре вернувшийся в Византию и несколько епископов. Первоначально просвещением Киевской земли занимался херсонский архиепископ.
Крещение других русских земель В Киеве крещение прошло довольно-таки спокойно. Вероятно, в столице уже было достаточно много христиан, да и Владимир располагал мощным аппаратом принуждения. Не вызвала особых затруднений христианизация других городов Среднего Поднепровья. Но на остальных территориях Киевской Руси князю и миссионерам пришлось столкнуться с мощным сопротивлением язычества. Следующим объектом христианизации стала Новгородская земля. Свидетельство об этом событии имеется в Новгородской первой летописи, которая относит его к 989 г. Не обошлось без столкновений с язычниками: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем".
Владимир и его сыновья прилагали значительные усилия по христианизации всей Киевской Руси. Проследить этот процесс помогают археологические раскопки. В дружинных погребениях, относящихся к концу X — началу XI вв. В этот период они уже встречаются в самом Киеве, на Верхнем Днепре и Верхней Волге, в земле радимичей, будущей Ростово-Суздальской земле. Эти находки доказывают, что представители знати быстро осознавали необходимость принятия новой общегосударственной религии. В самых отдаленных от Киева районах процесс христианизации носил ярко выраженный насильственный характер. Так обстояло дело в Ростовской и Муромской землях.
Владимир Мономах совершил ряд походов на вятичей, одной из главных целей которых было их крещение. В летописях содержатся свидетельства об активном сопротивлении язычников во главе с волхвами, гибели христианских миссионеров. Следует отметить, что жители крупных городов охотнее и быстрее принимали новую религию. В глухих сельских районах процесс христианизации растягивался на столетия. Миссионерская деятельность в таких землях была очень опасна. Владимир Святославич начинает рассылать по городам епископов и диаконов. Огромное значение в процессе христианизации имело церковное строительство.
Величественные соборы и храмы поражали сознание древних славян, что оказывалось намного действеннее проповедей миссионеров и насильственного крещения. Язычество не собиралось сдавать свои позиции и активно сопротивлялось насаждению новой религии. В XI веке произошло несколько крупных т. Многие люди, приняв крещение, продолжали верить в своих прежних богов, тайно совершать языческие обряды, обращаться за помощью к волхвам. Такое "двоеверие" постепенно приводило к определенному компромиссу: в официальную христианскую обрядность плавно входили языческие элементы, сохранившиеся до нашего времени. Самым значительным успехом миссионеров в рассматриваемый период стала повсеместная замена трупосожжения на трупоположение т. Таким образом, подавляющая часть населения продолжала придерживаться язычества.
Все же следует признать, что постепенно православие все глубже проникало в народное самосознание, становилось неотъемлемой частью древнерусской культуры. XI-XII вв. Все древнерусские князья подчеркивали свою приверженность православию, а священники и монахи становились для людей образцами праведности и настоящими духовными учителями. Результаты крещения Руси Результаты крещения Руси были огромны и проявились во всех областях политической, социальной и культурной жизни государства. Прежде всего, существенно повысился авторитет Киевской Руси на международной арене. Вместо непрочного союза варварских племен, поклоняющихся своим многочисленным богам, возникло монолитное государство с единой религией. Русь автоматически становилась союзником и преемником могущественной Византийской империи.
С этим были вынуждены считаться ее ближайшие соседи. Принятие православия дало мощный толчок культурному развитию страны. Это проявилось в области литературы летописи , архитектуры строительство церквей , живописи иконопись и т.
И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы. После этого считается, что вода обретает уникальные целебные свойства. По давней традиции верующие ставили на стол наполненную водой чашу, что позволяло каждому стать свидетелем чуда Крещения. Рябь на поверхности означала, что Таинство свершилось. Агиасма — крещенская вода — используется верующими весь год. В частности, ее ежедневно с молитвой пьют небольшими порциями натощак. Она придает силы, укрепляет здоровье, исцеляет болезни, «демонов прогоняет и вражеские наветы отваживает». Крещенская вода — уникальна. Она не портится в течение длительного времени. Скептики считают, что одно из объяснений — особые природные процессы, которые снижают количество бактерий в воде именно в это время года. Православные считают, что даже капля святой воды способна передать свои качества воде неосвященной, поэтому если агиасма заканчивается, ее разбавляют обычной водой. Если в православии Богоявление неразрывно связано с Крещением Спасителя, то в католицизме — с почитанием волхвов, которых часто называют «королями», отсюда и католическое название — Праздник трех королей. В исторических церквях, а также в лютеранстве и англиканстве крещение относится к таинствам. В других протестантских церквях, крещение понимается как символический обряд. В костелах освящается кроме воды также мел и ладан, а сами празднования приходятся на 6 января. Во время благодарственных молебнов католики в память о явлении язычникам Христа приносят Спасителю дары: золото — как Царю, ладан — как Богу, мирру — как Человеку. До сих пор на Западе, например, в Чехии сохраняется традиция зажигать костры, которые символизируют «освещающие» путь волхвов «епифанские огни». В некоторых западных странах на створках входных дверей освященным мелом пишут «СМВ» — это начальные литеры слов латинской фразы «Christus mansionem benedicat», что переводится как «Христос благословит наш дом». Одним из православных обрядов является купание в крещенской купели — Иордани. Часто прорубь делают в форме распятия, расположенного по сторонам света. Входить в воду следует строго с запада, а выходить — на восток.
По изъяснению св. Василия Великого, Дух Божий не только витал над водой, но как бы сообщал ей способность зарождать жизнь, делал воду живоносной, отеплял ее подобно тому, как наседка теплом своим изводит к жизни цыплят. И тут Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в Таинстве Крещения, быть водой, "скачущей в жизнь вечную". Преобразовательно голубь, выпущенный Ноем из ковчега и возвратившийся в него с масличной ветвью в клюве, знаменует Духа Святого в Богоявлении над водами Иордана. Иоанн Златоуст так изъясняет образ голубя, который принял Дух Святой в Богоявлении: "Христос, принимая Крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду. Правдою называется исполнение всех заповедей. Так как исполнять правду должны были все люди, но никто из них не соблюл и не исполнил ее, то Христос, придя, исполняет эту правду. Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос исполнил и это. Долг должен был уплатить род наш, но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Христос, пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг.
Первоначально просвещением Киевской земли занимался херсонский архиепископ. Крещение других русских земель В Киеве крещение прошло довольно-таки спокойно. Вероятно, в столице уже было достаточно много христиан, да и Владимир располагал мощным аппаратом принуждения. Не вызвала особых затруднений христианизация других городов Среднего Поднепровья. Но на остальных территориях Киевской Руси князю и миссионерам пришлось столкнуться с мощным сопротивлением язычества. Следующим объектом христианизации стала Новгородская земля. Свидетельство об этом событии имеется в Новгородской первой летописи, которая относит его к 989 г. Не обошлось без столкновений с язычниками: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем". Владимир и его сыновья прилагали значительные усилия по христианизации всей Киевской Руси. Проследить этот процесс помогают археологические раскопки. В дружинных погребениях, относящихся к концу X — началу XI вв. В этот период они уже встречаются в самом Киеве, на Верхнем Днепре и Верхней Волге, в земле радимичей, будущей Ростово-Суздальской земле. Эти находки доказывают, что представители знати быстро осознавали необходимость принятия новой общегосударственной религии. В самых отдаленных от Киева районах процесс христианизации носил ярко выраженный насильственный характер. Так обстояло дело в Ростовской и Муромской землях. Владимир Мономах совершил ряд походов на вятичей, одной из главных целей которых было их крещение. В летописях содержатся свидетельства об активном сопротивлении язычников во главе с волхвами, гибели христианских миссионеров. Следует отметить, что жители крупных городов охотнее и быстрее принимали новую религию. В глухих сельских районах процесс христианизации растягивался на столетия. Миссионерская деятельность в таких землях была очень опасна. Владимир Святославич начинает рассылать по городам епископов и диаконов. Огромное значение в процессе христианизации имело церковное строительство. Величественные соборы и храмы поражали сознание древних славян, что оказывалось намного действеннее проповедей миссионеров и насильственного крещения. Язычество не собиралось сдавать свои позиции и активно сопротивлялось насаждению новой религии. В XI веке произошло несколько крупных т. Многие люди, приняв крещение, продолжали верить в своих прежних богов, тайно совершать языческие обряды, обращаться за помощью к волхвам. Такое "двоеверие" постепенно приводило к определенному компромиссу: в официальную христианскую обрядность плавно входили языческие элементы, сохранившиеся до нашего времени. Самым значительным успехом миссионеров в рассматриваемый период стала повсеместная замена трупосожжения на трупоположение т. Таким образом, подавляющая часть населения продолжала придерживаться язычества. Все же следует признать, что постепенно православие все глубже проникало в народное самосознание, становилось неотъемлемой частью древнерусской культуры. XI-XII вв. Все древнерусские князья подчеркивали свою приверженность православию, а священники и монахи становились для людей образцами праведности и настоящими духовными учителями. Результаты крещения Руси Результаты крещения Руси были огромны и проявились во всех областях политической, социальной и культурной жизни государства. Прежде всего, существенно повысился авторитет Киевской Руси на международной арене. Вместо непрочного союза варварских племен, поклоняющихся своим многочисленным богам, возникло монолитное государство с единой религией. Русь автоматически становилась союзником и преемником могущественной Византийской империи. С этим были вынуждены считаться ее ближайшие соседи. Принятие православия дало мощный толчок культурному развитию страны. Это проявилось в области литературы летописи , архитектуры строительство церквей , живописи иконопись и т. Древнерусские мастера могли опираться на богатый культурный опыт Византии. С крещения Руси по сути берет начало русская письменность и русская литература. Все без исключения летописцы были священниками или монахами, которые являлись самой образованной категорией в древнерусском обществе. Уже во второй половине XI века грамотность широко распространяется среди городского населения. А первые образцы деловой письменности относятся к концу X века. Распространение православия усиливало великокняжескую власть, что в целом вело к укреплению государства, сплочению населения, размыванию межплеменных границ и формированию единой нации. Крещение Руси на века предопределило культурное развитие и исторический путь России. Вплоть до 1917 г. Даже в современную эпоху термины "русский" и "православный" многими воспринимаются чуть ли не в качестве синонимов. До середины Х века основным религиозным течение на Руси было язычество. У славян существовал свой собственный пантеон богов, праздники и религиозные украшения. Тем не менее христианство на Руси существовало за долго до крещения, первые упоминания относятся к 860—870 гг. А в Х веке в Киеве была построена церковь Святого Ильи. На Русь оказывала большое влияние христианская Византия, она же распространяла христианскую литературу. Согласно летописи, в дружине князя Игоря были христиане, а сама княгиня Ольга приняла крещение. Наиболее весомый вклад в становление христианства внёс Владимир Святославович. В 980 г он отстоян своё право на престол, а позже расширил границы. После этого Владимир задумался о создании единой религии. Рассматривалось множество вариантов: языческий культ, состоящий из шести племенных богов, мусульманство, за которое его агитировали волжские болгары, принимал посланников от Папы Римского, а также хазарских иудеев. Но после, как утверждается, самого долгого общения с греческим православным проповедником основное предпочтение отдавалось восточному христианству. Также наблюдатели из Киева были особенно впечатлены именно священнодействиями в Константинополе. В 987 г. Был заключён союз между Русью и Византией, для подавления мятежа князь Владимир отправил в помощь русское войско, за что получил бы в жёны царевну Анну, а сам должен был принять христианство. После подавления мятежа Константинополь не выполнил обещаний, в связи с чем Владимир Красное Солнышко осадил и взял Корсунь Херсонес. Позже он всё же женился на царевне и крестился, точная дата и место не известно, чаще всего считается, что в Крыму в 988 или 989 г. Крещение Владимира было в большей степени шагом политическим. Византийское христианство представляло организованный институт управления, оно отлично сочеталось со славянскими обычаями, уже была создана христианская литература на славянском языке и культурное влияние Византии уже распространилось по Руси. Киевский митрополит являлся главой русской церкви, однако назначался Византией. На протяжении долгого времени митрополиты и большая часть священников были греками. Церквям и монастыря отдавались обширные территории, кроме того им обязательно жертвовалась десятина. Церковь сыграла большую роль в централизации Русского государства, оказала влияние на культуру. Большая часть летописец тех лет написана именно церковными летописцами. Вариант 2 Крещение Руси 988 год является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины. Речь идет не только о принятии новой веры и духовном смысле который является более существенным для верующих этого события, но и о воздействии на культуру страны в целом. Крещение следует рассматривать в историческом контексте, так как подобно любой массовой религии христианство со временем, а точнее практически сразу после гибели своего зачинателя, то есть Христа и его ближайших учеников, превратилось в инструмент политический, который весьма умело использовали правители разных стран для работы с народными массами.
История, традиции и смысл праздника Крещение Господне
Крещение стало тем актом который знаменовал собой вступление в Церковь, открывал путь к полноценному участию в церковной жизни. 19 января Крещение Иисуса Христа празднуется Православной церковью как один из великих двунадесятых праздников. Ему предшествует Крещенский сочельник — канун Богоявления и Крещения. Все про праздник Крещения: история, традиции, что делать 19 января, когда брать крещенскую воду и все о купании в крещенскую ночь; комментарий священника Андрея Синицына. Крещение Руси (988 год) является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины. Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего.
Доклад по истории на тему крещение руси
Крещение Руси превратило ее в равноправного партнера средневековых христианских государств и тем самым укрепило ее внешнеполитические позиции в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. В Херсонской области российские десантники побывали на службе в часовне, а затем смогли окунуться в купель. Крещение Руси (988 год) является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины. Крещение Господне Каждый год 19 января, православные христиане отмечают Великий праздник Крещения Господня. Связано оно с тем, что при крещении Иисуса было особое явление всех трёх лиц Бога (Отец, Сын и Святой Дух).
История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями
Нисский, 12, с. Смертоносные воды становятся материнским лоном для крещаемого, Христос — новый Адам, рождает каждого, входящего в купель, в Вечную жизнь, начертывая на его челе Свое Имя. Чин освящения воды появился в конце 2-го века в связи с "возникновением и оформлением в нижнем Египте... В 3-ем веке об освящении воды свидетельствует Киприан, говоря, что "вода должна быть прежде очищена и освящена священником... Здесь намечены два момента освящения: очищение — освобождение от нечистых духов и освящение, когда материя становится средой Божественного присутствия. Священник благословляет и прославляет Владыку Бога Вседержителя, Отца Единородного Бога, благодаря, что послал Сына Своего вочеловечиться для нас чтобы спасти нас... Освящение воды, как видно из Апостольских Постановлений, вероятно, следовало за елеопомазанием. После троекратного дуновения перед фразой: "Да сокрушатся под знамением... В современных Требниках, отражающих традицию 17-го века, знаменование предшествует дуновению и совершается троекратно, и фразы "Велий еси Господи... В чине крещения вкратце молитва освящения воды дана в более кратком варианте.
Елей радования Следующая часть Последования крещения — молитва освящения "елея радования" с помазанием им освященной воды и крещаемого. Елей — символ радости, мира, исцеления. Воды творения исцелены, исполнены Божественной славы, торжествует, восклицает от радости вся выходящая из них тварь, обновленная, измененная, примиренная с Богом. В Западной Церкви такой обычай есть и сейчас. В церковной практике однажды освященный в сосуде елей может употребляться и при совершении других крещений. Крешаемый вступает в мир, исполненный радости и света. Крещаемый готовится пройти со Христом через воды, чтобы выйти из них исцеленным. До 7-го века акт елеопомазания существовал лишь в Восточной Церкви. Слова "раб Божий" перед именем крещаемого как при помазании елеем, так и при последующем погружении появляются с 11-12 вв.
В практике древнерусской Церкви 12-го века тело крещаемого мазалось маслом. В 16-ом веке начала входить в употребление практика помазания частей тела вместо помазания всего тела, связанная с введением практики крещения младенцев на 8-ой день. С 17-го века заметка: "и тогда помазуется диаконом по всему телу" — стала заменяться на "и егда помажется все тело"...
Но, если было ясно всю ночь, ждали неурожая. Если на Крещение была метель, то снегу до весны ещё навалит — будь здоров!
А если снег идёт мягкими хлопьями, то урожай будет хороший! Смотрели и на иордань: если вода из неё норовила вылиться на лёд — к разливу рек, если над рекой стоял туман, то хлеба уродится столько, что съесть его не будет никакой возможности — невпроед! Охотники верили, если на Крещение собаки лают — дичи в лесу будет много. Какой сегодня церковный праздник? Православный календарь на январь 2024 года.
Что нельзя делать Конечно, "главным героем" народных поверий стала освящённая на Крещение вода. Ей приписывают самые необыкновенные свойства — от лечения рака до укрепляющих свойств. Поэтому многие люди набирают её огромными бутылками, толкаются в очереди, а иногда устраивают потасовки. Происходит это от незнания истинной ценности агиасмы. Если говорить проще, такое поведение пользы не принесёт ни душе, ни телу.
Крещенская вода действительно славится своей "нетленностью" и стоит годами. Но, чтобы получить больше освящённой воды, достаточно капнуть ею в другую ёмкость с водой, ибо "капля океан освящает". Крещенской является вода, освящённая накануне и в день Крещения Господня. Верующие хранят такую воду весь год до следующего праздника. Если вода по грехам нашим всё же зацвела, ею можно полить горшечные растения или просто дать испариться, или же отнести в храм — там есть специальные колодцы, куда её выливают.
Пьют крещенскую воду, как и любую другую освящённую воду, по утрам с молитвой.
Традиции На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях иорданях. Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу. Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом.
Для христиан на Крещение главное посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду. Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды. Накануне, 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии. Крещеная вода называется «агиасма «и считается святыней, исцеляющей душу и тело.
Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию. По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.
Фото из свободных источников Купание в проруби Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами, которые мало общего имеют с оригинальной историей. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби, хотя эта древняя традиция является исконно русской и не связана напрямую с крещением Христа в водах Иордана. Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье. Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника. Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут.
Мы надеемся, что это действие защитит его от всех бед. И хотя у детей, скорее всего, есть свои ангелы-хранители, которые заботятся о них, само крещение должно совершаться во взрослом возрасте, с принятием собственных решений. Первоисточник знаний о крещении — Библия Библия — вот первоисточник знаний о крещении. Если вы не изучали Библию на эту тему, если вы просто посоветовались «со знающими» родственниками или знакомыми или даже сходили в храм — у вас все еще нет необходимых знаний о крещении и его смысле.
Крещенские купания
Как правило, учениками становились дети князей и бояр. Жизнь страны, а в частности развитие технических возможностей, развивалась прогрессирующими темпами. Общение с греческими христианами позволило, повысить уровень сбора урожая. Русичи переняли у них новые предметы и технику для занятия сельских хозяйством. Влияние Византийской архитектуры на Киевскую Русь дало нам большой скачок в строительстве. Здания стали строить больше из камня, чем из дерева, хотя деревянное зодчество русских мастеров и сейчас поражают нас своей красотой и добротностью. Особым этапом в строительстве на Руси стало возведение каменных церквей по византийскому типу. Хорошими мастерами-строителями были греки. Христианские архитекторы поделились техникой кладки камня с народом Руси, научили сводить и возводить купольные покрытия зданий. По причине столь больших изменений и развитию всех отраслей, стороной не обошло и развитие ремесел.
Развивалась мозаика, которой украшали внешние и внутренние поверхности зданий. Появилась резьба по камню. Живопись русских художников древнерусской эпохи ярко выражено в произведениях, которые сохранились до наших дней. Эпоха расцвета повлияла на произведение лучших творений образцов византийского строительства. Художество и строительство тесно шагали в ногу. Также до наших дней сохранились в разных местах тогдашней территории Киевской Руси поразительные образцы архитектурного искусства. Христианская религия внесла славянские государства в систему христианских стран Европы и ее культурой и достижениями. Русская культура обогатилась глубокими историческими традициями и обычаями Византии и стран ближнего Востока. Согласно русской летописи «Повесть временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю!
И в настоящее время, когда мы повернулись лицом к нашей религии, России вернулась былая мощь, уважение и сила, которая спасает не только наше государство, но и многие другие. Список литературы Алексеев С. Беляев С. Вопросы медиевистики. Голубинский Е. История Русской Церкви. Первая пол.. Знаменский П.
То, что свойства воды меняются, подтверждают приборы: «Было отмечено, что изменяется качество растворов на той дистиллированной воде, которая приготовлена именно в это время. Примерно на порядок увеличивается дисперсия показателей, в частности, электрохимических, по свечению воды.
Эти аномалии отмечаются где-то с 16 по 20 января. Это убеждает нас в том, что мы действительно имеем дело с физическими процессами», — говорят специалисты. Заключение: не купание, а вера! Конечно, злоупотреблять купанием в проруби не стоит, да и Церковь и не требует этого. Главное — не подвиг зимнего купания, а понимание, что Крещение — это, прежде всего духовный праздник. Следует помнить, что не погружение в ледяную воду освящает человека, а его вера, его дела и мысли.
Троичное содержание праздника выражено в тропаре Богоявления и определяет триединое действие Божества с предельной ясностью. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе". Крещение, которым крестил Иоанн, было Крещением покаяния. Вода крещения была очищением, избавлением человека. Христос не имел нужды в таком Крещении, будучи чист изначала, и лишь по смирению принял Крещение от Иоанна, но, приняв на Себя Крещение водою, Спаситель не освятился водами, в чем не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Крещение есть явление Христа народу, исхождение Его на служение, новосотворение мира, смертельно растленного падением. Крещение есть праздник сотворения мира наново, подобно Рождеству Христову, и оба эти праздника неразрывно связаны друг с другом. Праздник Рождества в богослужебных текстах непрерывно сопрягается с праздником Богоявления, и строением службы, особенно вечерни, праздник Богоявления повторяет почти полностью праздник Рождества. В этом тождестве праздник Богоявления не умаляется перед Рождеством, но в некоторых стихирах воспевается как праздник еще более светлый, чем Рождество. И отцы IV-V века, св.
Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год.
Праздник Крещения в России
Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин. Сергей Иванов. Ян Вышатич и язычники. Однако летописцы сообщали и о всплеске разбоя на дорогах: «лихие люди» стали настоящей головной болью князей на рубеже 10 — 11 веков. По всей видимости, религиозные изменения, вкупе с постоянными междоусобицами, стали одной из причин ухудшения ситуации в стране. Влияние христианства на развитие Руси Другое важное последствие крещения Руси — появление собственной письменности, основанной на кириллице и глаголице, разработанными Кириллом и Мефодием. Приехавшие из-за рубежа священнослужители занимались переводом священных текстов и обучением клириков, набранных из местного населения.
Впоследствии это даст начало русскому летописанию, созданию первых светских произведений. Наверное, самым известным среди них станет « Слово о полку Игореве ». В Средние века религия имела важное значение и для межгосударственных отношений. Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется. Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне.
Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам. Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера.
Однако, несмотря на то, что иордани освящаются, традиция эта народная, а не церковная, и является для верующих добровольным делом. Священники напоминают, что грехи смываются молитвой и покаянием, а не купанием в проруби. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви службы начинаются вечером 18 января и длятся до утра , исповедоваться, причаститься и принять святую воду. Фото: www. Крещенский сочельник - последний день святочных гаданий и колядок, считалось, что в этот день самое верное гадание на суженого.
Для душ предков вечером оставляли немного еды. Девушки умывались крещенской водой, чтобы стать красивыми. Если накануне Крещения выпадал снег, народ считал его целебным и добавлял в корм скоту. В Крещение не нужно заниматься уборкой, а также мыть посуду, стирать и гладить. Всё нужно сделать заранее.
Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17]. По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19]. К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской.
До 7-го века акт елеопомазания существовал лишь в Восточной Церкви. Слова "раб Божий" перед именем крещаемого как при помазании елеем, так и при последующем погружении появляются с 11-12 вв. В практике древнерусской Церкви 12-го века тело крещаемого мазалось маслом. В 16-ом веке начала входить в употребление практика помазания частей тела вместо помазания всего тела, связанная с введением практики крещения младенцев на 8-ой день. С 17-го века заметка: "и тогда помазуется диаконом по всему телу" — стала заменяться на "и егда помажется все тело"... Современная практика произнесения отделъных "формул" при помазании каждой части тела близка к той, которая описана в требнике Гедеона Балабана, остальные требники ограничивались словами: "Помазуется раб Божий Н. Помазание елеем крещаемого также опускается. Крещение Слово "крещение" буквально означает погружение. Крещение — реальный и действительный образ смерти и Воскресения во Христе, это уже сейчас таинственно происходящее восстановление и обновление нашего естества, которое завершится в будущем веке, распространившись на весь мир. До Христа смерть была лишь концом, заключением в бездну, из которой никто не мог выйти. Воскресение становится не только чаянием, но реальностью. Христос, второй Адам, рождая нас в жизнь Вечную, устрояет и образует нас по Своему Образу. Купель "не просто очищает нас от прегрешений, но делает это так, что мы как бы вновь рождаемся. По учению Православной Церкви таинство крещения должно быть совершаемо через троекратное погружение в воду — во имя трех Лиц Пресвятой Троицы. В древней Церкви, во времена Апостолов, крещение совершалось через погружение, о чем свидетельствуют факты, описываемые в Деяниях. Но в церковной практике были и иные варианты "формы" совершения таинстводействия крещения. Церковью признавались такие "формы", которые выражали духовный смысл облеченного в них Божественного акта. Таким образом, при решении вопроса о действительности таинства Церковь обращала внимание на соответствие его духовного смысла и формы и на правильное исповедание веры со стороны совершающего крещение и крещаемого. Крещальные чины Восточной Церкви предписывают троекратное погружение. Форма погружения не является необходимым условием действенности таинства. В Русской Церкви практиковалась форма троекратного погружения, хотя в 14-15 вв. Такая практика была уничтожена в 1-ой половине 17-го века.
Что можно и чего нельзя делать на Крещение
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. Крещение Господнее – один их 12-ти главных христианских праздников, завершающий цикл новогодних святок. Отмечают его 19 января в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Как подготовить сообщение по теме "Крещение Господне, история праздника, традиции и обычаи" для 5-6 класса?
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления
Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Доклад на тему город великий новгород. Слово «крещение» означает «погружение». Крещение Господнее – один их 12-ти главных христианских праздников, завершающий цикл новогодних святок. Отмечают его 19 января в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна и освящающего. Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель.
Традиции и современность — Крещение Господне
Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого так называют диавола. Что можно есть на Крещение Господне Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма. Крещение Господне — история праздника Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Иконография Крещения Господня На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа. Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу правую руку на голову Спасителя.
Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления.
Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам. Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера. Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора. Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами. Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры. Лишь к концу 11-го века можно говорить о том, что раздробленные восточнославянские племена действительно стали едины хотя бы в части религиозных отношений и моральных принципов, насаждавшихся церковью. В дальнейшем, несмотря на начало политической раздробленности, во многом именно обращение к единой вере могло на время остановить войны между князьями в условиях появления внешней опасности.
Более того — в 14-м веке, когда начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы, Калитичи в оправдании своей политики часто ссылались на духовные примеры. Можно согласиться с известным отечественным учёным Львом Гумилёвым , который писал: «Победа православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю». Несмотря на огромное историческое значение, власти официально практически не праздновали юбилеи, связанные с крещением. Первое такое мероприятие относится лишь к 1888 году, дату 900-летия, а инициатором празднования стал Константин Победоносцев , один из идеологов политики «русификации», проводившейся в Российской империи в эпоху царствования Александра III и, частично, Николая II. Празднование состоялось летом, государство выделило на него значительные средства и большое количество войск: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий». Такой масштаб был призван лишний раз продемонстрировать населению основную идею царствования Александра III , опиравшегося на «традиционные ценности», а также повысить престиж православия в многонациональной и многоконфессиональной империи.
Окропляют новые вещи и предметы быта. Все делается с пониманием Божьей милости к нам.
Крещенская или Иорданская святая вода: необходимые пояснения Тысячи крещеных людей в праздник спешат в православные храмы для освящения воды. В народе бытует мнение о различии воды, освящаемой 18-го и 19-го января. Великий Чин водоосвящения один и тот же, и понятия «Иорданской» воды в церковных канонах нет. Неправильное понимание может быть связано со словами праздничного тропаря. Во время Великого Чина Освящения батюшка провозглашает тропарь, основанный на Евангельском событии: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», и читает его два дня, а не только 18 января. История освящения двух дней берет начало с тех самых времен, когда накануне праздника люди принимали Крещение. С годами христианство распространялось, и количество желающих креститься настолько увеличилось, что для этого определили дополнительные дни. Сегодня принять Крещение можно в любой день года, но традиция двухдневного освящения воды сохранилась.
Во время освящения воды и 18, и 19 января мы видим действия священника, слышим пение церковного хора, молитвы и Священное Писание. Невидимо для нас освящение происходит Благодатью Божией. В молитве на освящение воды испрашивается Помощь Божия для исцеления телесных и духовных недугов. Придя домой, святой водой окропляют весь дом. Стены, мебель, посуду, двор, огород, сарай, гараж, автомобиль. Это делается не с каким-то оккультным смыслом, а с пониманием, что святая вода отгоняет зло и несет Божие Благословение. Одной из традиций, пришедшей из язычества и закрепившейся в нашей стране стало гадание на праздник. Нужно понимать, что ничего общего с христианством гадание не имеет.
Подобные действия полностью противоречат Божественному промыслу в жизни человека. Гадание отворачивает, удаляет от Бога и ничего, кроме горя и бед, принести не может. В годы Безбожия велась пропаганда, что святая вода имеет целительные свойства, благодаря серебру. Так как священник погружает в нее серебряный крест. Но сколько ионов серебра будет содержаться в километровом водохранилище, глубиной двадцать метров? Тем более если по бедности, и крест-то у священника деревянный! Крещенская вода имеет другую структуру: об этом сняты целые телепередачи с подтверждением уважаемых ученых.
Считалось, что именно в этот день на земле обитает много нечисти. Поэтому жители старались провести тщательную уборку помещений, стирали вещи и готовили праздничный стол. Сочельник Богоявления схож с кануном перед Рождеством Христовым. В этот день также устраивали богатое пиршество в кругу близких людей. На столе присутствовало не менее 12 блюд и исключительно постные угощения. Во главе была кутья, узвар с ягодами и фруктами, овощи, рыба, блины, постные голубцы, сдобные пироги и сладости. Ужинать начинали после молитвы. Каждый из жителей деревень желал получить в следующем году богатый урожай посева, поэтому по окончанию трапезы столовые приборы помещались в одну посуду и накрывались буханкой хлеба. Согласно народным обычаям, многие молодые и взрослые люди принимались за гадания, чтобы узнать свою судьбу в течение будущего года. Люди верили, что подобным образом они защищают свой скот от злых сил и привлекают в дом благополучие. Поэтому всю уборку дома и стирку одежды проводили заблаговременно до наступления праздника. Чтобы полностью очистить себя от грешных деяний, следовало погрузиться в священную воду на Сочельник и в день Крещения. Однако самым лучшим временем купания в проруби является ночь с 18 на 19 января. Считается, что именно в этот период реки и озера наполняются сильными исцеляющими свойствами и способны помочь в лечении тяжелых заболеваний. Каких-то особых правил, касаемо погружения в воду, нет. Следует перекреститься и прочитать молитву. В качестве священного места может выступать любой водоем. Выемки во льду следует делать в виде креста. Также согласно поверьям, опускаясь в воду, необходимо смотреть на восток и избегать сторону запада. Чтобы до следующего праздника оставаться в здравии, следует набрать в великий день святой воды. Это не обязательно делать в самой церкви и храме, в период Богоявления вся вода в любых источниках становится целебной.