Представляем фотографии Ирана, сделанные до Исламской революции 1979 года, во времена модных причесок, мини-юбок и рок-н-ролла. Исламская революция 16 января 1979 года шах Мохаммед Пехлеви бежал из Ирана вместе с семьей.
Иран - до и после исламской революции
Древняя история Персидского государства Персидское государство имеет богатую историю, которая началась задолго до прихода ислама в регион. История Персии простирается на тысячелетия назад и охватывает период существования различных персидских империй. Одной из самых известных персидских империй была Ахеменидская империя, основанная Кирием в VI веке до н. Среди ее достижений было завоевание большой территории, включая современный Иран, Ирак, Египет, Афганистан и другие соседние регионы. Ахемениды также известны своими архитектурными и религиозными святынями, такими как персеполис и Такт-е Джамшид. Читайте также: Персеполис - древний город с тремя буквами Следующей великой персидской империей была Сасанидская империя, которая восстановила персидскую независимость и просуществовала с III по VII века н. В этот период часто упоминаются персидские спортсмены, архитекторы, поэты и ученые, которые внесли значительный вклад в развитие культуры и искусства. Иранские империи оказали значительное влияние на регион и на всю мировую историю. Их культурное наследие до сих пор прослеживается вархитектуре, искусстве, музыке и литературе Ирана. Это наследие отражает глубокие культурные, религиозные и исторические традиции персидского народа.
Знание древней истории Персидского государства позволяет лучше понять современный Иран и его место в мировой истории. Эта история стала основой для формирования иранской нации, ее самобытности и национального самосознания. Персидские империи и их влияние на регион Персидские империи, такие как Ахеменидская и Сасанидская империи, оказали огромное влияние на регион Междуречья, Ближнего Востока и Центральной Азии. Эти империи были одними из самых могущественных государств своего времени и оставили глубокий след в истории и культуре региона. Ахеменидская империя, основанная Киром Великим в VI веке до н. Империя стремилась к расширению своей территории и контролю над торговыми путями. Она охватывала большую часть современного Ирана, а также территории современной Турции, Ирака, Египта и Кипра. Сасаниды вернулись к древнеперсидским культурным и религиозным традициям и сыграли важную роль в развитии зороастризма — одной из древнейших монотеистических религий. Империи Месопотамии и Кемерийцев были известны своими великолепными столицами Персеполисом и Ктесифоном, которые были центрами искусства, науки и архитектуры.
Местный иранский рок-ансамбль, фото 1970-х годов. До 1979 года в стране существовало несколько неплохих лейблов звукозаписи, которые были полностью запрещены после 1979 года. Ещё один иранский ансамбль.
После того, как к власти пришли фундаменталисты — они стали изымать и сжигать все пластинки с весёлой музыкой, уничтожать плакаты исполнителей и стирать память о прошлой жизни. Девичий поп-квартет из Ирана, фотоснимок начала 1970-х годов. Интересно, как сложились судьбы исполнительниц...
А вот такую музыку выпускали иранские лейблы — с ней можно ознакомиться в этой подборке. Местами весьма неплохой рок-н-ролл с местным колоритом — добавлением народных инструментов и мелодий в гармоническом "восточном" миноре. А это — модный иранский журнал дореволюционных лет.
Ещё один журнал, рассказывающий о моде: И вот ещё. Вы верите, что это Иран?
Страны участвуют в международных региональных проектах и успешно ведут сотрудничество в военно-технической сфере.
В то же время Тегеран усиливает экономическое присутствие в странах Центральной Азии, партнерство с Турцией, Азербайджаном и другими странами региона. Хотя между Тегераном и Баку периодически и наблюдается некоторое похолодание в отношениях, стороны находят точки соприкосновения и решают свои проблемы на местах. В частности, после освобождения азербайджанских земель от армянской оккупации Иран проявил большую заинтересованность в продолжении сотрудничества с Азербайджаном в деле восстановления Карабаха, что является шагом ИРИ на пути укрепления регионального сотрудничества.
Смогут ли помириться Тегеран и Вашингтон После захвата американского посольства в Тегеране в 1980 году с требованием выдать шаха Пехлеви новым иранским властям, отношения Тегерана и Вашингтона сошли на нет. США обвиняют Иран в подготовке ядерного оружия и в то же время обвиняют Тегеран в нарушении прав человека в стране. Вашингтон уже многие годы ведет режим экономических санкций против Ирана и всех иностранных компаний, которые будут иметь какие-либо экономические отношения с Ираном в энергетической, нефтяной и банковской сфере.
Иранская общественность возлагала большие надежды на реформиста, основным лозунгом которого была нормализация отношений с Западом. Но ни к каким результатам стремления Рохани не привели, и с президентством Дональда Трампа в США отношения опять вернулись к мертвой точке. После выборов летом 2021 года, на которых выиграл Ибрахим Раиси — яркий представитель консерваторов, ожидалось еще большее ухудшение отношений между Вашингтоном и Тегераном.
С самого начала своего президентского срока Раиси заявил о том, что не будет поддерживать контакт с Западом, пока США не снимут санкции против экономики Ирана. Однако, вопреки ожиданиям, консерваторам, кажется, удалось усадить США за стол переговоров. Так, недавно общественности стало известно, что администрация США приняла решение восстановить отмененные ранее исключения из режима санкций в отношении ядерной программы Ирана.
Решение Вашингтона позволит иностранным компаниям вести деятельность и инвестировать в гражданские ядерные объекты Ирана, в том числе на АЭС. Таким образом, многие аналитики воспринимают этот шаг США как начало победы Ирана, в частности, консерваторов, в вопросе снятия американских санкций. Экономика хромает, региональное влияние растет Хотя принцип экономического равенства — один из лозунгов Исламской революции, за 43 года воплотить его в жизнь так и не удалось, тем не менее сегодня Иран может похвастаться широким спектром промышленного производства.
Сегодня экономические проблемы страны все еще не решены, в большей степени по причине американских санкций, но страна может похвастаться почти полной самодостаточностью по многим пунктам производства. В целом, после 43 лет теократической власти в Иране, страна смогла превратиться из западного вассала в независимого и довольно важного игрока в политической жизни региона.
В 2010-х годах стало очевидно, что население страны стареет, и программа была отменена.
Прирост населения возобновился, но преимущественно в крупных городах. В Тегеране, например, проживает более 12 млн человек. По экономике больно ударил кризис нефтедобывающей индустрии, вызванный ирано-иракским конфликтом.
В конце 2010-х годов Иран экспортировал в первую очередь нефтепродукты и деривативы, активно импортируя продукты питания. Их стоимость по отношению к зарплатам выросла: если в 1978 году на минимальную зарплату иранец мог купить 74 кг красного мяса, то в 2019 году этих денег стало хватать лишь на 10 кг. За год в стране выпадает около 228 мм осадков — в пять раз меньше среднего показателя по миру.
Растущие крупные города требуют все больше водных ресурсов, что приводит к иссушению ближайших рек: например, река Зайендеруд, когда-то протекавшая через третий по величине город Исфахан, так обмелела, что уже не достигает городской черты. Уровень разводов при этом с 1978 года вырос в четыре раза. Но на рынке труда женщинам не рады: безработица среди них в Иране вдвое превышает мужскую.
С учетом роста населения доступность большого экрана резко упала: если раньше на один кинотеатр приходилось 80 тысяч зрителей, то сейчас — 208 тысяч. Схожая тенденция прослеживается и на книжном рынке: в 1980-х годах каждая книга в Иране печаталась средним тиражом в 7 тысяч экземпляров, то сейчас выходит около 200 тысяч экземпляров. Подавляющее большинство сельхозугодий по-прежнему находится в руках крупных собственников, треть их составляет мусульманское духовенство.
Мемориальная экспозиция во время митинга англо-иранской общины в поддержку стремления иранского народа к новой революции. Англо-иранская община вместе со сторонниками Национального совета сопротивления Ирана NCRI отметила 45-ю годовщину демократической революции в Иране, подавленной теократическим режимом в 1979 году. У себя дома они часто занимаются делами, которые муллы явно бы не одобрили», — утверждал в 2009 году бывший британский дипломат Кристофер Рандл.
Как и россияне после начала военной операции на Украине, иранцы активно пользуются VPN, а зарубежные фильмы нелегально завозятся в страну и дублируются местными озвучальщиками.
Иран и «Хезболла» готовы к битве с США и Израилем — интервью с иранским журналистом
Такие города, как Чога-Замин и Фирозабад, стали центрами искусства и науки. Под влиянием сасанидов культура иранского народа испытала некоторые изменения и вклад средневекового Персидского государства в формирование иранской национальной идентичности. Читайте также: Кризис в Иране: анализ и актуальные события Архитектура ахеменидов и сасанидов стала основой для развития многочисленных памятников архитектуры в Иране. Впечатляющие дворцы, храмы и зороастрийские храмы, скульптуры и рельефы были созданы в этот период. Иранское искусство сочетает в себе элегантность, утонченность и глубокую символику. Литература также получила новый импульс во времена ахеменидов и сасанидов. Крупнейшие поэты и писатели того времени создали произведения, которые до сих пор считаются важными в иранской литературе. Одним из примеров является «Шахнаме» Фирдоуси — эпическое произведение о иранской истории и мифологии. Культура ахеменидов и сасанидов оказала большое влияние на современную иранскую культуру. Многие традиции, обычаи и ремесла, переданные из поколения в поколение, до сих пор продолжают существовать.
Иranская культура уникальна и прекрасна благодаря своему многовековому культурному наследию ахеменидов и сасанидов. Жизнь иранского народа до исламской эры Один из основных аспектов жизни иранского народа до исламской эры — это его социальная организация. Иран был известен как монархическое государство, которое в разные периоды своей истории находилось под властью различных империй, таких как Персидская империя, Парфянская империя и Сасанидская империя. В иранском обществе до исламской эры существовали строгие социальные классы. Высший класс состоял из знатных и богатых людей, включая правителей и членов дворянства. Средний класс включал купцов, ремесленников и свободных крестьян, а низший класс состоял из рабов и крепостных. Одной из важных характеристик иранского общества была его многонациональность. До исламской эры на территории Ирана жили различные этнические группы, включая персов, медов, эламитов, парфян, скифов и древних эгейцев. Каждая из этих групп имела свою культуру, традиции и язык.
Либо заводят уголовные дела на самых заметных и популярных лидеров общественного мнения, которые высказывают недовольство в связи с обязательным ношением хиджаба. В середине июля суд в Тегеране приговорил актрису Афсане Байеган к двум годам тюрьмы за отказ от хиджаба. Наказание назначено с отсрочкой на пять лет, при этом суд обязал актрису еженедельно посещать психолога для лечения «психического расстройства антисемейной личности». Тогда же, в июле, к шести годам и трем месяцам тюремного заключения был приговорен популярный среди иранской молодежи рэп-исполнитель Тумаджа Салехи, который высказывался в поддержку осенних акций протеста.
В конце июля столичный суд приговорил приговорил журналисток Саиду Шайфи и Насим Султан Бейги, освещавших прошлогодние антиправительственные протесты, к трем годам и семи месяцам колонии. Подобные примеры можно приводить и дальше. Парламент 22 сентября одобрил законопроект «О хиджабе и целомудрии». Чтобы вступить в силу, он должен быть также одобрен Советом стражей Конституции.
Однако нет сомнений, что это произойдет. Новый закон будет действовать три года, а затем, в зависимости от его эффективности, может стать постоянным. За отказ от хиджаба женщинам будет грозить до трех лет тюрьмы. Если штраф не оплатить в течение месяца, он удвоится.
За повторное нарушение нормы грозит заключение в тюрьму на срок до десяти лет. Также закон предусматривает наказание от пяти до десяти лет лишения свободы для людей, пропагандирующих нарушение исламского дресс-кода. Тем же, кто «оскорбит» или «высмеет» хиджаб в СМИ или социальных сетях, грозит штраф до 360 миллионов риалов до 820 тысяч рублей и запрет на выезд из страны на два года. В последние месяцы власти стали предпринимать более активные усилия, чтобы вернуть хиджабы на головы иранок.
Это им удается с переменным успехом В крупных городах девушки продолжают демонстративно ходить в публичных местах с непокрытыми волосами.
Это было отчасти потому, что властям удалось убедить консервативные семьи, проживающие в сельской местности, позволить своим дочерям учиться вне дома. До революции хиджаб уже носили, но многие женщины предпочитали носить одежду в западном стиле, в том числе обтягивающие джинсы, мини-юбки и топы с короткими рукавами. Женщины в Иране ничем не отличаются от женщин во всем мире, и поход по магазинам - это просто средство для женщин избавиться от ежедневного стресса», - говорит он. Проф Афшар. Семьи и друзья обычно собираются по пятницам, которые являются выходными днями в Иране.
Это не изменилось со времени революции. Разница в том, что в настоящее время мужчины и женщины, сидящие вместе, гораздо более самосознательны и проявляют больше сдержанности в своих взаимодействиях. Некоторые люди могут также использовать секретные салоны в своих собственных домах, где мужчины и женщины могут смешаться».
Итальянская актриса Джина Лоллобриджида и ее муж позируют фотографу с иранскими спортсменами, Персия, 20 мая 1963 года. Уинстон Черчилль с шахом и королевой в своей официальной лондонской резиденции. Несколько цветных фотографий Тегерана того времени. Бассейн в гостевом доме Иранской национальной нефтяной компании.
Иран: последние новости
В 1979 году в Иране произошла исламская революция, в результате которой был свергнут шах. Исламская революция 1979 года принесла в Иран сейсмические изменения, не в последнюю очередь для женщин. Фаномания» Это интересно» Фотографии Ирана до исламской революции (21 фото). Что было в иране до исламской революции | Фото подборки о путешествиях для туристов. До 1979 года, а именно тогда в Иране произошла исламская революция, изменившая облик этой страны, у власти находился последний шах Мохаммед Реза Пехлеви.
Иранские женщины - до и после исламской революции
Как и Ататюрка в Турции, шах Реза предпринял ряд реформ, направленных на превращение Ирана в современное европеизированное государство. Эти реформы включали структурирование Ирана вокруг центральной персидской идентичности, часто жестокое подавление религиозного недовольства, а также расширение прав женщин. В частности женщинам рекомендовалось посещать школу и получать образование. Была упразднена закрытая одежда для женщин, что, конечно, вызывало недовольство шиитского духовенства Королевская семья личным примером задавала направление на вестеризацию. На фото императрица Сорая.
В частности, имеет место неравенство полов хотя это выражено не столь ярко, как в большинстве других мусульманских стран. Детей лишают детства, подростков-юных беззаботных годов.. Нередки случаи казни несовершеннолетних: наиболее широкую огласку получило дело Махмуда Асгари и Айаза Мархони, публично повешенных за сексуальные отношения на центральной площади в Мешхеде. Характерно, что казнь прошла спустя две недели после победы на президентских выборах крайне консервативного политика Ахмадинежада. Женщин тоже не щадят Исламский закон требует растянуть это наказание так, чтобы причинить человеку максимальные мучения. Они не хотят, чтобы преступник умер слишком быстро. Противозаконным является использование камней неправильного размера.
Большую часть захваченных дипломатов 52 человека отпустили лишь через полтора года, когда бывший шах был уже мертв. С тех пор население страны выросло более чем вдвое, в том числе благодаря послереволюционному бэби-буму, начавшемуся с призыва аятоллы создать новое поколение мусульман-шиитов. В конце 1980-х годов из-за экономического кризиса, возникшего на фоне войны с Ираком, власти ввели программу планирования семьи, чтобы ограничить рождаемость. В 2010-х годах стало очевидно, что население страны стареет, и программа была отменена. Прирост населения возобновился, но преимущественно в крупных городах. В Тегеране, например, проживает более 12 млн человек. По экономике больно ударил кризис нефтедобывающей индустрии, вызванный ирано-иракским конфликтом. В конце 2010-х годов Иран экспортировал в первую очередь нефтепродукты и деривативы, активно импортируя продукты питания. Их стоимость по отношению к зарплатам выросла: если в 1978 году на минимальную зарплату иранец мог купить 74 кг красного мяса, то в 2019 году этих денег стало хватать лишь на 10 кг. За год в стране выпадает около 228 мм осадков — в пять раз меньше среднего показателя по миру. Растущие крупные города требуют все больше водных ресурсов, что приводит к иссушению ближайших рек: например, река Зайендеруд, когда-то протекавшая через третий по величине город Исфахан, так обмелела, что уже не достигает городской черты. Уровень разводов при этом с 1978 года вырос в четыре раза. Но на рынке труда женщинам не рады: безработица среди них в Иране вдвое превышает мужскую. С учетом роста населения доступность большого экрана резко упала: если раньше на один кинотеатр приходилось 80 тысяч зрителей, то сейчас — 208 тысяч. Схожая тенденция прослеживается и на книжном рынке: в 1980-х годах каждая книга в Иране печаталась средним тиражом в 7 тысяч экземпляров, то сейчас выходит около 200 тысяч экземпляров. Подавляющее большинство сельхозугодий по-прежнему находится в руках крупных собственников, треть их составляет мусульманское духовенство. Мемориальная экспозиция во время митинга англо-иранской общины в поддержку стремления иранского народа к новой революции.
В течение нескольких дней после нападения израильские военные взяли под контроль все населенные пункты у границы с Газой и начали наносить авиационные удары по объектам, в том числе гражданским, на территории сектора. Также Израиль объявил о полной блокаде сектора Газа: была приостановлена поставка воды, продуктов питания, электричества, медикаментов, топлива. В то же время Абдоллахиян высказался в пользу дипломатического решения конфликта, предложил провести экстренную встречу министров иностранных дел Организации исламских стран, выступил за любую инициативу мусульманских стран в поддержку палестинцев. Читайте нас в.
Иран в 60-70х годах. Наглядный пример! Как фанатики от религии могут изменить государство...
Махмуд Ахмадинежад, тогдашний президент устроил грандиозное шоу из визита цилиндра в Иран в 2010 году, пытаясь сплотить националистические настроения и дать отпор своим противникам. Однако другие представители режима менее заинтересованы в Кире. Его могила в Пасаргаде, городе в древней Персии стала местом сбора противников режима. В 2016 году его посетили тысячи иранцев. Полиция арестовала около 70 из них.
Празднование Кира позволяет иранцам продемонстрировать свое презрение к режиму без прямых протестов, говорит Аммар Малеки из Тилбургского университета в Нидерландах. Образ Кира как фигуры просвещенного монархии раздражает мулл. В том же году его сестра подарила ООН точную копию цилиндра Кира который был принят как предшественник Хартии прав человека.
Салоны красоты для женщин были обычным явлением, а женщины спокойно могли загорать на пляже в купальниках. На фотографиях, что вы можете увидеть далее, представлены фото прошлого и настоящего. За несколько десятилетий страна стала совершенно другой. Иран Исламская Республика Иран — государство в передней Азии, которое до 1935 года было известно ещё и как Персия. Столицей Ирана является город Тегеран. История Ирана-Персии охватывает почти пять тысяч лет.
Дополнительно Фотографии Ирана до исламской революции. Исламская революция — цепь событий в Иране в январе 1978 — феврале 1979 годов, следствием которых стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, свержение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни. Было назначено новое переходное правительство.
В этом отношении Иран всегда поддерживал палестинский народ и будет продолжать делать это до конца. Я могу сказать, что текущая война идет не только на пользу Ирану, но эта война завершится на благо всего человечества, потому что мы спасём мир от раковой опухоли. Поэтому все силы должны быть сконцентрированы: мы должны стать единой силой в уничтожении этого режима. Тегеран фактически создал целую сеть проиранских структур в регионе, которые известны как «Ось сопротивления», в Ираке, Сирии, Йемене и на юге Ливана.
В контексте арабо-израильского конфликта и сегодняшнего кризиса в Палестине активно обсуждается роль «Хезболлы». Хаял, что нужно знать российскому читателю про «Хезболлу»? Может ли движение вступить в прямую войну с Израилем? В 33-дневной войне с Израилем у «Хезболлы» не было большой мощи, а их военная техника была очень слабой.
Но солдаты «Хезболлы» были настолько уверены в своей идеологии и победе, что заставили сионистских и американских солдат бросить оружие и бежать. Они признали, что всегда готовы сотрудничать и помогать тем странам, которые борются против американского и сионистского режимов. Один из примеров заключается в том, что в войне между Южной Осетией и Грузией «Хезболла» заявила о готовности помочь Осетии.
Иран до исламской революции
Власти страны неоднократно выступали с критикой в адрес спортсменки Ализаде, принесшей Ирану бронзовую медаль на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, клеймя ее за занятие тхэквондо. По мнению чиновников, этот вид спорта предполагает телодвижения, не достойные исламской женщины. Что касается ситуации с арбитром Шохре Байат, скандал вокруг ее персоны разгорелся несколько дней назад. В Сеть попали фотографии, на которых женщина во время международного турнира по шахматам в Шанхае позирует с непокрытой головой. На самом деле, платок не покрывает голову арбитра лишь на нескольких снимках, однако иранские СМИ посчитали поступок Байат проявлением неуважения к законам исламской республики. Байат прокомментировала ситуацию: «В Иране сотни женщин находятся в тюрьмах из-за нарушения обязательного дресс-кода. Если я вернусь, из меня могут сделать показательный пример для всех женщин, пытающихся выступить против законов республики. Это очень серьезная проблема» Однако в Иране не всегда действовали столь строгие и откровенно дискриминирующие права женщин законы. Иранские женщины до революции 1979 года До исламской революции 1979 года права женщин были обширны и закреплялись на законодательном уровне. В частности, в стране действовал закон «о защите семьи», защищавший женщин от психологического и физического насилия. Также жительницы Ирана занимали ответственные посты, могли примыкать к общественным организациям, участвовать в протестах и митингах, влиять на политические решения и полноценно принимать участие в формировании социально-политической повестки дня.
Кроме того, женщины самостоятельно выбирали одежду, в которой они появлялись в обществе. Однако в конце 1970-х все изменилось — государственный переворот стал одним из самых значимых событий в истории XX века. В результате революции светское государство превратилось в исламскую республику, существующую по законам шариата.
Там быстро развивались искусство, литература, кино- и телеиндустрия». Образование могли получать как мужчины, так и женщины, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты у горы Эльбурс. О том, каким было государство до и стало после Исламской революции, в 20 фотографиях.
Хаял Муаззин. Иллюстрация: личный архив Х.
Сегодня же Исламская Республика и Израиль являются региональными противниками. Какова позиция Ирана по нынешнему конфликту в Палестине? Считаете ли Вы, что текущая эскалация является победой Ирана? Но, к сожалению, некоторые исламские страны не смогли собраться под этим единством, веря обманчивым обещаниям Америки и сионизма. Второй целью революции было объединение мусульманских стран и освобождение Палестины от гнета сионистского режима. Но сейчас, в последние годы, мы видим, что исламские страны проснулись, они видят правду такой, какая она есть, они понимают, что гегемония, установленная Америкой и сионистами, — это не более, чем миф. Иран не признает страну под названием Израиль, он не принимает их официально. Отношение Ирана к происходящему осталось неизменным: репрессивный сионистский режим Израиля должен покинуть палестинские земли.
В этом отношении Иран всегда поддерживал палестинский народ и будет продолжать делать это до конца.
Отношение этой группы к монархии вызывало много неопределенности. Был зафиксирован ряд случаев неповиновения во время охраны общественного порядка.
Беспрекословным подчинением шахиншаху характеризовались подразделения имперской гвардии «бессмертные», психологически подготовленные выступить против всех тех, кто восстанет против монархии. Иранские вооруженные силы в своей массе сохраняли преданность династии и принимали активное участие в кровавом подавлении демонстрации [6]. Иранский посол в Вашингтоне Ардешир Захеди предпринимал серьёзные усилия, чтобы задействовать американские ресурсы для помощи шахскому режиму для лучшего понимания собеседниками, Захеди даже представлял революционные демонстрации как «устроенные коммунистами».
Однако Президент США Картер не решился оказать военную поддержку режиму Пехлеви, поскольку даже в западной прессе шах подвергался жёсткой критике за репрессии против оппозиции и нарушения прав человека. В администрации американского президента произошёл раскол относительно того, стоит ли вводить в Иран войска. Советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский выступал за интервенцию, тогда как многие сотрудники Государственного департамента считали, что революцию уже невозможно предотвратить никакими средствами.
Делегации американских государственных деятелей несколько раз в течение 1977—1978 годов встречались с шахом, однако никакой единой позиции за это время выработать не удалось. Обострились социально-политические противоречия в стране, которым в значительной мере способствовали результаты так называемой Белой революции — реформ, проводившихся в начале 1960-х — 1-й половине 1970-х монархическим режимом во главе с шахом Мохаммадом Резой Пехлеви с целью преодоления внутриполитического кризиса. Военное положение[ править править код ] После пожара в кинотеатре Рекс в Абадане 20 августа 1978 г.
Несмотря на запрет, массовая акция протеста прошла в Тегеране 8 сентября 1978. По информации протестующих, в разгоне акции участвовала техника. Погибли 84 мужчины и 3 женщины, по данным протестующих жертвы « Чёрной пятницы » исчислялись тысячами.
События в Тегеране послужили началом всеобщей забастовки работников нефтяной промышленности. В октябре практически все нефтедобывающие предприятия, НПЗ , нефтеналивные порты остановились. Вслед за этим, к концу года, прекратили работу все предприятия тяжёлой промышленности, машиностроения, металлургии.
Бегство шаха[ править править код ] 16 января 1979 года Мохаммед Реза Пехлеви вместе с шахбану бежали из Ирана по настоянию премьер-министра Шапура Бахтияра. Это событие вызвало ликование в среде протестующих. Толпы тегеранцев срывали со зданий барельефы, портреты и прочие символы последней иранской династии.
Премьер-министр Бахтияр распустил САВАК , освободил политических заключённых, а также велел армейскому начальству не препятствовать демонстрантам и пообещал в ближайшее время провести в Иране свободные выборы. Через некоторое время он связался с Хомейни и попросил его вернуться в Иран для помощи в составлении новой конституции. Перед тем как покинуть страну, шах согласился на учреждение Регентского совета.
Основная статья: Возвращение Хомейни в Иран 1 февраля 1979 года аятолла Хомейни вернулся в Иран после 15-летней ссылки. В столичном аэропорту Мехрабад его встречали восторженные тегеранцы. На улицы города вышли миллионы людей с портретами аятоллы, кричащие «Шах ушёл, Имам пришёл!
В тот же день Хомейни отверг предложение Бахтияра о создании правительства «национального единства». Сразу после приземления Хомейни направился на кладбище Бехеште-Захра , в южном пригороде Тегерана. Там он произнёс свою 20-минутную речь, в которой назвал «самого Бахтияра , его правительство, его парламент и всех его приспешников незаконными» и обещал «выбить зубы этому режиму» [7].
Бойцы сил правопорядка переходили на сторону последователей Хомейни. Командующий сухопутными войсками генерал Абдол Али Бадреи разработал план государственного переворота и установления военной диктатуры для реставрации власти шаха, однако время для него было уже упущено. Бой перекинулся на весь город и приобрёл уличный характер.
Сторонники Хомейни взяли под контроль полицейские участки, военные части и начали раздавать оружие населению. В этих условиях фактического начала гражданской войны Высший военный совет Генштаб по инициативе генерала Аббаса Карабаги 11 февраля объявил о своём нейтралитете; командующий шахской гвардией генерал Али Нешат заявил о «солидарности с революцией». Попытку вооружённого сопротивления предпринял генерал Бадреи, но она была подавлена, сам Бадреи убит.
Азербайджанский фактор[ править править код ] Протесты жителей Тебриза во время Исламской революции, 1979 год. Этнические меньшинства сыграли особенно важную роль в Исламской революции в Иране по трём причинам. Во-первых, этнические меньшинства имели развитые сети связей между собой в разных местах по всему Ирану, что сделало их силой, которую было относительно легко мобилизовать для антирежимной деятельности революции.
Во-вторых, этнические меньшинства были недовольны режимом Пехлеви , который подавлял [8] их этническую культуру и предоставлял центру, где доминируют персы , преференции в экономической сфере. Наконец, у многих азербайджанских и курдских семей были родственники, которые были убиты или сосланы режимом после падения провинциальных правительств в 1946 году [9]. Азербайджанцы были одной из самых активных группировок, которые работали над свержением режима Пехлеви в Иране, а Тебриз был одним из центров революционной деятельности.
Большинство азербайджанцев, поддержавших революцию в Иране, ожидали, что она приведёт к демократизации, и, за исключением тех, кто выступал за версию исламского правительства Хомейни , большинство верило в то, что демократизация, если и не приведёт к полной культурной автономии, то хотя бы положит конец запрету на культуру и язык этнических меньшинств [10]. Одним из факторов, способствовавших ранней широкой поддержке революции среди азербайджанцев , была их массовая миграция из деревень в крупные города азербайджанских провинций и в Тегеран в 1960-х и 1970-х годах. В то время наибольший процент мигрантов в городские центры Ирана [9] прибыл из азербайджанских провинций, где высокий уровень рождаемости и отсутствие новых рабочих мест создавали избыточную рабочую силу.
Многие из этих мигрантов жили в тяжёлых условиях в трущобах, примыкающих к Тегерану и Тебризу , в которых не было поддержки и ограничений традиционных деревень, которые они покинули. Дети, рождённые в трущобах, ещё больше отдалились от традиций родительского дома. В этих условиях мигранты были мобилизованы на революционную деятельность.
Кроме того, в населённом преимущественно персами центре страны, многие азербайджанцы впервые столкнулись с обращением как с гражданами второго сорта и оскорблениями со стороны персов, что способствовало их отчуждению от режима. Государственная политика Пехлеви по экономической дискриминации периферии, и особенно Азербайджана , также как и подавление культуры этнических меньшинств способствовала поддержке революции среди азербайджанцев. Однако, хотя азербайджанцы составляли значительную часть революционных активистов, а Тебриз был центром антишахских демонстраций, азербайджанцев можно было найти в ядре режима Пехлеви [11].
К концу 1977 года антишахская деятельность стала напористой и открыто оппозиционной. Тебриз , и особенно его университет, был центром этой деятельности. Хотя большая часть этой деятельности была частью общего иранского революционного движения, её особая интенсивность в азербайджанских провинциях показывает, что их жители были особенно отчуждены от режима.
Кроме того, многие азербайджанцы , участвовавшие в революции, протестовали на своем родном языке и призывали к коллективным этническим правам. Например, 28 ноября 1977 года участники демонстрации на базаре в Тебризе несли плакаты с антишахскими лозунгами и выкрикивали требования на азербайджанском языке. Многие жители у Тебризского базара выразили свою поддержку демонстрантам.
Вслед за этим, 3 декабря 1977 года, группа учителей и работников образования устроила акцию протеста перед зданием Высшего управления образования в Тебризе. Среди их требований было освобождение из тюрьмы оппозиционных писателей и создание профессиональных союзов, которые защищали бы их интересы и права [11]. Переговоры с лидерами протестующих во время Исламской революции в Тебризе , 1979 год.
Тебриз , с самым большим азербайджанским населением в Иране, был центром революционной активности, которая ускорила падение режима Пехлеви. Азербайджанцы воспользовались ослаблением власти режима над их деятельностью, чтобы выразить этническую идентичность и выдвинуть требования, основанные на этнической принадлежности, и многие публикации появились на азербайджанском языке. Тебризский университет был центром наиболее агрессивной антиправительственной деятельности в этот период [11].
Начиная с декабря 1977 года студенты подняли волну протестов против режима Пехлеви. Студенты выбрали 12 декабря 21 Азара по иранскому календарю для организации одной из своих самых важных демонстраций. Эта дата имеет важное значение для азербайджанцев , так как она служит напоминанием как о дне установления, так и дне падения Регионального Правительства Азербайджана в Иране в 1945—1946 годах соответственно.
Несмотря на то, что большинство их лозунгов отстаивали общие цели иранцев, выбор даты демонстрирует их азербайджанское самосознание и важность, которую они придавали борьбе своих предшественников. Чувствительный к любым признакам этнической политической деятельности, режим Пехлеви написал в газете « Эттелаат », что демонстрация состоялась 19 декабря [12]. Антиправительственные демонстрации в Иранском Азербайджане не ограничились Тебризом.
В феврале 1978 года студенты провели ряд демонстраций в Университете Резайе Урмия. В течение 1978—1979 годов азербайджанские ашуги часто появлялись в автобусах в Иране, пропагандируя революцию своими стихами. В Тебризе деятельность против шахского режима вступила в новую фазу 18 февраля 1978 года.
В ответ на убийство примерно 162 демонстрантов в Куме 9 января, аятолла Шариатмадари призвал население Ирана к забастовке на сороковой день траура по жертвам. Демонстрации были проведены по всей стране, но протест в Тебризе был наиболее ожесточенным и сопровождался насилием. За инцидентами в Тебризе последовала череда волнений по всему Ирану, которая усиливались, поднимая уровень конфронтации с режимом Пехлеви [12].
Аятолла Мохаммед Казем Шариатмадари с аятоллами Мусави-Тебризи [en] и Хомейни , 6 апреля 1962 года Во время инцидентов в Тебризе местная полиция отказалась стрелять по демонстрантам, поэтому шах перебросил вооруженные силы из-за пределов азербайджанских провинций для подавления демонстраций. Предположительно, это в основном азербайджанцы. После беспорядков сотрудники местной полиции, отказавшиеся отдать приказ открыть огонь по демонстрантам, были переброшены из Азербайджана.
В местных рядах сил безопасности САВАК была проведена чистка, поскольку ряд ее членов не желали выступать против демонстрантов в Тебризе. Демонстрация вскоре переросла в восстание, и город был парализован забастовками фабрик, базаров и школ. Демонстранты, разгневанные убийством одного из протестующих, напали на собственность по всему городу.
Представители разных слоев населения Азербайджана участвовали в инцидентах в Тебризе, где прозвучали призывы «Смерть шаху! Лозунги демонстрации отражают различные цели и формы идентичности, преобладающие среди азербайджанцев в то время. С одной стороны, люди откликнулись на призыв религиозного руководства к демонстрации, и многие из их лозунгов были происламскими.
Тем не менее, многие другие лозунги призывали к демократизации, и даже левые организации, такие как Муджахедин Халг, играли особенно активную роль.
Иран признал Израиль
- Научные достижения Ирана после революции - Pars Today
- Последние новости и события Ирана
- Иран до исламской революции (13 фото)
- Факты про Иран. Жизнь до Исламской Революции
- История ядерной программы Ирана до исламской революции
- Иранские женщины 60-70х до Исламской революции.
Жизнь при шахе: как выглядел Иран до исламской революции
Политически Иран после Исламской революции стал силой, противопоставлявшей себя как капитализму, так и коммунизму. 3 июня 1989 года в своей резиденции под Тегераном умер Высший руководитель Ирана, вдохновитель Исламской революции Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни, известный во всем мире как аятолла Хомейни. Сейчас это трудно представить, но до исламской революции в Тегеране существовал открытый и процветающий квартал красных фонарей.
Революция в Иране глазами гражданина СССР
По своей значимости для исламского мира переворот в Иране схож с Великой Октябрьской революцией или Великой французской революцией. Революция за ислам: религия в Иране XX века (18+). После Исламской революции Иран прекратил союзнические отношения с Израилем и встал на сторону палестинцев, символом чего стала передача израильского посольства в Тегеране для нужд Организации освобождения Палестины.