Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права. Ключевые слова: права женщин, правовое положение женщин, история России. Это день борьбы женщин за свои права, учрежденный Кларой Цеткин и Розой Люксембург как праздник, продвигающий равноправие и популяризацию эмансипации. В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. Первые нарушительницы закона появились незамедлительно, а право на курение стало ассоциироваться с движением эмансипации женщин.
Когда женщинам разрешили садиться за руль?
Анастасии разрешают навещать детей, но забрать их домой на выходные она не может. Многодетная мать возмущена таким поведением органов опеки, ведь она считает себя прекрасной матерью и не понимает, по какой причине у нее забрали детей. По ее словам, она им дает все, что может! Дети сыты, одеты по сезону, у них есть игрушки.
Важно помнить, что деление феминизма три на волны — это условность, попытка структурировать и описать сложное и многогранное явление. Внутри каждой из волн есть мощное внутреннее развитие, и каждую из них стоит рассматривать в контексте конкретного общества. Кто имеет право голосовать в Америке? Страна состоит из 50 штатов.
Каждый штат, пропорционально количеству жителей определяется последней переписью населения , даёт «электоральные голоса». Граждане США, проживающие на территориях включая инкорпорированные , в выборах не участвуют.
Для них гибкий график работы более привлекателен, чем финансовые выгоды. В США у образованных женщин появилось в среднем по 20-30 минут дополнительного рабочего времени. Это произошло благодаря притоку девушек-мигранток в 90-е годы, вызвавшему снижение зарплат нянь и домоработниц. Впрочем, как показывает анализ ОЭСР, даже в развитых странах женщины по-прежнему тратят больше времени на уборку и заботу о детях, чем мужчины.
Работающие женщины в России Положение работающих женщин в России за последние 100 лет драматически улучшилось. Хотя даже в стране победившего социализма СССР существовал гендерный разрыв в оплате труда. На этом уровне он оставался до крушения Советского союза.
И первые годы советской власти стали звёздным часом феминизма. При непосредственном участии Коллонтай большевики начали проводить либеральную политику в отношении женщин: установили равную оплату труда, равные имущественные права, упростили процедуру заключения и расторжения брака, разрешили аборты, закрепили смешанное обучение в школах и гимназиях.
Для контроля за соблюдением прав при Центральном комитете ВКП б создали женский отдел. Затем такие же появились при каждом органе власти — от уездного совета до райкома партии. Во власть были призваны тысячи активисток, чья задача — клеймить власть мужчин. И тут девушек, надо признать, занесло. Коллонтай запустила кампанию по освобождению женщин от «кухонного рабства», в рамках которой в магазинах почти перестали продавать продукты.
Дескать, хочешь есть — иди на «фабрику-кухню». Затем большевики начали кампанию полового равноправия — сама Александра Коллонтай продвигала теорию «стакана воды».
Борьба за права женщин
Уже в конце позапрошлого века российское женское движение а россиянки почти никогда не называли себя "феминистками" заметно отличалось от своих западных аналогов. Во-первых, женщины в России всегда считали себя "помощницами мужчин" и не собрались бороться с ними. Кстати, и количество мужчин, занятых решением "женского вопроса", в дореволюционной России было беспримерно высоким. Во-вторых, борьба за права женщин в России всегда являлась частью борьбы за права других категорий граждан, что также делало мужчин и женщин "доброй воли" скорее союзниками, чем противниками. После Октябрьской революции большевики объявили, что все женские вопросы будут решены в ближайшее время и запретили феминистские организации. Действительно, в 1918 году был принят декрет "О гражданском браке", впервые в Европе давший женщинам право сохранять девичью фамилию, в 1920 году советская власть легализовала аборты, в 1926 году для развода одному из супругов стало достаточно отправить открытку в ЗАГС. Однако к 1930-м годам ситуация с рождаемостью стала настолько критической, что процесс пошел в обратную сторону. К 1948 году развестись можно было только через суд, 12 годами ранее были запрещены аборты вновь разрешены в 1955-м году , в 1935-м году в СССР полностью прекратилось производство контрацептивов. При этом начиная с 1935 года женщины были обязаны наравне с мужчинами работать на заводах и в шахтах.
Зато доля женщин в советских руководящих органах к началу восьмидесятых годов достигала всего 5 процентов, а в Политбюро ЦК КПСС вообще не было ни одной дамы, за исключением Екатерины Фурцевой. Кстати, как гласит легенда, и эта советская леди стала жертвой полового неравенства - рядом с кабинетом, где заседало Политбюро, не было женского туалета, и ей приходилось надолго покидать заседания, чтобы дойти до женской уборной, расположенной в другом крыле здания. В 1980-х годах, на пике диссидентского движения, в СССР появились первые феминистские организации, скроенные по западному образцу. Их основали участницы правозащитного движения после того, как поняли, что их соратников-мужчин совершенно не интересует "женский вопрос". В 1979 году состоялась попытка издания независимого журнала "Женщины и Россия", весь тираж которого был арестован, в 1981-м -1982-м годах в РФ издавался еще один феминистский журнал под названием "Мария". Самым значительным событием в женской политической истории постсоветской России стала победа движения "Женщины России" на выборах в Госдуму в 1993 году. Однако впоследствии женские вопросы были вытеснены из сознания россиян проблемами выживания. Издержки равноправия Хотя большинство женщин в США и Европе не последовали примеру радикальных феминисток, почти все они получили возможность воспользоваться плодами полного равноправия полов.
В период с начала шестидесятых по конец восьмидесятых годов женщины добились разрешения широкой продажи противозачаточных таблеток в США соответствующий закон вступил в силу в 1960-м году, а во Франции - в 1967-м году и абортов, введения в употребление понятия "развод по обоюдному согласию" в первой половине двадцатого века при любом расторжении брака суд был обязан найти виновника происходящего и признания обществом того факта, что у женщины, как и мужчины, может быть несколько половых партнеров. Современные американские феминистки настаивают на том, что в основе неравенства полов лежит язык, в котором слово "мужчина" часто употребляется вместо слова "человек". Некоторые из них даже настаивают на введении нового термина - "womyn" - в отношении как мужчин, так и женщин. Феминистская цензура не обошла даже Библию - в 1975 году свет увидела первая феминистская версия Священного Писания, в котором после слов "Бог-отец" в скобках было написано - "и мать".
Симптоматично, что в Кремль к президенту были приглашены не секретарши и домохозяйки, а бойцы морской пехоты и спецназа, летчицы, фронтовые разведчицы - ветераны Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, а также дамы, проходящие сейчас службу в Чеченской республике. Таким образом, к началу XXI века в России, как и на Западе, женское равноправие стало суровой реальностью.
Правда, последствия "освобождения женщин" для всего общества оказались гораздо более масштабными, чем это можно было предполагать. Во всем виноват Джон Милль Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам равного с мужчинами права на участие в выборах всех уровней. Не путать с "феминистками", круг требований которых гораздо шире. Когда первые женские движения начинали свою деятельность, ничто не предвещало потрясений, которыми современный мир обязан феминизму. В конце XVIII - начале XIX века требования дам были весьма скромны - они всего лишь добивались права на получение образования, продуктивный труд и участие в политическом процессе. Хотя мысль о том, что существа женского пола способны работать, учиться и вообще отвечать за свои действия, приходила в голову еще философам эпохи Просвещения, а первое Женское научное общество было основано в голландском городе Миддлеберг еще в 1785 году, официальная история борьбы за равноправие полов началась в 1869 году с публикации книги Джона Стюарта Милля "Порабощение женщин", автор которой решил доказать, что общество может выиграть, если с женщин спадут вековые оковы.
Вдохновленные Миллем жительницы США и Европы в превую очередь принялись бороться за избирательные и имущественные права. Хотя уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах. Женский вопрос впервые попал на первые полосы газет благодаря суфражисткам из британского Социально-политического союза женщин. О сексуальной революции - для одних она является символом долгожданного освобождения женщин от пут патриархальной морали, для других - придуманным мужчинами способом добиваться сексуальной близости с большим, чем прежде, количеством лиц противоположного пола. О месте женщины в мире - часть феминисток уверена, что женщины ничем не отличаются от мужчин, часть считает, что различия полов существуют объективно, но вовсе не говорят о мужском превосходстве. Любопытно, что члены этого союза взяли на вооружение весьма радикальные методы борьбы за право заполнять бюллетень.
С 1906 года они проводили демонстрации и голодовки, требуя принятия парламентом нового Билля о голосовании. Зачастую акции союза заканчивались битьем витрин магазинов или поджогами общественных зданий. Властям приходилось арестовывать разъяренных дам, в ответ на что они объявляли тюремные голодовки, а сотрудники тюрем были вынуждены прибегать к принудительному кормлению. В 1913 году фотографии женщин с питательными трубками в носу попали в СМИ, что заставило парламент принять Акт о кошках и мышках, позволивший отпускать голодавших суфражисток из тюрьмы и вновь арестовывать их, как только они прекращали голодовку. Вся эта история позволила суфражисткам снискать сочувствие в обществе, однако возможность голосовать британские женщины получили лишь в 1918 году, причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет. Клепальщица Рози Плакат с изображением "клепальщицы Рози" и надписью "Мы это можем!
Первая и Вторая мировые войны также дали им возможность попробовать себя на традиционно мужских рабочих местах.
Его дочь, Анна, стала монахиней, после чего приступила к основанию девичьей школы. Заведение такого типа стало первым в европейской истории.
Из исторических источников становится известно, что Анна обучала девушек грамоте, музыке, шитью и разным ремёслам. Главная цель женского обучения в те времена заключалась в прививании трудолюбия, смирения и умения вести домашнее хозяйство. Спустя сто лет похожее «училище» появилось и в Суздале, но широкого распространения зарождавшаяся образовательная система так и не получила.
Безусловно, негативное влияние на социально-политическую обстановку оказало татаро-монгольское иго. Эпоха Просвещения и Екатерина Вторая Вторая попытка распространить и утвердить образование для женщин в России была предпринята императрицей Екатериной II и, в отличие от первой, завершилась успехом. Знаменательной датой в этом направлении принято считать 1764 год, когда Екатерина поручила своему секретарю и выдающемуся просветителю Ивану Бецкому заняться реорганизацией образовательного и воспитательного процессов для юношества.
Иван Иванович считал, что в целях поддержания в воспитанниках духа дисциплины и воздержания их следует помещать в закрытые учебные заведения. После обучения они должны вернуться в общество «новыми и закалёнными» людьми. Начало обучения для детей обоих полов и любого сословия планировалось в пять-шесть лет до 18 лет.
Основные действующие вещества в средствах оральной контрацепции — синтетические аналоги гормонов прогестерона и эстрогена. Гестаген — синтетический прогестерон — выполняет основную работу, поэтому его постоянно модифицируют. В 2000-х годах использовали гестаген четвертого поколения, а несколько лет назад появились новые контрацептивы с идентичным натуральному эстрогеном, который метаболизируется сразу в эстрадиол — гормон, вырабатываемый самим женским организмом. Как право на выбор не пришло вместе с таблеткой С появлением противозачаточных таблеток женщины впервые получили возможность планировать семью, а вместе с ней — будущее. Например, появилась возможность долго учиться.
И подниматься по карьерной лестнице, не опасаясь, что внезапная беременность остановит движение. Впрочем, одна таблетка проблему не решала. В первой половине 1960-х на Западе поднялось движение за ограничение оральной контрацепции — по крайней мере, для неженатых и бездетных людей. Сторонники таких мер сравнивали таблетку с прерыванием беременности. В США женщинам пришлось отстаивать в Верховном суде право на оральные контрацептивы.
Для замужних они стали доступны во всех штатах лишь в 1965 году. Для незамужних — только в 1972-м. Как репродукцию пытаются сделать справедливой В 1979 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех видов дискриминации против женщин. В ней провозглашается, что «роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации». Даже больше — заявляется, что за воспитание детей ответственны и женщины, и мужчины, и даже всё общество.
В США в 1997 году появилось движение за репродуктивную справедливость. Оно выступает за «право человека на личную и телесную автономию, право иметь детей, не иметь детей, воспитывать детей в безопасных и устойчивых условиях». Почему женщины вновь выходят на улицы отстаивать свои свободы. Pro-life или Pro-choice Во второй половине 2010-х мировую политику накрыла консервативная волна. Репродуктивная свобода вновь стала поводом для дискуссий.
В США вопрос репродуктивной свободы женщин всегда был политическим и партийным. Десятилетиями длящаяся борьба между теми, кто «за жизнь» Pro-life , и теми, кто «за выбор» Pro-choice , основана на решении Верховного суда в деле «Роу против Уэйда». Именно оно в 1973 году признало право женщин прерывать беременность по собственному желанию. С приходом к власти президента-республиканца движение за ограничение доступа к абортам опять активизировалось: законы об абортах до «сердцебиения плода», радикальный запрет на прерывание беременности в штате Алабама в 2019 году… Обычно такие решения успешно блокируют суды более высокой инстанции. Но рано или поздно эти споры вновь дойдут до Верховного суда, где сейчас соотношение судей-республиканцев к судьям-демократам составляет шесть к трем.
В конце октября Конституционный суд Польши признал неконституционным положение, разрешающее проводить аборт при инвалидности плода.
Как женщины боролись за свои права и начали революцию в России
Женское образование в Российской империи: история борьбы за диплом / Skillbox Media | В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. |
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024 | Конечно, презервативы существовали и раньше, но у женщин впервые появилась возможность самим влиять на свою фертильность. |
Краткая история феминизма
Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. Первые нарушительницы закона появились незамедлительно, а право на курение стало ассоциироваться с движением эмансипации женщин. Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. Соответственно, все права женщин, которые сегодня нам кажутся естественными, появились как раз в Конституции 1918 года, которая в этом году, кстати, отмечает 100-летие. Но еще у женщин есть особое право: выйти на пенсию раньше, если они воспитали как минимум троих детей. Вопрос викторины: Викторина на Международный женский день.
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта? | Мужское / Женское на канале «Первый канал» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:05, длительностью 00:41:26 на видеохостинге RUTUBE. |
Права женщин — борьба слабого пола за равноправие | Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. |
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта? | Теперь женщины имели право обучаться как в средних специальных, так и в высших учебных заведениях, а их материальное положение не играло никакой роли, поскольку образование при Советской власти стало бесплатным. |
Вы точно человек? | Исторический момент, когда у женщин появились конкретные права, часто связывают с движением за женское избирательное право. |
Женщины у власти
- Когда у женщин появились права: история и важные этапы
- Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
- Когда появились права женщин в россии - Советы и лайфхаки для всех
- Права женщинам! — история 8 марта и борьбы женщин за свои права на рубеже ХIX-XX веков |
- Ключевые слова
См. также:
- Дама может: на что получили право женщины за последние 100 лет | РБК Стиль
- История женских прав: когда и как появились права у женщин
- Почему женщины стали бороться за свои права • Arzamas
- Равное право для женщин. К 60-летию легализации абортов.
- Telegram: Contact @russiauniversities
Когда женщинам дали право управлять автомобилем
В каком году появились права у женщин? - Про технологии и гаджеты | Первые женщины-юристы на территории бывшей Российской империи появились задолго до Октябрьской революции. |
Право быть Женщиной | Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками. |
Вы точно человек?
Это позволяло стать домашней учительницей — гувернанткой — или остаться преподавательницей в своём институте или гимназии. Учителя и ученицы Преображенской гимназии для девочек, Санкт-Петербург, 1914 г. Начать учиться девушки могли только с разрешения отца, мужа или брата. Не было у них и равного с мужчинами права на труд и экономическую самостоятельность. Например, на государственную службу женщина поступить не могла. Стать настоящим доктором — тоже, ведь для этого требовался университетский диплом. Всё это означало, что женщины не имели возможности реализовать себя практически нигде, кроме сферы воспитания и обучения детей, медицины но только в качестве акушерок и «фельдшериц» , неквалифицированного труда и разного рода подработок. К шестидесятым годам XIX века женщины всё больше выступали против такого второсортного положения. Борьба за право учиться в университетах наравне с мужчинами и работать по профессии продолжалась 60 лет.
Как началась борьба женщин за право на высшее образование В России о «женском вопросе» стали писать в газетах и вести светские дискуссии ещё во второй половине пятидесятых годов XIX века. Тема практически сразу стала животрепещущей. Особенно остро стояла проблема допуска к высшему образованию. В 1871 году женщинам было разрешено поступать в Гельсингфорский университет в Хельсинки. Но этот пример — непоказательное исключение, потому что Великое княжество Финляндское имело особый статус в Российской империи с собственной системой права. В 1906 году Финляндия стала первой страной в Европе, предоставившей женщинам право голоса на выборах. Есть несколько причин, почему именно в середине XIX века женщины стали активно бороться за доступ в университеты. Во-первых, государственное устройство Российской империи всё больше противоречило развивавшимся тогда общественным и политическим идеям.
Особенно тем, которые касались свободы личности. Появилась мода на нигилизм , одна из идей которого — «быть собой» вне зависимости от навязанных обществом рамок. Например, освободиться от родительской опеки — пусть даже с помощью фиктивного брака. Более или менее развитые девушки не желали быть гувернантками в чужом доме или приживалками в своей или чужой семье. Слухи о первых шагах женщин в области приложения женского труда, о первых проявлениях женского равенства волновали далёкую провинцию; и столицы, где всё это наблюдалось, казались землёй обетованной». Сватиков, «Русская студентка» 1860—1915. Цитируется по: Иванов А. Социально-историческая судьба В стране активизировались различные общественные движения за демократизацию страны, в том числе и за равноправие женщин.
Первые активистки начали вести просветительскую деятельность. Читайте также: Былое: как студенты-народники 150 лет назад тайные школы открывали Во-вторых, именно во второй половине XIX века сама жизнь вынудила многих женщин к поиску самостоятельности. После отмены крепостного права многие дворянские семьи разорились. Появилось много образованных женщин без профессии, которым нужно было как-то добывать средства к существованию, а иногда ещё и поддерживать престарелых родителей или малолетних братьев и сестёр. Сказался и опыт Крымской войны 1853—1856 , в которой женщины впервые приняли активное участие в качестве сестёр милосердия и показали себя с лучшей стороны. Медицинский персонал санитарного отряда профессора Рейера, Эриванская губерния Фото: «Альбом Александропольского отряда», 1877—1878 гг. В-четвёртых, многие надеялись, что реформы Александра II сделают более либеральными и порядки в университетах. По всем этим причинам женщины стремились к тому, чтобы их допустили учиться вместе с мужчинами.
Поддерживали их в этом демократически настроенное студенчество и либеральные профессора. Первые «женские походы» в университеты Действовавший ещё с 1835 года университетский устав не разрешал, но и напрямую не запрещал женщинам посещать высшие учебные заведения. Воспользовавшись этой лазейкой, университеты стали допускать девушек на лекции в качестве вольнослушательниц. Вольнослушатели были особой категорией учащихся — они, как и обычные студенты, платили за посещение занятий, но при этом не считались полноправными студентами, не могли без специального разрешения сдать экзамены, чтобы получить диплом. Начались так называемые «женские походы» в университеты Петербурга, Харькова и Киева. Первой стала 19-летняя Наталья Корсини. В 1860 году она начала посещать лекции профессора юридического факультета Петербургского университета Константина Дмитриевича Кавелина. Сам Кавелин сыграл в этом значительную роль: благодаря своему влиянию в совете университета он смог продавить в нём допуск для вольнослушательницы.
По тем временам появление в университете девушки могло быть расценено как по-настоящему дерзкий и вызывающий поступок, поэтому поначалу до аудитории её провожали ректор или преподаватель. Среди них немало тех, кто стал первыми женщинами-врачами в России. Неслучайно девушек интересовало медицинское образование — поскольку государственная служба для них была закрыта, докторская практика в ту эпоху представляла собой фактически единственно возможную свободную профессию. Но одной только медициной интересы вольнослушательниц, конечно, не ограничивались. Надежда Прокофьевна Суслова. Другие просто приходили на занятия разных известных учёных. Отношение к появлению в университетских аудиториях вольнослушательниц было разным. Советы Харьковского и Киевского университетов предлагали полностью уравнять женщин в правах с мужчинами на обучение и получение научных степеней, другие выступали резко против этого.
А советы Московского и Дерптского университетов и вовсе отказались принимать девушек даже вольнослушательницами. В 1861 году прошли первые в российской истории студенческие волнения, и некоторые вольнослушательницы, например, Наталья Корсини, приняли в них участие. Также многие из них были членами радикальных кружков вроде «Земли и воли». Когда эту организацию раскрыли и стали громить, Министерство народного просвещения дало указание: женщин в университеты не допускать. Принятый в 1863 году новый университетский устав окончательно разбил надежды на равноправие мужчин и женщин в образовании. Университеты были провозглашены чисто мужскими учебными заведениями. После этого женщин стали пускать в университеты только в качестве большого исключения. За неё походатайствовал и оплатил её обучение оренбургский генерал-губернатор, потому что ему для местного мусульманского населения требовалась женщина-врач.
Дебаты «за» и «против» вольнослушательниц После принятия нового университетского устава споры по поводу высшего женского образования в российском обществе не исчезли. Те, кто не желал видеть в университетах женщин, открыто приводили аргументы, которые в наше время кажутся абсурдными и оскорбительными, да и тогда многих возмущали. Некоторые, например, профессор Петербургского университета П. Георгиевский, боялись, что приём студенток приведёт к росту преждевременных и неравных браков и дальнейшему распаду семейного быта. Были и те, кто опасался, что женщины «отберут» места в университетах у мужчин, «лучше подготовленных и имеющих большее право на приём в университет». Об этом писал, в частности, профессор Варшавского университета Г. Другие переживали за «судьбу науки»: «Нравственный облик большинства наших студентов и студенток ещё таков, что сближение в стенах наших высших учебных заведений этих разнородных элементов послужит не в пользу, а прямо во вред не только учащимся в них, но и самим заведениям. Они обратятся в арену сходбищ и беспорядков, а наука отойдёт на второй план».
Профессор Г. Тимме в обращении к Министерству народного просвещения. Социально-историческая судьба Но больше всего представители антиженского лагеря боялись, как отмечал профессор В. Хвостов, что с обретением равных прав женщины потеряют присущие им качества и станут похожими на мужчин. Изображение: Николай Ярошенко, «Курсистка», 1883 г. Пусть женщина идёт наравне с мужчиной: она приобретёт силу, которая везде ей пригодится и во всём возвысит её внутреннее достоинство. Московские ведомости. Социально-историческая судьба Дальнейшая борьба и мизерная уступка Хотя царское правительство чётко высказало свою позицию, активистки продолжили добиваться права посещения университетов.
Они учреждали съезды, писали прошения, лично общались с чиновниками просвещения, но всё — безрезультатно. Так, в 1867 году женщины из Петербурга, Смоленска, Москвы, Тифлиса, Киева, Екатеринослава, Керчи подали ходатайства в Министерство народного просвещения с просьбой допустить их в университеты. С представительницами движения даже встретился министр просвещения Д. Толстой, но ничего из этого не вышло. Стасова о разговоре с министром народного просвещения Д. Цитируется по: Яковкина Н. Конради вместе с Д. Менделеевым и И.
Сеченовым возглавила обращение 400 женщин в администрацию Петербургского университета. Они просили провести переговоры с Министерством народного просвещения о создании специальных совместных курсов.
Обычно отпуск по беременности и родам дают на 70 дней до родов и 70 дней после, это где-то 4,5 месяца. Этот срок могут продлить, если детей двое и больше, если роды были сложными или в каких-то других случаях, установленных законом.
А при усыновлении ребенка отпуск дают на 70 дней после его рождения. Мужчины могут взять только отпуск по уходу за ребенком. Например, если в семье решили, что с ребенком дома будет сидеть папа, то женщина может выйти из отпуска по беременности и родам раньше или вообще его не оформлять. Тогда мужчина сможет оформить на себя отпуск по уходу.
Одновременно их брать нельзя.
Постепенно женщины отстаивали свою свободу, но права голосовать и занимать общественные или политические посты у них не было вплоть до XX века. Борьба за права, которая длилась несколько веков, принесла свои плоды. Женщины в современной России получили то, за что бились их предки. Сейчас Конституция РФ обеспечивает представительниц прекрасного пола теми же правами, которые есть у мужчин, отметила в интервью ОТР директор Авторского психологического центра «Мир Семьи», заместитель председателя совета по правам человека Ирина Киркора.
У нас есть определенный ряд ограничений, связанный с трудовыми функциями женщины, позитивная дискриминация называется, чтобы женщины не работали на вредных производствах», — уточнила эксперт. Но даже эти ограничения сейчас пересматриваются, чтобы женщины могли сами выбирать, где им работать. Поэтому с каждым годом девушки осваивают все больше профессий, в которых их раньше не было, отметила Киркора. На государственном уровне [боролись] за избирательные права, чтобы у женщины были права на труд. Но сейчас, на мой взгляд, каждая женщина в нашей стране считает самым важным право быть самореализованной, возможность быть услышанной и, самое главное, быть любимой», — подытожила зампред Совета по правам человека.
Веками русские женщины боролись за возможности, счастье и успех, они вдохновляли тех же американок, которые тоже отстаивали свою свободу. Современные жительницы России сохранили кроткий, но сильный нрав своих предков, и до сих пор вызывают восхищение у соотечественников и у иностранцев. Актеры, певцы, поэты и другие зарубежные деятели культуры адресовали множество приятных слов россиянкам. Их считают самыми красивыми женщинами в мире. Мужчинам нравится, что русские женщины хорошо образованы и тянутся к новым знаниям.
При этом они не забывают о важности семьи: девушки заботливо ухаживают за детьми, мужем и в любой момент готовы помочь им словом или делом. В то же время россиянкам важно заниматься чем-то помимо хозяйства: они рукодельничают, ходят на работу или придумывают себе интересное хобби. Поэтому мужчинам приятно, что у их спутниц богатый внутренний мир.
Кстати, вышеуказанный университет действует и сейчас, он хорошо известен россиянам, так как это - МГУ им. В Главархиве сохранились документы об учебе Герье в университете, разрешения о том, чтобы его семья проживала в Москве его отец Иван Герье имел немецкое подданство и первоначально жил в Гамбурге , а также свидетельства о присвоении ему дворянского звания. Чтобы подзаработать и иметь возможность обеспечивать себя в Москве, Герье давал частные уроки по истории и устроился на работу в Первый московский кадетский корпус учителем истории".
Его волновали и вопросы равноправия, вот почему много сил и времени он посвятил борьбе за право женщин получать образование в России на равных основаниях с юношами. Считается, что всерьез задумываться над этим историк начал как раз в те времена, когда занимался репетиторством. Среди его учениц, бравших уроки на дому, напомним, оказалась и его будущая жена. Она, как и все другие девушки, могла рассчитывать только на домашнее образование.
История и значимость появления прав у женщин в России
- История женского образования в России (Людмила Коншина) / Проза.ру
- Первые шаги на пути к равенству
- Права женщин: история борьбы за равенство
- Женщины у власти
- Дорога в ад или к чему привели 100 лет женского равноправия | Пикабу
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
Права, которые есть только у женщин
Древняя Русь и первые попытки В XI веке русская земля находилась под управлением киевского князя Всеволода Ярославовича. Его дочь, Анна, стала монахиней, после чего приступила к основанию девичьей школы. Заведение такого типа стало первым в европейской истории. Из исторических источников становится известно, что Анна обучала девушек грамоте, музыке, шитью и разным ремёслам. Главная цель женского обучения в те времена заключалась в прививании трудолюбия, смирения и умения вести домашнее хозяйство. Спустя сто лет похожее «училище» появилось и в Суздале, но широкого распространения зарождавшаяся образовательная система так и не получила. Безусловно, негативное влияние на социально-политическую обстановку оказало татаро-монгольское иго. Эпоха Просвещения и Екатерина Вторая Вторая попытка распространить и утвердить образование для женщин в России была предпринята императрицей Екатериной II и, в отличие от первой, завершилась успехом.
Знаменательной датой в этом направлении принято считать 1764 год, когда Екатерина поручила своему секретарю и выдающемуся просветителю Ивану Бецкому заняться реорганизацией образовательного и воспитательного процессов для юношества. Иван Иванович считал, что в целях поддержания в воспитанниках духа дисциплины и воздержания их следует помещать в закрытые учебные заведения. После обучения они должны вернуться в общество «новыми и закалёнными» людьми.
А при усыновлении ребенка отпуск дают на 70 дней после его рождения. Мужчины могут взять только отпуск по уходу за ребенком.
Например, если в семье решили, что с ребенком дома будет сидеть папа, то женщина может выйти из отпуска по беременности и родам раньше или вообще его не оформлять. Тогда мужчина сможет оформить на себя отпуск по уходу. Одновременно их брать нельзя. У мужчин нет возможности не работать, сидеть с ребенком и получать за это свою обычную зарплату с учетом премий. А женщина может находиться в отпуске по беременности и родам и около четырех месяцев получать оплату, близкую к обычному заработку.
Появилась мода на нигилизм , одна из идей которого — «быть собой» вне зависимости от навязанных обществом рамок. Например, освободиться от родительской опеки — пусть даже с помощью фиктивного брака. Более или менее развитые девушки не желали быть гувернантками в чужом доме или приживалками в своей или чужой семье. Слухи о первых шагах женщин в области приложения женского труда, о первых проявлениях женского равенства волновали далёкую провинцию; и столицы, где всё это наблюдалось, казались землёй обетованной». Сватиков, «Русская студентка» 1860—1915.
Цитируется по: Иванов А. Социально-историческая судьба В стране активизировались различные общественные движения за демократизацию страны, в том числе и за равноправие женщин. Первые активистки начали вести просветительскую деятельность. Читайте также: Былое: как студенты-народники 150 лет назад тайные школы открывали Во-вторых, именно во второй половине XIX века сама жизнь вынудила многих женщин к поиску самостоятельности. После отмены крепостного права многие дворянские семьи разорились.
Появилось много образованных женщин без профессии, которым нужно было как-то добывать средства к существованию, а иногда ещё и поддерживать престарелых родителей или малолетних братьев и сестёр. Сказался и опыт Крымской войны 1853—1856 , в которой женщины впервые приняли активное участие в качестве сестёр милосердия и показали себя с лучшей стороны. Медицинский персонал санитарного отряда профессора Рейера, Эриванская губерния Фото: «Альбом Александропольского отряда», 1877—1878 гг. В-четвёртых, многие надеялись, что реформы Александра II сделают более либеральными и порядки в университетах. По всем этим причинам женщины стремились к тому, чтобы их допустили учиться вместе с мужчинами.
Поддерживали их в этом демократически настроенное студенчество и либеральные профессора. Первые «женские походы» в университеты Действовавший ещё с 1835 года университетский устав не разрешал, но и напрямую не запрещал женщинам посещать высшие учебные заведения. Воспользовавшись этой лазейкой, университеты стали допускать девушек на лекции в качестве вольнослушательниц. Вольнослушатели были особой категорией учащихся — они, как и обычные студенты, платили за посещение занятий, но при этом не считались полноправными студентами, не могли без специального разрешения сдать экзамены, чтобы получить диплом. Начались так называемые «женские походы» в университеты Петербурга, Харькова и Киева.
Первой стала 19-летняя Наталья Корсини. В 1860 году она начала посещать лекции профессора юридического факультета Петербургского университета Константина Дмитриевича Кавелина. Сам Кавелин сыграл в этом значительную роль: благодаря своему влиянию в совете университета он смог продавить в нём допуск для вольнослушательницы. По тем временам появление в университете девушки могло быть расценено как по-настоящему дерзкий и вызывающий поступок, поэтому поначалу до аудитории её провожали ректор или преподаватель. Среди них немало тех, кто стал первыми женщинами-врачами в России.
Неслучайно девушек интересовало медицинское образование — поскольку государственная служба для них была закрыта, докторская практика в ту эпоху представляла собой фактически единственно возможную свободную профессию. Но одной только медициной интересы вольнослушательниц, конечно, не ограничивались. Надежда Прокофьевна Суслова. Другие просто приходили на занятия разных известных учёных. Отношение к появлению в университетских аудиториях вольнослушательниц было разным.
Советы Харьковского и Киевского университетов предлагали полностью уравнять женщин в правах с мужчинами на обучение и получение научных степеней, другие выступали резко против этого. А советы Московского и Дерптского университетов и вовсе отказались принимать девушек даже вольнослушательницами. В 1861 году прошли первые в российской истории студенческие волнения, и некоторые вольнослушательницы, например, Наталья Корсини, приняли в них участие. Также многие из них были членами радикальных кружков вроде «Земли и воли». Когда эту организацию раскрыли и стали громить, Министерство народного просвещения дало указание: женщин в университеты не допускать.
Принятый в 1863 году новый университетский устав окончательно разбил надежды на равноправие мужчин и женщин в образовании. Университеты были провозглашены чисто мужскими учебными заведениями. После этого женщин стали пускать в университеты только в качестве большого исключения. За неё походатайствовал и оплатил её обучение оренбургский генерал-губернатор, потому что ему для местного мусульманского населения требовалась женщина-врач. Дебаты «за» и «против» вольнослушательниц После принятия нового университетского устава споры по поводу высшего женского образования в российском обществе не исчезли.
Те, кто не желал видеть в университетах женщин, открыто приводили аргументы, которые в наше время кажутся абсурдными и оскорбительными, да и тогда многих возмущали. Некоторые, например, профессор Петербургского университета П. Георгиевский, боялись, что приём студенток приведёт к росту преждевременных и неравных браков и дальнейшему распаду семейного быта. Были и те, кто опасался, что женщины «отберут» места в университетах у мужчин, «лучше подготовленных и имеющих большее право на приём в университет». Об этом писал, в частности, профессор Варшавского университета Г.
Другие переживали за «судьбу науки»: «Нравственный облик большинства наших студентов и студенток ещё таков, что сближение в стенах наших высших учебных заведений этих разнородных элементов послужит не в пользу, а прямо во вред не только учащимся в них, но и самим заведениям. Они обратятся в арену сходбищ и беспорядков, а наука отойдёт на второй план». Профессор Г. Тимме в обращении к Министерству народного просвещения. Социально-историческая судьба Но больше всего представители антиженского лагеря боялись, как отмечал профессор В.
Хвостов, что с обретением равных прав женщины потеряют присущие им качества и станут похожими на мужчин. Изображение: Николай Ярошенко, «Курсистка», 1883 г. Пусть женщина идёт наравне с мужчиной: она приобретёт силу, которая везде ей пригодится и во всём возвысит её внутреннее достоинство. Московские ведомости. Социально-историческая судьба Дальнейшая борьба и мизерная уступка Хотя царское правительство чётко высказало свою позицию, активистки продолжили добиваться права посещения университетов.
Они учреждали съезды, писали прошения, лично общались с чиновниками просвещения, но всё — безрезультатно. Так, в 1867 году женщины из Петербурга, Смоленска, Москвы, Тифлиса, Киева, Екатеринослава, Керчи подали ходатайства в Министерство народного просвещения с просьбой допустить их в университеты. С представительницами движения даже встретился министр просвещения Д. Толстой, но ничего из этого не вышло. Стасова о разговоре с министром народного просвещения Д.
Цитируется по: Яковкина Н. Конради вместе с Д. Менделеевым и И. Сеченовым возглавила обращение 400 женщин в администрацию Петербургского университета. Они просили провести переговоры с Министерством народного просвещения о создании специальных совместных курсов.
На это им ответили, что русские женщины недостаточно подготовлены для изучения университетских программ. Единственным послаблением властей стало разрешение на создание высших женских педагогических курсов и акушерских курсов при Санкт-Петербургской Императорской Медико-хирургической академии последние через пять лет получили новое название — «Высшие женские врачебные курсы», но уже в 1881 году их закрыли. Полученное на этих курсах образование не позволяло пойти в карьере дальше земских учреждений, созданных в рамках либеральных реформ шестидесятых годов XIX века. А земские врачи, как и учителя, чаще всего получали мизерную зарплату, иногда работали почти на голом энтузиазме. Сами земские управы, кстати, испытывая острый недостаток врачей, учителей и других специалистов, ходатайствовали о предоставлении женщинам права на высшее образование.
Тем не менее доступ женщинам в вузы практически полностью оставался закрыт вплоть до революции 1905—1907 годов. Но, несмотря на это, они продолжали надеяться и бороться. Например, в 1901 году группа из 300 женщин обратилась в совет Томского университета с просьбой допустить их к совместному со студентами слушанию лекций. Дальше ректора это прошение не пошло. Где всё-таки могли учиться женщины до революции Когда государство полностью закрыло доступ женщинам в университеты, у них оставалось только два способа получить высшее образование: за границей или на высших женских курсах.
Но курсы стали открываться лишь в семидесятых годах XIX века. Заграничные университеты Этот вариант могли позволить себе очень немногие — те, кто располагал необходимыми средствами и поддержкой родных. В Цюрихе, например, в 1873 году обучались 103 россиянки. Уезжали за образованием также в Берлин, Париж, Кёнигсберг. Правда, получение диплома там было лишь первой ступенью.
Чтобы его признали в России, выпускницы иностранных вузов по возвращении сдавали здесь экзамены за университетский курс заново. Кенигсбергский университет «Альбертина», Прусия, 1913 г. Фото: открытка, издательство L.
В данном материале мы предлагаем ознакомиться с историей борьбы за право получения образования в России. Древняя Русь и первые попытки В XI веке русская земля находилась под управлением киевского князя Всеволода Ярославовича. Его дочь, Анна, стала монахиней, после чего приступила к основанию девичьей школы. Заведение такого типа стало первым в европейской истории. Из исторических источников становится известно, что Анна обучала девушек грамоте, музыке, шитью и разным ремёслам. Главная цель женского обучения в те времена заключалась в прививании трудолюбия, смирения и умения вести домашнее хозяйство.
Спустя сто лет похожее «училище» появилось и в Суздале, но широкого распространения зарождавшаяся образовательная система так и не получила. Безусловно, негативное влияние на социально-политическую обстановку оказало татаро-монгольское иго. Эпоха Просвещения и Екатерина Вторая Вторая попытка распространить и утвердить образование для женщин в России была предпринята императрицей Екатериной II и, в отличие от первой, завершилась успехом. Знаменательной датой в этом направлении принято считать 1764 год, когда Екатерина поручила своему секретарю и выдающемуся просветителю Ивану Бецкому заняться реорганизацией образовательного и воспитательного процессов для юношества. Иван Иванович считал, что в целях поддержания в воспитанниках духа дисциплины и воздержания их следует помещать в закрытые учебные заведения.
Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права
В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты. Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. Почему женщины до сих пор борются за свои права (18+). Как феминизм изменился после Второй мировой войны и почему мало получить законные права — нужно еще иметь возможность их реализовать. Права, которые в России есть только у женщин: раньше выходить на пенсию, получать маткапитал, разводиться после родов, получать декретные и не ездить в командировки. Любопытно, что, когда начались рассуждения о женском избирательном праве (движение т.н. суфражисток), типичным возражением было вовсе не то, что женщины глупы.
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024
Незамедлительно появляются симптомы тяжелого невроза, который мучает женщин всю жизнь. Права, которые в России есть только у женщин: раньше выходить на пенсию, получать маткапитал, разводиться после родов, получать декретные и не ездить в командировки. Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи.