Икона Крещения Иисуса Христа. Именно Иоанн крестил в 30-летнем возрасте Иисуса Христа в реке Иордан. Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника.
Также рекомендуем
- Что означает река Иордан в Библии? Значение символа и знака
- Предыдущие выпуски
- Как родился праздник Крещения Господня
- Как происходило крещение Иисуса Христа? | Правмир
- Крещение Господне. Большая российская энциклопедия
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
Река крещения Христа: кто и где крестил Иисуса в Иордане | Крещение Иисуса Христа в реке Иордан имеет важное значение в хизни христианина. |
Где на самом деле крестили Иисуса Христа | Каждый год православные верующие отмечают Крещение Господне — день, который связан с крещением Иисуса Христа в Иордане. |
Богоявление | Этот день связан с евангельским событием — крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан. |
Как крестили христа если христианства не было. Как происходило крещение Иисуса Христа | Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. |
Крещение Господне 2024: какого числа, история, традиции, святая вода, проруби, что нельзя делать
Сегодня таким же образом в Иордане совершается обряд омовения или крещения, совмещенный с таинством исповеди. Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь в его водах принял крещение Иисус Христос. Главная» Крещение» В какой реке крестили Иисуса Христа. Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ.
Фотогалерея
- Крещение Господне — Википедия
- Священная река Иордан - место крещения Иисуса Христа: описание, история и фото
- История крещения Иисуса Христа
- Вифавара (Вифания за Иорданом, Бетани)
- Священная река Иордан - место крещения Иисуса Христа: описание, история и фото
- Святыни христианства. Река Иордан
Кто крестил Иисуса Христа
На сегодняшний день крещение воспринимается как обряд, помогающий дать человеку Божью благодать. Таким образом, крещение — это момент получения божественной опеки. Многие учёные не соглашаются с подобной трактовкой, настаивая на том, что крещение Иисуса, как и крещение любого другого человека, — это акт отрешения от всего негативного и принятие в своей душе Бога в роли единственного владыки, покровителя. Таким образом, при помощи этого обряда мы делаем выбор: принимать Бога или нет. Эта теория во многом нашла своё подтверждение в истории. История крещения Иисуса Христа Великое Крещение — это название действа, которое происходило на реке Иордан. Оно детально описано в евангельских сюжетах и имеет более распространённое название — Крещение Господне. Упоминание этого события в евангелиях даёт возможность считать его историческим, так как, помимо религиозной литературы, эти писания являются историческим источником. Согласно евангельскому сюжету, Иисус пришёл к реке Иордан в 30-летнем возрасте. Крестил его Иоанн Креститель, что вызывало большое недоумение со стороны последнего, ведь Мессией был Иисус, поэтому и крестить должен он.
Однако Сын Божий принял дар крещения от Иоанна, за что на него снизошёл Святой Дух в виде белого голубя. Отсюда следует, что Иисус Христос, крещение которого происходило на реке Иордан, получил очищение от греховного существования на земле. Другими словами, в этой истории важно не то, что с неба снизошёл Святой Дух, а подтекст. Крещение — это акт принятия Бога как истинного владыки, о чём уже упоминалось ранее. Важность крещения как обряда подчеркивает тот факт, что его додерживался Иисус Христос. Крещение этого человека ознаменовало появление подобного обряда в христианском мире.
На каком берегу на самом деле Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа - на западном или восточном? И почему всегда местом крещения считался израильский Ярденит, а теперь возник спор и настоящим местом называют иорданский Вади-Харар?
На сегодняшний день река Иордан является границей между двумя странами - Израилем и Иорданией. Причем отношения у них между собой, мягко говоря, не очень. Так что, помимо религиозной и туристической сторон спора добавляется еще и политическая. Ширина реки в этом почитаемом христианами месте составляет не больше 10 метров и паломничество идет и с той, и с той стороны. На фото выше вы видите, что между израильскими досками и иорданскими буйками всего пара метров - поднырнув с одной стороны, вынырнуть можно уже в соседней стране. В этих условиях власти обоих государств, обеспечивая возможность паломничества, предпринимают особые меры безопасности и контроля во избежание незаконного пересечения границ двух недружественных государств. И с той, и с той стороны в месте омовения паломников постоянно присутствуют вооруженные пограничники и работники спецслужб. У православных считается правильным три раза окунуться в воды Иордана, как это делается во время обряда крещения 4.
Для омовения на месте продают специальные длинные белые рубашки. Стоят они около 20 долларов, но никто не принуждает совершать омовении только в них. Гиды предупреждают, что можно и в своей одежде, но желательно, чтобы она закрывала торс и верхнюю часть ног 5. Многие окунаются в своей одежде 6. А кто-то и не прикрывая торс 7.
История праздника 2 Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах.
Когда Иисусу было 30 лет, он также пришел к водам реки Иордан и попросил Иоанна крестить его. После крещения "отверзлись" небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Как принято праздновать 3 На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях иорданях. Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.
Неужели грешники могли обойтись без крещения? Правда, другие не были крещены; но то были не спутники Христа, а противники веры, книжники и фарисеи. Отсюда и становится ясно, что если противники Господа отказывались креститься, то последовавшие за ним крестились и не остались в единомыслии со своими противниками, особенно когда Господь, которому они сопутствовали, превознес Иоанна Своим свидетельством, говоря: «Нет большего среди рожденных от женщин, чем Иоанн Креститель» Мф. О крещении 12..
Из этих рассуждений латинского писателя следует только то, что апостолы Иисуса были крещены Иоанновым крещением покаяния. Вопрос о том, были ли они крещены Иисусом, остается открытым: «... Пусть апостолы были крещены каким-либо образом или остались некрещеными. В любом случае речение Господа о едином крещении, касающеесяПетра Ин. Судить же о спасении апостолов было бы достаточно самонадеянно, потому что для них заменой крещения может быть преимущество первого избрания и затем неразлучной близости». Тертуллиан отмечает, что Иисус «обещал спасение всякому верующему. О крещении 12. Мнение Тертуллиана о том, что в случае апостолов вера могла быть заменой крещения, не стало нормативным в христианской традиции. Однако и вопрос о том, были ли апостолы крещены Иисусом, не получил однозначного ответа. Евангельские повествования, в том числе содержащиеся в четвертом Евангелии, не дают на этот счет никаких указаний.
Кто такой Иоанн Креститель? Монолог Иоанна Крестителя, произнесенный в ответ на вопрошание его учеников Ин. В обоих случаях инициатором беседы выступает не Иоанн,а те, кто пришли вопросить его; в обоих случаях он объявляет, что он не Христос: во втором эпизоде он прямо ссылается на свое свидетельство об этом из первого эпизода. Наконец, в обоих случаях Иоанн завершает свою речь метафорой, подчеркивающей его подчиненное положение по отношению к грядущему Мессии: в первом случае он говорит о том, что недостоин развязать ремень обуви Его, во втором называетсебя «другом жениха». Рассматриваемый монолог Крестителя продолжает ту серию богословских утверждений, касающихся Иисуса, которая начинается в прологе Евангелия от Иоанна и продолжается в беседе с Никодимом. Креститель сравнивает Иисуса с женихом, а себя с «другом жениха» на брачном пиру. Здесь можно вспомнить о том, что в ряде ветхозаветных текстов Бог представлен как жених, а Израильский народ как Его невеста Иер. Некоторые из этих текстов толковались как мессианские пророчества. В данном контексте термин «жених» применительно к Иисусу может иметь мессианское звучание: Он приходит для того, чтобы обручить Себе Свой народ. Образ «голоса жениха» тоже имеет параллели в Ветхом Завете Иер.
Можно также вспомнить о том, что в синоптических Евангелиях Иисус называет Себя женихом Мф. В притче о десяти девах приход жениха служит образом второго пришествия Христа Мф. Это перекликается с троекратным утверждением пролога о миссии Иоанна как свидетельстве: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» Ин. Прослеживается связь также с последующим троекратным упоминанием о свидетельстве Иоанна: «Иоанн свидетельствует о Нем... И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» Ин.
Крещение Господне
Контекст у Луки также проливает некоторый свет на смысл крещения Иисуса. Лука, в отличие от Матфея, помещает родословную Иисуса после рассказа о Его крещении, сразу перед повествованием о служении. Параллель с Моисеем, родословная которого помещена после первого деяния Исх 6:14-25 , кажется совершенно не случайной. Вероятно, Лука хотел подчеркнуть роль Иисуса как несущего избавление спасение Божьему народу, как делал это Моисей в ВЗ. В момент крещения, при сошествии Святого Духа, Иисус получил способности исполнить миссию, к которой призвал Его Бог. После искушений Лк 4:1-13 Иисус вошел в синагогу и объявил народу, что был помазан Духом для провозглашения Благой Вести Лк 4:16-21. Это помазание сошло на Иисуса при крещении см. Деян 10:37-38.
В своем евангелии Лука пытается отождествлять Иисуса с обычными людьми — например, рассказывая о рождении Иисус родился в яслях, и к Нему пришли простые пастухи, Лк 2:8-20 , а также помещая родословную подчеркивающую родство Иисуса со всем человечеством, Лк 3:38 сразу же после крещения. Таким образом, Лука рассматривает крещение как первый шаг Иисуса по направлению к отождествлению Себя с теми, кого Он пришел спасти. В ВЗ Мессия всегда неотделим от народа, который Он представляет см. Хотя «раб» у Исаии иногда рассматривается как член целого Ис 44:1 , а иногда индивидуально Ис 55:3 , он всегда является представителем народа Господня Ис 49:5-26 , как и служителем Господа. Очевидно, что Лука, наряду с Марком и Матфеем, пытался показать, что Иисус, как божественный представитель народа, отождествил Себя с людьми в крещении.
Но родители не теряли надежды. Никто не видел их сына живым, но ведь и мёртвым не видели тоже. Когда же до супругов дошла весть о том, где живёт Амос, Стефан собрался и отправился на Валаам. Александр не хотел выходить к отцу, понимая, что тот будет уговаривать его вернуться.
И согласился поговорить только после того, как Стефан пригрозил, что убьёт себя. Сын выслушал отца, и хоть ему было нестерпимо видеть его слёзы, ответил: «Одно тебе хочу сказать: придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, больше лица моего не увидишь». Стефан в гневе ушёл, но любовь к сыну заставила его вернуться и пообещать Александру сделать так, как он хочет. Стефан сдержал слово. Он продал свой дом, раздал имущество бедным и вместе с женой ушёл в Введенский монастырь, где они приняли монашество. Стефан постригся с именем Сергий, а Васса с именем Варвара.
В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения. Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы. Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает Великое освящение воды. Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит. Евангелие Мф. Великое Водоосвящение. В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой греч. Великое освящение воды символизирует собой примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода, тем самым, является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день праздника освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя. Каноническое основание Великому освящению воды положено в древнем христианском памятнике «Апостольские постановления», где заложено начало не только самому священнодействию, но и прослеживается наличие молитв освящения. Кроме «Апостольских постановлений», свидетельства о совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня можно найти св. Василия Великого, св. Епифания Кипрского, Феодора Чтеца. В древности, до IV — V вв. Затем уже и вся полнота Православной Церкви восприняла эту традицию и теперь почти в каждом храме совершается крестный ход «на Иордань», где совершается освящение воды. Освящение воды в день навечерия совершается в храме.
Историческое значение Историческое значение реки Иордан восходит к временам Авраама, где он остановился у реки Иордан со своей женой Саррой. Иисус Навин и израильтяне перешли реку Иордан, чтобы войти в Обетованную Земля, земля, в которой течет молоко и мед. Иоанн Креститель многих крестил в реке Иордан, в том числе Иисуса Христа. Значение роли реки Иордан как граница также подчеркивается в Библии. Например, в Книге Судей в качестве ключевого пограничного знака используется река Иордан Судей 1:35. Автор 2-й книги Царств писал, что река Иордан служила границей между северным царством Израиля и южным царством Иудеи 2 Царств 14:25. Кроме того, Библия связывает реку Иордан с несколькими другими символическими значениями, такими как новое начало, переход и обновление. Он служит важной исторической и символической вехой, олицетворяющей новые начинания, переход и обновление. Река Иордан как источник жизни и поддержки Река Иордан — один из самых значительных водоемов в Библии, и ее символизм имеет огромное религиозное и духовное значение для христианской веры. Ее вклад в качестве источника жизни и средств к существованию широко освещается в различных частях Библии, и эта статья призвана углубить эту тему. Река Иордан как источник Вода. В засушливом регионе Ближнего Востока река Иордан является важнейшим источником воды, необходимой для поддержания жизни. В Библии она часто упоминается как «животворящая» река, поскольку она снабжала водой окружающие районы для выращивания и потребления. Река Иордан как символ спасения: Для израильтян переход через реку Иордан был важным моментом на пути к земле обетованной. Река Иордан рассматривалась как разделительная линия между пустыней и землей, текущей молоком и медом, олицетворяющая спасение и искупление. Это событие имеет огромное значение и признано публичным посвящением Иисуса в служение, которое привело к его последней жертве ради человечества. Кроме того, число семь занимает видное место в Библии и повторяется. Проход Значение Иисус Навин 3:15-17 Священники, несущие Ковчег Завета, стояли посреди русла реки в течение семи дней, прежде чем израильтяне утвердились в Земле Обетованной.
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
Но это было Божественное свидетельство о Его совершенной чистоте, святости и Богосыновстве. Это было первое откровение Триединого Божества миру. Отныне Сын Человеческий начинает Свое служение людям. Отныне те грехи людей, которые Иоанн Креститель омывал в «струях Иорданских», Христос берет на Себя, чтобы через крестные страдания спасти человеческий род от вечной смерти и примирить его с Отцом Небесным. Таким образом, служение Мессии, начатое омовением в воде Иордана, завершится кровавым омовением на Голгофе: омовением, которое очистит от греха «многих».
Например, пророку Илии Бог сказал, что следующим за ним будет Елисей, сын богатого человека. Илья взял Елисея в ученики — тот ушел с ним, не допахав поле и не попрощавшись с родными, как и многие ученики Христа. В знак передачи Елисею пророческого дара Илья милотью плащом рассек и остановил воды Иордана. Елисей, став пророком после Илии, хотел, чтобы его пророческий дар был еще сильнее. Когда Илия, по преданию, вознесся на небо есть мнение, что не на небо, но в некую сокровенную область, где пророк будет сокрыт до времени , Елисей взял милоть Илии, ударил ей по воде Иордана, и вода расступилась перед ним. Тогда все, видевшие это, засвидетельствовали, что дух чудотворений и пророчеств — с Елисеем.
Поток пророка Елисея. Игорь Пчелинцев И история не раз это подтверждала. Один сирийский военачальник Нееман, страдавший от проказы проказой тогда называли самые разные неизлечимые инфекционные кожные болезни , попросил пророка Елисея о помощи. Елисей повелел Нееману семь раз омыться в водах Иордана. Нееман разозлился: зачем ему омываться в Иордане, если в Сирии своих рек полно. Но добрые люди вразумили на примерах, что, споря с пророками, можно доспориться и до беды.
Нееман оставил пререкания, омылся в Иордане и исцелился. Крещение Иоанна Предтечи: ничего подобного Израиль прежде не знал Паломники приезжают со всего мира, чтобы окунуться в воды Иордана. С сайта biboroda. Точное место проповеди и крещения Иоанном Предтечей — вопрос не проясненный. Евангелист Иоанн указывает на Вифавару как на место проповеди Иоанна Предтечи в ранних рукописях Вифания , а позже сообщает, что Иоанн крестил и в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды».
Речь, следовательно, идет о некоем иудее слово «иудей» употреблено без определенного артикля , с которым у учеников Иоанна был спор. Приведенному чтению следует в своем толковании Златоуст: «Тогда, — говорит, — у Иоанновых учеников произошел спорс Иудеем об очищении». Ученики Иоанновы всегда завидовали ученикам Христовым, даже самому Христу; когда же увидели, что они крестят, то начали говорить крещаемым, что их крещение заключает в себе нечто большее, чем крещение учеников Христовых, и, взяв одного из крещенных, усиливались убедить его в том, но не убедили. А что они сами пришли к нему, а не он искал их, послушай, как намекает на это евангелист. Он не говорит, что некий иудей стал состязатьсяс ними, но что у Иоанновых учеников произошел спор с неким иудеем об очищении2Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 29, 1. О каком очищении иудей спорил с учениками Иоанна? Об обычае «очищения Иудейского» в Евангелии от Иоанна упоминалось незадолго до этого — в рассказе о браке в Кане Галилейской Ин. В иудейской традиции практиковались разнообразные формы ритуальных омовений в специально предназначенных для этого резервуарах. В соответствии с законом Моисеевым, такие омовения совершались после того, как человек осквернился. Некоторые случаи осквернения, при которых предписывается омовение, перечислены в следующем тексте: Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени, или кто прикоснется к какому-нибудь гаду,от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, — тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою Лев. Ритуальные омовения практиковались в общине ессеев одна из иудейских сект — прим. Иудейская война 2, 8, 5 упоминается омовениетела холодной водой перед общей трапезой и 2, 8, 7 упоминается«очищающее водоосвящение».. О том, имел ли обряд крещения, практиковавшийся Иоанном Предтечей, отношение к ритуальной практике ессеев,в науке существуют противоречивые мнения. Спор учеников Иоанна с иудеями, или неким иудеем, мог касаться различных аспектов практики ритуального омовения, а также вопроса о соотношении Иоаннова крещения с различными существовавшими в то время формами омовений. К сожалению, сказать что-либо более конкретное об этом споре на основании данных четвертого Евангелия не представляется возможным. Тем не менее, при рассмотрении богословского осмысления темы воды в этом Евангелии данный отрывок не следует игнорировать. Он показывает, что таинство крещения в том виде, в каком оно сложилось в раннехристианской Церкви, имело свою предысторию в нескольких евангельских сюжетах. Первый из них — крещение Иоанново, которое предшествовало проповеди Иисуса, но продолжалось в течение некоторого времени после того, как Иисус начал Свою проповедь и Его ученики начали крестить. Второй — крещение Иисуса от Иоанна в Иордане. Третий — крещение, которое практиковали ученики Иисуса в земле Иудейской. Как явствует из повествований синоптиков, Иоанн Креститель противопоставлял свое «крещение водою» тому крещению Духом Святым, которое верующие должны получить от грядущего Мессии. Слова Иоанна приведены у синоптиков в трех редакциях: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» Мф. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» Мр. Крещение водою противопоставляется крещению Духом во всех трех случаях; при этом у Матфея и Луки добавлены слова «и огнем». Если, согласно проповеди Иоанна Крестителя, как она отражена у синоптиков, водное крещение в покаяние должно быть полностью заменено духовным крещением не поэтому ли у учеников Иоанна вызывал недоумение тот факт, что ученики Иисуса крестили в воде? Были ли крещены апостолы? В связи с данной темой небезынтересен вопрос о том, были ли крещены ученики Иисуса. Этим вопросом в конце II века заинтересовался Тертуллиан, однако однозначного ответа на него не дал. Он начинает рассмотрение данного вопроса с утверждения о том, что «никому не достичь спасения без крещения», цитируя при этом слова Иисуса из беседы с Никодимом в следующей редакции: «Если кто не родится из воды, не будет иметь жизни».
Пришел и Иисус. Название местечка Вифавара переводится с арамейского — языка Христа и Иоанна Крестителя — как «переправа пророков». До наших дней Вифавара, окруженная дикой природой, сохранила следы римской и византийской цивилизаций — церкви, часовни, монастырь, пещеры, служившие убежищами для отшельников, и крестильные купели — свидетельства высокой религиозной ценности места. Как нашли подлинное место Крещения Первую зацепку дало исследователям само Библейское предание. Причем найти один из ориентиров — холм Джебаль Мар-Ильяс, точное место вознесения пророка Илии — помог первый русский паломник на Святой земле игумен Даниил. В XII веке он составил подробное описание мест, которые посетил. И вот что он написал: «К востоку от реки Иордан на расстоянии двух полетов стрелы есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течет по камням в Иордан. Вода потока студеная и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере». В 1996 году археологи приступили к поискам. Спустя некоторое время они нашли развалины византийского храма с крестообразной купелью, а рядом вымощенное камнем русло «ручья Иоанна Крестителя».
Крещение Господне 2024: какого числа, история, традиции, святая вода, проруби, что нельзя делать
Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря. Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17].
По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия.
Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19]. К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление.
Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской.
На протяжение двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать. Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много. Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.
Полный месяц — к большому весеннему разливу. Звездчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю. Ясный день — к неурожаю.
Ветер подует с юга — будет грозовое лето. Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев. Не кормят кур, чтобы огородов не копали.
Как происходило крещение Иисуса Христа Как крестили христа если христианства не было. Как происходило крещение Иисуса Христа Еще одним возможным ориентиром даты Рождества может стать астрономия. Как известно, рождение Иисуса было ознаменовано появлением особенной звезды: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Американский исследователь Роберт МакИвор, исследуя римские монеты в честь Августа, отчеканенные при императоре Тиберии, обратил внимание, что на них изображена рядом с портретом шестиконечная звезда, а на реверсе показан Орел над землей.
Он предположил, что это изображение новой звезды в созвездии Орла McIvor R. В китайских и корейских хрониках под 4 годом до н. Приведенных выше данных вполне достаточно, чтобы сформулировать окончательный вывод. Итак, Христос родился в начале 4 года до н. Известно, что Иисус Христос родился в семье простой иудейской женщины, Марии, от непорочного зачатия, после того, как ангел принес благую весть ей о появлении ребенка. Свое детство по разным версиям Иисус провел, как обычный сын плотника, умело мастерив заказы вместе с отцом, взращивание спокойствие и любовь в своем сердце. Иисус Христос был двоюродным братом Иоанна Крестителя, который получил приписку к своему имени такую именно благодаря крещению Иисуса в реке Иордан, которое после совершения самого события вошло в евангельское писание, как святое действо.
Понятное дело, что в кругу родственных связей Иисус Христос имел уже какие-то представления о взглядах Иоанна, однако, самостоятельно он пришел к этому только в зрелом возрасте, когда ему исполнилось тридцать лет. Иоанн Креститель задолго до совершения обряда крещения проповедовал о пришествии мессии. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия — как символа христианства. Иоанн же в те времена просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи.
Очистившись человек был готов к новой жизни, он как бы был готов принять новую веру. На это Иоанн им отвечал: — Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Река Иордан Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. Крещение Господне По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись раскрылись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса.
Роль воды в различных религиях. На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов. Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить. Ислам также богат ритуалами, связанными с водой.
Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой намазом «вузу» — омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам. В христианской религии существует множество загадок, связанных с некоторыми религиозными традициями, которые для современного человека стали обыденностью. Подобные загадки существуют веками, но никто на них не обращает внимания по причине малой значимости. Тем не менее многие теологи и специалисты в области истории христианства на сегодняшний день обращают внимание на все факты, которые тем или иным образом дают нам возможность воскресить события древности. Наиболее актуальным вопросом сегодня является жизнь Иисуса Христа. Эта личность поистине легендарная, хотя известна масса доводов в пользу его исторической реальности. Многие деяния этого человека во многом обусловили те традиции и обряды, которые впоследствии прижились в христианстве.
Проще говоря, то, что делал Иисус, сегодня делаем мы, тем самым повторяя его святые деяния. Наиболее ярким событием в жизни этой исторической личности можно назвать Крещение Господне, о котором и пойдёт речь в статье. Определение года рождения Иисуса Христа. Древнейшие Отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова Иустин мученик и Тертуллиан , говорят об этом вообще неопределенно. Живший в VI веке римский монах Дионисий, по прозванию Малый, годом рождения Иисуса Христа считая 754-й год от основания Рима; этот год и принят христианами началом нового летосчисления. Позднейшие исследования доказали, однако, что Дионисий ошибся. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, современника разрушения Иерусалима, Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос, был назначен на царство указом римского сената в 714 году от основания Рима и 37 лет спустя умер, за 8 дней до пасхи, вскоре после лунного затмения «Иудейские древности».
Такими словами Иисус Христос дал повеление ученикам в числе одиннадцати Апостолов Матф. Чтобы выполнить это повеление, необходимо знать: что и как надо делать. В отношении научения разногласий среди Христиан нет, чего нельзя сказать о крещении, по этому поводу в среде Христиан масса разногласий. В чем крестить? Если в воде, то в какой? В естественном водоеме или в искусственном? Обязательно ли погружать в воду с головой или достаточно только окропить водой?
Сколько раз нужно погрузить в воду — трижды: во имя Отца, во имя Сына и во имя Святого Духа или достаточно одного погружения? В каком возрасте крестить, младенцев или только взрослых? Христос в Вифлееме. Первые сведения об этом праздновании относятся лишь к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Исторически выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день праздником Солнца, который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием. Sunday, нем.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения зачатия Христа и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате 25 марта 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Внимательному читателю бросается в глаза существующее пророческое предвосхищение будущих событий. Иоанн знает, что это точно будет, но не знает, когда это будет. Это типично для пророков Ветхого Завета и их посланий. Евангелист Марк Марк более детально подчёркивает видение Иоанна, которое, похоже, было необходимо прежде всего самому пророку: «Увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» Мк. После этого, по описанию евангелиста Марка, Иисус немедленно был ведён в пустыню Мк. Эта сжатость повествования Марка и о событиях крещения, и об искушении в пустыне как бы уточняет и настраивает фокус, более ярко показывая фигуру Христа, как провозвестника Божьего Царства: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» Мк. В этом смысле личность Христа явственно контрастирует с личностью Иоанна, который обличал и призывал к покаянию Мк. Христос же не только призывает к покаянию, но более акцентировано — к вере в Евангелие Мк.
Покаяние — это лишь начало пути к жизни по вере в Евангелие. Евангелист Иоанн В повествовании евангелиста Иоанна мы видим развитие этой богословской темы с точки зрения личности Мессии. Евангелист Лука У Луки, пожалуй, самое обширное повествование о служении Иоанна Крестителя и о крещении самого Иисуса. Смотря на крещение Христа глазами Луки, интересно увидеть деталь, которую он подчёркивает: «Иисус, крестившись, молился, — отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него» Лк. В остальном же при сравнительном анализе можно увидеть схожесть описания этого факта. Повествование о крещении у Луки занимает всю 3-ю главу, и лишь только в самом конце главы врач Лука, ориентированный на представление исторических фактов о жизни Иисуса, прежде всего иудеям показывает родословие Христа, которое неожиданно для читателя заканчивается: «Еносов, Сифов, Адамов, Божий» Лк. Определённо ясно: упоминание родословия указывает на апологетическое значение статуса Христа не просто как Сына Человеческого, но и как Сына Божьего. Итак, Евангелие представляет нам образ крещения Иисуса Христа не в линейной проекции, не в палитре чёрно-белых цветов, но в многообразии ярких и глубоких образов и символов, имеющих значение и грани применения для современных учеников Христа. Два главных практических вопроса сегодня могут быть сформулированы следующим образом: Зачем крестился Иисус Христос?
Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа? Богословский взгляд: зачем крестился Иисус Христос В первую очередь вопрос о крещении Иисуса Христа должен быть рассмотрен в системе богословских координат, и только после этого — в свете догматических резолюций. Феномен крещения Христа лежит в области сочетания двух природ Христа: природы божественной и природы человеческой. Халкидонский собор 451 года утверждает, что «мы все единогласно учим исповедовать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; Подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству.
Священная река Иордан
Существуют разногласия относительно точного места, где крестился Иисус Христос, поскольку река Иордан не раз изменяла свое русло. Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Крещение Иисуса Христа — в третьем ряду третье слева. Существуют разногласия относительно точного места, где крестился Иисус Христос, поскольку река Иордан не раз изменяла свое русло.
Евангелие 19 января. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него
на западном или восточном? Именно здесь Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.
Крещение Иисуса Христа
В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.
Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах.
Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.
После Шестидневной войны 1967 года оба государства решили защитить свои границы. Восточный берег реки очистили от мин еще в 1994-м, что позволило археологам тщательно исследовать территорию. Западный же берег толком не изучен до сих пор — гражданских сюда не пускали. Но какие данные о месте крещения Христа есть у археологов сейчас? Священная переправа Несмотря на значимость события, примерное место крещения называет лишь один из четырех евангелистов. Согласно Иоанну, это произошло в Вифаваре при Иордане. С арамейского название местечка Вифавара, или Бейт-Абара, переводится как «место переправы». Его начали искать еще в раннехристианскую эпоху. Например, живший в III веке христианский богослов Ориген писал, что Иоанн Предтеча крестил Христа «на высоком берегу Иордана» примерно в восьми километрах от места впадения реки в Мертвое море. А согласно Ветхому Завету, именно тут перешли вброд реку бежавшие из Египта евреи во главе с пророком Иисусом Навином, вернувшись в Землю обетованную. Отсюда и альтернативное название — «переправа пророков». Во времена Христа по Иордану проходила граница Римской империи, именно через Вифавару бежали в пустыню те, кого преследовало оккупационное правительство. В их числе, по всей видимости, был Иоанн Креститель. Это обстоятельство навело ученых на мысль, что речь может идти о храме Иоанна Предтечи на западном берегу Иордана, около селения Бэт-Авара. Именно там Иерусалимский патриарх в день праздника совершает литургию с крестным ходом к местечку Каср-эль-Яхуд у реки. О том, что место крещения Христа могло находиться именно там, свидетельствует еще один артефакт: огромная мозаичная карта Святой земли в иорданском городе Мадаба. В 1894 году при строительстве церкви Святого Георгия рабочие обнаружили остатки древнего византийского храма с устланным мозаикой полом.
На протяжении всей своей короткой жизни честной Предтеча нес людям проповедь покаяния, целью которой было подготовление народа к принятию Мессии. Его смирению не было границ. Его кончина — свидетельство достижения недосягаемых высот Божией благодати. Известно, что благовещение Богородицы произошло, когда Иоанн был шестимесячным плодом и находился в утробе матери. Именно тогда он принял Святого Духа и соделался пророком. Следовательно, Предтеча был на шесть месяцев старше Иисуса Христа. Едва узнав, что Елисавет беременна, Пресвятая Дева отправилась ее посетить. При их встрече осуществилось первое пророческое действие Предтечи: как только Дева Мария приблизилась к Елисавет «взыгрался младенец во чреве ее» Лк. Еще неродившийся пророк передал свой пророческий дар и матери, ибо через это взыграние и Елисавет узнала Матерь Господню свт. Григорий Палама. Священное Предание присвоило Иоанну Предтече множество имен. Его называют «Крестителем», потому что он крестил Иисуса Христа. В каноне праздника Богоявления свт. Козьма епископ Майумский характеризует Предтечу тремя эпитетами: «глас Слова», «светоносная лампада» и «зарница солнца». Христос, как Бог — предвечный и нетварный свет, а Предтеча — несущая Его лампада. И поскольку Христос есть сияющий свет Божества правды, то Иоанн — Его зарница, предвещающая грядущее солнце утренняя звезда. Итак, все эти имена и эпитеты отображают суть жизненного подвига Иоанна Предтечи — предвозвещание прихода Мессии. Так, крещение непосредственным образом соединяется с водой. У Святых Отцов мы находим описание нескольких видов крещения. Например, свт. Григорий Богослов приводит пять видов: первое — Моисеево крещение, которое несло людям временное очищение; второе — Предтечино — крещение покаяния; затем — Христово крещение, через которое, посредством Духа Святого, все люди становятся христианами; четвертое — это запечатленное кровью крещение мученичества; пятое — крещение покаяния и слез. Восемь видов крещения приводит прп. Иоанн Дамаскин. Первым, по его мнению, было крещение всемирного потопа, происшедшее с целью пресечения распространившегося по всей земле греха. Второе — крещение моря и облака, когда израильтяне проходили через Чермное море, и их денно и нощно покрывало облако. Третье — законническое, исполнение которого предписывалось законом Моисея; оно теснейшим образом соединялось с чистотой тела. Четвертым было Иоанново крещение. Оно было вводным, потому что открывало крещенным путь к покаянию. Оно не несло оставления грехов, а лишь пред-очищало людей, открывало внутренние очи души, помогая человеку ощутить свою греховность, а также подавало силы для ожидания завершительного, совершенного крещения Иисуса Христа. Пятым было крещение Самого Иисуса, когда Он вошел в Иордан. Оно было особенным, потому как на Христе не было греха, и Он не исповедовался. Седьмое — крещение крови и мученичества, воспринятое ради нас Христом. Речь идет о кресте Господнем, а также о страданиях святых угодников соразделивших Христовы страсти. Последним, восьмым крещением, не именующееся спасительным, ибо оно ниспровергает и нескончаемо наказует грех, является адский огонь. Иоанн Златоуст проводит разграничение между крещением иудейским и христианским. Первое очищало человека от телесной грязи, а не от духовных прегрешений. Христианское же крещение несравненно выше, ибо очищает душу человека и преподает Святого Духа. Мостом между иудейским и христианским крещениями является крещение Честного Иоанна Предтечи. VI Так как Христос был совершенным Богом и совершенным человеком не причастным греху, а Иоанново крещение вело людей к осознанию их греховности и предуготавливало народ к принятию совершенного крещения Христова, возникает вопрос: зачем было креститься Самому Спасителю? Ответ на него раскрывает перед нами великие истины.
В нём жила душа и личность человека. Поэтому и Его жизнь во плоти была не симуляцией, но это были настоящие человеческие годы, наполненные разными эмоциями и переживаниями человеческой личности. Он не был полубогом и не был получеловеком. Лишь одно исключение, которое отличало Христа от любого из нас, заключалось в том, что в Нём не было греха. Апостол Пётр пишет: «Он не сделал никакого греха» 1 Пет. Сама грамматическая конструкция стиха указывает на истину о том, что в жизни Христа, как и у нас, было множество искушений. Но он не поддался им. Вторая мысль — в Нём не было никакого греха. Никакого греха — означает абсолютную безгрешность, даже в словах. В течение своей земной жизни и служения Христос никогда не делал выбор в пользу греха: «Ибо идёт князь мира сего, и во мне не имеет ничего» Ин. Это утверждение, факт, основание нашей веры. Один из исследователей жизни Христа выражает это так: «Сам Бог сошёл на землю, в этот бренный и грязный мир, для того, чтобы пройти путь верующего Богу человека и соединить несоединимое — тленную материю и вечный блаженный дух. Иисусу Христу это удалось» М. Шелудько, греко-католик, религиовед, журналист, секретарь Одесского богословского товарищества. Практическое применение Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа? Факт неподражаемости Христа в образе крещения для нас очевиден, потому как все мы крестящиеся нуждаемся в очищении от нашей греховности. А Он, безгрешный и крестившийся, в этом не подобен нам. Вопросы практического применения для современных учеников Христа могут быть сформулированы в нескольких тезисах: Крещение Христа показывает нам пример в том, что Христос уподобляется нам, чтобы все те, кто желают уподобиться Ему, по Божьей благодати могли находиться в этом процессе. Нахожусь ли я в процессе освящения и преображения в образ характера Христа? Принимая крещение, Христос исполняет «всякую правду». Как моё крещение и следование за Иисусом исполняет Божью правду? Смотря на мотивы и поступки Христа, как я могу учиться Его кротости и смирению?