Новости лествица великого поста

Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна.

В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)

Требует оставить землю. Как в житейском порядке нельзя ступить на лестницу, не отделившись от земли, над которою неизбежно поднимаются вместе с тем, как вступают на первую ступень, так и в порядке духовном первая степень восхождения к христианскому совершенству есть оставление земли — греха, то есть удаление от грешных дел и страстных чувств и расположений, которое совершается в Покаянии, когда, отвергши все недоброе и оплакавши, полагают благую решимость угождать Единому Богу. Кто дошел до сей решимости, тот сделал первый шаг, вступил на первую ступень. Как тому, кто как бы прирос к земле, нельзя подниматься по лествице, так тому, кто еще обременен грехами, невозможно и думать о восхождении к совершенству. Уклонись прежде от зла — и начнешь творить благое. Вступив на лестницу, как потом восходят? Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных, и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий. Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстьми и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству. Ибо что есть совершенство, как не искоренение страсти и вкоренение вместо нее доброго расположения.

Это и есть главный труд наш. И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится. Не искоренишь вдруг всех страстей и не насадишь всех добродетелей. И то, и другое совершается постепенно. И каждой страсти умаление имеет свои степени, равно как и утверждение всякого доброго расположения. Почему у святого Лествичника изображение сего труда кончается двадцать шестой уже степенью. Чему он здесь не учит, против какой страсти не вооружается! Вооружается против гордости и тщеславия, хитрости и лукавства, сребролюбия и любостяжания, чревоугодия и нецеломудрия, многословия и злословия, гнева и памятозлобия, лжи и клеветы, лености и сонливости, малодушия и боязливости и прочего. Научает смирению, незлобию, мужеству, бдению и усердию к молитве, нестяжательности, целомудрию, воздержанию, кротости, благоразумному молчанию, послушанию, памяти смертной, плачу, мягкосердию и прочему. Искоренение всякой страсти и насаждение противоположной добродетели составляет особую степень, которую надобно пройти, чтоб приступить к следующим.

Во всем этом есть свои чин и порядок, для всякого, впрочем, свой, о которым узнает он, однако ж, уже на самом деле. Благая решимость угождать Богу рождает труды. Труды сии суть делание добродетелей, или постоянное себя в них обучение.

Однажды, по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна, он написал свои советы инокам. Преподобный Иоанн Синайский систематизировал свой аскетический опыт, придав ему вид ступеней, постепенно ведущих душу к бесстрастию и обожению. Вот о «Лествице» писал он сам: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Подготовка души к борьбе со страстями Монах и мирянин, в сущности, «вылеплены из одной глины». Их человеческая природа не отличается ничем. Монаха борют те же страсти. Монах читает то же Евангелие.

Да, монах придерживается целомудрия, а мирянин живёт в браке. Но оба они, пусть и разными путями, но приходят к одному и тому же — самоотречению и умению любить Бога и своих ближних. Поэтому чтение «Лествицы» для мирянина не менее полезно, чем для чернеца. Тридцать ступеней «Скрижалей духовных» можно поделить на несколько более крупных блоков. Первые четыре главы учат нас отрешению от мирской суеты и сосредоточению на духовном делании. Три последующие — внимательному взгляду внутрь себя, покаянию в совершённых грехах и сердечному сокрушению о приобретённых пороках. Проходя по этим ступеням, мы устраняем барьер греха между нами и Богом и вступаем в молитвенный диалог с нашим Создателем. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни.

С такой же целью, чтобы уничтожить в нас пагубное чувство саможаления, Святая Церковь поминает в пятое воскресение преподобную Марию Египетскую, которая, несмотря на свою долголетнюю греховную жизнь, достигла духовного совершенства ревностным самоисправлением. Вспоминая этих подвижников благочестия, все наши сомнения о возможности нам достигнуть христианского совершенства при наших недостатках и слабых силах должны поневоле уступить явному доказательству, что при искренней вере в Слово Божие и при нашем желании можно соделаться чистым телом, сердцем и умом и даже праведным и святым. Жизнь преподобного Иоанна малоизвестна. Как избранник Божий, он с юных лет возлюбил Господа, но никто из его учеников не упоминает о том, кто были его родители, где он родился и воспитывался. По их словам, преподобный Иоанн был выдающимся человеком по дарованиям, способностям и образованию. Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. В его жизнеописании сказано, что уже тогда он был тысячелетен разумом и на Синае достиг такого совершенства, что имел душу как бы без разума и воли, совершенно свободную и сиявшую небесной простотою. По кончине своего наставника, стремясь еще к большим подвигам, преподобный Иоанн решился наложить на себя обет безмолвия, для чего избрал невдалеке от храма Господня удобное место, где и провел 40 лет. Пост и молитва возвели его на высокую степень чистоты и сделали сосудом особенных дарований Божиих — прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Во время настоятельства он и написал свою книгу — «Лествицу духовную», в которой изобразил весь путь к христианскому совершенству и как надо постепенно совершенствоваться для нашего спасения. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т.

В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов.

Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника

Это время примирения, а примирение — это радость Божия и наша радость; это — новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом.

И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу?

На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей.

Церковная жизнь О лествице духовной. Но почему же приводится нам на память именно преподобный Иоанн, а не другой какой святой? Жизнь преподобного Иоанна малоизвестна. Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель.

После их ухода ученик святого Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал.

Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай.

На протяжении девятнадцати лет находился в послушании у старца, затем в течение сорока лет пребывал в безмолвии. Пройдя многие этапы монашеского искуса и преуспев в добродетелях, он был возведен в сан игумена и долгие годы начальствовал над монастырской братией. В качестве начальника преподобный Иоанн проявил себя как опытнейший духовный руководитель, что стало известно за пределами Синайского монастыря, и по просьбе монахов соседней обители игумен Иоанн приступил к написанию душеспасительных наставлений, которые назвал «Лествицей». Это универсальная книга, которую использовали не только в монастырях, но и люди, живущие в миру. Другое название этого труда — «Духовные скрижали», по аналогии со скрижалями ветхозаветных заповедей, данных Моисею на горе Синай; там же, где впоследствии располагался Синайский монастырь, и была написана «Лествица». Преподобный Иоанн много путешествовал по монастырям, общался с монахами, систематизировал полученные знания. Именно этот опыт настоящей подвижнической жизни и сумел обобщить преподобный и систематически изложить в своей книге. В «Лествице» дается большое количество примеров из жизни монахов, на которых разъясняются особенности борьбы с той или иной страстью. В период Святой Четыредесятницы весь строй церковной жизни вводит верующего в спасительную атмосферу покаяния, работы над собой. Это и ограничение сна и пищи, и устранение от всевозможных увеселений; а если говорить о богослужебной стороне Великого поста, то это и чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, и пассия, или служба Страстям Христовым, и коленопреклоненные молитвы, и многое-многое другое. Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна. Ступени — Какая первая из ступеней восхождения человека к Богу?

Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

Лествичник пишет: «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Однако он предупреждает: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных». И еще серьезней: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким». Обратим внимание на слово «представления» — образы, иллюзии. В Любви Божьей можно жить, тогда можно и говорить о ней — а без этого даже речь о любви Божьей будет иллюзией, прелестью. Поэтому, наверное, нам надо замолчать — и послушать, что говорит Церковь. Перед неделей Лествичника была Крестопоклонная , срединная неделя Великого Поста, напоминающая о главном в христианстве — Кресте. Мы поражены страстями, умираем. Но милосердный Господь спасет нас. Покаяние рождается от желания спастись, в надежде на спасение, а не в странном мазохистком наслаждении самоунижением. Покаяние, надежда и спасение идут в одной связке.

Это очень важно. Смысл аскезы не в том, чтобы уйти от скверны мира мир вообще не скверен, а благ, ведь создан он благим Богом , а в том, чтобы обрести еще лучшее. То, чем занимался Иоанн — «слаще меда», потому что радости подвижничества делают мирские наслаждения горькими. Если это не так — то все напрасно, и погнавшись за одним, мы потеряем и то, что у нас было.

После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая. Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани. В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости.

С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом. Святой Иоанн рассказывает братии о кротости, простоте и незлобии; об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии; о рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей; о священном безмолвии души и тела; о матери добродетелей, священной и блаженной молитве; о земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве. Заключительная тридцатая глава носит название «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви», но это еще не итог всему, поскольку у духовной лествицы нет последней ступени, ведь «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума». Может быть, всё это относится только к монашескому деланию и будет лишним для мирянина? Нет, каждый, принявший Святое Крещение, призван Богом подниматься по духовной лестнице: от пренебрежения соблазнами и похотями этого мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.

Мы должны начать творить Царствие Божие, а мы думаем, что оно уже в нас, забывая слова Господа, сказавшего, что «Царствие Божие нудится». Об этой борьбе и понуждении и говорит нам воспоминаемый сегодня св. Церковью подвижник. Он говорит в особенности для нас, которые изучают этот путь и сегодня в первый раз можем поклониться его иконе, освященной и вынесенной для поклонения.

Кажется, что у нас, живущих в миру, не может быть ничего общего с этим синайским отшельником. Но многие из нас, наверное, себя находили в его творении — в первых двадцати трех главах его «Лествицы», многие думали — «а ведь это про меня написано». Не сделаем же этого сокровища предметом многоглаголания, но постараемся опытно им воспользоваться. Что открывает оно нам? Тогда понятно и то, что говорит Иоанн Лествичник о богословии: «Чистота сделала ученика своего богословом, который может сам собою утвердить догматы о Пресвятой Троице. Есть только один учитель богословия — чистота. Иди к ней, если желаешь учиться. Не извне, а изнутри, через очищение себя от греха и страстей ты получишь то, что утвердит в тебе догмат о Пресвятой Троице». Но может быть Иоанн Лествичник не прав? Это говорит подвижник, отшельник, может, по-другому скажет тот, кто всю жизнь свою занимался богословием?

Вот, на поверку, слова Григория Богослова : «Любомудрствовать о Боге можно не всякому — да, не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающемуся на земле» ч. III, сл. И далее: «Любомудрствовать о Боге можно не всем: потому что способны к нему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили и, по крайней мере, очищают душу и тело.

А есть такая черта, за которою тела совсем перестают тяготеть к земле, то есть становятся совсем без тяжести. Так и в степенях совершенства духовного: чем выше кто в нем всходит, тем меньше тяготит его земное. Иначе, чем тверже кто становится в добродетелях, чрез постоянное навыкновение в них, тем меньше борют его грехи и страсти. А есть и такая высота совершенства, где страсти совсем почти замирают и душа наслаждается покоем пребывания в добре, в коем беспрепятственно добродействует, свободно, непринужденно, естественно как бы, так же, как естественно, например, дыхание и обращение крови. Степень сия достигается тогда, когда в душе совершенно укореняется всякая добродетель и воссиявает бесстрастие и чистота. Это есть Небо духовное — верхний конец лествицы.

Достигшим сего предела принадлежат прописанные Господом Блаженства Мф. Бесстрастие есть сердечное небо ума, есть небесная палата Небесного Царя. Плод бесстрастия есть полнота любви и совершенное вселение Бога в соделавшихся чрез сие бесстрастие чистыми сердцем, о коих сказано: «яко тии Бога узрят» Мф. Вот куда возводит и чем кончается священная лествица! И вот эту-то картину хочет живописать ныне в уме нашем Святая Церковь и, конечно, не любопытства ради или празднословия, а ради того, чтобы дать нам побуждение и возможность осмотреть добросовестно самих себя и определить неошибочно — где же стоим мы и какую занимаем степень? Вступили ли на лествицу и, вступивши, далеко ли взошли, высоко ли поднялись от земли и виден ли хоть сколько-нибудь последний конец восхождения? Конечно, численно определить степень свою может быть трудно и даже невозможно, но нетрудно определить степени, резкими чертами отличающиеся. Какой труд определить, например, первую свою степень? Кто не в состоянии дать определительный ответ, покаялся ли он и положил ли твердое намерение угождать Господу? Кто также не в состоянии сказать, вступил ли он, по раскаянии во грехах, в борьбу со страстьми, борется ли с ними или поддается им?

Так что же мы с вами скажем, братие? Стали ли на лестницу? Сделали ль хоть этот шаг? Пусть ответит на сие совесть каждого. Я же приложу, что хоть шаг только кто сделал — все хорошо. Он уже на лестнице, уже на добром пути. Пусть много еще надо трудиться, пока покажутся в нем ясные следы совершенства, но начало положено. Не ослабевай только и не ленись по мере сил подвигаться вперед.

Правила комментирования

  • Православный календарь
  • Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
  • Лествица и книги о ней
  • Когда начинается пятая Седмица Великого поста

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах. Почему именно из всех святых отцов выбран Церковью Иоанн Лествичник, и в чем значение его «Лествицы» для стольких и стольких поколений православных христиан, что каждый год Великим постом к ней снова и снова нас обращает Церковь? В четвертое воскресенье Великого и спасительного поста, Церковь предлагает вспомнить о святом преподобном Иоанне Лествичнике, авторе книги «Лествица».

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним.
"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России В воскресенье четвертой недели Великого поста пекут лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) – особое постное печенье.
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника.
4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна.
Лествица Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена Церковь предлагает нам в дни наступающей 4-й Седмицы, уже во второй половине Великого поста, когда мы начинаем приближаться к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника.

Просветительская деятельность

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника | Правмир Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним.
Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024 Сейчас четвертое воскресенье Великого поста – пожалуй, самый известный и чтимый церковным народом день памяти преподобного Иоанна Лествичника.
Неделя четвертая. Иоанн Лествичник В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп.
Четвёртое воскресенье Великого поста Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия.

Неделя 4 Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

  • Жизнь в Церкви
  • Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
  • ЛЕСТВИЦА☦ – Telegram
  • Правила комментирования
  • Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения

Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника

Мы вспоминаем его великое аскетическое произведение «Лествица». О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица». В четвертую неделю Великого поста, вслед за поклонением честному и животворящему Кресту, Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, списателя Лествицы духовной. Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице».

Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника

Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке. Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение всех от века усопших православных христиан. Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица». Лествица Великого поста. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере.

Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане! Разве постановления Церкви могут быть неосновательны или погрешительны? Но разве не требуется то же самое и от светского человека? А кто оставляет греховную жизнь и борется со своими страстями, тот делает то же, что монах, расстающийся с миром и поступающий в обитель.

Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт. К принятию Святых Христовых Таин благоговейно приступила большая часть молившихся в храме прихожан. По заамвонной молитве при пении воскресного и храмового тропарей Владыка вместе с духовенством вышел к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, перед которой вознес молитву об умилостивлении.

Преподобный Иоанн Лествичник с 16-ти лет иночествовал в монастыре на горе Синай.

Через послушание, молитву, размышление над словами Священного Писания и аскетические труды он достиг таких духовных высот, что к нему отовсюду стали обращаться за духовными советами другие монахи и миряне, а братия Синайской обители избрала его своим игуменом. Однажды, по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна, он написал свои советы инокам. Преподобный Иоанн Синайский систематизировал свой аскетический опыт, придав ему вид ступеней, постепенно ведущих душу к бесстрастию и обожению. Вот о «Лествице» писал он сам: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения» Подготовка души к борьбе со страстями Монах и мирянин, в сущности, «вылеплены из одной глины». Их человеческая природа не отличается ничем. Монаха борют те же страсти. Монах читает то же Евангелие. Да, монах придерживается целомудрия, а мирянин живёт в браке.

Но оба они, пусть и разными путями, но приходят к одному и тому же — самоотречению и умению любить Бога и ближних. Поэтому чтение «Лествицы» для мирянина не менее полезно, чем для чернеца. Тридцать ступеней «Скрижалей духовных» можно поделить на несколько более крупных блоков. Первые четыре главы учат нас отрешению от мирской суеты и сосредоточению на духовном делании. Три последующие — внимательному взгляду внутрь себя, покаянию в совершённых грехах и сердечному сокрушению о приобретённых пороках.

Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч. Первая притча — о злых виноградарях, которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время. Они избили слуг, которых послал хозяин, и убили его единственного сына. Вторая притча — о бесплодной смоковице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды. В этих двух притчах заключён символ народа Израиля, который отверг и осудил сына Божьего на смерть. А ещё это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога. Евангельское чтение Великого Вторника является частью ряда бесед Христовых о Страшном суде. Господь рассказал ученикам о Своём Втором Пришествии, а также несколько притч. Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече. Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет чтонибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми. Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому. Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом.

Четвертая седмица Великого поста. неделя преподобного Иоанна Лествечника

  • Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь
  • Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста
  • О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
  • Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе.
"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России - ТАСС Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших.

26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника

В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. “Лествица” — учебник для монашествующих; почему же память св. Иоанна полагается в Великий пост для всех вообще христиан? В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника. В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного. Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность.

«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника

Пятая седмица Великого поста характерна тем, что в четверг на утрене прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также житие прп. 3 апреля (21 марта), в Неделю 4-ю Великого поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника, во Всехсвятском храме подворья игумен Петр отслужил Божественную литургию святителя Василия Великого. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица.

Лествица Великого поста

Неделя 4 Великого поста. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Четвёртое воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти преподобного Иоанна, игумена монастыря святой Екатерины на Синае, который более шестидесяти лет монашествовал среди красных скал и синего неба богошественной горы. Эта гора особенно памятна и дорогa христианам, потому что на её пустынной вершине Бог говорил со Своим народом: здесь Моисей получил скрижали Завета, на которых огненным перстом Божиим были начертаны заповеди Закона — правила жизни Ветхозаветной Церкви. На этой безжизненной вершине, среди угрюмых скал приютился крошечный храм, в котором на высоте двух с половиной тысяч метров над землёй братия монастыря святой Екатерины все эти долгие века совершали и совершают Божественную литургию. Подъём на вершину Синая не просто труден, он мучителен. Когда на исходе третьего часа пути кажется, что нет сил пошевелить рукой и ногой, когда хочется только одного — лечь и никогда больше не вставать, в этот самый момент и без того узкая каменистая тропа заканчивается и начинается лестница, вырубленная в скале. Опыт восхождения на Синай — это опыт понесённого труда, опыт преодоления соблазнов, переживание победоносной борьбы с малодушным желанием отказаться от подвига. Этим восхождение на святую гору удивительно похоже на жизнь христианского подвижника, который, по слову Спасителя, отвергся себя, взял крест свой и пошёл за Христом.

Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т. Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане!

Он автор «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека на божественный престол. Видео:Лествица Великого поста Духовные беседы 3 я беседа Скачать Вкусная символика В некоторые дни Великого поста православные семьи и монастыри пекли печенье определенной формы: для Иоанна Лествичника из теста пекли лестницы; для анонса готовили печенье в виде жаворонков или голубей. В середине Великого поста, на Страстной неделе, из пресного теста лепили крестики, которые украшали орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавали беднякам. В этот день Церковь воспоминает великое событие, послужившее началом спасения человечества, прославляет Деву Марию и учит Ее всесвятым примером слышать и исполнять волю Божию. Пятая неделя Великого поста — память святой Марии Египетской. В лице этого святого Церковь являет верующим истинный пример Божия покаяния и милости ко всем кающимся грешникам. Вербное воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие люди встретили Его с радостью. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господа, царь Израильский! Сейчас в память об этих событиях в церквях принято освящать веточки вербы, поэтому день еще называют «Вербным воскресеньем». Именно здесь заканчиваются Святые сорок дней и наступает время Страстной седмицы — великих и страшных евангельских событий — искупительных страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа. Видео:Житие Иоанна Лествичника 4-е воскресение Великого поста Скачать Страстная Седмица В последнюю, строжайшую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его крестные страдания, смерть за нас и за наше спасение, погребение. По величию пережитых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы называется великим. В первые дни Страстной недели все христиане стараются покаяться в своих грехах и готовятся ко Святому Причащению в Великий Четверг. В этот день мы вспоминаем, как иссушил Господь бесплодную смоковницу. Это чудо является символом уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения предков Адама и Евы являются все люди. Видео:Притчи 4. Душеполезные истории. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, который осуждает книжников и фарисеев, приводя рассказанные им притчи о талантах, о десяти девах, о последнем суде. Еще одна возможность задуматься и переоценить свою жизнь: как мы справляемся с талантами, данными нам Господом, полны ли души наши елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к ближним. Видео:Лествица Великого поста и его первая неделя. Скачать Великая Среда. Мы отмечаем этот день постом по средам в течение всего года. Вспоминая великое падение, когда один из близких учеников Господа, Иуда Искариот, предал Спасителя и сам избрал судьбу «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом облачается». Но и память о великом милосердии Божием, по которому блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «явилась целомудренной». После литургии прекращаются поклоны до земли и всякое коленопреклонение в храме кроме поклонения Плащанице.

Как и древние израильтяне, они терпели многие неудобства от солнечного зноя, жажды и бедности земли ради высшей цели — стяжания не земного, но Небесного Отечества. Этими «новыми израильтянами», шествующими в Царство Небесное, стали первые монахи Православной Церкви. И одного из них Церковь чтит особенно. Преподобный Иоанн Лествичник, как и многие другие подвижники Синайского полуострова, проводил строгую аскетическую жизнь, однако именно ему Господь открыл, как некогда Моисею, высший духовный закон, ведущий всех по ступеням добродетели к долгожданной встрече с Богом. Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают: «Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, твоя Божественныя добродетели, к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий