Новости мытарь и фарисей притча и толкование

Как понимать притчу о мытаре и фарисее.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее

Знаменитая притча о мытаре и фарисее является одной из основных в Евангелии от Луки (Лк.18,10-14). Днесь Святая Церковь начинает подготовку к Великому посту чтением Святого Евангелия притчей о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее: «Те, кто возвышают себя, будут унижены».

Как нас касается притча о мытаре и фарисее?

А не придешь — тебе замечание сделают, объяснительную надо писать. Но это и правильно, потому что канонические правила говорят: два-три воскресения без уважительной причины ты не был в храме, то ты теряешь уже членство в церкви, тебя исключают. Оба они поступили очень хорошо. Я вам неоднократно говорил, что молитва разбивается на три ступени. Первая, самая широкая, самая замызганная — на ней все просители. Там и буддисты, и мусульмане, и христиане, и еретики - все кричат: «Дай и дай сегодня же! Даже ничего не знающий человек, когда ему трудно, он кричит: «Господи, помоги! Господи, помилуй! Это — прошение — первоначальная ступень обращения к Богу. Вот на этой нижней ступеньке стоял мытарь, обидчик многих. Это не бедный, как рисуют его, но даже, может быть, очень богатый человек.

Но у него не было богатства в совести и вдруг она пробудилась. Это человек собирал налоги — очень востребованная профессия; мытари учились, как правильно обманывать людей. Пётр Первый говорил, кого на эту должность ставить — самых наглых, наиподлейших и бедных — они всё равно разбогатеют. Он это прекрасно понимал. И вот этот человек не смел глаза поднять, у него внутри произошёл переворот. И с этой ступеньки ему надо подниматься на вторую. Вторая — это благодарение. На второй ступеньки уже занято, стоит в подряснике и с орарем: «Благодарю Тебя, у меня всё исполнено по канонам, всё прекрасно». Но этим «благодарю» он начинает унижать стоящего внизу и сразу оказывается ниже его, под ним. Под этого мытаря подсматривал снизу, он следил за ними: «Я про тебя всё знаю».

Да, если бы я лично не знал, о ком идёт речь. Не знаю ни одного налогового инспектора достаточно порядочного, чтобы можно было дружить с ним. Ведь раньше в России как было? Чтобы выжать налоги, всё время работала специальная коллегия, заседали люди и думали: где бы, за что бы зацепиться? С яблони, со свиного рыла, с овечьей шерстинки. Придумали с окна брать. Люди замазали окна. С трубы брать; но без трубы нельзя. Мне отец рассказывает: сломали трубу, дыру замазали, завалили. Я говорю: «Да как же печь топили?

И чем больше придумывали, как изъять налоги, тем меньше поступало в казну — люди изощрялись еще больше. Было около 120 пунктов, по которым брали налог. С бороды брали — даже не додумаешься; Пётр Первый — умница. И были люди, которые откупались. Он говорит: «Сто рублей за бороду». А какая борода? Большая или маленькая? И тогда люди стали платить две дани; их называют староверы-двоеданцы. Вот поэтому налоговиков всегда ненавидели, их приравнивали только к грешникам; они шли в одну строку с ними. И поэтому фарисей на него смотрел естественно, как здравый гражданин должен смотреть.

А вот тут-то он со своими мерками осуждения оказался вполне не прав. Ты знал его, того, который был за порогом. Вот если бы ты там о нём говорил так, было бы всё справедливо. Но грабитель, этот народный депутат, уже перед Богом стоит, он уже не тот, какого ты знал по его досье. Господь говорит: Пс. Когда ты говорил, эти слова уже до Бога дошли — ты судил другого человека. Ты судил вчерашнего, а он стоит сегодняшний, поэтому суд твой оказался неправедный. И Богу это неугодно. И мы сегодня читали: 2Тим. Он это забыл.

Правильное мышление у того, кто приходит в храм. Богу нельзя задавать вопросы, потому что слово Его уже вышло из Его уст. Сказал Бог: «Да будет свет», а потом: «Да произрастет трава», а потом — светила на четвертый день, а свет в первый день. Тысячи лет люди спрашивают: «Откуда свет был, когда светил не было?

Они уже ничего не говорят нам, они мертвы.

А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы живут полной жизнью. Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся. В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Мытарь — это славянское слово для обозначения сборщика налогов, профессии, окруженной в древнем мире всеобщим презрением. Фарисей — это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.

На нашем теперешнем языке мы сказали бы, что притча о мытаре и фарисее — это символический рассказ о важном представителе ведущего слоя, с одной стороны, о мелком и малопочтенном «аппаратчике», — с другой. Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже!

Милостив буди мне грешному! Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное, такое, что действительно относится ко всем временам и ситуациям. Но возьмем только наше время, возьмем самих себя.

А полностью ли мы соблюдаем правила Святых Апостол, семи вселенских и девяти поместных Соборов и Святых отец? А как насчет Стоглавого Собора? Тоже не всегда и не во всем. Так что наше православие не такое уж и дораскольное. Рассмотрим, например, одно простое и касающееся всех христиан дело.

Церковные требы. Точнее, цены на них. В некоторых наших приходах висят прейскуранты: Крещение — столько-то, Венчание еще сколько-то и так далее. А что на эту тему говорят правила? Ибо благодать не продаема и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства». И Зонара толкует сие правило: «Это правило возбраняет тем, которые преподают людям божественныя и страшныя таинства, требовать от приемлющих денег, или чего-нибудь другого; ибо, говорит, благодать не продается, и освящение не за деньги преподается, но даром разделяется достойным. А кто требует от приемлющих чего-нибудь, хотя бы самого малого, тот должен быть извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства; ибо он искал, чтобы продана была ему за деньги благодать Духа».

Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. Мытарь не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, награда дается за смирение, а не за труды. Не за пост, не за молитву, не за добрые дела.

Притча о мытаре и фарисее: толкование, неделя 2023

Толкование на притчу о мытаре и фарисее. "Сказал также к некоторым, которые уверены 6ыли о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. (притча о мытаре и фарисее). Притча о мытаре и фарисее Проповеди, поучения, толкования евангельского чтения Видео. Притча о фарисее и мытаре, призывающая нас молиться со смирением и сокрушением о грехе, ст. 9−14. И попытка толкования притчи о мытаре и фарисее неизбежно приводит нас к выводу: не кичись заслугами, ибо, сделанные ради самовозвеличения, они – ничто. Посмотрев на мытаря в присутствии Божием и увидев собственное осуждение, фарисей мог бы открыть в человеке, столь им презираемом, своего брата.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Неделя о мытаре и фарисее

Мытари не получали какой-то фиксированной платы от своих работодателей. Они брали сбор податей в аренду, и все то, что они собирали сверх того, что было оговорено в арендаторском контракте, становилось их доходом. Естественно, они были кровно заинтересованы в том, чтобы выколотить из налогоплательщиков как можно больше в свою пользу. Считалось, что с мытарями грешно было даже разговаривать. Бойкот распространялся и на их семьи. Мытари были лишены гражданских прав: не могли занимать никаких выборных должностей и выступать в суде в качестве свидетелей. Покаяние для мытарей считалось фактически невозможным, ведь для них покаяние включает в себя не только отказ от профессии, но, как у воров, еще возмещение ущерба нанесенный ущерб плюс одна пятая часть.

А как могли они знать обо всех, кого обманули? Бытовало мнение, что их греховное, богопротивное занятие отвращает благоволение Божие от Израиля, препятствуя пришествию Мессии. Кто же шел в мытари? Неужели находились люди, готовые стать объектом всеобщего презрения, подвергаться остракизму со стороны общества, наконец, пожертвовать своим вечным спасением? Как ни странно, таковых было не мало, так как профессия мытаря предполагала быстрое и гарантированное обогащение. Должность мытаря можно было получить только на конкурсной основе: выигрывал тот, кто обещал римским властям максимальную сумму собранных налогов.

Заслуги и страх Божий И вот два столь разных человека приходят в Храм помолиться. В контексте данной притчи придти в Храм означает предстать пред лицом Суда Божия. Фарисей, по всей видимости, встал у самой перегородки, отделявшей двор мужчин от двора священников. И дело здесь не только в его самодовольстве. Фарисеи ощущали себя новым народом Божиим, спасаемым в конце времен, новым священством. Не случайно перед обычным вкушением пищи фарисеи, будучи мирянами, исполняли все те ритуалы омовения, что и храмовые священники перед вкушением жертвенной доли в Храме.

Начало молитвы фарисея вполне благопристойно: «Боже! Благодарю Тебя…». Но далее последовали «безумные глаголы»: «… я не таков, как прочие люди — корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь; нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка! В этом монологе поражает не только надменность фарисея все «прочие люди» относятся в его понимании к разряду безнадежных грешников , но и полное отсутствие видения греха в себе. Хотя уже в ветхозаветном иудаизме выработалось глубокое живое осознание греха! В Священном Писании, знатоками которого себя почитали фарисеи, говорится о личной ответственности каждого человека за грехи и неоднократно подчеркивается, что свят только Бог, человек же немощен и слаб перед лицом искушений.

Но, как показывает печальный опыт, самую возвышенную религиозную идею можно нивелировать и опошлить, вокруг самого высокого учения Библии можно проложить обходную тропу. Так случилось и с фарисеями. В их среде сложилось достаточно двусмысленное учение о заслугах: праведные поступки в нем представляются как противовес греху.

Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением 1 Кор. Григорий Богослов Боже, милостив буди мне грешному. Но опять подними меня вверх, ибо сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь, то пусть опять паду, и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня примешь, я спасен: а если нет, то я погиб. Но ужели для меня одного исчерпана Твоя благость?

О мой злой день! Как избегну его? Что со мною будет? Как страшен мне грех; как страшно оказаться полным терний и гроздов гоморрских, когда Христос станет судить богов, чтобы каждому воздать по его достоинству и назначить страну, сколько взор вынесет света? Одна мне надежда, что под Твоим руководством, Блаженный, в эти краткие дни обращусь ещё к Тебе". Ефрем Сирин "Как мытарь воздыхаю, как блудница проливаю слезы, как разбойник вопию, как блудный сын взываю к Тебе, Человеколюбче Христе, Спасителю мой: по множеству милосердия Твоего обрати меня, Единый Долготерпеливый, и угаси во мне пещь страстей моих, да несожжет она меня в конец. Ты, Преблагий, напоминаешь мне смерть и вечныя муки и влечешь меня к жизни, чтобы спастись мне, а я всегда уклоняюсь от сих спасительных помышлений и отгоняю их, занявшись тем, что для меня не полезно. Посему нет мне никакого оправдания пред Тобою. Ударяю в дверь милосердия Твоего, Господи, да отверзется она мне.

Не престаю умолять, чтоб получить просимое, и неотступно домогаюсь помилования.

Нас так долго, так упорно глушили славой, достижениями, взлетами и полетами, нас так долго держали в атмосфере этого призрачного псевдовеличия, что все это в действительности нам стало казаться хорошим и благим, что в душе целых поколений возник образ мира, в котором только сила, только гордость, только бесстыдное самовосхваление оказываются нормой. Пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: «всякий, возвышающий себя, унижен будет». Сейчас тех немногих, кто исподволь, шепотом говорят об этом, напоминают об этом, — влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают других: смотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей родины! Против ее достижений! Они сомневаются в том, что самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна… и так дальше.

И благодарите, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы. Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, это бой и спор о самих духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня — это не только слова. Она рано или поздно оборачивается ненавистью к тем, кто не согласен признать моего величия, моего совершенства. Она оборачивается преследованьем и террором. Она ведет к смерти. Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь.

Многие из них отдали свои жизни, но отстояли независимость Иудеи и сохранили веру в Единого Бога. Что говорить, их верность была засвидетельствована кровью. В сознании многих евреев того времени фарисеи были героями веры и настоящими патриотами. А потому их партия пользовалась огромным авторитетом и поддержкой у простых людей. В эпоху жизни Христа на Палестину опять обрушилась беда. Теперь в лице Рима. Местное население было вынуждено платить захватчикам налог. Сбором пошлины занимались чиновники из числа самих же евреев. Они и назывались мытари. Нередко эти люди были нечисты на руку.

Оккупанты требовали одну сумму, а мытари произвольно устанавливали ее размер вдвое больше. Разницу — себе в карман. Центр эти махинации и вымогательства не особо волновали. Главное, чтобы в имперскую казну отчисления поступали вовремя и в нужном объеме. В остальном сами разберетесь. Да и нередко именно сборщики налогов становились глазами и ушами римлян среди местных. Короче говоря, окружающие ненавидели мытарей. В их глазах они были ворами, отступниками от веры отцов и предателями родины. Одним словом — фискал и доносчик. Итак, перед нами парадокс.

Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу. В чем же источник их силы? Все очень просто. В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

одна из тех притч, которые заканчиваются не так, как могли бы ожидать слушатели. А сегодня она посвящена поучительной притче о мытаре и фарисее. При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам. Во святом Евангелии Господь притчами наставляет нас на путь спасения, приуготовляет нас к Великому посту — времени воздержания и покаяния, а в нынешнюю неделю напоминает нам поучительную притчу о мытаре и фарисее. Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания Апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед соответствующей дню притчей из Евангелия от Луки?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий