Таким образом, общественное движение при Александре I было результатом недовольства населения и диссидентских группировок. Общественное движение при Александре I – 21 просмотр, продолжительность: 20:46 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Камала Хабибова в социальной сети Мой Мир. Деятельность общественного движения при Александре 1 привела к ряду значимых результатов, которые оказали влияние на развитие России в XIX веке. Главная» Новости» Общественные движения при александре 1 выступление декабристов кратко.
История России
Общественное движение при Александре 1: история, цели и влияние на Россию | Тема сегодняшнего урока «Общественное движение при Александре 1. Ужесточение режима» подробно описано развитие общественного движения в России. |
Ответы : Каковы особенности общественного движения при Александре Первом? | Зарождение организованного общественного движения При Александре I приобретает впервые организованные формы. |
Общественное движение при Александре 1 | Таким образом, общественное движение при Александре I было представлено такими наиболее заметными организациями, как «Союз спасения», «Союза благоденствия», «Южное» и «Северное» общества. |
§ 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в.
Когда правительство отказалось от реформирования государства, общественное движение при Александре 1 оказалось под угрозой. Общественное движение при Николае 1 состояло из консерваторов, либералов и радикалов. Главная» Новости» Конспект по истории 9 класс общественное движение при александре 1 выступление декабристов кратко. При Александре I в России впервые появилось организованное общественное движение. Общественные движения при Александре I, Восстание декабристов, Причины поражения, Последствия.
Общественное движение при Александре 1
При всей разнице между ними в их политике было много общего. Ни тот, ни другой не разрешили основные проблемы русской жизни: государственное устройство и крепостное право. Тем не менее следует рассмотреть первую и вторую четверть XIX столетия отдельно. Начало XIX века время вступления на престол Александра I - время оживления общественной мысли и общественной жизни страны. Ведущими вопросами времени, как указывает В. Ключевский, становятся: - социально-политический, заключавшийся в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; - кодификационный, заключавшийся в упорядочении нового законодательства; - педагогический, заключавшийся в руководстве, направлении и воспитании умов. Предыдущее столетие, особенно вторая его половина, было временем, когда в российском обществе возникло и стало развиваться стремление к просвещению и выработке самостоятельного мировоззрения. Как указывает А. Пыпин, в «обществе составился, наконец, довольно обширный слой людей, который представлял новые нравы и образованность в европейском духе. Это новое общество при Екатерине II размножилось отчасти под влиянием ея просветительских планов, отчасти уже независимо от них или даже наперекор ея намерениям, по собственной силе развития» Пыпин А. Интеллигенция была наиболее активным и сознательным элементом.
Эти здравомыслящие, передовые люди понимали необходимость двух коренных реформ - социальной и политической. Несомненно, новый император видел себя тем человеком, который решит эти задачи. Стремление Александра к преобразованиям и реформам в отечественной литературе часто трактовалось как «заигрывание с либерализмом», Ерошкин Н. И в первые годы своего царствования приблизительно до Тильзитского мира Александр действовал под влиянием своих идеальных воззрений, столько времени подавляемых и впервые вырвавшихся на свободу и вооруженных теперь всем могуществом русского самодержавия. Планы стоились грандиозные, но им не суждено было сбыться. Единственный важный результат первых лет нового царствования заключался в утверждении министерств, то есть замене коллегиального правления министерским. Манифестом 8 ноября 1802 года было учреждено и Министерство народного просвещения. На всех преобразовательных попытках начала прошлого века лежит печать робкой нерешительности: не было общего ответа на вопрос, как осуществлять реформы. Ключевский писал: «Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворить свободу и благоденствие, но не отдавал отчета, как это сделать» Ключевский В. Последние слова можно отнести и ко всем передовым просвещенным представителям русского общества того времени.
Кроме того, прогрессивные идеи встречали противодействие, как со стороны сановной бюрократии, считавшей, что их реализация ниспровергнет Россию в бездну с вершины, достигнутой ею в предыдущее царствование славы, так и основной массы помещиков, среди которых мысль об освобождении крестьян не была популярной. Общество начала XIX в. Представители первого: А. Пыпин, Попугаев - пропагандировали идеи буржуазной республики, выступали за отмену крепостного права, за установление гражданских свобод для всех сословий; представители другого -Е. Измайлов, Н. Карамзин, Д. Языков защищали идеи просвещенной монархии и в своих требованиях были близки к правительственному либерализму. Итак, мы видим, что «общество несомненно обнаруживало признаки самодеятельности и критического отношения к своей жизни» Пыпин А.
Alexanderdrozd1 27 апр. Igoruxa1 27 апр. Aliva055 27 апр. Розташування :.. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна.
Муравьевы-Апостолы всего около 200 человек. Выступали за отмену крепостничества, ограничение самодержавия, уравнение сословий, расширение прав личности. Поддерживали реформаторские начинания правительства, боролись с реакцией и аракчеевщиной путем обращения к властям и публикаций в прессе. Активно использовали возможности масонов. Считали необходимым реформирование общества мирным путем, через просвещение и действия власти. Способствовали увеличению общественного интереса к политике вообще и либеральным идеям. Либералы также существовали и легально — к их числу принадлежал тот же М. Сперанский и его сторонники. Дворянские революционеры «Союз спасения» 1816-1818 , Северное 1822-1825 и Южное 1821-1825 общества декабристов. Лидеры «Союза спасения»: А. Пестель, С. Трубецкой, М.
Оно впервые в истории России приобрело организованные формы. Первоначально основу деятельности участников возникших тогда кружков и организаций составляли либеральные идеи. Главной из них стало положение о приоритете личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным. Эта установка была принципиально новой для России, где испокон веков главными считались интересы общества и государства, а ценность личности человека самого по себе не признавалась. Однако в конце своего правления сама же императрица начала гонения на либералов, справедливо опасаясь за судьбы монархии в России. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. С другой стороны, либеральные реформаторские проекты самого царя Александра I, обсуждавшиеся всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков. Случилось так, что и правительство, и передовые круги общества втайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах. Тайные общества. Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии, возникновение таких обществ облегчалось тем, что многие молодые офицеры приобщились во время пребывания за границей к масонским организациям. Число их увеличилось и в России. К началу 20-х гг. Участие в масонстве давало сторонникам идей либерализма опыт, необходимый для создания и деятельности их собственных организаций. Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» 1816—1818 , принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества». Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А. Муравьев, а членами — С. Трубецкой, С. Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев, М. Лунин, П. Пестель, И. Пущин и др. Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству. Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» 1818—1821. Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей. Для этого предполагалось создавать просительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. Его члены стали пересматривать свои планы. На многие мысли наталкивали их известия об успешных военных переворотах в ряде стран Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен. В 1821—1822 гг. Тогда же были образованы и национальные тайные организации, например Патриотическое общество в Польше, Общество соединенных славян и др. Южное общество. Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южной управы был П. Южное общество состояло из трех частей. Центральное место среди них занимала «коренная управа» в Тульчине, которую возглавляли Пестель и А.
помагите пожалуйста по истории тема: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ 1 кратко и важное
Во главе северного общества в Петербурге первоначально стояли Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский, затем поэт К. В программе Северного общества «Конституции» , составленной Н. Муравьевым, предполагалась отмена самодержавной власти царя и крепостного права. Власть царя ограничивалась. Россия должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и двухпалатным Народным вечем. Страна превращалась в федерацию 14 держав и двух областей с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властью.
Чтобы избирать или быть избранным, надо было владеть значительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали землю - по две десятины на двор.
По программе, изложенной Н. Муравьевым в его "Конституции", Россия должна была отказаться от самодержавия и стать конституционной монархией. Также он заложил идею федеративного разделения России на 15 «держав».
Ограничивались права императора. Предусматривалась личная свобода крестьян, а также вводились гражданские права для каждого жителя России. Эти тезисы дают представление о том, чего добивалось общественное движение при Александре 1. Южное общество Это гражданское образование объединяло офицеров, проходивших службу на территории Украины. Руководитель Южного общества — герой Бородинского сражения, полковник П.
Под его руководством был создан проект Конституции России под названием "Русская правда", но с более радикальными, чем у Муравьева, тезисами. Так, Российская империя должна была стать республиканской страной, а не монархией. Управлять государством должен был верховный совет и народное вече. Крестьянам предоставлялась не только свобода, но и земельные наделы. Таким образом, отмена крепостничества и радикальные преобразования в государстве являлись основами, которые характеризовали общественное движение при Александре 1.
Таблица, иллюстрирующая краткие цели общественных организаций, представлена ниже.
Она предусматривала не постоянную реорганизацию государственных учреждений, а поиск способных и честных людей на важнейшие должности. Карамзин считал, что «50 умных губернаторов» обеспечат нормальную работу администрации на местах. Он также советовал собрать уже действующие законы и систематизировать их. Повышению авторитета монархии должна способствовать и деятельность православной церкви, поэтому автор «Записки» отмечал, что России нужны и «хорошие священники». Свой тезис об укреплении самодержавной власти Карамзин связывал с требованиями охраны прав и привилегий дворянства как важнейшей опоры власти.
Поэтому признавая, что крепостное право — это зло, историк считал, что его отмена избавит царя поддержки дворянства.
Автор свои стратегии и позицию считал единственно верным решением для развития политики не только для верховных форм правления, но также и для всей общественной совокупности. Даже в лингвистических кружках «Беседа любителей российской словесности» и «Арзамас», которые были весьма знамениты в 1810-х годах, их современники обсуждали гораздо более значимые вопросы, нежели рассуждения о русской словесности и языковых особенностях. Противоречия представителей консерватизма Так, столкновение «Арзамаса», в который входили сторонники позиции Карамзина, с «Беседой любителей российской словесности», чьим руководителем был Шишков, происходило в рассуждениях о приоритетной позиции личностных установок над словесными, либо бюрократическими их формами, совместно с правами граждан на выражение собственной позиции, а также с истинными, а не казенными формами патриотизма. Таким образом, смысл рассуждений сводился к выявлению особенностей подлинного просвещения, совместно с пониманием особенностей долга и чести граждан, что являлось объектом повышенной важности в теориях Карамзина. Несмотря на то, что Погодин и Шишков, выступая в качестве консерваторов разделяли мысли Карамзина, споры между ними велись весьма большие, это было обусловлено тем, что консерватизм, являясь идеологией и общественным движением с весьма размытыми гранями. Это характерно многим общественным движениям, однако для консерватизма, особенно с его выделенной атмосферой и программной широтой является первостепенным. Это является причиной того, что в первой четверти XIX века в рамках российского консерватизма активно развивались не всегда мирным путем различные направления в охранительных мыслях. Шишковым, совместно с М. П, Погодиным, который разделял его взгляды, русская монархия представлялась не в качестве гибкой системы, а в качестве уникального и мощного механизма, который опирается исключительно на свои, присущие только ему законы.
Согласно их взглядам, самодержавие было закреплено в качестве государственного лидера во многих веках не из-за того, что умело приспосабливаться к историческим происшествиям, а из-за того, что могло подчинять себе изменяющиеся обстоятельства. В сложные минуты для России, поддержанию ее дееспособности содействовала истинная государственная мощь: это характерно для Смутного времени XVII веков, совместно с периодом реформ Петра I и наполеоновской Францией Исходя из этого, в качестве целей для дальнейшего развития системы самодержавия Погодин и Шишков выделяли необходимость в том, чтобы это способствовало возрастанию мощи России, как государства. Замечание 3 Позиция и взгляды различных представителей консерватизма оказывали значительное воздействие на развитие самодержавных государств в период XIX века. Карамзиным не только отрицались возможности преобразований, но также он предупреждал трон о наступлении неизбежности перемен.
Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!
Россия — не исключение из общего правила. Она должна пройти те же стадии развития, что и Европа. Деятельность Петра I они оценивали положительно: именно он направил историческое развитие России по правильному пути, пути европеизации. Западники считали, что Россия сможет быстро преодолеть своё отставание от европейских стран.
В то же время наряду с достоинствами они видели и недостатки цивилизации: погоню за прибылью, нищету низших слоёв населения. Они надеялись, что Россия сможет избежать этих явлений. К достижениям европейской цивилизации западники относили защиту прав личности.
Много внимания западники уделяли представительным формам правления. Западники, как и славянофилы, выступали противниками революции. И те и другие надеялись осуществить преобразования мирным путём, путём реформ.
Западников и славянофилов объединяло негативное отношение к крепостному праву, произволу бюрократии, патриотизм, стремление к прогрессу и процветанию России. Почему и западников и славянофилов относят к либеральному течению русской общественной мысли? Зарождение русского социализма К 30-40-м гг.
Возникновение социалистических идей связано с утверждением в Европе капитализма. На ранних стадиях развития для капитализма были характерны безудержная погоня за прибылью, жёсткие формы эксплуатации рабочих. Всё это подтолкнуло к поиску нового общественного идеала, предполагающего создание справедливого общества: без богатых и бедных, с новым типом отношений между людьми, основанных на принципах солидарности, взаимной помощи, раскрытия способностей личности.
Вспомните, в каком учении нашёл своё воплощение такой общественный идеал. Назовите имена основных представителей этого течения. В России к социалистическим идеям одним из первых обратился А.
По своим убеждениям А. Герцен был сторонником республиканского образа правления и демократического устройства общества. В 1847 г.
Герцен уезжает в Европу и впоследствии переходит на положение политического эмигранта. Он стал свидетелем революции 1848 г. Наблюдения за жизнью Европы породили у него разочарование в западном буржуазном строе.
Перспектива построения на Западе социалистического общества отодвигалась. Возможность перехода России к социализму, минуя капитализм, Герцен видел в сохранении крестьянской общины с её коллективным трудом, уравнительным распределением земли, самоуправлением. Наличие в стране предпосылок для построения социализма не снимало, по мнению Герцена, задачи привнесения в Россию западных начал, например для создания условий развития личности и утверждения демократических форм правления.
Идеи А. Герцена способствовали возникновению такого общественного течения, как народничество. Зарождение консервативного течения в русской общественной мысли В России также постепенно формируется консервативное направление общественной мысли, представители которого выступали за сохранение основ существующего политического и социального строя.
Его «исконными началами» считались монархия, православная церковь, сословное деление, патриархальная семья, община, крепостное право. Одним из первых российских консерваторов был писатель, историк и общественный деятель второй половины XVIII в. Исправить положение можно, если сам государь будет следовать добродетели, и это, в свою очередь, положительно повлияет на подданных.
Представитель родовой знати, Щербатов выступал в защиту родовитого дворянства, стремился убедить власть в необходимости прекратить пополнение дворянства лицами из других сословий, поддерживал крепостное право. В первой половине XIX в. На материале российской истории он пытался обосновать необходимость самодержавной формы правления, считал, что именно эта форма в наибольшей степени соответствует российским условиям.
Карамзин настороженно относился к любым преобразованиям государственного или общественного устройства. По его мнению, они должны соответствовать сложившимся традициям, быть хорошо подготовленными. Однако приверженность существующим порядкам не мешала ему критиковать власти за имеющиеся недостатки.
Щербатов и Карамзин являлись сторонниками «просвещённой монархии». Распространение в обществе либеральных и революционных идей заставило правительство искать идеологическое противоядие. Таковым, по мнению министра народного просвещения С.
Уварова, должна была стать приверженность к «истинно охранительным началам»: «православию, самодержавию, народности ». При этом православие понималось как основа духовной жизни народа, его нравственных устоев, самодержавие — как единственно возможная в России форма правления, обеспечивающая процветание и могущество страны, народность — как символ единения царя и народа. Предложенная Уваровым триединая формула легла в основу идеологии николаевского царствования, получив название теории официальной народности.
Первая половина XIX в. Образованная элита общества вырабатывала и обсуждала различные варианты политического, социального и культурного развития страны либеральный, социалистический, самобытный. Впервые применить на практике разработанные идеи попытались декабристы.
Однако власть слабо прислушивалась к предостережениям, высказываемым русскими мыслителями, что способствовало её дальнейшему отчуждению от общества. Вопросы и задания Первую половину XIX в. Как вы понимаете значение этого термина?
Почему возникло освободительное движение?
Второе — в северной российской столице, Санкт-Петербурге. Душой этого общества были Н. Муравьев и поэт К. Декабристы не были шутниками. Со стороны их поведение и манера разговаривать могли показаться даже театральными. Однако никакой нарочитостью здесь и не пахло. Недаром Рылеев даже предельно заострил мысль, афористично заявив: «Я не поэт, а гражданин». Власти знали о зреющем заговоре и предпринимали определенные меры по его предупреждению. Например, в среду заговорщиков внедрялись агенты влияния и провокаторы.
Однако император Александр I, в целом, оставался довольно пассивен и лоялен по отношению к будущим деятелям 14 декабря, повторяя: «Не мне их судить».
Бестужев -Рюмин, П. Каховский и К. Рылеев были казнены; Свыше ста офицеров сосланы в Сибирь на каторгу и поселение; Многие офицеры разжалованы в солдаты и отправлены на Кавказ. Городницкий Слайд 11 Значение и последствия восстания декабристов Усилены меры противодействия возможным заговорам Осторожное проведение реформ Слайд 12 Задание урока Почему произошло выступление декабристов? Какие последствия для дальнейшей истории России оно имело? По теме: методические разработки, презентации и конспекты.
В 1818-м создаётся «Союз благоденствия», в руководстве которого остались те же офицеры, но в его ряды влилось уже 200 человек. Цель организации — просветительская деятельность, пропаганда реформ, формирование общественного мнения. У «Союза благоденствия» существовал устав — «Зелёная книга», где говорилось о необходимости ограничения самодержавия и отмене крепостного права с помощью бескровной революции. Организация просуществовала до 1821 года. К этому времени император отошёл от либеральных преобразований, поэтому нужны были особые методы конспирации и более радикальные способы достижения целей. Период реакции и формы протеста Второй период правления Александра I связан с именем графа Аракчеева и его военной реформой. Необходимость увеличения армии в период войны и её сокращения в мирные дни привела к идее создания военных поселений. Народ воспринял реформу негативно. Летом 1819 года произошло восстание в Чугуеве Украина из-за столкновения крестьян с поселенцами. А в октябре 1820 года восстали солдаты Семёновского полка, недовольные жестоким к себе обращением старших офицеров. В этих условиях из распустившего себя «Союза благоденствия» были созданы две тайные организации, которые стали планировать вооружённое восстание.
Общественные движения при Александре I. Восстание декабристов
Общественное движение при Александре I презентация, проект, конспект. Общественное движение при Александре I кратко и понятно – самое главное. "Восстание декабристов и общественные движения 1825 года" (ВИДЕОУЧЕБНИК | ). Общественное движение нарастает и приобретает организованные формы по окончании либеральных реформ Александра I – во второй половине его правления (1801–1825 гг. Просмотр содержимого документа «Общественные движения при Александре 1. Декабристы.».
Русское общество в правление Александра I. Общественная мысль
Общественные движения при Александре I, Восстание декабристов, Причины поражения, Последствия. Общественное движение при Александре I являлось важным фактором в совершенствовании образования, развитии культуры и благотворительной деятельности в России. Предлагаем вашему вниманию информацию об общественном движении в России при Александре 1 в виде таблицы. Однако император Александр I, в целом, оставался довольно пассивен и лоялен по отношению к будущим деятелям 14 декабря, повторяя: «Не мне их судить».