Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. Первая высадка человека на Луну произошла 26 июня 1969 года. Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. 14 сентября 1959 года советская межпланетная станция попала в Луну, став первым аппаратом, достигшим поверхности спутника Земли.
Николай Стариков
- Читайте также
- Содержание
- Мы в социальных сетях
- Поделиться
- «Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ
На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет
В ОКБ-1, сначала под руководством С. Королева , а после его смерти — В. Мишина , велась разработка тяжелой ракеты Н-1, которая должна была выводить на околоземную орбиту объекты весом около 75 тонн. Предполагалось, что на орбиту будут выведены большие блоки орбитальных станций, на которых будет возможно производить сборку межпланетных кораблей для полета на Марс или Венеру, а также должны была производиться сборка экспедиций на Луну — для полета туда и возвращения на Землю.
В 1965 году начался набор в «лунную группу» космонавтов, а в 1967 году она была полностью оформлена и космонавты начали тренировки по программе. В группу входили такие космонавты, как Леонов, Быковский, Рукавишников, Попович, Добровольский, Климук, и многие другие. Кто-то из космонавтов этой группы впоследствии совершил полет в космос по программе «Союз».
В конце 1968 года космонавты первой группы лунного проекта на Байконуре ожидали разрешения на полет на «Зонде-7» вокруг Луны, намеченный на 8 декабря 1968. Увы, этот полет не состоялся. Фото: Depositphotos В ходе испытаний добиться стабильной работы ракеты Н-1 не удалось, и, ввиду успеха американской лунной программы в начале 1970-х, а также цепи неудач с новым мощным носителем, пилотируемая программа по освоению Луны была закрыта.
В наше время человек снова собирается посетить Луну.
Процесс разработки посадочного модуля затянулся. Таким образом, американцам удалось первыми высадиться на Луну. СССР от таких планов отказался, и в 1976 году свернул беспилотную лунную программу.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на то, что США удалось покорить Луну, большая часть исследований Луны была проведена именно советскими учеными. Американцы вырвались вперед лишь на финальном этапе соревнований. Правда, после этого США заподозрили в фальсификации их достижений, однако рассматривать эти версии всерьез не стоит.
Быковский и Рукавишников поддерживали радиосвязь с Землей, вели фотографирование планеты, а при облете Луны — и ее поверхности. Благодаря тому, что переговоры космонавтов с Байконуром были перехвачены обсерваторией Джодрелл-Бэнк в Великобритании, о полете «Союза-3» узнали во всем мире. По замыслу Челомея, при старте от Луны к Земле кораблю не требовалось дополнительно включать двигатели — полет продолжался исключительно за счет использования лунной гравитации. При этом от космонавтов не требовалось гасить скорость на околоземной орбите, т. В ходе полета «Союза-3» возникла серьезная проблема из-за отказа датчика ориентации при облете Луны — пилотам пришлось в ручном режиме корректировать положение корабля, чтобы не повиснуть на окололунной орбите, но, тем не менее, миссия окончилась успешно — 30 декабря в 7:03 возвращаемый аппарат совершил посадку к северо-востоку от города Гурьев. Для советского руководства этот успех стал желанной возможностью продемонстрировать, что СССР по прежнему остается лидером в космосе. Валерий Быковский — командир корабля «Союз-3» Николай Рукавишников — бортинженер корабля «Союз-3» «Восход Земли» — фотография «Союза-3» Первая сверхтяжелая ракета Пилотируемый облет Луны стал для НАСА шоком — получалось, что полеты «Аполлонов» еще не начинались, а советы уже практически высадились на лунной поверхности, в связи с чем администрация президента Скрэнтона даже подумывала полностью отказаться от дорогостоящей космической программы.
По расчетам Вашингтона, уже в мае—июне 1968 года советский космонавт должен был высадится на Луну, однако прошел год, но никаких известий о высадке не было. Ни в 1967, ни в 1968 году СССР так и не отправил пилотируемую миссию на Луну, что дало американцам надежду на победу в гонке. Неверная оценка НАСА базировалась на, собственно, американской же лунной программе, согласно которой облет Луны никогда не был самостоятельной целью и лишь предварял высадку на ее поверхности. В то же время, в Советском Союзе над этими двумя задачами до 1966 года работали два различных коллектива, из-за чего на момент, когда облет Луны уже был осуществлен, высадке на нее еще только предстояло стать реальностью. Королёв приступил к разработке собственной ракеты-носителя Н-1 для лунной миссии примерно в одно время с Челомеем — летом 1960 года, однако практически сразу у него произошел конфликт с главный конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко, который вместе со своим ОКБ-456 перешел на сторону его конкурентов. Видя, что работы над Н-1 затягиваются, свои проекты ракеты для полета на Луну предложили так же Янгель и Челомей. Последний хотел на основе УР-500 создать сверхтяжелую ракету УР-700 с грузоподъемностью до 225 т, стоимость которой была значительно меньше, чем у королёвской Н-1.
Проект Челомея поддержал Глушко, пообещавший разработать двигатель для новой ракеты. Валентин Глушко — основоположник ракетного двигателестроения Глушко предложил в качестве топлива для нового двигателя РД-270, работы над которым начались 26 июня 1962 года, недавно синтезированный гептил [4] , работающий в паре с азотным тетроксидом АТ , благодаря чему такой двигатель был конструктивно проще других ЖРД [5]. Единственным его серьезным минусом была дороговизна компонентов топлива и их неэкологичность. Тем не менее, на стороне Челомея и Глушко на коллегии Минобщемаша выступил академик Келдыш, благодаря чему было получено добро на дальнейшую разработку двигателя РД-270, а, впоследствии, и ракеты УР-700. Задач подобного масштаба советская космонавтика до того еще не ставила — не смотря на то, что Челомей рассчитывал завершить проектирование ракеты-носителя за 4 года, после чего в 1965—1966 годах должны были состояться первые тестовые запуски, реально к моменту смерти Королёва проект так и не обрел материальное воплощение. Потребовалось сворачивание работ над ракетой Н-1, отмена запланированных запусков по программе «Восход» и объединение усилий сразу нескольких КБ, чтобы 27 июля 1967 года — вскоре после полета «Союза-1» — состоялся первый тестовый запуск прототипа будущего космического корабля ЛК-700. В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени.
Все три ступени ракеты сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту... Только четвертый и пятый запуски, осуществленные, соответственно, 2 января и 10 марта 1968 года, закончились облетом спутника и, не смотря на то, что один из возвращаемых аппаратов из-за сбоя в системе навигации был подорван, чтобы избежать попадания на территорию иностранного государства, были признаны успешными, после чего начались испытания лунного корабля с космонавтами на борту. Лунный корабль Челомея принципиально отличался от разрабатываемого в ОКБ-1 проекта корабля «Союз 7К-ЛОК» — если по замыслу Королёва космонавт на окололунной орбите должен был через открытый космос перебираться из кабины в спускаемый аппарат, который бы доставил его на поверхность Луны, а после возвращения на орбиту точно так же возвращаться на корабль, то ЛК-700 был рассчитан на старт непосредственно с поверхности Луны, в связи с чем его называли не «спускаемым» а «возвращаемым». Многим такое решение казалось чрезвычайно смелым, однако оно позволяло значительно снизить риск гибели космонавта. Ракета УР-700 7 мая «Союз-4» вышел на околоземную орбиту — фактически, это был уже совершенно иной по конструкции корабль, чем предыдущие «Союзы», однако из-за того, что они относились к одной серии ЛК, старое название продолжало использоваться. Его командиром был Владимир Комаров, для которого этот полет стал вторым в карьере, а бортинженером — Пётр Колодин. Полет продолжался 4 дня — космонавты успешно проверили работу всех систем, а Колодин дважды вышел в открытый космос, однако при посадке отказала автоматика и Комарову пришлось сажать корабль в ручном режиме.
По счастью, посадка прошла удачно — опыт Комарова позволил сохранить жизнь экипажу, не смотря на то, что «Союз-4» сел в нерасчетной точке. Успех миссии убедил Челомея в возможности переноса испытаний с околоземной орбиты на окололунную. Тестовые запуски в июне и июле показали надежность ракеты УР-700 — никаких внештатных ситуаций не наблюдалось и 10 сентября руководство решилось запустить в космос «Союз-5» с космонавтами Валентином Бондаренко и Ириной Соловьёвой, которая стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Полет, в ходе которого тестировался в том числе и скафандр для предстоящей лунной высадки «Кречет», продолжался 10 суток, после чего состоялась «генеральная репетиция» высадки. Челомею удалось доказать, что новая ракета отличается гораздо большей надежностью и мощностью по сравнению с предыдущими разработками — в результате Совет министров принял его предложение назначить первый пилотируемый полет на Луну корабля «Союз-7» на 2 апреля 1969 года. Первые люди на Луне Алексей Леонов выходит на лунную поверхность Старт состоялся в 10 часов 34 минут по московскому времени — все три ступени отработали в штатном режиме и уже на втором часу полета аппарат «Союз-7», разогнавшись до второй космической скорости, взял курс на Луну.
Армстронг, Олдрин и Коллинз все равно совершат полет на Аполлоне-11: Сатурн 5 на старте Нил Армстронг с товарищами идет к ракете Нил Армстронг с товарищами идет к ракете Орел совершает посадку на Луну Орел совершает посадку на Луну Но после посадки... Сигнала нет Сигнала нет И так несколько часов. Никаких сигналов с Луны.
Если случилась авария, и лунный модуль получил повреждение, шансов вернуться домой нет никаких. Орел все-таки сел на лунную поверхность. Сломана одна опора. Смогут ли они вернуться домой на Землю?
В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Луны
По версии «Человека на Луне», Нил Армстронг отправляется на Луну вовсе не из патриотических побуждений, но из-за переживаний о смерти дочери. Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Мы собрали сообщения советских СМИ о полёте на Луну. НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну? Следующая высадка человека на Луну в рамках разрабатываемой NASA программы «Артемида» состоится не ранее 2025 года — пока что новый лунный корабль «Орион» совершил один испытательный полет без экипажа на борту и готовится к первому пилотируемому облету.
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
21 декабря - Празднуем Три победы СССР в космосе (1966,1984 и 1989 годах) | Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. |
"Лунная гонка" СССР и США | 3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник. |
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России — 11.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ | Во время визита в СССР в 1959 году ему не стали объяснять, почему запущенная незадолго до того автоматическая межпланетная станция «Луна-1» не попала на поверхность Луны. |
Человечество вечно будет лететь на Луну: СССР начал первым | Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. |
История первого полета на Луну
Исторический визит первого человека на Луне в СССР начался вовсе не с Москвы. Почитать о жизни первого человека, оставившего свой след на Луне, можно в книге Джеймса Хансена, которому довелось пообщаться с астронавтом лично. Почитать о жизни первого человека, оставившего свой след на Луне, можно в книге Джеймса Хансена, которому довелось пообщаться с астронавтом лично. В Советском Союзе было 15 подобных поселков, которые являлись составными частями командно-измерительного комплекса дальней космической связи страны. А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался. Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны.
Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15»
Все это было сделано под руководством академика Виноградова. Конечно, и солнце под Симферополем было очень хорошее, и тени» Кандидатов в группу управления луноходом отбирали с мая 1968 года из числа молодых офицеров систем космической связи, причем медкомиссия у них была такая же как и у космонавтов. Оценивали физическое состояние, выносливость, долговременную и оперативную память, умение ориентироваться в пространстве, способность быстро переключать внимание и адаптироваться в неизвестных условиях. Позже подключили и более специализированные тесты: цветоощущение, адаптивность зрения, способность одновременно осмыслять много данных. Из 40 кандидатов отбор прошли всего 14 человек, из которых сформировали два экипажа, помимо водителя включавших в себя: командира, штурмана, бортинженера и оператора антенны. Экипажи должны были сменять друг друга каждые два часа, иначе у людей начинала падать концентрация внимания, что в такой ситуации считалось недопустимым. Поскольку первые луноходы в СССР и всё связанное с ними было окружено густой пеленой секретности, а в многолюдном Крыму совсем скрыть от любопытных глаз такой масштабный проект не удавалось, — в народе скоро поползли слухи, мол «для лунных аппаратов готовят отряд смертников, обратно на Землю ребята уже не вернутся». Эта байка была яркой, но не долгой — первый луноход 1970 года развеял её в пыль.
Интересный факт — при подборе кандидатов в операторы для дистанционного управления луноходом, одним из требований к водителям было полное отсутствие навыков вождения: от танков и тракторов, до машин и мотоциклов. Считалось, что земные рефлексы могут привести к ошибкам при езде в неземных условиях, да еще при использовании непривычных пультов управления с большой задержкой сигнала да, легионов геймеров пилотирующих все на свете с джойстика и при любых лагах в те годы еще не было. Акт 5: утаенный провал, опоздавший успех Создание и разработка лунохода шли чрезвычайно успешно. Но история не знает сослагательного наклонения. На 51 секунде полета перегрузки разорвали новый, толком не испытанный, аэродинамический обтекатель. Его обломки полетели вниз и пробили топливные баки ракеты, после чего, на 54 секунде полета, она взорвалась вместе с надеждами на громкую лунную победу. Полгода спустя американцы станут первыми на Луне, а о запуске «Лунохода-0» и его провале широкая публика узнает только в девяностые.
После этого спешить было уже некуда и к следующему запуску лунохода все узлы и системы как самой машины, так и ракеты-носителя были тщательно проверены и протестированы. Полет и приземление станции пройдут без осложнений и утром 17 ноября «Луноход-1» съедет на лунный грунт. За это время первый луноход в космосе проехал 10 540 метров, передал на Землю более 20 тысяч изображений, 200 панорамных снимков и 25 анализов лунного грунта. Помимо проведения научной работы, история лунохода содержит и «гусарский» эпизод. Дамы с восторгом приняли космический подарок экипажа, а международный женский день с тех пор можно считать и межпланетным. В сентябре 1971 года датчики показали, что произошла разгерметизация корпуса лунохода — температура внутри стала падать. К этому моменту стал заканчиваться и ресурс изотопного источника тепла, обогревавшего внутренние системы и научное оборудование машины.
Дальнейшие попытки установить контакт ни к чему не привели и 4 октября было официально объявлено о успешном завершении миссии и полном выполнении научной программы «Лунохода-1». Примерно полтора года спустя, 15 января 1973 года, на Луну успешно приземлится межпланетная станция «Луна-21» с «Луноходом-2» на борту.
Уже гости приехали, нельзя отменять. Ослепительно красивая невеста в подвенечном платье отвернулась от матери, смахнула слезу — и отправилась в церковь. Дома, после венчания, ее ждал неприятный сюрприз. В миске с пшеном, которым должны были осыпать новобрачных, сидела мышь и нагло грызла зерно!
Так и вышло. Мария Москаленко, старшая дочь не слишком богатого, но вполне по провинциальным меркам респектабельного купца из небольшого города Нежина, не была счастлива с мужем, бедным учителем словесности Павлом Королевым. Маша вообще не хотела замуж. Она была на 11 лет моложе 28-летнего супруга, едва окончила гимназию, мечтала учиться дальше, поступить на Высшие женские курсы. Но пришлось стать хозяйкой дома и матерью. Она родила в 19 лет, но нельзя сказать, что сразу прониклась счастьем материнства.
И уж тем более едва ли молодая женщина из украинской глубинки, несчастливая в замужестве, но с большими амбициями, могла предположить, что родила человека, который навсегда изменит мир. Ее сыну Сереже будет суждено стать основателем мировой космонавтики. Человеком, который запустит первую ракету в стране, придумает, как вывести на земную орбиту спутник, а потом и вовсе пошлет туда космонавта Он станет героем, которого дважды признают достойным Нобелевской премии, но из-за причуд советской власти он ее так и не получит. Зато станет двигателем прогресса, без которого современный мир не был бы таким удобным и технологичным, как сейчас. Все это — о великом конструкторе Сергее Королеве. А пока это маленький пытливый мальчик, которого воспитывает дедушка.
Почему дедушка? Дело в том, что после рождения Сережи семья Королевых перебралась в Киев. Мать все же поступила на Высшие женские курсы, а вот жизнь с мужем не задалась. В семье начался развод, а Сережу отправили к дедушке с бабушкой в Нежин. У деда мальчику жилось хорошо. Он учился читать и писать, мать часто навещала его, дядя Василий, приезжая на каникулы, учил племянника фотографировать и кататься на велосипеде.
Именно здесь, в Нежине, произошло грандиозное событие, которое предопределило будущее Сергея. Не случись его — кто знает, как развивалась бы мировая космонавтика. В маленьком Нежине большой праздник. Чудак Сергей Уточкин , молва о котором шла по всей Российской империи, собирался совершить немыслимое для жителей провинциального городка: взмыть в нежинское небо на огромной железной птице — аэроплане. Масштаб мероприятия был грандиозен. Нежин был увешан объявлениями, зазывающими всего за один рубль узреть чудо техники.
Посмотреть на полет Уточкина сбежался весь город. Ярмарочная площадь была до отказа забита народом, а безбилетники с утра занимали места на деревьях и столбах вблизи центра города. В ярмарочной толпе на плечах у Николая Яковлевича сидел четырехлетний Сережа Королев. Он во все глаза глядел, как солдаты приводят в действие огромную громыхающую машину, держат ее за хвост и крылья, чтобы она не взлетела раньше времени, как пилот натягивает шлем и запрыгивает в плетеное кресло. И вот наконец самолет разгоняется, отрывается от земли и летит. Это ли не фантастика?
Маленький Сережа был потрясен: на его глазах сказочный ковер-самолет стал реальностью Наталия Королеваиз воспоминаний В истории энтузиаст и первооткрыватель авиатор Сергей Уточкин останется скорее чудаком, чем гением. Но его полет навсегда впечатлил маленького мальчика. Через 50 лет Королев первым в мире сможет отправить человека в космос. Человек, опережающий время После полета Уточкина Сережа Королев буквально грезил небом. А вернее — тем, как его покорить. Коренастый пятнадцатилетний подросток часто крутился у ограды одесской базы самолетов-гидропланов — «летающих лодок», как их тогда называли.
Иногда летом он вплавь добирался до аэродромной акватории — один или с друзьями. Конечно, охрана и техники не могли его не заметить. Оказалось, Сергей не только мечтает о полетах, но и умеет работать руками — плотничать, столярничать. В Одессу Сергей переехал вместе с матерью и ее вторым мужем Григорием Баланиным — инженером, кандидатом технических наук, окончившим три института. Баланин стал для Сергея прекрасным отчимом и поддерживал его увлечения. Именно благодаря ему Королев выбрал свою профессию и смог успешно изучать физику, математику, технику в непростые послереволюционные годы.
Планерных школ было бесчисленное множество, они имелись в каждой провинции. Прошло всего 20 лет после испытания первых летательных аппаратов, и молодые люди молодой страны объединялись в кружки, где мастерили безмоторные самолеты. И, конечно, Сергей в него сразу же вступил. К 17 годам у Королева уже был опыт полета на гидроплане, что давало ему преимущество. Юноша выступал перед рабочими с лекциями об авиации и планеризме, руководил заводскими планерными кружками, больше того — в 17 лет он спроектировал безмоторный самолет К-5. Королев защитил его перед государственной комиссией и впоследствии его рекомендовали к постройке.
У Сергея была мечта: представить свой планер широкой публике. В то время главной целью для увлеченных планерным спортом энтузиастов стали Всесоюзные состязания в Коктебеле. Туда съезжался весь цвет нарождавшейся советской авиации. Сергей очень стремился на эти соревнования, но получилось это далеко не сразу. Поступив 1924 году в Киевский университет конечно же, на авиационное отделение , он делал все для того, чтобы приблизиться к мечте. Спустя два года вместе с родителями Королев перебирается в Москву.
Отчим с матерью получили там квартиру, а Сергей — новые возможности. Он перевелся на аэромеханический факультет будущей Бауманки, тогда — Московского высшего технического училища, где преподавал легендарный Андрей Туполев. Было понятно, что Королев — незаурядный студент, он сильно выделялся на фоне остальных. Молодой человек был очень целеустремленным и деятельным. За годы студенчества он научился летать на самолете, получил диплом летчика, поучаствовал в организации первой в стране планерной школы, сам ее окончил и стал инструктором и испытателем планеров Еще он занимался в аэродинамическом кружке имени Жуковского , где разрабатывал планеры и легкие самолеты. В заветный Коктебель он все-таки попал, причем в прямом смысле слова при потрясающих обстоятельствах.
Летом 1927 года в Крыму случилось землетрясение, очаг которого располагался под морским дном южнее Ялты. Королев жил в одноэтажном кирпичном доме и не пострадал, но первые планерные состязания запомнились ему надолго. Историки авиации отмечают, что Королев с молодых лет смотрел гораздо дальше, чем другие авиаконструкторы, он как будто опережал время и ставил себе самые амбициозные задачи. Его испытывал не кто-нибудь, а знаменитый летчик Константин Арцеулов, внук художника Ивана Айвазовского. Арцеулов в то время был звездой, пионером отечественного планеризма, который придумал, как выводить самолеты из штопора, и сам опробовал эту технику. Знаменитый летчик дал планеру Королева высокую оценку, после чего вдохновленный молодой конструктор установил в Коктебеле личный рекорд: парил на своем планере 4 часа 19 минут, что было очень впечатляющим результатом для летчика без большого опыта.
Королев невероятно доволен. Он пишет матери из Крыма: «Все идет прекрасно, даже лучше, чем я думал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть что-то навстречу ветру, обнимающему мое лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах». И как-то не верится, что такой тяжелый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда — самому летать на своей же машине?! Сергей Королевиз письма матери Ради этого можно забыть все: и бессонные ночи, и дни работы без передышки, констатирует молодой Королев.
В молодости проявляется качество Королева, которое станет его преимуществом. Он никогда не зацикливался на своем успехе, не останавливался: не успевал он воплотить один проект, как уже был готов второй, причем еще более амбициозный. Уже на следующий год он конструирует планер-сенсацию и называет его первыми буквами своего имени — СК-3. Его запомнят как «Красную звезду» — в честь одноименной газеты. СК-3 был уникальным для своего времени летательным аппаратом: на планере Королева можно было не только парить, но и выполнять фигуры высшего пилотажа. Впервые Королев проявил себя как настоящий инноватор.
За это время было совершено 460 оборотов вокруг Луны и произошло 219 сеансов радиосвязи спутника с Землей, во время которых была получена информация о гравитационном и магнитном полях Луны, магнитном шлейфе Земли, а также некоторые данные о химическом составе и радиоактивности поверхностных пород Луны. Она закончила активное существование ввиду исчерпания заряда химических батарей, поскольку не была оборудована солнечными батареями.
Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем.
Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров.
После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту.
По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно.
На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет
По версии «Человека на Луне», Нил Армстронг отправляется на Луну вовсе не из патриотических побуждений, но из-за переживаний о смерти дочери. Первым из корабля в открытый космос вышел советский летчик-космонавт Алексей Леонов, а первой в мире женщиной-космонавтом оказалась Валентина Терешкова. СССР первым запустил на околоземную орбиту искусственный спутник, отправил человека в космос, отправил космический аппарат в облет Луны, впервые получив снимки обратной стороны спутника. Советская хроника: В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту! На долгом пути человека к звездам ровно 57 лет назад произошло событие — мало заметное, но очень значимое — советская автономная межпланетная станция «Луна — 1» первой из земных космических аппаратов достигла «окрестностей» Луны. Мы собрали сообщения советских СМИ о полёте на Луну.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Руководители программы сообщили, что полёт проходит более успешно, чем предыдущие. Старт РН Сатурн-5 с «Аполлоном-11». Фото: Public Domain После разделения основного блока и лунной кабины оба аппарата ещё некоторое время летели рядом. Коллинз внимательно осмотрел кабину и сообщил, что замечаний у него нет. После этого включил двигатель и отошёл подальше от лунного модуля. Сначала спуск шёл в автоматическом варианте, потом Армстронг взял управление на себя: «Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки.
Кроме того, если не будет полностью погашена горизонтальная скорость, то кабина может зацепиться за что-нибудь на грунте и опрокинуться». Бортовая вычислительная машина работала с перегрузкой, постоянно горел аварийный сигнал, но наземный оператор просил не обращать на него внимания. Решение командира о переходе на полуавтоматическое управление было одобрено. Автомат вёл кабину в кратер. Позже Армстронг признается: «Учёные плясали бы от радости, если бы мы сели в кратер.
Но я вспомнил правила лётчиков-испытателей, что в случае сомнений в возможности успешной посадки всегда лучше тянуть дальше, что я и сделал». Время посадки: 20 июля 1969 г. Лунный модуль «Орёл» на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем «Колумбия». Фото: Public Domain Прогулка по Луне После посадки три минуты Армстронг и Олдрин, а также «Земля» ждали чего-нибудь необычного, чтобы сразу же стартовать к орбитальному модулю. Стояла настороженная тишина.
А потом пришёл приказ с Земли: остаться на Луне на два часа, до той поры, пока орбитальный модуль вновь не появится над ними. Всё шло штатно. Ничего необычного не происходило, хотя… само пребывание на Луне уже было чистой фантастикой! Астронавты попросили разрешения не отдыхать, как предусматривала программа полёта, а сразу выйти на Луну. Нейл позже вспоминал: «После прилунения я решил, что сказать: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества».
Не припоминаю каких-то особых чувств, которые испытывал в этот момент, кроме того, что старался быть осторожным, хотел убедиться, что ступить на эту поверхность безопасно. Из лунной кабины небо казалось чёрным, а сама Луна была освещена дневным светом. Свет на Луне обладает какой-то странной способностью изменять естественные цвета предметов. Если смотреть вдоль своей тени или против Солнца, поверхность коричневатая. Если Солнце сбоку, она более тёмная и кажется очень-очень тёмной, когда смотришь на Луну прямо вниз, особенно в тени.
В руках лунная почва выглядит тоже тёмной — серой или чёрной. Структура лунной почвы мелкозернистая, почти как у муки, но в ней есть и более крупные частицы, наподобие песка. Попадаются, конечно, и камни, и осколки камней разных размеров. На Луне мы походили на пятилетних мальчишек в кондитерской лавке. Фото: Public Domain Продолжает Эдвин Олдрин: «Находясь на поверхности Луны, мы не ощущали никаких запахов ни в скафандрах, ни в гермошлемах.
Вернувшись в кабину и сняв шлем, я уловил отчётливый запах лунного грунта, едкий, как запах пороха. Мы занесли в кабину довольно много лунной пыли на скафандрах, башмаках и на конвейере, при помощи которого переправляли внутрь ящики и оборудование. Запах её мы почувствовали сразу… Сейчас мне трудно сказать, что я думал о значении этого полёта. Человеку судьбой было предназначено рано или поздно высадиться на Луне. Этот вызов стоял перед ним с тех пор, как человек впервые взглянул на Луну, и он неизбежно должен был принять его».
При ходьбе по поверхности Луны астронавты наклонялись вперёд. Это объясняется перевешиванием наспинного ранца системы жизнеобеспечения. Грунт был довольно скользким, особенно в тех местах, где тонкий пылевидный слой прикрывал камни. Эдвин Олдрин у сейсмометра. Фото: Public Domain После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные больше предметы в мешок, разгерметизировали кабину, открыли люк и выбросили мешок.
Телекамера зафиксировала этот момент. Астронавты пообедали и легли спать.
В 1957 году как громом среди ясного неба прозвучало для американцев известие об успешном запуске советского ИСЗ. Эта сфера деятельности была изъята из ведения Пентагона. Для неё в 1958 году была создана особая структура — Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства НАСА при федеральном правительстве США. Под его началом работали 2 тысячи сотрудников затем больше , сосредоточенные в 30 отделах. Все начальники отделов первоначально были немцами — бывшими сотрудниками Брауна по программе V-2. Но венцом всей жизни Вернера фон Брауна стали его ракета «Сатурн-5» и программа «Аполлон». На пути к Луне 1961 год ознаменовался новым триумфом советской науки и техники. Первый официально считаемый таковым американский астронавт Алан Бартлет Шепард впоследствии побывавший на Луне пробыл в космосе лишь 15 минут и совершил приводнение в Атлантическом океане всего в 300 милях от места старта на мысе Канаверал.
Космической скорости его КК так и не достиг. Следующий четвертьчасовой суборбитальный полёт «Меркурия» астронавт Вирджил И. Гриссом состоялся 21 июля 1961 года. Как бы в издёвку 6-7 августа состоялся второй полноценный орбитальный полёт советского КК. Космонавт Герман Титов на «Востоке-2» пробыл в космосе 25 ч 18 мин, совершив за это время 17 оборотов вокруг Земли. Первый нормальный орбитальный полёт у американцев получился только 20 февраля 1962 года астронавт Джон Х. Гленн благодаря новой, более мощной РН «Атлас». КК «Меркурий» совершил всего 3 оборота вокруг Земли, пробыв на орбите менее пяти часов. В 1961 году президент США Джон Кеннеди провозгласил своего рода «национальный проект», призванный покончить с отставанием США от СССР в космической области и преодолеть возникший у американцев комплекс неполноценности. Он пообещал, что американцы раньше русских высадятся на Луну и произойдёт это ещё до конца 1960-х гг.
Отныне любые программы пилотируемых космических полётов в США следующим стал проект «Джемини» были подчинены одной цели — подготовке высадки на Луну. Так был дан старт проекту «Аполлон». Правда, Кеннеди не довелось дожить до его осуществления. Высадка на Луну требовала решения двух сложнейших технических задач. Первая — маневрирование, расстыковка и стыковка модулей КК на околоземной и окололунной орбитах. Гриссом и Джон У. Янг 23 марта 1965 года совершил первый манёвр в космосе с помощью ручного управления. В июне 1965 года астронавт Эдуард Х. Уайт покинул «Джемини-4» и пробыл в открытом космосе 21 минуту тремя месяцами раньше наш Алексей Леонов — 10 минут. В августе 1965 года экипаж «Джемини-5» Л.
Гордон Купер и Чарльз Конрад установил новый мировой рекорд продолжительности орбитального полёта — 191 час. Для сравнения: в то время советский рекорд продолжительности орбитального полёта, установленный в 1963 году пилотом «Востока-5» Валерием Быковским, составлял 119 часов. Ловелл совершил за 330 с половиной часов 206 витков по околоземной орбите! В ходе этого полёта было осуществлено сближение с «Джемини-6А» Уолтер М. Ширра и Томас П. Стаффорд на расстояние менее двух метров! Наконец, в марте 1966 года экипаж «Джемини-8» Нейл А. Армстронг и Дэвид Р. Скотт совершил первую стыковку на орбите с беспилотным модулем «Аджена». Первые КК серии «Аполлон» были беспилотными.
На них в автоматическом режиме отрабатывались элементы полёта на Луну. На «Аполлоне-5» в феврале 1968 года на орбите ИСЗ в беспилотном режиме имитировались разные режимы работы лунного модуля. Стартовый вес РН составлял 3000 тонн, из которых 2000 тонн — вес топлива первой ступени. Вес второй ступени — 500 тонн. Третья ступень придавала КК, состоящему из орбитального отсека с маршевым двигателем и лунной кабины, разделённой на посадочную и взлётную ступени, вторую космическую скорость. На космодроме вся эта конструкция вздымалась на высоту 110 м. Первый пилотируемый полёт по программе «Аполлон» состоялся в октябре 1968 года. Ширра — первым из людей трижды слетал в космос, Донн Ф. Эйзел, Р. Уолтер Каннингэм совершил 163 оборота вокруг Земли продолжительностью 260 часов, что превышало расчётный при полёте к Луне и обратно.
Ловелл, для которого это был третий космический полёт, и Уильям А. Андерс отправился в первый в истории пилотируемый полёт к Луне. Вообще-то, сначала планировалась отработка экипажем всех элементов полёта к Луне на орбите ИСЗ, но лунный спускаемый аппарат лунная кабина ещё не был готов. Поэтому было решено сначала совершить облёт Луны на орбитальном модуле. По некоторым сведениям, именно этот полёт стал решающим в замораживании руководством СССР собственной лунной программы: стало очевидным теперь уже наше отставание от американцев. Экипаж «Аполлона-9» Джемс А. Макдивитт, Дэвид Р. Скотт, Рассел Л. Швейкарт в марте 1969 года совершил на околоземной орбите все манёвры, связанные с расстыковкой и стыковкой модулей, переходом астронавтов из одного отсека в другой через герметичный стык без выхода в космос. А «Аполлон-10» Томас П.
Стаффорд и Джон У. Янг — для обоих это был третий полёт в космос, Юджин А. Сернан в мае 1969 года выполнил всё то же самое, но уже на окололунной орбите! Орбитальный командный отсек совершил 31 оборот вокруг Луны. Лунная кабина, отстыковавшись, выполнила вокруг Луны два самостоятельных оборота, спустившись до высоты 15 км над поверхностью спутника! В общем, были выполнены все этапы полёта на Луну, кроме, собственно, высадки на неё. Первые люди на Луне «Аполлон-11» командир корабля — Нейл Алден Армстронг, пилот лунного модуля — Эдвин Юджин Олдрин, пилот орбитального модуля — Майкл Коллинз; для всех троих это был второй полёт в космос стартовал с мыса Канаверал 16 июля 1969 года. После проверки бортовых систем, в течение полутора витков по околоземной орбите, была включена третья ступень и КК вышел на траекторию полёта к Луне. Этот путь занял порядка трёх суток. Конструкция «Аполлона» требовала одного серьёзного манёвра в ходе полёта.
Орбитальный модуль, состыкованный с лунной кабиной своей хвостовой частью, где располагался маршевый двигатель, был отстыкован, совершил разворот на 180 градусов и пристыкован к лунной кабине носовой частью. После чего от перестроенного таким образом КК была отделена отработавшая третья ступень. По той же схеме проходили и остальные шесть полётов на Луну. При подлёте к Луне астронавты включили маршевый двигатель орбитального командного модуля для торможения и перехода на окололунную орбиту. Затем Армстронг и Олдрин перебрались в лунный модуль, который вскоре был отстыкован от орбитального отсека и вышел на самостоятельную орбиту искусственного спутника Луны, выбирая место для посадки. Через шесть с половиной часов, после облачения в скафандры и разгерметизации лунного отсека, Нейл Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны. Именно тогда он и сказал свою знаменитую фразу. Прямая телевизионная трансляция с поверхности Луны велась на сотни государств мира. За ней наблюдали 600 миллионов человек из тогдашнего населения планеты в 3,5 млрд. СССР это событие проигнорировал.
Поскольку небо чёрное, можно было вообразить, что находишься на усыпанной песком спортивной площадке ночью, под лучами прожекторов. Ни звёзд, ни планет, за исключением Земли, не было видно», — описывал свои впечатления Армстронг. Примерно то же он сказал в телекамеру и вскоре после выхода на поверхность: «Словно высокогорная пустыня в Соединённых Штатах. Неповторимая красота! В грунт я погружаюсь всего на какую-то одну восьмую дюйма, но я вижу следы моих ног». Когда Олдрин вставлял в грунт шест, ему казалось, что шест входил во что-то сырое». Впоследствии эти «земные» сравнения стали использоваться скептиками для подтверждения мысли, будто астронавты не были на Луне.
Станция также имела названия «Луна-1D» и «Мечта». Для достижения второй космической скорости ракета-носитель была снабжена третьей ступенью блок «Е» , с двигателем РД0105, созданным на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» Воронеж. Через сутки, 3 января в 3 часа 56 минут и 20 секунд, на расстоянии 119 500 км от Земли «Луна-1» «превратилась» в искусственную комету, выпустив из специального контейнера натриевое облако. Эту искусственную комету видели люди во многих странах.
Американцы завершили свою лунную программу в конце 1972 года в рамках миссии «Аполлон-17». СССР в тот период преследовала полоса неудач. Ракет «Н-1» оказалась ненадежной, поэтому все время терпела аварии. Процесс разработки посадочного модуля затянулся. Таким образом, американцам удалось первыми высадиться на Луну. СССР от таких планов отказался, и в 1976 году свернул беспилотную лунную программу. В заключение стоит отметить, что, несмотря на то, что США удалось покорить Луну, большая часть исследований Луны была проведена именно советскими учеными.
54 года назад первый человек ступил на поверхность Луны
Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Хотя американцы вошли в историю как первые люди на Луне, первую успешную посадку космического аппарата на спутник Земли осуществил СССР. По версии «Человека на Луне», Нил Армстронг отправляется на Луну вовсе не из патриотических побуждений, но из-за переживаний о смерти дочери. Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. Почитать о жизни первого человека, оставившего свой след на Луне, можно в книге Джеймса Хансена, которому довелось пообщаться с астронавтом лично. 2 января 1959 года Советским Союзом был осуществлен запуск первой автоматической межпланетной станции Луна-1.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1. Мы собрали сообщения советских СМИ о полёте на Луну. Первая высадка человека на Луну произошла 26 июня 1969 года. Советская лунная программа зарождалась в условиях космической гонки между СССР и США. В то время как Соединенные Штаты развивали программу "Аполлон" по высадке человека на Луну, Советский Союз воплощал собственную программу по освоению спутника.
Первый и последний на далекой Луне
Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования. После этого планируются регулярные миссии на Луну и развертывание там постоянной базы. Правда, если в программе СССР их должно было быть несколько, то сейчас РФ рассматривает только одну и развернуть ее планирует к 2035 году. Во время регулярных миссий на поверхности естественного спутника Земли будут размещены "ретрансляторы, энергетические модули, роботизированные системы", говорится в материалах, представленных ЦНИИмаш. Еще одна инициатива Роскосмоса, которая необходима для обеспечения работы обитаемых баз, — своеобразный симбиоз советского "парома" и "челнока" — лунный лифт. Как пояснил ранее генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин, это будет аппарат, который отделяется от корабля, находящегося на лунной орбите, обеспечивает безопасную мягкую посадку, а по окончании миссии взлетает с поверхности, выходя на орбиту Луны, производит стыковку с кораблем, разгон и отрыв от орбиты Луны и возвращение на Землю. Также российские ученые предлагают в конце 2020-х — начале 2030-х годов начать строительство на Луне астрофизических обсерваторий. В апреле 2019 года Рогозин предположил, что наилучшим местом для размещения научной базы является обратная сторона Луны, поскольку "там полный ноль индустриальных шумов". Как следует из опубликованных на сайте госкорпорации материалов, Советский Союз также собирался размещать научную базу на естественном спутнике Земли. В этот раз вести освоение Луны РФ собирается не одна.
В конце июля генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин отметил, что Россия будет вести освоение Луны и строительство научной базы на естественном спутнике Земли вместе с Китаем. Можно отписаться в любой момент.
И сначала действительно все шло по плану: пятитонная советская станция в то время они были очень громоздкие подлетела к Луне 17 июля, на три дня раньше конкурентов, и вышла на около лунную орбиту. Однако тут началось непредвиденное. По каким-то причинам, космический аппарат задержался на орбите Луны до самого прилета «Аполонна-11». Есть несколько версий: от неполадок на борту до гравитационного поля Луны и ее поверхности, которые были плохо еще изучено, и СССР все это время делали срочные расчеты для наилучшего приземления. Аполлон-11, Базз Олдрин у экрана коллектора солнечного ветра NASA Но даже после того, как астронавты приземлились, советские контроллеры продолжали терять время на вычисления. К тому моменту, когда американцы уже шли по Луне и собирали лунный грунт, «Луна-15» облетела спутник 52 раза. За два часа до старта «Аполонна-11» с Луны, советское руководство решило: сейчас или никогда. И отдало приказ приземляться. Реальная драма За всей этой драмой следили британские ученые из обсерватории Джодрелл-Бэнк. Они слушали переговоры сразу двух миссий — американской и советской — при помощи радиотелескопа.
Источник: Русская семерка Однако когда в середине 1960-х годов СССР официально вступил в «лунную гонку», Н-1 решили сделать носителем для экспедиционного космического корабля ЛЗ, который должен был доставить человека на поверхность Луны. Но и здесь ничего не вышло. В ракете и ее оборудовании обнаружились серьезные проблемы: разворачивающий момент, сильная вибрация, гидродинамический удар во время включения всех 32 двигателей и отсутствие синхронной работы между ними, электрические помехи, и другие неучтенные эффекты. Поэтому все запуски оказались неудачными. В итоге, в июне 1974 года работы по комплексу Н1-ЛЗ были прекращены. Это означало конец всей пилотируемой части программы. За лунным грунтом Несмотря на это беспилотные полеты все равно продолжались. Новой задачей для автоматических межпланетных станций «Луна» стала посадка на поверхность планеты.
Будущий герой обошел 250 кандидатов. Совсем скоро перед ним поставят задачу успешного прилунения. В тот момент вопрос о том, кто первый окажется на поверхности Луны, речи не шло. Иная ситуация состояла в большой политике. В 1963-м Джон Кеннеди предложил стране советов участие в совместной пилотируемой программе. Старт «Аполлона-11» 16 июля 1969-го собрал более 300 тысяч зрителей на автомобилях около мыса Канаверал. Трансляция запуска космического корабля велась в 36 странах, кроме СССР. Кстати, советский посол в США получил приглашение на запуск, но вежливо его отклонил. Изначально на поверхность Луны должен был выйти не капитан, а пилот. Однако тренировки показали, что «Аполлон-11» слишком тесен, чтобы Базз Олдрин смог беспрепятственно выйти наружу. В этом ему мешали скафандр и портативный ранец. Лишнее движение было чревато внештатными ситуациями. По этой причине на лунную поверхность спустился именно Нил Армстронг. Изначально спуститься на Луну должен был Базз Олдрин. На Землю Нил Армстронг приземлился национальным героем. От чего умер Нил Армстронг?