Так что, спасти Пушкина в 1837 году было абсолютно невозможным.
Дуэль и смерть Пушкина
Одновременно он продолжает писать. В 1933 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Это звание обычно давалось юношам, а поэту было уже тридцать пять лет. Пушкин был глубоко оскорблен.
Титул позволял поэту и Наталье Гончаровой присутствовать на императорских балах — именно этого и добивался Николай I, питающий симпатию к молодой красавице. В это время Александр Сергеевич безуспешно пытался обеспечить себе доход. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина.
Однако прибыли его проекты не принесли, а долг перед казной все возрастал. Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка». Она создавалась параллельно с «Историей Пугачева» и была закончена в лицейскую годовщину, 19 октября 1836 года.
Других поводов для радости у Александра Сергеевича в этот год не было.
Из воспоминаний Петра Вяземского: «Прощаясь с детьми, перекрестил он их. С женою прощался несколько раз и всегда говорил ей с нежностью и любовью. С нами прощался он посреди ужасных мучений и судорожных движений, но духом бодрым и с нежностью. У меня крепко пожал он руку и сказал: «Прости, будь счастлив! Мы за нею послали.
Группа светских бездельников занималась тогда рассылкой анонимных писем мужьям-рогоносцам - так шутливо называли мужей, чьи жены изменяли им. Пушкин получил по почте три экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и жены.
Такое же письмо получили в тот день в двойных конвертах, для передачи Пушкину, семь - восемь его друзей и знакомых. Текст всех этих писем был одинаков: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Нарышкина, единогласно избрали г-на Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. На другой день после получения письма, 5 ноября, Пушкин послал вызов Дантесу, считая его виновником нанесенной ему обиды. В тот же день к нему явился приемный отец Дантеса, барон Геккерен, с просьбой отсрочить дуэль на 24 часа, а на следующий день был у него снова и просил об отсрочке уже на две недели. Пушкин оставался непоколебимым, но, тронутый слезами и волнением Геккерена, согласился. Но через несколько дней выяснилось, что еще до вызова на дуэль Дантес намеревался жениться на сестре Натальи Гончаровой Екатерине Гончаровой.
Это новое обстоятельство Дантес и Геккерен довели до сведения Пушкина, но он считал его невероятным. Всем было известно, что Екатерина Гончарова влюблена в Дантеса, но тот был увлечен ее сестрой, женой Пушкина. Геккерен содействовал усилиям друзей Пушкина отстранить дуэль, но Пушкин увидел в этом трусливое стремление Дантеса вообще уклониться от поединка. Такой образ действий был ему противен, он афишировал низость Дантеса и ни на какие компромиссы не шел. Геккерен между тем стал настаивать на необходимости встречи Пушкина с Дантесом, чтобы выяснить, не расценивается ли желание Дантеса жениться на сестре жены Пушкина трусливой попыткой избежать дуэли. Пушкин, однако, от встречи с Дантесом отказался. Ни на какие объяснения не соглашайтесь! Он говорил резко, был настроен решительно, и Соллогуб так объяснил впоследствии его поведение: «Он в лице Дантеса искал или смерти, или расправы с целым светским обществом».
Однако обстоятельства сложились так, что Пушкин вынужден был отказаться от дуэли. Но Дантес требовал, чтобы Пушкин письменно сообщил причины отказа, не касаясь при этом его намерения жениться на Екатерине Гончаровой. Пушкин написал письмо, удовлетворившее секунданта Дантеса, и вопрос о дуэли отпал. Дантес полагал, что после этого он будет иметь возможность бывать у Пушкина и встречаться с Натальей Николаевной. Напрасно, - запальчиво сказал Пушкин. Никогда между домом Пушкина и домом Дантеса ничего общего быть не может. Встречаясь с Натальей Николаевной на балах и вечерах он по-прежнему оказывал ей исключительное внимание, и сама Наталья Николаевна вела себя легкомысленно. Раздражению и возмущению Пушкина не было предела.
Поэт хотел публично оскорбить Дантеса на балу у Салтыкова, но Дантеса предупредили и он на бал не явился. Как-то вечером Наталья Николаевна возвращалась из театра. Шедший позади Геккерен спросил ее, когда же она наконец оставит своего мужа. Наталья Николаевна тогда же рассказала об этом Пушкину, и тот решил действовать. Пушкин переписал набело подготовленный черновик письма и отправил его по назначению - барону Геккерену, в здание голландского посольства. В письме этом, по выражению Вяземского, Пушкин излил все свое бешенство, всю скорбь раздраженного, оскорбленного сердца своего. Дуэль становилась неизбежной. Оно было подписано Геккереном, а внизу была приписка Дантеса: «Читано и одобрено мною».
Пушкин принял вызов даже не прочитав письмо. Жуковский кратко обозначил в своем дневнике состояние Пушкина в день роковой дуэли, причем особенно подчеркнул его настроение: «Встав весело в 8 часов - после чаю много писал - часу до 11-го. С 11 обед - ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни... Это было нервное возбуждение, безмерная усталость, стремление любым путем выйти из создавшегося положения и большая выдержка, позволявшая ему за несколько часов до дуэли работать над статьями для «Современника», писать ответные письма. Секунданты выработали и подписали условия дуэли. Условия дуэли: 1.
Начало Поэт родителя 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода — его прадедом по маминой линии был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра l. В семье было еще двое детей — сын Лев и дочь Ольга.
При этом 1805 года в течение пяти лет Пушкин много времени проводил у своей бабушке в деревне Захарове под Московой — она и наняла ему няню Арину Родионовну Яковлеву, которую до конца своей жизни обожал поэт. Как начался творческий путь и его результат В 1811 году Пушкин начал обучение в Царскосельском Лицее, а первые его стихи уже появились в печати уже спустя три года в журнале «Вестник Европы» — там опубликовали стихотворение «К другу-стихотворцу», а затем его приняли в литературное общество «Арзамас». Больше всего Александр Сергеевич предпочитал читать Вольтера и Эвариста — они были его любимыми авторами. А в дальнейшем он брал пример с таких классиков, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев. Лицей он окончил в 1817 году и выпускался в чине коллежского секретаря 12-го класса, а затем его определили в Коллегию иностранных дел. В 1819 году Пушкина приняли членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В этот же период он активно работал над поэмой «Руслан и Людмила».
«Не мстить за меня! Я все простил!»
1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет. Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, восход на престол Николая I изменили судьбу Пушкина. Умер 178 лет назад в возрасте 37 лет. 29 января (10 февраля) 1837 года, скончался после ранения на дуэли Александр Сергеевич Пушкин, которого сегодня называют «солнцем русской поэзии».
Как умер Александр Сергеевич Пушкин: причина смерти
Арендтом, пытались спасти раненого, но, как мы знаем, их усилия оказались тщетными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, и у него появились галлюцинации. Однако его сознание оставалось относительно ясным. Арендт не скрывал от Пушкина его состояния. Поэт прощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина часы в его доме остановились. В то время, когда дуэли были запрещены, трагедия становилась еще более серьезной. Данзас, который был секундантом Пушкина, мог быть арестован за свое участие в дуэли. Поэтому, находясь на смертном одре, Пушкин попросил через Арендта или, возможно, через В. Жуковского императора помиловать Данзаса.
Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «лидером свободомыслящих», его так тронуло последнее послание поэта, что он ответил: «Если Бог не позволяет нам встретиться на этом свете, я прощаю тебя и советую умереть как христианин.
В живот пуля попала случайно. Не дойдя одного шага до барьера, он произвел выстрел», - считает доцент Пермской медицинской академии Михаил Давидов.
Гусляров, Е. Гусляров ; художник А. Молок, Ю. Пушкин в 1937 : материалы исследований по иконографии.
Александр остался один, компанию ему составляла только Арина Родионовна. В общей сложности Пушкин провел в Михайловском 2 года, и несмотря на то, что он был слегка подавлен, все это время он много трудился. Он не предавался «помещичьим» забавам, больше удовольствия ему доставляло чтение книг, которые приходили по почте из Петербурга. Вся корреспонденция поэта тщательно досматривалась, письма перечитывала полиция. Александр начал работу над «Евгением Онегиным» и успел написать несколько глав этой поэмы. В это время он тесно общается со своим другом по лицею — Пущиным, который приезжал его навестить. Кроме этого подружился с семьей помещиков Осиповых, владельцев соседней деревни Тригорское. Известие о том, что 14 декабря 1825 года произошло восстание, дошло до поэта многим позже и застало буквально врасплох. Среди организаторов его были друзья и знакомые великого поэта, они понимали, что он тоже ринется в бой, и поэтому не сказали ему настоящую дату дворцового переворота. Таким образом им удалось предотвратить его арест, и сохранить жизнь. Многие из тех, кто участвовал в мятеже, отправились в сибирскую ссылку, а главных организаторов повесили. Поздние годы После того, как к власти пришел Николай I , он издал указ о помиловании Александра Пушкина, вернул его из ссылки и разрешил проживать там, где он захочет. Это было публичное «прощение» опального поэта, и этим жестом император решил погасить недовольство дворянства после арестов и казней лучших представителей дворянства, участвовавших в заговоре 1825 года. С этого времени сам император проверяет все рукописи Пушкина, а контроль за этим процессом был возложен на начальника 3 отделения канцелярии — Бенкендорфа. Александр Пушкин на Кавказе В период 1826-1828 годов поэт не раз обращался к государю за разрешением выехать на Кавказ или за границу, но ни одного ответа на свои просьбы не получил. Пушкин без разрешения отправился путешествовать и когда вернулся, то получил строжайший выговор. Зато из этой поездки он привез новые стихотворения «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии.. В это время резко меняется и его личная жизнь. В ней появилась Наталья Гончарова , которую он полюбил всей душой. И все, что было до нее, потеряло всяческую привлекательность и смысл. У него было много женщин, романов, влюбленностей, но это не шло ни в какие сравнения с тем, что поэт чувствовал сейчас. С этого времени у него появилась одна страстная мечта — Натали, именно так он называл свою любовь. Семья Пушкин готов был вести свою любимую под венец, но с этим пришлось немного подождать, чтобы соблюсти необходимые приличия. Обе семьи жили достаточно скромно, если не сказать, что были почти разорены. Гончаровы не могли обеспечить дочь-красавицу приданным, а в высшем свете это было абсолютно не приемлемо. Семья Пушкина тоже еле сводила концы с концами, отец мог выделить своему прославленному сыну только одну деревню Кистеневку недалеко от Болдино, в которой проживало две сотни крестьян. Александр Пушкин с женой Натальей Александр отправился в свое будущее имение, чтобы официально оформить право на его владение. Он собирался сдать деревню в залог, и вырученные деньги потратить на приобретение приданого для Натальи. Сам император уже благословил молодых, так что дело оставалось за малым. Но этим планам не суждено было сбыться. В это время начинается эпидемия холеры, и вернуться в Москву не представлялось возможным. Дороги перекрыли, и Пушкин оказался в вынужденном заточении. Зато на творческой деятельности поэта это сказалось хорошо, он написал массу стихов и поэм, которые добавили ему славы и любви почитателей его таланта. Поэт всегда говорил, что его любимое время года осень и зима. В этот период как-то особенно приходило вдохновение, он был полон энергии и творческих замыслов. Это потом исследователи творчества великого поэта назовут этот период Болдинской осенью, подарившей миру массу произведений, написанных в тишине и покое, вдали от шумного города и его суеты. В Москву поэт вернулся только в начале декабря, а 18 февраля 1831 года он повел под венец Наталью Гончарову. Когда молодожены менялись кольцами, то его кольцо выпало у него из руки, и в это же время погасла свеча. Александр знал, что это дурное предзнаменование, но даже оно не смогло омрачить счастья от мысли, что теперь его любимая навсегда будет с ним. Первое время молодожены проживали на Арбате вместе с родителями Гончаровой. Но после ссоры Александра с тещей они переехали. Недолго прожили в съемном деревянном домике в Царском селе, но вскоре вернулись в город. По распоряжению государя Николая Наталья должна была присутствовать на всех придворных балах, которые должна украшать своей красотой. Пушкин буквально горел страстью по отношению к супруге, а она просто любила его, тихо и спокойно. Наталья была аристократичной, умной и добродетельной, могла подать себя в обществе.
Александр Сергеевич Пушкин
Царскосельский лицей В 1815 году, на выпускном экзамене с младшего трехлетнего курса на старший, Пушкин прочел свои «Воспоминания о Царском Селе», удостоившись восторженной похвалы патриарха русской литературы Державина. Пушкин в лицее Вскоре Пушкин был принят в закрытый кружок «Арзамас», где проводились оригинальные заседания по борьбе с литературной реакцией, привлекшие юное дарование своим авангардизмом и протестным духом. Все члены сообщества получали шутливые прозвища — его называли Сверчком по одной из версий — за болтливость , а Жуковского — Светланой по наименованию баллады поэта «Раз в крещенский вечерок... Негласным главою данного общества был историограф Карамзин. В его доме талантливый воспитанник любил проводить все вечера. В 1815 году по его рекомендации Александр получил почетное задание — помочь видному поэту Нелединскому-Мелецкому автору композиции «Выйду ль я на реченьку» в написании кантаты по случаю бракосочетания дочери Павла I Анны с голландским наследным принцем Оранским, впоследствии королем Вильгельмом II.
Он был невероятно смущен и польщен оказанным доверием, написав уже через 2 часа прекрасный торжественный стих на указанную тему. На последнем году обучения, в 1816, Пушкин познакомился у Карамзина с 22-летним гусарским корнетом Чаадаевым, слышавшим о нем как о многообещающем поэте-лицеисте. Александр завязал приятельские отношения с ним и другими молодыми офицерами лейб-гвардии, проникся их настроениями ненависти к тиранству, уверенности в неизбежности политического переворота силами прогрессивно настроенных военных, и создал цикл «гусарских стихов». Александр Пушкин, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер Впоследствии поэт с теплотой вспоминал время, проведенное в Лицее, и всю жизнь испытывал чувство сердечной привязанности к своим друзьям тех лет, включая Дельвига, Яковлева, Малиновского, Горчакова, Пущина, Кюхельбекера. Двое последних из упомянутых товарищей по учебе стали декабристами и были осуждены.
Сам поэт, которого они справедливо считали достоянием России, за эпиграммы в адрес Александра I чудом избежал их участи. Государственная служба В 1817 году Пушкин был выпущен из Лицея, получив в свидетельстве превосходную оценку своих знаний по истории, классической литературе, поэтического искусства, теории художественного перевода, словесности… и весьма скромные баллы по математике, географии и статистике. В чине коллежского секретаря молодой человек поступил на госслужбу в Иностранную коллегию Российской империи. Александр Пушкин в молодости Но карьера чиновника мало интересовала Александра Пушкина. После долгого пребывания в закрытом учебном заведении со строгими правилами его влекла шумная суета столичной жизни, попойки в компании молодого офицерства, карты, сердечные увлечения.
Он посещал театры, светские салоны и литературные кружки, печатался в журналах, писал политические умеренно-либеральные стихи «Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву» , работал над поэмой «Руслан и Людмила». В тайные общества не вступал. Однако его перу приписывалось множество ходивших среди офицерства эпиграмм против Аракчеева и Александра I. В ссылке он сочинил стихи «Кокетке», «Черная шаль», «Демон», работал над «Бахчисарайским фонтаном», «Гавриилиадой», начал сочинять «Евгения Онегина» и пр. Пушкин у Чёрного моря В 1824 году из-за разногласий с начальством светоч русской поэзии был уволен со службы и сослан в родовое имение Михайловское.
Два последующих года деревенской жизни были временем его усиленного творчества. Восстание 14 декабря 1825 года В январе 1825 года к нему приезжал приятель Пущин, познакомил его с комедией Грибоедова «Горе от ума», рассказал о тайном обществе.
Позже он состоял в штате Военного Комиссариата, окончательно покинув службу в 1817-м в чине статского советника. Мама, Надежда Осиповна, внучка крестника Петра I - Абрама Ибрагима Ганнибала и внучатая племянница собственного мужа была хорошо образована, умна и начитанна, свободно владела французским языком. В светском обществе ее называли «прекрасной креолкой». Родители Александра Сергеевича Из восьмерых детей семейной пары выжили трое — старшая дочь Ольга 1797 года рождения , Александр и младший сын Лев, появившийся на свет в 1805-м. Рос Саша в поэтической атмосфере.
В их доме бывали многие корифеи словесности, включая Карамзина, Батюшкова, Фонвизина, Вяземского. Его отец, как и дядя, поэт Василий Львович, был всеобщим любимцем, остроумным собеседником и первоклассным шутником. Своим детям он часто читал вслух Мольера и Вольтера, влияние которых на творчество поэта позже отмечали пушкиноведы. Воспитание мальчика ряд историков считает безалаберным, он часто был предоставлен сам себе. Им занимались сменявшиеся французы-гувернеры, бабушка со стороны матери, у которой он летом гостил в имении, знаменитая няня Арина Родионовна, пленявшая его чудесными сказками. Александр Пушкин с няней Ариной Родионовной Начальное образование Саша получал дома под руководством случайных учителей. Но с 7 лет он уже взахлеб читал книги из отцовской библиотеки на французском языке, писал стихи и эпиграммы.
Ему нравилось также разыгрывать перед домашними маленькие занимательные комедии. Но увы, любимым ребенком в семействе был не он, а младший на 6 лет сын Левушка. Период Лицея В 1811 году Александра отправили в открывшийся императорский Царскосельский лицей. В стенах заведения, созданного для наилучшего образования дворянских детей, он провел 6 лет, обретая новые знания, совершенствуя поэтическое дарование и регулярно публикуя свои стихи в лицейских журналах. Царскосельский лицей В 1815 году, на выпускном экзамене с младшего трехлетнего курса на старший, Пушкин прочел свои «Воспоминания о Царском Селе», удостоившись восторженной похвалы патриарха русской литературы Державина. Пушкин в лицее Вскоре Пушкин был принят в закрытый кружок «Арзамас», где проводились оригинальные заседания по борьбе с литературной реакцией, привлекшие юное дарование своим авангардизмом и протестным духом. Все члены сообщества получали шутливые прозвища — его называли Сверчком по одной из версий — за болтливость , а Жуковского — Светланой по наименованию баллады поэта «Раз в крещенский вечерок...
Негласным главою данного общества был историограф Карамзин. В его доме талантливый воспитанник любил проводить все вечера. В 1815 году по его рекомендации Александр получил почетное задание — помочь видному поэту Нелединскому-Мелецкому автору композиции «Выйду ль я на реченьку» в написании кантаты по случаю бракосочетания дочери Павла I Анны с голландским наследным принцем Оранским, впоследствии королем Вильгельмом II. Он был невероятно смущен и польщен оказанным доверием, написав уже через 2 часа прекрасный торжественный стих на указанную тему.
В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы. Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н.
Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А. Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н.
Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина. В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг.
Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора!
Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти. Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г.
Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности.
Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума.
Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в.
Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев. Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н.
Гоголя и Ф. Тютчева как писателей, способных к глубокому взаимодействию с основными смысловыми пространствами европейских литератур — дантовским и гётевским, к которым всё более сознавал собственную причастность и которые должны были обеспечить русской литературе возможность выхода на принципиально новый уровень развития. В последние годы жизни Пушкина его отношения с петербургским высшим обществом осложнились; в числе недоброжелателей поэта оказались С. Уваров и К. Светские и придворные успехи Н. Гончаровой сопровождались злословием и подмётными письмами, которые сыграли важную роль в сложной интриге, разрешившейся дуэлью Пушкина с французом на русской службе кавалергардом Ж. Смерть и похороны Исповедовал и причастил А. Пушкина протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий 1774 — около 1841 , настоятель придворной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя на Конюшенной площади. Посмертная маска А. Скульпторы: С.
Гальберг и П. Мещерская, дочь Н. Карамзина, запомнила его слова о Пушкине: «я для себя самого желаю такого конца как он имел» Пушкин и его современники. Санкт-Петербург, 1908. Для совершения отпевания поэта, которое первоначально предполагалось в Исаакиевском соборе , Г. Строганов приглашал митрополита Серафима Глаголевского , но архиерей уклонился: погибавшие на дуэлях приравнивались церковью к самоубийцам. В конце концов Николай I разрешил отпеть Пушкина в придворной Конюшенной церкви, Песоцкий совершил отпевание. Тело Пушкина сопровождал к месту погребения в Святогорском Успенском монастыре А. На могиле, вырытой рядом с захоронением матери, которую поэт похоронил за несколько месяцев до собственной смерти, оплатив при этом место для себя, был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». По условиям зимнего времени могила была сделана неглубокой, и весной гроб был перезахоронен окончательно.
Памятник на могиле работы скульптора А. Пермагорова 1786—1854 поставлен в 1841 г. Пушкин и русская литература Пушкин — основоположник новой русской литературы: обобщив наследие отечественной литературы 18 в. Пушкин канонизировал форму русской романтической элегии и романтической поэмы, создал ряд экспериментальных форм роман в стихах, драматические сцены, исторический роман, граничащий с документальной прозой, и др.
Этот период оставил неизгладимое впечатление в памяти Пушкина и эти воспоминания потом нашли отражение в его первых пробах пера. Именно бабушка привела в дом Арину Родионовну , ставшую няней будущего великого поэта.
Нянины рассказы, сказки, незамысловатые истории, рассказанные певчим говором, так запали мальчику в душу, что он наслаждался звучанием родного языка, его красотой и поэтичностью. Благодаря такому сочетанию исконно русского и «французского» образования и воспитания, Пушкин сумел найти золотую середину, благодаря которой стал высокообразованным молодым человеком, почитавшим русские традиции. Хотя в то время вся дворянская Россия отдавала предпочтение именно французской манере воспитания, и первый стих Александра тоже был написан на этом языке. Портрет няни Пушкина Арины Родионовны С детства в Саше кипели гены его африканского предка, и поэтому впоследствии сформировался его горячий характер и неординарная внешность. С раннего детства у мальчика были французские гувернеры с одной стороны и русская няня с другой. Но ему было мало того, что он узнавал от них, поэтому его часто можно было застать с книгой в руках.
Он мог брать любые книги из отцовской библиотеки, которая состояла из множества изданий, и в любое время пользоваться библиотекой родного дяди — Василия Львовича. Царскосельский лицей Осенью 1811 года в компании дяди Василия Саша отправился в Петербург, чтобы оказаться в числе учеников только что открывшегося Царскосельского лицея. Опекалась этим учебным заведением царская семья, и открыли его в здании флигеля стоявшего вплотную с Екатерининским дворцом. В тот год на обучение набрали тридцать учеников, одним из которых был Пушкин. На картине Александр Пушкин в лицее В лицее использовалась абсолютно новая, можно сказать, революционная система обучения. Тридцать первых учеников-мальчиков были выходцами из дворян, для их обучения привлекли молодых, высокообразованных педагогов.
Атмосфера в учебном заведении была очень свободной и дружеской, отсутствовали телесные наказания, что до этого никогда не практиковалось в школах. Александр сумел быстро освоиться и подружиться с одноклассниками. Он учился с Кюхельбекером, Дельвигом, Пущиным, и эта дружба продолжалась много лет. Для лицеистов этого первого набора приглашали самых известных профессоров, экзамены они сдавали членам Академии наук и педагогам пединститута. Спустя годы их выпуск признали самым успешным среди всех, кто в разные годы окончил этот лицей. Кроме постижения разных школьных предметов, ученики занимались творческим развитием, они выпускали журналы, написанные от руки.
В стенах этого лицея появились новеллисты и поэты, которые почти каждый вечер собирались чтобы поупражняться в сочинении стихов экспромтом. Трое из их выпуска вскоре примкнули к декабристам, Пущина и Кюхельбекера даже осудили. Пушкин не участвовал в восстании и в этом большая заслуга его друзей. Уже в те годы проявился творческий потенциал юного лицеиста Пушкина. Его поэзии нравились друзьям, он получил высокую оценку от Жуковского, Батюшкова , Карамзина и Державина. Во время экзамена в 1815-м Пушкин прочел стих «Воспоминание в Царском Селе», которое услышал Державин, и выразил молодому коллеге свой восторг.
Так начиналась творческая биография прославленного поэта. Служба В 1817-м Пушкин стал сотрудником коллегии иностранных дел в Петербурге. В те годы вся семья Пушкиных переехала в столицу, они поселились на Фонтанке, где жили в семикомнатной квартире на 3-м этаже. По этому адресу великий поэт жил в 1817-1820 годах. Именно здесь он трудился над поэмой «Руслан и Людмила» и одой «Вольность». С 1817 по 1820 год Пушкин исправно ходил на Английскую набережную, именно там находилась в то время коллегия по иностранным делам, где он трудился.
Он почти не интересовался карьерой дипломата, но службу посещал регулярно. Среди его сослуживцев было много лицеистов, Пушкин работал с Корсаковым, Кюхельбекером, Горчаковым. Опыт, наработанный в те годы, воплотился в заметках 1822 года, получивших название «Заметки по русской истории 13 века». Пушкин и Николай 1 Александру пришлось по душе жизнь в столице, которая по сравнению с годами проведенными в лицее, была яркой и насыщенной. Правила лицея предполагали практически полную изоляцию учеников от жизни за его пределами, поэтому сами лицеисты называли свое учебное заведение монастырем. У Пушкина появилось очень много знакомых, которые принадлежали к самым разным кругам общества — в его окружении появились поэты, гусары, музыканты, художники.
Это было время постоянной влюбленности, дуэлей, посещения ресторанов и театров, литературных кружков и салонов. Александр всегда интересовался женщинами, африканская кровь предков бурлила, ему нужны были новые страсти, эмоции, влюбленности. Пушкин влюблялся много и часто, женщины буквально липли к нему, несмотря на то, что внешность у него была не очень привлекательная. Он умел привлечь их своим восхищением, стихами, посвященными каждой очередной музе. В то время его отношения с противоположным полом были платоническими, поэтическо-возвышенными. В это время он делает предложение Анне Олениной.
Он часто бывал у них в особняке на Фонтанке, где в то время собирались все литераторы Петербурга.
Виртуальный центр чтения «Читающая Брянщина»
Однако свадьбе мешал тот факт, что у Пушкина не было никакого имущества. Тогда отец поэта выделил сыну часть родового имения Болдино Нижегородской губернии, деревню Кистенево, вместе с двумя сотнями крестьян. Летом 1830 года Пушкин отправился туда, чтобы уладить юридические вопросы. Болдинская осень Писатель рассчитывал пробыть в Болдино не более месяца, но эпидемия холеры изменила его планы. Выехать из села было нельзя, поэтому писатель провел здесь три месяца. Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине.
Ясно, что в этом году будь он проклят нашей свадьбе не бывать. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь. В Москву Пушкин вернулся в декабре 1830 года, а через несколько месяцев обвенчался с Натальей Гончаровой. Поэт мечтал об уединении, тихой семейной жизни и спокойной работе над книгами.
Однако его желаниям не суждено было сбыться. Дуэль и смерть поэта В 1831 году Александра Пушкина приняли на службу в качестве историографа, чтобы тот писал «Историю Петра». Но писателя больше увлекала биография бунтаря Емельяна Пугачева. Пушкин замыслил создать эпический роман об этой эпохе. Сначала он собирал информацию в архивах, затем отправился по районам пугачевского восстания — Поволжью и Приуралью, чтобы достоверно описать события того времени.
После экспедиции Александр Пушкин уехал в Болдино. В родовом имении он работал над научным сочинением «История Пугачева» , написал «Медного всадника» , «Анджело», «Пиковую даму» , «Сказку о рыбаке и рыбке» , «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Вторая Болдинская осень оказалась вдвое короче предыдущей, но не менее продуктивной для Пушкина. Николай I пожаловал Пушкину младшее придворное звание — чин камер-юнкера. Теперь чету Пушкиных могли официально приглашать на придворные балы.
Эту должность поэт считал оскорбительной для своего возраста. Писатель хотел отказаться от нового звания, но пришлось смириться. Друзья, Вельегорский и Жуковский, должны были обливать холодною водою нового камер-юнкера, до того он [Пушкин] был взволнован этим пожалованием! Если б не они, он, будучи вне себя, разгоревшись, с пылающим лицом, хотел идти во дворец и наговорить грубостей самому царю. Павел Нащокин, друг поэта В 1830-е годы Пушкин писал уже только реалистичные произведения.
Но его современники не были готовы к новому литературному направлению, которое описывало социальное неравенство, исторические феномены и другие сложные стороны жизни. Собратья по перу не принимали новые произведения писателя, в придворных кругах он тоже не встречал поддержки. В Петербурге ходили сплетни о жене Пушкина и ее поклонниках, поэту приходили анонимные письма. Поэт не мог оставаться хладнокровным и выносить оскорбительные слухи. Во время поединка поэт был тяжело ранен и скончался через два дня.
Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. Интересные факты 1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет. Это решение об авторском праве помогло наследникам Пушкина, но наследию писателя повредило: его книги издавали редко. В 1887 году, спустя 50 лет после кончины Пушкина, любой издатель мог печатать его произведения, никому ничего не заплатив.
Когда Алексей Суворин в этом же году выпустил первый десятитомник, читатели буквально снесли прилавок и раскупили все экземпляры. Александр Пушкин любил азартные игры. Еще в лицейские годы писатель пристрастился к картам: он видел в них поэзию риска, испытание судьбы. Самую популярную игру того времени — в банк, или штосс, — он воспел в «Пиковой даме». Позже с гордостью он писал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде.
Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». Играл Пушкин обычно неудачно. Перед Южной ссылкой 1820 года он поставил на кон рукопись первого сборника стихов и проиграл. Выкупить ее назад и издать удалось только через несколько лет. Пушкин и позже ставил свои неопубликованные произведения.
Пушкин проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил, в виде ставки, только что оконченную им пятую главу «Онегина». Ставка была принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие Пушкин получал по 25 рублей ассигнациями за строку , — и Пушкин проиграл. Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и еще выиграл тысячи полторы. Николай Кичеев 3.
Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта. Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о явной глубине горя императора и всей России. Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения».
Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия.
Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский.
Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет!
Очень нравился дамам, так как обладал красноречием и составлял чудесные каламбуры.
Знакомство Дантеса и Пушкина Знакомство убийцы и его жертвы состоялось в 1834 году. Молодой француз не понравился поэту, так как был не сдержан, вел себя надменно и раскованно. Хотя Александр Сергеевич был не прочь послушать каламбуры Дантеса. За год до этого императором был пожалован титул камер-юнкера Пушкину, и это оскорбило классика, ведь подобное звание давали юнцам, а ему было уже 35 лет. Титул позволял получить доступ ко двору, а царю нравилась жена гениального поэта, и он хотел видеться с ней чаще.
По возвращении домой молодая женщина наивно рассказывала о своих воздыхателях, в числе которых был и Дантес, мужу. Вызов на дуэль В 1836 году у Александра Сергеевича дела не клеились — нужно было разобраться со всеми долгами, а погасить их можно было, только упорно работая. Он активно занимался «Пиковой дамой», «Капитанской дочкой», «Медным всадником». Смерть матери принесла большое горе в семью. В пасквиле имя любовника жены поэта не называлось, но был намек на Дантеса и царя Николая.
Александр Сергеевич верил в невинность жены, ведь до встречи с Дантесом у него не было поводов для ревности. Решив, что виновен в распространении подобных слухов приемный отец Дантеса, 5 ноября он послал корнету письмо, вызывая на поединок. Однако вмешался барон Геккерн, попросив поэта отложить дуэль на две недели, ведь француз собирался жениться на сестре Натальи Николаевны — Екатерине. Пушкин ответил согласием, и страсти поутихли. Жорж решил, что конфликт улажен и он по-прежнему может бывать в гостях у Пушкина, хотя Александр Сергеевич так не думал.
А вот Геккерн не успокоился и продолжал распускать слухи, пороча честь не только жены поэта, но и самого Александра Сергеевича. Дошло до того, что он поинтересовался у Натальи Николаевны, когда же она уйдет от мужа. Молодая женщина рассказала об этом разговоре поэту. Рассвирепев, Пушкин написал послу письмо оскорбительного содержания. Сам голландец не мог участвовать в дуэли, ведь пришлось бы распрощаться с дипломатической карьерой.
За его честь решил вступиться приемный сын.
Именно Аполлон Григорьев первым обратил внимание на общенациональное значение творчества Пушкина и отметил его принципиальную неисчерпаемость. Полностью начало этого обширного рассуждения выглядит так: «А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего». С момента появления этой статьи прошло уже больше 170 лет.
180 лет назад на Черной речке был смертельно ранен поэт Александр Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января 1837 года по русскому Юлианскому календарю царской России. Александр Сергеевич Пушкин, известный как "солнце русской поэзии", скончался 29 января (10 февраля) 1837 года от полученного ранения в дуэли. 29 января [10 февраля] 1837 года произошла смерть Пушкина знаменитого русского поэта. 181 год назад умер Александр Пушкин. смерть матери Пушкина Надежды Осиповны Пушкиной.
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
В этом году исполняется 185 лет со дня его смерти. Родился Александр Пушкин 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Два дня спустя, 29 января (10 февраля) 1837 года, сердце раненного на дуэли поэта остановилось. Как умер Александр Сергеевич Пушкин: причина смерти.