В этой статье пофантазируем, как может измениться банковская индустрия и финансовые технологии в будущем, как будут выглядеть банки, в которые мы будем обращаться через несколько лет. За год число фейковых банковских приложений выросло на четверть, в первую очередь это касается iOS-версий, сообщили в газете "Известия". Экспертный комментарий на тему: «Современные банковские технологии: основные тренды и проблематика».
Первый российский банкомат: показываем, что внутри
Специалист Боциев назвал главные тренды развития банковских технологий в 2024 году | Выделим основные преимущества использования современных интернет-технологий в банковском секторе [34]. |
В Россию возвращаются офисы банков. Банковская цифровизация на грани провала. Опрос - CNews | тектоническими. |
Банки будущего: как будут работать платежи и ваши деньги | Совет от : современные банковские технологии находят свое эффективное использование в деятельности каждого участника российской банковской системы. |
5 основных технологических трендов в банковском ритейле
5 основных технологических трендов в банковском ритейле | Выделим основные преимущества использования современных интернет-технологий в банковском секторе [34]. |
5 основных технологических трендов в банковском ритейле | примеры продуктов цифровизации банков в России. |
5. Развитие технологий и поддержка инноваций
Помимо повышения качества традиционных финансовых услуг, применение технологий машинного обучения будет способствовать расширению возможностей банковских чат-ботов. Поэтому банкам нужно инвестировать в технологии и давать своим сотрудникам возможности для саморазвития, которые будут включать как отраслевые знания, так и индивидуальный набор навыков работника. Необанки, также известные как банки, использующие только цифровые технологии, или банки-претенденты, сеют хаос в финансовой индустрии. В статье рассматриваются предпосылки внедрения цифровых технологий в банковский сектор, анализируется текущий уровень цифровизации российских банков. Новые банковские технологии имеют огромное значение и играют важную роль в современной финансовой системе. Крупнейший и старейший банк страны «Сбер» активно использует самые современные технологии, в частности, искусственный интеллект.
Зарабатывать, тратя: 5 инструментов ПСБ, которые принесут ощутимый доход
Прорывные технологии и будущее банков | За год число фейковых банковских приложений выросло на четверть, в первую очередь это касается iOS-версий, сообщили в газете "Известия". |
Что ждет российский финтех в 2024 году - «Ведомости. Капитал» | "Среди всех банковских технологий 2023 года особенно выделяется искусственный интеллект (ИИ), который стал ключевым инструментом для банков в достижении стратегических целей. |
ИИ и цифровой рубль: какие FinTech-тренды ждут Россию в 2024 году | РБК Тренды | Банковский сектор может потерять по некоторым финансовым продуктам порядка 60% в течение ближайшего десятилетия из-за активно внедряемых технологическими компаниями инноваций. |
Защита документов | примеры продуктов цифровизации банков в России. |
Больше 170 российских разработок представили в московском «Банке технологий» с начала 2023 года
Этот сервис позволяет клиентам переводить деньги, вводя в качестве платёжного реквизита только один идентификатор — номер телефона. При этом деньги переводятся мгновенно и без комиссии. Чтобы быть уверенным, что деньги поступят нужному адресату, отправителю желательно знать имя получателя платежа, а также название банка, который выпустил карту или открыл счёт. Чтобы провести платёж через СБП, можно воспользоваться мобильным приложением для смартфонов на Android. Владельцы iPhone могут сделать это онлайн на сайте Альфа-Банка без скачивания каких-либо программ.
Шеринг-экономика Ещё одна перспективная финтех-сфера — это шеринг-экономика, модель совместного потребления. Она предполагает, что каким-либо продуктом или услугой пользуются одновременно несколько человек. Подобная практика связана не с недостатком денег, а с желанием людей расширять свои возможности, грамотно и экологично использовать ресурсы, стать свободными от вещей. Экосистемность Очередной тренд среди финансовых технологий — экосистемность.
Экосистема — это понятие, пришедшее в бизнес из биологии.
Акселераторы все еще нужны? Исследование , проведенное Университетом Ксавьера в Луизиане, доказало важность акселераторов для стартапов. Именно финтех-акселераторы стали ключевым инструментом для небольших банков в разработке и проверке инноваций. Они предоставляют стартапам и компаниям возможность участвовать в ускоренных программах развития, а те, в свою очередь, помогают банкам идти в ногу со временем, внедряя в свою деятельность новые решения.
Главная причина популярности акселераторов — огромный выбор решений, доступных для быстрой проверки. Благодаря акселераторам банки могут открыть для себя целый спектр уникальных решений и оперативно выбрать то, что по вкусу. Зачастую банки и стартапы объединяют свои силы и опыт, разрабатывая инновации совместно. Безусловно, стартапы тоже имеют от этого выгоду. Они не «бьются» в два-три банка каждую неделю, предлагая свои услуги.
Их решения видят сразу несколько банков, как правило, от 15 организаций. Крупные финансовые организации, включая Visa и Mastercard, используют акселераторы для инноваций, давая стартапам ресурсы и клиентскую базу. Небольшие банки успешно используют акселераторы и коалиции для разработки и внедрения инноваций. Эта стратегия ускоряет адаптацию к рынку и предложение новых услуг. Взаимодействие и быстрые решения стали ключевыми для успеха в банковской индустрии, определяя лидеров будущего.
Например, в акселератор ВТБ отбираются компании, чьи технологии могут представлять интерес для банка. В рамках этой программы стартапы получают доступ к ресурсам большой корпорации, включая экспертов, техническую инфраструктуру и внутренние процессы. Однако многие стартапы все-таки адаптируют свой продукт под потребности банка. Мировой рынок также активно практикует акселераторы.
В частности, планируется подготовка правовой основы для внедрения инструмента электронного платежного счета e-invoice , обеспечивающего возможность для передачи электронных счетов и их преобразования в платежное распоряжение.
Это обеспечит бесшовность процессов выставления счетов, их оплаты и сверки платежей и создаст условия для реализации участниками рынка новых решений в сфере интеграции электронного документооборота и расчетного обслуживания. Согласно Стратегии ключевые планы, касающиеся совершенствования национальной платежной инфраструктуры, связаны с: платежной системой Банка России; национальной системой платежных карт и платежной системой "Мир"; системой передачи финансовых сообщений. Так, для поддержания конкуренции на платежном рынке планируется обеспечить доступ к сервисам платежной системы Банка России не только банкам, но и небанковским поставщикам платежных услуг. А для развития трансграничных платежей в национальной валюте, поддержки экспорта платежных услуг и повышения роли российского рубля — обеспечить возможность организации доступа к сервисам платежной системы Банка России банкам стран ЕАЭС и иным организациям — нерезидентам РФ. Это, в свою очередь, потребует совершенствования способов обеспечения информационной безопасности.
Что касается задачи по повышению уровня бесперебойности оказания платежных услуг в России, то ее выполнению должно поспособствовать расширение взаимодействия платежной системы Банка России с другими инфраструктурными организациями финансового рынка. Также будет рассмотрена возможность реализации в системе сервиса завершения межбанковских расчетов для иных, в первую очередь значимых, платежных систем. Не менее значимыми в ближайшие годы будут и меры по модернизации системы быстрых платежей далее — СБП. Здесь намечено активное масштабирование сервисов C2B платежи физлиц в пользу юрлиц и B2C выплаты юрлиц в пользу физлиц , в том числе для сегмента малого и среднего бизнеса. Такая работа призвана оказать содействие конкуренции, повысить качество и доступность платежных услуг и значительно сократить транзакционные издержки торговых предприятий.
А для упрощения подключения к СБП компаний из сегмента МСБ предполагается разработать новые технологичные схемы взаимодействия между торгово-сервисными предприятиями, банками и Операционным платежным клиринговым центром СБП. Также регулятор займется выработкой подходов к участию в СБП небанковских организаций. Более того, для повышения удобства и доступности платежных услуг для граждан в СБП планируется обеспечить поддержку возможности пополнения наличными банковских счетов, открытых в любом банке — участнике СБП, используя широкую банковскую инфраструктуру по приему наличных денег. Банк России готов оценить целесообразность реализации в системе и иных сервисов — например, выплаты зарплат. При этом операции через СБП будут доступны в иных приложениях — в частности, в мобильных приложениях банков.
Но на этом Банк России не остановится — следующим шагом станет создание мобильного приложения СБПэй, в котором будут возможны как денежные переводы, платежи за товары и услуги, так и другие платежные сценарии, например, выставление и оплата электронных счетов. Предполагается, что это создаст условия для использования СБП в качестве самостоятельного платежного инструмента, а оплату сделает более простой и удобной, за счет чего в целом увеличится доля безналичных платежей в розничном торговом обороте. Еще одно намеченное Банком России новшество — запуск в 2022-2023 годах сервисов: C2G для платежей в пользу госорганов, в том числе оплаты налогов, штрафов, сборов и пошлин на основе информации Государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей; G2C для выплат госорганов в пользу потребителей с целью повышения оперативности поступления средств и доступности платежных услуг, в том числе в отдаленных районах страны. Соответствующие платежи также можно будет совершать в СБП. Будет продолжено развитие отношений с ведущими банками популярных у россиян туристических направлений — Турция, ОАЭ, Вьетнам, Болгария, Таиланд, Корея и другие.
А налаживание отношений с зарубежными банками — партнерами и крупными агрегаторами платежей позволит использовать карты "Мир" для оплаты покупок на популярных иностранных интернет-ресурсах. В свою очередь, систему передачи финансовых сообщений далее — СПФС ожидают изменения, связанные с развитием института сервис-бюро, расширением участия нерезидентов и реализацией интернет-доступа к СПФС. Первое направление позволит привлечь новых пользователей за счет обеспечения снижения издержек на подключение к системе и за счет внедрения возможностей технологии прикладных программных интерфейсов API.
В России в 2023 году запущено пилотирование цифрового рубля Банка России на реальных клиентах с реальными деньгами. Сейчас в нем принимают участие 13 банков, 600 человек и 30 торговых предприятий. В 2024-м число участников тестирования технологии будет расширено, а в 2025 году цифровой рубль может стать доступен всем желающим. Согласно планам Банка России, цифровой рубль будет встроен в трансграничное взаимодействие.
Например, это позволит запустить международные переводы со странами, центробанки которых запустили свою цифровую валюту, и не зависеть от санкционных ограничений. Индустрия 4. В 2023-м рынок активно внедрял или развивал альтернативные им способы бесконтактных платежей: стикеры, QR-коды и собственные Pay-сервисы. Оплату с помощью QR-кода предоставляют Сбербанк и Система быстрых платежей. Платежные стикеры тоже уже есть у многих кредитных организаций, например у Альфа-банка и Тинькофф Банка. По мнению Данилиной, в 2024 году банки продолжат поиск альтернативных методов совершения платежей. Запуск платежных QR-кодов и Pay-сервисов от банков и технологических компаний является относительно уникальным для России трендом и в будущем году противостояние между разными провайдерами в этой сфере только усилится, отмечает Кривошея.
Банки продолжат работать над автоматизацией платежей в своих мобильных приложениях за счет подписок и шаблонов, прогнозирует тимлид консалтингового агентства Markswebb Александра Власова. Так, уведомления о новых счетах за ЖКУ приходят сразу в некоторые банковские приложения. Далее пользователю предлагается или просто оплатить счет, или настроить автоплатеж, чтобы в следующий раз банк сам оплатил счет. Например, по чеку об оплате в другом банке», — продолжает Власова. Приложение от ВТБ позволяет перенести платежи по счетам из другой кредитной организации — для этого достаточно загрузить фото или файл чека проведенной операции в другом банке. Тинькофф Банк предлагает инструмент отправки реквизитов платежа по номеру телефона клиенту банка.
В Москве в «Банке технологий» представил свыше 170 отечественных разработок
Проблемы внедрения банковских технологий и их решения На сегодняшний день существует комплекс проблем внедрения технологий в деятельность банковских структур, в связи с чем финансовым учреждениям очень важно приложить все возможные усилия для решения следующих задач: сокращение затрат посредством управления производительностью процессов, что связано с тем, что внедрение современных технологий достаточно дорого обходиться финансовым учреждениям; сохранение текущего уровня лояльности клиентов для сохранения и дальнейшего расширения клиентской базы и объема привлеченных финансовых ресурсов; организация процессов сбора долговых обязательств; рациональная оптимизация бизнес-процессов и IT-инфраструктуры для сохранения возможности оперативного масштабирования: как «сжатия», например, при наступлении кризисных ситуация на рынке, так и расширения, например, после налаживания ситуации, либо в ходе слияний и поглощений, которые в настоящее время активно происходят в банковском секторе. Для повышения уровня конкурентоспособности финансовых учреждений, для того, что банковским структурами удерживать лидирующее положение на соответствующем рынке, банковская структура должна на постоянной основе совершенствовать качество предоставляемых продуктов и услуг.
В России же open banking остается добровольным и не особенно поспешно внедряется игроками.
Кроме того, в Европе, где общий уровень жизни выше, сильна ниша wealth-менеджмента — управления большими частными капиталами. Это целый комплекс процессов, которые на себя берет банк: от инвестирования и планирования до бухгалтерского учета и налогообложения. Чего ждать пользователям Поскольку банкам выгодно создавать условия для перехода в онлайн, в ближайшие годы клиентам стоит ожидать повышения или появления тарифов в офлайн.
Будет сокращаться и число физических отделений и банкоматов, но скорость оказания услуг при этом вырастет. В частности, ожидается, что в следующем году российские банки начнут экспериментировать с ультрабыстрым, упрощенным кредитованием — традиционно самым сложным из банковских процессов. Скорее всего, пользователь сможет прямо в магазинах или маркетплейсах оплатить любой товар в кредит, без подписания кучи бумажек, а лишь привязав свой банковский аккаунт.
Предпосылки для этого уже заложены в европейском ретейле. Дальше будут прогрессировать и инвестиционные сервисы, все больше сливаясь с банковской сферой, — как это уже происходит в Швейцарии, Франции и Германии. Ускорится и процесс межбанковской интеграции — причем заметнее он будет в России.
За относительно небольшой ежемесячный платёж клиенты получают бонусы, которые при обычном взаимодействии с банком были бы недоступны. Банки, в свою очередь, повышают осведомлённость клиентов о своих продуктах, получая более лояльную аудиторию. Система быстрых платежей Система быстрых платежей СБП — следующий финтех-тренд. Этот сервис позволяет клиентам переводить деньги, вводя в качестве платёжного реквизита только один идентификатор — номер телефона. При этом деньги переводятся мгновенно и без комиссии. Чтобы быть уверенным, что деньги поступят нужному адресату, отправителю желательно знать имя получателя платежа, а также название банка, который выпустил карту или открыл счёт. Чтобы провести платёж через СБП, можно воспользоваться мобильным приложением для смартфонов на Android. Владельцы iPhone могут сделать это онлайн на сайте Альфа-Банка без скачивания каких-либо программ. Шеринг-экономика Ещё одна перспективная финтех-сфера — это шеринг-экономика, модель совместного потребления. Она предполагает, что каким-либо продуктом или услугой пользуются одновременно несколько человек.
Фото: pxhere. Онлайн-реестр начал работать в 2020 году, на данный момент там есть более 420 передовых российских разработок.
5. Развитие технологий и поддержка инноваций
Небольшие банки, несмотря на ограниченные ресурсы, часто оказываются впереди и создают значительные изменения в отрасли. Исследование Reimagining the Future of Finance показало, что около пяти лет назад финтех рассматривали преимущественно как часть индустрии финансовых услуг. Однако пандемия стала катализатором широкого принятия цифровых финансовых услуг потребителями. В результате финтех стал основным направлением в некоторых сегментах, особенно в области платежей и транcакционного банкинга. Эти сегменты существенно изменились благодаря таким игрокам, как Stripe, Square, Alipay. В мире уже существует около 32 000 финтех-компаний.
Быстрое внедрение инноваций — ключ к привлечению клиентов. Главная идея такого подхода заключается в том, что те, кто способен быстро внедрять инновации, обретают преимущество на рынке и привлекают больше клиентов. Этот процесс требует не только внутреннего подхода, но и умения привлекать лучшие решения с рынка. И все это работает только в том случае, если подход динамичен. Небольшие банки, часто ограниченные бюджетом и ресурсами, успешно разрабатывают и внедряют инновации.
Как им это удается? Во-первых, небольшие банки могут быстро адаптироваться к изменениям и реагировать на потребности своего потенциального клиента. Во-вторых, обычно такие банки имеют четкую стратегию, нацеленную на инновации и улучшение клиентского опыта. И самое главное — партнерство. Так, сотрудничество с финтех-компаниями и стартапами позволяет банкам получить доступ к передовым технологиям, к принципиально новым продуктам.
И, естественно, так они могут рискнуть выдвинуться в топ банков относительно новаторского подхода. Акселераторы все еще нужны?
Цифровые кошельки, цифровые активы, распределенное хранение и обмен данными, доказательство личности с нулевым разглашением и смарт-контракты — вот лишь некоторые из технологий, которые поддерживают эту тенденцию DeFi в области финансовых технологий. Необанкинг Необанк — это финтех-компания, которая предлагает традиционные банковские услуги, такие как платежи, денежные переводы и кредитование через веб-платформы или мобильные платформы. Они не регулируются так же, как обычные банки, и не имеют физического местоположения. Необанкинг предлагает удобство, низкие комиссии и индивидуальный подход к клиентам.
Клиенты получают простоту, быстроту и безопасность. В свою очередь, финансовые учреждения сокращают расходы на рабочую силу и быстро и автоматически обрабатывают большое количество транзакций. Необанкинг включает в себя разнообразные услуги, такие как цифровой банкинг и несколько видов денежных переводов, а также инвестиции. Необанки облегчают клиентам доступ к своим счетам из любого места, где есть подключение к Интернету, что делает его более удобным, чем традиционные банковские методы. Кроме того, необанки обычно предлагают более низкие комиссии по сравнению с обычными банками, что может помочь клиентам сэкономить деньги на транзакциях. Наконец, многие необанки разрабатываются с учетом удобства клиентов, поэтому они предоставляют более простой пользовательский интерфейс, который позволяет пользователям легко управлять своими финансами без каких-либо предварительных знаний или опыта в области финансов или технологий.
Биометрия в финтех Fintech возглавляет внедрение инновационных технологий, таких как биометрия, для улучшения качества обслуживания клиентов по сравнению с традиционными банками. Биометрическая аутентификация становится все более распространенной в сфере финансовых услуг, а такие функции, как распознавание лиц и сканирование отпечатков пальцев, используются для повышения безопасности и снижения уровня мошенничества. Что может быть проще для пользователя, чем подтвердить транзакцию отпечатком пальца или селфи? Текущие варианты биометрической идентификации: Сканирование сетчатки; Отпечатки пальцев или Touch ID; Динамика нажатия клавиш; Голосовые образцы; Геометрия ладони. Естественно, эти методы следует использовать только в рамках двухфакторной аутентификации или для транзакций из белого списка. Сочетание нескольких из них обеспечит гораздо более надежную защиту, чем позволяют простые пароли, и именно поэтому биометрия наверняка останется одной из заметных тенденций финтеха в 2023 году.
В финтех требуется больше кибербезопасности Больше финансовых операций требует повышенного уровня безопасности. Поскольку финтех становится основной платформой для глобальных финансовых операций, мы, безусловно, можем ожидать повышения планки кибербезопасности. На самом деле, не так уж сложно понять, что разработчикам программного обеспечения необходимо больше знать о финтех-услугах, которыми пользуются их клиенты. Чем больше денег уходит в интернет, тем больше мошенников и воров могут их использовать. Кибергигиена — это то, о чем нужно позаботиться в 2023 году. Это даже не тренд, а необходимость успешного запуска программы расширения финтеха.
Геймификация в сфере финансовых технологий Финансы достаточно серьезны, но геймификация в финтех становится одной из важных современных тенденций. Геймификация в сфере финансовых технологий уходит своими корнями в бонусные программы и программы лояльности, появившиеся несколько десятилетий назад. Внедрение различных методов геймификации помогает финтех-приложению выделиться среди конкурентов, получить лояльность, взаимосвязь с клиентами и добиться успеха. Геймификация в финтех и банковском деле останется важной тенденцией в сфере финансовых технологий в 2023 году. Открытый банкинг Открытый банкинг или BaaS, банковское дело как услуга уже зарекомендовал себя как один из краеугольных камней финтеха, поскольку позволяет третьим сторонам использовать банковскую инфраструктуру через API. Следование принципам открытого банкинга при разработке финтех-продукта обеспечивает простоту привлечения клиентов, обмена данными между приложениями, аналитики, аутентификации пользователей и коммуникации.
Open Banking меняет традиционный финансовый ландшафт, предоставляя потребителям больший контроль над своими финансовыми данными и предоставляя им доступ к новым финансовым продуктам и услугам, которые лучше отвечают их потребностям. Это также помогает банкам улучшать качество обслуживания клиентов, оптимизировать операции и сокращать расходы.
Еще одна разработка — облачная low-code-платформа по созданию программных решений любой сложности для автоматизации технологических процессов промышленных предприятий и коммунально-бытового сектора. Автоматизированная система технического учета энергоресурсов, которая устанавливается в многоквартирных домах, торговых и бизнес-центрах, а также на производственных предприятиях помогает консолидированно в автоматическом режиме собирать, хранить и передавать данные по потреблению энергоресурсов — показаний со счетчиков электроэнергии, воды, тепла и газа. Очки виртуальной реальности для роботизации трудоемких процессов подсказывают сотрудникам правильные действия при выполнении производственных процессов. В феврале этого года открыли новое направление «Перспективные технологии», где свои высокотехнологичные инструменты теперь размещают ведущие вузы страны.
Их станет проще интегрировать в дистанционные каналы банковского обслуживания и обучить адаптации под непрерывно усложняющиеся запросы клиентов. Любопытное событие , подтверждающее актуальность тренда, произошло 17 января 2023 года. В документе были изложены планы по стандартизации и развитию открытых банковских интерфейсов, а также установлены сроки их рекомендательного и обязательного принятия. До 2025 года включительно системообразующими финансово-кредитными организациями должны быть внедрены Стандарты Открытых API, описывающие предоставление доступа к информации о коммерческих предложениях организации-участника среды Open API, к данным о счете и продуктах клиента, а также об инициировании платежей третьей стороной. Мы считаем, что тренд на развитие открытого банкинга, в качестве одного из главных, сохранится в финансово-технологической сфере в течение как минимум ближайших пять лет. Подробнее о Концепции внедрения Открытых API и о планах по его реализации вы можете прочитать в нашей статье. В Европе концепция Открытых API активно развивается с 2015 года, когда потребителям впервые позволили контролировать доступ к их банковским и финансовым данным, что было прописано в руководящих принципах Второй директивы о платежных услугах PSD2. Для западных банков единая среда Открытых API — не только способ расширить зону покрытия своих услуг и создать новые интересные продукты для клиентов, но также преодолеть коммерческий натиск молодых финтех-единорогов, и вместо борьбы с ними, разработать совместные проекты. Ускорение взаимодействия на финансовом рынке, благодаря решениям RegTech, и относительная свобода регулирования будут способствовать развитию услуг в среде открытых банковских интерфейсов ОБИ в Европе, Великобритании и Австралии.
В свою очередь, экспоненциальный рост потребительского спроса на цифровые банковские услуги в США и Канаде простимулирует развитие Открытых API в этих странах. Речь идет о первой десятке стран, развивающих открытый банкинг напомним, что Российская Федерация входит в это число. Трансграничные платежи Если вы внимательно следили за новостями национальной Системы быстрых платежей или смотрели наш вебинар , то уже знаете, что в середине декабря минувшего года Банк России опубликовал тарифы на трансграничные переводы по СБП. Тогда несколько российских банков дали понять, что технически уже готовы к запуску нового сервиса, а еще около дюжины — заявили, что обязательно приступят к тестированию трансграничных переводов по СБП в скором времени. А в последнюю неделю 2022 года через Систему быстрых платежей впервые был пропущен трансграничный перевод в Беларусь — получателем стал один из системообразующих банков республики. Чуть раньше, выступая на конференции по искусственному интеллекту AI Journey, Президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к участникам с предложением создать платформу для международных платежей, которая помогла бы России и дружественным к ней государствам «выйти из-под контроля узкого клуба финансовых лиц».
ТОП банковских технологий 2023 года: The IT in Finance опросил экспертов
Эффективное применение цифровых технологий на сегодняшний день является неотъемлемым условием в работе банков, стремящихся сохранить конкурентоспособность по всем клиентским сегментам [3, с. Распространение цифровых сервисов в банковской сфере способствует лучшему пониманию потребностей клиентов и дает возможность формировать индивидуальные предложения для пользователей, то есть происходит совершенствование путей взаимодействия банков и потенциальных клиентов [4, с. Данные технологии дают возможность клиентам банка выбрать подходящие им предложения вне зависимости от географии размещения финансовой организации. Информационные технологии, использующиеся в банковской сфере, позволяют совершать более понятные, быстрые и визуально открытые транзакции. Цифровизация позволяют повысить операционную эффективность и управляемость финансовых операций. Инновационные технологии дают возможность снизить стоимость услуг за счет сокращения издержек всех участников финансового рынка. Банки, использующие в процессе своей работы цифровые решения, формируют тем самым свой имидж и предстают перед клиентами как современные технологически продвинутые организации. Средний объем инвестиций от трех до пяти лет, который банки направляют в программы цифровизации, составляет около 55 млрд. Одним из российских банков, который вкладывает большое количество денежных средств в развитие информационных технологий, является Сбербанк: за последние четыре года на процесс цифровизации было потрачено свыше 400 миллиардов рублей [11]. За последние 4 года наблюдается увеличение активности населения при использовании цифровых каналов в банковской сфере. Из основных цифровых технологий, которые используются согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации», самыми распространенными инструментам цифровизации в банках являются: искусственный интеллект, инструменты анализа больших данных, роботизация процессов, чат-боты и оптическое распознавание рис.
Технология искусственного интеллекта Artificial Intelligence нацелена на решение множества задач, главной из которых является адаптация банковских инструментов под желания и нужды клиентов кредитных организаций и персонализация банковских продуктов и сервисов. Применение искусственного интеллекта позволяет упростить систему сбора данных, распознавать и анализировать речь и видео, использовать нейронные сети и биометрическую идентификацию. В мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» в марте 2019 года начали применять технологии искусственного интеллекта, которые анализируют поведение клиента с помощью алгоритмов. После этой процедуры в разделе рекомендованных операций пользователю предлагают выполнить действия, которые он уже выполнял раньше. Топ-5 технологии, которые планируют развивать российские банки в ближайшее время [6] Искусственный интеллект активно используется для определения кредитного скоринга способ оценки кредитоспособности клиентов банка, основанный на численных статистических методах. Например, в «Тинькофф Банке» данные технологии устанавливают допустимую для клиента величину кредитного лимита на основе автоматического анализа данных заемщика, после этого финансовая организация, опираясь на данную информацию, корректирует размер займа. Кроме того, механизмы искусственного интеллекта помогают выявлять мошеннические операции. Банки применяют биометрический анализ, чтобы идентифицировать клиентов и распознавать злоумышленников. Так, в системе биометрии кроме отпечатков пальцев искусственный интеллект считывает набор уникальных характеристик, описывающих лицо, эти показатели не зависят от прически, очков, макияжа и другие факторов. Данная технология называется биометрический дескриптор лица, с помощью него нельзя восстановить исходное изображение лица, а поэтому данные считаются обезличенными и защищёнными от мошенников.
Помимо этого, программа распознает голос по 70 параметрам, при этом соотносит речь с мимикой лица, это позволяет исключить обман с использованием предварительно записанного голоса [2, с. Также искусственный интеллект в некоторых банках может определить личность по скорости набора текста на клавиатуре.
Ответы финансистов ПСБ — одного из крупнейших банков России — в материале. Накопительный счет Накопительный счет — неплохой старт для тех, кто мечтает заработать на банке, но не хочет рисковать. У ПСБ есть продукт «Про запас» без ограничений на снятие и пополнение. Вклады Вклад — традиционный финансовый инструмент. Как правило, его главное отличие от накопительного счета — размещение средств на определенный срок. Условия современных вкладов сильно различаются.
У ПСБ, например, есть вклад «Сильная ставка» со сроком размещения от полугода до трех лет с выгодными процентами. По вкладу «Мои возможности» у банковского клиента не будет ограничений на снятие и пополнение. Есть и другие продукты с различными интересными условиями.
В мире уже существует около 32 000 финтех-компаний. Быстрое внедрение инноваций — ключ к привлечению клиентов. Главная идея такого подхода заключается в том, что те, кто способен быстро внедрять инновации, обретают преимущество на рынке и привлекают больше клиентов. Этот процесс требует не только внутреннего подхода, но и умения привлекать лучшие решения с рынка.
И все это работает только в том случае, если подход динамичен. Небольшие банки, часто ограниченные бюджетом и ресурсами, успешно разрабатывают и внедряют инновации. Как им это удается? Во-первых, небольшие банки могут быстро адаптироваться к изменениям и реагировать на потребности своего потенциального клиента. Во-вторых, обычно такие банки имеют четкую стратегию, нацеленную на инновации и улучшение клиентского опыта. И самое главное — партнерство. Так, сотрудничество с финтех-компаниями и стартапами позволяет банкам получить доступ к передовым технологиям, к принципиально новым продуктам.
И, естественно, так они могут рискнуть выдвинуться в топ банков относительно новаторского подхода. Акселераторы все еще нужны? Исследование , проведенное Университетом Ксавьера в Луизиане, доказало важность акселераторов для стартапов. Именно финтех-акселераторы стали ключевым инструментом для небольших банков в разработке и проверке инноваций. Они предоставляют стартапам и компаниям возможность участвовать в ускоренных программах развития, а те, в свою очередь, помогают банкам идти в ногу со временем, внедряя в свою деятельность новые решения. Главная причина популярности акселераторов — огромный выбор решений, доступных для быстрой проверки. Благодаря акселераторам банки могут открыть для себя целый спектр уникальных решений и оперативно выбрать то, что по вкусу.
Это электронная подпись в смартфоне, дающая возможность подписывать документы. Сервис окажется очень востребованным при ипотечном кредитовании. Абсолют Банк продолжит развивать сервисы на базе биометрии. В частности, в своем мобильном приложении банк намерен реализовать возможность удаленной идентификации с использованием биометрических слепков. Планы в сфере биометрии развивает и Новикомбанк.
Банковский процессинговый центр
«Бесплатный сервис «Банк технологий» помогает предприятиям сэкономить время и в кратчайшие сроки подобрать необходимое современное решение для цифровизации и автоматизации производства, расширения новых линий. Объем венчурных инвестиций в финансовые технологии увеличился в 10 раз (до $20 млрд в год) за последние 5 лет, что подтверждает беспрецедентный рост интереса к технологическим инновациям в данной сфере. Следующий тренд в мире финансовых технологий — это подписка на банковские продукты, услуга, состоящая из нескольких предложений, которые потенциально могут быть полезны и выгодны для пользователя. Узнайте, какие новые технологии в финансовой сфере будут актуальны в 2024 году. Теория и практика применения цифровых технологий в ведущих странах мира Цифровизация оказывает существенное влияние на функционирование современной банковской системы.
Первый российский банкомат: показываем, что внутри
Российских пользователей предупредили о наметившейся и опасной тенденции: растёт количество поддельных банковских приложений. В Банке России рассказали о новой, недавно выявленной мошеннической схеме. Узнайте, какие новые технологии в финансовой сфере будут актуальны в 2024 году. Помимо повышения качества традиционных финансовых услуг, применение технологий машинного обучения будет способствовать расширению возможностей банковских чат-ботов.
"Банк технологий": на столичном инвестпортале заработал Реестр новейших технологических решений
Проблемы внедрения банковских технологий и их решения На сегодняшний день существует комплекс проблем внедрения технологий в деятельность банковских структур, в связи с чем финансовым учреждениям очень важно приложить все возможные усилия для решения следующих задач: сокращение затрат посредством управления производительностью процессов, что связано с тем, что внедрение современных технологий достаточно дорого обходиться финансовым учреждениям; сохранение текущего уровня лояльности клиентов для сохранения и дальнейшего расширения клиентской базы и объема привлеченных финансовых ресурсов; организация процессов сбора долговых обязательств; рациональная оптимизация бизнес-процессов и IT-инфраструктуры для сохранения возможности оперативного масштабирования: как «сжатия», например, при наступлении кризисных ситуация на рынке, так и расширения, например, после налаживания ситуации, либо в ходе слияний и поглощений, которые в настоящее время активно происходят в банковском секторе. Для повышения уровня конкурентоспособности финансовых учреждений, для того, что банковским структурами удерживать лидирующее положение на соответствующем рынке, банковская структура должна на постоянной основе совершенствовать качество предоставляемых продуктов и услуг.
Big Data Независимый финансовый советник, основатель S. Reliance consultingа Смбат Артенян говорит, что одна из самых интересных и перспективных технологий в банковской системе 2023 года - это Big Data.
Она собирает и обрабатывает информацию, цифровые данные в больших масштабах. Сбор информации посредством обзвона людей роботами значительно сокращает расходы на дополнительных сотрудников в штате. Некоторые роботы настолько адаптированы, что не сразу можно понять, что общаешься не с человеком", - объясняет эксперт.
В том числе она связана с переходом на отечественное программное обеспечение, отмечают эксперты, опрошенные "РГ". N 166. До 2025 года объекты критической инфраструктуры обязаны полностью перейти на независимые технологические решения", - отметил в разговоре с "РГ" гендиректор IW Group Александр Шибаев. Миграция происходит после системного анализа различных импортонезависимых продуктов и проведения пилотных проектов". Сейчас банкам предстоит ускорить процесс перехода на российские технологические решения.
У банков только сформировалась картина, как должен выглядеть их новый ИТ-ландшафт. Год работы ушел для формирования понимания архитектуры. В это время шли и еще продолжаются разработки и испытания некоторых отечественных решений. По некоторым сложилось понимание, - добавляет Александр Шибаев. В этот срок необходимо подготовить проект, договориться с вендором, найти бюджет, разработать, протестировать, отладить, установить, адаптировать и, наконец-то, мигрировать.
Каждый шаг - это время и деньги". Тем не менее, продолжает эксперт, процесс идет быстро. К активным процессам цифровизации можно отнести развитие новых платежных сервисов на базе СБП и карт "МИР", развитие веб-решений, роботизацию многих банковских операций. С появлением и развитием СБП и параллельным переходом организаций на технологически независимые ИТ-решения - меняется архитектурный ландшафт банков. Развиваются российские сервисы.
В обозримом будущем их станет еще больше. Вместе с тем развиваются технологии дистанционно обслуживания. Причем они переходят на работу уже со счетами клиентов.
В основе системы лежит использование методов компьютерного зрения, установленные камеры в режиме реального времени фиксируют максимальный набор ракурсов вошедшего в офис человека», — цитирует РИА Новости комментарий пресс-службы МКБ. В банке пояснили, что видеоаналитика позволяет оценивать самые разные факторы — вплоть до эмоционального состояния клиента. На основе полученных данных можно создавать сценарии оперативного реагирования на инциденты безопасности и нестандартные ситуации. Альфа-Банк для повышения удовлетворенности клиентов решил задействовать нейронные сети. Для банка «Русский Стандарт» одно из приоритетных направлений — платежная сфера, развитие сервисов по оплате смартфоном в одно касание.