В советской журналистике настал период полного её подчинения власти, эпоха полного контроля над прессой. Еженедельная региональная газета "Московские новости" выходила как в русских, так и в английских изданиях и освещала внутренние и международные события. Она стала очень популярной в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Обзор теленовостей, журналов и газет за май 1979 года в СССР. 8 апреля 1987, «Литературная газета» По словам молодого московского инженера, «культ силы становится нормой для подростков».
Советское радио и телевидение
11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. Информационная программа "Время" Программы за 1975-1985 годы Советские новости Новостные передачи в СССР 26.03.15. «600 секунд» стала первой в Союзе криминальной хроникой, показавшей всю мешанину беднеющей советской жизни, при которой люди пускались во все тяжкие. музыка из программы новостей ссср. Информационная программа "Время" Программы за 1975-1985 годы Советские новости Новостные передачи в СССР 26.03.15. Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни.
Газеты СССР
Перестройка СМИ в годы перестройки | В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. |
Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период? / Оффтопик / iXBT Live | Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. |
Цифровые архивы газет | В советскую эпоху печать подчинялась партийным органам, но выполняла и самостоятельные регулирующую и контролирующую функции по отношению к различным учреждениям, поэтому однозначно определить статус прессы в обществе непросто. |
Мониторинг повседневности: советские газеты от января к декабрю 1990 года — Журнальный зал | Последние Новости СССР, Все новости СНГ и договора ОДКБ; новостные ленты всех стран бывшего СССР сегодня. За всю историю СССР и РФ почти 750 сотрудников военной разведки удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России, тысячи имеют высокие награды. |
В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов егэ ответы
Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. Еженедельная региональная газета "Московские новости" выходила как в русских, так и в английских изданиях и освещала внутренние и международные события. Она стала очень популярной в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ. Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ.
Цифровые архивы газет
«600 секунд» стала первой в Союзе криминальной хроникой, показавшей всю мешанину беднеющей советской жизни, при которой люди пускались во все тяжкие. Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована. советскую эпоху, а 63% сожалеют о.
Выпуск новостей в 15:00 от 27.04.2024
При Сталине и Брежневе были совсекретны сведения о том, сколько у нас было выпущено в год — три или пять тысяч боевых самолетов. Зато у нас сейчас бьют в барабаны на телеэкранах и в газетах о том, что в РФ выпустили за год аж целых три боевых самолета! В 1928—1931 гг. Сейчас они не запрещены, но попробуйте написать подобное и напечатать это в крупном российском издательстве. В лучшем случае ваше произведение выйдет с огромными купюрами, а скорее всего его завернет редактор, и не потому, что ему не понравилось, а потому, что он боится — а вдруг на него «наедут» власти или какая-нибудь «общественная шпана» типа Поклонской. Кто сейчас пропустит мечту пана Козлевича об использовании «Антилопы» для семейных прогулок — «Слышался бессмысленный смех детей».
Да разве можно такое писать! Наши демократические дети не могут бессмысленно смеяться! А историю с отцом Федором, охотившимся за стульями тещи Воробьянинова? Попробуйте найдите в современной литературе историю со столь забавным попом! Я сам пострадал.
В книге о начале XIX века я несколько раз подряд повторял «Александр I», а потом для «оживляжа» заменил на «плешивого щеголя». В книжке выражение вырезали. Редактор возмущался: «Да как же можно такое о царе! Редактор задумался, а потом обрадовался: «Так это ж Пушкин! Вот и ссылочку бы дали.
Мы бы пропустили». Я мог бы привести еще длинный список моих невинных фраз, вычеркнутых редакторами. Так, из книги о XIII веке вычеркивали слово «бабы». Тщетно я доказывал, что в те времена иного термина для обозначения прекрасного пола не было. Современная цензура калечит русский язык, запрещая сотни слов — «поп», «негр», «даун» и т.
Гимн Советский окрыляет, смысл его великих слов, душу людям согревает, отгоняя прочь врагов. Пятнадцать дружеских сестер, семьей одною назывались и чтобы дать врагам отпор, на беды вместе отзывались. Много наций проживало, на твоей земле большой, дружба всех объединяла, больше нет страны такой. Все блага, недра и богатства, служили людям всей страны, в которой были дружба, братство и визы не были нужны. Труд доярки был в почет... Труд доярки был в почете, героем был горняк — шахтер и хлопкороб в своей работе и славный парень комбайнер. Предприятия, заводы, фабрики и комбинаты, выпускали пароходы, самолеты, агрегаты. На полях посевы зрели, битва шла за урожай, стремились люди и хотели, чтоб расцвел родимый край.
Подлым и некрасивым было то, что на гражданах наживались, что на их желании что-то приобрести кто-то зарабатывал. Нередки были случаи, когда за иностранные вещи выдавались предметы советского производства. Такой обман не считался достойным поведением, тоже резко негативно воспринимался обществом. В настоящее время китайские вещи часто выдают за что-то качественное, продают их по высоким ценам. Но такой бизнес никого не смущает, считается совершенно нормальным явлением. Работать меньше С тунеядством в советские времена боролись. Было стыдно сидеть дома, не приносить в семью деньги. Работали тогда все, поскольку никому не хотелось проблем с законом. За отсутствие места трудоустройства на протяжении длительного времени могли наказать исправительными работами. Если человек не работал в полную силу, если все перекладывал на плечи коллег, то к нему тоже относились не лучшим образом.
Для регистрации не шили платье и не покупали костюм — в те годы приходили в чем придется. Обручальными кольцами тоже не обменивались. Все было сдержанно, и далеко не всегда гости были свидетелями торжества. Свадебная индустрия зародилась лишь в 1960-е, превратив незатейливую регистрацию брака в по-настоящему пышное торжество. В советских магазинах достать красивую одежду было непросто, поэтому часто приходилось шить блузки и платья самостоятельно. Выбор обуви и сумок тоже был не велик: однотипность моделей расстраивала каждую советскую модницу. Именно поэтому те, кому посчастливилось дружить с фарцовщиками, не жалели средств на желанные обновки. Женщины, чьи мужья были военными или моряками, часто отправлялись с ними в командировки, из которых привозили импортные предметы гардероба — и нередко оставляли в закромах, дабы избегать осуждений со стороны соседей. В наши дни каждый носит то, что хочет и может себе позволить. Люди не стесняются делать комплименты дорогим джинсам и не упустят возможности уточнить, в каком магазине девушка купила красивый клатч.
СССР старые новости.
«Правда» и «Известия» | Начало Перестройки и "эры гласности" стало эпохой перемен для одних и началом конца для других. |
Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг - Ресурс студентов-филологов | К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. |
Журналистика периода "оттепели" | Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. |
Социокультурная история советских массовых коммуникаций (сводный реферат) | Михаил Минц | В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием. |
Особо бдительные товарищи. Как доносительство стало привычкой советских людей | Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ. |
«Перемен требуют наши сердца»
"Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..." | новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. |
Мониторинг повседневности: советские газеты от января к декабрю 1990 года — Журнальный зал | самые свежие новости спорта на сайте 90 лет героической эпопеи спасения челюскинцев и учреждения звания Героя Советского Союза. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. |
ВОПРОСЫ СССР | СССР старые новости. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё». |
Пропаганда в СССР — Википедия | Новости Центрального телевидения СССР отличались по формату и подаче от теленовостей, какими их привыкли видеть сегодня. |
Новости СССР listen online
В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале советскую эпоху, а 63% сожалеют о. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Старейшее советское издание на английском языке стало своеобразной призмой, через которую на происходящее в СССР смотрел весь англоязычный мир.
Перестройка СМИ в годы перестройки
Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). Советская цензура в эпоху тотального террора. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Главным в работе СМИ в этот период становится обзор положения дел в экономике, борьба с последствиями культа личности, с общим беззаконием. Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов.
Не карточки, так талоны: как жили в СССР в эпоху вечного дефицита
Кустари и ремесленники в связи с налогом грозились повысить плату за вырабатываемые изделия, но встретили дружный отпор со стороны середняков и бедняков: - Закон о налоге выработан нами самими, - говорят крестьяне, - наши представители есть и во ВЦИК, и в Наркомземе, Наркомфине, и в других центральных учреждениях. В село Нижние-Прыски Калужской губ. Не успели войти в хаты, как крестьяне потянулись к ним за новостями. Первый вопрос - о новом сел. Отпускники устроили беседу. На все свои вопросы крестьяне получили разъяснения. Остались довольны: - Приветствуем новый закон, который облегчает налог беднякам, - говорили крестьяне, расходясь. Отпускник Гудит-гудит!! Принудительный ассортимент.
По сведениям, полученным Наркомторгом РСФСР, представитель Продасиликата предложил тульскому потребсоюзу при отпуске вагона чайных стаканов обязательно принять 4000 фужеров для шампанского и 3000 штук сахарниц. Несмотря на то что райсоюз испытывал острую нужду в стаканах, необходимых для деревни, он вынужден был отказаться от предложения представителя Продсиликата, так как цены на стаканы пришлось бы значительно повысить. Наркомторг затребовал от Продсиликата объяснений. В стране рабочей и крестьянской, Ну как не пить,.
Долматовский , «Звенит гитара над рекою…» А. Новиков, Л. В этот период начинается творческая деятельность композиторов А. Петрова, А. Шнитке, Р.
Шедрина, А. Культура шестидесятников породила новый жанр в музыке — авторскую песню. Его отцом принято считать Булата Шалвовича Окуджаву 1924—1997 , который в конце 1950-х гг. Их песни распространяли по стране с помощью аудиосамиздата. На радио, телевидение, в студии грамзаписи бардов тогда не приглашали. Булат Окуджава выступает во Дворце культуры автомобильного завода имени Лихачёва, 1964 г. Фотография Валентина Хухлаева В 1955 г. На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура. Для застройки жилых кварталов использовались дешёвые строительные материалы и стандартные проекты «без архитектурных излишеств».
Известными архитектурными памятниками функционализма начала 1960-х гг. Государственный Кремлёвский дворец. Главный архитектор М. Посохин, 1960—1961 гг. Фотография C. Крупнейшим культурным событием 1957 г. Насыщенная программа 13 фестивальных дней включала в себя международные выставки художественной фотографии, изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, семинары, концерты национальных делегаций. Прошёл также международный кинофестиваль, на котором было представлено более 120 фильмов из 30 стран. В 1958 г.
В 1959 г. В его рамках, кроме основного конкурса — полнометражных фильмов, проводились также конкурсы документального кино, дебютных, поисковых и экспериментальных работ. О достижениях советской культуры стало больше известно за рубежом. Кроме кинофильма «Летят журавли» престижными международными премиями были отмечены картины «Баллада о солдате» режиссёр Григорий Наумович Чухрай, 1959 г. С огромным успехом в 1956 г. Фотография Умнова Узнать больше М. Гений — это совсем не слишком сильное определение для танца Улановой. Публика лондонской премьеры была в экстазе. Она была восхищена всем ансамблем Большого театра, но по отношению к Улановой это уже походило скорее на благоговение.
Марго Фонтейн была в слезах. Овации продолжались почти полчаса. Уланова, в центре всей труппы, нервно вздрагивала, как будто испуганная этим грохотом аплодисментов по ту сторону рампы. К концу оваций она как будто пришла в себя и поверила, что Лондон приветствует её, её улыбка стала менее напряжённой и даже счастливой. До этого никто не подумал о том, каким тяжёлым испытанием был этот спектакль для Улановой. Она встретилась с наиболее опытной и профессионально знающей балетной публикой если не считать русских зрителей , она танцевала свою самую блестящую роль, но танцевала уже в возрасте 47 лет, и самое главное, она должна была показать себя на уровне той легенды, которая пришла раньше её, — легенды, которая создавалась и ширилась в Лондоне чуть ли не в течение 20 лет. Она всё это преодолела и достигла даже большего. Уланова в Лондоне познала такой триумф, как ни одна балерина со времён Павловой». В 1952 г.
Дебют оказался успешным: в общем зачёте СССР занял второе место, завоевав 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей в девяти видах спорта. Первой советской олимпийской чемпионкой стала метательница диска Нина Ромашкова-Пономарёва. В 1956 г. Золотые медали завоевали советские конькобежцы, лыжники и хоккеисты. Выдающимся спортсменом был Лев Иванович Яшин 1929—1990 , вратарь футбольной сборной СССР, выигравшей золотую медаль на летних Олимпийских играх 1956 г. Яшин — единственный вратарь, получивший «Золотой мяч», самую престижную международную награду для футболиста. Во всём мире Яшина называли либо «Чёрная пантера» за его всегда чёрную вратарскую форму, подвижность и акробатические прыжки , либо «Чёрный паук» за длинные, всё достающие руки. Но в основе его успеха были не физические данные, а способность предугадывать действия противника и заранее находиться там, где легче всего забрать мяч. Лев Яшин на тренировке, 1960 г.
Фотография Хенка Линдебума В 1960 г.
В это время меняются концепции изданий, они становятся более определенными и политически, и идеологически, и творчески62. Читательская аудитория, нуждающаяся в удовлетворении самых базовых потребностей, нередко просто отказывается от газет, ограничиваясь программами ТВ63. Эта ситуация ухода читателей ощутима по тону газет, по распаду всех материалов на два разнородных, почти автономных потока: с одной стороны — освещение внутриполитической жизни страны, с другой — немногочисленные письма и корреспонденции с мест, в которых речь идет о каждодневных бытовых трудностях. Политическая информация в газетах между тем становится устрашающей.
Ельцин был прав: этот путь вел к коллапсу экономики и — добавим — усилил тенденции к "бегству" союзных республик. В конце ноября Верховный Совет поставил президенту ультиматум: Горбачеву было предложено в двухнедельный срок принять решительные меры по наведению порядка в экономике. Через четыре дня Горбачев обнародовал Указ об усилении рабочего контроля в целях наведения порядка в хранении, транспортировке и торговле продовольствием и товарами народного потребления. Умалатова была "зашикана" депутатами и на все время работы съезда превратилась в постоянный объект для иронических выпадов. Отметим, что это "зашикивание" было следствием не сервилизма, а изменения общественных настроений — время обвинений Горбачева "снизу" прошло.
И не потому, что люди стали к нему относиться лучше: просто многие интуитивно ощутили или осознали в результате размышлений , что в развертывающейся игре он — уже не решающая фигура. При этом массовом "разбегании" люди, кажется, уже мало обращали внимание на протесты аналитиков, предупреждавших о катастрофических последствиях курса правительства: "Наша страна впервые подошла к тому рубежу, за которым лежит экономический хаос. Дефицит составит 250 млрд. А это сигнал приближающейся катастрофы, для описания последствий которой у нас не хватает слов. Поток пустых денег затопит нас, разрушив экономику окончательно"65.
Призывы к чрезвычайным мерам и предупреждения либеральных экономистов, похоже, доносятся до читателей как будто из другого мира. Если раньше на страницах газет разворачивались целые дискуссии, связанные с "острыми" выступлениями специалистов, то теперь газеты не публикуют никаких откликов читателей на "страшные" прогнозы. Более того, и сами журналисты, штатные аналитики избегают комментариев. Первая причина этой отстраненности — неверие людей в то, что правительство СССР способно хоть что-то исправить и что его поэтому есть смысл в чем бы то ни было убеждать. Приходится с глубокой горечью признать, что духовная мощь России погибла"66.
Но такой "похоронный звон" для страны откровением не был: к осени подобные настроения, видимо, были приняты людьми как новые условия жизни. В октябрьской статье журналист и депутат Верховного Совета СССР Алла Ярошинская задается вопросом: что происходит в стране, есть ли хоть какая-то власть? Торжество центристского сознания — наш завтрашний день"68. Это не очень аргументированное в статье положение можно рассматривать как реакцию на всеобщую индифферентность, угасание массовой политической активности. Удобное понятие "центризм" является эвфемизмом для обозначения общей апатии.
Волки и овцы Именно осенью на страницах уральских районных газет появляются заявления о том, что "народ" вновь приносится "начальством" в жертву неведомой идее. Сутью этих заявлений была идея возвращения в утраченное и потому казавшееся прекрасным и хорошо приспособленным для жизни социалистическое прошлое. При этом "начальство" выглядело враждебным этой идее именно потому, что "попустительствовало" "перестроечному мусору" — например, в СМИ. Манипулятивные технологии, которые можно "вычислить" по публикациям осеннего времени, не очень отличаются от хорошо проверенных временем и эпохой "коллективных протестов" брежневской эпохи. Сложность анализа в таком случае связана именно с "неразличимостью" самой материи таких выступлений.
Кто это писал — "волки" или "овцы"? Сочинена публикация полностью по заказу в редакции либо искренне написана реальными "простыми людьми" но тоже по заказу или, лучше сказать, по "наущению"? Приведем в качестве примера текст, во многом подхватывающий идеи известного письма Н. Подобная программа не должна преобладать в нашей стране, пропагандирующей братство, солидарность людей всех национальностей, за лучшую жизнь трудящихся, за мир и счастье". Коммунисты просят ЦК КПСС — минуя руководство Гостелерадио — противопоставить этой "вакханалии" другие передачи, "правдиво", "документально" отражающие "жизнь страны".
В финальной части обращения сказано: "Да, коммунисты делали все возможное для преодоления сложившихся обстоятельств в процессе построения социализма. И не вина партии в том, что отдельные ее члены допускали ошибки. Ведь путь, по которому развивалось общество, неизведан. Любая цивилизация имела свои ошибки. В целом же КПСС вела массы на борьбу за лучшую жизнь народа.
На современном этапе коммунисты в авангарде за стабилизацию хозяйства с последующим переходом к рыночным отношениям, за углубление процесса, дающего возможность быть хозяином страны каждого гражданина СССР". Редакция, кажется, не подвергла это обращение никакой правке — многочисленные грамматические ошибки оставлены в неприкосновенности. Несогласованность общего строя обращения, косноязычие изложения мыслей могут рассматриваться как знак поверхностности усвоения риторических фигур. Но сам протест "простых сельских тружеников", проявившийся в одном конкретном требовании — транслировать передачи, альтернативные "Взгляду", наводит на размышления. Вероятно, обращение в "Советском селе" могло быть инспирировано челябинским обкомом по негласному указанию из Москвы или по собственной инициативе недаром же оно напечатано на первой странице в первую очередь для поддержки государственного давления на программу "Взгляд" и на поддерживавшие ее общественные круги.
Связано это с тем, что в ноябре 1990 года после того, как главой Гостелерадио стал Л. Кравченко, резко усилилось давление на "Взгляд" и на историческую программу "Веди", которую делал "взглядовец" Дмитрий Захаров отчасти это было связано с тем, что все "взглядовцы", кроме Захарова, избрались в Верховный Совет РСФСР и выступали со все более антикоммунистических позиций, то есть превратились в политические фигуры; напомню, что "Взгляд" в декабре 1990 года фактически закрыли — до августовского путча 1991 года. Стиль обращения подтверждает, что авторство могло принадлежать самой редакции скорее всего, реальное письмо подверглось бы хотя бы минимальной правке. Но заметим, что "труженики села" кто-то из активистов — колхозников или пенсионеров могли написать такое обращение вполне искренне. Три главных "объекта" критики в письме — нападки на КПСС, "выигравшую войну", "секс" и "дикая музыка" — были беспроигрышными аргументами.
Тогда не так уж важно — кто писал и по чьему заказу. Важна нацеленность такого документа, определяемая как "сбор подписей" против "неуправляемых" и не подавляемых административно в силу отсутствия прежних механизмов "демократов". Для административного вмешательства нужны были аргументы. Обращение в "Советском селе" было одним из них. Несколькими днями раньше передовая статья, посвященная 73-й годовщине Октябрьской революции в том же "Советском селе" завершалась утверждением: "И есть основания утверждать, что в СССР, в частности, мы имеем дело с кризисом, обещающим не закат, а обновление и возрождение общества на основе современного понимания сущности социализма как великой идеи"71.
Упрямое представление о том, что "мы живем при социализме", правда, немного трансформирующемся, можно рассматривать как один из главных способов адаптации к изменившимся условиям. Морковь вы не узнаете Чем локальнее статус газеты, тем она ближе к проблемам своих читателей и дальше от правительственного кризиса. Поэтому в районных газетах ярче прослеживается массовый переход к тактике выживания, резкое снижение политической активности и падение доверия людей к властным институциям. И вновь директор к зданью новой школы Спешит взглянуть — растут ли этажи? Душа звенит, играя каждой стрункой, Как дышится спокойно и легко!
На сонной ферме белопенной струйкой Ударилось в бидоны молоко72. В той же газете через неделю с небольшим опубликована заметка директрисы сельской школы: "73-ю годовщину Великого Октября ученики Лейпцигской средней школы здесь Лейпциг — село в Челябинской области. Накануне мы провели школьный праздник урожая. А это действительно было праздником всей школы, так как наши ученики летом работали комбайнерами, занимались ремонтом школы, выращивали овощи на школьном огороде. Все они станут в ноябре уже не просто школьниками, а октябрятами.
Идет в школе репетиция праздничного концерта. С ним наши дети выступят на торжественном собрании колхозников, посвященном Октябрю…"73 Общая риторика этого сообщения как и стихотворения Пряникова неотличима от риторики брежневских времен. Кажется, что и поэт, и директор, и даже средняя школа села Лейпциг живут в условиях развитого социализма. За этим стоит самая распространенная адаптивная реакция второй половины 1990 года — закрыть глаза на все перемены, создать себе условный неизменный мир, тем самым сохраняя устойчивость реакций и ощущение стабильности. В таком случае перемены признаются, признается и сложность условий жизни, однако в противовес этому выдвигается чувство гордости за советский режим, отражающее модели поведения, зафиксированные в стихах Маяковского "у советских — собственная гордость…".
В таком случае врагом оказывается новый строй и его представители, которые объявляются "буржуями". Так, в Свердловске 8 октября начинается всеобщее обсуждение проекта смены названия города — за возвращение исторического имени Екатеринбург. Противники переименования апеллировали к чисто "хозяйственному" возмущению "что, не знаете, куда миллионы потратить? Более развернутая мотивировка высказана в письме читателя газеты "Рабочее слово" М. Он отмечает, что не понимает, какая именно Екатерина будет увековечена в названии, но точно знает, что одна из них продала Аляску, а другая известна своим легким поведением.
Какая именно Екатерина "продала Аляску" составлявшую, видимо, предмет национальной гордости М. Другой пример отторжения новой реальности — рассказы о поездках за границу. Рассказы путешественников, вновь открывавших для себя мир после десятилетий закрытости, — обширные очерки, газеты отдают под них иногда несколько подвалов, так как интерес к другим странам очень велик.
Противостояние режиму, установленному большевиками после захвата ими власти в октябре 1917-го — сопротивление одиночек, групп, целых категорий населения, — не прекращалось практически никогда, даже в эпоху террора 1918—1953. Оно принимало самые разные формы и масштабы: от массового вооруженного сопротивления крестьянских восстаний 1920-х — начала 1930-х, партизанских войн в Западной Украине и балтийских республиках во второй половине 1940-х — начале 1950-х до «катакомбного» инакомыслия одиночек, реализовывавшегося в тайном литературном творчестве, в частной переписке, в дневниковых записях и приватных разговорах, от отказа ряда религиозных общин подчиняться диктату атеистической власти до деятельности оппозиционных группировок внутри самой правящей партии. Мы склонны полагать, что между какими-либо коллективными формами сопротивления государственному насилию сталинской эпохи и возникновением диссидентского сообщества в 1960-е не прослеживается никакой заметной преемственности. Истоки диссидентства следует искать в иных историко-культурных контекстах. На наш взгляд, таким контекстом является интеллектуальное, культурное, а иногда и политическое свободомыслие, распространившееся среди интеллигентной молодежи в 1940-е и особенно заметно проявлявшееся в студенческой среде. Значительная часть послевоенного советского студенчества уже не принимала «советскую действительность» либо отдельные ее аспекты. Свободомыслие 1940-х особенно интересно тем, что его носителем стало поколение, уже полностью сформированное советским воспитанием, советской литературой, советской политической пропагандой. Оно возникло автохтонно, без видимых внешних влияний кроме, быть может, краткого опыта знакомства с Европой у фронтовиков, — но какой набор европейских ценностей могла представить победителям страна поверженного нацизма? Оно зародилось внутри замкнутого и, казалось бы, самодостаточного мифа, порвавшего всякую связь и с внешним миром, и с прежней культурно-исторической традицией. Иногда оно продуцировалось культурными или нравственными семейными традициями, но чаще возникало спонтанно, в результате индивидуальных духовных исканий и критического переосмысления пресловутой «советской действительности». Но это уже было не то «инакомыслие одиночек», о котором говорилось выше. Оно вышло из катакомбного разъединения и требовало каких-то форм самореализации. Крайним проявлением вольномыслия молодежи 1940-х стали подпольные политические кружки. Кое о каких из них мы знаем из мемуарной литературы или из случайных упоминаний в современной печати. Можно с уверенностью говорить о десятках таких кружков численностью от двух-трех до десяти-пятнадцати человек. А это уже социальное явление. Кто были эти молодые люди? Студенты или даже школьники-старшеклассники, по преимуществу дети из интеллигентных семей, в том числе и из партийной интеллигенции; иногда но не обязательно дети репрессированных. Идеология этих «подпольщиков» могла быть разной, но большинство из них, по-видимому, определяли себя как «истинных ленинцев» и мечтали освободить страну от сталинской тирании, чтобы вернуть ее на «ленинский путь». Для этого они изучали труды классиков марксизма: писали конспекты, сочиняли рефераты, устраивали обсуждения прочитанного и сочиненного. Придумывались политические программы, детские, наивные — сегодня их даже неловко читать; но за эти полудетские игры жестоко сажали, и известны случаи расстрелов по таким делам. Однако подпольные кружки — это крайний и нечастый случай. Гораздо более серьезную роль в становлении инакомыслия сыграло этическое и эстетическое неприятие режима, складывавшееся в послевоенный период как реакция на «завинчивание гаек», предпринятое Сталиным в политико-культурной сфере после окончания войны Постановление Оргбюро ЦК ВКП б от 14. Это неприятие проявлялось в отношении к официальным мероприятиям, в дружеских разговорах, неортодоксальных литературных увлечениях, бытовом поведении. Новое мировоззрение рождалось в той же среде, что и подпольные группы, но центрами кристаллизации этого мировоззрения были не законспирированные кружки, а стихийно складывавшиеся студенческие компании. И признаком принадлежности к этим компаниям было не конспектирование «Государства и революции», а культурные предпочтения: «своего» отличали от «чужого» не по политическим взглядам, а по отношению к запрещенным или полузапретным поэтам, современной живописи и т. Отношение к официозу выражалось не столько в прямой полемике с ним, сколько в отторжении от него, иронии, скепсисе, осторожных шутках, интересе к иным философским системам например, к эзотерическому знанию. Если же прямая полемика и возникала, то она чаще всего принимала художественную форму. Это, разумеется, не гарантировало от ареста в случае, если вольнодумные литературные упражнения становились известными госбезопасности: так случилось с Аркадием Белинковым, Борисом Чичибабиным, Наумом Коржавиным, Александром Есениным-Вольпиным и некоторыми другими молодыми литераторами. Может быть, уместнее говорить даже не о наследии, а о продолжении судеб: многие из людей, вокруг которых складывалось диссидентское сообщество в те годы, когда «диссидентство» переставало быть судьбой немногих одиночек и становилось заметным культурным, социальным и политическим явлением, — не те ли же самые вольнодумцы послевоенной эпохи, только на 10—20 лет старше?