5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственног. высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления России в 1711-1917 гг. 22 февраля 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе. 5 марта (22 февраля) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. с, последняя - т). Правительствующий сенат — название высшего государственного органа законодательной, исполнительной и судебной власти России, подчинённого императору и назначаемого им, который был создан изображённым на марке монархом.
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории.
ОН захвотил деревню но её сожгли Чтобы Римляни немогли есть. Цезарь начел сражаться. Вся Галия пошла на Геля. Цезарь смог выйгрть сражение. После этого Он захотел вернутся в Рим.
Участвовал в переговорах при заключении договора с Австрией. Беринг Витус — руководил экспедицией на Камчатку, во время первой Камчатской экспедиции 1725-1727 пока не удалось открыть пролив между Европой и Азией. Голицын - один из лидеров Верховного тайного совета. Участвовал в переговорах с Австрией в 1727 году. Составитель кондиций для Анны Иоанновны. Головкин — член Верховного тайного совета, противник Меншикова. Доверенное лицо Екатерины 1. Она ему доверила завещание, по которому престол должен был перейти к дочерям. Но он уничтожил его и предложил на престол Анну Иоанновну, при которой был первым кабинет- министром. Долгоруков- член Верховного тайного совета, русский военачальник.
Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский. После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г.
В издании содержится более пятисот латинизмов и около 340 их производных. Словарь рассчитан на специалистов-филологов, но будет полезен всем интересующимся историей русского языка. Энциклопедический справочник сенат здание в Кремле, предназначавшееся для размещения московских департаментов Правительствующего Сената. Построено в 1776—87 архитектором М. Казаковым на треугольном участке между Кремлёвской стеной, арсеналом и Чудовым монастырем, на месте выкупленных казной частных владений князей Трубецких и Барятинских. Конфигурация участка определила и форму здания, представляющего собой треугольник с внутренним двором; в один из внутренних углов двора мастерски вписан главный Круглый Белый, Екатерининский зал, перекрытый внушительным куполом диаметром 24,7 м. Протяжённые фасады декорированы мощными пилястрами дорического ордера, входы отмечены четырёхколонными ионическими портиками, внешние углы постройки срезаны, образовавшиеся в результате «короткие» фасады украшены глубокими двухколонными лоджиями. В торжественном интерьере Круглого зала выделяются расположенная по его периметру коринфская колоннада и лепные барельефы — разделяющий окна первого и второго светов фриз с композициями, в аллегорической форме прославляющие императрицу-законодательницу Екатерину II скульптор Г. Замараев, разработка сюжетов — Г. Державин и Н. Львов , и медальоны с портретами русских князей и царей в простенках низкого барабана купола копии с произведений Ф. Купол главного зала играет важнейшую роль в формировании архитектурного облика Красной площади, располагаясь на её поперечной оси, между Спасской и Никольской башнями. С 1856 в здании помещались Московская судебная палата и Московский окружной суд отсюда другое распространённое название Сената — Здание судебных установлений. В 1918—23 здесь жил В. Реставрировано и реконструировано в 1995—96 архитектор М. Посохин и др. О словаре Энциклопедия «Москва» 1997 года — справочное издание, приуроченное к юбилею 850-летию столицы и подготовленное по поручению правительства Москвы. В справочнике содержится информация об истории основания города, его правителях, начиная с Юрия Долгорукова и заканчивая нашими современниками, о том, как изменялся вид города с течением времени. В энциклопедии даны сведения о величайших сражениях, имевших место на территории Москвы, приведены биографии самых известных уроженцев, даны списки культурных достопримечательностей города. Адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей столицы. Энциклопедический словарь лат.
Новости и события Российского исторического общества
(латинское sеnatus, от sеnеx старик), Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. 5 марта (22 февраля) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат – высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. 5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственног. Правительствующий сенат — название высшего государственного органа законодательной, исполнительной и судебной власти России, подчинённого императору и назначаемого им, который был создан изображённым на марке монархом.
53. Правительствующий Сенат в системе Государственной власти Российской империи.
Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов.
После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3].
На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман.
Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III[ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления.
Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27]. Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Сенат при Екатерине II и Павле I[ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29]. I департамент занимался внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами по губерниям, находившимся на особом положении — Малороссии , Лифляндия , Эстляндия , Выборгская губерния, Нарва , IV — делами военными и морскими. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными.
Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах «единогласно» и лишь за разногласием переносились в общее собрание сенаторов. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех сенаторов что напоминало парламент в его классическом смысле в государстве, а лишь от 3 — 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате при каждом департаменте, кроме I, с 1763 года был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 году, а до тех пор её обязанности исполнял генерал-прокурор [28]. В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которой отличалось сенатское делопроизводство. Ещё более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесён тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т.
Даже от участия в работах Уложенной комиссии Сенат был совершенно отстранён [28] ; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причём по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довёл многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся её доверием, — главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому , благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролёром. Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с князем Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Иногда они носили характер личных поручений, определявшихся отношением Екатерины к тому или иному лицу и степенью оказываемого ему доверия; например после смерти Баура, бывшего как бы министром путей сообщения, дела его были распределены между адмиралом Грейгом , фельдмаршалом Чернышёвым и князем Вяземским.
Почтовое управление поручалось то Вяземскому, то Шувалову , то Безбородко. Огромным ударом для Сената явилось и изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причём военная коллегия обособляется совершенно, подчиняясь только монарху. Значению Сената и степени его власти был нанесён далее тяжёлый удар учреждением губерний 1775 и 1780 годы. Многие дела Сената перешли из коллегий к Губернаторам, и коллегиям, с которыми у Сената выработался уже известный « modus vivendi ».
Современники указывали и на то, что президенты коллегий, будучи сенаторами, подавляли своих «советников» и уничтожали всякое значение коллегиального рассмотрения дел. Пётр 30 мая 1720 года повелел учредить должность рекетмейстера для приёма челобитных в Сенат на коллегии и на канцелярии. Рекетмейстер вскоре приобрёл огромное значение в качестве надзорного органа за делопроизводством в коллегиях. Из всех учреждений, состоявших при Сенате, наибольшее практическое значение имела прокуратура, появившаяся 12 января 1722 года. Прокуратура собой представляла сложную и стройную систему надзора не только над Правительствующим Сенатом, но также над всеми местными и центральными административными и судебными учреждениями.
Сенат в последние годы правления Петра На последнем этапе правления Петра, когда он после окончании Северной войны больше прежнего стал уделять внимание делам внутреннего управления, чрезвычайные полномочия Сената потеряли смысл. Уменьшение его власти главным образом сказывалось в области законодательства. В первое десятилетие существования Сенат, сдерживаемый в области гражданского права Соборным уложением 1649 года, в сфере административного права пользовался широкой законодательной властью.
Контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений.
Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой система приказов с их расплывчатыми функциями была заменена по шведскому образцу 12 коллегиями — предшественниками будущих министерств.
Слайд 14 Спасибо за внимание Иодко Евгений.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Екатерина I (1725-1727)
Цезарь начел сражаться. Вся Галия пошла на Геля. Цезарь смог выйгрть сражение. После этого Он захотел вернутся в Рим. Но сенаторы не хотели его встречать.
Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры , появившийся также в 1722 году [9]. К учреждению прокуратуры Пётр пришёл не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением 27 ноября 8 декабря 1715 года должности генерал-ревизора , или надзирателя указов.
Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов. В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась [14]. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний [8]. Избранное 13 24 февраля 1720 года им лицо — Анисим Щукин — оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарём Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина 28 января 8 февраля 1721 года Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор.
Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним [3]. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8].
С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8]. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет. В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А.
Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи. Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство.
При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление.
Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16].
Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман. Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III[ править править код ] 12 23 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности [3]. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.
Иностранная коллегия осталась, однако, неподчинённою Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти всё время занимал ничем не примечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Синоду [25]. В 1756 году Сенату было подчинено запорожское казачье войско [26]. Учреждение Конференции при Высочайшем дворе 5 16 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами [27].
Пётр III , вступив на престол 25 декабря 1761 5 января 1762 года, упразднил конференцию, но 18 29 мая 1762 года учредил совет , по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение [28]. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Сенат при Екатерине II и Павле I[ править править код ] По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени [29]. I департамент занимался внутренними и политическими делами, II — судебными, III — делами по губерниям, находившимся на особом положении — Малороссии , Лифляндия , Эстляндия , Выборгская губерния, Нарва , IV — делами военными и морскими. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными.
Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах «единогласно» и лишь за разногласием переносились в общее собрание сенаторов.
Остерман - член Верховного тайного совета, воспитатель и наставник Петра 2. Член Верховного тайного совета. Союз между Австрией и Испанией был заключён в 1725 году против Англии и Франции. Затем подключилась Пруссия и 6 августа 1726 г. Союз распался в 1731 году. Венский договор 6 августа 1726 года - договор между Священной Римской и Российской империями. Он стал основой внешней политики России и Австрии. В поддержании мира в Европе.
Россия заняла прочное место в европейской политике. Верховный тайный совет — высшее государственное учреждение в России в 1726-1730г.
Несмотря на большое количество злоупотреблений, с которыми связано существование тайных доносчиков до 1714 года они даже не подвергались взысканию за ложный донос , фискалы принесли пользу, являясь методом надзора над местными учреждениями. Когда прекратились отлучки Петра, вызвавшие создание Сената, вопрос о его закрытии не вставал. При теряющих значение приказах Сенат был местом, где производились важнейшие дела государственного управления, суда и законодательства. Значение Сената не было подорвано и учреждением в 1718—1720 годах коллегий. Замечание 1 Наоборот, после учреждения коллегий, куда отошла масса текущих дел, значение Сената повысилось. По указу 1718 все президенты коллегий были сделаны сенаторами. Этот порядок существовал недолго; медленность делопроизводства в Сенате заставила признать, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести труды сенатора.
Также Петр нашёл, что Сенат, как инстанция над коллегиями, не должен состоять из сидящих в коллегиях лиц.
Что Петр I учредил как высший орган государственной власти?
высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим как высший орган государственной власти и законодательства. Александр I восстановил права Правительствующего Сената – высшего государственного органа России, подчиненного государю. 1917 г.г. - высший государственный орган, подчинённый императору. учре-ждён петром 1 как высший орган по делам законодательства и управления. 5 марта (22 февраля) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. 5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственног.
Остались вопросы?
В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору [5 букв]. 5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственног. 5 марта (22 февраля) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат – высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства. высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления России в 1711-1917 гг. 22 февраля 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе. В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору [5 букв].