Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не зафиксировало признаков наличия у Ирана ядерного оружия, сказал гендиректор организации Рафаэль Гросси. Главная» Блог» Авторские статьи» Пхеньян и Тегеран наносят ответный удар: Иран получит стратегические ракеты КНДР, а КНДР – тысячи иранских беспилотников. Эксперт по Ирану Сима Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, в свою очередь, заявила, что Тегеран в течение недели может получить достаточно урана для производства атомной бомбы.
Ядерные державы мира на 2024 год, список стран имеющих ядерное оружие
Израилю придётся смириться с наличием у Ирана ядерного оружия – Strategist | «Абзац» разбирался, сможет ли Иран разработать ядерное оружие и как это повлияет на геополитическую обстановку на Ближнем Востоке. |
Гросси: МАГАТЭ не видит признаков наличия у Ирана ядерного оружия - Новости | Пока либо Иран не снимет задачу уничтожения Израиля, которая сегодня официально стоит и является центром иранской идеологии, либо Израиль каким-то образом не отобьется окончательно. |
Израилю придётся смириться с наличием у Ирана ядерного оружия – Strategist / ИА REX | Тегеран и Вашингтон рассматривают окончательный текст предложения, подготовленного ЕС для возможного возвращения США к ядерной сделке, подписанной Ираном с мировыми державами в 2015 г., сообщает New York Times. |
Гросси: МАГАТЭ не видит признаков наличия у Ирана ядерного оружия - Новости | Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) сообщила о том, что в стране удалось произвести уран, обогащенный до 20%. |
В Иране заявили, что Запад смирился с наличием ядерной программы у страны | Статус Ирана как региональной "великой державы" и даже регионального гегемона, тем более обладающего ядерным оружием, несовместим с концепцией управляемости региона Соединенными Штатами. |
Вароли оценил риски ядерной войны после ответного удара Ирана по Израилю
Организация по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) сообщила о том, что в стране удалось произвести уран, обогащенный до 20%. В-третьих, появление у Ирана ядерной бомбы станет сдерживающим фактором для Израиля, печально знаменитого своими убийствами граждан Исламской Республики, задействованных в ее ядерной программе, и регулярными авиационными атаками по объектам иранской военной. Западу пришлось признать, что Иран разрабатывает свою ядерную программу, хотя ему этого очень не хотелось, заявил 9 марта глава иранской Организации. МИД России: нет никаких свидетельств, что Иран хочет заняться разработкой ядерного оружия.
Вароли оценил риски ядерной войны после ответного удара Ирана по Израилю
В 2018 году занимавший на тот момент пост президента США Дональд Трамп принял решение о выходе из этой договоренности. С апреля 2021 года "пятерка" и ФРГ вели с Ираном в Вене переговоры о восстановлении СВПД в его первоначальном виде, которые после нескольких раундов завершились в ноябре 2022 без какого-либо результата. В том же месяце Байден признал, что ядерная сделка с Ираном фактически мертва. В феврале 2024 года в Госдепартаменте заявили, что американская администрация настроена на политико-дипломатическое решение проблемы вокруг иранской ядерной программы. В то же самое время в США не исключают вооруженного конфликта с Ираном в 2024 году из-за якобы попыток страны создать ядерную бомбу и заявляют о необходимости послать республике "военный сигнал" и изолировать иранскую сторону дипломатически в международном плане. Исламская республика отвергла эти заявления.
Бушир и французской фирмой Framatom мощностью 950 МВт неподалёку от г.
После Исламской революции в Иране 1979 г. В 1980-х гг. В 1990-х гг. В этой связи Иран был вынужден развивать атомную отрасль, опираясь в основном на собственные силы. В период правления президента Ирана Мохаммада Хатами 1997—2005 страна взяла курс на улучшение отношений с западными странами: между правительством Хатами и «европейской тройкой» Франция, Германия и Великобритания были заключены Саадабадский договор 2003 и Парижское соглашение 2004 о временном приостановлении Ираном работы по обогащению и переработке урана. Махмуд Ахмадинежад, сменивший в 2005 г.
Хатами, отменил прежние договорённости с «европейской тройкой», заявив о праве Ирана на создание полного ядерного цикла: в январе 2006 г. Нетензе, в августе 2006 г. Эрак, в 2009 г. В 2006—2010 гг. Ахмадинежада и добиться выполнения ранее взятых обязательств Совет Безопасности ООН принял 6 резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них 4 предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны.
У Израиля — это военные базы американцев и их союзников на Ближнем Востоке и в Турции. И эти отношения надо обязательно сохранить. Кимберли Дозье, аналитик CNN в области международных отношений: «Им нужны противобункерные бомбы, чтобы поразить наиболее чувствительные части ядерных комплексов, а подобное оружие есть только у США. Таким образом, может начаться война, в которую будут втянуты Штаты». Именно поэтому Госдеп повторяет, что уверен — Иран не готовится к производству бомбы, МАГАТЭ — что до бомбы Ирану еще очень далеко, пусть он и накопил достаточно урана. Именно поэтому вместо победных реляций The Jerusalem Post объявляет — Израиль не признается, что это он, из стратегических соображений. Израильская разведка объясняет: эффект от угроз уже есть, иранцы убрали свое разведывательное судно из Ормузского пролива, которое координировало атаки хуситов. Именно поэтому не было никаких нападений в Красном море в течение последних дней. Иранцы, кажется, даже подхватывают правила игры. The New York Times уверяет, что удары по Исфахану нанесли сверхновым израильским оружием, которое умеет обманывать системы ПВО на границах. Тегеран объясняет — ПВО ничего не заметили потому, что удары были нанесены изнутри страны, что это дело рук сепаратистов из «Организации моджахедов иранского народа», которые так отметили годовщину убийства своих лидеров еще в 1972-м. То есть Израиль может играть по той же схеме, что Иран — через прокси. И так он может убить двух зайцев — ответить и не ответить одновременно.
Меж тем в России оценили возможные последствия ситуации, если у Ирана появится ядерное оружие. Об этом в разговоре с Lenta. По мнению эксперта, в реальности ядерных держав больше, чем официально принято считать. Так, наличие подобного вида вооружений подозревают у Израиля, который в этом не признаётся, у Северной Кореи и ряда других стран. Политолог отметил, что открытым остаётся вопрос, каким именно способом наблюдатели обнаружили 84-процентный уран, а также напомнил, что ядерная угроза со стороны Ирана — это повод обвинять страну во всём.
Please wait while your request is being verified...
Заявив, что еще до революции и до сегодняшнего дня враги не хотели видеть топливный цикл Ирана, Эслами подчеркнул, что сегодня они приняли этот вопрос, добавив, что самая важная цель санкций не экономическая, а цель состоит в том, чтобы сломить волю иранской нации. Ссылаясь на тот факт, что Иран в настоящее время входит в число ведущих и выдающихся стран в области ядерных знаний, Эслами отметил, что Иран получил эти знания, полагаясь на свои собственные человеческие ресурсы.
Глава ОАЭИ далее указал, что теперь высокомерие знает, что у него нет другого выхода, кроме дипломатии, и что западные страны признали Иран ядерной страной.
Ударить по военным производствам Израиля они не смогут, не тот уровень технологий и разведки. Усиление Хезболлы, закрепление в южной Сирии — скорее так. То есть формирования центров угроз. Во всяком случае пока. А там, глядишь, со временем, будет, чем оттуда бахнуть.
И когда такая возможность появится, когда Тегеран будет уверен в успехе, бахнут обязательно, без малейших рефлексий". Обозреватель "Царьграда" Андрей Перла: "Израильтянам очень нравится мысль, что почти никто в мире не хочет сказать вслух на официальном уровне, что Израиль постоянно атакует объекты в Сирии и иногда в Иране, будучи уверенным в своей полной безнаказанности. Безнаказанность, по-видимому, главное слово для описания сегодняшней израильской внешней политики. Поведение еврейского национального государства больше всего похоже на старинную забаву уличной шпаны. Все знают, как это бывает: идёт себе по улице большой дядя, никого не трогает, а к нему вдруг цепляется злобный, противный мелкий пацан с оскорблениями. Дядя терпит-терпит, пацан всё не унимается, делать нечего, даст тому в ухо. Тут-то из подворотни выходят добры молодцы — они просто так почесать кулаки стесняются, им непременно надо маленького защитить. Вот такая, прямо скажем, непочётная роль у Израиля на нынешнем Ближнем Востоке.
Провоцировать мусульманские страны, особенно те, которые считают своим долгом поддерживать палестинскую автономию. Провоцировать в твёрдой уверенности, что в ухо никто не даст, в крайнем случае ограничатся громкими речами. А если нет — тогда на стороне Израиля сразу же нарисуется большой парень. Самый большой на земле — США называется. Сплотить нацию проще всего, показав ей внешнего врага. В Израиле внешнего врага долго искать не надо — мусульманские страны со всех сторон. Но безопаснее всего атаковать Сирию и Иран: потому что с Ираном нет общей границы, потому что он считается государством-изгоем, а ещё потому, что в Сирии стоят русские войска — и обеспечивают стабильность. Военные столкновения Сирии и Израиля России не нужны.
Безнаказанность во внешней политике в сочетании с трудностями во внутренней делает Израиль очень опасным. И оставляет его в большой опасности. Как того мелкого пацана рядом с подворотней. Кто знает, может, этот добродушный с виду большой дядя так даст в ухо, что и не встанешь больше. А при встрече с пацанами из подворотни вдруг окажется, что у дяди большой опыт уличных драк, да к тому же он КМС по самбо. Да ещё и друг его рядом проходил, совершенно случайно. А друг ещё больше и ещё лучше умеет драться. Или без метафор.
Израиль уверен: что бы он ни делал, большая война наверняка не начнётся. Глядя со стороны, понимаешь, что эта уверенность ни на чём не основана. За Израилем стоят США. Иран в нынешней обстановке — очевидный союзник России. Война между Россией и Западом уже идёт — пока только на Украине. Израиль может спровоцировать адекватный ответ со стороны тех, на кого нападает. То есть войну. А если война начнётся, то это будет не просто большая война.
Все участники событий помнят, что Израиль располагает ядерным оружием и средствами его доставки. И действовать будут исходя из этого. Почему-то всем кажется, что мировая война должна начаться ударом США по России или наоборот. А опасность мировой свалки исходит необязательно от великих держав. И даже более вероятно, что непоправимое совершат малые державы, входящие в свиту великой. Совершат в твёрдой уверенности, что великие их прикроют — под их защитой можно куражиться.
При этом Тель-Авив, по его словам, может выбрать целью для удара иранскую ядерную программу. Тогда израильским ВВС необходимо будет спланировать по меньшей мере 1500 боевых вылетов, считает Рубин. Далее автор смещает фокус и называет цель — руководство Ирана. Эксперты считают, что подобные публикации, повышающие градус эскалации, и попытки развязать региональную войну на Ближнем Востоке не нужны ни Вашингтону, ни Тегерану. Контакты между США и Ираном не потеряны, и скрытые переговоры, скорее всего, активизированы Тегераном.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
Более того, республике удалось сохранить свои прокси-армии на всём Ближнем Востоке и расширить свое стратегическое влияние от Йемена через Ирак и Сирию до Ливана. Израильская «Доктрина Бегина» — политика противодействия распространению, направленная на использование превентивных ударов для прекращения разработки потенциальными противниками оружия массового уничтожения — не остановит Иран. Десять лет назад Израиль потратил миллиарды долларов на подготовку к массированному удару по ядерным объектам Ирана. Но этого удара так и не произошло. Израильские воздушные удары действительно уничтожили иракский ядерный реактор «Осирак» в 1981 году и аналогичную установку в Сирии в 2007 году. Но это были хирургические операции. Использование воздушных ударов для уничтожения хорошо рассредоточенных, хорошо замаскированных и хорошо защищенных ядерных объектов Ирана нереально, и эти усилия почти наверняка приведут к крупной войне. Хотя военный потенциал Израиля не имеет себе равных среди других ближневосточных держав, он всё равно столкнется с серьезными угрозами. Иран, безусловно, отреагирует на нападение на свои ядерные объекты, нанеся ответный удар по израильским целям и, возможно, против стран, которые позволили Израилю использовать свое воздушное пространство для нанесения ударов по республике.
Между тем ставленник Ирана в Ливане, «Хезболла», начнет развертывать свои 150 тыс. Уязвимый тыл Израиля и, возможно, часть его жизненно важной инфраструктуры сильно пострадают, прежде чем его военно-воздушные силы смогут нейтрализовать «Хезболлу» — а вместе с ней, вероятно, сравнять с землей Ливан. По всей видимости, лучшей надеждой Израиля и мира на предотвращение превращения Ирана в ядерную державу является заключение того или иного международного соглашения. Но хотя это именно то, чего в настоящее время пытаются добиться переговорщики в Вене, Иран занял жесткую позицию на переговорах. Такое отношение не совсем неоправданно.
В ноябре 2023 года Reuters сообщал, что при дальнейшем обогащении урана Иран сможет создать три атомные бомбы. Это единственная страна, которая обогатила уран до столь высокого уровня и при этом не произвела ядерное оружие. В 2015 году Китай, Россия, Великобритания, Франция, США и Германия заключили Совместный всеобъемлющий план действий с Ираном, направленный на разрешение кризиса вокруг иранской ядерной программы. После выхода США из этой программы в 2018 году Тегеран отказался от части своих обязательств по соглашению.
Попробуйте сервис подбора литературы. Вы всегда можете отключить рекламу. The author gives the detailed analysis of the phenomenon of the great «six» powers, investigates the possibility of resolving the crisis, using methods of conventional diplomacy. Special attention is given to the geopolitical dimension of the present Iranian crisis and its main features. The author focuses on the possible outcomes of this crisis. Рябцев Ядерная программа Ирана и Запад Аннотация. Статья охватывает круг вопросов, связанных с кризисом вокруг Ирана и его ядерной программы. Автор подробно анализирует феномен «шестерки» великих держав и рассматривает вопрос о том, можно ли в принципе решить этот кризис методами обычной дипломатии. Особое внимание он уделяет геополитической подоплеке современного иранского кризиса и его основным чертам. Автор подробно освещает варианты исхода данного кризиса. The article explores the range of issues connected with the Iranian crisis and its nuclear program. Бесспорно, предотвращение расползания ядерного оружия ЯО , а именно в этом - главный упрек Запада в отношении иранских властей, было и продолжает оставаться одним из важнейших вопросов мировой политики. И это действительно важная задача, которую призвано решать мировое сообщество. Но идет ли речь об этом же или только об этом применительно к нынешней ситуации вокруг Ирана? Невольно складывается впечатление, что корень противоречий между Западом и Тегераном не в самой по себе ядерной программе, развиваемой наследниками дела Хомейни, а в чем-то другом, более важном. Но это, как говорится, с одной стороны. С другой стороны, налицо ситуация напряженности вокруг Ирана и его ядерной программы ЯП , создающая серьезную дополнительную конфликтность, помимо той перманентной, что давно уже существует на пространстве «Великого Пятиморья» с иррадиирующими «волнами» на север - в Черноморско-Каспийский регион и на восток - в «Новую Центральную Азию». Добавим к этому в качестве нового контекста череду «арабских революций» и политических беспорядков от Туниса до Бахрейна и от Сирии до Йемена, которые многих политиков и экспертов поставили перед непростым вопросом: что это за новый феномен и куда все это вообще движется? Но тема иранского «ядерного досье» в этих условиях не отошла на второй план. Ее «рейтинг» в числе наиболее обсуждаемых сюжетов мировой политики как был, так и продолжает оставаться высоким. Более того, он даже несколько вырос в цене. Говоря о современном иранском кризисе СИК , мы видим его истоки в событиях 11 сентября 2001 г. Но начало этого кризиса мы связываем все же с вторжением США в Ирак в 2003 г. Хусейна, но и преподать урок Тегерану за его строптивость, растущие ядерные амбиции и независимую внешнюю политику на мировой арене. Что интересно при этом: американцы сразу же создали вокруг Ирана зону напряжения. Эскалация напряженности наблюдалась весь первый период кризиса: с 2003 по 2007 г. Весной 2007 г. Но затем наступило некоторое затишье - весь 2008 г. В известном смысле началась даже некоторая деэскалация СИК. Казалось даже, что США и Иран начнут переговорный процесс, вот-вот договорятся. Но с середины 2009 г. Начало новой фазе напряженности вокруг Ирана было положено заявлением официального Тегерана в феврале 2010 г. Но 2011 г. Негативная динамика СИК еще более усилилась. Здесь в первую очередь следует указать на подготовку начиная с середины года и обнародование в ноябре нового доклада Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ по иранской ЯП, с которым выступил генеральный секретарь этой организации Ю. Амано [см. Доклад, лейтмотив которого был однозначен: «Иран пытается создать ядерное оружие! Переса о бесперспективности дипломатических усилий на иранской «площадке» и о большой вероятности нападения Израиля на эту страну, сделанным за три дня до публикации доклада. Россия выступила категорически против содержащихся в докладе Ю. Амано аргументов, тем самым подвергнув сомнению надежность источников информации, которыми пользовалась его группа. Москва оценила доклад как «предвзятый» и «непрофессиональный», назвала «компиляцией хорошо известных фактов, преподанных с явной политической мотивацией и под явным давлением США» [Россия осудила доклад.. Такой же негативной, хотя и более сдержанной, была позиция Пекина. Но в двадцатых числах ноября 2011 г. При этом госсекретарь США Х. Клинтон назвала эти меры, которые предполагают санкции против химической промышленности Ирана, а также нефтяного и газового сектора этой страны, необходимой «эскалацией давления» на Тегеран в ситуации, когда последний не желает вести переговоры по существу. Лондон объявил о разрыве всех контактов и операций кредитных институтов Соединенного Королевства с иранскими банками, а Оттава запретила канадским компаниям нефтегазового сектора экспорт своей продукции и технологий в Иран. Более того, вскоре после этих жестких заявлений и действий имело место нечто новое в условиях СИК - «война посольств» Великобритании и Ирана соответственно, в Тегеране и Лондоне. Отметим также, что не осталась в стороне и Франция, призвавшая принять «беспрецедентные по своему масштабу санкции» против Тегерана, а именно: заморозить все активы иранского Центробанка и прекратить покупать иранскую нефть, продажа которой составляет главную статью доходов этой страны. В первой декаде декабря на своем двухдневном саммите в Брюсселе лидеры 27 государств ЕС обсудили предложенные Францией санкции в отношении Ирана и приняли решение завершить работу по формированию нового пакета санкций против Тегерана в январе 2012 г. Реакция самого Тегерана на все эти действия Запада была, как всегда, спокойной и взвешенной ведь все это делается уже не первый раз! Устами своих официальных представителей он заявил: «Эти санкции не принесут никакого результата». И у Тегерана есть на то основания. Во-вторых, даже если его нефть и не будут покупать европейские компании, то у него в запасе есть восточное направление. Ведь в настоящее время основными покупателями иранской нефти выступают Япония, Китай, Индия и Южная Корея. Поэтому Тегеран проявляет чудеса выдержки и хладнокровия. Устами своих мидовских функционеров он заявляет: «Новые санкции не будут иметь сколько-нибудь значимого эффекта». Все это и ряд других моментов делают очередной «замер ситуации» вокруг Ирана и его ЯП весьма актуальным, об этом и пойдет речь в данной работе. Автор сосредоточился на вопросе о том, что можно и нужно делать в условиях усиливающейся конфронтации Запада с Ираном. Используя термин «Запад», мы вкладываем в него хантинг-тоновское понимание [Хантингтон С. Для нас это прежде всего США и их неизменный союзник - Великобритания, которая, будучи членом ЕС, тем не менее все эти годы является евроскептиком и которая периодически наносит Объединенной Европе чувствительные удары типа того, что она сделала в начале декабря 2011 г. Запад для нас, естественно, это и остальная Европа, увы, не имеющая сегодня в мировом раскладе сил своего геополитического лица и едва ли не во всем подыгрывающая США. Те времена, когда Европа могла бы стать реальным центром силы глобального уровня, увы, прошли. Мы имеем в виду ситуацию с агрессией США против Ирака в марте 2003 г. Но, как тонко заметил по этому поводу известный российский экономист М. Делягин, «связанная с этим ответственность смертельно напугала тогдашние европейские элиты, отвыкшие от нее, и их паническое возвращение под комфортный контроль "старшего брата" которого можно всласть порицать и винить во всех смертных грехах, включая свои собственные ошибки стало сутью "трансатлантического ренессанса"» [Делягин М. Но к Западу мы также относим Израиль, который играет очень важную роль в кризисе вокруг Ирана и его ЯП1. В его лице мы имеем едва ли не самое сильное в экономическом и воен- 1 Отличительной манерой поведения этой страны в условиях кризиса является постоянное и сильное давление на Вашингтон с требованием введения против иранцев ни много ни мало «парализующих», или, как их еще иногда называют в Тель-Авиве, «травмирующих» санкций. И это на фоне того, что Вашингтон сам постоянно использует санкционное оружие против Тегерана. Сатановского , территориально присутствующее на Ближнем Востоке. Не будем также забывать, что жесткое и давнее противостояние именно Ирана и Израиля, их неприкрытая конфронтация как сильных и амбициозных акторов регионального уровня во многом обусловливает внутреннюю тектонику «Великого Пятиморья», является тем фактором, который определяет сегодня геополитическое лицо Ближнего и Среднего Востока в мировом раскладе сил. Иначе говоря, нас интересует вопрос урегулирования кризисной ситуации вокруг Ирана, наличные и потенциально новые механизмы и способы воздействия на нее. И здесь важна как полная и точная ревизия дел в данной области, так и взвешенный и аргументированный прогностический анализ, взгляд на перспективы распутывания современной персидской «головоломки». Исходя из вышесказанного, мы ставим перед собой задачу рассмотреть пять основных вопросов. Как выглядит кризис вокруг Ирана и его ЯП, если взять его внешний видимый глазу план? Что представляет собой «шестерка» великих держав и можно ли ее считать механизмом международного посредничества в урегулировании СИК? Можно ли в принципе развязать такой «узел противоречий», как иранский, методами обычной дипломатии? В чем все-таки видится геополитическая подоплека СИК и каковы его основные черты? От чего в конечном счете будет зависеть дальнейшее развитие событий и какие варианты исхода СИК при этом вообще просматриваются? Для удобства читателя мы разбили свой текст на пять смысловых блоков, обозначив их соответствующими цифрами. Наличие ЯО у соседних государств, прежде всего у Израиля, кризис режима его нераспространения, агрессивная политика США на Ближнем и Среднем Востоке, полномасштабные боевые действия американцев в Ираке и Афганистане, заметная активность США и НАТО на Южном Кавказе и многое другое заставили иранское руководство сделать однозначный вывод: единственным надежным средством защитить свой национальный суверенитет является обладание ЯО [см. И надо сказать, что по этому вопросу в Иране существует консенсус практически между всеми сегментами политической элиты, между политической элитой и духовными лидерами этой страны. Излишне жесткая, с постоянными обвинениями Тегерана во всех смертных грехах позиция США только еще больше консолидирует политический класс современного Ирана. В этой связи известный российский ученый-востоковед А. Малашенко подчеркивает: «В самом Иране развитие ядерного потенциала мирного или могущего быть использованным в военной сфере - "священная корова", и эта идея не ставится под сомнение никем, включая местных либералов. Здесь Иран можно сопоставить с Россией, для которой ядерный потенциал является гарантом ее геополитического влияния. Без раздражающей мир перспективы создания ядерного оружия Иран будет низведен до уровня заурядной нефтедобывающей страны» [Малашенко А. Вот почему власти этой страны абсолютно не намерены отказываться от работ по всему ядерному циклу, включая обогащение урана. Они резонно задаются вопросом: если этим занимаются чуть ли не 60 стран мира, то почему в угоду Вашингтону и - шире - Западу мы должны прекратить свои работы в этой области? Это звучит тем более убедительно, если учесть, что Иран продемонстрировал способность вполне самостоятельно осуществить все этапы этого сложнейшего цикла. Официально Тегеран декларирует чисто мирный характер своих ядерных исследований и разработок и настаивает, что он избрал одобренную всем иранским народом стратегию развития атомного комплекса, далекую от военных целей. Мотивация при этом у Тегерана вполне определенная: в современных условиях развивать атомную энергетику необходимо в принципе, поскольку по некоторым иранским прогнозам через 2030 лет запасы нефти и газа в стране закончатся, а население к этому времени достигнет 100 млн.! Именно по этой причине, а также учитывая отсутствие возможностей для наращивания мощностей гидроэнергетики и увеличения добычи угля, иранское руководство в свое время и сделало ставку на развитие атомной энергетики. Развернутое обоснование необходимости ее развития было представлено вице-президентом ИРИ Реза Агазаде в документе «Ядерная политика Ирана», датированном маем 2003 г. В нем, в частности, говорилось: «Иран рассматривает приобретение, разработку и применение ядерных вооружений как антигуманные, аморальные, незаконные действия, противоречащие самим принципам человечности. Им нет места в оборонительной доктрине Ирана. Стоит также добавить, что, исходя из этих соображений, руководство страны выступало и выступает в поддержку развития безъядерных зон. Применительно к региону Ближнего и Среднего Востока соответствующая инициатива была выдвинута Ираном еще в 1974 г. Он также поддержал проект соглашения о зоне, свободной от ЯО, в Центральной Азии, выдвинутый в сентябре 2002 г. Однако многие государства сомневаются в мирных намерениях Ирана, считая, что значительную часть своей ЯП Иран ведет втайне. И надо сказать, что эти подозрения небеспочвенны. Здесь во вред Ирану пошло то, что до 2003 г. Приход к власти во второй 1 Речь идет прежде всего о комплексе по обогащению природного урана в Натанзе, который строился без малого 20 лет втайне от МАГАТЭ и был почти случайно обнаружен в 2002 г. Еще один подозрительный объект — завод по производству тяжелой воды в Араке и атомный реактор на тяжелой воде, использующий в качестве топлива природный уран и способный вырабатывать повышенное количество плутония в облученном ядерном цикле. Оба эти факта стали достоянием гласности благодаря «бдительности» оппозиционного Совета национального сопротивления — организации, базировавшейся в соседнем Ираке. Ахмадинежадом только укрепил это сомнение, поскольку официальный Тегеран взял курс на возобновление работ по обогащению урана и, более того, прекратил осуществлять положения Дополнительного протокола МАГАТЭ. Отсюда и кризис доверия в отношениях между Ираном и международным сообществом. В этой связи известный специалист по проблемам международной безопасности А. Арбатов отмечает: «Обретение Ираном ядерного оружия вслед за КНДР нанесло бы еще один, может быть, фатальный удар по Договору и по режиму ядерного нераспространения в целом со всеми вытекающими поистине катастрофическими последствиями» [Арбатов А. Отдельные западные эксперты полагают, что на территории этой страны существует пусть и недостаточно мощный, но вполне дееспособный реактор, который может производить оружейный плутоний. Соответствующие подозрения появились еще летом 2002 г. Оценки алармистски мыслящих военных аналитиков вообще тревожат. Они считают, что создание иранского ядерного оружия - дело ближайшего будущего ему, дескать, для этого от силы понадобится 5-7 лет! Другие эксперты, правда, высказывают большие сомнения относительно такого рода перспектив [см. Самих же разработчиков иранской ЯП волнует другая проблема - нехватка необходимого сырья. В этом главная проблема иранцев, поскольку своего урана у них практически нет. Поэтому Тегеран возлагает надежды на Москву, хотя ищут уран иранские эмиссары по всему свету даже в Нигере и Намибии. Как бы к этому ни относиться, но это официальная позиция нынешних властей в Тегеране. И она свидетельствует о том, что Иран хочет всячески закрепить свое влияние на Ближнем и Среднем Востоке, стремится упрочить свои позиции в этом стратегически важном регионе мира. И помогает ему в этом национальная ЯП, которая прошла в своем развитии достаточно долгий путь и которая в последнее время явно интенсифицируется. То, что мы сегодня наблюдаем во взаимоотношениях великих ядерных держав, мало напоминает былую стратегическую стабильность. Иначе как глобальным кризисом это не назовешь. Буквально трещит по швам режим нераспространения ЯО, под которым понимается совокупность международных договоренностей и организаций с участием как ядерных, так и неядерных государств, а также национальных законодательств стран-участниц, целью которых является предотвращение ситуации, когда ядерный статус приобрели бы те из них, которые не имели его к 1967 г. Ядром же его, как известно, является самый масштабный из всех многосторонних международных договоров по разоружению - ДНЯО, подписанный в 1968 г. На сегодняшний день именно ДНЯО является краеугольным камнем глобального режима нераспространения и существенной основой для достижения ядерного разоружения [см. Функцию же мировой инспекции по вопросам ядерных гарантий и мониторинг программ использования ядерной энергии в мирных целях обеспечивает МАГАТЭ. В этом смысле его гарантии по ДНЯО являются составной частью международного режима нераспространения и неотъемлемым элементом в обеспечении выполнения самого договора. Сегодня эти фундаментальные институции, призванные обеспечивать стратегическую стабильность, явно пошатнулись, следствием чего является нарастание элементов хаотизации в системе международных отношений. И в самом деле: практически всеми сильными мира сего, причем молчаливо, в качестве ядерной державы признан Израиль1; давно уже имея такое оружие и по- 1 Наличие у Израиля ЯО стало общепризнанным фактом после широко известной и достаточно скандальной истории с израильским физиком М. Однако официальный Тель-Авив этот факт ни подтверждает, ни опровергает. Такое поведение вполне объяснимо: во-первых, многозначительное молчание позволяет держать в напряжении и страхе вероятных противников, во-вторых, это не вызывает особых нареканий со стороны международного сооб- прежнему оставаясь вне ДНЯО, время от времени «поигрывают мускулами» Индия и Пакистан; международное сообщество всерьез обсуждает возможность попадания ядерной бомбы в руки разного рода террористов; оно все еще не может отойти от того шока, которое испытало осенью 2006 г. Одним словом, хотя гонка вооружений периода «холодной войны» и закончилась, но развитие ядерных потенциалов ряда держав продолжается. В этой связи увеличиваются опасения многих государств по поводу того, что Иран стремительно приближается к созданию своего ЯО, хотя повторимся руководство этой страны официально не декларирует такой цели. Однако подспудно официальный Тегеран дает понять: если по меньшей мере 20 стран мира, добрая половина которых находится на Ближнем и Среднем Востоке и в Южной Азии, или уже имеют оружие ОМУ, или имеют возможность для его создания, а также соответствующих средств доставки, то чем же мы хуже? Почему мы не можем таким образом повысить свою национальную мощь и, как результат, повысить свой статус в мировой табели о рангах? Действительно, вопросы резонные. Как бы там ни было на самом деле, но за действиями Ирана внимательно, иногда с тревогой следят все государства особенно соседние , которых не может радовать появление рядом с ними такого сильного и непредсказуемого игрока. И в то же время в ситуации с иранским ядерным досье сталкиваешься с чем-то, подобным эффекту заразительности. Сотников, может сложиться такая ситуация, когда прогресс Ирана на пути создания мощного ядерного потенциала подтолкнет арабские государства Ближнего и Среднего Вос- щества и, в-третьих, заявить об обладании ядерным оружием означает получить. Последнее особенно важно для Израиля. Ведь при подобном варианте развития событий Вашингтон будет вынужден действовать против Израиля, ибо, согласно американскому законодательству, на страну, которая заявляет об обладании ЯО, автоматически распространяются жесткие экономические санкции. Интересные суждения о явной и тайной стороне разработки Израилем своего ЯО приводит академик Е. Примаков [см. Судя по тем заявлениям о готовности быстрыми темпами развивать свою атомную программу и желании ввести в строй 16 реакторов чуть ли не к 2030 г. В итоге мы можем оказаться в ситуации, когда с целью того, чтобы любой ценой справиться с иранской ядерной угрозой, арабские суннитские государства региона могут обратиться к единственному суннитскому государству, имеющему ЯО, -Пакистану и тогда «Большой Ближний Восток» будет охвачен гонкой ядерных вооружений, которая еще больше подорвет международный режим нераспространения. Увы, такой вариант развития событий исключить нельзя. Со стороны США все шаги Тегерана в ядерной области и, что много важнее, стремительное возвышение Ирана в качестве крупного регионального игрока вызывают самое настоящее раздражение. Не стесняясь в выражениях, официальный Вашингтон открыто высказывает свое недовольство. Вот что заявил, например, выступая в феврале 2006 г. Ратуя за демократические перемены в Иране и делая при этом ставку на определенные круги политической оппозиции, он открыто поставил в вину иранскому руководству наряду с поощрением и финансированием международного терроризма стремление уничтожить израильское государство, для чего-де Ирану и нужно обладание ЯО. Но главу американского государства беспокоило также 1 О своих ядерных амбициях Эр-Рияд заявил еще в 2009 г. При этом любопытно, что атомная программа короля Абдаллы является составной частью его грандиозного плана по созданию «городов будущего» — поселений с атомными и возобновляемыми источниками энергии. Этот план власти Саудовской Аравии были намерены развивать при помощи извне. И она вскоре пришла. Уже в июне 2010 г. Обострение и без того непростых отношений США и Ирана началось после событий 11 сентября 2001 г. В известном послании Дж. Буша в январе 2002 г. Иран был объявлен одним из трех членов так называемой оси зла. После вторжения в Ирак в 2003 г. Будучи озабоченным при этом «благородным» желанием сохранить режим нераспространения ядерного оружия, Вашингтон всячески стремится изолировать Иран, оказывает беспрецедентное давление на него с требованием незамедлительного прекращения работ по обогащению урана, используя для этого как свои собственные возможности, так и возможности международных структур - МАГАТЭ, СБ ООН. Но в то же время конкретно говоря, в 2006 г. Вообще в своем «неприятии» Ирана официальный Вашингтон доходит порой до абсурда. Чего стоит, например, прозвучавшее однажды из Белого дома заявление о том, что США не исключают возможности серии бомбовых ударов по территории этой страны с применением тактического ЯО, что, как уверяют американские эксперты, позволит уничтожить находящиеся под землей ядерные объекты! Какова бы ни была мотивировка такого рода суждений и намерений руководителей США, их политический цинизм очевиден [см. Интересно, как отнеслись бы США к тому, что кто-то всерьез обсуждал вопрос о возможности и целесообразности нанесения бомбовых ударов по объектам ядерной инфраструктуры Израиля скажем, по исследовательскому центру и реактору в Димоне? Он просто еще больше засекретит свою ЯП, народ же еще теснее сплотится вокруг правящего режима во главе со своим харизматическим лидером. Ведь любому серьезному аналитику или человеку, более или менее разбирающемуся в хитросплетениях американо-иранских отношений, понятно, что так разговаривать со страной, имеющей древнюю историю и чувство национальной гордости, нельзя. И Вашингтону стоит прислушиваться к тем американским специалистам, кто знает толк в этих делах. Вот, например, что пишет Зб. Бжезинский: «. Пойдет ли это на пользу США? Несмотря на все свои возможности и геополитические амбиции, с нашей точки зрения, Вашингтон едва ли может рассчитывать на быстрый успех на иранском направлении. Постоянное же муссирование в официальном дискурсе темы ЯП Тегерана многим просто уже начинает набивать оскомину. Одновременно с этим у международного сообщества растет озабоченность относительно того, что и как со всем этим делать, какой механизм кризисной дипломатии здесь можно и нужно предложить. Формально за те годы, что длится СИК, на этом направлении мировой политики такого рода механизм постепенно сложился.
РИА «Новости» Второй сценарий с перекрытием Ормузского пролива Второй сценарий — более радикальный, если начнется полномасштабный обмен ударами, война с взаимными бомбардировками. Надо помнить, что Иран всегда угрожал: если будет что-то такое, что будет угрожать его существованию, он перекроет Ормузский пролив. Не зря вчера перед началом ударов по Израилю Иран в том самом Ормузском проливе захватил контейнеровоз , сказав, что он принадлежит израильтянам. Это выход из Персидского залива. Это будет шок для мирового рынка. При таком развитии событий и цены на газ, и цены на нефть взлетят. И тогда действительно будет 150 долларов за баррель, а может, и больше. Это самый радикальный сценарий. Еще месяца два назад мы бы сказали, что он фантастический, что вряд ли, но теперь, когда они напрямую обмениваются ударами, все будет зависеть от того, что будет делать Израиль в ответ. РИА «Новости» Сверхвысокие цены — убийцы спроса Закрепиться на годы высокие цены на нефть не смогут, потому что сверхвысокая цена всегда убивает спрос. То есть, если она будет 110-120 и более долларов за баррель, это убьет спрос, нефть станет очень дорогой, соответственно, топливо будет дорогим и начнет раскручиваться инфляция в странах-потребителях. Пострадают и США , и не зря они пытаются всех утихомирить сейчас, потому что у них и выборный год, поэтому если цены поднимутся, то Байдену точно не выиграть выборы. РИА «Новости» Во-первых, у них цена топлива зависит на внутреннем рынке от цен на нефть, она и повышается, и понижается.
Есть ли у Ирана ядерное оружие?
Иран стал ядерной державой. Ажиотаж вокруг ядерной программы Ирана взошел на новый виток после того как президент страны Махмуд Ахмадинежад распорядился увеличить уровень обогащения урана с 3,5 % до 20%. Вместе с тем издание подчеркивает, что неизвестно, решится ли Иран в итоге на создание ядерной бомбы. Возможно ли вооруженное нападение западной коалиции на Иран? Игорь Острецов: Ранее Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи порвали на куски, потому что они имели глупость не обзавестись ядерным оружием. Когда стоит ждать появления новой ядерной державы?
Израилю придётся смириться с наличием у Ирана ядерного оружия – Strategist
Помимо этого Иран является важным ипортером китайских товаров – в сфере иранского импорта они занимают 13%. Давно слышал, что то ли у Ирака, то ли у Ирана, есть ядерное оружие, но они скрывают этот факт. Если Иран применит все свои ракеты, еврейское государство и так окажется в очень тяжелом положении. На вопрос, может ли присутствие в стране зенитно-ракетных комплексов С-400 осложнить ситуацию для Израиля, иранский военный эксперт Патарамес в интервью EurAsian Times заявил: "Иран находится на пороге создания ядерного оружия. Соединенные Штаты являются великой ядерной державой с более чем 1,900 стратегических ядерных боеголовок, а Иран, даже после 30 лет работы над проектом, не имеет ядерного оружия.