Новости александр македонский биография личная жизнь

Годы жизни Александра Македонского были посвящены войне.

Александр Македонский: тайна смерти непобедимого полководца

АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) (356–323 до н.э.), царь Македонии, основатель мировой эллинистической державы; самый прославленный полководец античности. 4. В возрасте 10 лет Александр Македонский сумел укротить жеребца по кличке Буцефал, который до этого не покорился никому, включая его отца, Филиппа II Македонского. Однако за сухими фактами о жизни Александра Македонского кроются взлеты и падения весьма неординарного человека, рождение которого связывали с русалками, богиней Артемидой и самим Зевсом. биография великого полководца, личная жизнь, великие походы. Однако за сухими фактами о жизни Александра Македонского кроются взлеты и падения весьма неординарного человека, рождение которого связывали с русалками, богиней Артемидой и самим Зевсом.

Краткая биография Александра Македонского

Практически за несколько месяцев земли Лидии оказались очищенными от персов и признали власть Александра Македонского. Молодой и честолюбивый монарх, окрылённый первой серьёзной победой над сильным врагом, движется со своим войском вглубь персидской территории. На встречу ему выдвигаются мощные силы персов. Возглавляет их сам царь Дарий III. Решающая битва происходит возле города Иссе осенью 333 года до н. Здесь у ахеменидов троекратное преимущество в боевой силе, но полководческий гений Александра Македонского одерживает верх над живой силой противника. Персы терпят страшное поражение; Дарий III спасается позорным бегством. После этой победы, практически всё побережье Средиземного моря оказывается под контролем греко-македонской армии.

Александр же показывает себя не только блестящим полководцем, но и мудрым дальновидным политиком. Он поворачивает своё войско в Египет, также томящийся под властью династии Ахеменидов. Явившись в царство древних пирамид в качестве освободителя, молодой царь заручается поддержкой жреческой знати. Это проявляется не в простом повиновении и лояльности — Александра Македонского объявляют сыном бога Амона и фараоном Египта. Таким образом блестящий полководец превращается из простого человека в небожителя, что вносит в ряды его противников разброд и растерянность. Сражаться против обычного смертного ещё куда ни шло, но противостоять богу равносильно самоубийству. Именно с этого времени молодой македонский царь и начинает отдаляться от своего окружения.

Тот же, видимо искренне уверовав в своё божественное предназначение, не замечает растущего недовольства. Недовольство же это вскоре проявляется во вполне конкретных поступках. Зреет заговор, во главе него стоит Филота. Он является сыном Пармениона, опытного военачальника, которому царь безоговорочно доверяет. Впрочем пока всё обходится, так как войско опять возвращается в Персию, где Дарий III собрал очередную сильную рать. Решающая битва происходит возле селения Гавгамелы в первых числах октября 331 года до н. Здесь персы терпят окончательное и безоговорочное поражение.

Потомок непобедимых Кира и Артаксеркса позорно бежит с поля брани. Впрочем это персидского царя не спасает. Вскоре его убивает его же сатрап Бесс и провозглашает себя царём Персии. Однако, побыв в таком качестве всего год, сам попадает в плен к македонянам и подвергается мучительной казни. Здесь он создаёт пышный двор, принимая в своё окружение помимо греков и македонян знатных персов. Молодой царь всё больше и больше отдаляется от своих истинных друзей и почитателей. Блеск и мишура власти окончательно превращают его в восточного монарха с замашками безжалостного диктатора.

Это неприемлемо для эллинов, воспитанных в свободной и демократической Греции. Затухший заговор вновь набирает силу. Филота объединяет вокруг себя геттеров — юношей из знатных семей. Они планируют убить царя, но в их среде находится предатель. Уже в походе в Среднюю Азию Александр узнаёт о планах заговорщиков. По его приказу Филота убивают, убивают также и его отца Пармениона. Но их смерть не исправляет ситуацию.

Недовольство высшей македонской и греческой знати уже пустило глубоки корни. Может быть загадку смерти Александра Македонского нужно рассматривать именно под этим углом? Как бы то ни было, царю пока везёт. Он продолжает успешно осуществлять военную экспансию, присоединяя к своей империи всё новые и новые территории. По ходу дела подавляет ещё один заговор, так называемый «заговор пажей». Это была опять же знатная македонская молодёжь, несшая личную охрану царя. Во главе этих заговорщиков стоял паж Гермолай.

Его казнят, и наступает относительно спокойный период, который является затишьем перед бурей. Буря же наступает в конце 328 года до н. Взбешённый государь убивает Клита прямо за пиршеским столом. Все эти внутренние волнения никак не отразились на полководческих задачах великого завоевателя. Он продолжает поход, углубляясь всё дальше и дальше на восток. В его планы входит покорение Индии. О её несметных богатствах ходили легенды, и избалованный победами Александр не видит ничего невозможного в завоевании этих земель.

Александр Македонский в Индии. Битва на реке Гидасп Но сказочные места встретили иноземное войско неприветливо. Если в Персии на македонян смотрели как на освободителей от непосильного гнёта ахеменидов, то здесь картина была совсем иная. Многочисленные племена и мелкие государства совсем не горели желанием оказаться в подчинении у пришлых чужестранцев. Они оказывали яростное сопротивление захватчикам, затрудняя их продвижение в глубь территории. Летом 326 года до н. Против него выступает царь Пор: владыка сильного государства, оказавшегося волей судьбы на пути великого завоевателя.

Многие современники считали правителя бисексуальным. Античные авторы говорят о его тайной связи с приятелем детских игр Гефестионом. Древнегреческий писатель и философ Афиней считал, что правитель обожал юношей. Это не считалось в обществе чем-то зазорным, если не перерастало в отсутствие интереса к девушкам, ведь так можно было остаться без наследников. Религиозные взгляды и последние годы господина всего мира В юности будущий военачальник исповедовал традиционную эллинскую религию и регулярно приносил жертвы.

Однако с первыми военными успехами уважение по этому поводу у него заметно понизилось. Он даже посетил знаменитого Дельфийского оракула, что строго запрещалось. Властелин всего мира, считающий себя детищем небожителей, старательно обожествлял собственную личность. Он был свято уверен в собственной правоте. Египтяне не стали спорить и безоговорочно признали его сыном бога и богом живым.

Греческие полисы последовали их примеру, и «утвердили» прямое родство с Зевсом. Прибыв в Сузы после не слишком удачного Индийского похода, военачальник решил дать своим людям отдых. Война продолжалась без перерыва больше десяти лет, все вымотались и устали. Пора было заняться внутренними проблемами. Правитель приказал устроить грандиозную свадьбу македонских юношей и азиатских девушек, чтобы народы ассимилировались.

Царь планировал и новые походы, в частности, на Карфаген. Желал безраздельно владеть Аравийским полуостровом, Азией и Европой, но злодейка судьба не позволила ему воплотить в жизнь свои честолюбивые планы. Смерть великого военачальника и судьба империи после ухода Александра Современные историки считают смерть македонского правителя естественной, но в древности ходило множество разнообразных легенд и слухов. По существу: царь заболел за пять дней до нового арабского похода, а десятого или тринадцатого июня триста двадцать третьего года скончался в страшных муках. Разными людьми предполагались лихорадка Западного Нила, малярия, осложненная вялотекущей лейкемией, рак и даже лейшманиоз, вызванный паразитами.

Выдвигались версии об отравлении, но подтверждения они так и не нашли. Тело по смерти мумифицировали, но где именно оно похоронено, никто не знает. Гробница царю была выстроена только в четвертом веке, и чей прах в ней хранится, доподлинно неизвестно. Умер великий полководец Александр Македонский, так и не оставив указаний по поводу наследников. Супруга Роксана через месяц после этого разродилась младенцем мужского пола, которого назвали в честь отца.

Но все это уже не могло спасти от смуты, а сатрапы разделили некогда великую державу на множество мелких государств. В триста девятом году была убита сама Роксана и ее сын, а следом за ними и его единокровный брат Геракл. Таким образом, род Аргеадов пресекся в мужской линии, а империя развалилась. Память об Александре После смерти правителя его имя стали активно использовать в политической пропаганде. Ему строили храмы и даже создавали полноценные культы.

Главным источником информации считаются «Эфемериды» придворный журнал и «Гипомнемата» записи самого императора. В католической Европе двенадцатого века особой популярностью пользовался псевдоисторический античный «Роман об Александре», автор которого так и остался неизвестным. Приблизительно в то же время Вальтер Шатильонский опубликовал поэму «Александреида» на латыни, а в одиннадцатом веке подключились и восточнохристианские «поклонники» властелина мира. Тогда рукописные переводы текстов о нем появились в Киевской Руси. В мусульманской традиции Александра представляли правителем Зуль-Карнайном, который упоминается в восемнадцатой суре Корана.

В «Книге о праведном Виразе», написанной последователями зороастризма, македонский царь представлен в качестве посланника повелителя ада. По всему мусульманскому миру до сих пор ходят легенды о нем. Самой известной из них считается та, в которой у правителя росли рога. Якобы он тщательно скрывал их, но его разоблачил один из цирюльников парикмахеров. В эпоху Ренессанса европейские взгляды на правление и жизнь Македонского изменились.

Численное превосходство персов осталось нереализованным в ходе битвы именно из-за недостатка пространства. Ход сражения во многом напоминал битву при Гранике, в которой вновь решающую роль сыграла конная атака греко-македонской кавалерии, во главе с Александром. Видя неумолимо приближавшегося к македонского царя, Дарий впал в панику и обратился в бегство, войско сдалось. В руках Александра оказалась походная казна Дария и вся семья персидского царя, позорно брошенная им. В планах Александра появилось жажда власти над всей персидской державой Ахеменидов. Однако чтобы реализовать новые планы, Александру необходимо было сначала разгромить сильный персидский флот. Царь Македонии двинул войска в Финикию, откуда направлялись в Эгейское море военные корабли персов. Почти все финикийские города, крупные центры торговли и мореходства, сдались Александру без боя.

Подчинившись новому владыке, финикийцы предоставили в его распоряжение эскадры своих военных кораблей, отозвав их из персидских военно-морских сил. В результате финикийский флот Александра за короткий срок значительно вырос, в то время. Из городов Финикии отказался сдаться Александру лишь древний финикийский город-государство Тир греч. Он находился на острове и потому считался неприступным. Однако Александр как будто задался целью доказать, что для него нет ничего невозможного. Он построил дамбу, соединившую остров с материком, и осадил город. После изнурительной семимесячной осады Тир пал. Под властью македонского царя оказалась также Палестина, однако мощное сопротивление оказала крепость Газа.

Из Финикии Александр двинулся в Египет. Александр желал всей огромной Персии, и не меньше. В 332 г. Сатрап этой области Персидского царства добровольно перешёл на сторону Александра. Теперь Персия была полностью отрезана от Средиземного моря. В Египте Александр дал своим воинам длительный отдых. В Египте Александр, вернул местным жрецам их прежние привилегии. Задержавшись в Египте на 6 месяцев декабрь 332 — май 331 гг.

Прорицатель обратился к Александру как к сыну бога Амона и Александр был провозглашён фараоном Египта. С тех пор Александр поддерживал идею своего божественного происхождения. В Египте, на берегу Средиземного моря, новый фараон основал город Александрию, которому выпала великая будущность — он стал самым крупным городским центром всего античного мира. В 331 г. Александр Македонский, наконец, направился во внутренние области Персии. К этому времени царь Дарий собрал новое колоссальное войско, численностью до миллиона человек, по оценке античных историков. Эта цифра не кажется слишком преувеличенной, если учитывать, что царь Персии рассматривал предстоящее сражение, как свой последний шанс на победу. На стороне Дария был огромный перевес сил, против десятков тысяч солдат армии Александра.

Самой грозной силой армии Александра Македонского была конница и колесницы с длинными и острыми вращающимися серпами, укреплёнными по обеим сторонам оси. Врезаясь в строй противника, колесницы с серпами косили воинов, как траву в поле. Впрочем, греки в войске Дария уже могли бороться с этим оружием, они расступались перед несущимися колесницами, пропускали их, а затем наносили удары по незащищённому тылу. Последнее крупное сражение Александра с Дарием произошло 1 сентября 331 г. Поле боя на этот раз было выбрано персами, для свободного действия своей гигантской армии, и реализации численного преимущества над противником. Битва была ожесточённой и продолжалась почти целый день, причём шла с переменным успехом. В сражении при Гавгамелах полководческий гений Александра проявился в полной мере. Царь, по обыкновению, взял на себя командование правым флангом греко-македонской армии, который находился примерно напротив центра персов.

В начале битвы он совершил неожиданный обманный манёвр — двинул свою конницу вправо вдоль персидского фронта. Дарий не понял цели этого манёвра и приказал отрядам левого фланга выдвинуться навстречу врагу. В результате в его построении образовался разрыв между левым флангом и центром. Именно этого и ждал Александр! Во главе конницы он немедленно устремился в появившуюся брешь, и как в битве при Иссе, он опять пробивался прямо к ставке персидского царя. В результате с точностью повторилась ситуация предыдущей встречи Александра и Дария на поле боя. Владыка персов бежал, бросив свою армию, и персидские войска тоже обратились в бегство. Персидский царь Дарий-1 принимает дары — рельеф, найденный на Кубани На этот раз Александр не стал преследовать Дария, укрывшегося в городе Экбатане в центре Мидии в Северо-Западном Иране , а двинул войска прямо в сердце Персидской державы.

В 324 году до н. Александр прибыл в древний Вавилон, столицу Персидского царства. Вавилон сдался без боя управлявшим им сатрапом, также сдался персидский наместник в Сузах, административной столице царства Ахеменидов, где находились министры и чиновкики, хранители персидской государственной казны. Вся Персидская держава скоро оказался в руках Александра, и он принял титул «царь Азии», окружил себя представителями восточной знати и строил планы завоевания мира. Александр всегда милосердно относился к жителям завоёванных земель, уважал их обычаи и традиции, старался не допускать мародёрства и вандализма. Однако исключение было сделано для Персеполя. Город был отдан воинам на разграбление, а находившийся в нём великолепный царский дворец предан огню. Это был демонстративный акт мести персам за сожжение Афин и их нашествие на Грецию в начале V веке до н.

Дав своему войску отдых, Александр пошёл на север, в Экбатану, где скрывался Дарий. Узнав о его приближении, персидский царь решил бежать в восточные сатрапии, намереваясь собрать там новые силы и продолжить борьбу, но его царедворцы составили против него заговор, арестовали и убили его, бросив на дороге. Новым владыкой Персии провозгласил себя участник заговора Бесс — сатрап Бактрии, самой восточной области Ахеменидской державы. Когда Александр, преследовавший Дария, обнаружил его тело на дороге, он приказал воздать покойному царские почести и похоронить его в родовой усыпальнице персидских владык. После смерти Дария Александр объявил войску, что цель войны с персами, ради которой на Коринфском конгрессе был создан общегреческий союз под македонским правлением, полностью достигнута, «священная месть» персам свершена. Александр объявил о роспуске союзного войска, и разрешил воинам вернуться домой, в свои греческие полисы. Однако он предложил тем, кто пожелает добровольно остаться в его армии в качестве наёмников для дальнейших военных действий, и большинство воинов решили остаться в армии удачливого полководца. В армию Александра прибывали с Балканского полуострова новые воины-наёмники, так как каждый военный успех македонской армии привлекал новых воинов из числа греков-добровольцев, мечтающих о богатой военной добыче в Восточном походе.

Итак, войско македонского царя, двигавшееся на восток, постоянно расло, не смотря на то, что во многих завоёванных городах Александр оставлял военный гарнизон для поддержания порядка. После гибели Дария Александр приобрёл новый статус, он стал владыкой Персидского царства и преемником династии Ахеменидов. Целью его дальнейших походов стало восстановление единой царской власти над всеми подчинёнными персам территориями и борьбу с самозванцами, организатор убийства Дария. Самый опасный из них сатрап Бесс, спешно отступал на восток империи, в подвластные ему области Средней Азии, и провозгласил себя царём. В 329 г. Бесс был схвачен и казнён, однако, македонская армия в Восточном походе впервые неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением местного населения. В Средней Азии развернулась настоящая партизанская война местного населения против армии Александра. Вождём восставших ираноязычных народов был талантливый полководец Спитамен, командовавший лёгкой ковалерией.

Он уничтожал македонские отряды, оторвавшиеся от основных сил, освобождал города и поселения, завоёванные македонянами, и Александру приходилось вновь и вновь их отвоёвывать. Крупный город, как Мараканда др. Персепольский рельеф-дары саков персидскому царю Долгое время все попытки схватить Спитамена оказывались неудачными: получив известие о подходе греков, он скрывался в пустыне. После долгой борьбы с войском Александра Спитамен потерпел поражение, бежал к сакам, кочевым племенам , родственным скифам , которые когда-то тоже вели войну с греками. Однако саки не хотели воевать с македонской армией, воевавшей с их давними врагами персами, они пошли на соглашение с Александром и в знак своих дружественных намерений убили мятежника Спитамена и отослали его голову македонскому владыке. Покорение Средней Азии потребовало от Александра напряжения всех сил. Два года понадобилось великому завоевателю на то, чтобы утвердиться в среднеазиатских областях — Согдиане и Бактрии. Он с чудовищной жестокостью расправлялся с жителями мятежных городов и районов, истребляя десятки тысяч человек, и подчёркнуто милостиво относился к тем, кто подчинялся добровольно.

Легенды об ужасном «Искандере Двурогом» — Александре Македонском — сохранялись среди народов Средней Азии много веков.

В частности, древние авторы называют любовником царя его близкого друга Гефестиона. Александр часто сравнивал его с Патроклом , а себя с Ахиллом; при этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [235].

Во время восточного похода фаворитом царя стал юноша-евнух Багой , которого Александр однажды даже «запрокинул и целовал на виду у полного театра». Согласно Афинею , царь «до безумия любил юношей», и это не считалось чем-то предосудительным: у македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [163]. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если мужчина не выражал интереса к женщинам в зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [235].

Впрочем, существуют и иные свидетельства. Плутарх пишет, что, когда военачальник Филоксен спросил у Александра, не хочет ли тот купить двух мальчиков «замечательной красоты», царь «был крайне возмущён… и не раз жаловался друзьям, спрашивая, неужели Филоксен так плохо думает о нём, что предлагает ему эту мерзость». Такой же приём встретило и предложение Гагнона привезти Александру «знаменитого в Коринфе мальчика Кробила» [236].

Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины. До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [82] , но постепенно перестал относиться к классической эллинской религии с пиететом. Так, он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [237] , а оплакивая кончину своего друга Гефестиона, приравнял его к героям, организовал его культ и заложил два храма в его честь [238] [239].

В Египте Александр провозгласил себя сыном Амона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [240]. Обычно это оценивается как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [241]. Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Амона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [242].

В честь царя начали проводить Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [243]. Стремление к самообожествлению серьёзно пошатнуло доверие к царю многих солдат и полководцев [244]. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [245].

Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [к 4] [246]. Память об Александре Образ Александра занимает уникальное место в мировой культуре: по оценкам исследователей, ни один другой исторический деятель не становился объектом столь пристального внимания со стороны деятелей искусства и науки, героем столь многих и столь разнообразных интерпретаций. На огромной территории, включавшей всю Европу, существенную часть Азии и Африки, Александр был примером для подражания многим правителям и военачальникам — от собственных диадохов до Адольфа Гитлера.

Даже сейчас вожди многих афганских племён возводят к нему свою родословную, а два государства, Греция и Республика Македония , спорят о том, кто из них является истинным наследником Александра [247]. Античность Бюст Александра в Летнем саду. Имя Александра очень активно использовалось в политической пропаганде в первые годы после смерти царя.

Так, Пердикка обосновывал своё право на регентство тем фактом, что именно ему умирающий царь передал свой перстень. Боровшийся за единство империи Эвмен из Кардии , чтобы удержать под контролем армию, объявил подчинённым, что Александр во сне пообещал ему незримо присутствовать на всех заседаниях военного совета [248]. Сатрап Персиды Певкест посвятил Александру и его отцу алтарь в Персеполе [249] , а сатрап Египта Птолемей учредил в Александрии полноценный культ умершего царя, под чью защиту поставил собственную особу.

Наконец, Олимпиада, начав в 317 году до н. Плутарх сообщает, что все первые эллинистические цари старались доказать своё сходство с Александром — «пурпурными облачениями, свитой, наклоном головы да высокомерным тоном»; с оружием в руках это сходство доказывал только двоюродный племянник македонского царя Пирр. С македонским царём сравнивали Селевкида Антиоха III , который тоже совершил большой восточный поход и получил за это прозвание Великий.

Мнимым родством с Александром обосновывали свои политические претензии цари Македонии Филипп V и Персей , а также Псевдо-Александр , поднявший антиримское восстание в 142 году до н. Царь Понта Митридат VI Эвпатор чеканил монеты, на которых его портрет был явно стилизован под изображения Александра, и хранил одеяние македонского царя [252]. Первыми письменными источниками, содержавшими информацию об Александре, были «Эфемериды» записи придворного журнала и «Гипомнемата» заметки самого царя с планами походов.

В восточном походе участвовало множество интеллектуалов, и некоторые из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, Харес Митиленский написал «Историю Александра» в 10 книгах; она описывала прежде всего личную жизнь заглавного героя и представляла собой не хронологически правильный рассказ, а собрание анекдотов [254]. Схожими по подбору и оформлению материала были работы Медея , Поликлита из Лариссы и Эфиппа из Олинфа.

Философ-киник Онесикрит из Астипалеи , путешествовавший со штабом Александра до самой Индии, подробно описал этот поход, уделив особое внимание Индии — местной флоре, фауне, обычаям жителей. Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами [255]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [256].

У царя был штабной историограф, Каллисфен, чьи «Деяния Александра» задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией и соответственно носили откровенно апологетический характер. Уже в античную эпоху Каллисфена критиковали за предвзятость и искажение фактов [254]. Поскольку историк погиб в 327 году до н.

Спустя многие годы после смерти царя свои воспоминания систематизировал Птолемей, ставший к этому времени правителем Египта. Этот автор во многом создал образ Александра как гениального полководца. Предполагается, что, будучи опытным военачальником, Птолемей приводил в своём сочинении множество точных подробностей, связанных с военными действиями.

Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер Аристобул, уделивший много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Он начал работу в возрасте 84 лет, но тем не менее точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [258]. Сочинения Аристобула и Птолемея дали богатейший фактический материал историкам последующих эпох [259] , но до наших времён не сохранились, как и другие тексты об Александре, написанные его современниками.

Исключением стали малочисленные фрагменты [260]. Почти полностью утрачено и сочинение Клитарха — младшего современника царя, который, вероятно, не участвовал в восточном походе, но попытался собрать воедино данные, полученные от очевидцев и из опубликованных к тому моменту работ [261]. Его труд «Об Александре» состоял как минимум из 12 книг и по стилю приближался к героическому роману.

В древности он был очень популярен, хотя его и критиковали другие историки [262]. Все эти авторы позитивно оценивали деятельность и личность македонского царя. Первыми критиками стали перипатетики — последователи Аристотеля, племянник которого Каллисфен стал жертвой Александра.

Начиная с Теофраста , написавшего книгу «Каллисфен, или О печали», представители этого направления создавали образ монарха, получившего образцовое эллинское образование под опекой великого философа, но вследствие собственных военных успехов, которыми он был обязан исключительно удаче, превратившегося в восточного деспота [263]. С этим связаны сообщения поздних источников о том, что основатель этой философской школы Аристотель был причастен к отравлению своего воспитанника. Киники приветствовали космополитизм Александра, видя в нём в его последние годы философа на троне, отмечая как и стоики его высокие устремления, мужество и великодушие.

Риторы эллинистической эпохи вели активные дискуссии о том, был ли Александр обязан своими успехами собственным «добродетелям» или всё-таки удаче [264]. Гней Помпей Великий. Бюст из Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене.

Римлян тоже очень интересовала личность Александра. Поскольку, в отличие от греков, они не были побеждены этим царём, им ничто не мешало восторгаться масштабом его деяний. В одной из комедий Плавта Александр впервые был назван Великим на два века раньше, чем в греческих источниках , и это прозвание встречается потом у Корнелия Непота и Марка Туллия Цицерона.

Портреты Гнея Помпея , который тоже одерживал победы, будучи совсем молодым, и получил за это прозвание «Великий», были явно стилизованы под изображения македонского царя, и под влиянием этого факта Плутарх писал впоследствии, что Помпей внешне был похож на Александра [265]. Во время третьего триумфа на Помпее была одежда Александра, хранившаяся прежде в сокровищнице Митридата [266] [267]. Гай Юлий Цезарь видел в македонском царе пример для подражания; об этом говорит известный эпизод у Плутарха [268] : …Читая на досуге что-то из написанного о деяниях Александра, Цезарь погрузился на долгое время в задумчивость, а потом даже прослезился.

Когда удивленные друзья спросили его о причине, он ответил: «Неужели вам кажется недостаточной причиной для печали то, что в моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор ещё не совершил ничего замечательного! Александр, 11. Победив в гражданской войне, он приказал поставить на Юлиевом Форуме в Риме конную статую Александра работы Лисиппа.

Поход Цезаря на парфян , не состоявшийся из-за успеха заговорщиков, был задуман в подражание александрову походу. Позже Марк Антоний активно использовал образ македонского царя для легитимации своей власти над Востоком; одного из своих сыновей он назвал Александром [274]. В литературе эпохи Принципата личность Александра получила противоречивые оценки; негативные суждения о нём были связаны во многом с влиянием перипатетиков [263].

Тит Ливий называет «громадное величие» македонского царя «величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача», и вспоминает про «ужасные казни, убийства друзей на пирах», «тщеславную ложь о своём происхождении» [275]. Этот историк счёл необходимым посвятить три главы своего труда рассуждениям о том, что римляне обязательно разбили бы Александра, если бы тот на них напал [276]. Для Валерия Максима Александр был так же велик в военном деле, как Сократ в философии.

Сторонники Республики использовали образ македонского царя для критики единовластия как такового. В частности, Луций Анней Сенека.

Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском

В личной жизни Александр сильно изменился за годы войн. Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г. до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Александр увидел в этом опасную интригу, поскольку сводный брат при поддержке карийских родичей мог бы претендовать на македонский престол. биография, информация, личная жизнь. Жизнь Александра Македонского – история о том, как один человек с небольшой армией покорил почти весь известный тогда мир.

Александр Македонский: тайна смерти непобедимого полководца

Александр Македонский, он же Александр III Великий — царь Македонии и по совместительству великий полководец, завоевавший чуть ли не половину мира, скоропостижно скончался в Вавилоне 10 июня 323 года до нашей эры. Александр Македонский взошел на престол в 20 лет и умер всего через 12 лет, завоевав одну из крупнейших империй древнего мира. В данный период биографии Александр Македонский отличался упрямством и целеустремленностью. Александр Македонский правил Древней Македонией с 336 г. до н.э. по 323 г. до н.э. и создал огромную империю, которая простиралась от Балкан до. Александр Македонский: биография, военные походы и завоевания, личная жизнь и смерть великого полководца. Тут могла быть личная обида, но большинство историков склоняются к версии заговора Олимпии и Александра против действующего царя, мужа и отца.

Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь

Тайна смерти Александра Смерть настигла Александра посреди его грандиозных планов. Несмотря на свой образ жизни, он умер не во время сражения, а на своей постели, готовясь к очередному походу, на этот раз на Карфаген. В начале июня 323 года до н. Причина столь внезапной смерти Александра до сих пор остается одной из самых главных загадок древнего мира. Персы, которых он беспощадно разгромил, утверждали, что полководца покарало небо за осквернение могилы царя Кира. Вернувшиеся домой македонцы говорили, что великий полководец умер от пьянства и распутства источники донесли до нас сведения о его 360 наложницах. Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом замедленного действия. Главным аргументом в пользу этой версии считают плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, якобы часто впадал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты. В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» выдвинули версию, будто Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения — Белой черемицы, применяющийся греческими врачами для вызова рвоты. Самая распространенная версия гласит, что Александра скосила малярия. В поисках Александра До сих пор неизвестно, где похоронен Александр.

Сразу после его смерти начался раздел его империи между его ближайшими сподвижниками. Чтобы не тратить время на пышные похороны, Александра временно захоронили в Вавилоне. Через два года его выкопали, чтобы перевезти останки в Македонию. Но по дороге на траурный кортеж напал сводный брат Александра, Птоломей, который силой и подкупом отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где и захоронил его вблизи одного из храмов Амона. Но видимо Александру было не суждено обрести покой. Еще через два года новую гробницу вскрыли и переправили со всеми соответствующими почестями в Александрию.

Незадолго до этого был убит его отец — царь Филипп II, с которым у Александра были не совсем гладкие отношения. Александр с 16 лет был участником политической жизни Македонии и выступал в военных походах, а в 18 лет уже проявились его полководческие таланты. Но из любимца отца и наиболее вероятного преемника Александр в один момент превратился в одного из родственников, чье положение было довольно шатким. Царь Филипп не был примерным семьянином.

Многочисленные жены правителя Македонии и любовные связи привели к появлению большого числа наследников и весьма запутанным отношениям с родственниками. В основном его жены были, конечно же, знатного происхождения и с большими амбициями, поэтому очередной развод и пышная свадьба с новой избранницей не вызывали восторга у их властных родственников. Так произошло и с матерью Александра — Олимпиадой Эпирской, которая ушла в тень после появления очередной жены Филиппа. Новые родственники плели интриги, а мать Александра также не способствовала улучшению отношений между отцом и сыном.

За 5 дней до похода в Аравию он слег, и через 10 дней умер в возрасте 32 лет.

Его тело положили в золотой гроб и похоронили в Александрии Египетской. В греческих городах и в Египте императору были оказаны божественные почести. Причина смерти не была установлена. До сих пор существует множество версий — от отравления до инфекционного заболевания. Статуя Александра в Стамбульском археологическом музее Александр III не оставил никаких распоряжений насчет наследников.

После серии войн диадохов, бывших военачальников македонской армии, империя распалась. Личная жизнь, жены и дети По словам Плутарха, в юности будущий царь Македонии «был равнодушен к телесным радостям» и до женитьбы не знал ни одной женщины, кроме Барсины, дочери персидского сатрапа Артабаза. Она понравилась Александру, и в 332 году до н. Через 5 лет у них появился сын, которого назвали Гераклом. У Александра было три жены.

В 327 году он женился на Роксане, которая родила сына через месяц после смерти царя. Мальчик был назван в честь отца. Законным наследником мог считаться только Александр IV, ребенок от Роксаны. Геракл был незаконнорожденным. Но в 309 году до н.

Со времен античности существует мнение, что Александр был бисексуален. У ряда древних авторов есть указания на любовный характер связи между Александром и Гефестионом, но прямых свидетельств этому нет. Известна привязанность Александра Великого к своему коню Буцефалу. Они были вместе почти всю жизнь, с тех пор, как царевичу исполнилось 12 лет, а коню — 11. Буцефал погиб в возрасте 30 лет: он умер от многочисленных ран, полученных в битве с Пором, как уверяет Плутарх.

Безутешный хозяин построил город на берегу Гидаспа и назвал его в честь своего коня — Букефалы. Итоги Империя Александра Великого была самой огромной из существовавших к тому времени. В походах штаб Александра всегда сопровождали ученые, географы и историки. Материал, собранный ими, стал на долгое время важнейшим источником сведений об Индии для европейцев. Начав войну с Персией, как главным противником Афин, и покорив ее, Александр не захотел останавливаться.

Его желанием всегда было узнать, что дальше, за границей известного грекам мира. Не обращая внимания на недовольство своей верной армии, он шел дальше — в Среднюю Азию и Индию. Что им двигало? Страсть завоевателя или жажда исследователя? Возможно, романтическое стремление быть достойным своих божественных предков?

Вероятно, все вместе. В любом случае, для одних Александр Македонский — идеальный герой, безупречный воин и искуснейший полководец. Для других — жестокий тиран, презиравший человеческие жизни. В любом случае, его короткий период правления 336-323 гг. Мир от Гибралтара до Пинджаба на короткое время обрел политическое единство, зато греческий койне и эллинистические взгляды объединили эти огромные пространства надолго.

У него были двое сыновей: Геракл от Барсины 327—309 годы до н. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе [234]. К античности восходит мнение о бисексуальности Александра.

В частности, древние авторы называют любовником царя его близкого друга Гефестиона. Александр часто сравнивал его с Патроклом , а себя с Ахиллом; при этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [235]. Во время восточного похода фаворитом царя стал юноша-евнух Багой , которого Александр однажды даже «запрокинул и целовал на виду у полного театра». Согласно Афинею , царь «до безумия любил юношей», и это не считалось чем-то предосудительным: у македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [163].

Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если мужчина не выражал интереса к женщинам в зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [235]. Впрочем, существуют и иные свидетельства. Плутарх пишет, что, когда военачальник Филоксен спросил у Александра, не хочет ли тот купить двух мальчиков «замечательной красоты», царь «был крайне возмущён… и не раз жаловался друзьям, спрашивая, неужели Филоксен так плохо думает о нём, что предлагает ему эту мерзость». Такой же приём встретило и предложение Гагнона привезти Александру «знаменитого в Коринфе мальчика Кробила» [236].

Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины. До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [82] , но постепенно перестал относиться к классической эллинской религии с пиететом. Так, он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [237] , а оплакивая кончину своего друга Гефестиона, приравнял его к героям, организовал его культ и заложил два храма в его честь [238] [239]. В Египте Александр провозгласил себя сыном Амона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [240].

Обычно это оценивается как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [241]. Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Амона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [242]. В честь царя начали проводить Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [243]. Стремление к самообожествлению серьёзно пошатнуло доверие к царю многих солдат и полководцев [244].

В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [245]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [к 4] [246]. Память об Александре Образ Александра занимает уникальное место в мировой культуре: по оценкам исследователей, ни один другой исторический деятель не становился объектом столь пристального внимания со стороны деятелей искусства и науки, героем столь многих и столь разнообразных интерпретаций. На огромной территории, включавшей всю Европу, существенную часть Азии и Африки, Александр был примером для подражания многим правителям и военачальникам — от собственных диадохов до Адольфа Гитлера.

Даже сейчас вожди многих афганских племён возводят к нему свою родословную, а два государства, Греция и Республика Македония , спорят о том, кто из них является истинным наследником Александра [247]. Античность Бюст Александра в Летнем саду. Имя Александра очень активно использовалось в политической пропаганде в первые годы после смерти царя. Так, Пердикка обосновывал своё право на регентство тем фактом, что именно ему умирающий царь передал свой перстень.

Боровшийся за единство империи Эвмен из Кардии , чтобы удержать под контролем армию, объявил подчинённым, что Александр во сне пообещал ему незримо присутствовать на всех заседаниях военного совета [248]. Сатрап Персиды Певкест посвятил Александру и его отцу алтарь в Персеполе [249] , а сатрап Египта Птолемей учредил в Александрии полноценный культ умершего царя, под чью защиту поставил собственную особу. Наконец, Олимпиада, начав в 317 году до н. Плутарх сообщает, что все первые эллинистические цари старались доказать своё сходство с Александром — «пурпурными облачениями, свитой, наклоном головы да высокомерным тоном»; с оружием в руках это сходство доказывал только двоюродный племянник македонского царя Пирр.

С македонским царём сравнивали Селевкида Антиоха III , который тоже совершил большой восточный поход и получил за это прозвание Великий. Мнимым родством с Александром обосновывали свои политические претензии цари Македонии Филипп V и Персей , а также Псевдо-Александр , поднявший антиримское восстание в 142 году до н. Царь Понта Митридат VI Эвпатор чеканил монеты, на которых его портрет был явно стилизован под изображения Александра, и хранил одеяние македонского царя [252]. Первыми письменными источниками, содержавшими информацию об Александре, были «Эфемериды» записи придворного журнала и «Гипомнемата» заметки самого царя с планами походов.

В восточном походе участвовало множество интеллектуалов, и некоторые из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, Харес Митиленский написал «Историю Александра» в 10 книгах; она описывала прежде всего личную жизнь заглавного героя и представляла собой не хронологически правильный рассказ, а собрание анекдотов [254]. Схожими по подбору и оформлению материала были работы Медея , Поликлита из Лариссы и Эфиппа из Олинфа. Философ-киник Онесикрит из Астипалеи , путешествовавший со штабом Александра до самой Индии, подробно описал этот поход, уделив особое внимание Индии — местной флоре, фауне, обычаям жителей.

Несмотря на обилие небылиц и выдуманных историй, в античную эпоху сведения Онесикрита служили одним из важнейших источников при описании Индии географами [255]. Воспоминания о войне оставил и Неарх , командовавший флотом при возвращении из Индии [256]. У царя был штабной историограф, Каллисфен, чьи «Деяния Александра» задумывались как оправдание царя перед греческой аудиторией и соответственно носили откровенно апологетический характер. Уже в античную эпоху Каллисфена критиковали за предвзятость и искажение фактов [254].

Поскольку историк погиб в 327 году до н. Спустя многие годы после смерти царя свои воспоминания систематизировал Птолемей, ставший к этому времени правителем Египта. Этот автор во многом создал образ Александра как гениального полководца. Предполагается, что, будучи опытным военачальником, Птолемей приводил в своём сочинении множество точных подробностей, связанных с военными действиями.

Не сразу написал историю походов Александра и находившийся в его войсках инженер Аристобул, уделивший много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель. Он начал работу в возрасте 84 лет, но тем не менее точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий [258]. Сочинения Аристобула и Птолемея дали богатейший фактический материал историкам последующих эпох [259] , но до наших времён не сохранились, как и другие тексты об Александре, написанные его современниками. Исключением стали малочисленные фрагменты [260].

Почти полностью утрачено и сочинение Клитарха — младшего современника царя, который, вероятно, не участвовал в восточном походе, но попытался собрать воедино данные, полученные от очевидцев и из опубликованных к тому моменту работ [261]. Его труд «Об Александре» состоял как минимум из 12 книг и по стилю приближался к героическому роману. В древности он был очень популярен, хотя его и критиковали другие историки [262]. Все эти авторы позитивно оценивали деятельность и личность македонского царя.

Первыми критиками стали перипатетики — последователи Аристотеля, племянник которого Каллисфен стал жертвой Александра. Начиная с Теофраста , написавшего книгу «Каллисфен, или О печали», представители этого направления создавали образ монарха, получившего образцовое эллинское образование под опекой великого философа, но вследствие собственных военных успехов, которыми он был обязан исключительно удаче, превратившегося в восточного деспота [263]. С этим связаны сообщения поздних источников о том, что основатель этой философской школы Аристотель был причастен к отравлению своего воспитанника. Киники приветствовали космополитизм Александра, видя в нём в его последние годы философа на троне, отмечая как и стоики его высокие устремления, мужество и великодушие.

Риторы эллинистической эпохи вели активные дискуссии о том, был ли Александр обязан своими успехами собственным «добродетелям» или всё-таки удаче [264]. Гней Помпей Великий. Бюст из Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене. Римлян тоже очень интересовала личность Александра.

Поскольку, в отличие от греков, они не были побеждены этим царём, им ничто не мешало восторгаться масштабом его деяний. В одной из комедий Плавта Александр впервые был назван Великим на два века раньше, чем в греческих источниках , и это прозвание встречается потом у Корнелия Непота и Марка Туллия Цицерона. Портреты Гнея Помпея , который тоже одерживал победы, будучи совсем молодым, и получил за это прозвание «Великий», были явно стилизованы под изображения македонского царя, и под влиянием этого факта Плутарх писал впоследствии, что Помпей внешне был похож на Александра [265]. Во время третьего триумфа на Помпее была одежда Александра, хранившаяся прежде в сокровищнице Митридата [266] [267].

Гай Юлий Цезарь видел в македонском царе пример для подражания; об этом говорит известный эпизод у Плутарха [268] : …Читая на досуге что-то из написанного о деяниях Александра, Цезарь погрузился на долгое время в задумчивость, а потом даже прослезился. Когда удивленные друзья спросили его о причине, он ответил: «Неужели вам кажется недостаточной причиной для печали то, что в моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор ещё не совершил ничего замечательного! Александр, 11. Победив в гражданской войне, он приказал поставить на Юлиевом Форуме в Риме конную статую Александра работы Лисиппа.

Поход Цезаря на парфян , не состоявшийся из-за успеха заговорщиков, был задуман в подражание александрову походу. Позже Марк Антоний активно использовал образ македонского царя для легитимации своей власти над Востоком; одного из своих сыновей он назвал Александром [274]. В литературе эпохи Принципата личность Александра получила противоречивые оценки; негативные суждения о нём были связаны во многом с влиянием перипатетиков [263]. Тит Ливий называет «громадное величие» македонского царя «величием всего лишь одного человека, которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача», и вспоминает про «ужасные казни, убийства друзей на пирах», «тщеславную ложь о своём происхождении» [275].

Этот историк счёл необходимым посвятить три главы своего труда рассуждениям о том, что римляне обязательно разбили бы Александра, если бы тот на них напал [276]. Для Валерия Максима Александр был так же велик в военном деле, как Сократ в философии.

Александр Македонский - биография, фото, личная жизнь полководца

Александр Македонский — Википедия. Что такое Александр Македонский Однако за сухими фактами о жизни Александра Македонского кроются взлеты и падения весьма неординарного человека, рождение которого связывали с русалками, богиней Артемидой и самим Зевсом.
Александр Македонский: гений или безумец? Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) получил превосходное для своей эпохи образование – с 13 лет его воспитанием занимался сам Аристотель.
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского) Биография Македонского Александра, история жизни, основные даты биографии, фотографии, личная жизнь, работы и достижения в журнале

Походы Александра Македонского

  • Содержание
  • Александр Македонский - кратко о деяниях и жизни великого царя
  • Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
  • Краткая биография
  • Александр Македонский

Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти

Жизнь Александра Македонского – история о том, как один человек с небольшой армией покорил почти весь известный тогда мир. Александр Македонский, Владимир Ленин, Васко да Гама, Иван Грозный, Мартин Лютер и другие деятели здесь— не герои, а «плохие парни», которых объединяет одна черта: спорить с ними было чертовски опасно. македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Александр македонский национальность – Александр Македонский — биография, личная жизнь, фото, сражения, победы, слухи и последние новости. Однако, со временем гарем Александра Македонского начал пополняться и уже стал насчитывать 360 наложниц. Монета Александра Македонского, отчеканенная Балакросом или его преемником Менесом, бывшими соматофилаками (телохранителями) Александра, когда они занимали должность сатрапа Киликии при жизни Александра, около 333-327 годов до нашей эры.

Александр Македонский: тайна смерти непобедимого полководца

Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь. Александр македонский национальность – Александр Македонский — биография, личная жизнь, фото, сражения, победы, слухи и последние новости. В личной жизни Александр сильно изменился за годы войн.

Александр Македонский

Общая численность пехоты составляла 30 тысяч человек, конницы — 5 тысяч. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено. В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт современные Дарданеллы , началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии. На первом этапе военных действий Александру Македонскому противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии район современного Искандеруна, Турция его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей.

Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг — провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем фараоном. Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них — Александрия Египетская. После проведения финансовой реформы в Египте Македонский продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах близ современного Ирбиля, Ирак. Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану.

Но о планах македонского полководца узнал Дарий и выступил ему навстречу во главе огромной армии. Переправившись через реку Тигр, греки встретились с персидским войском на обширной равнине возле Гавгамел. Но, как и в предыдущих схватках, македонская армия одержала победу, а Дарий оставил свое войско еще в разгар сражения. Узнав о бегстве персидского царя, Александру без сопротивления подчинились жители Вавилона и Суз. Поставив здесь своих сатрапов, македонский полководец продолжил наступление, оттесняя остатки персидских войск. В 330 г. После ожесточенной борьбы город сдался под натиском македонцев. Как было со всеми местами, которые добровольно не подчинились власти Александра, он сожжен дотла. Но на этом полководец останавливаться не желал и отправился в погоню за Дарием, которого настиг в Парфии, но уже мертвого. Как оказалось, его предал и убил один из его подчиненных по имени Бесс. Хоть он и был большим поклонником греческой культуры и системы управления государством, но вседозволенность и роскошь, с которой жили персидские правители, покорила его. Он считал себя полноправным царем персидских земель и желал, чтобы все относились к нему как к богу. Те, кто пытался критиковать его действия, немедленно подвергались казни. Не щадил он даже своих друзей и верных соратников. Но дело еще было не закончено, ведь восточные провинции, узнав о смерти Дария, не желали подчиняться новому правителю. Поэтому Александр в 329 г. За три года он сумел окончательно сломить сопротивление. Наибольшее противостояние ему оказали Бактрия и Согдиана, но и они пали перед мощью македонской армии. На этом и закончилась история, описывающая завоевания Александра Македонского в Персии, население которой полностью подчинилось его власти, признав полководца Царем Азии. Поход в Индию Завоеванных территорий Александру оказалось недостаточно, и в 327 г. Вступив на территорию страны и перейдя реку Инд, македонцы подошли к владениям царя Таксила, который подчинился Царю Азии, пополнив ряды его армии своими людьми и боевыми слонами. Индийский правитель надеялся на помощь Александра в борьбе с другим царем по имени Пор. Полководец сдержал свое слово, и в июне 326 года произошла великая битва на берегу реки Гадиспа, которая закончилась в пользу македонцев. Но Александр оставил жизнь Пору и даже разрешил ему править своими землями, как и до этого. На местах сражений он основал города Никею и Букефалы. Но в конце лета стремительное продвижение остановилось возле реки Гифасис, когда истощенная от бесконечных сражений армия отказалась идти дальше. Александру ничего не оставалось делать, как повернуть на юг. Дойдя до Индийского океана, он разделил войско на две части, половина из которых поплыла назад на кораблях, а остальные вместе с Александром продвигались по суше. Но это стало большой ошибкой полководца, ведь их путь пролег через жаркие пустыни, в которых погибла часть войска.

Он также мог похвастаться знаменитыми предками. По преданию, он был потомком Геракла, сына Зевса, по отцу, и прямым потомком Ахилла, героя Илиады, по матери. Олимпиада также была известна тем, что постоянно участвовала в религиозных церемониях в честь Диониса. Плутарх описывал ее как чрезмерно преданную этим ритуалам и ведущую себя агрессивно и дико. Источники сообщают, что во время процессий она держала в руках двух домашних змей. Чрезмерная любовь царицы к рептилиям и холодные отношения с мужем вызвали слухи о том, что настоящим отцом Александра был не македонский царь, а сам Зевс, принявший облик змеи. С детства в Александре замечали его талант и начали готовить его к будущему царствованию. Аристотель, близкий к царскому двору, был назначен его наставником. Чтобы оплатить обучение сына, Филипп II восстановил разрушенный им самим город Страгиру, где родился Аристотель, и вернул туда бежавших и находившихся в рабстве граждан. С первой своей победы в 18 лет и до конца своей военной карьеры, Александр Македонский никогда не знал поражений. Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии. Александр быстро и эффективно вел своих воинов, каждого из которых он знал лично. Он атаковал врагов неожиданно и до того, как они успевали подготовиться к битве. Основной силой Александра была 15-тысячная македонская фаланга, вооруженная 5-метровыми пиками — сариссами. За свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые были названы в его честь, а также один город, названный в честь его коня — Буцефала, который до сих пор существует под именем Джалалпур в Пакистане. Александр стремился к божественному статусу и основал город Александрию в Египте.

В основном его жены были, конечно же, знатного происхождения и с большими амбициями, поэтому очередной развод и пышная свадьба с новой избранницей не вызывали восторга у их властных родственников. Так произошло и с матерью Александра — Олимпиадой Эпирской, которая ушла в тень после появления очередной жены Филиппа. Новые родственники плели интриги, а мать Александра также не способствовала улучшению отношений между отцом и сыном. Филипп II — царь Македонии Нет прямых доказательств того, что именно Александр приказал убить своего отца, но есть обстоятельства, указывающие на то, что отношения между ними были напряженными и юный Александр мечтал сам занять македонский трон. Хотя он и считался наиболее вероятным претендентом на престол, охлаждение между ним и отцом стало поводом для активных действий. Филиппа убил его собственный «телохранитель» на пиру по случаю свадьбы при большом скоплении людей. Там же присутствовал и Александр, который не растерялся и сразу же после смерти приступил к физическому устранению конкурентов, которых было немало. Последняя жена Филиппа II, их новорожденная дочь, а также их родственники мужского пола, братья самого Александра, которые в той или иной степени могли претендовать на трон, представители знатного македонского рода — все они были казнены по приказу Александра или его матери, которая стала активно участвовать в жизни государства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий