Уверенно, смело, радостно и задумчиво-грустно охватывает Бато Дугаржапов целостную картину мира Природы. Сегодня, 1 февраля 2023, в Художественном музее им. ова состоялось торжественное открытие выставки Бато Дугаржапова «Шаржи от Бато». Сегодня художник Бато Юндунов после тяжелого ранения находится на реабилитации.
Дугаржапов Бато
Бато Дугаржапов, автор выставки: Лао-Цзы как говорил: «Пустота - это форма, форма - это пустота». Мне нравится сам символ пустоты, это как пауза. Можно что-то делать, делаешь паузу - и можно снова что-то делать. В искусстве так же. У него сразу всё это получалось в цвете, всё это было достаточно живописно, колоритно. Художник родился в селе Дульдурга Читинской области. С детства мечтал стать врачом, но о пути творца не жалеет.
В стезю направили родители, и для них Улан-Удэ - особенный город. Здесь пара познакомилась, а теперь это и место для вдохновения Бато Дугаржапова.
Использование материалов, опубликованных на сайте ulan. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал ulan. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
В то же время он разработал свой собственный стиль — невероятно пластичный, наполненный прозрачностью живописный язык. Зачастую ряд его работ стоит на грани абстрактной живописи. Работам Бато характерна живая, динамичная, свободная, лиричная и образная манера исполнения. Выставка продлится по 26 февраля в Художественный музей им.
Сампилова, ул. Куйбышева, 29.
Дмитрий Кириллов: Бурятия — это известный центр буддизма.
Как восприняли родственники ваше решение? Бато Дугаржапов: Мама, конечно, переживала. Для нее было два потрясения: я крестился, а второе потрясение — бороду отрастил.
Два было потрясения. Нормально, пережила. Они думали, что потеряли сына, а на самом деле нормально все.
Дмитрий Кириллов: В 1992 году Бато встретил свою будущую жену Аюну. Причем, сначала о женитьбе договорились их отцы, обменявшись ремнями по старой бурятской традиции. Бато Дугаржапов: Они знали, что у отца сын есть, у него дочь.
Обоих надо женить. Потом начали знакомить уже нас. Вот так понравились друг другу.
Дмитрий Кириллов: Екнуло? Бато Дугаржапов: Екнуло, да. Молодого перспективного художника приглашают в Москву на роспись Храма Христа Спасителя.
Бато приезжает с женой и маленьким сыном в столицу. Открывается новая страница в творческой жизни художника. Что самое запоминающееся было в этой росписи, в этой работе в Храме Христа Спасителя?
Бато Дугаржапов: Ну, допустим, лик архангела два метра, а расписывали валиками, то есть кисти уже не помогли, вот такие валики. Самое интересное было: мы сделали гризайль, умбра натуральная, черная краска почти. Когда все закончили, мы все это покрыли желтой охрой.
Охра все закрыла, все исчезло, все были в шоке. Но через день все это проступило, стало более прозрачным, и уже пошла живопись. Бато Дугаржапов: Ну решили, может быть, купим квартиру, а раз купили, то тогда и остались.
Вроде бы случайно уезжали, временно, а остались, до сих пор не выковыряешь. Дмитрий Кириллов: Бато влюбился в русскую природу. Удивительно, но ему, искуснейшему колористу, красок нашей скромной средней полосы для вдохновения оказалось вполне достаточно.
Бато Дугаржапов: Вообще средняя полоса самая красивая. Ты потом возвращаешься из других стран и понимаешь, что это лучше. У нас лучшие весны, ледоходы, снег, все это жемчужное такое для живописи.
Дмитрий Кириллов: И хватает и цвета, и света, и красок? Бато Дугаржапов: Здесь больше всего и круче. Допустим, мы приехали в Гурзуф — там снег тает, ручьи текут; выбегаешь с этюдником — уже ничего нет, ни снега, ни ручьев, все сухое, то есть мгновенно все исчезло.
Мы приезжаем в Гурзуф, допустим. Через два часа мы уже пишем, и с утра до вечера. Это практически Мекка для художников.
Гурзуф находится на обрыве, на наклонной плоскости, на горе; все дома и улицы для художника воспринимаются постоянно по-разному, и можно бесконечно писать на фоне гор, моря. А когда улетаешь или уезжаешь на поезде, то… Там же цветение продолжает взрываться, то есть ты уезжаешь с таким сердцем, что ты рано уходишь, и все время возвращаешься с радостью. Дмитрий Кириллов: С чего начинается ваш рабочий день?
Бато Дугаржапов: Вначале открывается глаз, как у Крамарова, со звуком таким же, как у него: «Где я нахожусь? Бато Дугаржапов: Да-да. Бато Дугаржапов: Нет, самое главное — высыпаться, потому что если этого нет, то это уже, видимо, понедельник.
Я вообще работаю 20 дней в году, 25 дней чистого рисования, живописи, а остальное время — это галереи, храмы, общение, дом, то есть все, что вокруг творится. На живопись не так много уходит. Дмитрий Кириллов: Как рождается ваша новая картина?
С чего? Бато Дугаржапов: Ну я готовлюсь, краски выдавливаю, очистишь палитру. Я когда пришел на место, обычно что-то цепляет, какой-нибудь узел живописный, состояние: лодки лежат на песке, группа людей возится, что-то делают.
Идет потом массаж пальцев, то есть во время подготовки — раскручивание тюбиков, наводишь порядок — при массаже пальцев возникает озарение, приходит решение. Оно сразу не может прийти. Но решения нет, берешь кисть, как только кисточка касается холста, идет физическое соприкосновение, кисть касается холста, в этот момент линия идет так, как нужно, по-другому, не так, как ты предполагал.
Это истина настоящего момента, что все рождается в настоящем времени, это прикосновение кисти, как настоящее все это идет, тут же все это возникает, идея, краски, все тут же меняется, чувствуешь лучше, острее. То есть нужно действовать. Допустим, сидя придумать эскиз можно, но это будет теория.
Как прикоснулся, все это в хлам превращается, ты делаешь другое. Дмитрий Кириллов: Музыка как-то вам помогает в жизни? Бато Дугаржапов: Ну как?
Я иногда сочиняю, потом слушаю и рисую. Дмитрий Кириллов: Вы сочиняете музыку? Бато Дугаржапов: Ну я не сочиняю, просто наигрываю в записи, слушаю.
Дмитрий Кириллов: Как хобби? Бато Дугаржапов: Да, пошуметь клавишами. Дмитрий Кириллов: Сочинение музыки похоже на живопись?
Бато Дугаржапов: Похоже на импрессионизм, кстати, на Рахманинова, когда все это рассыпается. Но это я, конечно, громко говорю.
Выставка в Галерее живописи XX века. Художник Бато Дугаржапов. 9 ноября 2023
Бато Дугаржапов — уроженец Бурятии, родом из маленького городка в Читинской области Дульдурги, много лет уже живущий в Москве. Бато Дугаржапов в Галерее Живописи 20 века!! 29 ноября 2023Personal exhibition Bato Dugarzhapov in the Gallery of Painting of the 20th родился в. Бато Дугаржапов "Упала осень" холст, масло 2015 г. 1 февраля в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова состоялось торжественное открытие выставки Бато Дугаржапова «Шаржи от. Expand Menu. Контакты. Bato dugarzhapov картины. Фото 11. Bato dugarzhapov картины. Метки: фото. Уверенно, смело, радостно и задумчиво-грустно охватывает Бато Дугаржапов целостную картину мира природы.
Bato Dugarzhapov \Солнца лучом...
Фото: Бато Дугарович Дугаржапов художник. Дугаржапов Бато. Что можно сказать о художнике с армейской кличкой «Батон»? На сегодня Бато Дугаржапов считается одним из лучших московских живописцев, который продолжает в своем творчестве традиции импрессионизма.
Музыка цвета Бато Дугаржапова
Бато Дугаржапов снова в Троицке. Выдающийся российский художник-импрессионист приехал 3 октября на открытие выставки «Музыка впечатлений». Сейчас Бато Дугаржапов — один из самых востребованных живописцев. При этом он остается очень скромным человеком с удивительным чувством юмора. Уверенно, смело, радостно и задумчиво-грустно охватывает Бато Дугаржапов целостную картину мира природы. В Галерее ЗНУИ это уже четвёртая выставка Бато Дугаржапова, а также в день открытия презентация нового каталога. Бато Дугаржапов работает в импрессионистической манере, создавая свои полотна крупными мазками и используя яркие, живые цвета. Выставка Бато Дугаржапова с 25 января по 15 февраля 2024, Восточный культурный центр в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.
Я живу возле моря. Художник Дугаржапов Бато (Россия, 1966)
Я мечтал быть врачом. В итоге моего старшего брата отдали в художественную школу. Однако зимой по дороге на учебу он поскользнулся и чуть не попал под троллейбус. После этого школу забросил. Из Читы переехали в поселок Агинское. Я ходил в секцию по стрельбе из лука, но по просьбе мамы все-таки записался в художественную школу.
Учился недолго, заболел, а когда вернулся в класс, показал портрет Ленина. Там удивились сходству и посоветовали получить самое лучшее образование. Так попал в МСХШ. Тогда школа находилась рядом с Третьяковкой в Лаврушинском переулке — очень удобно: на перемене бегали смотреть Серова. В 1992-м окончил институт.
Время трудное: заказов нет, никому не нужен. Волею судеб оказался в Париже. В первый раз в Европе — запах кофе, круассанов... Помню, вышел на улицы французской столицы с этюдником. Походил туда-сюда, но так и не понял, что рисовать, — вокруг одни каменные здания.
Париж так просто не дается. Участвовал в выставках аукционного дома Drouot. В то время большим спросом пользовался соцреализм, его решили «разбавить» молодыми художниками. Мы работали бригадами — писали вещи на французский манер: кафе, скачки. В итоге палитра стала совсем другой — светлой, радостной.
И в целом это был хороший опыт, научился быстро создавать работы — так, чтобы хватило на целую выставку. Дугаржапов: От пяти минут до двух часов. Обычно хватает минут 20—40. На пленэре медлить нельзя: природа постоянно меняется.
Максимова центральный и надалтарный купол В 2004 году в течение десяти месяцев храм Казанской иконы Божией Матери Казанского вокзала расписывали под руководством Бато. Член Московского союза художников. Живет и работает в Москве. Бато Дугаржапова включен в Забайкальскую энциклопедию как деятель культуры.
Согласно заявлению Европейской Южной обсерватории, квазар находится на расстоянии 12 миллиардов световых лет от нас, что означает, что свет, который мы видим, относится к далекому прошлому. Это делает его самым ярки 100 новых видов обитателей океана Дистанционно управляемый аппарат ROV SuBastian, робот, который может погружаться на ранее недоступные глубины в 14 000 футов, помог экипажу Falkor too обнаружить множество разнообразных видов в подводных горных цепях, более известных как риджи, у побережья Чили. Чаунакопс род костистых рыб семейства морских жаб Chaunacidae замечен на глубине 1388,65 метра на подводной горе SF2 внутри морского парка Наска-Десвентурадас. Дистанционно управляемый аппарат ROV SuBastain спускается с исследовательского судна В Саудовской Аравии построят двухкилометровый небоскреб Саудовская Аравия известна своими сумасшедшими архитектурными проектами, амбициозными и футуристическими, но последняя идея на стадии разработки намного превосходит все, что мы видели до сих пор - небоскреб высотой 2 км, который будет построен недалеко от международного аэропорта имени короля Халида, к северу от столицы Эр-Рияда.
Творческая молодость После получения среднего образования юный Бато поступил на монументальное отделение в академический институт им. Сурикова — один из ведущих художественных вузов России. Однако роспись и оформление зданий не прельщали талантливого Дугаржапова. Ему не нравилось сидеть взаперти и писать по приказу и мнению заказчика. Бато хотелось творить самому, запечатлевать на полотне личные мысли и взгляды, передавать собственное видение красоты и стиля. Поэтому, еще получая образование в институте, молодой человек принимает участие во Всесоюзной выставке молодых художников, проходящей в Москве. А позднее, после окончания высшего учебного заведения, Бато Дугаржапов, картины которого уже приобрели некоторую известность, подписывает контракт на пять лет и отправляется во Францию. Творчество за границей Там он в паре с другими малоопытными художниками попадает в некую рабскую подчиненность своим работодателям, которые заставляют начинающих живописцев писать на износ, причем оплата за произведение была мизерной и не соответствовала реальной стоимости. В Париже многие картины Бато пользовались большим спросом и выставлялись в аукционном зале Друо. Вовремя взбунтовавшись, Дугаржапов решается уйти от своих нечестных нанимателей и тайком возвращается в Москву, где с головой отдается свободному виду деятельности и принимает активное участие в столичных выставках и галереях. Время, проведенное за рубежом, Бато оценивает двояко. С одной стороны, он за бесценок продавал свои лучшие работы, не встречая в ответ ни уважения, ни благодарности. С другой, работа наградила его огромным опытом и небывалым мастерством. Он научился писать быстро и качественно, так что сейчас может создавать по пятьдесят-шестьдесят картин за месяц! Французскому периоду художник обязан написанием многих талантливых популярных картин, таких как "Версаль" написана в 2006 году. Для живописца на первом месте стоит не изображение величия и внушительности архитектуры Версаля, а передача доброго, нежного настроения, которым пропитана каждая линия, каждая черта полотна. Воздух и природа дарят свободу и легкость, некую неприступность и упоение, так что от картины невозможно оторвать взгляд. Творческие привычки У многих возникает вопрос о том, где же творит свои шедевры художник Бато Дугаржапов. Картины живописца создаются на свежем воздухе.
Открыли выставку картин
Экспериментальная выставка "Шаржи от Бато" от известного импрессиониста России Бато Дугаржапова открыла свои двери. Бато Дугаржапов "Упала осень" холст, масло 2015 г. Сейчас Бато Дугаржапов — один из самых востребованных живописцев. При этом он остается очень скромным человеком с удивительным чувством юмора. бурятский художник Бато Дугаржапов. Просмотрите доску «Bato Dugarzhapov» пользователя Олена Ковальова в Pinterest. Вышний Волочёк - Новости.
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
Раньше были скипидары, они вкусные. Это правда? Бато Дугаржапов: Да. Дмитрий Кириллов: Вы мечтали быть врачом? Бато Дугаржапов: Да, мечтал. Дмитрий Кириллов: Ярчайшее детское впечатление — это Ленин, нарисованный на стене в школе.
Бато Дугаржапов: Кстати, да. Я во 2 классе выбегал. А там художники стоят взрослые и красят трехметровую картину — «Ульянов во ржи». Дмитрий Кириллов: В 12 лет мама вас отправила в Москву. Вы уже в том возрасте понимали, что будете всемирно известным художником?
Бато Дугаржапов: Нет, конечно. Мне нравилось, что куда-то отправили. Родителям сказали, что они сумасшедшие. Дмитрий Кириллов: Вы бережно храните свои юношеские работы? Бато Дугаржапов: Я половину сжег, конечно.
А то, что осталось, остается беречь. Дмитрий Кириллов: Знатоки рынка утверждают, что солнечные и радостные картины продаются гораздо быстрее, чем печальные и серые. Бато Дугаржапов: Да, крупнейшее. Дмитрий Кириллов: И грамота, по-моему, патриаршая есть? Бато Дугаржапов: Да, одна грамота.
Дмитрий Кириллов: Вы пишите картины на заказ? Бато Дугаржапов: Бывает. Я заказы не люблю. Я сразу предупреждаю заказчиков, что будет так и так. Ничего не переделываю.
Дмитрий Кириллов: Росту цен на ваши картины способствовали парижские аукционы. И сегодня самый верхний ценник вашей картины — 1 млн долларов. Бато Дугаржапов: Это, конечно, легенда. Я так предполагаю. Любая картина может стоить любых денег.
Дмитрий Кириллов: Ваш небесный покровитель — Преподобный Кириак отшельник. Это имя в крещении вы сами выбрали? Было три варианта. Вот этот мне больше понравился. И в день крещения я стал Кириаком.
Дмитрий Кириллов: Все, что выходит из-под кисти Бато Дугаржапова, преисполнено невероятной нежности и неги. Бато сегодня один из самых известных в мире импрессионистов. Он впервые посмотрел на это, казалось бы, ушедшее безвозвратно течение в искусстве с позиции художника XXI века, где есть место и реализму, и абстракции. Глядя на его полотна, люди буквально застывают, поскольку эта палитра невероятных красок и света вызывает в человеке неподдельный восторг. Вы помните себя маленьким?
Каким вы были? Бато Дугаржапов: Был в полушубке, в зимних в валенках. Меня родители оставили у бабушки, а сами уехали в Хабаровск на полгода по учебе. Я жил у бабушки. Приходили куча друзей тех же бабушек и дедушек.
Они рубились в карты на спички. Курили махорку. Солнце пробивалось сквозь окна. Солнце играло в этом дыму. Они на табуретках, на кроватях играли.
И это солнце, которое пляшет среди дыма — невероятно, конечно. И махорка пахла потрясающе, конечно. Мне сейчас иногда показывают, что такое махорка. Я открываю эту пачку. Я сам не курю, конечно.
Там вместо листьев какие-то обрубки деревьев, веточки какие-то. Даже ничего нет похожего. Дмитрий Кириллов: Мать Бато мечтала, чтобы один из ее сыновей обязательно занялся живописью и отдала среднего сына Баира в художественную школу. Но, попав однажды под колеса троллейбуса и чудом оставшийся в живых, Баир твердо решил, что будет хирургом. А вот Бато, прекрасно стрелявший из лука и мечтавший лечить людей, становится известным на весь мир художником.
Вот такие метаморфозы. Свои первые уроки рисования Бато получил в сельской художественной школе в поселке Агинский Читинской области. Бато Дугаржапов: Там дом культуры. Мне сказали: «Иди сходи туда, сам запишись». Я везде ходил сам.
Люди у него неторопливы и задумчивы, пейзажи — созерцательны и тихи, а природные стихии — небо, земля, вода — создают единое гармоническое целое. Они несут особый эмоциональный заряд, привлекают цельностью видения, любовью к изображаемому, сочетанием конкретного и романтического. Они составляют целую гамму оттенков восприятия мира — от лирического покоя до бьющей через край жизнерадостности.
Создается ощущение, что Бато Дугаржапов работает легко, как дышит. Не ставятся какие-либо формальные задачи, нет ни натюрмортов, ни портретов. Есть только тайна о том, как царственно идет на убыль лиловой музыки волна Веронезе.
Название работ просты и почти не играют никакой роли в восприятии произведений: «Бухта», «После дождя», «У обрыва», «Тишина», «Лодки», в то же время, они несут в себе явную многозначность: мастер-класс нам показывает природа?
После армии продолжил учебу в колледже искусств имени Чайковского города Улан-Удэ, получил специальность «Дизайнер интерьера». В его творческом активе - участие в конкурсах и выставках в России, Республике Хакасия. Помимо картин, он занимается художественной гравировкой ножей, рукояток топоров и других изделий. Заместитель главы Агинского района Дарима Дугарова отметила, что с творчеством художника познакомилась профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры, искусств и дизайна Забайкальского госуниверситета Маргарита Гомбоева.
Я думаю, что Бато рассмотрит это предложение», - сказала Дарима Дугарова. Поздравить Бато приехала и его преподаватель, известный художник Цырегма Болотова. Она выразила также уверенность, что у Бато Юндунова есть большой потенциал, и он сможет преподавать и передавать свои знания и умения.
Принимая эту оценку как правильную, потребовалось бы почти 9 часов, чтобы облететь ее поверхность со скоростью света, по сравнению с 14,5 секундами для Солнца. Ученые обнаружили квазар ярче 500 триллионов Солнц Изображения квазара J059-4351, сделанное художником Это светящееся пятнышко в огромной Вселенной было сфотографировано телескопами в 1980-х годах, но изначально классифицировалось как звезда. Современные технологии значительно ускорили процесс обнаружения квазаров, поскольку искусственный интеллект можно обучить сканировать признаки этих явлений.
Согласно заявлению Европейской Южной обсерватории, квазар находится на расстоянии 12 миллиардов световых лет от нас, что означает, что свет, который мы видим, относится к далекому прошлому.
"Фиалки волн и гиацинты пены цветут на взморье..." Художник Бато Дугаржапов
В 1999-2000 годах принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя. В 2004 году в течение десяти месяцев храм Казанской иконы Божией Матери Казанского вокзала расписывали под руководством Бато. Сейчас художник живёт и работает в Москве. Картины Бато Дугаржапова погружены в особую светоносную среду, что говорит о высокой живописной культуре художника, о тонком понимании цветовых и пространственных соотношений.
Бурятские мастера также отмечают уникальную подачу мастера. Евгений Болсобоев, председатель Союза художников Бурятии: - Я вижу, что, он здесь как-то вот с подачей, с форматами смело может куражиться что ли, в хорошем смысле этого слова, до этого не каждому дано достичь таких высот, поэтому это вызывает уважение большой интерес. На выставке представлены порядка 70-ти работ.
Много городов, улиц, достопримечательностей, в том числе и Улан-Удэ. Ярким моментом на открытии вернисажа стал мастер-класс от Бато, где натурщиками выступили коллеги и простые зрители.
Но жизнь закрутилась, родился сын. Многократно ездил в Москву по полгода из-за подготовок к выставкам — писать и оформлять тогда приходилось почему-то долго. Технологии слабые, станков не было, рамы строгали вручную. Так сердце и прикипело к городу навсегда. Artifex: Переезд в Москву повлиял на ваши отношения с творчеством? На мой взгляд, творчество зависит от многих факторов, и чем стеснённее обстоятельства, тем круче. И это плюс, когда художник попадает в гущу художественных событий, что произошло со мной в 1999 году. Я с семьей временно метнулся в Москву в связи с росписями в храме Христа Спасителя.
Годовой переезд из временного превратился в постоянный, и вернуться уже не было никаких сил. Главное — это то, что для творчества была открыта дорога. Выставки, путешествия, друзья. Накаты выставок требовали постоянного пополнения коллекции, поэтому писалось хорошо и бодро. Молодость, сила и энергия. То, что стилистически выстраивалось в Суриковском институте, притухло, и свежий ветер импресьона захлестнул мое творчество. Artifex: На некоторых ваших картинах заметно, что мазки выразительные и экспрессивные, а на других — мягкие и осторожные. Это связано с сюжетом картины или с вашим мироощущением в данный момент? Это для создания полного диапазона воздействия. Приводим в действие все октавы!
Используются преимущества прозрачности и густоты. Мажорность внутреннего состояния или крик души. Или вы обитаете в своем замкнутом мире?
Дмитрий Кириллов: Вы скучали по дому, по родителям? Бато Дугаржапов: Вот удивительно, но нет. Видимо, так захлестнули вот эти впечатления… Как импрессионист, он эмоциями захлебывается, здесь то же самое произошло. Дмитрий Кириллов: Кто формировал ваш вкус?
Были люди, которые такие компасы, на которых вы равнялись? Бато Дугаржапов: Обычно влияют друзья, сама среда, в которой ты живешь. Вокруг меня одни гении жили: Кротов, Ларионов, Беломыцев, Бабайлов. Третьяковская галерея вся, так как мы бегали каждую перемену. Если что-то надо посмотреть, мы туда. Потом музей МСХШ уникальный, там очень много работ послевоенных, написанных просто невероятно, даже в Третьяковке такого нет. У директора в кабинете просто что ни работа, то Тициан, Рембрандт, в таком качестве были написаны работы учениками.
Дмитрий Кириллов: Вот вы окончили институт, вы вернулись домой. Какие были планы? Какие были надежды? Бато Дугаржапов: Я же сразу попал в Париж. То есть закончил институт и сразу уехал в Париж через несколько месяцев. Дмитрий Кириллов: Это какой? Бато Дугаржапов: Ну да.
Там обычно галеристы скупали все, весь советский период, то, что было очень легко вывозить и вывозили вагонами, составами, кораблями. Дмитрий Кириллов: Вы прилетаете во Францию, и вам говорят: «Контракт, сэр»? Бато Дугаржапов: Да-да, надо подписывать. Решили подписать сдуру, теперь уже профессионал, ничего не подписываю. Дмитрий Кириллов: То есть вы не читали, просто подписали? Бато Дугаржапов: Нет, читали. Нас удивляло слово «эксклюзив», подписали вот это слово «эксклюзив».
И мы с потрохами стали их. Дмитрий Кириллов: Предприимчивые французские галеристы быстро сообразили, что взяли в оборот невероятно талантливого парня. Бато, приехавший из голодной России, тогда цены себе не знал. Он радовался, что его картины нравятся людям, что появилась возможность увидеть Париж, воспетый любимыми импрессионистами. Бато Дугаржапов: Писали, что хотели, иногда писали постановки, то есть там очень большой натурный фонд. Можно было за месяц написать 60-70 работ, то есть выставка сразу готовая. Дмитрий Кириллов: Так.
И как вам платили, интересно мне знать, если вы 70 картин в месяц выдаете на-гора, как уголь? Работы забрали за 100 долларов, продали за 7000 долларов. Разница же есть. Тут возникли вопросы. Вроде контракт подписан, а ничего не выполняется. Естественно, народ побежал с этих полей. Мы поработали 2-3 сезона, то есть это здорово, конечно.
Дмитрий Кириллов: Но вам было обидно? С каким чувством вы улетали из Франции обратно домой? Бато Дугаржапов: Я просто вовремя остановился и все. Чувство хорошее. Обычно улетаешь с чувством вины и благодарности, всегда, что бы ни случилось. Дмитрий Кириллов: Тонкий духовный мир художника, его разговор с создателем посредством красок, света и тени оказался для Бато неполным, пока он не нашел свою дорогу к Богу. Открыв однажды Евангелие, он пришел к истине, которую так долго искал.
Бато Дугаржапов: Наткнулся на Нагорную проповедь. И пронзило, то есть там все понятно, ясно, никаких фантастических теорий. С этого момента я и шагнул в христианство. Я крестился у Дмитрия Дудко, он в это время служил в Песках. И к нему очень много приезжало знакомых, друзей. И мой друг, Сергей Худяков, он сейчас отец Лука в Оптиной Пустыни, пчеловод, он был моим крестным отцом. Он сподвиг меня.
Дмитрий Кириллов: Бурятия — это известный центр буддизма. Как восприняли родственники ваше решение? Бато Дугаржапов: Мама, конечно, переживала. Для нее было два потрясения: я крестился, а второе потрясение — бороду отрастил. Два было потрясения. Нормально, пережила. Они думали, что потеряли сына, а на самом деле нормально все.
Дмитрий Кириллов: В 1992 году Бато встретил свою будущую жену Аюну. Причем, сначала о женитьбе договорились их отцы, обменявшись ремнями по старой бурятской традиции. Бато Дугаржапов: Они знали, что у отца сын есть, у него дочь. Обоих надо женить. Потом начали знакомить уже нас. Вот так понравились друг другу.