Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни. Один из тех, кто его подписал, был Юрий Бондарев, наряду с Петром Проскуриным, Василием Беловым, Валентином Распутиным, Александром Прохановым, Владимиром Бондаренко и другими писателями.
Поделиться
- Навигация по записям
- ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)
- Юрий Бондарев: «Самое главное – не предать»
- Памяти писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева
- Лента новостей
Последний лейтенант
По сообщению информационного агентства «ИТАР-ТАСС» 29 марта на 97-ом году ушел из жизни Юрий Васильевич Бондарев, советский и российский писатель, общественный деятель и ветеран Великой Отечественной войны. Эту печальную новость подтвердила его супруга. Прощание с известным писателем Юрием Бондаревым состоится в четверг, 2 апреля, в Центральной клинической больнице в Москве, говорится в сообщении Союза писателей России. То есть, как ни терзался, на похороны Юрия Бондарева я так и не смог попасть. Известный советский писатель и сценарист Юрий Бондарев скончался в возрасте 96 лет.
Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе»
Обмороженного, его отвезли в медсанбат, оттуда — в полевой госпиталь в Куйбышевской области. Из госпиталя Юрий Бондарев выписался в апреле 1943 года. Потом был 1-й Украинский фронт. Бондарев служил командиром противотанкового орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир получил второе ранение и был направлен в госпиталь в Киевской области. Выйдя из госпиталя в январе 1944 года, старший сержант Бондарев воевал в рядах 121-й краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре того же года Бондарев был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии.
Здесь он встретил День Победы. Окончив училище в декабре 1945 года, младший лейтенант Бондарев был демобилизован по ранениям и вернулся домой, в родное Замоскворечье. Еще курсантом военного училища он начал писать. Сначала стихи, слабые, подражательные, как их оценивал сам автор, а потом и прозу. Но после возвращения в Москву жизненные проблемы отодвинули литературные опыты в сторону. Он устроился на шоферские курсы, подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института, думал о поступлении во ВГИК. Но именно тогда со всей ясностью Бондарев почувствовал, что его влечет совсем к другому.
В 1946 году Юрий Бондарев стал студентом Литературного института имени Горького. Юрий попал на семинар, которым руководил Константин Паустовский. Суровый реалист Бондарев, каким его знают читатели по повестям и романам «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Берег» не был похож на романтика Паустовского. Но уроки мастерства были направлены на выявление в каждом студенте его индивидуальных качеств. Паустовский добивался, чтобы каждый из его учеников говорил «своим голосом».
Ивановым — и он сказал, что Ваша статья пойдёт у них, в «Молодой гвардии». О «Нашем современнике» забудьте. Здесь дело не только в отсутствии внимания к автору статьи. С этим журналом что-то случилось… У меня, к примеру, нет желания печататься у них. Как-нибудь я всё-таки заеду к Вам в Тверь. Всяческого Вам добра, дорогой Владимир Александрович! Юрий Бондарев. Сердечно благодарю Вас за письмо от 23 июля 1996 г.! Всецело разделяю Ваше мнение, что «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение» - это т е т р а л о г и я, то есть единый цикл романных повествований, объединённых общим пафосом патриотизма, высокой гражданственности, глубинным выражением выстраданного чувства Родины, а также общими принципами художественно-философской реализации, благодаря чему эти прекрасные творения стали классическими. Полагаю, что и роман «Непротивление» объективно встроен в этот ряд произведений по тем же творческим принципам. Ваши слова, что Вы «вытащили на свет Божий главные наши болезни…», станут для меня ориентиром в понимании социально-философской сущности романа. Тут и чеховская лапидарность, и толстовская психологическая утончённость, и некая расшифровка социально-нравственного поведения сограждан в годину смуты и разврата, что безжалостно свалились на нашу Родину, а главное — Ваше необычайное умение выразить короткими штрихами трудные судьбы людей, нации, нашего многострадального Отечества… Судьбинность — вот, очевидно, ключевая отличительная особенность «Мгновений», этих философских мозаик, будто «списанных» с живой действительности… Мне пришла в голову мысль, что надо активно приобщить своих студентов и начинающих учёных к написанию дипломных работ и диссертаций по «Мгновениям», ведь именно русская литература в большей степени, нежели что-либо другое из искусства, формирует у молодёжи неизбывное патриотическое чувство. Пока есть в нашем Отечестве такие могучие, несгибаемые, не подвластные социальной конъюнктуре творцы пера, как Вы, Юрий Васильевич, русская литература, русский патриотический дух не оскудеет и не иссякнет. Опять с большим интересом прочитал Вашу статью «Русофобия на марше». Тяжелейшие времена мы переживаем — и не завтра они кончатся… Демократическим ничтожествам, в том числе и русского происхождения, дана полная свобода испохабить, испакостить, унизить, разрушить нашу литературу, растлить души молодёжи, что, кстати, кое - в чём им удалось — этот рассчитанный и просчитанный на Западе духовный и не только разврат распространяется по России с надеждой обрести дебилов, тупоголовых рабов и роботов. Напишите, пожалуйста, чем живут сейчас студенты, с которыми Вы имеете дело? Вышло несколько книг «Мгновений», но в каждой они не полностью. Задумываюсь — что Вам прислать? Всяческих Вам удач и благ! Сердечно тронут Вашим вниманием! С радостью воспринял сообщение о намерении «Молодой гвардии» напечатать мою статью о «Непротивлении». Статья не Бог весть как удалась, но всё-таки поможет в какой-то мере читателю разобраться в сложных нравственно-философских коллизиях романа, шире привлечь внимание к произведению. После трёхнедельной поездки на Кубань — свою малую Родину и на Украину в г. Запорожье похоронена моя мать я только что вернулся в Тверь. Настроение от поездок архискверное, самое безотрадное. Сельское хозяйство запущено, разворовано нынешними нуворишами, поля зарастают, не обрабатываются. Тяжёлая промышленность останавливается, рабочих отправляют в вынужденные отпуска. Мой коллега — профессор Запорожского института жаловался: ему платят 20 «лимонов», то есть около 600 тыс. Но народ терпит, зомбирован пропагандой, если не считать крупную забастовку донецких шахтёров. Но долго так властям не удастся удержать народ, никакие побасенки о «прелестях» суверенизации Незалежной не успокоят и не помогут… Абсолютное большинство украинцев и русских, проживающих на Украине, за воссоединение с Россией. Собираюсь написать репортаж о поездке, вроде того, что писал в своей статье, опубликованной в «Советской России». На Украине воочию наблюдал, как люди с трепетным волнением и со слезами на глазах смотрели по ОРТ киноэпопею «Освобождение» - этот телеканал там принимают. Какой же прекрасный кинофильм создали Вы, Юрий Васильевич, с кинематографистами!.. Подлинно художественный документ истории. Крепкого здоровья и благополучия! Владимир Юдин. В вашей статье и письме Вы добавили острейшие детали, доказывающие повальное поглупление и деградацию милых «хохлов» и «кацапов». Куда идём все мы?.. Связь с Украиной, теснейшая прежде, у меня прервалась. Мои переводчики а там переведены все мои вещи боятся, как я понял, звонить по телефону, даже письма писать — всё прослушивается и просматривается. Словом — в весёлые времена живём мы, Владимир Александрович, времена, которые представить невозможно было, но политика «плюралистов» - девка по панелям гуляющая, ногами и глазками играющая, в ожидании купюры в потной ладони. Что ж, будем жить и исполнять свои обязанности. Искренне, Юрий Бондарев. Полученные мной от Вас письма боли, печали и гнева — так мне хочется их назвать — пополнились очередным, столь же метким, скорбным, хлёстким и метафорически ярким. Письма Ваши — жесткий, бескомпромиссный документ — приговор циничным перевёртышам, глумящимся над мало что берущим в толк народом… Я часто оперирую в работе вашей публицистикой, к примеру, статьёй «Куда идёшь, Россия? Россия», 14 июня, 96 г. Социально-духовный хаос сотворили, нацию добивают при молчаливо — пассивной, угрюмо-терпеливой отрешённости народа от всего и вся… Но как при этом ведут себя иные наши — подлинно ли наши?.. Как безобразно, мелочно и гадко они продаются западным покровителям!.. Предают друг дружку с каким-то дьявольским сладострастием за кусок хлеба с маслом, за жалкую должностишку и пр. Черпаю, Юрий Васильевич, из ваших писем великую духоподъёмность, вдохновляющую непримиримость. Посылаю Вам газету с выступлением побывавшего у нас в Твери Солженицына. Выступал он в областной библиотеке с горделивым видом мудрого пророка Моисея. Говорил, казалось бы, правильные вещи — о трудной исторической судьбе России, о многострадальном народе, но при этом разжигая себя каким-то фальшивым экстазом, оставаясь в душе, как мне показалось, равнодушным, холодным и злобным и по отношению к России, и к русскому народу… Очень не понравились его острые буравчики маленьких, бегающих туда-сюда, колючих глаз. Слушал его и думал, о чём «Советская Россия» писала ещё 3 — 4 года назад: где ж Вы, наш «пророк», были со своей мудростью тогда, в октябре 1993-го, когда в Москве жестоко расстреливали мирных людей в упор из танков и карабинов?.. Я позволил себе принародно не согласиться с «пророком» по принципиально важному вопросу — о п о к а я н и и. Солженицын перед тем долго разглагольствовал о некоем всеобщем покаянии, мол, все мы повинны в собственной беде, только в разной степени… Я возразил: многострадальному народу России не в чем и не перед кем каяться. В чём, скажите, каяться, к примеру, доблестным участникам Великой Отечественной войны?! Пусть кается тот, кто бросил и продолжает бросать Россию в пропасть. Попалась мне недавно на глаза статья публициста Кара - Мурзы в «Сов. По-моему, очень верно там сказано: «Я лично думаю, что надо честно сказать людям: так хорошо жить, как во время послесталинского советского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго и, возможно, никогда. Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всём пространстве социально-экономических ситуаций. Сейчас даже трудно объяснить, как нас занесло в эту точку — настолько маловероятно в неё было попасть. Сегодня, видя, насколько слаб, податлив и греховен человек, как легко его соблазнить бусами и побрякушками, как мы должны преклониться перед русским народом первой половины XX века. Он самоотверженно, на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нём было, в меру своего развития, необычайно, необъяснимо эффективным. Множество сил объединилось, чтобы нас с той точки столкнуть, и это удалось. Сойдя, мы сразу оказались в глубокой трясине, и нас засасывает всё глубже и глубже по всем показателям, и материальным, и духовным. И даже нет гарантии, что мы вообще выберемся на какую-либо твёрдую кочку. Ничего же иного, подобного советскому укладу, нам не светит. Воз можно, для нас другой такой точки и нет…» Как живо перекликаются слова публициста с художественной тканью ваших романов, Юрий Васильевич!.. Ваше грустное письмо ещё раз подтвердило то, о чём я писал не раз, о чём думал в последние годы. Наш народ тяжко болен: к известным несурязностям его прибавился ещё один пункт: страсть к купюре, авось, царь — батюшка поможет и подбросит по доброте бескрайней миллиончики на красивую жизнь среди заграничных этикеток. Страшный вирус торгашества отравил души даже школьников: каждый второй хочет разбогатеть. Знамя молодёжи — аполитичность. И это — самое противоестественное. Никогда в истории страна не была так развращена. Перевёртыши, предатели, садо — мазохиисты, ничтожества всех рангов переворачивают Россию вверх дном, патриоты заняты артикуляцией языка, разъединены пятой колонной, зубатовщиной и прочими радетелями на соломенных ножках. Однако впадать в отчаяние — грех великий. Ваша программа по русской литературе была написана мной в содружестве с крупным литературоведом России М. Минокиным, предложена Министерству образования России - и отвергнута. Было бы полезно поговорить о ней на совете по русской литературе, где я председатель Международное сообщество писательских союзов , об этом следует подумать. К слову, в разделе «Литература 70-х — 80-х г. По-моему, вещи эти чрезвычайно слабые, наивные, опереточные… Всяческого Вам добра! Крепко жму руку! Очень польщён вашей похвалой в адрес нашей программы по русской литературе. Профессор М. Минокин и я с удовольствием приняли бы участие в её обсуждении на Международном сообществе писательских союзов, как Вы советуете. Ваше мнение относительно книг Кондратьева и Васильева будет учтено, мы его вполне разделяем: художественный уровень их искусственно раздут либеральной критикой, а идейная несостоятельность очевидна. Наверное, Вам будет интересно узнать, как и чем живут провинциальные писатели. Посылаю нашу областную газету «Тверские ведомости». Было бы очень хорошо, если бы Вы переехали в Москву — предложение, которое Вам сделали, сверхсерьёзное. Но как с жильём? Вы спрашиваете моего совета. Чрезвычайно рад был бы помочь Вам, но — увы — в этой области у меня нет никаких связей. Знаю только, что цены на квартиры немыслимо астрономические: 1 кв. Знаю ещё и то, что в Москве несколько контор по сдаче, обмену и покупке жилья. И, разумеется, связываться с ними надо лично, то есть коли Вы настроены решительно приехать надо в Москву и взяться за это дело со всей энергией. Выступление Солженицына прочитал. Я не верю ни одному слову этого надутого и самовлюблённого «пророка», за фразами которого полная пустота или банальность именно банальность. Горького он «не ставит высоко». Ему ли судить о Горьком! Горький по сравнению с малоталантливым Солженицыным — титан, поднебесная величина! Всяческого Вам добра и удач. Мне очень дорого Ваше мнение относительно моего трудоустройства в Москве. Несмотря на те немалые трудности, что меня ждут частые поездки в столицу из Твери, проживание в общежитии неизвестно, сколько времени и пр. Направляю Вам копию своих заметок о судьбе современного русского языка. Может быть, найдёте время прочитать и высказать своё суждение и по заметкам, и по важнейшей проблеме сохранения русского языка в его благоуханной первозданности. Поздравляю Вас с наступающим Великим Октябрём! Это великий народный праздник, как бы его ни чернили и грязнили русоненавистники… Всего Вам самого доброго! Сердечно, Владимир Юдин, 26. Вашу статью об языке прочитал с болью и соучастием. Вы высказываете в ней много полезного — для сохранения нашего родного языка, но… Это «но» заключается в том, что люди власти, занимающиеся культурой, «заинтересованные в противоположную сторону», ничего делать не будут, убеждая доверчивых, оболваненных и простодушных, что англицизмы, галицизмы, германизмы и пр. Их задача — разрушение, растление духа, что стало совершенно очевидным. В одном месте Вашей статьи возник вопрос: кто из деятелей культуры, учёных и писателей вошли в Совет по русскому языку созданному на Олимпе? Относительно поездки в Тверь мне неловко ответить Вам прямо. Так или иначе — я прикован к даче, к столу, к книгам, к внукам, поэтому никуда не езжу уже несколько лет. В своё время я изъездил почти всю Россию, почти половину мира и с некоторой поры сказал себе: стоп. Что происходит с нашими журналами? Почему не отвечают на письма? Да, видимо, потому, что мысль у всех направлена к одному — выжить в это немыслимое время… С великим праздником Вас! Крепко жму руку — Юрий Бондарев. Мой телефон: 3345992. Звоните, когда случится быть в Москве. Всецело разделяю Ваше печальное заключение о нерадивом и преступном отношении власть имущих деятелей культуры к судьбе русского языка, как, впрочем, к литературе, культуре и всей духовной жизни… Безусловно, надо всеми силами — писатели своим художественным пером, учёные — фактами науки — противостоять разгулявшемуся по стране мракобесию и злу. Вот почему я послал свою статью в «Молодую гвардию», выступил по областному радио, заостряю внимание студентов на этом архиважном вопросе. Пусть люди хотя бы задумаются, ч т о, какая пропасть грозит им с потерей первооснов нашего великого и могучего русского языка… Был недавно в Москве. В редакции «Молодой гвардии» сообщили, что моя статья о «Непротивлении» в работе, готовится к печати, в каком номере — пока неизвестно. Я работаю сейчас над рукописью литературно — критической книги, запланированной к изданию весьма скромным тиражом в будущем году в Твери, в ней будет и большая статья о вашем творчестве.
Автор известных романов о Великой Отечественной войне умер в воскресенье, 29 марта, у себя дома в Москве. Его называли последним крупным писателем-фронтовиком, передает ОТР. Юрий Бондарев участвовал в боях под Сталинградом, форсировал Днепр и освобождал Киев, был несколько раз ранен. Тяжёлую, не всегда удобную, «окопную» правду о войне он рассказывал в своих романах.
Окончил в 1951 г. Литературный институт им. Его роман «Горячий снег» переведён на десятки языков, включая немецкий. В 90-е руководил Союзом писателей России. Критически относился к Горбачёву сравнивал перестройку с самолётом, который взлетел «не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка» и к Ельцину отказался принять от него орден Дружбы народов. В 2014 г. Помнить или каяться? Владимир Кожемякин, «АиФ»: Юрий Васильевич, надо ли и дальше намеренно тянуть в будущее память о войне, всячески напоминать о ней следующим поколениям? Или надо, наоборот, «дать ране затянуться»? Линии поведения агрессора и защитника своей земли не могут совпадать. Историческая память - это непреложное условие самосознания и самоидентификации любого народа. Статья по теме «Хочу вернуться домой, к тебе». История любви Зорге и Екатерины Максимовой - А у вас в душе осталась ненависть к немцам за ту войну? Важно понимать, что мы воевали не против немцев, румын, итальянцев и других «соратников» нацизма, а против захватчиков и поработителей. Так что дело не в национальности. Об этом мой роман «Берег». Как вам такая идея? Мне не кажется, что 27 миллионов жертв и их потомки должны покаяться перед палачами. Не очень-то каются за свои исторические прегрешения ведущие европейские нации. В России его обвинили в оправдании и реабилитации фашизма.
Высота справедливости и низость кощунства. Как хоронили Юрия Бондарева
Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. Юрий Бондарев 29 марта не стало писателя Юрия Васильевича Бондарева (1924—2020), фронтовика, одного из авторов «лейтенантской прозы». Кончина писателя-фронтовика Юрия Бондарева символизирует уход целого поколения, сказал РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.
НЕ СТАЛО ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОНДАРЕВА. Некролог
Еще немного, еще чуть-чуть, Последний бой - он трудный самый, А я в Россию домой хочу, Я так давно не видел маму. А я в Россию домой хочу Я так давно не видел маму Труднее всего складывалась судьба картины «Батальоны просят огня»: фильм начинал снимать один режиссёр, заканчивал другой... Но работа всё-таки состоялась: «Мне важно было рассказать, как мы форсировали Днепр. Всё, что написал, — пропустил через себя, а об оставшемся за скобками говорить не хочу». Зародыш классического романа уже живёт в голове фронтовика, который теперь думает куда меньше о литературных формах, нежели о характере вражеской обороны». Считается, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году, с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня».
Молодой писатель-фронтовик, ученик Константина Паустовского уже был известен, даже считался лидером писательского поколения. Но и до выхода «Батальонов» публиковались произведения, которые можно отнести к направлению «окопной правды». Но эти публикации были единичными на фоне официально поддерживаемой плакатной прозы о войне. Начавшаяся «хрущёвская оттепель» дала возможность для публикации «окопной правды». Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» 1957 , «Последние залпы» 1959 ; Григория Бакланова «Южнее главного удара» 1957 , «Пядь земли» 1959 , «Мертвые сраму не имут» 1961 , Василя Быкова: «Журавлиный крик» 1961 , «Третья ракета» 1962 , Константина Воробьёва: «Крик» 1962 , «Убиты под Москвой» 1963 , Виктора Курочкина: «На войне как на войне» 1965.
Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой», или «окопной правдой» это более корректное название, поскольку не все авторы были младшими офицерами, многие — солдатами и сержантами. В 1965 году Юрий Бондарев заявил: «Окопная правда для меня, в первую очередь, — это очень высокая достоверность. Окопная правда — это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, 7 обозначающими оборону. Для меня окопная правда — это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей старшина на передовой не подвез кухню до главнейших проблем жизнь, смерть, честность, правда.
В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…» Принципиальное же отличие Юрия Бондарева от других фронтовиков состояло в том, что он нашел язык для того, чтобы описать все, с чем столкнулся на фронте. И это была не глянцевая официозная героика победителей, а то, что назовут «окопной правдой» и «лейтенантской прозой»: отношения между бойцами, их ежедневный быт, привязанности и антипатии, маленькие человеческие подвиги, простительные и непростительные слабости. То, о чем Бондарев написал в повестях «Батальоны просят огня», романах «Горячий снег», «Берег» все были экранизированы и других. Одним из основных направлений художественного поиска Бондарева является анализ духовного мира рядовых участников войны, истоков их мужества, особенностей фронтового братства. Мы видим, как характеры героев постепенно раскрываются, эволюционируют.
Бондарев так определял понятие героизма на войне: «Мне кажется, героизм — это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты — быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе.
Но он определил победу в минувшей войне». Бондаревым уже автором ранних произведений о войне, была сформулирована концепция «тихого героизма», которая также восходила к истокам православно-христианской соборности.
Бондарев принадлежал к тому кругу писателей, которые, вернувшись с великой войны, имели право свободного голоса. Именно они, боевые лейтенанты, составили элиту послевоенного Литературного института. Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая идеология. Они ничего не боялись.
Партийные, не партийные, они могли говорить то, что думают, что знают. На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле. В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня". Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" повесть о войне. Ее все обсуждали.
Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века. За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей". Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто.
Писатель даже подарил Иосифу Сталину фразу, которую после фильма стали считать исторической: «Я солдата на фельдмаршала не меняю».
Так он ответил в фильме не предложение обменять капитулировавшего в Сталинграде Фридриха Паулюса на попавшего в плен к гитлеровцам старшего лейтенанта Якова Джугашвили. В эпопею вошли и сюжетные линии известных бондаревских повестей — в том числе «Батальонов». В мировом прокате киноэпопею посмотрели 350 миллионов зрителей. И вновь фильм, сняты по сценарию Бондарева, подарил нам бессмертную песню «Последний бой» муз.
Михаила Ножкина : Мы так давно, мы так давно не отдыхали Нам было просто не до отдыха с тобой. Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, А завтра, завтра, наконец, последний бой. Еще немного, еще чуть-чуть, Последний бой - он трудный самый, А я в Россию домой хочу, Я так давно не видел маму. А я в Россию домой хочу Я так давно не видел маму Труднее всего складывалась судьба картины «Батальоны просят огня»: фильм начинал снимать один режиссёр, заканчивал другой...
Но работа всё-таки состоялась: «Мне важно было рассказать, как мы форсировали Днепр. Всё, что написал, — пропустил через себя, а об оставшемся за скобками говорить не хочу». Зародыш классического романа уже живёт в голове фронтовика, который теперь думает куда меньше о литературных формах, нежели о характере вражеской обороны». Считается, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году, с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня».
Молодой писатель-фронтовик, ученик Константина Паустовского уже был известен, даже считался лидером писательского поколения. Но и до выхода «Батальонов» публиковались произведения, которые можно отнести к направлению «окопной правды». Но эти публикации были единичными на фоне официально поддерживаемой плакатной прозы о войне. Начавшаяся «хрущёвская оттепель» дала возможность для публикации «окопной правды».
Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» 1957 , «Последние залпы» 1959 ; Григория Бакланова «Южнее главного удара» 1957 , «Пядь земли» 1959 , «Мертвые сраму не имут» 1961 , Василя Быкова: «Журавлиный крик» 1961 , «Третья ракета» 1962 , Константина Воробьёва: «Крик» 1962 , «Убиты под Москвой» 1963 , Виктора Курочкина: «На войне как на войне» 1965. Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой», или «окопной правдой» это более корректное название, поскольку не все авторы были младшими офицерами, многие — солдатами и сержантами. В 1965 году Юрий Бондарев заявил: «Окопная правда для меня, в первую очередь, — это очень высокая достоверность. Окопная правда — это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, 7 обозначающими оборону.
Для меня окопная правда — это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей старшина на передовой не подвез кухню до главнейших проблем жизнь, смерть, честность, правда. В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…» Принципиальное же отличие Юрия Бондарева от других фронтовиков состояло в том, что он нашел язык для того, чтобы описать все, с чем столкнулся на фронте. И это была не глянцевая официозная героика победителей, а то, что назовут «окопной правдой» и «лейтенантской прозой»: отношения между бойцами, их ежедневный быт, привязанности и антипатии, маленькие человеческие подвиги, простительные и непростительные слабости.
То, о чем Бондарев написал в повестях «Батальоны просят огня», романах «Горячий снег», «Берег» все были экранизированы и других. Одним из основных направлений художественного поиска Бондарева является анализ духовного мира рядовых участников войны, истоков их мужества, особенностей фронтового братства. Мы видим, как характеры героев постепенно раскрываются, эволюционируют.
В 1970 году вышел роман «Горячий снег», посвященный Сталинградской битве. По произведениям писателя были сняты знаменитые художественные фильмы.
В 1994 году Юрию Бондареву был присвоен орден Дружбы народов, однако писатель отказался принять награду от тогдашнего президента. Он отправил телеграмму Борису Ельцину, написав, что «это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». В последнем интервью Бондарев сказал, что очень ждёт 75-летие Великой Победы. Он привык встречать 9 мая со смешанным чувством радости и грусти.
Лучшие книги Юрия Васильевича Бондарева
Сегодня исполняется 9 дней, как от нас ушёл выдающийся русский и советский писатель, Герой Социалистического Труда Юрий Васильевич Бондарев. Как видим, до нынешних дней, писатель Юрий Васильевич Бондарев на своём боевом посту, не боится полемики, и смело бросает свой офицерский вызов. В Москве умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев на 97 году жизни, сообщила его супруга Валентина Бондарева. Лучшие и новые книги 2024 автора: Бондарев Юрий Васильевич в интернет-магазине Лабиринт.
Ушел из жизни писатель-фронтовик Юрий Бондарев
Фото: РИА Новости. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Юрий Бондарев снова стал курсантом, на этот раз Чкаловского артиллерийского зенитного к этому моменту у него оставалось прежнее, фронтовое: гвардии старший сержант. Писатель-фронтовик Юрий Бондарев, отказавшийся принимать награду из рук Ельцина, умер в Москве в возрасте 96 лет. Юрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в Орске, прошел Великую Отечественную войну. Юрий Бондарев — представитель литературного жанра, известного как «лейтенантская проза» о Великой Отечественной войне. По сообщению информационного агентства «ИТАР-ТАСС» 29 марта на 97-ом году ушел из жизни Юрий Васильевич Бондарев, советский и российский писатель, общественный деятель и ветеран Великой Отечественной войны. Эту печальную новость подтвердила его супруга.