Так называемая действующая толпа отличается активными действиями делинквентно-го характера и подразделяется на агрессивный и стяжательский подвиды [11; 12; 13]. действующую, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую, возмущающуюся действиями властей. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. • Видами толпы являются.
Виды толпы — Типы толпы и модели поведения
Социальное поведение презентация | -убегающая (спасающаяся) толпа. |
Характеристика различных видов толпы | Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. |
6.2. Социальное поведение | Действующая толпа подразделяется на несколько подвидов. Обычно выделяют: агрессивную толпу, движимую гневом и злобой, стремящуюся к разрушению и «жаждущую крови»; паническую толпу, движимую чувством страха и стремлением избежать некой опасности. |
Студопедия — СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | Действующая толпа подразделяется на. |
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте - id43649855 от may12312 13.09.2022 10:07 | Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически. |
Виды толпы и их характеристики
Основные признаки толпы как большой социальной группы. Характеристика основных видов толпы. | Действующая толпа. Формируется так же, как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. |
Поведение людей в толпе | Психологическая энциклопедия 1vc0 | Действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую. |
Презентация, доклад по обществознанию Социальное поведение
В свою очередь, психология поведения активной толпы подразделяется на агрессивный тип, спасающийся и стяжательский. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. Среди подвидов действующей толпы можно выделить и стяжательскую толпу, представляющую собой скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков.
Социальное поведение. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта
В стабильных обществах также могут возникать социальные движения, но они приобретают характер культурных течений. Культурные течения - это процесс, в ходе которого определенные причины медленно изменяют способы жизнедеятельности людей, но результат их действия является очевидным. Например, эмансипация женщин или движение расовой сегрегации в США привели к изменениям в законодательстве и общественном мнении. Рязанов, А.
Коллективное поведение - спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации , возникающие объективно и внезапно. Субъектом такого поведения является толпа, но может происходить и в массовом масштабе. Французский врач и социальный психолог Габриель Лебон исследовал эту форму массового поведения.
В своей работе «Психология толпы» он попытался проследить процесс зарождения и действия толпы. Лебон доказал, что поведение человека определяется врожденными унаследованными от предков и приобретенными инстинктами. Попадая в толпу, человек регрессирует, то есть возвращается к более ранней стадии своего развития.
Он сформулировал закон психического единства толпы, который заключается в том, что в толпе происходит сведение людей к одному уровню, вследствие чего создается однородная масса. Характерными чертами толпы являются: заряженность общей идеей , осознание собственной силы , утрата чувств ответственности, нетерпимость, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидерами. Эти признаки, по мнению Г.
Лебона, образуются вследствие действия трех основных психических механизмов : заряжения, внушаемости и подражания. Особенностями коллективного поведения являются, во-первых, то, что оно необычно, т. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой.
Поведение — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней двигательной и внутренней психической активностью. Массовое социальное поведение — это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения семью, микрогруппы, круги межличностного общения.
Массы в таком понимании существуют в каждой стране.
Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса.
Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.
Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Выделяется пять типов поведения : конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж.
Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов.
Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы.
Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам.
Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.
В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , то есть то явление, предмет, отношение и т. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника.
Виды толпы в социальной психологии. Стяжательская толпа. Стяжательская толпа пример.
Стяжательная толпа характеристика. Действующая стяжательная толпа неорганизованный конфликт за. Основные виды толпы. Пример действующей толпы. Феномен толпы.
Эффект толпы. Толпа поведение в толпе. Массовое поведение. Особенности психического состояния людей в толпе. Психологическая характеристика агрессивной толпы.
Действующая агрессивная толпа. Экспрессивная толпа. Экспрессивная толпа это толпа. Экспрессивная толпа примеры. Классификация толпы.
Экстатическая толпа. Спасающая толпа паническая Главная эмоция — страх ;. Паническая толпа презентация. Паническая толпа примеры. Пассивные и активные толпы.
Разновидности толпы. Типы поведения в толпе. Разновидности действующей толпы. Субъекты социального поведения. Кто является субъектом социального поведения.
Субъекты и разновидности социального поведения. Социальное поведение субъекты социального поведения. Конвенциональная толпа. Конвенциональная толпа примеры. Толпа по обществознанию.
Видами толпы являются. Виды толпы в психологии. Виды действующей толпы. Виды стихийных групп. Типы стихийных групп: толпа, масса, публика.
Большие стихийные группы: толпа, масса, публика.. Толпа масса аудитория публика. Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся. Поведение толпы паника.
Паническая толпа. Опасность толпы. Психология поведения человека в толпе. Типы толпы в социальной психологии. Психологическая толпа.
Памятка поведения в толпе. Поведение личности в толпе. Правило безопасного поведения в толпе. Особенности поведения человека в толпе. Особенности поведения личности в толпе.
Ассоциация разнородных идей, имеющих лишь кажущееся отношение друг к другу, и немедленное обобщение частных случаев — вот характерные черты рассуждений толпы. Толпа постоянно подпадает под влияние иллюзий. Некоторые важные особенности мышления толпы следует выделить особо. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям.
Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности. Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением.
Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.
Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства. Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам а именно по характеру возбуждений , великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.
В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы. Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности тем более сильная, чем многочисленнее толпа и сознание значительного хотя и временного могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.
В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства.
Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них».
Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины. У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте.
Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными. В темпераменталъной сфере психологические особенности толпы проявляются в физической активности и диффузности. Физическая активность.
Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают наиболее важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида или подвида в другой.
Такие превращения часто происходят спонтанно.
Психология толпы, ее виды и содержание.
Аффективное действие — это действие, обусловленное чувствами, эмоциями, совершенное в состоянии относительно кратковременного, но интенсивного эмоционального состояния, возникшего в ответ на стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. По мнению М. Вебера, традиционное и аффективное действия не являются социальными в полном смысле, поскольку реализуются чаще всего за пределами осознания и осмысления, их отличает низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Социальные действия имеют общественное значение. Их основу составляет столкновение интересов и потребностей социальных сил общества, в связи с чем социальные действия выступают как форма и способ разрешения социальных проблем и противоречий. Они различаются по типам решаемых общественных задач социальных, экономических, развития духовной жизни. Субъектами этих действий являются личности и социальные группы, действующие в определенной ситуации и обладающие общественно детерминированной мотивацией, намерениями и отношениями.
Психологические характеристики социальных действий определяются мотивацией, отношением к "Я" как источнику и субъекту действий, соотношением смысла и значения действий, рациональным и иррациональным, сознательным и бессознательным в их мотивации, а также субъективным смыслом совершаемых личностью действий. Социально-психологические характеристики социального действия соотносятся с такими феноменами, как восприятие социального действия ближайшего окружения; его роль в мотивации социального действия; осознание личностью принадлежности к определенной группе как фактором мотивации; роль референтной группы; механизмы социального контроля социального действия личности. Поступок представляет собой личностную форму поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступком не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия — импульсивные, привычные, гетерономичные выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли. Поступок включает в себя творческий акт выбора целей и средств поведения, порой вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок выступает как личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение действие или бездействие , направленное на разрешение конфликта.
Бахтину, поступок обладает такими обязательными свойствами, как аксиологичность нетехничность , ответственность, единственность, событийность. Поступок возникает благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте Л. Поступок как основная единица социального поведения характеризуется наличием внутреннего плана действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка нужно учитывать систему социальных норм , принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации.
Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них — в систему всех общественных отношений. Деяние представляет собой совокупность поступков. В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость и результативность. Ответственность за социально значимые результаты несет сам субъект даже в том случае, если она выходит за пределы его намерений. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности и основана на общественно-исторических критериях их оценки. Целью социального поведения личности является преобразование окружающего мира, осуществление социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований человека.
Результатом социального поведения выступает формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми и различными общностями. Многообразие форм социальных связей и отношений личности как явления социального и многопланового обусловливает виды ее социального поведения. Основаниями социально-психологической классификации видов социального поведения выступают следующие критерии: 1 сферы бытия — природа, общество, человек производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное ; 2 социальная структура общества классовое поведение социальных слоев и страт; этническое поведение, социально-профессиональное, полоролевое, гендерное, семейное, репродуктивное и др. Главным субъектом социального поведения является личность, поскольку в многообразных формах и видах социального поведения преобладают социально-психологический и личностный аспекты. Исследователи отмечают, что системообразующим качеством социального поведения выступает нормативность, поэтому все виды социального поведения являются разновидностями нормативного, предписанного поведения. Ролевая теория личности Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей.
Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Мидом в книгах "Роль, Я и общество" 1934 , "Исследование человека" 1936. Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1 имитация, то есть механическое повторение; 2 проигрывание, то есть переход от одной роли к другой; 3 групповое членство, то есть освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.
Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. Дюркгейма, М. Вебера, позднее -Т. Парсонса, Р. Липтона и др. Социальная роль от франц, гоlе - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию статус в системе общественных отношений.
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях... Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель.
Социальная роль от франц, гоlе - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию статус в системе общественных отношений. Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях... Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке.
Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях.
Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими.
Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход. Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман 1978 установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.
В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей , Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома. В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа.
Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт. Теория "зеркального Я" Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него. Эту идею развил Ч. Кули, американский социолог и социальный психолог.
Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я.
Подстроившись под желания толпы, он постепенно перепрограммирует ее, продвигая свои идеи. Выступая перед толпой, лидер погружается в состояние, близкое к экстазу.
Он использует сильные речевые обороты, намерено гипербализирует, использует сильные выражения. Его задача — добиться от толпы состояния полного подчинения. Для этого лидер многократно повторяет лозунги, пока они не станут для людей непреложной истиной.
Все влиятельные политики используют этот прием для воздействия на потенциальный электорат. Понятие толпы в психологии Психология дает следующее определение понятию: «толпа» — это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие или потеря четкой, осознанной общей цели.
Классическая толпа в социальной психологии — скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий. Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно.
Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым.
В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно. Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят: Зачинщики ядро толпы — люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях.
Участники толпы — люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости сочувствия , так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости.
Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров. Классификация Психология масс подразумевает наличие множества видов толпы.
Они формируются на базе разных признаков и общих характеристик. По признаку управляемости выделяют следующие типы толп. Лидер или инициатор объединения отсутствует.
Толпа формируется случайным образом. Обычно местом столпотворения являются общественные места. Изначально может сформироваться стихийно.
Главное отличие от предыдущего вида — появление лидера. Эта личность мотивирует людей действовать согласно интересам толпы, которые он выражает. В такой толпе лидер есть с самого начала.
Он назначает место и время встречи. Таких людей объединяет конкретная идея. Часто это массовые мероприятия концерты, многотысячные живые семинары, вебинары и т.
Если основой классификации является степень активности и возбуждения людей, то выделяют 3 типа сборищ: активное, пассивное, демонстрирующее. Активная толпа часто является агрессивной. Люди в ней склонны к насилию, жестокости.
Осуществляются разрушительные, приносящие вред другим действия. Часто это группы грабителей, убийц, мародёров, маньяков. К активной толпе относят спасающееся объединение людей, где доминирует панический настрой.
Пассивное сборище имеет одну отличительную черту — отсутствует эмоциональный компонент. Бывает, что таких людей собирают насильно для реализации определенных действий. Они не заинтересованы.
В большинстве случаев это обычная толпа зевак. Демонстрирующая толпа формируется под влиянием социального протеста.
Любая толпа характеризуется спонтанно возникающей направленностью поведения и общностью эмоционального состояния. Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника — групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений.
Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительнохаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки. Источники и литература Еникеев М. Психологический энциклопедический словарь. Психологическая энциклопедия wiki.
Характеристики толпы
- Студопедия — СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Тема: Социальное поведение презентация, доклад
- Психология толпы (часть 1)
- Толпа это в обществознании
- Субъекты социального поведения
Ответы на вопрос:
- СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Виды толпы — Типы толпы и модели поведения
- Тема 2.5. Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей
- Сущность и субъекты массового социального поведения
Психология толпы
Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу, разворовыванию материальных. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. 4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная;осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.
Толпа это в обществознании
4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Толпа может быть случайной (временной, спонтанной), организованной (предмедитированной) и действующей (осознанной целью или действием, связанным с ней). Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стимулирующую, стяжательскую и непоследовательную. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. Толпа может быть случайной (временной, спонтанной), организованной (предмедитированной) и действующей (осознанной целью или действием, связанным с ней). Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стимулирующую, стяжательскую и непоследовательную.