Комитет государственной безопасности КГБ СССР Komitet gosudarstvennoy bezopasnosti KGB SSSR. Сегодня 70 лет со дня образования КГБ СССР. с Праздником!
Почему чекисты не отмечают день создания КГБ
Шелепин, Александр Николаевич 25 декабря 1958 — 13 ноября 1961 г. Семичастный, Владимир Ефимович 13 ноября 1961 — 18 мая 1967 г. Андропов, Юрий Владимирович 18 мая 1967 — 26 мая 1982 г. Федорчук, Виталий Васильевич 26 мая — 17 декабря 1982 г. Чебриков, Виктор Михайлович 17 декабря 1982 — 1 октября 1988 , генерал-полковник, с 4 ноября 1983 г. Крючков, Владимир Александрович 1 октября 1988 — 21 августа 1991 г.
Он просуществовал 36 лет. Через два года была создана Федеральная служба контрразведки ФСК , которую позднее преобразовали в Федеральную службу безопасности. С 2003 года в состав ФСБ входит Пограничная служба.
Сегодня Федеральная служба безопасности — огромная структура, в которую входят собственные военные, транспортные, строительные, медицинские, судебно-экспертные и другие подразделения. Они защищают социальные, политические и экономические отношения, борются с преступностью, терроризмом и коррупцией, стоят на страже рубежей и информационного пространства России, а также ведут разведку и контрразведку. На мероприятие приглашают не только действующих отличившихся солдат и офицеров, но и заслуженных ветеранов.
Изменения в обществе и системе госуправления СССР, вызванные перестройкой и гласностью, привели к необходимости пересмотра основ и принципов органов госбезопасности. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. После подавления беспорядков в ведомстве начались реформы.
В 1956 году сотрудниками органа безопасности в ходе операции «Вихрь» нейтрализовано венгерское восстание.
В 1967 году завербован американский шифровальщик Джон Уолкер, который 17 лет передавал Советскому Союзу засекреченные данные об учениях вооруженных и разведывательных сил США. В 1976 КГБ совместно с кубинской спецслужбой организована операция «Тукан» по распространению в мировых СМИ сведений о чилийском диктаторе Аугусто Пиночете, в результате чего правозащитные организации оказали внешнее давление на лидера Чили. В 1985 году проведена уникальная спецоперация по освобождению дипломатов в Ливане, захваченных террористами «Хезболлы». В своей истории КГБ претерпело ряд необходимых административных изменений и реформ.
После распада Советского Союза в 1991 году орган безопасности разделен на несколько независимых спецслужб, действовавших в каждой вновь образованной республике.
День рождения КГБ
Сотрудники КГБ с честью отстаивали интересы Родины, обеспечивали ее защиту от внешних и внутренних угроз благодаря своему профессионализму, принципиальности, решительности и мужеству. Именно 13 марта можно считать днем рождения КГБ, правда, эта дата как памятная так и не прижилась. Операция КГБ республики по перехвату прошла ювелирно. Руководство КГБ в цвете. На главную. Органы госбезопасности СССР. Советского Союза уже не существует 23 года, а аббревиатура КГБ до сих пор вызывает страх и ненависть на Западе. Комитет государственной безопасности КГБ СССР Komitet gosudarstvennoy bezopasnosti KGB SSSR.
От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России
Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А. Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия. Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве.
О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания. И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г. Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США.
Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г. Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения. К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г. При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство.
Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной. За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г. Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников.
Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас». С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро». Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства. Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т.
Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе. Однако уже в апреле 1962г. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба. Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек. Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21». В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н.
Хрущева на Кубу. Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права. В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными. Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы. Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков. При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, Кеннеди санкционировал активизацию военных приготовлений по плану «Мангуста», а 21 сентября по просьбе Р.
Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов самолетов У-2 над Кубой. При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г. В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой. А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США. В тот же день, 16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули... Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тысяч человек, не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а посему одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей советской ПВО, при том что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием и не могут представлять угрозу безопасности США. На прямой вопрос президента министру обороны Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО в результате воздушного удара, в связи с чем это предложение не было принято.
Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы. В обстановке строгой секретности 20 октября полученные разведснимки были переданы правительствам Великобритании, Канады, Франции и ФРГ с тем, чтобы подготовить их к участию в конфликте на стороне США, а 25 октября они были опубликованы в американской печати. В обращении к нации 22 октября Джон Кеннеди заявил об установлении морской блокады с целью «остановить процесс размещения балистических ракет на Кубе». Андерсон, ставший единственной американской жертвой этого кризиса. Но Кеннеди не стал педалировать этот инцидент, понимая, что право не на его стороне, а также делая ставку на прямые и секретные переговоры с советским лидером. Как известно, 28 октября Н. Хрущев впервые признал факт наличия советских ракет на Кубе и согласился на их эвакуацию под контролем США. Но при этом США конфиденциально обязались демонтировать свои «Юпитеры» в Турции и отказаться от их размещения в Италии и Японии, а также гарантировали неприкосновенность «Острову Свободы». Тогда же США согласились на открытие советской военной базы в Лурдасе на Кубе, являвшейся форпостом советской технической разведки в Западном полушарии и ликвидированной в 2002 году.
При этом подчеркнем, что принятые на себя американской администрацией обязательства свято соблюдались даже после гибели Джона Кеннеди в ноябре 1963г. Эти взаимные обязательства привели, с одной стороны, к началу деэскалации кризиса, установлению прямой «горячей линии» телефонной связи между руководителями двух мировых держав. А с другой стороны, — к коренному пересмотру США всей своей внешнеполитической стратегии. Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине «наведения мостов» или «расшатывания социализма изнутри», что также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества. Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся по сути дела «за кулисами» истории. Эта не афишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961г. На одной из встреч Кеннеди предложил Большакову «установить неофициальный обмен мнениями» по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. Следует отметить, что в принципе подобная практика «неофициальных», зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире.
Всего по октябрь 1962г. После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились. Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне. После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди.
При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки. Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н. А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г.
За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г. Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны. Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю. Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать о личности председателя КГБ — об этом написано и еще будет написано немало, — мы попытаемся показать Андропова как руководителя советских органов безопасности, чьи мысли и установки во многом определяли направления и характер их деятельности.
Как представляется, без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика, а таковым он оставался и на посту председателя КГБ, и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавляемого им ведомства. В этой связи представляется необходимым обратиться к ряду его публичных выступлений. По неоднократно высказывавшемуся Андроповым мнению, «ныне источник угрозы безопасности СССР лежит вовне. Оттуда, извне, классовый противник пытается перенести на нашу территорию подрывную деятельность, активизировать и провоцировать идеологические диверсии, рассчитывая на отдельных неустойчивых людей»[1]. В то же время органы государственной безопасности — это специальные органы, которые призваны специфическими методами и средствами борьбы в пределах своей компетенции содействовать обеспечению нормальной жизни советских людей. Но при этом «деятельность органов государственной безопасности должна строго соответствовать историческому процессу развития нашего общества, и в первую очередь развитию и совершенствованию современной социалистической демократии... Поддержка и помощь органам госбезопасности со стороны масс являлась и является важнейшим условием эффективности всей чекистской деятельности»[2]. Задача чекистов, повторял он, — «пресекать деятельность тех, кто становится на путь антигосударственных действий, кто посягает на права советских людей, на интересы советского общества. В сегодняшних условиях обеспечение безопасности — это обеспечение безопасности не только государства, но всего общества от посягательств классового противника»[3].
Как руководитель, Юрий Владимирович не мог не обращать самое пристальное внимание на методы и стиль работы подчиненых, на вопросы их воспитания и профессиональной подготовки. В этой связи он подчеркивал: «имея дело с законом, мы должны самым строжайшим образом соблюдать его и по духу, и по форме. Здесь никаких отступлений быть не может. Органы государственной безопасности должны подавать пример неукоснительного соблюдения законности, быть законопослушными. Быть законопослушным значит не только строго соблюдать права и свободы советских граждан. Это значит также решительно и твердо принимать меры, определенные советскими законами, в отношении тех лиц, которые становятся на путь антисоветских враждебных действий». Но решительно — это не значит безрассудно: «нашим действиям, как никогда прежде, необходимы продуманность, прицельность. Надо научится каждый раз бить точно, без недолетов или перелетов, а, как говорится, в яблочко». Говоря о возрастании значения в жизни страны общественного мнения, Андропов подчеркивал необходимость «учета реакции трудящихся на деятельность органов госбезопасности.
Именно поэтому наши действия, наши шаги должны быть понятны массам. Мы должны добиваться того, чтобы трудящиеся понимали каждую нашу акцию, осознавали ее необходимость, оказывали нам необходимую поддержку. Это само собой не приходит. Нужна серьезная разъяснительная работа. Ее нужно проводить еще активнее, чем мы делали до сих пор... Нужно думать о том, как тот или иной шаг будет воспринят советскими людьми. Нужно думать и принимать все меры к тому, чтобы наши акции получали поддержку масс»[4]. Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии...
Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г.
И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами».
В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7].
Мы закупали это оборудование за рубежом, что несло отрицательный экономический эффект: стоит такая аппаратура достаточно дорого. Сейчас же у нас производится вся линейка оборудования — от современных телефонных аппаратов до цифровых пультов правительственной связи. И самое главное — у нас появилась национальная шифровальная аппаратура, позволяющая комплексно решать задачи по обеспечению безопасности информации.
А это является, кроме чисто технического достижения, одним из элементов суверенитета страны. Все эти проекты по разработке, созданию и производству шифровальной техники осуществляются исключительно силами отечественных предприятий, являются продуктом нашей научно—технической школы. Кстати, сейчас завершаются испытания белорусского смартфона с криптомодулем, который обеспечивает гарантированную стойкость переговоров. По сути дела, комплекс этих мероприятий позволил стране войти в весьма ограниченное число мировых держав, обладающих суверенитетом в области криптографической защиты информации. Кстати, учебные пособия для них — тоже отнюдь не иностранные: в рамках государственной программы при активном участии сотрудников Комитета разработаны учебные методические комплексы по специальным дисциплинам прикладной криптографии. Так что есть своя школа — будем ее совершенствовать. Уже сформирована своя профессиональная школа подготовки сотрудников спецслужбы, основанная на многолетних традициях. Ее ключевым элементом является Институт национальной безопасности. Это единственное в стране многопрофильное учреждение высшего образования, обеспечивающее подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой сфере. Институт является не только правопреемником легендарных Высших курсов КГБ СССР в Минске, но и продолжателем славных традиций «чекистской кузницы кадров», заложенных сразу после войны при создании учебного заведения 27 декабря 1946 года.
Мы сохранили все лучшее от традиций той школы, значительно осовременив их. В итоге пришли сегодня к оптимальной модели преподавания, максимально приближенной к практической деятельности. До 50 процентов занятий проводят самые лучшие действующие сотрудники плюс регулярно проходят стажировки слушателей академии в областных и городских подразделениях в центральном аппарате. Такая система подготовки кадров оказалась весьма востребована за рубежом — мы сейчас готовим специалистов для многих государств, которые удовлетворены качеством подготовки выпускников. При этом институт занимается еще и научно—исследовательской, аналитической работой, неотрывно связанной с практикой. Такое всегда интересно... Читайте также Председатель КГБ: фиксируется беспрецедентный уровень всех видов разведки против Беларуси — Скажем, у нас есть объект оперативной заинтересованности и все данные по нему — начиная от роста, веса, возраста и заканчивая личностными особенностями — мы отправляем специалистам института. И они выдают нам прогноз поведения этого человека в той или иной ситуации. А ведь есть еще психологическое сопровождение оперативной деятельности, есть наработки по выявлению противоправных деяний... Сейчас институт проводит активную работу в разработке средств информационной безопасности, реализует проект совместно с Антитеррористическим центром СНГ по повышению квалификации кадров, занятых в борьбе с терроризмом.
За все годы своего существования институт подготовил и выпустил более 47 тысяч офицеров. Среди выпускников — более 200 генералов. Многие из них являются руководителями в силовых структурах, органах власти и управления не только Беларуси, но и других стран СНГ. Какие события более всего повлияли на закалку спецслужбы? Какие традиции, поддерживаемые до сих пор, они породили? Это гражданская война и иностранная интервенция, борьба с бандитизмом и политическим террором. Не минули нас суровые и противоречивые времена 30-х годов... Но, безусловно, важнейшим из событий, повлиявших на закалку и профессионализм органов государственной безопасности, стала Великая Отечественная война. Только согласно официальной статистике при исполнении служебного долга на белорусской земле в то время погибли 360 сотрудников, 254 — получили ранения. Звания Героя Советского Союза были удостоены 15 сотрудников спецслужбы — командиров специальных партизанских отрядов и групп.
Трое из них получили награду посмертно. В числе Героев Советского Союза — хорошо известные общественности люди К. Орловский, А. Рабцевич, Н. Михайлашев и многие другие. Опыт и закалка, приобретенные в годы военных испытаний, оказались незаменимыми в ликвидации послевоенного бандитизма, розыске и изобличении нацистских пособников, совершивших военные преступления. Позднее они стали надежным фундаментом формирования национальной спецслужбы суверенной и независимой Республики Беларусь. И сегодня, когда за плечами у Комитета вековой опыт, можно уверенно сказать, что мы учимся у предыдущих поколений не только профессиональным приемам и навыкам, но прежде всего — отношению к делу, служению Родине. Из этого мы черпаем силы, учимся побеждать. Пожалуй, именно эту преемственность можно назвать главной традицией КГБ.
Читайте также В КГБ рассказали некоторые подробности задержания членов диверсионно-разведывательной группы СБУ в Беларуси — А какую роль Комитет госбезопасности играет в нынешней системе государственной власти, в жизни страны? Кроме подразделений Комитета, этого не делает никто. Это означает, что наши сотрудники занимаются выявлением и нейтрализацией внутренних и внешних источников рисков, вызовов и угроз интересам страны в жизненно важных сферах. Главная задача — защита независимости и территориальной целостности, обеспечение национальной безопасности Беларуси. По сути, это защита личности, общества и государства. То есть мы, если разобраться, работаем на граждан страны. В том числе защищаем его не только от прямых преступных посягательств, но и от попыток манипуляции им, введения его в заблуждение, использования его «втемную» для реализации чужих интересов. Вскрывать истинные намерения таких манипуляторов, «кукловодов» — тоже одна из задач Комитета. От кого они исходят? Их спектр, к сожалению, остается широким.
Среди наиболее серьезных, относящихся к компетенции КГБ, можно выделить посягательства на независимость, суверенитет и конституционный строй государства.
Хотелось бы отметить, что в духе замыслов Н. Дудорову, никаких воинских званий присвоено не было. Реорганизация подразделений, осуществлявших оперативно-техническую работу, была проведена 2 июля 1959 г.
Были уволены около 18 тыс. Ещё несколько тысяч офицеров перевели на должности гражданских служащих. Он заявил, что планирует переориентировать комитет на международные вопросы, а внутренние отодвинет «на десятый план». При нём продолжилось упрощение структуры КГБ и было утверждено положение, регламентировавшее все основные моменты в работе комитета вплоть до 1991 года.
Также по теме «На переднем краю обороны»: как советский разведчик Александр Феклисов спас мир от ядерной войны 105 лет назад родился Герой России полковник Александр Феклисов. В годы Второй мировой войны и сразу после неё Феклисов добывал... В 1961-м Хрущёв перевёл Шелепина на партработу, а на должность председателя КГБ назначил ещё одного сугубо гражданского комсомольского работника — Владимира Семичастного. Он был соратником Шелепина и продолжил его курс на сокращение структуры комитета. Семичастный стал одним из активных участников свержения Хрущёва в 1964 году и принял меры, чтобы всё прошло мирным путём. Однако вскоре его ждала опала. Формально — из-за бегства за границу дочери Иосифа Сталина Светланы Аллилуевой. Однако, по мнению историков, на самом деле она была связана скорее с политическими амбициями Шелепина, которого Леонид Брежнев старался «обезоружить».
Первый начался в 1954 году и завершился с приходом на пост Юрия Андропова. КГБ пережил значительные сокращения, но работал всё равно достаточно эффективно. Комитет пользовался высоким авторитетом, однако при этом его работа была относительно незаметной и непубличной», — рассказал в интервью RT историк спецслужб Александр Колпакиди. При активном участии КГБ были подавлены антиправительственные выступления в Венгрии в 1956 году. Продолжались суды над гитлеровскими пособниками. Его сотрудники обеспечили режим строгой секретности в ходе переброски на Кубу советских войск, а затем — при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном.
День работника КГБ СССР
Сегодня отмечается 70-летие со дня основания Комитета государственной безопасности (КГБ). Картинки на день» День образования кгб ссср картинки (66 фото). День образования кгб ссср. 1922 Г Союз советских Социалистических республик. 1922 Г Союз советских Социалистических республик. Советского Союза уже не существует 23 года, а аббревиатура КГБ до сих пор вызывает страх и ненависть на Западе.
Сегодня 70 лет со дня образования КГБ СССР
После получения первых известий об аварии генерал-лейтенант Ф. Щербак 27 апреля 1986 года вылетел на место событий, возглавив оперативно-следственную группу работавшую параллельно с комиссией В. Был приобретён уникальный опыт ликвидации последствий аварии, многие сотрудники при этом получили повышенные дозы облучения. Никто не пытался облегчить исполнение своих служебных обязанностей, в обстоятельствах опасных для здоровья и жизни. Основное внимание уделялось выяснению наличия диверсии или её отсутствия, конечной версией указана преступная халатность и несоблюдение правил безопасности [37] [38]. Серьёзной критике общественности подвергся режим секретности при ликвидации аварии на ЧАЭС, когда население не вовремя и не в полном объёме информировалось о последствиях. Людей вы брали лучших, настоящих патриотов, устойчивых к разложению. И было бы не по-государственному не использовать в полной мере ваш потенциал на пользу делу обновления России. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности.
Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ , высказывались в пользу департизации [28]. Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС [40]. Последующий новый этап взаимоотношений с Западом повлек за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединённых Штатов Америки в качестве главного противника СССР ввиду новых исторических реалий неудачного исхода войны и последовавшего вскоре переустройства мира однополярный мир. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП , который предпринял попытку антиконституционного захвата власти в СССР формально лишился своего поста 28 августа из-за отставки союзного правительства. Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В.
Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п.
Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч.
Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р. Медведев , В.
Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю.
Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро.
Инициатива выделения «оперативно-чекистских управлений и отделов» Министерства внутренних дел СССР в самостоятельное ведомство приписывается министру внутренних дел Сергею Круглову, который 4 февраля 1954 года подал официальную записку с соответствующим предложением в Центральный комитет КПСС. По мнению некоторых историков, причиной понижения статуса КГБ в иерархии органов государственного управления было стремление партийной и советской верхушки страны лишить органы госбезопасности самостоятельности, целиком подчинив их деятельность аппарату коммунистической партии.
Комитет государственной безопасности CCCP - это центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год.
Взамен, правда, пришлось отдать внешнюю разведку: бывшее Первое главное управление вошло в структуру так называемого Комитета информации при Совмине СССР. После ареста Виктора Абакумова в МГБ вернули внешнюю разведку, а смерть Иосифа Сталина привела к появлению последнего суперминистерства внутренних дел и госбезопасности. Бывший руководитель НКВД стремился воссоздать привычную ему структуру, и ему это удалось, но совсем ненадолго. Судя по всему, у него-то и возникли опасения, что Министерство внутренних дел в его тогдашнем виде представляет определенную опасность для его власти.
Было инициировано обращение из МВД с предложением выделить из него оперативно-чекистские управления и отделы в самостоятельное ведомство. Судя по всему, важнейшей задачей, которая стояла перед Кругловым, как раз и было реформирование МВД таким образом, чтобы исключить его широкое влияние на внутреннюю политику в Советском Союзе. Сделать это можно было лишь одним способом: разделением МВД на две структуры, одна из которых сохранила бы функции министерства внутренних дел, а вторая — стала бы отвечать за госбезопасность. Предполагалось и масштабное сокращение обеих. Именно такое предложение и содержалось в докладной записке Сергея Круглова.
Бывший подчиненный Берии уже в 1956 году был снят с должности и вскоре уволен на пенсию. Тем временем процесс создания новой структуры по обеспечению государственной безопасности набирал обороты.
Поздравляем ветеранов комитета государственной безопасности с профессиональным праздником и желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия.
КГБ — 67: 13 марта отмечается годовщина со дня создания советской спецслужбы
Эмблема КГБ СССР В векторе. Комитета Государственной Безопасности СССР, исполняется 60 лет. Комитета Государственной Безопасности СССР, исполняется 60 лет.
70 лет со дня создания КГБ
Поздравление с Днем ВЧК -КГБ СССР | Союз ветеранов органов госбезопасности ПМР. Среди офицеров МВД и КГБ СССР Днем чекиста неофициально называли еще и 20-е число каждого месяца — с середины 1950-х годов именно в этот день им выплачивали зарплату. Комитет государственной безопасности КГБ СССР Komitet gosudarstvennoy bezopasnosti KGB SSSR. В среду, 13 марта, исполнилось ровно 70 лет со дня основания Комитета государственной безопасности (КГБ). Комитет государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик[1] (аббр.: офиц. На основании этого закона КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время Служба внешней разведки РФ).