Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой».
Хованщина Народная музыкальная драма в пяти действиях 6 картинах Либретто м.Мусоргского
Мусоргского без всякого преувеличения можно назвать крупным знатоком отечественной истории, и это обнаруживается тем явственнее, чем больше вдумываешься в смысл его национально-исторических опер. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». "Хованщина". Фильм-опера по скому (1959). В основе драмы — стрелецкий бунт 1682 года. Хованщина на сайте РуСтих Кратко.
Опера «Хованщина» в Театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Про чары злые твои я на суде повем, я там воздвигну тебе костер пылающий! Но гневу на сестру во Христе не суждено опалить неожиданно обнажившуюся перед другими душу Марфы. Духовник Досифей ступает в перепалку с мати Сусанной: - Ты?.. Ты, Сусанна?.. Белиала и бесов угодница, яростью твоею ад создался! А за тобою бесов легионы мчатся, несутся, скачут и пляшут! Дщерь Белиала, изыди! Исчадье адово, изыди! Сусанна поспешно уходит. Ну ее!
Утекла, кажись. Ах ты, моя касатка, потерпи маленько и послужишь крепко веси древлей и святой Руси, ее же ищем. Сама сцена брани Сусанны и Досифея построена на противоборстве двух черных фигур, облаченных в скрывающие очертания тел рясы, в негодовании поднимающих друг на друга зажатые в руках посохи. Заметим, что формой орудие Сусанны напоминает клюку, а у игумена - по-старообрядчески крытую палицу. Столь он и она, раскольник и раскольница, отче и мати различны в своих жизненных принципах и воззрениях. Когда Дисифей убеждает юную девушку: - Марфа! Дитя ты мое болезное! Меня прости! Из грешных первый аз есмь!
Терпи, голубушка, люби, как ты любила, и вся пройденная прейдет... Мати Сусанна стоит на другом: - Чур... Косным глаголом, речью бесовскою ты искусила меня! Представляется, старая раскольница ни с одной из девушек оперы не нашла бы общего языка, уточним, за каждой из дев стоит духовный отче в священническом облачении. За самой же мати по сути - только Господь. Если обратиться к Евангелиям, отталкиваясь от мысли, что они имеют неоспоримое влияние на истово верующую женщину, то кроме мельком упомянутой у апостола Луки Сусанны, именем своим послужившей Христу в числе прочих жен, таким же редким на Руси именем зовут еврейскую ветхозаветную жену. Собственно о Сусанне становится известно из греческих источников. Причем только католики и православные включают в главу 13 "Книги Пророка Даниила" "Сказание Сусанна и старцы".
Мусоргский же использовал не только события конкретно этого бунта, но и второго 1689 и некоторые фрагменты третьего 1698 , после которого власть окончательно перешла к Петру I. Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей.
Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож. Эмма готова служить верой и правдой своему новому «защитнику» и не подозревает, что вновь стала пешкой в борьбе власть имущих. Доносятся разгульные песни подвыпивших стрельцов. На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому. Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели. Чтобы отвлечься, он приказывает крепостным девушкам развлечь его. Входит Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Польщенный Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако радужным мечтам князя не суждено сбыться: Эмма, проникшая в покои вместе с Шакловитым, наносит Хованскому смертельный удар кинжалом. Месть свершилась. Князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей об убийстве его отца, и тщетно пытается созвать свой полк.
Однако старая Русь и вера уступают новым порядкам. Стрельцов не тронули, но сам Хованский убит, а его сын Андрей вместе с любящей его раскольницей Марфой, Досифеем и его сторонниками добровольно сгорают в огне. Жителям города жаль погибших людей, чьи идеи, «хованщина», были близки народу. Отзыв Опера о сломе уклада русской жизни. Петр Первый еще совсем юный, но за ним сила и будущее. Выдающееся для государства, и страшное для многих простых людей время. Бунт был подавлен из-за разобщенности бунтовщиков. Герои готовы умереть за свою правду, но победить, вернуть старую Русь уже не могут. Опера учит помнить уроки истории, быть честным, иметь принципы, действовать сообща, оценивать людей не по словам, а по поступкам.
«Хованщина»
Россия XVII века. Красная площадь. Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор. Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти. И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле.
Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии.
В этой роли есть большая радость духовного единения со своей родиной в сложные для нее исторические моменты». По словам Романа Бурденко, такая противоречивость вообще характерна для «баритоновых» персонажей. И все же главный герой «Хованщины» — народ. Опера потрясает масштабными массовыми сценами.
И если в «Борисе Годунове» народ «безмолвствует», то здесь он говорит. В «Хованщине» много речитативно-декламационных эпизодов, напоминающих звучание речи. Такой эффект был осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Москва Мусоргского бурлит разноголосицей — то взволнованно радостной, то бесшабашной, то тоскливо жалующейся, то лирично задушевной: композитор ввел в партитуру оперы несколько подлинных фольклорных мотивов. Мы слышим песни «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка».
Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки. Мощная энергетика Пятиминутные овации, цветы, крики «Браво! Как может не понравиться «Хованщина»? Больше четырех часов прошли как на одном дыхании. Для человека, который любит классическую музыку, - это настоящий подарок!
В антрактах псковичи активно обсуждали постановку, вспоминая историю России и восхищаясь красотой музыки Мусоргского. Постановка замечательная! Актеры не играют, а живут на сцене. Гергиев — это действительно маэстро, мастер своего дела.
За эту победу 27 марта 1659 года на Вербное воскресенье князь Иван Андреевич был пожалован в бояре с почетным титулом «наместника Вятского». Входит Шакловитый — как всегда, с сюрпризом за пазухой. Но Мусоргскому смерть на плахе, видимо, показалась недостаточно сценически эффектной, и Хованского убивает подосланный киллер. Поэтическая вольность, что поделаешь! Опять Красная Площадь. Голицына везут в ссылку. Помоги тебе господь в твоей неволе! Голицын пал вместе с Софьей в 1689 году и только благодаря заступничеству двоюродного брата, Бориса Алексеевича, близкого сподвижника Петра, отделался очень дешево — пожизненной ссылкой в Архангельскую губернию. Велено рейтарам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаленья губить нас. Видимо, отсылка к «12 статьям» царевны Софьи от 7 апреля 1685 года, первая из которых гласила: "Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять". Неудивительно, что многие такой радости не дожидались и сжигали себя сами. Появляется Андрей Хованский, которому вообще-то семь лет назад отрубили голову. Но голова, похоже, приросла обратно — князь здоров, полон сил и готовится умереть вторично. Продолжение любовной линии, не представляющей для нас интереса. Выходят мятежные стрельцы с плахами, секирами и женами. Неожиданно следует хэппи-энд. Deus ex machina, принявший на сей раз облик боярина Стрешнева, появляется как раз вовремя. Стрешнев Тихон Никитич 1644 — 1719 — окольничий, «дядька» Петра. В бояре будет пожалован только в 1698 sic! Впоследствии — видный деятель петровского времени. Цари и государи Иван и Пётр вам милость шлют: идите в домы ваши и господа молите за их государское здоровье. Тогда все действительно обошлось малой кровью: «11 сентября, в 10 часов вечера, против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа. Шакловитому отрубили голову топором. То же сделали стрельцам Обросиму Петрову и Кузьме Чермному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка. Такому же наказанию подвергли еще двоих — пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь». Видимо, весь этот балаган должен символизировать человеколюбие Петра с одной стороны и надежды на светлое будущее — с другой. В жизни, как обычно, все оказалось немного иначе. Вернемся к мятежу 1698 года. Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом. Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра. Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников. В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском. Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек. Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Тогда в Москве казнено было разными казнями 177 человек. Тела казненных лежали неприбранные до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы близ разных дорог в окрестностях столицы, а над их могилами велено было поставить каменные столпы с чугунными досками, на которых были написаны их вины; на столпах были спицы с воткнутыми головами". Скит в сосновом бору. Раскольники готовятся к самосожжению. Мы выданы, нас окружили... Негде укрыться, нет нам спасенья! Сама судьба сковала крепко нас с тобою и прорекла конец нам смертный; ни слёзы, ни мольбы, ни укоры, ни стенанья - ничто не спасёт: судьба так велела. Надо отдать должное и Петру. После долгой борьбы скупость в нем одержала верх над кровожадностью, и в 1716 году он отменил «Двенадцать статей», введя вместо них двойной налог на раскольников. Что происходило в те восемнадцать лет, когда Петр уже встал у руля, но еще не отменил сестринского закона — сказать затруднительно. В 80-е же годы раскольники горели как дрова. Крупнейшие эпизоды самосожжений прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более 4 тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687 году в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи человек с неким Пименом во главе. В том же году в Палеостровском монастыре, в северной части Онежского озера, инок Игнатий Соловецкий и 2700 раскольников сожгли себя на глазах явившихся за ними властей. Возможно, последний эпизод Мусоргский и имел в виду. В заключение — о дальнейших судьбах прототипов. Иван Хованский с сыном Андреем были казнены 18 сентября 1682 года: "Думные люди, уже озлобленные против Хованского, приговорили его казнить смертью. Софья отправила боярина князя Лыкова с отрядом схватить Хованских на дороге и привести в Воздвиженское. Взяли Хованского отца, связали и повезли, а за ним вслед отправили и Хованского сына. Когда Лыков подвез Хованских к царскому двору, вышли посланные и сказали, чтобы он не въезжал с ними во двор, а остановился у ворот. Из двора вышли все думные люди и сели на скамьях перед воротами. Думный дьяк Шакловитый читал приговор: Хованских обвиняли в неправильном распоряжении денежною казною в пользу стрельцов, в потачке наглому невежеству стрельцов, в неправом суде, в дерзких речах, в подущении раскольников, в неповиновении царским указам и прочее. Затем прочитано было подметное письмо; дьяк произнес: «Воровские дела ваши с этим письмом сходны. Злохитрый замысел ваш обличился.
Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея. Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр. Это вообще что-то», - Ольга Щербова.
Модест Мусоргский - «Хованщина».
Последний раз играли три года назад. И вот после такого перерыва «Хованщина» снова звучит на сцене московского музыкального академического театра Станиславского и Немировича Данченко. Карина Макарян.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Три девушки стояли у черты. И можно порадоваться за удачный подбор исполнительниц партий, либо напротив - остаться равнодушным или недовольным. То присутствие третьей девушки - в историческом процессе того времени одной из наиболее значимых фигур - только один раз дается нам "на слух". Начало второго действия. Князь Василий Голицин читает письмо от "женщины властолюбивой и сильной", от царевны. Грустное это чтиво. Любовное послание перемежается явно корыстолюбивыми замечаниями того, кого в письме именуют "свет мой", "батюшка мой". Адресат не верит в бессеребринечество отправительницы: то ли в силу личных чувств к этой женщине, то ли в результате слишком близкого знакомства с царевной.
Больше о царевне Софье нам почти ничего не скажут: один раз дала весточку, что раскрыт заговор князей Хованских, коий Петруша назвал "хованщиной", второй - приглашение Ивану Хованскому на совет к царевне, который так и не состоится: наемный убийца заколет "батьку" стрельцов. Это выведение Софьи из действующих фигур, замена царевны царевичем Петром - делают роль старшей сестры будущего царя-реформатора России абсолютно лишённой жизни. А ведь где-то на втором плане разноголосица черноряжцев не даёт усомниться - в стране неспокойно, идет церковный раскол, идут дебаты по вопросам веры: - Победихом, посрамихом, пререкохом, Пререкохом и препрехом ересь... Ересь нечестия и зла стремнины вражие... Хитрая и мудрая Софья вступает в союз с Патриархом, чтобы сломить сопротивление ей стрельцов, только что на своих секирах переигравших московскую политическую партию за трон Кремля в её пользу. Теперь регентша при малолетних братьях-царевичах ломает с помощью новой веры хребет вырвавшимся на свободу солдафонам. Вон слышны голоса идущей брани: - Победихом и препрахом никонианцев лжеучение, Насадихом вертоград господень, Соблюдихом веру правую, во славу зиждителя вселенныя! Нами да стариной паки Русь возвеселится! Но о зачинщице Софье ни звука - словно и нет её.
В этот момент против стрельцов царевну поддержал Патриарх великого града Москвы и всея Русии Иоаким. Стрелецкий бунт был повержен. Духовник Софьи оказал той неоценимую помощь. Но сцены в опере "Хованщина" еи глаголят о царевне и в этом действе. Только о Петре и его брате. Вот уже и "свет мой" Василий Голицин выдворяется из Москвы. Князь Голицин. Но нигде о Софье... Патриарх с которым Софья вступила в единый духовный фронт против старообрядцев - предал её.
Перешёл на сторону младшего сына Федора Алексеевича.
Конечно, роль изменилась: двадцать лет назад это была одна роль, теперь она совершенно другая, тем более что я пел обе редакции оперы. Мы, к сожалению, не были современниками Шаляпина. Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности.
Модест Мусоргский - «Хованщина».
Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. Похоже, он насмерть запугай, он пришел сообщить стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых. Растерянные стрельцы молят Хованского вести их против рейтар.
Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам. Картина вторая. Терем Ивана Хованского. Князь ищет забвения в развлечениях — в веселых песнях, диковинных плясках персидок. Слуга Голицына предупреждает об опасности.
Упрямый князь велит высечь слугу,— кто осмелится потревожить его в собственной вотчине! Появляется Шакловитый. От имени царевны Софьи зовет он князя на тайный совет. Чванливый Хованский торжественно, под величальное пение облачается в парадные одежды. Князь не успевает переступить порог — наемный убийца поражает его кинжалом Действие четвертое.
Сбылось предсказание Марфы — князя Голицына отправляют в ссылку. И остальных противников Петра не минет расправа: на Красной площади назначена казнь стрельцов, к раскольничьему скиту поcланы рейтары. Всеведущая Марфа хочет укрыть князя Андрея от казни. Но Андрей не верит в провал заговора. Он трубит в рог, чтобы созвать стрельцов.
Никто не отзывается. А когда Хованский видит, как стрельцов ведут на казнь, он понимает, что гибель неотвратима. Спастись, любой ценой спастись!
В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П.
Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении в отдельных случаях - реконструкции и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Первые постановки При жизни Мусоргского опера не исполнялась.
Первые постановки: в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И.
Князь погружен в тяжелое раздумье, его одолевает страх перед будущим. В княжеские покои входит Марфа.
Под видом гадания она усыпляет бдительность Голицына, чтобы выкрасть важный документ и передать его петровцам. Предсказание опалы приводит суеверного князя в ужас. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге убить гадалку, но Марфа успевает скрыться.
В кабинет входит Иван Хованский. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих друг друга, — переходит в ссору, которую прекращает появление Досифея. Он призывает их смирить гордыню и подумать о спасении Руси.
Вбегает Марфа. Она рассказывает о приказе Голицына убить ее и о том, что солдаты «потешных войск» молодого Петра помогли ей спастись. Заговорщики с тревогой реагируют на это.
Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». Но, обуреваемая сомнениями в правильности своего решения, девушка сопротивляется. В отчаянии она убегает.
Появляется Шакловитый, погруженный в размышления о многострадальной Родине. Спрятавшаяся неподалеку Эмма слышит эти слова и проникается к боярину доверием. Шакловитый, решив воспользоваться удачным случаем, вкладывает в руки девушки нож.
Но в книгах четко описаны все его пожелания, как он это делал исполнял роль , и, конечно, еще в студенческие годы всё было прочитано. Без Шаляпина русская опера бы просто не существовала в том виде, в котором она сейчас есть — это однозначно была революция», — сказал Ванеев журналистам за несколько минут до выхода на казанскую сцену. Опера «Хованщина» в программе Шаляпинского фестиваля последовала за оперой «Борис Годунов» , где также в свое время пел Шаляпин, сделав и это произведение мировым достоянием. Обе музыкальных работы, напомним, отражают переломные моменты в истории России и были представлены в этом году казанской публике в хронологической последовательности. Особенно впечатляющи в «Хованщине» массовые сцены: когда хор Мариинского театра исполнял партии народа, стрельцов или тех и других вместе, в зрительном зале повисала абсолютная тишина, окутывая в то же время силой распеваемого звука каждого зрителя и вызывая у него мурашки. Правда, обозвали [татар] по-всякому — ну, это ладно», — поделился впечатлениями со знакомыми во время первого антракта Ильшат Аминов в опере несколько раз упоминается тяжелое прошлое Руси во время татарского ига — прим.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
Опера Мусоргского "Хованщина". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников | В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина». |
Хованщина (опера) | Хованщина, действие I сцена 1: "Подойду, подойду под Ивангород". |
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского | Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07. |
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины" - ТАСС | В опере Модеста Мусоргского «Хованщина» различают несколько уровней повествования. |
Оперы. Краткие пересказы
- Мусоргский | «Хованщина»
- Шедевры оперы
- Другие альбомы исполнителя
- Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
- Новости о премьере оперы «Борис Годунов», 7 канал Красноярск
- Программа «Энигма». Дмитрий Ульянов
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины". Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Работа ского над "Хованщиной" длилась с 1872 по 1880 г. однако композитор умер, не завершив финала и не сделав оркестровки.
Хованщина: стрельцы против Софьи
Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. Мусоргский. Опера «Хованщина». Народная музыкальная драма в 5 действиях, 6 картинах. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
Скачать ноты Место действия: Москва. Время действия: 1682 год. Красная площадь в Москве. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван... Читать дальше Место действия: Москва. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский.
Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи.
Также в рамках визита петербургской труппы в театре драмы прозвучит симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк». Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Получить код для блога.
После того под влиянием слабеющего здоровья и потрясенного организма талант его стал слабеть и, видимо, изменяться. Летом 1880 года, живя на даче у близкой приятельницы своей Д. Леоновой, талантливой исполнительницы роли хозяйки корчмы в «Борисе» , раскольницы Марфы в «Хованщине» и многих лучших его романсов, он, наконец, кончил «Хованщину».
Фрагмент интервью Валерия Гергиева в эфире радиостанции «Орфей»: «Этот спектакль не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер, это историческая постановка. Мы уже очень многие спектакли из золотого фонда русского репертуара ставили по два, по три раза.
В опере «Хованщина» — подлинной народной музыкальной драме — Мусоргский обращается к рубежному периоду российской истории - началу царствования Петра. В это время коренным образом менялся духовный вектор жизни России, Центральный конфликт оперы, внешне выглядящий как смена старого уклада жизни новым, является конфликтом двух принципиально разных укладов сознания, столкновением идей: Святой Руси и светской Российской империи. Музыка вступления — это не просто прекрасная пейзажная зарисовка, что было бы слишком мелко для такого масштабного и глубокого художника, как Мусоргский. Это образ уходящего идеала Святой Руси.
По высказыванию музыковеда Вячеслава Медушевского, содержание «Рассвета» - «невидимый град Китеж Русской земли, сокровенная красота Божией мысли о России - святой Руси, которая предаётся нами». Вступление — музыка дивного покоя и чистоты, основанная на теме, которая обнаруживает родство в равной мере и со знаменным распевом, и с протяжной лирической песней.