Что касается Буддизма, то количество его приверженцев практически останется тем же. Общая информация о религиозном составе России Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Первый Международный буддийский форум пройдет в Бурятии в августе | Новости | Известия. По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей РФ», последователями буддизма являются 0,5% россиян.
Все материалы
- Общая статистика религий в мире
- Статистика: Сравнение численности последователей Буддизма, Христианства и Ислама по всему миру
- Численность последователей основных религий — Википедия
- Какие 5 религий самые крупные
- Что такое религия?
Какие 5 религий самые крупные
Буддизм сегодня | В 1910 году исследователи сообщили, что число последователей буддизма составляет примерно 138 миллионов человек, в основном сосредоточенных по всей Азии. |
Буддизм: основы религии, сколько буддистов в мире | Общая информация о религиозном составе России Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Первый Международный буддийский форум пройдет в Бурятии в августе | Новости | Известия. |
Какие 5 религий самые крупные
Общее число последователей этой мировой религии равняется 14,6 млн. чел. Количество последователей буддизма. Численность буддистов. Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика. Также значительное количество последователей Буддизма есть среди чеченцев, дагестанцев, адыгов и других народов Кавказа.
Сколько людей верят в буддизм в мире
Ответы : каково место буддизма в мире по количству человек? | Количество последователей буддизма. Численность буддистов. |
Буддизм по странам | Что касается Буддизма, то количество его приверженцев практически останется тем же. |
Количество последователей буддизма в мире | Общее число последователей этой мировой религии равняется 14,6 млн. чел. |
Буддизм. Большая российская энциклопедия | Значительное количество буддистов проживает в Непале. |
Буддизм по странам | Сколько последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России: данные и статистика. |
Буддизм по странам
Количество последователей мировых религий также меняется. В основном это происходит из-за различий в рождаемости и численности молодежи среди верующих. По данным всероссийского исследования «Атлас религий и национальностей РФ», последователями буддизма являются 0,5% россиян. религия с наибольшим количеством последователей в мире. Число последователей: 7 млн. Определить численность конфуциан крайне затруднительно, в первую очередь из-за поликонфессиональности китайцев, являющихся конфуцианами и сторонниками китайской народной религии одновременно.
Численность последователей основных религий
Количество последователей Ислама. Количество последователей Мировых религий. Самые распространенные религии. Сиддхартха Гаутама Будда таблица. Возникновение буддизма.
Буддизм религия. Буддизм презентация. Буддизм Будда дхарма и Сангха. Школы тибетского буддизма.
Буддист последователи. Ламаизм последователи. Народ России, исповедующий буддизм ламаизм. Карта распространения протестантизма в мире.
Религиозные центры христианства в мире. Современные буддисты. Буддизм в современном мире. Индийцы буддисты.
Страны буддизма на карте мира. Буддисты на карте мира. Религиозный состав Австралии. Христианские конфессии диаграмма.
Религиозные конфессии России диаграмма. Страна с наибольшим количеством буддистов. Страны с большим количеством последователей буддизма. Количество буддистов по странам.
Конфессиональный фактор регионализации. Карта распространения иудаизма в мире. Иудаизм в мире карта. Далай лама 2012 г Индия Дели декабрь.
Буддизм богослужение. Русский буддизм. Буддисты в Америке. Прическа буддистов.
Монахи Махаяны. Буддийский монах левитирующий. Буддизм Таиланд монахи. Монах Далай лама.
Тибетский монах Далай лама. Далай лама ребенок буддизм. Далай-лама "как медитировать". Лама Сангха Тензин.
Храм Далай ламы. Далай лама и Сангха. Религиозный состав мира диаграмма. Процентное соотношение религий в мире.
Религиозный состав населения. Карта распространения буддизма в России. Тибетский буддизм ламаизм. Тибетский буддизм монахи.
Махаяна более благосклонно принимает различные новшества, творческие искания своих адептов. В то же время хинаяна отличается более суровой практикой, её учение ближе по духу к учению Будды. Однако есть ещё одно чрезвычайно популярное в мире направление, успешно конкурирующее и с хинаяной, и с махаяной. Это ваджраяна. Если хинаяна — это малая колесница, махаяна — большая, то ваджраяна — это «алмазная колесница». По сути, ваджраяна считается одним из направлений махаяны, однако по популярности и оригинальности учения это направление успешно конкурирует с материнской ветвью. Не надо забывать, что и сама махаяна откололась от тхеравады. Однако территорией, где ваджраяна получила полное господство, является Тибет. Тибетские адепты ваджраяны разделяют махаянский буддизм на две большие части: на «причинную» колесницу парамит и на «результативную» колесницу мантры.
Причём традиционный буддизм махаяны считается неэффективным, так как в результате его практики можно получить освобождение лишь в течение целого ряда перерождений. В то же время достичь освобождения с помощью Тантра-йоги. Тантрический буддизм — одно из самых интересных религиозных учений. Однако интересен он не столько своей доктриной, которая мало чем отличается от доктрины ортодоксального буддизма, сколько своей практикой. Кто не слышал о чудесах, творимых тибетскими ламами! И на снегу они могут спать, и левитировать, и даже оживлять мёртвых. Действительно, десятилетиями развивая сверхнормальные способности, тибетские буддисты способны делать вещи, которые не поддаются научному объяснению и никак не вписываются в круг человеческих возможностей. Так, такие полумистические вещи, как ясновидение, считаются для тибетского мистика достаточно обыденными, разве что обладают этим качеством далеко не все практикующие, а только самые упорные и одарённые. А сама жизнь тибетцев настолько сурова и аскетична, что даже способности обычного жителя Гималаев поражают воображение, ведь выживают в этих суровых условиях лишь действительно самые выносливые, стойкие и сильные.
Попытки же многих искателей истины из других стран, которые приезжают в Тибет «за знаниями», обречены на провал. Чтобы достичь того, чего достигают тибетские ламы, нужно родится в Тибете и прожить там жизнь. Зачастую даже сильный и очень выносливый европеец физически не в состоянии перенести обычную жизнь в тибетском монастыре, даже если он не утруждает себя весьма нелёгкой йогической практикой. Кто тешит себя надеждой, что само пребывание в Тибете значительно подымет его духовный уровень, пусть не обольщается. Достаточно почитать распространённые на территории СНГ книги тибетского ламы Лобсанг Рампы, чтобы уяснить себе реальную картину тибетской жизни. Тибетские монастыри, так же, как и у нас, под завязку забиты случайными людьми, которые собираются там в надежде получить кров над головой и пропитание. Встречаются там и странники, по-простому — бродяги, и обычные бомжи бомж он и в Тибете бомж , и нищие, которые приходят сюда за куском хлеба. Духовный уровень этих людей ничуть не выше, чем у подобного населения нашей страны. Среди монастырских служек также встречаются самые различные люди.
Есть и действительно одарённые и великодушные монахи, однако есть и такие, которым самое место в бандитской группировке или на скотобойне. Рампа описывает случай, как его, ещё совершенно маленького послушника, обварил кипятком один из таких «служек». Причём, замечает он, такое отношение не являлось чем-то из ряда вон выходящим. И даже настоятель монастыря, человек чрезвычайно мягкосердечный, признался, что ничего не может сделать с таким недостойным поведением своих подопечных. В православных монастырях, видимо, дело обстоит несколько получше. Впрочем, объективно судить о таких вещах трудно. У тибетцев свой взгляд на жизнь, своя мера жестокости и милосердия. У славян своя культура и свои ценности. И вряд ли человек из одной культуры может и должен обрывать свои корни, чтобы искусственно пустить их в чужой для него среде.
Впрочем, у некоторых это получается. Раз уж мы заговорили о Тибете, не упомянуть о таком чрезвычайно распространённом направлении буддизма, как ламаизм, было бы большим упущением. Тем более, что именно ламаизм является действующей буддийской религией на территории бывшего СССР. Ламаизм не является в полном смысле не махаяной, ни ваджраяной. Однако он сочетает в себе черты этих религий. Сам термин «ламаизм», так же, как и хинаяна, далеко не однозначен. Во-первых, ни тибетцы, ни калмыки, ни тувинцы и ни монголы так свою религию не называют. В Тибете, например, местный буддизм называют словом «закон» или «путь». Во-вторых, разновидностей ламаизма, как и направлений в махаяне, немало, и различия между ними довольно велики.
Поэтому иногда термин «ламаизм» применяют только для обозначения тибетской школы гелугпа. В-третьих, с начала 60-х годов европейская наука отказалась от использования этого термина в связи с тем, что с 1959 года китайские власти начали репрессии против тибетских монастырей и монахов, мотивируя это тем, что ламаизм не является буддизмом, это лишь результат деградации и извращения буддийской религии. Опасаясь, что ламаизм будет уничтожен, Далай-лама XIV предложил своим последователям и учёным отказаться от употребления этого термина, заменив его обтекаемым определением «национальные формы буддизма». В ламаизме содержаться те же религиозные и философские концепции, что и в других формах буддизма. Однако акценты на них расставлены по-разному. Так, особое место в ламаизме уделяется практике тантрической йоги, которая способна, по мнению тибетцев, «форсировать» процесс достижения Просветления. Однако эзотерические знания — мандалы, мантры, секретные мудры и психотехнику — невозможно передать другому в книжном виде. Для того, чтобы постичь Тантру, необходимо непосредственное руководство опытного учителя. Священные тексты ламаизма — Ганджур и Данджур являются необходимыми для изучения, однако без эзотерической практики изучение их бесполезно.
Заниматься же тибетской йогой, которая является модифицированной формой йоги древнеиндийской, не имеет смысла, если вы не имеете наставника. Учитель в ламаизме — это не просто преподаватель каких-либо дисциплин. Этот человек постоянно наблюдает за своим учеником, воспитывает его, лечит его и следит за каждым его движением. Для ученика учитель — это отец и мать в едином лице, это мудрый врачеватель и воспитатель, это опытный педагог и великий мастер. Учитель обязан изучить своего ученика досконально: и его характер, и особенности его физиологии, и его слабости и сильные стороны, и его психологию. И только в буквальном смысле поняв, из чего состоит ученик, учитель мог приступить к испытаниям, проверяя его на «прочность». Если ученик проходил все тесты, он допускался к обучению. Причём обучение подбиралось строго индивидуально, с учётом всех психофизиологических особенностей обучаемого. Наставник нёс персональную ответственность за своего ученика.
Причём ответственность эта понималась гораздо более широко, чем ответственность «за жизнь и здоровье» школьника в западных школах. Лама принимал на себя ответственность за всю дальнейшую жизнь ученика, за все поступки, который он совершал и которые мог совершить в будущем, за применение им своих знаний на практике. Учитель должен был быть очень осторожен в передаче знаний: неверное истолкование секретных положений и практик тантры могло не просто оказаться пустой тратой времени и сил, но и нанести непоправимый вред самому ученику и его окружающим. А неверно направленная практика тантры могла иметь самые катастрофические последствия: путём упорных тренировок ученик развивал такие способности, с помощью которых его мощь и влияние на людей многократно возрастали. Так, для тибетских лам не является недостижимым чудом левитация, или самая настоящая телепортация. Да, по многочисленным наблюдениям, тибетский лама высокого уровня может перемещать своё тело в пространстве, просто пропадая в одном месте и появляясь в другом. Энергетика этих людей такова, что они способны совершенно нагишом сидеть на снегу в двадцатиградусный мороз, при этом генерировать вокруг себя такое тепло, что его хватало, чтобы растопить под собой лёд и согреть всё живое в радиусе одного — двух метров вокруг своего тела. Прибавить к этому великолепные врачевательские способности, которые могут показаться чудом, — мы ведь слышали о тибетской медицине? Да ещё парапсихологические способности — чтение мыслей, способность к внушению, ясновидение.
Ну, чем не портрет сверхчеловека? Страшно себе представить, что такой лама вдруг направит свои способности на чёрное дело… А такое бывало, о чём говорят тибетские предостережения. Именно поэтому отбор учеников производился чрезвычайно тщательно. Алама всегда помнил, от кого пришёл Гаутама в его общину. В общине созерцателей Гаутама достиг многого. Успехи его впечатляли. Он стал всеобщим любимцем, ибо никогда не отказывал в помощи и всегда находил силы для того, чтобы поддержать другого. Казалось, что этот человек вовсе никогда не устаёт. Он был вынослив, как буйвол, силён, как лев, и ловок, как леопард.
Его тело было закалено аскезой у Араты, дух силён, ум строен и настойчив. Мягкое обхождение и всепоглощающая доброта помогали ему обращать сердца в его пользу. Причём нельзя было отрицать, что Гаутама обладал внешней привлекательностью, что, конечно, может и не важно для адепта, который ищет истину, однако, тем не менее, в глазах окружающих только поднимает авторитет общины. Да, ученик был завидный. Негоже цепляться за такие мысли, ибо любая зацепка за земное есть привязка к этому изменчивому миру, однако пока мы живём здесь, на этой земле! А как интересно было беседовать с Гаутамой вечерами, когда все практики были закончены, и можно было отправляться на покой. Никогда и не с кем ему не приходилось вести таких интересных бесед, даже, нужно признаться, с его старым другом Уддахой. Уддаха тоже заприметил выдающегося ученика, и вскоре его визиты стали более частыми, а разговоры втроём более длительными. Казалось, так будет всегда, но Алара немало пожил на свете, чтобы не чувствовать: как новая луна сначала набирает силу, полнеет и расцветает, так потом она становится всё меньше и меньше, превращаясь в тонкий серп, чтобы затем исчезнуть с небосклона.
Гаутама, как и новая луна, расцветал в общине. Расцветал долго, согревая своим светом и своих сотоварищей по общине, и учителей. Однако теперь всё повернулось вспять. В его беседах появлялось всё больше вопросов, на которые ни Алара, ни Уддаха не могли ответить. Вернее, они отвечали, однако их ответы вовсе не удовлетворяли Гаутаму. Впрочем, учителя и сами признавали, что передают лишь ответы предыдущих учителей. Освоив науку созерцания, Гаутама вскоре превзошёл лучших учеников и, надо признаться, не отставал от своих учителей. Учить его больше было нечему… Алара как-то поделился своими сомнениями с Уддахой. Тот только скорбно кивнул головой — он сам заметил, как уходит от их учений Гаутама.
Да, тому нужно было иной. Нечто большее… Однако он не терял надежды удержать этого ученика, украшение общины. Только вот как это сделать? Этого не знали ни один, ни другой. Однако уход Гаутамы из общины всё равно для всех стал неожиданностью. Как-то, после вечернего сбора, когда вся община собралась расходится после проповеди, которую на этот раз вели оба учителя, Гаутама поднялся со своего места, накинул на плечи золотистый плащ, и обернулся, чтобы последний раз взглянуть на своих братьев, собравшихся вместе. Как будто чувствуя, что сейчас произойдёт нечто важное, ученики застыли. Никто не расходился. Разговоры замерли на устах.
Взгляд Сиддхартхи проплывал по лицам, которые стали за годы отшельничества родными ему, он видел глаза, направленные на него, глаза ждущие, глаза удивлённые, глаза печальные, самые разные глаза, в которых единым было одно, — желание, чтобы он не уходил. Единственная невысказанная просьба, которую он не мог исполнить. Он покинул отца, мачеху и сына, он покинул своих жён и дворец ради Истины. Он не может остановится, ибо даже здесь, в этой великолепной общине он не нашёл Истину. Сиддхартха грустно улыбнулся и направился к заставшим на своих местах учителям. Алара смотрел прямо на него. Уддаха смотрел в землю. Спасибо вам за всё, что вы сделали для меня. Никогда я не забуду вашей доброты.
Однако нельзя камню долго лежать на одном и том же месте, иначе он зарастём мхом. Позвольте же мне покинуть вас. Уддаха быстро вскинул глаза на Гаутаму. Лицо ученика было непроницаемо. Однако нет, это было не лицо ученика.
В этой статье я упомяну различные религии мира, у которых больше всего последователей, и объясню их происхождение, принципы и священные книги. Список 8 религий с наибольшим количеством последователей в мире. Христианство - религия с наибольшим количеством последователей в мире. За нее цепляются более двух миллиардов человек.
В отличие от большинства индийских и китайских школ, популярных в период Нара, Сингон и Тэндай проповедовали возможность мгновенного достижения состояния Будды япон.
В их учениях был сформулирован важный для японского буддизма в целом принцип хонгаку — «изначальной просветлённости». В его основе лежала концепция «лона Истинно сущего» санскр. Кукай и Сайтё понимают хонгаку в духе полного тождества «истинного бытия» феноменальному миру, а не просто как потенцию, скрытую в нём. Даже не вступивший на путь бодхисаттвы человек изначально является Буддой. Поэтому все формы повседневного поведения, включая заблуждения, могут считаться проявлениями изначального просветления. Учения кэгон, тэндай, а затем дзен и нитирэн подчёркивали существование «природы Будды» даже в неодушевлённых предметах — травах, деревьях, горах и реках. Сайтё, создавшему доктрину охраны и защиты нации, принадлежит идея спасения «земли страны», т. Школа сингон также включала государство в число объектов спасения и разрабатывала соответствующие ритуалы. Политизация буддизма стала одной из характерных черт школ тэндай и сингон, отличавших их от китайских прототипов. Наряду с доктриной «изначальной просветлённости» в конце периода Хэйан возникла важная для японского буддизма теория «хондзи суйдзяку» буквально — след основного места пребывания , в соответствии с которой национальные синтоистские божества ками суть воплощения единого вечного Будды.
На этой основе в 13—15 вв. Период Камакура 1192—1333 , считающийся эпохой расцвета японского буддизма, отмечен появлением наиболее оригинальных учений, несводимых к их континентальным аналогам. Буддийские школы этого периода принято называть «реформаторскими», поскольку на смену традиционным пришли более упрощённые формы религиозной практики. Если буддизм эпох Нара и Хэйан был достоянием элиты, то к концу 12 в. Ярким представителем буддизма нового типа является Нитирэн — основатель хоккэ-сю «школы Цветка дхармы» , с 1860-х гг. Взяв за основу догматику школы тэндай, Нитирэн, вслед за Сайтё, построил модель теократического буддийского государства на основе отождествления религиозной и политической жизни: человек и государство рассматривались как взаимосвязанные объекты спасения. Широкое распространение в период Камакура приобрели школы амидаизма — юдзу-нэмбуцу, основанная Рёнином 1073—1132 , дзёдо-сю , основанная Хонэном , дзёдо-синсю, основанная учеником Хонэна — Синраном 1173—1263 , и дзи-сю, основателем которой является Иппэн 1239—1289. Они выдвинули на первый план учение о спасении при помощи «внешней силы» япон. Возникновение дзен кит. Патриархом другого направления дзен — школы сото кит.
Дзен, опиравшийся на учение о «внезапном просветлении», отводил первостепенное место медитативной практике обретения в себе «природы Будды», для чего разрабатывались различные методы размышления над парадоксальными текстами — коанами — в школе риндзай, «неподвижное сидение и безмолвное озарение» в школе сото и т. На протяжении 13—15 вв. В конце 16 в. В эпоху Токугава 1603—1867 , с ростом влияния идей неоконфуцианства , в недрах буддийских школ шёл активный процесс переосмысления философских концепций. В этот период многие проповедники Дзен начали отказываться от китайского языка и использовать в своих сочинениях и проповедях японский язык. Одновременно в японском буддизме усилились тенденции к синкретизму, проявившиеся во всё более частом обращении к конфуцианству и синтоизму. После Реставрации Мэйдзи в 1868 г. В 1872 г. Стремясь сохранить свое влияние, буддисты активно поддерживали власть и провозглашали ее сакральный статус. Так, богиня Аматэрасу мифическая прародительница японских императоров объявлялась воплощением абсолютного Будды.
С введением западной философии в японские университетские программы появились интеллектуалы, предложившие переосмысление японских религиозно-философских традиций в категориях европейской философской мысли. Среди них известный популяризатор дзен-буддизма на Западе Судзуки Дайсэцу 1870—1966. Миссионерская деятельность японских проповедников за рубежом, прежде всего в США и Западной Европе активизировалась после 2-й мировой войны, а в самой в Японии буддизм переживал упадок. После отделения религии от государства Конституция 1947 для буддийских школ стала обязательной регистрация юридического лица с 1951 и членство во Всеяпонской буддийской федерации Дзэннихон буккё кай, с 1957. Вместе с тем в 1950—1960-е гг. В этих организациях т. Большая часть таких организаций восходят к школе нитирэн и опираются на текст «Лотосовой сутры». В меньшей степени необуддийские организации апеллируют к школам тэндай, сингон, дзёдо. Также в Японии распространена научно-просветительская деятельность сообществ буддистов-мирян. В последние десятилетия традиционные буддийские школы также занимаются изучением и популяризацией японского буддийского наследия, созданы специальные исследовательские институты отдельных школ.
Важной задачей таких учреждений является актуализация буддийского наследия для осмысления проблем прав человека, пацифизма, окружающей среды, биоэтики и др. В начале 21 в. Однако отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. По данным Статистического ежегодника Японии за 2022 г. Эти данные в целом соответствуют результатам опроса 2018 г. Карелова Любовь Борисовна Буддизм в Тибете Буддизм в Тибете представляет собой синтез махаяны, ваджраяны и религии бон. В области философии тибетские мыслители создавали сложные схоластические доктрины, опиравшиеся в основном на мадхъямаку , идеи йогачары и учение о «лоне Истинно сущего» татхагата-гарбха. Институт диспута, созданный в индийских монастырях и перенесённый на тибетскую почву, не имел аналогов в других буддийских традициях. В области религиозной практики развивались эзотерические техники достижения «просветления» в этой жизни дзогчен. Для тибетских царей 7—8 вв.
После открытия первого буддийского монастыря Самье 775—779 и объявления буддизма государственной религией царём Тисонг Дэцэном в течение нескольких веков господствовала школа ваджраяны ньингма , созданная Падмасамбхавой. Монастырский буддизм дополнялся в ней деятельностью сиддхов — мастеров тантрической йоги и магии. В результате успешного миссионерства Атиши в 1042—1054 гг. Огромную роль в сохранении буддийского письменного наследия в Тибете сыграл Будон Ринчендуб 1290—1364 — составитель и редактор тибетских канонических собраний Кангьюр в монгольском произношении — Ганджур; 108 томов энциклопедического формата и Тенгьюр в монгольском произношении — Данджур; 225 томов , автор многочисленных трудов свыше 200 , переводчик. При составлении канона он не включил в него тантры ньингмы, сомневаясь в их подлинности. С тех пор канон ньингмы отличается и превосходит по объёму Кангьюр и Тенгьюр. Они попеременно главенствовали в духовной жизни Тибета, имея собственные «вотчины» в виде монастырей и тибетских родов, содержавших их. Кагью тибет. Другие учители по линии духовной преемственности 11 — середина 12 вв. Позднее пхагмо дру распалась на 8 «младших» ветвей, из которых сохраняют традицию духовной преемственности дрикунг, таклунг и друкпа.
Гампопа положил начало монастырской кагью, поскольку до него были лишь группы странствующих мастеров йоги. Карма-кагью, основанная Дусумом Кхьенпо 1110—1193 , известна как линия духовной преемственности кармапа [«Чёрных корон шапок »] с 1179 и линия духовного родства шамарпа [«Красных корон шапок »] с 13 в. Кармапа — титул главы школы — избирался как земное воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары тибет. Институт возрождающихся духовных учителей тулку сформировался именно в карма-кагью в 14 в. Этот институт заимствовали и другте школы тибетского буддизма например, аналогичные процедуры применялись по поиску и избранию далай-ламы в школе гелук. Шамарпа — высший духовный иерарх школы, воплощение будды Амитабхи, аналог панчен-ламы в школе гелук. Обе линии воплощений сохраняют преемственность до настоящего времени. В отличие от аскетичного образа жизни первых учителей, представители карма-кагью активно участвовали в политической жизни Тибета и боролись за власть в стране с сакьей и гелук. Ученик Гампопы — Пхагмо Друпа 1110—1170 — образовал подшколу пхагдруп, в которой делался упор на йогическую эзотерическую практику достижения «внутреннего жара в теле» туммо , а его ученик Линчен Рэпа Бема Дордже 1128—1188, его называли также Гьялва Лингрепа , построивший в 1180 г. Основоположником традиции шангпа-кагью, действующей и ныне, считается тибетский йогический мастер Кхьюнгпо Налчжор 1002—1064; по другим данным, родился в 990 и прожил 150 лет , ученик Нигумы сестры Наропы и ученицы Тилопы , передавшей ему йогический опыт созерцания «иллюзорного тела» и других практик Тилопы.
Он построил ряд монастырей, где в течение 30 лет распространял учения Нигумы и Тилопы. Его ученики образовали несколько ветвей школы кагью. Сакья тибет. Хотя основоположником школы считается Сачен Гунга-ньинбо 1092—1158 , но свой специфический характер она получила благодаря мыслителю и переводчику Дрогми 993—1074, по другим данным, 1077 , 8 лет учившемуся в лучших буддийских университетах Индии. Из всех школ тибетского буддизма лишь в сакья было разрешено жениться. Главная доктрина школы — «Путь — Плод» — согласно её создателю, индийскому мастеру йоги Вирупе около 8—9 вв. В 13—14 вв. Сакья-Пандита 1182—1251 и Пагба-лама 1235—1280 были и видными учёными школы, её иерархами, и политическими деятелями, сумевшими создать условия для функционирования и развития тибетского буддизма в огромных новых государственных образованиях Центральной и Восточной Азии. Из сакья вышла и школа джонанг. Ныне сакья имеет несколько ветвей и монастырей в Тибете, Индии, Непале, а также в странах Запада.
Кадам тибет. Она ориентировалась на практическое применение идеала бодхисаттвы в повседневной жизни, поэтому особое внимание уделялось строгому соблюдению монашеской дисциплины. В современном тибетском буддизме такой школы уже нет, но её древние учения высоко почитаются всеми монахами Тибета, в первую очередь в школе гелук, которая сформировалась в её лоне и известна как «новая кадам».
Статистика верующих: численность последователей Буддизма, Христианства и Ислама в мире
В основном они являются последователями китайских школ махаяны , что делает это крупнейшее собрание буддийских традиций. Махаяна, также практикуемая в более широкой Восточной Азии , придерживается более половины буддистов мира. Вторая по величине группа буддийских школ - Тхеравада , которой в основном следуют в Юго-Восточная Азия.
По сравнению со средним по России буддисты чаще имеют доход от 4 000 до 9 000 рублей или отказываются говорить о своём материальном положении. Представители рабочих специальностей и неработающие пенсионеры среди буддистов встречаются реже, чем в целом по России, а студенты и безработные в поиске работы — чаще. В уровне образования буддистов нет каких-либо отличий от среднего по России, но имеется специфика в типах населённых пунктов.
На сессии, посвященной современным международным отношениям, социолог из БГУ Тимур Бадмацыренов напомнил, что буддийские монастыри традиционно выступали образовательными центрами, а монахи даже выполняли дипломатические и политические миссии. Сегодня данная концепция вряд ли может быть полностью воспроизведена, но буддийская дипломатия по-прежнему играет важную роль в системе международных отношений, как, например, сказал «Ведомостям» в кулуарах директор Восточного института Бурятского государственного университета Владимир Родионов. По его мнению, проведение Международного буддийского форума — это часть дипломатии, проводимой Россией, или на языке политологии — «модификация мягкой силы», которая, в свою очередь, влияет и на экономические отношения. Надежду на то, что форум послужит началом для новых экономических связей, выразил и заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Через буддизм в Россию тянутся даже недружественные страны, верит Хасиков. Впрочем, отмечалось не только миролюбие буддистов. В своем приветственном слове президент РФ Владимир Путин отметил, что «представители регионов, жители которых традиционно исповедуют буддизм Бурятия, Тува и Калмыкия. По его мнению, перспективы сотрудничества есть с каждой страной — участницей форума. Экономические отношения с азиатскими странами становятся все более приоритетными для России, добавил руководитель центра «Государство и религия в Азии» Института Китая и современной Азии РАН создан при поддержке Администрации президента в декабре 2022 г. Максим Михалев. Сейчас изучаются механизмы взаимодействия азиатских религиозных институтов и государства как для выстраивания международных связей, так и для адаптации некоторых методологий в России, сказал он «Ведомостям» в кулуарах форума.
В первый день форума прошло восемь дискуссионных панелей, где обсуждались принципы буддизма в контексте вызовов современности, стремительно меняющегося информационного пространства, перспективы буддийского образования и дипломатических отношений, а также возможности восточной медицины. На открытии форума глава Буддистской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев подчеркнул важность развития многополярного мирового сообщества, за счет которого будет «установлен баланс разума и процветания», станет прочным взаимоуважение народов и конфессий. В ходе дискуссии «Миры буддизма: единство в многообразии» Спалдон Джегмет из Университета Ладакха Индия рассказала, что в Южной и Юго-Восточной Азии буддизм все больше определяется как философия, а не как религия. В зависимости от страны он действительно отличается, но люди, исповедующие его, принципиальны в том, что это «учение добра», уверен востоковед Андрей Фесюн. Буддизм может рассматриваться «как серьезная миротворческая сила», согласился заместитель директора по научной работе Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Сергей Лепехов. В это же время представители пяти университетов подписали соглашение о создании консорциума «Буддийское образование». Ломоносова Алексея Маслова, такое объединение религиозных и светских высших учебных заведений происходит впервые в истории России. Бурятский, Калмыцкий и Тувинский госуниверситеты совместно с Агинской буддийской академией и Буддийским университетом «Даши Чойнхорлин» займутся научными исследованиями и формированием образовательных программ. Алдар Дамдинов, ректор Бурятского университета им. Доржи Банзарова БГУ , отметил, что вуз уже готовит программу, посвященную философии буддизма. На сессии, посвященной современным международным отношениям, социолог из БГУ Тимур Бадмацыренов напомнил, что буддийские монастыри традиционно выступали образовательными центрами, а монахи даже выполняли дипломатические и политические миссии.
Количество последователей буддизма мирового масштаба и его значимость в современном обществе
Буддизм учит, что высшей целью в жизни является уход в нирвану, в состояние высшего просветления, когда человек перестает быть собой и уклоняется от колеса сансары - вечного перерождения. Всего насчитывается чуть больше 500 млн последователей буддизма. Буддийские монахи собирают пожертвования. Индуизм - 3 место Индуизм - религия большинства жителей Индии. На самом деле индуизм не является одной религией с множеством конфессий, как в буддизме или христианстве. В индуизме можно выделить четыре наиболее крупные индуистские традиции, которые имеют много общего между собой: вайшнавизм, шиваизм, шактизм и неоиндуизм. Это одна из самых быстрорастущих религий. Индуски совершают ритуал омовения. Ислам - 2 место Ислам принято считать самой молодой мировой религией.
Мусульмане в основном сконцентрированы в азиатских и африканских странах. Самое большое количество мусульман проживает в Индонезии.
Одним из известных на Западе гуру наставников-проповедников был Джидду Кришнамурти 1895—1986. Он требовал от своих слушателей соучастия и учил внимать внутреннему голосу сердца, преодолевая страх смерти и комплексы негативных желаний. Он не хотел, чтобы люди поклонялись ему как наставнику. Лидеры уничтожают последователей, а последователи — лидеров.
Вы должны быть своим собственным учителем и своим собственным учеником. Вы должны подвергать сомнению все, что человеком считается ценным и необходимым».
Соответственно, по числу иудеев среди частей света лидируют Азия 5,97 млн и Северная Америка 5,67 млн. Немало иудеев в Европе — 1,9 млн. В Латинской Америке иудаизм исповедуют 907 тыс.
Большинство сикхов проживают в Индии 22,9 млн ; в остальных азиатских странах насчитывается 400 тыс. Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке 680 тыс. На остальных континентах численность сикхов невелика: Африка — 58 тыс. Принято выделять 3 основных направления в буддизме: махаяна, тхеравада и тибетский буддизм.
Там, на родине ламаизма, у нас практически нет шансов найти островки, где сохранились остатки этой загадочной религии. Зато деятельность лам в эмиграции всегда на виду, ибо теперь они живут по законам западного мира и охотно принимают в ряды учеников тех, кто раньше об этом не мог и мечтать. Однако в других, традиционно ламаистских регионах, положение не столь плачевно.
Так, в Монголии ламаизм возрождается. Вновь открыт знаменитый буддийский монастырь, построенный в 1838 году, — Гандентекчинлинг. В конце 30-х годов XX века, во времена гонений на религию, он был частично разрушен, монахи репрессированы. Однако уже с 1949 вновь открыт. В 1970 году при монастыре открылась Буддийская духовная академия, которая готовит кадры для буддийских монастырей Монголии и России. При монастыре находятся библиотека, насчитывающая более 50 тысяч экземпляров буддийских рукописей, два буддийских храма. Для приёма гостей построена специальная юрта.
К услугам посетителей гигантские курительницы, в дыму которых освещают четки и головные уборы. В монастыре хранится уникальный священный текст ламаизма — книга Ганджур, написанная золотом на чёрной бумаге. В монастыре проживает более ста лам. Активное возрождение национальной культуры началось в Монголии с 1989 года. Началась реставрация буддийских монастырей, активизировались связи с буддистами из других стран. Реорганизована сама структура управления буддийским движением. Так, путём демократических выборов избран глава монгольских буддистов — хамбо-лама.
Монгольские буддийские общины стали членами Азиатской буддийской конференции за мир, штаб-квартира которой теперь находится также в Монголии, в Улан-Баторе. Раз в два года здесь проходят конференции этой организации, издаётся её официальный журнал «Буддисты за мир». Одним из самых интересных направлений буддизма является такое достаточно древнее, но, тем не менее, как нельзя более актуальное для реалий сегодняшнего дня направление, как дзен. Не случайно именно дзэн-буддизм так полюбили в США, где сама жизненная философия американского успеха близка к философии дзэн-буддизма. Именно дзэн стал одним из самых популярных направлений буддизма в западном мире. О роли дзэна в восточных боевых искусствах будет рассказано позже, а вот о роли дзэна в повседневной жизни и о самых привлекательных его чертах мы попробуем рассказать уже в этой главе. Итак, что же такое дзэн-буддизм и каково его современное понимание?
Вообще дзэн — это японское слово. Означает оно ничто иное, как медитацию. В китайском варианте это направление звучит как чань, в индийском — дхьяна. С традиционным буддизмом у дзэна разногласий практически нет. Это одно учение. Вот только методы достижения просветления разные. Настолько разные, что со стороны кажется невозможным, что настолько различные школы принадлежат к одной и той же религии — к буддизму.
Зародился дзэн в Китае, хотя многочисленные легенды повествуют, что это направление произошло из Индии. Дзэн — направление чисто практическое. Теоретические размышления не поощряются, главное место уделяется практике. Если в традиционных школах махаяны или хинаяны огромное внимание уделяется изучению священных текстов, догматов буддизма, имеется стройная система обучения от простого к сложному, и прогресс планируется как линейный, то обучение в дзэне — процесс непредсказуемый. Ведь в дзэне делается упор не на помощь богов или накопление заслуг, и даже не на постепенное постижение всё более и более глубоких истин, а на мгновенное озарение, мгновенное постижение истины. Мастера дзэна ничему не учат. По крайней мере, они сами так утверждают.
Они лишь создают условия для того, чтобы у ученика возникло состояние «сатори», или «озарения», которое и есть главнейшая цель дзэна. Как же достигается это состояние? Вот здесь мы и сталкиваемся с парадоксами этой странной религии. Чтобы подвести ученика к нужному состоянию, для начала его отучивают… логически мыслить. То, чему учат практически все без исключения традиционные буддийские школы, считается в дзэне только помехой. Наш обычный ум, который цепляется за какие-то ментальные конструкции, не может постигнуть истину. Он не может выйти за пределы самого себя.
Он только мешает… Таким образом, задачей учителя является приведение ученика в такое состояние, в котором он полностью перестанет полагаться на какие-либо умственные выводы и свой прошлый опыт, отбросит все накопленные знания, которые лишь «замутняют» истинное видение вещей, и станет размышлять совершенно спонтанно, как размышляет только что родившийся младенец. Однако это вовсе не означает, что дзэнские мастера наивны и неразумны, как дети. Познаниям этих людей и живости их ума можно только позавидовать. А уж быстроте их реакции и мгновенности выводов нет равных. Хотя со стороны некоторые их поступки и реакции могут казаться неадекватными. По крайней мере, с первого взгляда. Иногда ученика приходится довольно долго «изводить», запутывать, сбивать с толку, прежде чем он откажется от попыток построить какие-то логические схемы, понять происходящее разумом, а не просто спонтанно реагировать на происходящее.
Некоторые ищут логику там, где её нет, совершенно не понимая суть дзэна. С такими учениками мастеру приходится либо возится очень долго и тщательно, либо отказаться от попыток к обучению. Однако прогресс в дзэне всегда внезапный, и зачастую он проявляется тогда, когда никаких подвижек от ученика уже никто не ждёт. Дзэнская тренировка включает в себя две важнейшие практики: дза-дзэн, или сидячую медитацию, и размышление над коанами. С коанами мы немного познакомились ранее. Однако для успешной медитации могут использоваться не только записанные, «канонические» коаны, но и истории из жизни учителя, какие-то двусмысленные фразы, неоднозначные ситуации. Дзэнские учителя — настоящие режиссёры: в процессе обучения они могут моделировать самые различные положения, выпутываться из которых ученику приходится, мобилизируя все свои умственные и моральные силы.
Особенно ярко это видно на примере «дзэнских» боевых искусств. Однако и в «небоевых» школах дзэна экстремальные ситуации, где от ученика требуется в короткий промежуток времени принять ответственное решение, нередки. Дзэн чрезвычайно популярен. Дзэнские наставники проповедовали чуть ли не на площадях, собирали огромные аудитории и, естественно, деньги. В Европу и Америке впервые в истории строились дзэнские буддийские храмы. Издавалась многочисленная литература, дзэнские психотехники и его философию изучали на государственном уровне в научных университетах. А виновником такой популярности дзэна на Западе был японский буддолог, долгое время преподававший в университетах Европы и США в том числе в таких престижнейших заведениях, как Колумбийский и Гарвардский университеты , Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.
Когда-то Судзуки сам был послушником в дзэнской школе Риндзай-сю. Однако интересы этого разностороннего человека не ограничивались одним лишь дзэн-буддизмом. Он написал множество работ по проблемным вопросам буддизма махаяны, чрезвычайно интересовался возможностями адаптации восточной культуры к западным реалиям. Однако знаменитым он стал благодаря пропаганде дзэна. Являясь признанным мастером, носителем традиции, и в то же время чрезвычайно образованным человеком он имел филологическое образование , Судзуки смог донести до западного автора непростую суть дзэнского учения. Дзэн в изложении профессора стал близок и понятен западному читателю, и оказался довольно привлекательным учением для стран, где духовные традиции были либо утрачены, как в Европе, либо ещё не сложились, как в США. Дзэн начал активно проникать в западную культуру.
Его положения стали использовать в психологии, философии, литературе, музыке и живописи. Эти люди использовали в своём творчестве дзэн. Дзэн виден и в их произведениях, написанных по наитию, в состоянии творческого озарения. Вы изучали философию Альберта Швейцера? Эта философия питается дзэном. В их психологических построениях ясно звучат дзэнские мотивы. На сегодняшний день дзэн не является самой популярной буддийской школой.
Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов. Однако дзэн сегодня сохраняет достаточно прочные позиции как на своей исконной территории, то есть в Китае, Японии, Корее, так и на Западе. Цифры говорят сами за себя: только приверженцев школы Сото-сю насчитывается около 7 миллионов человек. Школа Риндзай-сю, к которой принадлежал Судзуки, собирает под своими знамёнами не менее 3 миллионов человек. Дзэн живёт и развивается. Теперь, когда бум дзэна прошёл, настало время серьёзно и основательно изучить все аспекты этого явления. Что и делается сегодня психологами, учёными, философами и медиками.
Издаётся серьёзные исследования, появилась практическая литература, есть выбор. Сегодня с уверенностью можно сказать, что дзэн является для западной культуры чрезвычайно ценным приобретением. Теперь, когда он прошёл школу аскетизма и созерцания, когда он получил знания из уст известнейших учителей, Сиддхартха понял, что идти ему больше не к кому. То, что предложил ему Арата, что могли дать ему Алара и Уддаха, его не устраивало. Не такое спасение искал наследник Шакья. Не таким видел освобождение от страданий. Но иного знания ему никто не мог дать.
Оставалось одно: искать это знание самому. Благо инструменты для этого у него были: тело, закалённое в аскезе Аратой, и сильный, незамутнённый дух, познавший свою мощь в общине созерцателей. Были у него и первые ученики. Это были послушники, которые покинули общину созерцателей после того, как Сиддхартха заявил о своём уходе. Что же — он постиг учение аскетов и созерцателей. Отчего же он не может иметь учеников? Однако даже наличие учеников не снимало болезненного вопроса6 что же делать дальше?
Практиковаться в созерцании? Дойти до пределов возможного в аскетизме? Ведь сам-то он знал, что не достиг того, о чём мечтал. Как же он сможет учить других? Над этим стоило поразмышлять. И Сиддхартха опустился в Падмасану, называемую великой позой Лотоса, и погрузился в глубокую медитацию. Незаметно прошёл день.
Ученики Сиддхартхи поглядывали на неподвижно сидящую фигуру учителя с некоторой тревогой. Сами они никогда не медитировали так долго, ибо даже физически высидеть в одной позе полный день было нелегко. Наконец Каундинья, как старший ученик, решился подойти ближе. Он наклонился над лицом учителя… — Он не дышит! Учитель умер! Эта новость, как гром среди ясного неба, поразила остальных. Все пятеро собрались у дерева, где всё тек же, в полной неподвижности, темнела фигура учителя.
Мертвый бы упал. Да и руки не холодные… — рассуждал Асваджит. А руки тёплые от жары. А у тебя похолодели от холода, — объяснил рассудительный Вашпа. А теперь вот в первый день потеряли учителя… — расстроился Бхадрика. Глаза Гаутамы медленно раскрылись. Он словно выплывал из глубокого сна, с трудом распознавая в темноте лица своих учеников.
Крупнейшие буддийские поселения по стране
Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Он учит своих последователей обретать просветление и достичь высшего состояния сознания. Буддизм представляет собой одну из крупнейших религий мира и имеет огромную численность последователей. Численность христиан, мусульман, буддистов и других верующих в таблицах. Численность последователей основных религий мира.
Буддизм по странам - Buddhism by country
Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Он учит своих последователей обретать просветление и достичь высшего состояния сознания. Количество последователей буддизма. Численность буддистов. Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей. Количество последователей Буддизма, Христианства и Ислама в России Количество последователей этих религий в России постоянно изменяется и зависит от различных факторов, таких, как демографические изменения. Общая информация о религиозном составе России Количество Последователей Буддизма Христианства Ислама в России | Справочник Первый Международный буддийский форум пройдет в Бурятии в августе | Новости | Известия.
Какая религия самая распространенная в мире: интересный факт
Точка равновесия важна как точка духовного роста, и в каждом отдельном случае она должна определяться заново. Так, если буддийский монах в результате практик по «успокоению ума» впал в слишком заторможенное состояние, Будда рекомендует ему «взбодриться» с помощью более жёсткой аскезы. Принцип «срединности» пронизывает всё учение Будды. Например, учение об отсутствии «я» анатмавада предстаёт как срединный путь между крайностями веры в единый неизменный атман и уверенности в его разрушении после смерти; доктрина взаимозависимого происхождения элементов реальности пратитьясамутпада — как срединный путь между крайним кармическим детерминизмом и верой в случайность всего происходящего в мире. Идея срединности получила дальнейшее развитие в махаянской школе мадхъямака буквально — срединная. Согласно её основателю Нагарджуне , срединный путь — это снятие всех оппозиций и их растворение в пустоте всего сущего. Учение о человеке Будда считает, что источник возможного самоизменения, ведущего к освобождению, заложен в самой природе человека: состоя из частей, как и всё в мироздании, индивид лишён неизменного стержня — атмана «я», души , сохраняющегося в течение этой жизни и последующих перерождений, центра, управляющего разными его частями по своему желанию, «внутреннего правителя» как атман Упанишад. Выдвигая на первый план моральную сторону закона кармы человек несёт ответственность прежде всего за свои мысли и намерения, а уже потом за конкретные действия , Будда подчёркивает, что понятие вечного атмана как субъекта перерождения противоречит идее морального воздаяния и, прежде всего, возможности духовного самосовершенствования: ведь неизменный атман «не становится от хорошего деяния большим и не становится от нехорошего деяния меньшим» «Брихадараньяка-упанишада» , VI. Однако Будда не согласен и с тем, что смерть человека является полным прекращением его существования. На место атмана как статичного бытия Будда поставил сам процесс изменения в виде индивидуальной серии дхарм — дискретных психо-соматических событий, обусловливающих возникновение друг друга в определённом порядке пратитьясамутпада. Это должно было обосновать реальность изменений морального совершенствования или деградации в человеческой личности и, кроме того, существование морального воздаяния для индивида не только в виде его благоприятного или неблагоприятного будущего перерождения, как в брахманизме, но и в каждое мгновение данной его жизни.
Человек, по учению буддизма, это не соединение вечной души с бренным телом, как в других индийских учениях, а динамическая психосоматическая система, состоящая из взаимосогласованных в своём функционировании дхарм, образующих 5 групп скандх : рупа — тело и чувственные способности индрии ; ведана — ощущение приятное, неприятное и нейтральное ; санджня — восприятие, распознавание, словесно-концептуальная идентификация объектов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли ; санскары — факторы, определяющие реализацию кармы через определённую конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — 6 чувственных распознаваний, включающих пять внешних сенсорных распознаваний зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и распознавание внутренних состояний радости, страдания и т. Все скандхи образуют единую индивидуальную серию благодаря привязанности упадана к «я»; она же создаёт предпосылки будущих рождений и смертей, освободиться от которых можно, лишь искоренив в себе эгоцентричную установку, привычку понимать всё в терминах «я», «моё» и научившись рассматривать свои психические состояния как объективный процесс чередования дхарм система упражнений, разработанная для этого, включала медитацию над 32 элементами тела, сопровождающуюся постоянным повторением слов: «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я» и т. Однако при замене атмана скандхами возникала другая проблема: как объяснить тождество личности в разные моменты времени, память и узнавание, если нет неизменного субъекта? Обсуждением её занимались многие поколения буддийских философов. Будда разделяет традиционную индийскую идею циклического развития Вселенной, подчёркивая, что главную роль в нём играет духовный фактор — уровень сознания населяющих её существ. Помимо человека, единственного живого существа, способного изменить свою карму и даже окончательно освободиться от перерождений, испытав «просветление» бодхи и достигнув полного успокоения нирваны , остальные воплощают разные формы кармического воздаяния: дэвы, населяющие разные уровни небес награда за добродетельное поведение , асуры, духи предков, насельники адов, животные наказание за разные дурные проступки и наклонности. Это значит, что богам и другим существам, чтобы иметь возможность освободиться от сансары, нужно сначала переродиться в облике человека. Но, преодолевая сансару, человек преодолевает и само человеческое состояние, не обретая никакого иного. Нирвана — это всецело трансцендентный опыт, не поддающийся описанию и не имеющий ничего общего с блаженством, которое может пережить или даже вообразить обычный человек Будда сравнивает счастье обычных людей с удовольствием, испытываемым прокажённым от расчёсывания собственных ран, нирвану — с излечением от проказы, а разговоры о нирване с обычными людьми — с бесплодной попыткой объяснить прокажённому, в чём состоит удовольствие здоровых людей. Образ Будды Основатель буддизма не называет себя богом или посланцем богов, а говорит о себе как об обычном человеке, ставшем учителем в результате переживания опыта, «неизвестного ранее», — опыта «просветления» бодхи , видения реальности как она есть ятхабхутам , неизменно подчёркивая, что не он, Будда, важен для верующих, а то, что он открыл в этом опыте и чему учит, — дхарма «Те, кто видят дхарму, видят и меня»; «Дхарма — подобна Луне, Будда же — пальцу, указывающему на неё».
Однако в последующем развитии буддизма отношение к Будде претерпело существенные изменения. В некоторых школах раннего буддизма возникает представление о надмирной природе Будды локоттара , продолжающей существовать в особой трансцендентной форме. В махаяне исторический Будда рассматривается как одно из проявлений Абсолюта, появляется культ других будд в китайском и японском буддизме больше поклоняются Амитабхе или Вайрочане и особенно культ бодхисаттв. Если в ранних буддийских монастырях не было ни святилищ, ни изображений Будды, хотя уже существовало поклонение его останкам, то с развитием культовой и ритуальной сторон буддизма реликварии ступы становятся основными буддийскими культовыми памятниками, возникает живопись, скульптура, посвящённые Будде, а также практика паломничества к священным местам, связанным с его жизнью, календарные праздники главный из них — Весак , обряды жизненного цикла и т. Наряду с этим складываются направления, в которых любой культ, в том числе и культ Будды, считается препятствием к достижению «просветления» адептам предлагается отбросить Будду как грязную тряпку , а главное внимание уделяется «внутренней» работе над собой чань , дзен. Единство и многообразие в вероучении буддизма Несмотря на дистанцию между разными буддийскими традициями, ни одна из них не считается «ересью», поскольку в буддизме нет ни единого религиозного канона в каждом направлении имеется своя «священная литература» , ни общих положений, наделённых силой догматов. Ступа Бодхнатх в Катманду Непал. Дхарма — это и опыт, изнутри которого всё видится «как оно есть» ятхабхутам , и вместе с тем предписание метод , применяя которое можно испытать этот опыт самому. Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в каком-то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма — это всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации.
Для Будды главное различие между людьми связано не с их происхождением, а со степенью раскрытия заложенного в них духовного потенциала в махаяне его называют «природой Будды». В буддийских текстах это иллюстрируется примером с лотосами: в одном пруду они голубого цвета, в другом — красного, в третьем — белого, но независимо от цвета цвета символизируют сословия в каждом пруду есть и нераскрывшиеся, и полураскрывшиеся, и полностью раскрывшиеся цветы, высоко возвышающиеся над водой. Сострадание к тяжёлой участи живых существ побуждает Будду находить формы проповеди, соответствующие духовному уровню его слушателей. В буддизме эта тактика получила название упая каушалья «искусные средства» [обращения живых существ в буддизм]. Хотя принцип благорасположенности ко всем живым существам провозглашался и другими индийскими религиями, именно буддизм выдвинул его в центр своей этики. При этом в буддизме, прежде всего в раннем, добродетель больше ориентирована на непричинение зла, чем на активное делание добра, что вытекает из предпочтения нравственного мотива в сравнении с нравственным действием. Изначальная нацеленность на слушателя, реципиента позволила буддизму ассимилировать огромное количество местных верований. Иногда историческое развитие буддизма рассматривается как деградация первоначального учения Будды. Такой взгляд существует как среди буддистов прежде всего тхеравадинов, считающих себя носителями учения «самого Будды» , так и среди буддологов например, исследователей из Общества палийских текстов в конце 19 — начале 20 вв. Ольденберга, супругов Т.
Рис-Дэвидс и др. Однако распространение и развитие буддизма всецело соответствуют принципу упая каушалья, согласно которому учение Будды не истина, а лишь инструмент обретения истины, которая выше всех учений Будда говорил о нём как о плоте, который надо использовать для переправы через бурную реку, а потом просто выбросить. Поэтому, как бы ни были велики различия между направлениями и школами буддизма, все они, сохраняя учения о 4 благородных истинах и срединном пути, о взаимозависимом возникновении пратитьясамутпада , об изменчивости анитья , отсутствии постоянной сущности анатма и подверженности духкхе всех элементов существования дхарм , являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакьямуни. Школы Абхидхармы В течение нескольких веков после смерти Будды буддийская община сангха из содружества бродячих отшельников-одиночек превратилась в сообщество монахов, постоянно живущих в обителях вихара , расположенных вблизи деревень и городов остатки древнейшей вихары были найдены в штате Бихар, в окрестностях древней столицы Магадхи — Раджагрихи. Это позволяло буддийским монахам, никогда не занимавшимся хозяйственной деятельностью, существовать исключительно за счёт подаяний мирян. Распорядок дня монахов предполагал не только походы за милостыней и медитации, но и совместное изучение и обсуждение разных аспектов учения Будды, нередко перераставшие в дискуссии что было одной из важных причин образования новых школ. Чаще всего обсуждались вопросы о природе освобождения нирваны и о статусе освобождённого архата : является ли нирвана бытием или небытием, сохраняются ли в архате какие-то клеши омрачения , может ли существовать более одного освобождённого в определённом мировом пространстве лока , следует ли поклоняться тем, кто приближается к освобождению бодхисаттвам , и т. Вместо притч и поучительных историй, характерных для ранней устной традиции, в этих дискуссиях использовались определения, классификации и строгие процедуры доказательства с применением чётко очерченного терминологического аппарата. Этот метод, получивший название «абхидхарма» «дополнение, или прояснение, учения» , служил прежде всего сотериологической цели: указывать буддисту, какие аспекты опыта надо культивировать, а какие пресекать. Хотя традиция абхидхармы представляет себя продолжением учения Будды, в её рамках были разработаны и новые доктрины, и новые методы экзегезы.
Не случайно, что при почти полном совпадении в разных школах первых двух частей «корзин» — питака канона — Винаи и Сутры пали — Сутты , третья часть — Абхидхарма пали — Абхидхамма — у каждой своя. До нашего времени дошли Абхидхамма тхеравады на языке пали Шри-Ланка и Юго-Восточная Азия и сохранившаяся фрагментарно Абхидхарма сарвастивады на санскрите север и северо-запад Индии, а также Центральная Азия; до нашего времени она дошла в составе китайского буддийского канона в переводе на китайский язык. Философские идеи этих школ отражены в «Абхидхармакоше» , тексте, созданном в 4 в. Хотя некоторые элементы абхидхармистского анализа содержались в Сутра-питаке, именно с Абхидхармой обычно связывают появление первого систематического философского учения буддизма — теории дхарм как единственно реальных элементов существования. Свою главную цель абхидхармики видели в создании исчерпывающей классификации дхарм. Они также разработали принципы герменевтики , согласно которым принадлежность Будде тех или иных высказываний определяется в конечном итоге соответствием духу его учения, а противоречащие друг другу высказывания — следствие приспособления Будды к уровню понимания его слушателей по контрасту с экзегезой махаяны, которая рассматривала тексты как выражение либо абсолютной, либо относительной истины. Придавая первостепенное значение внутреннему миру человека, традиционные буддисты строили свою концепцию Вселенной, беря за основу уровень духовного развития населяющих её существ. Например, с точки зрения тхеравады во Вселенной существует бесконечное множество миров как капель в океане или песчинок в пустыне , каждый из которых разделён на три сферы: сферу желаний кама-дхату , включающую землю, ад, небеса и населённую людьми, животными, падшими существами и отдельными дэвами; сферу форм рупа-дхату — 4 этажа небес, соответствующие первым четырём уровням 8-ступенчатой медитации и населённые дэвами, преодолевшими свои желания, но сохранившими форму; сферу не-форм арупа-дхату — состояния сознания, соответствующие последним четырём уровням медитации. Идеалом святого в традиционном буддизме считается архат — монах, с помощью праведного поведения, аскезы и медитации искоренивший в себе все аффекты и обретший высшее знание и освобождение от сансары. К архатству ведут три ступени: 1 «вошедшего в поток» сотапанна , т.
Махаяна Как отдельное направление махаяна оформляется примерно в начале нашей эры в связи с появлением цикла сутр совершенства мудрости сутры Праджняпарамиты , претендующих на изложение «сокровенного учения Будды», а её расцвет и появление философских школ относится к середине и второй половине 1-го тысячелетия и связан с деятельностью Нагарджуны, Асанги , Васубандху, Дигнаги , Дхармакирти , Чандракирти , Шантаракшиты и др. Бодхисаттва в пещерах Аджанты Индия. В традиционном буддизме миряне могли уповать лишь на лучшее перерождение освобождение от сансары считалось прерогативой исключительно монахов. Однако роль простых доноров или благодетелей сангхи в обмен на «облегчённый вариант» наставления и крайне отдалённую перспективу нирваны уже не соответствовала растущему влиянию мирян и их стремлению найти в буддизме способ удовлетворения и своих более насущных религиозных потребностей — в вере, в утешении, в защите от жизненных невзгод. Монахи традиционного направления, подражая Будде, т. Последователи же махаяны, считая это «узким путём» хинаяной , выдвинули на первый план сострадание каруна и благожелательность по отношению ко всем живым существам майтри. Идеал святого, пекущегося о спасении других, — бодхисаттвы — пришёл на смену «эгоистическому» идеалу архата. Отказом от собственной нирваны бодхисаттвы способны обрести религиозную заслугу, часть которой могут передать верующим, чтобы те смогли переродиться в небесных обителях будд Чистых землях и там готовиться к окончательному освобождению. Однако иногда считается, что высшие небесные бодхисаттвы уже достигли нирваны и продолжают постоянно переживать её. К бодхисаттвам как главным объектам почитания в махаяне наиболее известны Авалокитешвара , Манджушри , Кшитигарбха добавляются другие будды особенно популярны Майтрея , Амитабха , Акшобхья , а также боги и богини разных индийских религий.
Так из сотериологического учения для монахов буддизм превратился в универсальную религию со своим пантеоном, культом и философской доктриной. Согласно махаяне, в каждом человеке и вообще в каждом живом существе содержится «природа Будды», которую он может раскрыть в себе разными способами, в том числе продолжая жить в миру и поклоняясь буддам и бодхисаттвам самое полное и систематическое развитие это учение получает в китайском буддизме. Основной ритуал махаяниста состоит в ежедневном покаянии в своих прегрешениях, посвящении своих заслуг другим, а также в мольбе к буддам, чтобы они оставались в нашем мире ради блага страждущих существ. Хотя махаянская сангха включает в себя наряду с монахами и мирских последователей, основными центрами буддийской философии и учёности остаются монастыри, где наряду с махаянскими изучаются и «хинаянские» тексты. На смену доктрине о всеобщем непостоянстве и отсутствии «я» приходит учение махаяны об имманентности постоянного нирваны, «природы Будды» непостоянному сансаре. В развитом мадхъямакой учении о пустоте шуньята дхарм как высшей реальности, Абсолюте, был сделан шаг от плюрализма абхидхармистских школ к последовательному монизму махаяны, получившему новый поворот в школе йогачаров «тех, чьё поведение соответствует йоге» , или виджнянавадинов «сторонников учения о сознании» , трактовавших пустоту как отсутствие реальности вне сознания. При этом важнейшее понятие этой школы — «сокровищница сознания» алая-виджняна , т. Новое направление получает в школах махаяны и традиционная практика медитации: её высшей целью становится полное освобождение сознания от всех форм феноменального бытия и реализация высшей пустоты, но при неизменном сострадании ко всему живому, поэтому считается, что «освобождённые» должны не уходить в нирвану, а вернуться в мир, чтобы помогать другим. Соединение махаяны с тантристской практикой приводит в 7 в. Ваджраяна, опирающаяся на тексты практического характера тантры , к 9 в.
Буддизм в Китае Процесс становления и развития буддизма на китайской почве можно разделить на 4 этапа: Статуя Будды в пещерном храме горы Юнган Китай. Статуя Будды в пещерном храме горы Юнган Китай. Проникновение индийских и центрально-азиатских форм буддизма 1—4 вв.
По данным статистики, ее исповедует более тридцати процентов населения планеты. Это около двух с половиной миллиардов человек. Самая многочисленная религия впервые появилась две тысячи лет назад. В ее основе — учения и жизненный путь Христа. По мнению экспертов-историков, она могла возникнуть и раньше.
Сегодня христиане есть практически в каждом государстве. Для людей существует единственный Бог, пославший своего сына на землю для спасения человечества. Он проповедовал мир и добро, старался распространить заповеди через Библию — Священное Писание. Согласно христианству, у каждого человека есть душа, которая живет вечно. Характер распространения христианства: Большая часть христиан проживает в европейских странах и американских городах; Австралия также считается христианским государством; Последователи Христа появились среди азиатов и африканцев, чему поспособствовала миссионерская деятельность жителей Европы; Православное христианство исповедуют в Украине, Белоруссии, Российской Федерации, в ряде восточноевропейских стран и некоторых регионах республики Казахстан; Католическое христианство распространено в Южной Америке, Северной Америке, западноевропейских и восточноевропейских государствах; Протестантское христианство преобладает на территории Канады, Соединенных Штатов Америки. Также Новая Зеландия, Австралия, Великобритания отдают предпочтение этому направлению. В Соединенных Штатах Америки есть все три направления христианства. Какая религия самая многочисленная — рейтинг верований в мире Каждая верующая страна имеет свои собственные традиции, обычаи, которым следуют граждане.
Религия не является принудительной.
Религиозные конфессии России диаграмма. Религиозная структура населения. Самые крупные религии мира. Религии мира статистика. Самая большая религия в мире по численности. Сиддхартха Гаутама Будда презе. Биография Будды кратко. Буддизм презентация. Презентация на тему буддизм.
Уникальность буддизма. Народы буддизма. Народы исповедующие буддизм. Буддизм — религия распространенная. Буддизм последователи религии. Распространенность буддизма. Буддизм страны распространения. Численность буддистов в России. Процент верующих в России 2020. Статистика религиозности в России.
Численность мусульман и христиан в мире на 2020 год. Количество верующих в России. Народ России, исповедующий буддизм ламаизм. Штат Бихар. Храм Будды в Индии. Махаяна Индия. Индия религия буддизм. Диаграмма религий в мире. Статистика религий в мире. Статистика религий в России.
Процентное соотношение христиан в мире. Соотношение мусульман и христиан в мире 2020. Процентное соотношение мусульман и христиан. Процент буддистов в России. Страны исповедующие буддизм на карте. Карта буддизма в мире. Буддийские статуи на фоне. Источники буддизма. Источники верования буддизма. Статуя Будды на фоне заката.
Хинаяна и махаяна. Буддизм древнейшая мировая религия. Буддизм самая древняя религия. Численность последователей основных религий. Религии России диаграмма. Распространение тибетского буддизма. Способ распространения буддизма. Основное распространение буддизма. Распространение ламаизма. Поклонение Будде.
Буддизм поклонение. Буддизм Возрождение. Восточная религия буддизм.
Основные религии мира. Основные конфессии в мире. Наиболее влиятельные религии мира. Процентное соотношение христиан в мире. Соотношение мусульман и христиан в мире 2020.
Процентное соотношение мусульман и христиан. Процент буддистов в России. Численность буддистов в России. Диаграмма населения мира. Численность населения в мире диаграмма. Численность народонаселения в мире. Диаграмма населения стран. Процент верующих в России 2020.
Статистика религиозности в России. Численность мусульман и христиан в мире на 2020 год. Количество верующих в России. Статистика Мировых религий. Количество последователей Ислама. Количество последователей Мировых религий. Самые распространенные религии. Сиддхартха Гаутама Будда таблица.
Возникновение буддизма. Буддизм религия. Буддизм презентация. Буддизм Будда дхарма и Сангха. Школы тибетского буддизма. Буддист последователи. Ламаизм последователи. Народ России, исповедующий буддизм ламаизм.
Карта распространения протестантизма в мире. Религиозные центры христианства в мире. Современные буддисты. Буддизм в современном мире. Индийцы буддисты. Страны буддизма на карте мира. Буддисты на карте мира. Религиозный состав Австралии.
Христианские конфессии диаграмма. Религиозные конфессии России диаграмма. Страна с наибольшим количеством буддистов. Страны с большим количеством последователей буддизма. Количество буддистов по странам. Конфессиональный фактор регионализации. Карта распространения иудаизма в мире. Иудаизм в мире карта.
Далай лама 2012 г Индия Дели декабрь. Буддизм богослужение. Русский буддизм. Буддисты в Америке.