Новости кто написал оперу хованщина

В Театре Станиславского «Хованщину» представляют в редакции Шостаковича с музыкой финальной сцены, написанной композитором Владимиром Кобекиным. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет.

Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1

Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать». «Опера «Хованщина» впервые прозвучала целиком на родине великого композитора, – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на экскурсии в Псковском Кремле. Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное.

Хованщина - Khovanshchina

«Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.

Премьера оперы "Хованщина"

Работа началась в 1870 году и продолжалась вплоть до самой смерти мастера в 1881. Либретто оперы не имеет первоисточника и целиком написано самим композитором. Создавая его, автор проделал не малую исследовательскую работу: материал для сюжета оперы он черпал в различных исторических трудах и подлинных документах XVII века. Художественный руководитель постановки — заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кущёв Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Андрей Иванов Режиссер-постановщик — лауреат международных конкурсов Павел Сорокин Художник-постановщик — народный художник России Вячеслав Окунев Хормейстер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева Художник по свету — Ирина Вторникова Хореограф-постановщик — Ольга Костель.

Работа растянулась на восемь лет.

Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел: после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Кто дописывал «Хованщину» и сколько в ней оставалось от первоначального замысла композитора, слушайте в программе «Нескучная классика».

Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках.

Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки.

Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет!

Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет? Аль недруг злой наложит руку на судьбу твою? Аль немчин злорадный от судьбы твоей поживы ждет?

Стонала ты под яремом татарским, шла, брела за умом боярским.

Он принимал живое, деятельное участие в работе. Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. Известно, что, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. Стасову, 1872 год Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров.

Однако предложение было отклонено. Страница из сочинений М.

Последние события

  • Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
  • Опера "Хованщина"
  • Как отдать «Жизнь за царя»
  • «Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского

Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. «Хованщина» — последняя опера Модеста Мусоргского. Опера «Хованщина» — одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Не далее, как сегодня, мне пришлось прочитать статью, написанную в газете «Новости» и проникнутую необычайно сильной злобой и ненавистью.

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Одной из первых на задержание Хованского отреагировала партия ЛДПР , которая поспешила откреститься от него. Там заявили, что блогер не является помощником Власова уже несколько месяцев, и связали ситуацию с предстоящими выборами. Примечательно, что пост с заявлением партии на странице "ВКонтакте" позже был удален. Скандал вокруг Юрия Хованского произошёл за 3 месяца до выборов в Госдуму, а поводом для него стал инцидент 10-летней давности", — говорилось в нём.

Василий Власов и Юрий Хованский. Автор: vk. Он допускает, что власть таким образом пытается нарастить своё влияние на блогосферу в преддверии осенних выборов.

В целом же драйвером сейчас конечно являются не прошлые протесты, а текущая ситуация связанная с подготовкой к выборам", — полагает эксперт. Депутат Заксобрания Петербурга от "Яблока" Борис Вишневский также не считает, что дело Хованского может быть частью реакции власти на зимние протесты. Задержание блогера он объясняет инициативой силовиков.

С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви. Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи. После Петербурга опера поедет в Большой театр, где прозвучит с 13 по 17 марта.

Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор. В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники.

Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы. Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана. Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий.

Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению?

Для спектакля, в котором задействованы десятки человек, созданы потрясающие декорации и костюмы - чего стоит одна только финальная сцена самосожжения староверов, в которой задействованы более 80 человек. Опера исполняется на русском языке, но для удобства зрителей в спинки кресел встроены специальные электронные табло, на которых появляется "бегущая строка" синхронного перевода на английский язык.

Мусоргский начал писать "Хованщину" в 1872 году, но так и не закончил. На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского. Танец "Пляски персидок" в четвертом действии поставлен знаменитым французским хореографом Бенжаменом Милльпье, который известен тем, что является постановщиком всех балетных номеров для кинохита "Черный лебедь" Даррена Аронофски. Для него это стало дебютом на сцене нью- йоркского театра. Опера сошла со сцены после сезона 1998-1999 годов.

В нынешнем сезоне "Хованщина" будет сыграна на сцене нью-йоркского театра шесть раз.

Хованщина: стрельцы против Софьи

Мусоргский М. Мусоргский Модест Петрович очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением. Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове.

Материалы для либретто оперы «Хованщина» выписки из летописей. Вложен читательский билет М.

В репертуаре Мариинского театра сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» на мариинской сцене. Примечательно, что в этой постановке, в далеком 1911 году, режиссером и исполнителем роли Досифея был сам Федор Шаляпин, а художником выступал Константин Коровин. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».

Работу над народной музыкальной драмой в пяти действиях Мусоргский продолжал последние восемь лет своей жизни, но так и не успел ее окончить, оставив после себя клавир, черновики и несколько оркестрованных сцен. После него в князя Хованского, Голицына, Марфу, стрельцов, петровцев, Шакловитого, историю и народ продолжили вдыхать жизнь Николай Андреевич Римский - Корсаков, Игорь Стравинский и Морис Равель, Дмитрий Шостакович, создавая различные варианты звучания полотна о судьбе страны. В 2015-м же для постановки была выбрана редакция Дмитрия Шостаковича, а финал дописан композитором Владимиром Кобекиным по заказу театра.

На площадке гордо возвышается огромный дом из досок, у которого отсутствует одна стена, с покатой крышей, двумя лестницами, множеством выходов, лавками и, конечно, накрытым столом, который разделен упавшей балкой. Художник - постановщик Владимир Арефьев выстраивает не то палаты Голицына, не то двор Хованского, не то съемочный павильон, не то избу под названием "Россия". Сцена лишена тканевого занавеса, но закрыта занавесом звуковым. Еще до начала увертюры сцену начинают заполнять стрельцы в красных кафтанах, знаменуя скорый приход кроваво - алой зари, начало рассвета на Москве - реке. Оркестр соединяет реальность и живописность, стрельцы усаживаются, хмелеют, пируют, а по заднему плану неспешно проезжает телега с тряпьем и убиенными, на которую чуть позже беззаботно усядутся дети, ближе к финалу именно на нее бросят тело убитого Хованского. Вокруг этого стола и будет выстраиваться все действие: за ним пьют и играют, вокруг него выплясывают и бегают, на нем пытаются любить и читают списки умерших, за ним решаются вопросы о судьбе державы. Немировича-Данченко, рецензия Кажется, что в спектакле изнутри светится сама изба, наполненная спрессованным воздухом. Воздухом плотным, законсервированным, сгущенным, которого очень много, но нечем дышать.

Дамир Исмагилов создает световую партитуру, выстраивая ажурные переливы, пробивающиеся сквозь доски золотые струи, выводя светом черные кресты по стенам и лицам в сцене самосожжения раскольников. При статичной декорации пространство ни на минуту не перестает модернизироваться: в сцене гадания оно мистически - тревожное и заброшенное, в момент неистовствования хора - объемное и широкое, в дуэтах - интимно-комнатное, в финале - мертвенное, схожее с безжизненной атмосферой верещагинского "Апофеоза войны". Оркестр под руководством Александра Лазарева наполняет Русь звучанием густым, торжественным, бравурным, но при этом правдивым, страстным, выражающим мятежный дух. Кажется, что они три с половиной часа укрощают ретивую и непослушную стихию, вихрь, беспощадную чуму.

Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года. Спектакль идет с двумя антрактами.

Из истории оперы «Хованщина»

9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. | Фото из оперы "Хованщина" в постановке Ростовского музыкального театра.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова Купить официальные билеты на оперу Хованщина в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Билеты в Большой театр» Репертуар» ХОВАНЩИНА» Публикации» Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1. Сцена из оперы «Хованщина» Государственного академического Мариинского театра. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина».

Khovanshchina

  • Содержание
  • «Нескучная классика». Модест Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»)
  • М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
  • «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

Опера "Хованщина": прикосновение к профессиональному мастерству

  • Постановка
  • Модест Мусоргский
  • Хованщина как зеркало добра и зла
  • Хованщина, отзывы на Оперу – Афиша-Театры
  • Последние события
  • Хованщина - Khovanshchina

Кто написал оперу "Хованщина"?

Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового. Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого — лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам».

Отсюда композитор ведет к развязке трагедии — гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни. В этой сцене, так же как и в финале оперы самосожжение раскольников , Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания. Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен — «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены. Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики.

Первая картина. Палата в подмосковной вотчине Хованских. Сенные девушки песнями развлекают хмурого, терзаемого тревогой князя Ивана. Персидские рабыни пляшут перед ним. С недоброй вестью приходит слуга Голицына: грозные настали времена, князь советует вести себя осторожней. Но предостережение вызывает только дикую вспышку гнева Хованского.

Внезапно появляется Шакловитый — царевна Софья просит князя на совет. Обрадованный и польщенный, Хованский наряжается в пышное платье, девушки запевают ему славу, но у самого выхода из палаты убийца ударом кинжала поражает Хованского насмерть. Шакловитый торжествует над поверженным врагом. Вторая картина. Красная площадь. Медленно движется печальный поезд — везут в ссылку князя Голицына.

Скорбит, не видя выхода, другой представитель старой Руси, Досифей. Появляется Андрей Хованский, еще не знающий ни о смерти отца, ни о полной неудаче заговора, гневный и нетерпеливый. Марфа рассказывает ему обо всем, и присмиревший, испуганный Андрей молит ее укрыть его, спасти.

Сначала произведение не было допущено даже до рассмотрения: прежде всего чиновников смущало изображение церковных распрей. Первыми «Хованщину» воплотили артисты-любители из петербургского Музыкально-драматического кружка.

Затем произведение вошло в репертуар «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова. Государственный театр, Мариинский, впервые осмелился на постановку лишь в 1911 году. Позже путь оперы на сцены советских театров религиозная основа «Хованщины» сделала также чрезвычайно тернистым. Он получил образование в петербургском Морском кадетском корпусе, стал офицером и участвовал в кругосветном плавании. Пению лейтенант в отставке начал учиться в консерватории Санкт-Петербурга.

Старообрядцы, возглавляемые Досифеем. Князь Хованский желает достичь царской власти. Стрельцы представлены как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы показаны как мужественные и бесстрашные люди, которые ради веры готовы к самосожжению. Большая роль в развитии действия отведена народу. Хоры весьма разнообразны. Достаточно ярко олицетворены индивидуальные образы: Голицын — самовлюбленный и лукавый. Иван Хованский — властный и надменный.

Досифей — величественный. Марфа — страстная, сильная, готовая на подвиг. Андрей Хованский — слабый и мятущийся. Федор Шакловитый — настроенный патриотически. Кузька — бесшабашный и веселый молодой стрелец. Подьячий — корыстный и трусливый. Характеристика первого действия Опера «Хованщина». Краткое содержание I д.

В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается. Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены.

Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного.

На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий