Глава из книги «Матрона Московская». Верующие встречу Иосифа Сталина и Матроны Московской называют судьбоносной. Неизвестные залили краской икону святой Матроны Московской — на ней изображен руководитель Советского Союза Иосиф Сталин.
Почему люди отрицательно восприняли икону «Матрона и Сталин» в храме
Матрона и Сталин. Что же касается иконы, на которой изображены Матрона и Сталин, то пока неясно, в какое время она была написана. Кто такая святая Матрона Московская и правда ли, что она благословила Сталина Фото.
Кто такая святая Матрона Московская и правда ли, что она благословила Сталина
Это сделала оппозиционная активистка Ната Перадзе, после этого у её дома проводились митинги протеста. Всё произошло 9 января. МВД Грузии возбудило дело по факту вандализма. За осквернение святынь власти Грузии хотят ужесточить ответственность. Сам герб решили отправить на хранение в музей.
По легенде, когда немецкие войска стояли под Москвой, «отец народов» приезжал либо в Староконюшенный переулок, либо в Сокольники, где в пристройке к церкви Тихона Задонского Матронушка принимала страждущих. По понятным причинам разговор если и был, то состоялся один на один. Верующие встречу Иосифа Сталина и Матроны Московской называют судьбоносной. После посещения провидицы, был отдан приказ облететь с иконой линию фронта под Москвой, и через месяц фашисты были отброшены от столицы. Известно в народе и предсказание Матроны о том, что «война начнется в день Всех Святых», то есть 22 июня. Оно передавалось из уст в уста задолго до нападения Гитлера.
На иконе «вождь народов» изображен вместе со святой Матроной Московской. По легенде, Иосиф Сталин встречался с ней осенью 1941 года. Несмотря на то, что нимбом на иконе наделена только старица, генеральный секретарь в привычной шинели выглядит весьма одухотворенно. Игумен Евстафий для комментариев был недоступен. Ранее он заявлял, что Иосифа Сталина он почитает "как своего отца".
Об этом сообщается в заявлении Патриархии Грузии. Русская православная церковь в ходе проведения исследований не обнаружила фактов, подтверждающих, что Матрона Московская встречалась с главой СССР, поэтому эпизод необходимо изменить. Грузинская патриархия призывает переписать икону тем, кто передал ее храму, иначе церковь будет вынуждена сделать это сама.
Легенда или правда в фильме «Мария»: как был связан Иосиф Сталин с Матроной Московской?
Икона св. Матроны Московской и Сталина появилась в 2008 году на основе популярной легенды. У версии о встрече блаженной Матроны Московской и И. В. Сталина есть как сторонники, так и противники. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. Пророчества и видение будущего св. Матроны Московской (+ 1952)завоевало доверие среди жителей России.
ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Красный петух черного заклюет. Помогут тебе рассеять тучи сатанинские Серова 2009: 71. От первоначального текста в версии Серовой остается только «красный петух». Фольклорный его белый противник по велению автора становится черным, видимо, из-за соседства с «тучами сатанинскими». Покровительственно-ободряющее похлопывание по плечу заменяется на постукивание по лбу, видимо, более понятное читателям, ожидающим от старцев юродского поведения. Если в книжке Ждановой Иосиф Сталин идет к прозорливой Матроне Никоновой за советом как частное лицо, то в тексте Серовой политический лидер православного государства отправляется за благословением к святой старице. Он становится эпическим героем, сопоставимым со святыми Дмитрием Донским и Александром Невским. Как уже говорилось, сюжет о встрече православной святой и главы советского государства не вошел в официальный вариант жития Матроны, изданный к ее канонизации. Однако чрезвычайная популярность этой святой порождает высокий спрос на литературу о ней и стимулирует издательства и авторов к публикации агиографических материалов о ней.
При этом у Церкви, видимо, нет инструментов контроля над качеством выпускаемой православной продукции и над существующими в условиях относительно либерального рынка издательствами, в том числе православными. Поэтому признанный апокрифическим сюжет появляется в книжках о Матроне, даже изданных с благословения того или иного церковного иерарха. Вообще вопрос о том, какие православные издания считать признанными официальной Церковью, а какие — нет, совсем не прост. Практически никакие формальные издательские характеристики книги не могут быть надежным свидетельством ее каноничности. Подвергшееся критике Комиссии по канонизации святых «Сказание» издано маленьким монастырским издательством, но первое переиздание, сохранившее практически весь текст оригинала, включая истории о встрече со Сталиным, сделано в солидном издательстве Свято-Данилова монастыря, от которого логично было бы ожидать серьезной цензуры Жизнеописание 1996 , тем более что на книжке стоит благословение патриарха. Благословение епископа или патриарха на форзаце книжки, относительно недавно введенное в православный издательский обиход, видимо, с целью контроля над качеством выпускаемой литературы, также не является гарантией соответствия текста церковным канонам. Во-первых, разные епископы внутри Церкви нередко занимают несхожие позиции, и можно попросить благословения у наиболее «подходящего»; во-вторых, благословение может браться устно и пониматься вольно, не обязательно как разрешение на какое-то конкретное дело или книгу. В случае с благословением старцев, которые, как известно, склонны говорить притчами, не отвечать на поставленный вопрос и т.
Ситуация еще более осложняется тем обстоятельством, что и светские издательства нередко берутся за публикацию книг как будто православного содержания. Некоторые считают полезным для улучшения продажи тиража получить благословение епископа. Другие, видимо, уверенные в том, что популярность выбранной темы достаточна для обеспечения успешных продаж, обходятся без этого. На книге упомянутой выше И. Серовой благословения нет, как нет его и на брошюре, выпущенной под именем Анны Чудновой в неком издательстве АСТ, вообще специализирующемся на выпуске дешевых книжек о здоровье[218]. В обеих этих книгах помещен также альтернативный акафист Матроне, согласно Чудновой, продиктованный самой святой некой рабе божьей Наталье Чуднова 2009: 96—105; в тексте Серовой этот же акафист помещен без комментариев [219]. В книге Чудновой размещен и текст службы святой праведной Матроне Московской Чуднова 2009: 106—121. В глазах неискушенного потребителя православной «литературы для народа» нет разницы между книжкой с официально признанными житием и акафистом и их разнообразными авторскими вариантами: достаточно темы и оформления книги икона на обложке, особые шрифты , чтобы сделать ее легитимной.
В этой ситуации рыночной конкуренции выживание сюжета о благословении Сталина Матроной этнографические истории об изгнании беса не попадают в такие издания свидетельствует о его востребованности в читательской среде. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Интересно, что образ Сталина представлен только в одном из 18 сюжетов, изображенных на иконе. А обнаружили его, как сообщали «Новые Известия», перед Рождеством. Но самое любопытное состоит в том, что икона действительно написана в России, причем еще в 2008 году, и уже успела вызвать скандал, поскольку была выставлена в одном из храмов Петербурга. В итоге ее пришлось снять. Местные общественные организации призвали церковные власти убрать икону из храма, однако представитель церкви Андрия Ягмаидзе пояснил, что это вовсе не икона Сталина, а скорее икона с изображением Сталина: «Злодеи тоже могут быть изображены на иконах, как, например, Диоклетиан. Но это другой случай, Сталин здесь изображен не в негативном контексте».
Тогда жительница Тбилиси Ната Перадзе облила эту икону краской и разместила трехсекундное видео об этом в своем блоге, после чего ей стали угрожать смертью.
Предполагалось, что Сталин, в юности учившийся в православной духовной семинарии, в годы войны обратился к вере, пытался искупить вину «за отступление от Бога» и замолить многочисленные грехи. Однако большинство представителей РПЦ высказались о неоднозначной иконе крайне негативно. Руководитель пресс-службы патриарха московского и всея Руси В. Вигилянский назвал разговоры о сталинской «святости» кощунством и глумлением над жертвами репрессий. Священник напомнил о почти стопроцентном истреблении духовенства во время правления Сталина. Игумена Евстафия обвинили в сектантстве и назвали «церковным экстремистом», напомнив, что изображать какой-либо образ на иконе и почитать его в церкви можно лишь после официальной канонизации. Что уж говорить о Сталине — палаче и убийце, которого никто и не думал причислять к лику святых.
Неподтвержденная встреча Один из аргументов противников иконы заключался в том, что факт встречи главы советского государства и святой Матроны не подтвержден. Да, легенда о том, что вождь приезжал к святой, бытует, притом в нескольких версиях, но официальных документов о визите Сталина нет. Конечно, они могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать огласки. По мнению архимандрита Иова Гумерова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту». Но как быть с отсутствием свидетельств очевидцев?
Исходя из этого, можно сделать вывод, что встреча Сталина с Матроной Московской — миф. Ни одного подтверждения нет, ни одного свидетеля нет, скорее всего, это попросту городская легенда, одна из многих, окружающих личности и Иосифа Виссарионовича, и блаженной. Понятно, что после изложенного выше вопрос этот теряет актуальность, однако, легенда есть легенда — затрагивает она и этот «аспект». Итак, согласно распространенным мифам, Матрона Московская: предсказала победу «Красного петуха»; сообщила, что Москва не сдастся врагу; сказала, что нужно облететь столицу на самолете с образом Казанской Божьей Матери; уверила Сталина, что тому следует восстановить несколько православных храмов и монастырей. Собственно, все случилось именно так — вскоре после легендарного визита икону Божьей Матери действительно «обвезли» на самолете вокруг Москвы, немец покатился от столицы, а уже к 1943 году по личному указанию Сталина было восстановлено несколько храмов. Но не нужно воспринимать эту информацию, как подтверждение реальности встречи Вождя с Матроной. Если верить мифу, то содержание той беседы не было известно вообще никому, даже сталинским телохранителям, которые остались на улице, ожидая своего «патрона», а сам глава государства, разумеется, никогда и ни с кем эту тему не обсуждал. Так что встреча эта действительно вряд ли когда-то была, а если вдруг она и состоялась в 1941 году, то подробностей ее мы не узнаем никогда, невзирая на все усилия историков — тайну об этом Сталин и Матрона Московская унесли с собой в свои могилы!
Легенда о встрече Матроны Московской со Сталиным
Ее нужно вынести из храма, и, спасаясь от фашистов, привезти в Москву. А просто Сталин встретился с очень почитаемой в Москве старицей, к которой стоят длинные очереди из нуждающихся в помощи очевидно, что прообразом была Матрона Московская , и та сказала, что икону нужно поднять на самолете в воздух и облететь столицу: это поможет защитить город от фашистских войск. Когда вышел трейлер картины, он вызвал самые возбужденные отклики в соцсетях. После премьеры на радио «Комсомольская правда» пришли в гости режиссер Вера Сторожева и актер Сергей Пускепалис, сыгравший в картине одну из важных ролей второго плана. Спасти Москву» - не об этом, не о приказе Сталина.
Это история про девушку Марию, которая пересекла линию фронта: икона находилась в храме на оккупированной фашистами территории, в ее родном городе - поэтому ее, младшего лейтенанта НКВД, туда и отправили… А она в свое время предала собственного отца, отреклась от него, но после этого путешествия стала другим человеком. Нельзя сказать, что глубоко религиозным, но жизнь ее точно переменится. Спасти Москву» Да, у нас есть эпизод, в котором Сталин встречается со Старицей - и это еще в момент выхода трейлера стало ужасным известием для множества людей: верующих, неверующих, либералов, патриотов, не-патриотов… Но такая легенда правда существует! В «Сказании о житии блаженной старицы Матроны», написанном Зинаидой Ждановой, в одной квартире с которой святая жила несколько лет, этот эпизод упомянут.
Потом, когда готовилась канонизация, из жития он был убран. Однако у нас кино вовсе не документальное, и мы позволили себе предположить, что все могло произойти именно так. И даже лица мы ее толком ни разу не видим. С этим сценарием до нас работали другие кинематографисты.
Они обратились в Патриархию, и там попросили убрать это имя, назвать ее просто Старицей. Я с этим согласна: у нас в картине получился собирательный образ. Все, конечно, мгновенно считывают прототип, но мы не хотели спекуляций: похожа - не похожа, так говорила или не так… И все же мы рассматриваем прежде всего историю Марии, отца Владимира, который служит в церкви, где хранится икона, и сержанта, который вместе с Марией отправляется на задание. Вот это наши герои.
Спасти Москву» Вера Сторожева смеется : - А надо было, чтобы с зубов у него кровь капала? Сергей Пускепалис: - Я был рад, что Вера предложила мне поучаствовать в этой картине, с ее достаточно деликатным и чувственным сюжетом. Там с людьми происходят метафизические вещи - и ты понимаешь, что в жизни есть что-то важнее, чем сиюминутная, сегодняшняя ситуация, которая сложилась в обществе… Вот спорят спас ли облет Москву.
В среду группа радикально настроенных граждан попыталась ворваться в дом, где проживает Перадзе, однако полиция помешала им это сделать. Они также требовали от правоохранителей задержать активистку по уголовной статье, которая предусматривает до года лишения свободы за незаконное препятствование в исполнении религиозных обрядов путем насилия, угроз, или оскорбления чувств верующих. Радикальная группа анонсировала митинг 13 января с требованием в адрес властей наказывать граждан за осквернение святынь.
Потом он свои убеждения поменяет. Артур играл у меня ангела. Почему бы теперь ему не сыграть священника? Мне нравится, когда в кастинге есть некий парадокс. Это небывалый случай. Затем будет еще четыре насыщенных съемочных дня в Москве. Понятно, что люди, покидая Москву, все бросали.
По-моему, Косыгин вспоминал, как остался в министерстве один. Все разбежались. Для того, чтобы создать видимость, что все работают, он бегал из кабинета в кабинет, отвечая на телефонные звонки. Мы придумали этот город и снимем его в Ростове Великом, где только монастырь и отреставрирован. Мы будем снимать в церкви Блаженного Исидора, построенной по указу Ивана Грозного. У нас будет Тихвинская икона Божией Матери, поскольку по одной из легенд, именно с ней был совершен облет Москвы. Облета как такового показывать не будем, но покажем весь путь нашей героини с иконой, который ее изменит. В сценарии было больше сцен с их участием, но я не хотела фокусироваться на Сталине.
Это всегда очень зыбкая почва, рождающая сравнения: похож — не похож. Я отношусь к Сталину как к тирану, считаю, что цель не оправдывает средства. Мою бабушку и прабабушку выслали в Казахстан. По дороге туда прабабушку вместе с малолетними детьми убили. Но у Сталина же кровь с клыков не капала. У него были и какие-то человеческие проявления.. У нас он посетит Матрону и не покинет Москву в последний момент по непонятной причине, когда все эвакуировались. У него же была аэрофобия.
Самолет для него был готов. А было ли чудо - это тайна, как и все чудесное. За икону полегло шесть парней, которые не понимали, чего от них хотят, что это за икона, и что за странное задание они получили? В житии Святой Матроны вымарали то, что Сталин к ней приходил. У каждого своя политика. У церкви - одна, у историков - другая, а в Храме Вооруженных Сил в Кубинке есть мозаика с изображением самолета, священника с иконой и военных. Роль начальника охраны Сталина Николая Власика сыграл Станислав Селиванов — не актер, директор съемочной площадки. Фото: Светлана Хохрякова - Сложно снимать зимой?
Но октябрь-ноябрь всегда были очень холодными в Москве. В 1941-ом стояли морозы, выпал снег. Немцы на это не рассчитывали, у них вообще не было теплой одежды. Мне кажется, что октябрь 41-го — самый трагический момент войны. Я была красным следопытом. У нас в Ставрополе в школе был прекрасный музей, и мы ездили к ветеранам в Москву и Ленинград, к Маресьеву, Долорес Ибаррури. А директором школы был участник войны без руки, чем-то похожий на Олега Ефремова. Эти люди были рядом и моложе, чем мы сейчас.
Так что очень сложная задача — снять этот фильм. У меня были картины «Небо. Девушка» и «Путешествие с домашними животными», про которые я думала: вот бы утром встать, и ничего этого нет.
И однажды, увидев Сталина, он набрался смелости и сказал ему: «Иосиф Виссарионович, вы хотите узнать, кто выиграет войну? Есть прозорливая женщина, которая может Вам все рассказать. Она живет по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок». И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону. Это было в 1941 г. Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой.
Ты один из начальства не покинешь Москву» Житие и чудеса 1998: 60; Житие святой 1999: 60. В этом варианте сюжета упрощенный «земляческий» нарратив соединяется с другим, более коротким рассказом из текста Ждановой: «Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: «Красный петух победит»» Жданова 1993: 77. Предсказание победы красного петуха над белым [217] — сюжет, типичный для крестьянского эсхатологического фольклора, — лишний раз указывает на социальную среду, в которой происходило почитание Матроны. В такого рода рассказах эта битва обычно соотносится с победой русских красного петуха в Великой Отечественной войне ср. Как правило, при этом сообщается, что предсказание исхода битвы записано в Библии, см. В современных «городских» текстах о Матроне «красный петух» утрачивает фольклорные эсхатологические коннотации см. В большинстве вариантов жития Матроны «земляческий» нарратив вообще исчезает; встреча Матроны со Сталиным теряет характер частного визита, устроенного при посредничестве земляка Матроны, привозившего в Кремль продукты; меморат уступает место фабулату. Вот как пересказывает этот сюжет православная писательница, «профессиональный текстолог» Инесса Серова, которая «в свое время училась у знаменитого Дмитрия Сергеевича Лихачева работе с текстом» Серова 2009: 17—18 , в выдержавшей уже несколько переизданий книжке из серии «Помощь святых»: Не могу прокомментировать эти сведения — быль они или небыль. Но рассказывают в народе такое. К Матронушке в комнату в Староконюшенном переулке на Арбате приезжал осенью 1942 так!
Ему рассказали, что живет в Москве блаженная прозорливица старица Матрона, которая своими молитвами город держит, врагу в него войти не дает. Вот Сталин и пошел испрашивать совета, не сдать ли ему, как Кутузову, Москву. По легенде, Матронушка благословила его собраться с духом и силами. Она маленьким своим пухлым кулачком постучала вождя всех времен и народов по лбу и сказала: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет… Все наше воинство небесное тебе помогает. Красный петух черного заклюет. Помогут тебе рассеять тучи сатанинские Серова 2009: 71. От первоначального текста в версии Серовой остается только «красный петух». Фольклорный его белый противник по велению автора становится черным, видимо, из-за соседства с «тучами сатанинскими». Покровительственно-ободряющее похлопывание по плечу заменяется на постукивание по лбу, видимо, более понятное читателям, ожидающим от старцев юродского поведения. Если в книжке Ждановой Иосиф Сталин идет к прозорливой Матроне Никоновой за советом как частное лицо, то в тексте Серовой политический лидер православного государства отправляется за благословением к святой старице.
История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт?
Об этом сообщается в заявлении Патриархии Грузии. Русская православная церковь в ходе проведения исследований не обнаружила фактов, подтверждающих, что Матрона Московская встречалась с главой СССР, поэтому эпизод необходимо изменить. Грузинская патриархия призывает переписать икону тем, кто передал ее храму, иначе церковь будет вынуждена сделать это сама.
А осенью 1941 года над страной нависла смертельная угроза. И это вполне могло способствовать встрече Верховного главнокомандующего с Матроной. Рассказ о встрече Сталина с Матроной выглядит так. В 1941 году вождю доложили - в районе Арбата живет некая прозорливица, способная предсказать исход войны. Вскоре вождь решился тайно посетить Матрону. Встреча со Сталиным якобы произошла в Сокольниках, в летней пристройке при церкви Тихона Задонского.
По немногочисленным описаниям, в церковном дворике десятка два человек томились в ожидании приема у блаженной.
Поэтому молиться на него, а тем более причислять к лику святых считают недостойным действием. Сталина и Матроны в действительности Люди, которые выступают против иконы «Матрона и Сталин», в качестве аргумента требуют доказательства их встречи, а таковых нет. Но в действительности никто не может отрицать и обратной ситуации. Существует легенда, что И. Сталин в 1941 году посетил Матрону, чтобы узнать, чем закончится война, и нужно ли ему покидать столицу. Как и в каждой легенде, так и в этой может быть доля истины.
Сталин действительно не покинул Москву, как это сделали остальные члены правительства. Встреча также могла быть на самом деле.
Неподтвержденная встреча Один из аргументов противников иконы заключался в том, что факт встречи главы советского государства и святой Матроны не подтвержден. Да, легенда о том, что вождь приезжал к святой, бытует, притом в нескольких версиях, но официальных документов о визите Сталина нет.
Конечно, они могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать огласки. По мнению архимандрита Иова Гумерова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту». Но как быть с отсутствием свидетельств очевидцев? Вряд ли приезд «отца народов» в одну из коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным.
Во время дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации, жила в комнатушках разных коммуналок. В какую именно наведался Сталин? Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может. А вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует — Староконюшенный переулок на Арбате.
В народе поговаривали, что глава советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону. Постучав вождя по правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала, что Сталин — единственный из партверхушки — не эвакуируется из столицы.
Легенда о встрече Иосифа Сталина с Матроной Себинской
- «Матрона Московская и Сталин»: что не так было с этой иконой - Русская семерка
- Читайте также
- Другие новости
- Патриархия Грузии потребовала стереть Сталина с иконы Матроны Московской
- Правила комментирования
Икону Матроны со Сталиным заменили в главном храме Тбилиси
Так уж получилось, что в этой истории переплелись одни из самых загадочных и противоречивых исторических персонажей XX столетия – Сталин и блаженная Матрона Московская. Дело о мелком хулиганстве завели после осквернения иконы с Матроной Московской и Сталиным в Тбилиси. Оказавшейся в центре скандала иконы святой Матроны Московской, на одной из клейм которой изображен Иосиф Сталин, больше нет в соборе Святой Троицы в Тбилиси. Икона Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина.
"Победа будет за тобой". Как святая Матрона благословляла Сталина
Матрона и Сталин. Святая Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова) жила в Москве, в Сокольниках, в пристройке при церкви Тихона Задонского. Икона «Матрона и Сталин» («Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина» [) — икона с изображением Святой Матроны Московской (1885—1952) и И. В. Сталина.
Встречались ли Сталин и Матрона Московская?
Вызвавшая широкий резонанс икона святой Матроны с изображением Иосифа Сталина пропала из храма Святой Троицы в Тбилиси. Как сообщает Sputnik Грузия, вместо нее повешена небольшая икона блаженной. Ранее сегодня ситуацию прокомментировал лидер "Альянса патриотов Грузии" — именно эта партия подарила храму икону со Сталиным. По словам Давида Тархан-Моурави, фигуру Сталина уберут с иконы.
Принесенные цветы затем освящают на ее мощах и раздают всем посетителям. Цветы, согласно советам, нужно поставить дома рядом с иконами и, кроме того, «можно есть, вместо чая заваривать — для улучшения здоровья, можно в подушку зашить, чтобы бессонницы не было». Разнообразные легенды вокруг личности Матроны Московской начали возникать еще при ее жизни. Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в деревне Себино Тульской области. Слепая от рождения, а затем еще и парализованная, она в возрасте восьми лет стала пророчествовать и исцелять. Большую часть жизни она прожила в Москве, ютясь в квартирах знакомых, и умерла в 1952 году. Матрона была похоронена на Даниловском кладбище, куда сразу началось паломничество. В 1999 году она была канонизирована РПЦ как местночтимая святая Московской и затем Тульской епархии, и ее прах был перенесен в Свято-Покровский женский монастырь. В 2004 году Матрона была причислена к лику общецерковных святых и стала первой в истории РПЦ канонизированной старицей. О ее жизни известно главным образом из «Сказания о житии блаженной старицы Матроны», составленного Зинаидой Ждановой, в доме которой Матрона жила незадолго до смерти. В сочинении Ждановой описывается в том числе и то, как Матрона снимает порчу, изгоняя бесов. Церковь критикует это сочинение, однако открыто ложным его не признает. Фактически его исправленный вариант послужил основой для официального жития Матроны, которое, однако, утверждает, что ее дар имел «христианскую природу» и «не имел ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями». Однако фигура новой святой до сих пор воспринимается неоднозначно. Своей скептической оценкой культа Матроны известен профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который указывает на непозволительное окружение ее образа различными суевериями и на догматически сомнительные истории, содержащиеся в книге Ждановой. На этом «псевдоправославном» сочинении, по его словам, и вовсе нужно поставить гриф «Перед прочтением сжечь».
В итоге пресс-служба патриархии Грузии призвала переписать икону, заявив, что изображение Сталина вызвало «противоречивые разговоры», а икона стала «объектом неоправданных оскорбительных действий», что привело к «напряженности в обществе». Встреча Сталина с Матроной не включена в канонический текст ее жития «из-за недостаточности доказательств», отметили в патриархии.
Однако в будущем она увидела молебны на Красной Площади и разрешенные правительством панихиды. Матрона верила, что в будущем человек станет более религиозным и нацеленным на духовный рост. Она советовала всем, кто приходил за советом или исцелением, помнить о вере, несмотря на запрет. Этот же совет касается и людей будущего, то есть, наших современников. Матрона была уверена, что только вера может спасти русского человека. Предсказанного Матроной будущего можно избежать только в том случае, если человек обернется лицом к Господу. Только вера может спасти Россию от разделения, народ — от рабства под властью иностранцев. Истинная любовь к Богу поможет сохранить землю для потомков и избежать кризиса. Предсказания Святой Матроны о будущем Украины и Белоруссии По многочисленным источникам, украинцев Святая Матрона называла славянами, которые не желают признавать своего истинного происхождения. Но проблема Украины не только в этом. Подобно россиянам, украинцы из видений Матроны отвернулись от Бога. Отрицание своего происхождения и веры станут причиной серьезной беды. В будущем Украины святая видела немало потерь и разрушений. Возможно, речь идет о событиях на Донбассе. Сложно сказать, сбылось ли это пророчество или самое худшее еще впереди. Возможно, Украина еще имеет шанс избежать того будущего, которое увидела в своих видениях Матрона. Для этого ее жители должны вспомнить свои корни и обратиться лицом к Господу. События в Украине в период с 2014 по 2017 год Матрона называла братоубийственной войной. Если верить ей, окончания войны на Донбассе придется подождать еще не один год. Кроме этого, в 2017 году в Украине ожидается еще одна проблема — наступление врагов, но пойдут они не войной, а обменяют свободу жителей на материальные ценности: В это время побегут люди с Украины! Не по своей воле побегут! Всему виной будет страх. Страх войны и голод, обнищание приведет к тому, что люди будут бросать свои дома, родные могилы землю и бежать в страны другие, в чужую сторону, где никто их не ждет! Опустевшие города и деревни будут проданы иностранным компаниям. Населенные пункты, из которых уйдут жители в поисках лучшей жизни за границей, уйдут с молотка за бесценок. Украинские территории будут принадлежать другим государствам, а Украина навсегда перестанет существовать как государство, потеряв свою целостность. Белоруссии нужно остерегаться Запада, который все больше внедряется в жизнь граждан и разрушает их устои. Многие жители поддадутся на провокации и попытаются устроить революцию. Власть жестоко задавит бунт, прольется много крови. Много нарушителей выживет, их будут судить и наказывать соразмерно причиненному ущербу. Но это будет последнее волнение в Белоруссии. В будущем она не будет участвовать в войнах, и внутри страны ожидается стабильность и процветание. Мировые катаклизмы не угрожают Белоруссии.